Состав преступления наемничество

Уголовная ответственность за наемничество

Состав преступления наемничество

Нормы международного права расценивают наёмничество как преступление и рекомендуют всем государствам предусмотреть уголовную ответственность за данное деяние в национальном законодательстве.

О мерах ответственности в России за наёмничество читайте далее.

Суть понятия «наёмник»

Впервые понятие «наёмник» было использовано в ст. 47 Дополнительного протокола I Женевской Конвенции 1977 г., в соответствии с которой наёмником считается лицо, которое:

  • специально завербовано на местной или иностранной территории, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
  • фактически сражается в боевых операциях;
  • получает материальное вознаграждение;
  • не является гражданином государства-участника конфликта или не проживает на его территории;
  • не входит в состав вооруженных сил противоборствующих стран.

В резолюции ООН от 4 декабря 1987 г. отмечено, что действия наёмника направлены на подрыв конституционного порядка в стране или её территориальной целостности и свержение правительства.

Почему наёмничество является преступлением?

В современном мировом сообществе отношения основаны на принципах уважения суверенитета государств и народов, территориальной целостности страны, мирного разрешения споров, всеобщей борьбы против применения силы в межгосударственных отношениях.

Эти положения были выработаны человечеством на протяжении всего своего существования. Наёмничество стало сегодня угрозой стабильности в мире.

На рубеже 20-21 веков между государствами участились вооруженные конфликты как внешние, так и внутренние, участниками которых являлись наёмники.

Эти лица провоцируют или усиливают вооруженные столкновения, нарушают спокойную жизнь мирного населения.

Проявления наёмничества наблюдались в вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке, Югославии, Чечне. Большое число наёмников замечено в Западной Африке.

Наёмничество сопровождает такие опасные преступления, как убийство, теракты, государственные перевороты, торговлю людьми, контрабанду оружием и наркотическими веществами.

Наёмники признаются международным правом уголовными преступниками и должны нести за свои деяния ответственность перед судом.

В 1980 году по решению ООН был создан Специальный комитет из представителей 33 государств для разработки международной конвенции, в которой планировалось закрепить обязательства государств по борьбе с наёмничеством.

Резолюция была принята Генеральной Ассамблеей ООН, подписана 40 и ратифицирована 30 государствами 4 декабря 1989 года.

Россия не подписала и не ратифицировала данную Конвенцию, но признаёт наёмничество преступлением по национальному уголовному праву.

Уголовный кодекс РФ содержит раздел XII, в котором глава 34 посвящена преступлениям против мира и безопасности человечества, среди которых обозначено и наёмничество. В ст. 359 УК РФ рассматривается состав данного преступления и виды ответственности за подобное деяние.

Наёмничество – преступление глубоко безнравственное и особо опасное, поскольку в рамках данного преступления формируется группа людей, которые профессионально занимаются такими страшными деяниями, как:

  • убийства;
  • теракты;
  • причинение тяжких ранений;
  • уничтожение народно-хозяйственных объектов;
  • хищение национального богатства государства и имущества населения страны, против которой наёмник работает.

Интересный факт! В США наёмничество разрешено законом.

Состав и виды данного преступления

Объектом наёмничества является мирное сосуществование народов и государств. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что наёмники зарабатывают путём участия в военных действиях на стороне чужого государства.

С объективной стороны данное преступление выражается в вербовке гражданина иного государства, его обучении, материальном обеспечении и использовании в вооруженном конфликте.

Под вербовкой понимается набор людей для оплачиваемого участия в вооруженном конфликте или военных действиях. Обучение наёмников происходит в виде специальных занятий по применению оружия, боевых припасов, военной техники; по обучению тактике ведения боя.

Финансированием наёмников считается выделение им денежных средств. Иное материальное обеспечение предусматривает экипировку наёмника обмундированием по сезону, обеспечение их оружием, боеприпасами, автотехникой и т. п.

Под использованием наёмника в вооруженном конфликте понимается привлечение его к боевым операциям и мероприятиям военного характера в зоне боевых действий или за его пределами.

Преступление считается завершённым с момента осуществления лицом деяний, одного из указанных в диспозиции закона и совершается исключительно при наличии прямого умысла. Мотивами наёмничества в основном служат корыстные побуждения, соображения национального патриотизма и др.

Субъектом преступления могут быть лица, уполномоченные госорганами или органами военного управления либо завербованные лица, действующие по своей воле или по инициативе народных, национальных движений.

Наёмничество как военное преступление рассматривается в ч. 3 ст. 359 УК РФ и предусматривает непосредственное участие наёмника в военных действиях.

Объект данного состава аналогичен. Выражается это преступление в непосредственном участии наёмника в боевых операциях в ходе военного конфликта.

Преступление считается завершённым с момента начала военной акции при участии наёмника. Субъектом данного состава признаётся вменяемый наёмник, достигший 16-летнего возраста.

От наёмников необходимо отличать военных советников, не принимающих личного участия в военных действиях и направленных на службу в армию иного государства по соглашению между странами.

Не являются наёмниками также и добровольцы, если они включены в личный состав вооружённых сил воюющей стороны.

Уголовная ответственность за наёмничество в 2020 году

Уголовный Кодекс, в частности ст. 359, предусматривает за наёмничество ответственность в виде следующих наказаний:

  1. Часть I: лишение свободы сроком от 4 до 8 лет.
  2. Часть II: ограничение свободы до 2 лет или лишение свободы сроком от 7 до 15 лет с возможным штрафом до 500 000 р.
  3. Часть III: ограничение свободы до 1 года или лишение свободы от 3 до 7 лет.

Таким образом, наёмничество в России, как и в большинстве цивилизованных государств, является преступлением и грозит довольно строгими мерами наказания в виде лишения свободы.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/naemnichestvo-statya-359-uk-rf/

Наёмничество как вид преступления: понятия, виды и особенности

Состав преступления наемничество

Для многих война – это противоборство двух сторон, которые условно делятся на нападающих и обороняющихся. Но военные действия на протяжении всей человеческой истории сопровождались определённым интересом со стороны третьих лиц, так называемых «теневых участников».

Данный интерес, в основном, был продиктован жаждой личного обогащения за счёт страдания других.

К сожалению, не найдётся такого государства, которое бы ни разу не участвовала в войне (на той или иной стороне), но в силу того обстоятельства, что это невероятно затратные мероприятия, далеко не у всех хватает ресурсов на поддержание собственных регулярных войск в достаточном количестве для успешного противоборства.

Наказание за наемничество в России.

И в таких случаях на «арену» вступает наёмный персонал, в народе более известные как «наёмники» и боевики», которые, по сути, к воющим странам отношения не имеют, но за определённую плату становятся на ту или иную сторону.

Несмотря на то, что всё мировое сообщество официально осуждает любое применение наёмников, практически каждое военное противоборство сопровождается участием подобных квалифицированных специалистов.

Как уже стало понятно из названия настоящей статьи, в Российской Федерации подобные действия квалифицируются как преступления, а о том, какое наказание ожидает виновных и в чём особенности квалификации, и пойдёт речь далее.

Уголовный Кодекс

В рамках Уголовного Кодекса РФ рассматриваемое преступление регулируется статьёй 359, положения которой выглядят следующим образом:

  1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Итак, для начала следует обратиться к общим положениям существующих нормативно-правовых актов и определиться с вопросом : «Кто же является наёмником».

В 1989 году на принятой «Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» было утверждено следующее определение понятия наёмник:

  • это лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • это лицо, принимающее участие в военных действиях, руководствующееся главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящееся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
  • это лицо, не являющееся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • это лицо, не входящее в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  • это лицо, не направленное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.

Законодателем Российской Федерации данное определение было значительно усечено и приведено в качестве примечания к статье 359 УК РФ и заключается в следующем:

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Итак, в рамках диспозиции части 1 статьи 359 УК РФ рассматривается 4 альтернативных действия (состав преступления), имеющих прямое отношение к вышеописанной категории лиц:

  • это их вербовка, то есть любые действия, направленные на поиск наёмных солдат, в том числе обращение к третьим странам (не участвующим в конфликте), агитационные мероприятия, их регистрация, передислокация на военные базы и школы.
  • обучение – это осуществление подготовительной деятельности, заключающейся в тренировочном процессе и развитии навыков, направленных на психологическую и физическую подготовку, а также оттачивание навыков владения различными видами вооружения.
  • финансирование – это любые формы материального спонсирование деятельности наёмника, например, перечисление денежных средств, открытие банковского счёта, оплата штата инструкторов, приобретение помещений, закупка средств обмундирования.
  • иное материальное обеспечение – по смыслу практически идентично финансированию, за исключением того, что виновное лицо передаёт не финансовые материальные средства: предоставление оружия и боеприпасов, техники и спец. средств, снабжение питьём, продовольствием и т. п.
  1. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

Да, несмотря на весь ужас войны, не редки случаи привлечения несовершеннолетних в качестве наёмной силы, которая зачастую используется лишь как психологические оружие и как «пушечное мясо» (к сожалению, в более мягкой форме и не скажешь). В основном данные методы используют страны Африки, где войны неустанно чередуются одна за другой и уровень жизни ниже критического, где ребёнок с автоматом Калашникова — это обычное явление.

  1. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

В отличие от частей 1 и 2, где субъектом рассматриваемого преступления является организационное звено, в части 3 установлена тяжесть наказание для самого наёмника.

Стоит понимать, что участие охватывает не только фактические боевые мероприятия, но и любая другая организационная деятельность по той же подготовке новых наёмников (ч. 1 и ч.

2), по разработке и осуществлению тактических планов и т. д.

Заключение

Итак, выше была предоставлена уголовно-правовая характеристика наёмничества в её основных особенностях и видах.

Но также необходимо понимать разницу между рассмотренными категориями лиц и теми, кто является представителями третьей стороны, но на законных основаниях участвует в конфликте.

Это лица, находящиеся в командировке согласно международным соглашениям, в том числе представляющие организации миротворческого направления, прибывшие в зону боевых действий для оказания какой-либо помощи мирным жителям, а также для обеспечения соблюдения прав и свобод человека.

В том числе это относится и к иностранным лицам, которые в соответствии с частями 1 и 2 ст. 1 Закона о воинской обязанности прибыли для прохождения контрактной службы на замещающие должности (Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/mir/ugolovnaya-otvetstvennost-za-naemnichestvo.html

Наемничество (ст. 162 УК)

Состав преступления наемничество

Иные преступления против мира и безопасности человечества

Наемничество квалифицировано преступным и наказуемым во многих резолю­циях и решениях ООН. Прежде всего, следует отметить резолюцию Совета Безопас­ности от 24 ноября 1961 г.

о принятии энергичных мер, включая применение силы, для «немедленного ареста, задержания и высылки всего иностранного военного и полувоенного персонала, «не находящегося под командованием ООН, а также наемников».

Решительное осуждение государств, разрешающих вербовку наемников на своей территории и их содержание, имеется в резолюциях 1967 и 1970 гг.

В 1968 году Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 2465(ХХШ) установила, что практика использования наемников является уголовно-наказуемым деяни­ем, а сами наемники являются преступниками, находящимися вне закона.

Одновременно подчеркнута необходимость принятия во всех странах нормативных ак­тов об ответственности лиц, объявляющих набор, финансирование и обучение на­емников на их территории, и о запрете своим гражданам поступать на службу в качестве наемников.

Запрещение наемничества содержится и в Уставе ООН: «каждое государство обязано воздержаться от организации иррегулярных сил и вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства».

Конечно, наемничество как явление больше характерно для периода средневе­ковья, но значительное распространение оно получило и в последние годы, особен­но и ходе так называемых «локальных» войн. Случаи наемничества встречаются и в ходе кровопролитных конфликтов на территории бывшего Советского Союза.

Трансформация международно-правовых норм о наемничестве в националь­ное законодательство явилась важнейшим вкладом в дело борьбы с этим преступ­лением со стороны Республики Казахстан.

Впервые в УК КазССР 1959 г. уголовно-правовая норма, предусматривающая от­ветственность за наемничество (ст. 62-2), была введена Законом от 15 октября 1993 года.

Пробелом данной нормы явилось то, что остались за чертой наказуемых деяний вербовка, обучение, использование и финансирование наемников, т.е. не были учтены положения, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.

Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.

Диспозиция статьи 162 нового УК устраняет эти недостатки.

Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или в военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны, так как в человеческом обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства.

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные от­ношения, обеспечивающие соблюдение принципов правового регулирования воо­руженных конфликтов.

Объективная сторона наемничества характеризуется совершением действий, выраженных в одной из предусмотренных диспозицией части 1 статьи 162 УК форм:

а) вербовка; б) обучение; в) финансирование или иное материальное обеспече­ние наемника: г) использование наемника в вооруженном конфликте или в воен­ные действиях.

Под вербовкой наемников понимается набор, найм или привлечение людей для участия в вооруженном конфликте или в военных действиях за, как правила, мате­риальное вознаграждение.

Вербовка начинается с поисков кандидатов в наемни­ки, затем состоит в психическом воздействии на них любым способом (уговором, шантажом, обещаниями и т д.

) с целью привлечения их к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях, наконец, заключается соглашение, которое может иметь разную степень юридической оформленности. Условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно.

Обучение наемников (имеется в виду военное) – проведение с ними специаль­ных занятий по вопросам наиболее эффективного применения оружия, взрывча­тых веществ, устройства военной техники, тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года, а также инструктаж непосредственно в ходе боевых действий.

Финансирование наемников – это обеспечение наемников, а возможно и их се­мей, денежными средствами.

Под иным материальным обеспечением наемников следует понимать их экипировку обмундированием по сезону, обеспечение их продовольствием, соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения, организация баз для подготовки и обучения наемников и т.п.

Под использованием наемника в вооруженном конфликте или в военных действи­ях понимается непосредственное привлечение его к участию в боевых операциях или акциях военного характера, как в районе боевых действий, так и за его пределами.

Преступление по части 1 статьи 162 УК считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из перечисленных в законе действий.

Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия, перечисленные в ч. 1 рассматриваемой статьи, и желает этого.

Субьектом является лицо, достигшее 16 летнего возраста.

Состав наемничества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 162 УК) вклю­чает два квалифицирующих признака. Первый состоит в совершении преступле­ния с использованием виновным своего служебного положения, который охваты­вает сферу – должностной и более широкой служебной деятельности.

Как правило, она связана с военной службой вербовщика. Однако может использоваться и ав­торитет иного государственного служащего.

В этом случае субъект преступления специальный должностное лицо, государственный служащий, служащий местно­го органа самоуправления или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Вторым квалифицирующим признаком яв­ляется совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего, т.е. вербов­ка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, а также ис­пользование в вооруженном конфликте или в военных действиях в качестве наемника лица, не достигшего 18-летнего возраста

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 3 статьи 162 УК, характеризуется действиями самого наемника, состоящими в его личном участии в вооруженном конфликте или в военных действиях.

Лицо, завербованное в каче­стве наемника, принимает непосредственное участие в подготовке, планировании или проведении боевых действий и военных операций.

Участие может выражаться в разнообразных формах: нахождение во время вооруженных конфликтов или во­енных действий в местах, где они происходили, оказание помощи какой-либо из конфликтующих сторон, руководство, инструктирование участников вооружен­ного конфликта или военных действий и т.п. Обязательным признаком объектив­ной стороны этого преступления является особая обстановка совершаемого преступления – обстановка военных действий или вооруженного конфликта.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо сознает, что действует в качестве наемника в вооруженном конф­ликте или в военных действиях, и желает действовать таким образом.

Комментируемая статья УК в части 4 предусматривает ответственность за действия наемника, участвующего в вооруженном конфликте или в военных действиях, повлекшие гибель людей или иные тяжкие последствия. Для наличия состава данно­го квалифицированного вида преступления требуется фактическое наступление ги­бели людей или иных тяжких последствий.

Закон не дает определения тяжких по­следствий. Какие последствия считать тяжкими – это вопрос конкретного факта, который решается с учетом всех обстоятельств дела.

В частности, к тяжким послед­ствиям следует отнести причинение тяжкого вреда здоровью человеку во время во­енных действий или вооруженного конфликта, причинение крупного материально­го ущерба в виде уничтожения или повреждения зданий, сооружений, мостов, дорог и т.п., причинение вреда окружающей среде, растительному или животному миру.

Субъектом преступления, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 162 УК является наемник. Впервые это понятие было раскрыто в статье 47 Дополнительного протоко­ла I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны. Это – лицо, которое:

– специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

– фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду в виде обещанного материального вознаграждения, существенно превышающего вознаграждение комбатанта того же ранга и функций;

– не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

– не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

– не послано государством, которое не является воюющей стороной, для выполне­ния официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил1.

Выделяют следующие критерии наемничества:

Во-первых, побудительным мотивом действий наемника является повышенное материальное вознаграждение. Оно может быть регулярным, в виде денежного довольствия, либо разовым (за убитого, пленного, за уничтожение военной техни­ки и т п.). При этом оно гораздо выше вознаграждения комбатанта, который уча­ствует в боевых действиях рядом с ним.

Во-вторых, наемник специально вербуется для участия в конкретном вооруженном конфликте. Где и кем он завербован, значения не имеет.

В-третьих, наемник не является гражданином данного государства, не прожи­вает постоянно на его территории и не послан третьим государством в качестве советника или для выполнения других официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил данного государства. Военные советники направляются временно на службу в иностранную армию по договору между государствами и не принимают непосредственного участия в военных действиях.

В-четвертых, принадлежность наемника к вооруженным силам одной из воюю­щих сторон, но не включение его в личный состав этих вооруженных сил.

Только наличие всех признаков, сформулированных в ст. 47 Дополнительного протокола I, позволяет отнести соответствующее лицо к наемнику. Эти критерии помогают четко отделить комбатанта от наемника.

Ведь с точки зрения современ­ного международного права допустимо участие отдельных лиц в силу своих поли­тических, патриотических убеждений, а не материальных выгод, на стороне одно­го из воюющих против агрессии иностранного господства.

В отличие от наемников добровольцы включаются в состав вооруженных сил воюющей стороны, поэтому являются комбатантами, а государство несет за них ответственность. Наемник же в списки личного состава не включается

В примечании к ст. 162 УК законодателем определено понятие наемника, которое совпадает с определением, содержащимся в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 года.

Как свидетельствует практика, наемникам зачастую удается уйти от наказа­ния за совершенные преступления.

Известным прецедентом международной борь­бы с наемничеством стал судебный процесс над 13 наемниками в Народной рес­публике Ангола. Он проходил в Луанде в 1976 году.

Факт осуждения наемников, в том числе к смертной казни, явился важным вкладом в становлении правовой нор­мы, закрепленной и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Источник: https://studopedia.ru/3_186935_naemnichestvo-st--uk.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.