Состав преступления пиратство

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Состав преступления пиратство

1. Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. То же деяние, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Пиратство как явление известно с древних времен. Благодаря художественной литературе (Дж. Байрон, Ж. Верн, Л. Стивенсон) оно приобрело несколько романтический оттенок.

Однако по своей сути всегда было проявлением морского разбоя (а в современном понимании — и воздушного) и наносило большой ущерб мореплаванию.

Случаи пиратства встречаются и в настоящее время, и международное сообщество вынуждено вести с ним борьбу, в том числе и уголовно-правовыми средствами.

Пиратство относится к преступлениям международного характера. Международно-правовое определение пиратства дается в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В соответствии с ней пиратством признается любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный в открытом море или в другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства против другого судна или летательного аппарата или против находящихся на их борту лиц и имущества.

В соответствии с упомянутой Конвенцией 1982 г. пиратским судном или пиратским летательным аппаратом считается судно или летательный аппарат, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из указанных в Конвенции пиратских действий (см.

определение пиратства, данное в Конвенции). Это относится также к судну (летательному аппарату), которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях.

Если указанные пиратские действия совершаются военным кораблем, государственным судном (государственным летательным аппаратом), то они приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном (летательным аппаратом). Понятие пиратства, даваемое в ст.

227 УК РФ, хотя и основано на его определении в международном праве, но является более узким. В качестве предмета посягательства в ст. 227 УК РФ указываются лишь морское и речное судно.

Часть 1 ст. 227 УК РФ устанавливает ответственность за нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения.

В 1997 г. российскими правоохранительными органами было зарегистрировано 3, в 1998 г. – 4, в 1999 г. – 0, в 2000 г. – 0, в 2001 г. – 1, в 2002 г. – 0, в 2003 г. – 0, в 2004 г. – 0, в 2005 г. – 0, в 2006 г. – 0, в 2007 г. – 0, в 2008 г. – 2 случая пиратства (включая и его квалифицированный состав, предусмотренный ч. 2 ст. 227 УК РФ).

Объект преступления — общественная безопасность (в сфере морских и речных перевозок людей и грузов).

Предмет преступления — любое морское или речное судно, т.е. сооружение для перевозки пассажиров и грузов по воде, предназначенное для торговых, промышленных, транспортных, военных, научно- исследовательских и иных целей. Оно может быть самоходным и несамоходным, непосредственно водным, надводным (на воздушной подушке) и подводным.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 227 УК РФ, образуют действия и способ. Действием является нападение на морское или речное судно. В качестве способа выступает применение насилия либо угроза его применения.

Под насилием в ч. 1 комментируемой статьи понимается как физическое насилие (от побоев, предусмотренных ст. 116 УК РФ, до умышленного причинения тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 111 УК РФ), так и психическое (угроза применения указанного физического насилия).

Часть 2 ст. 227 УК РФ предусматривает ответственность за пиратство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, т.е. с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. этих квалифицирующих признаков аналогично соответствующим признакам захвата заложника (п. «г» ч. 2 ст. 206 УК РФ).

Часть 3 ст. 227 УК РФ предусматривает ответственность за пиратство при особо отягчающих обстоятельствах, т.е. совершенное организованной группой либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью нескольким лицам или причинение крупного материального ущерба (допустим, затопление судна).

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 227 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает нападение на морское или речное судно и общественную опасность содеянного, и желает этого. Признаком субъективной стороны является также цель — завладение чужим имуществом.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется двойной формой вины (см. ст. 27 УК РФ).

К совершенному деянию (нападение на судно) лицо относится умышленно (умысел, как отмечалось, прямой).

Психическое же отношение к наступившей смерти человека или иным тяжким последствиям — неосторожность (как в виде легкомыслия, так и небрежности). В целом преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 227 УК РФ, — умышленное.

Источник: https://isfic.info/ugkurs2/naumov11.htm

Уголовно-правовая характеристика пиратства как преступления, предусмотренного ст.227 Уголовного Кодекса рф Простой вид пиратства

Состав преступления пиратство

В российскомуголовно-правовом законодательствеответственность за пиратство предусмотренастатьей 227 Уголовного Кодекса РФ. Часть1 определяет пиратство как нападениена морское или речное судно в целяхзавладения чужим имуществом, совершенноес применением насилия либо угроз егоприменения.

Международно-правовоепонятие пиратства охватывает любойнеправомерный акт насилия, задержанияили грабежа, совершаемый с личнымицелями экипажем или пассажирамикакого-либо частновладельческого суднаили частновладельческого летательногоаппарата и направленный в открытом мореили в другом месте вне юрисдикции какогобы то ни было государства против другогосудна или летательного аппарата илипротив находящихся на их борту лиц иимущества. При этом любое водное(воздушное) судно, в том числе военноеили государственное, считается пиратским,если оно предназначается лицами, имеющиминад ними власть, для совершения любогоиз указанных действий, пока оно остаетсяпод властью этих лиц.

Понятие пиратства,содержащееся в статье Кодекса, значительноуже международно-правового.

До января 1997года в уголовном законодательственашего государства отсутствоваласпециальная норма о пиратстве, и поэтомудействия, охватываемые этим понятием,квалифицировались как грабеж, разбой,бандитизм, преступления против личности.

Высокаяобщественная опасность пиратстваобуславливается тем, что оно причиняетсерьезный материальный ущерб и подрываетпринцип свободы и безопасности судоходствав открытом море и реках, дезорганизуетдвижение морских и речных транспортныхсредств, имеет устойчивую тенденцию кросту.

Особенно активно пираты действуютв южных районах Тихого океана, гденападения совершаются даже флотилиямибыстроходных катеров, экипажи которыхвооружены автоматами и пулеметами. Онисовершают нападения на рыболовные суда,яхты, грузовые теплоходы и пассажирскиелайнеры.

Практике известны случаи, когданападениям морских разбойниковподвергались океанские лайнеры, имеющиена борту по 600 и более человек экипажаи пассажиров. Россия имеет выход к тремокеанам и 14 морям, а ее береговая линияпревышает 100 тысяч километров.

Российскиесуда торгового и рыбопромыслового флотаосуществляют свои рейсы во всех районахМирового океана. Поэтому не исключенавозможность, что они станут объектамипиратских нападений.

Объект преступления- общественная безопасность, в частности безопасность судов, осуществляющихморские или речные перевозки. Сам фактнападения влечет за собой грубое нарушение правил судоходства и создаетопасность столкновения с другими судами, их потопление, гибели людей и причинения вреда здоровью членов экипажа, пассажирам, сохранности находящимся на борту груза и материальных ценностей.

Поэтому,дополнительными объектами выступаютжизнь и здоровье человека, личная,общественная и государственнаясобственность

В качествепредмета нападения в ст. 227 называютсяморское или речное судно. Ни принадлежностьсудна, ни его грузоподъемность наквалификацию содеянного как пиратстване влияют. В отличие от ст. 15 Женевскойконвенции 1958 года и ст.

101 Конвенции ООНпо морскому праву 1982 года, где прямооговаривается, что пиратство есть акт”направленный против какого – либодругого судна либо против лиц илиимущества, находящихся на их борту, воткрытом море или за пределами юрисдикциикакого бы то ни было государства” ст.227 УК РФ не отражает в качестве обязательногопризнака местонахождение судна.

Помнению многих авторов, это являетсяпробелом закона, поскольку суднообязательно должно находиться запределами государственной границылюбого государства, в противном случае,содеянное образует состав разбоя илиграбежа либо угона судна водноготранспорта. Такое решение обуславливаетсятакже и положением, содержащимся в ст.

15 Конституции Российской Федерации,согласно которому при коллизии норммеждународного и внутригосударственногоправа приоритет должен отдаватьсянормам международного права.

Объективнаясторона пиратства определена в законекак нападение на морское или речноесудно, совершенное с применением насилиялибо с угрозой его применения. Какпредставляется, понятие нападения припиратстве следует в целом толковать,так же, как и при бандитизме. ПленумВерховного Суда Российской Федерациив п. 6 Постановления от 17 января 1997г.

«Опрактике применения судами законодательстваоб ответственности за бандитизм» указал:«Под нападением следует пониматьдействия, направленные на достижениепреступного результата путем применениянасилия над потерпевшим либо созданияреальной угрозы его немедленногоприменения».

Поэтому, на мой взгляд,нападение – это создание обстановкиопасного состояния, в пространственныхи временных границах которого сохраняетсяугроза применения насилия к неопределенноширокому кругу лиц. В содержаниенападения2включается как применение физическогонасилия, так и создание реальной угрозыего применения.

Физическое насилие посвоему характеру может выражаться вограничении свободы передвижения,связывании, причинении вреда здоровьюразличной степени тяжести (легкого,среднего вреда здоровью, а также побоев)и других подобных действиях. Угрозапричинения насилия выражается взапугивании потерпевшего применениемфизического насилия.

Вместе с тем невсякое причинение вреда здоровью,совершенное на судне следует рассматриватькак пиратство, а только такое, котороенаправлено на завладение судном илиимуществом, находящимся на его борту.Причинение смерти не охватываетсясоставом пиратства и должно квалифицироватьсяпо совокупности со ст. 105 УК.

В международнойпрактике пиратством признают насильственныйзахват и задержание судна, причинениефизического вреда экипажу и пассажирам,потопление судна, насильственноезавладение имуществом членов экипажаи пассажиров захваченного судна, захватпассажиров в качестве заложников сцелью получения выкупа за них, обстрелсудна и т. п.

Конвенции 1958 и1982 года предусматривают нападение надругое судно. Однако в специальнойлитературе была высказана точка зрения,что такое ограничение вряд ли оправдано.Так, А. И.

Коробеев, ссылаясь назаконодательство других стран, и вчастности на законодательство США,пишет: “Морским пиратством необходимопризнать как нападение с целью захватадругого судна, лиц, имущества, находящегосяна его борту, так и завладение (попыткузавладения) данного судна его пассажирамиили членами экипажа». Позицию А. И.Коробеева разделяет и С. О. Допилка. А.

А Тер – Акопов наоборот считает, что втаких случаях содеянное не можетквалифицироваться как пиратство, асодеянное образует состав угона судна(ст. 211), преступления против собственности,либо иного, например, воинскогопреступления.

Названныемеждународные конвенции и практикаотносят к пиратству также нападение своздуха, с летательных аппаратов,выразившиеся в обстреле и бомбардировкесудна. Иной точки зрения придерживаетсяИ. И. Карпец, который считает, что:«Действия преступников, уничтожающихкорабль и людей, на нем находящихся,путем налета с воздуха, скорее сходныс действиями террористов3».

К такому выводу он приходит, сравниваяуказанные нападения на море с аналогичнымидействиями на суше, когда совершаютсяналеты на аэродром на земле, убийствас тем, чтобы захватить заложников искрыться, которые квалифицируются кактерроризм.

Поскольку в этих случаяхразлично только место совершенияпреступления, но не цель и не характерего, постольку содеянное и следуетрассматривать как терроризм.

По мнению многихисследователей, при оценке такого родадействий следует учитывать дваобстоятельства: во-первых, Уголовныйкодекс 1996 года, как и ранее действовавший,предусматривает в качестве преступлениятерроризм, для которого характернымиявляются цели нарушения общественнойбезопасности, устрашения населения илиоказания воздействия на принятие решенийорганами власти. Поэтому, если нападенияс воздуха совершаются с вышеобозначеннымицелями, то такого рода действия следуетквалифицировать как терроризм. Во-вторых,необходимо устанавливать содержаниецелей, которые преследуют виновные,осуществляя нападение с летательныхаппаратов. В случаях, когда онисоответствуют целям пиратства – завладениечужим имуществом, о чем будет сказанониже, например, обстрел с воздуха споследующей высадкой и захватом судна,то такие общественно опасные действияследует расценивать как пиратство.

Пиратствосчитается оконченным с момента совершениянападения. Как и разбой, бандитизм,конструкция пиратства сформулированапо принципу усеченного состава.

Оконченнымпреступлением будет считаться уже самфакт насильственного задержания судна,несмотря на то, что впоследствии ономожет быть и отпущено, а также преследованиесудна, сопровождаемое применениемфизического или психического насилия.

В связи с изложенным вызывает возражениепо мотивам чрезмерно расширительноготолкования, позиция А. Л.

Колодкина,который считает, что «Любое неправомерноедействие в открытом море, подготавливающееэто нападение, а также любое неправомерноеосуществление власти в открытом море,наносящее ущерб пользователю открытогоморя, представляют собой акт пиратства4».

Подготовка нападения (оборудованиесудна, набор экипажа, приобретениеоружия, выход в район предполагаемогонападения и тому подобные действия) попрямому указанию ст. 30 УК могутрасцениваться только как приготовлениек пиратству. Согласно ч.

2 этой же статьиуголовная ответственность наступаетза приготовление к тяжкому и особотяжкому преступлению. По ч.1 ст. 227 УК,где описывается простой состав пиратства,наказание предусмотрено в виде лишениясвободы на срок от пяти до десяти лет,за совершение квалифицированногопиратства (ч. 2) – от восьми до двенадцатилет, а за особо квалифицированное (ч. 3)- от десяти до пятнадцати лет. Следовательно,в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15 простое иквалифицированное пиратство относятсяк тяжким преступлениям, а особоквалифицированное – к особо тяжким,поэтому совершение соответствующихприготовительных действий подлежитуголовному наказанию.

С субъективнойстороны пиратство совершается толькос умышленной формой вины и более того- с прямым умыслом. Об этом свидетельствуетналичие специальной цели нападения -завладение чужим имуществом.

Виновноелицо сознает, что оно совершает нападениена морское или речное судно, предвидитнаступление общественно-опасныхпоследствий и желает действовать такимобразом. В отличие от Конвенции 1958 годароссийский законодатель, указав на цельнападения, сузил пределы субъективнойстороны.

Согласно ст. 15 указаннойКонвенции пиратство как преступлениемеждународного характера совершаетсяс личными целями, которые в основномвыражаются в корыстных побуждениях,мести или ненависти.

Поэтому нападения,совершаемые не с целью завладения чужимимуществом, не могут квалифицироватьсякак пиратство. В таких случаях следуетговорить об иных преступлениях, например,терроризме.

Субъектомпиратства является вменяемое лицо,достигшее 16 – летнего возраста. Это могутбыть граждане России, иностранцы, атакже лица без гражданства.

Если нападениена судно с целью завладения чужимимуществом совершено лицом, достигшим14 лет, но моложе 16 лет, его деяние взависимости от интенсивности примененногонасилия следует квалифицировать какразбой или грабеж с насилием.

В специальнойлитературе доминирующей является точказрения, что субъектом пиратства не можетбыть лицо, представляющее какое – либогосударство или, иначе говоря, судноили самолет, с которого осуществляетсянападение, могут быть только частноговладения.

Когда же нападение осуществляетсяиз военных либо государственных судови кораблей, то такого рода действиянельзя квалифицировать как пиратство,поскольку по справедливому замечаниюИ. И. Карпеца “это слишком мягкаяквалификация, не соответствующая нихарактеристике содеянного, ни степениего опасности для международногообщения”.

Мнение о том, что действия,в частности, военных судов не могутрассматриваться как действия частныхлиц, а должны квалифицироваться какагрессивные действия со стороныгосударства, которому принадлежатсовершившие нападение военные корабли,было высказано еще С. В. Молодцовым. В1972 году Л. Н.

Галенская писала: “Невозможнооспаривать противоправность нападенийгосударственных судов и военных кораблейна суда других стран в открытом море.Однако бороться с такими действияминадо не путем подведения их под понятиепиратства…, а квалифицируя их какопаснейшее международное преступление,чреватое угрозой миру и безопасностинародов5”.Наоборот, как государственное пиратствопредлагал расценивать соответствующиедействия А. Л. Колодкин.

Судя по всему,правы те авторы, которые ограничиваютсубъектный состав только частнымилицами. Во-первых, согласно ст. 16 Конвенции1958 года и ст. 102 Конвенции 1982 года экипажвоенного корабля рассматривается какпиратский только тогда, когда он поднимаетмятеж, устанавливает контроль над судноми совершает нападения.

Таким образом,для квалификации действий как пиратстваимеет принципиальное значение тот факт,по собственной ли инициативе капитанаили экипажа или же по специальномуполномочию государства они действуют.Во-вторых, совершенно справедливоотмечает А. И.

Коробеев, что и военные игосударственные суда руководятсялюдьми, которые находятся на государственнойслужбе и, следовательно, они представляютинтересы государства и выполняют еговолю. Пиратство же сопряжено с личнымицелями, в частности с корыстными.

Поэтому,когда виновные лица устанавливаютконтроль над судном с такими целями,оно утрачивает статус государственного,и ответственность уже должна наступатьне за те действия, на совершение которыхлица были уполномочены государством,а за действия, совершаемые по собственнойинициативе, т. е. за пиратство.

Если жепиратские нападения совершаются сблагословления государства, то, как илюбые другие акты агрессии, нападениятакого рода должны влечь за собойполитическую и материальную ответственностьгосударств и уголовную ответственностьнепосредственных исполнителей.

Источник: https://studfile.net/preview/3217076/page:4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.