Состав суда надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции

Состав суда надзорной инстанции

Производству в надзорной инстанции посвящена гл. 41 ГПК РФ. Пересмотр в порядке надзора представляет собой самостоятельную стадию гражданского процесса, направленную на проверку законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.

На данной стадии осуществляется дополнительная проверка законности судебных постановлений и предоставляется возможность исправления допущенных судебных ошибок. Кроме того, институт пересмотра в порядке надзора способствует формированию единой судебной практики.

Субъектами права на обращение в суд надзорной инстанции являются лица, участвующие в деле. Право на обращение в суд надзорной инстанции реализуется лицами, участвующими в деле, посредством подачи надзорной жалобы.

Однако подача надзорной жалобы не является единственным и достаточным средством для возбуждения надзорного производства. Надзорное производство в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 381 ГПК РФ возбуждается определением судьи о передаче дела в суд надзорной инстанции.

То есть лицо не может самостоятельно возбудить надзорное производство, что свидетельствует о зависимости инициирования производства от дискреционных полномочий должностных лиц и, как следствие, об отсутствии эффективности данного средства защиты.

Данный подход подтвержден решением Европейского суда по правам человека по делу Клочкова против России от 1 июня 1999 г., а также изложен в определении Конституционного Суда от 18 апреля 2000 г. по делу Кравченко.

В свете сказанного представляется, что последним внутренним средством правовой защиты судов общей юрисдикции для России, после которого можно обращаться в Европейский суд и с даты вынесения которого можно отсчитывать шестимесячный срок, является решение суда кассационной инстанции.

Надзорное производство состоит из следующих частей:

  1. подача надзорной жалобы;
  2. решение вопроса об истребовании материалов дела;
  3. решение вопроса о возбуждении надзорного производства;
  4. собственно рассмотрение.

Судья, рассматривающий жалобу или представление, проверяет, отвечает ли представленная жалоба или представление предусмотренным ГПК РФ требованиям. Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:

  • жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК РФ;
  • жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  • пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
  • до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
  • жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ.

Возвращение жалобы, представления не препятствует повторному обращению в суд надзорной инстанции по устранении ее недостатков.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление прокурора рассматриваются не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации – не более чем 2 месяца.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об:

  1. истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;
  2. отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление. В определении суда должны быть указаны:

  1. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
  2. время и место вынесения определения;
  3. дело, по которому вынесено определение;
  4. наименование лица, подавшего жалобу или представление;
  5. основание для отказа в истребовании дела.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.

Председатель Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела.

После того как судья, рассматривающий жалобу или представление, истребовал дело, он исследует материалы дела и решает вопрос о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу или об отказе в передаче. В случае отказа судья выносит определение с обязательным изложением мотивов своего решения.

Как и при решении вопроса об истребовании дела, так и при решении вопроса о передаче дела в суд надзорной инстанции с мнением судьи, занимающегося данным вопросом, может не согласиться председатель соответствующего суда. В этом случае он выносит свое определение о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В случае если вопрос решается положительно, то судья выносит определение о передаче дела в суд надзорной инстанции. Оно должно содержать:

  1. дату и место вынесения постановления;
  2. фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
  3. наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;
  4. наименование лица, подавшего жалобу или представление;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. изложение содержания дела, по которому вынесены судебные постановления;
  7. мотивированное изложение оснований для передачи дела для рассмотрения по существу;
  8. предложения судьи, вынесшего постановление.

Судья вместе с вынесенным им определением и материалами дела направляет надзорную жалобу или представление прокурора в суд надзорной инстанции.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора.

Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Составы судебных органов, рассматривающих надзорные жалобу или представление, обладают определенными особенностями. Надзорная жалоба или представление рассматривается президиумом суда. Он состоит из председателя суда, его заместителей и членов суда в количестве, определяемом в установленном порядке.

Заседание президиума суда правомочно для рассмотрения дела при наличии большинства членов президиума.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

  • прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
  • Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;
  • должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрение дела судом надзорной инстанции начинается с заслушивания доклада судьи.

В докладе должны быть отражены обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, приводимые жалобщиком, и определение о возбуждении надзорного производства.

Судьи имеют право задавать судье-докладчику вопросы по делу. Лица, участвующие в деле, после выступления судьи-докладчика также имеют право давать объяснения по делу.

Рассмотрение дела по существу заканчивается вынесением судом надзорной инстанции судебного постановления, называемого определением. Все вопросы в суде разрешаются большинством .

При равном количестве , поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

В случае, если кто-либо из судей не согласен с общим определением, то он имеет право приложить к нему свое особое мнение.

Определение суда надзорной инстанции должно быть мотивированным. В нем согласно ч. 1 ст. 388 ГПК должны быть указаны:
  1. наименование и состав суда, вынесшего определение;
  2. дата и место вынесения определения;
  3. дело, по которому вынесено определение;
  4. наименование лица, подавшего жалобу или представление;
  5. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
  6. содержание обжалованных судебных постановлений нижестоящих судов;
  7. закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии – судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

Источник: https://intuit.ru/studies/courses/3647/889/lecture/32212

Состав суда при рассмотрении гражданских дел

Состав суда надзорной инстанции

В настоящее время согласно ст. 14 ГПК дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. При этом мировые судьи рассмат­ривают гражданские дела в первой инстанции всегда единолично; феде­ральные судьи рассматривают их единолично, если коллегиальный состав суда из трех судей не предусмотрен федеральным законом.

В коллегиальном составе из трех судей суд рассматривает только дела о расформировании избирательной комиссии или комиссии референду­ма (ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ).

Проверка правильности не вступивших и вступивших в законную силу постановлений федеральных судов в кассационном и надзорном порядке всегда осуществляется судом коллегиально.

Состав кассационной инстанции, рассматривающий конкретное граж­данское дело, включает трех профессиональных судей суда соответству­ющего уровня, к компетенции которого относится проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу постановлений суда пер­вой инстанции (ст. 337 ГПК). Один из судей кассационной инстанции председательствует в процессе; обычно это штатный председатель судеб­ного состава соответствующего суда.

В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе судебной кол­легии (ст. 386 ГПК РФ). Конкретное же количество судей зависит от уров­ня суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Так, Судебная колле­гия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ всегда рассматривают надзорное дело в составе трех судей этого Суда, один из которых председательствует в процессе.

Обычно председательствующим является штатный председатель состава соответствующей Судебной кол­легии Верховного Суда РФ. При рассмотрении дела в порядке надзора пре-зидиумомлоответствующего суда количество судей для обеспечения кво­рума должно быть не менее трех, но более половины членов президиума (см., например, ч. 3 ст.

17 Федерального конституционного закона «О воен­ных судах Российской Федерации»).

При разрешении любых вопросов, возникающих при рассмотрении дела в коллегиальном составе первой, кассационной или надзорной инстанции, все судьи равны. При этом все возникающие вопросы согласно ст. 15 ГПК разрешаются судьями большинством .

Процедура принятия реше­ний, возникающих в ходе судебного разбирательства, также подчинена общим правилам равенства прав судей, и никто из судей не вправе воздер­жаться от ания. Выбор каждого участвующего при рассмотрении дела судьи состоит только в одном: ать «за» или «против» по тому или иному вопросу.

Запрет воздерживаться от ания вытекает из полномочий, возложенных на судью законом. Судья должен активно уча­ствовать в анализе и оценке всех без исключения вопросов, возникающих в процессе и требующих решения.

Председательствующий, по общему пра­вилу, всегда голосует последним; это правило распространяется на все суды, что не исключает возможности дискуссии но обсуждаемым вопро­сам, в ходе которой все судьи (в том числе и председательствующий) впра­ве отстаивать собственную точку зрения, приводя в ее обоснование соот­ветствующие аргументы.

В этом правиле реализуется строгое соблюдение принципа недопустимости какого-либо воздействия на судью с чьей бы то ни было стороны; именно поэтому председательствующий в судеб­ном заседании голосует после того, как свое мнение выразили все дру­гие судьи.

Результат ания при разбирательстве дела судом первой инстанции всегда требует специального процессуального оформления и должен найти отражение в соответствующем судебном постановлении (судебном акте).

Постановление суда первой инстанции, которым дело не разрешается по” существу, выносится в форме определения; по несложным вопросам оно принимается без удаления в совещательную комнату и заносится в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 224 ГПК). При удалении суда в со­вещательную комнату определение оформляется в виде отдельного доку­мента, который подписывается всеми судьями, даже если один из них не согласен с позицией двух других судей.

Если судья не согласен с мнением большинства, он может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое помещается в отдель­ный конверт и приобщается к делу, но при объявлении принятого по делу решения суда не оглашается. Однако лица, участвующие в деле, вправе в соответствии с требованиями ст. 35 ГПК ознакомиться с особым мнением судьи. Право на особое мнение судья имеет при разрешении любого во­проса, возникающего при разбирательстве дела.

В президиуме суда, рассматривающем дело по представлению в поряд­ке надзора, как правило, участвуют более трех судей. При равном количе­стве за принятие решения по какому-либо вопросу или против него решение считается непринятым. Президиум суда выносит определе­ние, которое подписывается одним председателем, после чего дело подле­жит рассмотрению в нечетном составе судебной коллегии.

Принцип состязательности.

Принцип состязательности и равноправия сторон проистекает из общеотраслевого принципа равенства всех перед законом и судом и конкретизирует его применительно к гражданскому процессу.

Оба эти принципа имеют в виду равенство процессуальных прав и обязанностей, регулируемых нормами права.

Только принцип состязательности и равноправия сторон предполагает такое равенство в гражданском судопроизводстве.

Состязательность означает возможность каждой стороны в пределах установленных правил поведения доказывать и отстаивать свою правовую позицию по одному и тому же правоотношению в гражданском споре.

Равноправие предполагает наличие равных правовых возможностей для реализации каждой стороной своих целей в гражданском споре.

Так, в ст. 35 ГПК установлены равные права и обязанности сторон: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам и т. д. Весь ход судебного процесса неоднократно предоставляет возможность сторонам также отстаивать свое мнение по спорному вопросу.

При разрешении судом ходатайств лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, они разрешаются после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК). То есть каждая сторона предлагает свой вариант разрешения ходатайства.

В ст. 190 ГПК установлено, что судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает истец, затем ответчик. Таким образом, в прениях каждая сторона доказывает суду свою правоту в споре при равенстве процессуальных прав для этого.

Принцип диспозитивности.

Принцип диспозитивности прежде всего означает свободу участвующих в деле лиц в распоряжении своими правами. По определению А.Г. Плешанова «диспозитивность рельефно отражает свободу субъективно заинтересованного лица самостоятельно определять формы и способы защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса».

Так, при предъявлении иска истец самостоятельно определяет ответчика, указывает объем исковых требований. Принцип диспозитивности в гражданском процессе непосредственно связан с доказательственной процедурой. Стороны могут ее видоизменять, приостановить или прекратить.

Однако оставление движения гражданского процесса полностью на волю сторон привело бы к полному нивелированию роли суда, правовому нигилизму и процессуальной анархии. Обращение в суд стало бы бессмысленным. Поэтому суду как представителю государственной воли представлено право определенного контроля за действиями сторон.

Суд не принимает акты распоряжения гражданами своими правами (признание иска, отказ от исковых требований, заключение мирового соглашения и др.), если они противоречат закону или нарушают права и интересы других лиц



Источник: https://infopedia.su/4x3c1d.html

Уголовно-процессуальное право

Состав суда надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России.

Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными.

Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne135.htm

Как подать жалобу в надзорную инстанцию? Порядок пересмотра судебных постановлений в гражданских процессах

Состав суда надзорной инстанции

Завершающей стадией любого судебного процесса может быть рассмотрение конкретного дела в порядке надзорного производства. В этой связи возникает много вопросов – что это за процесс? Какие основания нужны для его возбуждения? Как протекает разбирательство такого формата?

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/zpp/sud/nadzornaya-instanciya.html

Производство в суде надзорной инстанции: понятие, значение и порядок

Состав суда надзорной инстанции

Конституция РФ гарантирует гражданам судебную защиту их прав, свобод и законных интересов. Повысить эффективность отправления правосудия, исправить ошибки судопроизводства позволяет пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора.

Определение 1

Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

  • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Замечание 1

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

Замечание 2

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Опиши задание

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина.

В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Определение 2

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты.

При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний.

Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Замечание 3

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Прения сторон в судебном заседании не предусмотрены. Все вопросы решаются посредством ания. Равное количество означает отклонение надзорной жалобы.

Президиум ВС РФ вправе:

  • не изменять постановление предыдущей судебной инстанции;
  • отменить решение суда первой, кассационной, апелляционной инстанций частично или полностью и вновь отправить дело на рассмотрение, прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • отменить или изменить постановление предыдущей судебной инстанции, принять новое решение, не передавая дело на рассмотрение;
  • при наличии оснований оставить надзорную жалобу без рассмотрения.

постановления суда

По итогам судебного разбирательства суд выносит постановление. Документ содержит следующую информацию:

  • наименование суда, его состав;
  • дата и место принятия постановления;
  • производство, по которому принято решение;
  • ФИО лица, подавшего надзорную жалобу;
  • фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании;
  • данные из обжалуемых судебных постановлений;
  • мотивы, которыми руководствовались судьи при вынесении постановления.

Задача, стоящая перед судом надзорной инстанции заключается в проверке правильности толкования и применения правовых норм судами первой, кассационной, апелляционной инстанций. При этом необходимо учитывать, что Президиум Верховного суда не имеет право проводить проверку законности судебных решений в той части, в которой они не обжалуются.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instantsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.