Состав присяжных заседателей

Содержание

Тенденциозность состава коллегии присяжных заседателей

Состав присяжных заседателей

Сосновская, С. С. Тенденциозность состава коллегии присяжных заседателей / С. С. Сосновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61749/ (дата обращения: 19.11.2020).



Ключевые слова: коллегия присяжных заседателей, тенденциозность, роспуск коллегии присяжных заседателей, тенденциозность состава коллегии присяжных заседателей, формирование коллегии присяжных заседателей.

В связи с кардинальными изменениями в уголовном процессе после судебной реформы 2018 года, остро обсуждаются вопросы формирования коллегии присяжных заседателей, а особенно причины и основания ее роспуска, ввиду различных причин. В Уголовно-процессуальном кодексе таких оснований два:

1) вынесение коллегией присяжных заседателей обвинительного вердикта, когда судья считает, что по делу имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора

2) тенденциозность состава коллегии присяжных заседателей.

Наибольшее внимание в этой статье будет посвящено тенденциозности.

Согласно толковому словарю имени Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, «тенденциозность означает пристрастный, необъективный» [1, С. 298]. И действительно, что может быть опаснее, чем пристрастие и необъективность коллегии присяжных заседателей в уголовном процессе?

Есть много мнений в литературе, что тенденциозность — это лишнее основание роспуска коллегии присяжных заседателей, и её необходимо исключить. Например, М. В.

Немытина «считает нужным отказаться от нормы о тенденциозности коллегии присяжных заседателей, но при этом, она предлагает расширить основания для заявления мотивированных и немотивированных отводов» [2, С. 38].

Как ни странно, ходатайства о роспуске коллегии присяжных заседателей по мотиву ее тенденциозности не такое уж и редкое явление.

Нередко в судебном разбирательстве можно встретить ходатайства обвиняемых и их защитников, а также потерпевших и прокуроров о роспуске коллегии присяжных заседателей, ввиду тенденциозности ее состава, например, ввиду того, что в коллегии преобладают лица одного пола, одной национальности или одной профессиональной принадлежности. Это три самые частые побуждения в тенденциозности, которые встречаются в практике.

Так, например, «Ставропольским краевым судом с участием присяжных заседателей были оправданы Ф. и М. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 30, частью 3 статьи 33 и пунктами «а», «ж», «з» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неустановлением события преступления.

В кассационной жалобе потерпевшие просили приговор отменить, указывая на то, что коллегия присяжных заседателей была отобрана из лиц славянской национальности православного вероисповедания, каковыми являются и подсудимые, в то время как они, потерпевшие, по национальности азербайджанцы и по вероисповеданию мусульмане. Кроме того, адвокат Ф.

в своем вступительном слове, высказывая согласованную с подсудимым позицию, обратил внимание присяжных заседателей на национальность потерпевших. По мнению потерпевших, это явилось одной из причин вынесения оправдательного вердикта.

Также в кассационной жалобе потерпевшие указали, что 23 декабря 2004 года после судебного заседания, когда присяжные заседатели выходили из зала, а они — потерпевшие уже находились в холле суда, родственники подсудимых стали выкрикивать фразы: «Понаехали нерусские и нет от них житья», также выкрикивали о том, что Ф. и М. ни в чем не виноваты, а в случившемся виноваты потерпевшие.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения, указав на то, что доводы кассационной жалобы о формировании коллегии присяжных заседателей вопреки положениям ст. ст. 326, 328 УПК РФ материалами дела не подтверждены» [3].

Также интересным являются мотивы по поводу тенденциозности состава коллегии присяжных по половому признаку. Так, например, по жалобе на приговор Саратовского областного суда судебная коллегия указала, что данная «жалоба осужденного П. на тенденциозность состава коллегии присяжных заседателей является несостоятельной.

Утверждая факт нарушения уголовно-процессуального закона, осужденный П., ссылается в кассационной жалобе на особенность рассматриваемого дела и неспособность сформированной коллегии присяжных заседателей, состоящей в подавляющем большинстве из женщин, вынести объективный вердикт.

По мнению суда, констатация факта участия в коллегии присяжных заседателей подавляющего числа женщин сама по себе не может служить основанием для признания факта тенденциозности присяжных заседателей, поскольку, в соответствие со статьей 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [4].

Примеров таких жалоб и ходатайств в практике много, но необходима ли тенденциозность, как основание роспуска коллегии присяжных заседателей, если удовлетворение таких жалоб не превышает процент оправдательных приговоров в Российской Федерации?

По моему мнению, тенденциозность необходима, исходя из самого назначения уголовного судопроизводства — «обеспечить защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод» [5].

Согласно пункту 16 Постановления выше названного суда, «под тенденциозностью состава коллегии присяжных заседателей следует понимать случаи, когда при соблюдении положений закона о порядке ее формирования тем не менее имеются основания полагать, что образованная по конкретному уголовному делу коллегия не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого уголовного дела и вынести справедливый вердикт, например, вследствие однородности состава коллегии присяжных заседателей с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и иных факторов» [6].

Ведь, если действительно усмотрена та самая однородность, о которой говорит Верховный Суд Российской Федерации, то это на самом деле является нарушением права обвиняемого на защиту, ведь объективная и беспристрастная коллегия присяжных заседателей, и является гарантией данного права в судебном разбирательстве с участием присяжных заседателей.

Литература:

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.. Большой толковый словарь. Том 5. С-Я. — М.: Азъ, 1992. — 660 с.
  2. Немытина М. В. Российский суд присяжных. — М.: БЕК, 1995. — 218 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/267/61749/

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

Состав присяжных заседателей

Денис Погуляев

Председатель коллегии адвокатов “Мистюков, Погуляев, Ванатский” (адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст.

30 Уголовно-процессуального кодекса).

Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей”. Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст.

111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст.

277 УК РФ (“Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля”), ст. 295 УК РФ (“Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование”), ст. 317 УК РФ (“Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа”), ст. 357 (“Геноцид”). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ (“Убийство”) и ч. 4 ст.

111 (“Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью”) будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек.

Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах.

До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои “за” и “против”. На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей.

Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии.

Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд.

Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12.

При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств.

Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты.

Существующий порядок позволяет профессиональному судье так “отфильтровать” доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан.

Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/pogulyaev/1156054/

Сколько присяжных заседателей в суде РФ в 2020 году: Какое количество должно быть в списке кандидатов согласно закону, порядок отбора

Состав присяжных заседателей

По причине снижения явки по приглашению на должность присяжных заседателей на законодательном уровне проведена реформа судебной системы. Начиная с 2018 года, действует расширенный спектр обязанностей и прав членов коллегии. Дополнительно внесены правки об изменении количества представителей из народа – сколько присяжных заседателей в суде теперь зависит от инстанции.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по бесплатным номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

Это быстро и бесплатно!

Дела рассматриваемые судом присяжных и их количество.

Особенности составления и число граждан, которые могут включить в реестр претендентов в присяжные

Списки присяжных заседателей создаются на основании сведений об избирателях, сформированной на едином ресурсе ГАС «Выборы». Программное обеспечение в случайном порядке выбирает фамилии. После завершения обработки данных перечень кандидатов передают на региональный уровень с последующей публикацией в СМИ.

Согласно ст. №4 ФЗ №113 (в новой редакции 2020 г.) Высшая судебная инстанция по региону РФ один раз в 4 года проводит формирование запасных и основных перечней. Число физических лиц в реестрах устанавливается исполнительным органом или главой местного образования.

Основной

Количество присяжных заседателей в суде составляются методом случайного отбора. Минимум за 7 дней до подготовительного слушанья выбранным гражданам направляют приглашения. Если число откликнувшихся людей меньше необходимого, то проводится повторная выборка. То есть коллегия будет формироваться до тех пор, пока не наберется нужное количество заседателей.

На подготовительном слушанье происходит составление основного списка кандидатов. В данном процессе принимают участие председательствующий судья, адвокат и прокурор. Участники вправе отклонить по одному из претендентов, не обосновывая свой выбор. После утверждения основного реестра члены коллегии приносят присягу.

Посмотрите видео: “Присяжные заседатели теперь в городском и районных судах.”

Запасной

Численность граждан для запасных списков в претенденты на должность присяжных  составляет не больше 1/4 от общего реестра кандидатов, утвержденных на уровне субъекта РФ.

Ведомость формируется главой администрации населенного пункта или округа, в котором постоянно находится ведомство исполнительной власти.

В данный регистр зачисляют только тех людей, которые имеют постоянный адрес прописки по месту нахождения райсуда.

При проведении отбора претендентов для участия в разбирательстве уголовного дела необходимо обеспечить строгое соблюдение статьи №326 УПК Российской Федерации (с последними правками и дополнениями 2020 г.).

Основным критерием отбора является то, что физическое лицо не может участвовать в рамках 1 календарного года в нескольких судопроизводствах, невзирая на инстанцию.

Согласно действующему законодательству вызов в присяжные разрешен только один раз на время, не превышающее 10 рабочих суток.

Периодичность составления реестра кандидатов

Формировать списки претендентов в коллегию присяжных местный орган самоуправления может не чаще одного раза в 4 года. Это равноценно относится как к основному, так и запасному реестрам. Кроме того, составление общего перечня кандидатов наделено аналогичным правилом.

Критерии, предъявляемые к претендентам

На основании ст.3 ФЗ №113 выборка претендентов в заседатели должна соответствовать установленным в УПК России правилам.

Призываться для выполнения гражданского долга не могут следующие категории населения:

  • если лицо не входит в возрастную группу 25+ лет;
  • имеется незакрытая судимость, либо человек проходит по уголовному делу в качестве подозреваемого или обвиняемого;
  • присвоен статус «недееспособный»;
  • отклонения в психике – есть медицинское заключение;
  • наркологическая зависимость, подтвержденная справкой из диспансера;
  • наличие физиологических недостатков, которые могут помешать участию в судопроизводстве.

Основные принципы работы суда присяжных.

В момент утверждения списков эта информация по каждому участнику проверяется. Однако гражданин также вправе сделать самоотвод, в т. ч. немотивированный.

Процедура и время для формирования реестра кандидатов

Согласно ст.5 ФЗ №113 в период минимум за 3 мес. до завершения полномочий претендентов в коллегию заседателей председатели судебных органов должны представить обновленные списки.

К таким инстанциям относятся:

  • ВС России;
  • краевые органы;
  • областные муниципальные образования;
  • ведомства городов федерального значения;
  • автономной области и округов.

Потенциальных присяжных определяет программное обеспечение в случайном порядке автоматическим методом через систему ГАС «Выборы», решение о создании которой принято президентом в 1994 году согласно указу №1723.

В данный реестр внесены персональные сведения физических лиц, участвующих в избирательных кампаниях и референдумах. Исключение из списков присяжных в судах РФ осуществляется на основании ст. №3 ч. №2 действующего закона.

Порядок утверждения перечня членов коллегии исполнительным ведомством по региону РФ:

  1. Отправка уведомлений гражданам, зарегистрированных на территории субъекта нахождения судебной инстанции.
  2. В рамках четырнадцати календарных дней люди, фигурирующие в реестре, должны ознакомиться с приглашением.
  3. Рассмотрение ходатайств, поступающих от потенциальных претендентов.
  4. Проверка заявителей на соответствие критериям отбора.
  5. Внесение корректировок, устранение неточных данных о гражданах, включенных в общий реестр присяжных.
  6. Составление и утверждение ведомости членов коллегии.

Процедура и основания для удаления претендента из списков заседателей

На основании ст.7 Федерального нормативного акта №113 существуют критерии, по которым граждан вычеркивают из ранее составленных реестров народных судей. Высший исполнительный орган аннулирует право заседательства при рассмотрении уголовного дела.

Но такое происходит, если становятся известны следующие обстоятельства:

  1. Возникновение ситуации, предусмотренных в ст. №3 ч. №2 ФЗ №113.
  2. Человек самостоятельно направил официальное ходатайство о наличии обстоятельств, согласно которых он не может исполнять функцию заседателя в суде:
    • отсутствие навыков владения русским или другим языком, на котором осуществляется рассмотрение уголовного дела;
    • установление диагноза, препятствующего выполнению обязанностей – наличие подтверждающих бумаг (медицинская справка);
    • достижение 65-летнего возраста;
    • гражданин занимает государственный пост или выборную должность в муниципалитете;
    • военнослужащий;
    • увольнение со службы по контракту из ФСБ, охранного ведомства или внешней разведке, в т. ч. в рамках 5 лет со дня данного события.

Кроме указанных причин, претендент вправе подать заявление, если занимается воспитанием несовершеннолетнего ребенка до 3 лет. Самоотвод также допускается без указания мотива, но только при условии, что не давалась присяга.

Как сократился список присяжных

В 2016 году вступил в силу ФЗ №190, на основании которого ряд положений в различных правовых актах претерпели изменения. Обновления представлены в виде комплекса мероприятий, направленных на достижение компромисса между интересами государства и общественности. Одним из видов поправок, принятых 01.01.18 г., стало количество присяжных в суде.

Изменение состава претендентов в заседатели заключается в их сокращении. Районные инстанции и гарнизонные органы власти предполагают участие 6 человек. Чтобы сформировать коллегию в 2020 г. достаточно 12 представителей из народа. В вышестоящее ведомство призывать будут только 8 граждан при наличии минимум 14 кандидатов.

Ранее, до реформы 2016 г., в процессе рассмотрения уголовного дела предусматривалось 12 членов коллегии, которые формировались из 20 претендентов.

Процедура выборки претендентов подчинена строгим правилам, указанным в действующих законах России. Каждые четыре года утверждаются два перечня «соискателей» на должность народных судей. В этих реестрах состоят только те лица, которые соответствуют критериям отбора.

Автоматизированное ПО «Выборы» осуществляет в случайном порядке поиск претендентов в суд присяжных. Человек, попадая в такой перечень, в дальнейшем может быть вызван в ведомство для рассмотрения конкретного дела по статьям УК России. Если ранее количество устанавливалось на отметке 12, то с прошедшей реформой их состав претерпел изменения.

Формирование предварительного реестра присяжных

Секретарь или помощник судьи после назначения даты заседания будет определять претендентов в присяжные для рассмотрения конкретного уголовного дела. Установление личностей для общего и запасного реестра также осуществляется случайным отбором.

Помощник по судебному заседанию проводит проверку на соответствие кандидатов критериям, установленных в ФЗ №113. При выявлении обстоятельств, препятствующих выполнению гражданского долга, лицо вычеркивается из списка.

Утверждаются претенденты в члены коллегии согласно статье №326 УПК России.

Правила формирования присяжных заседателей:

  1. Не допускается вызов одного и того же гражданина для участия в разбирательстве уголовного дела больше 1 раза за 12 месяцев.
  2. После формирования списков претендентов в члены коллегии составляется реестр с указанием именного формуляра каждого кандидата. Дополнительно прописывается адрес регистрации. Утвержденный список подписывается помощником председательствующего судьи.
  3. Предварительный отбор позволяет отсеять граждан, которые не соответствуют критериям в присяжные заседатели. Перечень может дополняться при наличии официального заявления претендента о самоотводе.
  4. В рамках недели людям, прошедшим предварительный отбор, рассылается приглашение явиться на заседание. Указывается дата, время и место.

Количество присяжных в суде и формирование коллегии в зависимости от судебной инстанции

Как формируется суд присяжных.

Принятая в 2016 году, реформа сократила количество присяжных, как участников судопроизводства на областном уровне и приравненных к нему судах. Ранее в состав коллегии входило 12 членов, в 2020 г. фигурирует лишь 8 представителей из народа. Примечательно, что в райсудах и гарнизонных военных органа данный список урезан до 6 человек.

Однако обновления затронули не только количество заседателей, но и расширили подсудность рассматриваемых дел.

К уголовным процессам, для которых допускается инициация суда с присяжными, относятся следующие положения УК России:

  • ст. №105 часть №2;
  • статья №111 ч. №4;
  • ст. №228.1 ч. №5;
  • ст. №229.1 ч. №4;
  • ст. №227;
  • ст. №295;
  • ст. №317№
  • ст. №357.

Для данных уголовных дел предусмотрен отбор членов коллегии в составе 6 основных и 2 запасных. Судопроизводство осуществляется на районном и военном уровне.

В таблице приведены нормы и значения, на основании которых устанавливается, сколько должно быть присяжных заседателей в суде в зависимости от инстанции:

Таблица 1.

Название органаПримечаниеКол-во человек в коллегии
Областные и приравненные к ним судыРанее – 12 человек8 заседателей
Городские, районные и военные ведомстваДо принятия реформы 86 + 2 запасных
Вышестоящий органДо изменений 12 членов из 20 претендентовВыбирается 8 человек из не менее 14 кандидатов

В обязанности присяжных не входит рассмотрение уголовных дел, в которых фигурируют подсудимые, не достигшие совершеннолетнего возраста.

Члены коллегии вне судебного зала

Когда присяжные заседатели входят в состав суд, они автоматически получают статус неприкосновенности.

Однако уголовное судопроизводство, это не одно слушание по делу – как правило, рассмотрение затягивается на несколько месяцев, но нередко занимает и годы. Между заседаниями устанавливают перерыв от 2 недель до 3 мес.

В этот период судьи из народа продолжают работать по основному месту трудоустройства и ведут обычную жизнь.

Присяга о неразглашении

Ещё на первом заседании граждане дали присягу, поэтому им запрещено разглашать сведения об обстоятельствах по уголовному делу. Ограничение касается не только посторонних лиц, но и членов их семьей.

Кроме того, представители коллеги не вправе собирать информацию вне слушания либо высказывать свое мнение за пределами совещательной комнаты. Если становится известным о нарушении присяги, то вынесенный вердикт могут аннулировать.

В остальных действиях присяжные не ограничены и имеют полную свободу.

Вместе с тем члены коллегии являются простыми людьми, у которых есть свои слабости, страха и мечты. Поэтому не существует гарантии, что их не подкупят во время судопроизводства или за пределами совещательной комнаты. Кроме финансового вознаграждения, на гражданина могут давить морально или физически. В таких ситуациях необходимо обращаться в правоохранительные органы для получения защиты.

По информации на 2020 г. включению в реестр присяжных заседателей подлежит свыше 5 млн. человек. Сведения из судебного департамента подтверждают, что порядка 16 субъектов Российской Федерации запросили дополнительное финансирование на формирование списков.

ВС РФ дал разъяснение, что для каждого органа будут составляться отдельные перечни кандидатов. Состав для верховного ведомства – 14 претендентов и минимум 12 для районных и гарнизонных органов исполнительной власти.

В этот количество включены основные и запасные реестры.

Посмотрите видео: “Оправдана дважды по одному делу судом присяжных.”

Источник: https://MoiPrava.pro/sud/sudoproizvodstvo/skolko-prisyazhnyh-v-sude

Понятие, характеристика и значение суда с участием присяжных заседателей | Студент-Сервис

Состав присяжных заседателей

Производство в суде с участием присяжных заседателей – это особая процессуальная форма судебного разбирательства, в ходе которого вопросы о виновности лица в совершении преступления и доказанности обвинения решают представители общества – граждане России (присяжные заседатели), а вопрос о размере и характере уголовного наказания – судья федерального суда общей юрисдикции.

Суд с участием присяжных заседателей – состав суда, отличный от традиционного, включающий в себя две составляющие: коллегию из 12 присяжных заседателей и одного профессионального судью.

Коллегия присяжных заседателей призвана давать не юридическую оценку деяния, а его социально-нравственную оценку с позиций того, представляет ли при данных конкретных обстоятельствах деяние, совершенное подсудимым, и сам подсудимый общественную опасность, в связи с чем он и должен (или не должен) нести уголовную ответственность. Председательствующий судья на основе решения (вердикта) присяжных о виновности квалифицирует деяние по определенной статье Уголовного кодекса РФ, назначает уголовное наказание, принимает решение по гражданскому иску, а при оправдательном вердикте присяжных – выносит оправдательный приговор. К особенностям производства в суде с участием присяжных заседателей можно отнести следующее:

  • привлечение к участию в отправлении правосудия представителей общества, призванных принимать решения по уголовным делам на основе личного опыта, здравого смысла, что сводит к минимуму возможное влияние профессиональных деформаций судей (избыточный формализм, ориентированность на позицию вышестоящего суда и т.п.);
  • относительно большая численность лиц, управомоченных принимать решение по делу (двенадцать присяжных заседателей и один судья);
  • случайный характер подбора присяжных заседателей для разрешения конкретного дела, что уменьшает вероятность их подкупа или устрашения, а также одностороннего, предвзятого подхода к принятию решения;
  •  разграничение компетенции между профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей;
  • процессуальная и организационная независимость коллегии присяжных заседателей и профессионального судьи, проявлением которой выступают: различный процессуальный статус председательствующего судьи и присяжных заседателей; различный порядок наделения их полномочиями; самостоятельность присяжных заседателей в осуществлении судейских функций (независимость присяжных от профессионального судьи в оценке доказательств и вынесении вердикта); организационная самостоятельность деятельности присяжных заседателей (расположение присяжных в судебном зале отдельно от председательствующего судьи, раздельное вынесение итоговых решений);
  • неосведомленность присяжных заседателей об обстоятельствах дела до его рассмотрения и невозможность их ознакомления с доказательствами, которые признаны недопустимыми.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Значение суда с участием присяжных заседателей.

  1.  Суд с участием присяжных заседателей – один из немногих способов непосредственного взаимодействия власти и общества. Оценка присяжными заседателями тех или иных деяний как преступных заставляет законодателя прислушиваться к общественным потребностям и требованиям народного правового чувства. Участие в рассмотрении и разрешении уголовных дел дает возможность гражданам приобщиться к управлению делами государства и тем самым реализовать основу конституционного строя – народовластие. Деятельность судов присяжных обеспечивает право лиц, совершивших преступление, на «суд народа», суд равных ему.
  2. Наличие такого суда – критерий современного демократичного развитого правового государства. Суд присяжных способствует возрождению общественной функции правосудия в противовес репрессивному судопроизводству, ориентированному на защиту только государственного интереса, привносит в правосудие житейский здравый смысл и народное правосознание. Судопроизводство с участием независимых представителей народа способствует более яркому проявлению состязательности судебного процесса, побуждает участников судебного разбирательства совершенствовать свои профессиональные качества, в том числе ораторские навыки.
  3.  Суд присяжных в определенной степени воздействует на общество. Разбирательство дела в суде присяжных влияет на участников процесса (потерпевших, подсудимых, свидетелей). На присяжных заседателей налагается нравственная ответственность за разрешение уголовного дела, процедура судебного разбирательства оказывает воздействие на их правосознание.

Несмотря на изложенные очевидные положительные стороны, деятельность судов с участием присяжных заседателей не всегда оценивается однозначно позитивно. Свободные от профессиональных штампов присяжные заседатели могут быть несвободны от социальных или национальных предрассудков, от спонтанных решений, от проявления чрезмерной эмоциональности.

По этой причине еще до революции суд присяжных, введенный судебной реформой 1864 г., критики именовали не «судом народа», но «судом толпы».

В наше время правовой нигилизм граждан, их недоверие судебной системе, нежелание тратить свое время на участие в судебном процессе приводят к тому, что молодые и социально активные граждане отказываются участвовать в процессах в качестве присяжных заседателей.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-harakteristika-i-znachenie-suda-s-uchastiem-prisyazhnyh-zasedatelej/

Присяжные заседатели в районном суде

Состав присяжных заседателей

Присяжные заседатели начинают рассматривать уголовные дела в районных и гарнизонных военных судах с 1 июня 2018 года.

Именно с этой даты вступают в силу положения ч. 2.1 ст. 30 УПК РФ, которые позволяют рассматривать ряд уголовных дел в районном и гарнизонном военном суде с участием коллегии из 6 (шести) присяжных заседателей.

Согласно официальной статистике, уголовное дело, которое рассматривается судьей единолично, оканчивается обвинительным приговором в 99,64% случаев, а с участием присяжных, шанс быть осужденным снижается примерно до 70%.

В этом порядке, теперь можно рассматривать дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 5 ст. 228.1, ч. 4 ст. 229.1, ст.

277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст.

105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершенные лицами, достигшими совершеннолетнего возраста.

Примечание: В настоящее время, Копейским городским судом Челябинской области рассматривается первое в регионе дело с участием присяжных заседателей, в котором я участвую в качестве защитника. После вынесения вердикта, обязательно поделюсь своими впечатлениями в отдельной публикации.

Заявить ходатайство о рассмотрении дела в таком составе возможно в следующем порядке:

  • в ходе ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования;
  • в течении 3-х суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения;
  • до принятия судом решения о назначении судебного заседания, в том числе, в ходе предварительных слушаний, назначенных по иным основаниям по ходатайству любой из сторон;

Формирование коллегии присяжных заседателей

Коллегия присяжных заседателей формируется судом учетом мнения сторон.

Стороны вправе задавать присяжным вопросы и заявлять отводы, если полагают, что конкретный гражданин может быть необъективен в качестве присяжного заседателя.

В ходе формирования коллегии присяжных в районном или гарнизонном военном суде, избирается не менее 8 присяжных заседателей.

О том, какие преимущества получают лица, исполняющие обязанности присяжных заседателей и какая ответственность предусмотрена за неявку присяжного заседателя по вызову суда, я рассказал в отдельной публикации.

Первые 6 присяжных заседателей из списка, формируют коллегию присяжных заседателей, а оставшиеся 2 присяжных заседателя, участвуют в качестве запасных.

С учетом характера и сложности уголовного дела суд вправе увеличить количество запасных присяжных заседателей.

Коллегия присяжных может быть распущена судом по собственной инициативе или по ходатайству сторон в связи с тенденциозностью состава в случае, когда коллегия сформирована в соответствии с требованиями закона, однако в силу профессиональной, социальной, возрастной однородности не способна объективно оценить обстоятельства дела и вынести справедливый вердикт

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей является наиболее эффективной процедурой для оспаривания фактов, поскольку с участием присяжных исследуются лишь доказательства наличия события преступления, причастности и виновности подсудимого.

Данные о личности подсудимого, потерпевшего и свидетелей (при необходимости) в присутствии присяжных исследуются лишь в ограниченном объеме, необходимом для установления отдельных признаков состава преступления, в том числе запрещается:

  • исследовать факты наличия или отсутствия предыдущих судимостей, в том числе, оглашение приговоров по предыдущим уголовным делам;
  • наличия заболеваний в виде наркомании или алкоголизма;
  • иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого;

В присутствии присяжных заседателей не подлежат исследованию вопросы, связанные с применением права, в том числе:

  • недопустимость доказательств, полученных с нарушением закона;
  • наличие давления на подсудимого в ходе предварительного следствия;
  • исследование процессуальных решений (постановления следователя, судьи;

Такие вопросы необходимо разрешать в ходе предварительных слушаний, либо в судебном заседании, но в отсутствие присяжных заседателей, если такая необходимость возникла уже в ходе судебного следствия.

Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями

Вопросы для присяжных формулируются судом с учетом мнения сторон по окончании судебного следствия.

Как правило, перед присяжными ставятся следующие вопросы:

  • Доказано ли, что деяние имело место?
  • Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?
  • Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Закон не запрещает постановку дополнительных вопросов, которые уменьшают степень или характер вины подсудимого, влекут освобождение от уголовной ответственности или позволяют установить наличие менее тяжкого преступления.

Вынесение вердикта и обсуждение последствий вердикта

Вердикт присяжных заседателей обсуждается в совещательной комнате, где заполняется опросный лист.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за него проало не менее 3 присяжных заседателей.

Обвинительный вердикт считается принятым, если на него проало 4 и более присяжных заседателей.

После оглашения вердикта, присяжным заседателям разрешается покинуть зал судебного заседания или остаться на местах, предназначенных для слушателей, а суд переходит к обсуждению последствий вердикта.

При наличии оправдательного вердикта, суд разрешает гражданский иск, распределяет судебные издержки, решает судьбу вещественных доказательств и выносит оправдательный приговор.

В случае вынесения обвинительного вердикта, суд дополнительно разрешает вопросы о квалификации содеянного, о виде и размере наказания.

При вынесении обвинительного вердикта, суд вправе вынести постановлении о роспуске коллегии присяжных и направлении дела на новое рассмотрение, если установит, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного.

Рассмотрение уголовного дела оканчивается вынесением приговора.

Примечание:

Настоящая статья подготовлена исключительно в ознакомительных целях и в ней указаны лишь базовые правила рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей.

Источник: https://advokat-sokolov74.ru/soveti-advokata/prisyazhnye-zasedateli-v-rajonnom-sude

Статья 328 УПК РФ. Формирование коллегии присяжных заседателей (действующая редакция)

Состав присяжных заседателей

1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

1) представляется им;

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3.

Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты.

Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

13.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия – путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания.

При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

22.

По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Источник: https://www.zakonrf.info/upk/328/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.