Соотношение уголовного преследования и обвинения

Прекращение уголовного дела и уголовного преследования

Соотношение уголовного преследования и обвинения

1. Если в ходе предварительного следствия появятся основания для изменения предъявленного обвинения, то следователь в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса выносит новое постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявляет его обвиняемому в порядке, установленном статьей 172 настоящего Кодекса.

2. Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора.

В чем разница между прекращением уголовного дела и преследования

Уголовным законодательством предусмотрена возможность завершения не только дела, но и преследования, например, в силу ст 27 УПК РФ. Довольно часто эти термины отождествляются, но нужно понимать, что их содержание отличается.

Согласно 55 пункту статьи 5 УПК РФ, преследование – это процессуальное действие, применяемое стороной обвинения, с целью добиться изобличения подозреваемого. Таким образом прекращение уголовного преследования не является поводом для завершения дела. Подобное уместно в случаях деятельного раскаяния или смерти одного из участников совершения преступления.

Понятие уголовное дело лежит немного в иной плоскости. По факту уголовное дело является одной из форм расследования, в рамках которого проводится целый ряд преследований. Завершение одного из них не влечет за собой завершения дела целиком.

Таким образом прекращение уголовного дела и уголовного преследования происходит одновременно, но не наоборот, за редким исключением.

Например, согласно ст 27 УПК, дело может быть прекращено в результате завершения преследования в отношении всех подозреваемых, кроме случаев, когда подозреваемые или обвиняемые непричастны к совершению преступления.

Завершение предварительного расследования прекращением дела и (или) преследования имеет большое значение для уголовного производства. С одной стороны, получается оградить невиновных от безосновательного привлечения ответственности, а с другой – допускается возможность упрощения осуществления правосудия в отношении субъектов, обоснованно подвергнутых уголовному преследованию.

Вывод о необходимости прекратить дело должен отвечать ряду требований. К главным из них нужно отнести законность и обоснованность.

Вывод о необходимости прекратить дело не контролируется судебными органами. Таким образом вся ответственность ложится на должностное лицо. Если заинтересованному лицу кажется, что основания для прекращения уголовного дела недостаточно веские, то оно вправе обжаловать это решение, обратившись как к прокурору, так и в суд.

Этапы уголовного преследования публичного характера

Для всех уголовных дел публичного характера наиболее характерны следующие стадии производства:

  1. Досудебное производство, дающее возможность государственному обвинителю собрать доказательства вины обвиняемого: Возбуждение уголовного дела;
  2. Предварительное следствие.
  • Судебное производство.
  • Поскольку государственный обвинитель, представляющий сторону обвинения в суде, не имеет личной заинтересованности в исходе дела и не участвовал в предварительном следствии, то при отсутствии досудебного производства, уголовное преследование оставалось бы малоэффективным. Именно предварительное следствие дает обвинителю информацию о наиболее важных деталях совершенного преступления, предоставляет доказательства вины преступника и помогает выстроить наиболее четкую стратегию обвинения.

    Основания для прекращения уголовного преследования

    Для преследования подозреваемого необходимо выполнить все законные условия. А таковые сводятся к наличию:

    • факта преступления;
    • доказательств, свидетельствующих о причастности человека к ситуации;
    • пострадавшего и его заявления.

    Статья 27 УПК описывает ситуации, при возникновении/наличии которых начатое дело необходимо закрыть. Имеется в виду осуществляющееся преследование подозреваемого. Постановление о закрытии производства приводит к правовым последствиям, иногда материального характера. Поэтому выносится таковое исключительно при наличии поводов, приведенных в ст. 27 УПК.

    Основания таковы:

    1. Выявление факта непричастности человека к преступному деянию (требуются доказательства).
    2. Доказательство не совершения деяния в ситуации, ставшей поводом для открытия разбирательства.
    3. Окончание периода давности.
    4. Кончина подозреваемого. Исключением являются обстоятельства, требующие защиты честного имени умершего.
    5. Пострадавший не заявил о преступном деянии. Отсутствие официального обращения не влияет на преследование преступника, совершившего деяние в отношении беззащитной жертвы.
    6. Непредоставление согласия Госдумы на уголовное преследование должностного лица.
    7. Амнистирование преступника.
    8. Принятие судьей вердикта об отказе в возбуждении дела или его прекращении.

    Для остановки текущего разбирательства нужны четкие основания. Кроме того, следствием в точности выполняется и порядок прекращения уголовного дела, и уголовного преследования.

    Таковой предполагает выполнение всех норм, описанных в действующем законодательстве.

    В некоторых ситуациях уголовное дело, ведущееся в отношении виновного лица, также подлежит прекращению. Они таковы:

    1. Примирение обвиненного с жертвой проступка. Описано в статье 25 УПК. Применяется к подозреваемым, совершившим проступок небольшой или средней тяжести (ст. 76 УК). Для применения данного основания необходимо согласие потерпевшего, получившего полную компенсацию урона.
    2. Деятельное раскаяние. Таковая причина закрытия дела описывается в 28-й статье УПК. Используется, если человек обвинен в преступлении небольшой тяжести. Так, в статье 75 УК приводится описание правоприменения данной нормы. Она действует в отношении оступившихся людей, ранее не судимых по уголовным статьям, явившимся в полицию с повинной, способствовавшим раскрытию дела, полностью возместившим урон пострадавшим.

    Решение о прекращении производства принимают только те органы, которым дано таковое право. Это суд, прокурор, дознание. Кроме того, оно оформляется актом, подлежащим контролю. То есть на практике закрытие дела – это сложный процесс. Процедура требует участия в решении нескольких инстанций.

    Частный порядок уголовного преследования

    А теперь давайте перейдем к вопросу, какие виды уголовного преследования существуют в уголовном праве, и начнем с частного порядка.

    Частное уголовное преследование является наиболее редким способом привлечения виновного к уголовной ответственности, поскольку напоминает собой частноисковую модель, характерную для средних веков. Тем не менее она все еще периодически используется в уголовных делах, для возбуждения которых требуется заявление потерпевшего.

    Источник: https://system-bryansk.ru/ugolovnyj-process/st-27-upk.html

    Тема 4. Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Уголовное преследование

    Соотношение уголовного преследования и обвинения

    Ч. 2 ст. 163 УПК предусматривает привлечение долж­ностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, к работе следственной группы. Согласно ч. 2 ст.

    95 УПК, в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допуска­ются встречи оперативных сотрудников с подозреваемым и обвиняемым, содержащимися под стражей, с письменного разрешения дознавателя, сле­дователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголов­ное дело. В соответствии с ч. 4 ст.

    157 УПК после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению сле­дователя.

    В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания само­стоятельно обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следова­теля об их результатах.

    Во-вторых, уголовно-процессуальная регламентация осуществления оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия и расследова­ния преступлений означает, что материалы, полученные в процессе прове­дения оперативно-розыскных мероприятий, теряют свойства «не подле­жащих разглашению данных» или «материалов, добытых негласным путем и не имеющих доказательственной перспективы».

    Напротив, теперь мно­гие из них могут иметь значение данных, полученных в предусмотренном законом порядке. На этой основе им открывается путь в уголовно-процессуальное доказывание. Положительно может решаться вопрос об их допустимости в процессе производства по уголовному делу.

    В-третьих, впервые в истории уголовного процесса законодатель до­пускает использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, если они отвечают требованиям» предъявляемым к доказа­тельствам УПК (ст. 89 УПК).

    Кроме того, законодатель впервые сформулировал непосредственно в УПК определение понятия «результатов оперативно-розыскной деятель­ности», обозначив их как «сведения, полученные в соответствии с Феде­ральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда» (п. 36 ст. 5 УПК).Таким образом, в современных условиях становится все более актуаль­ным вопрос о природе и сущности соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, особенно применительно к стадиям досудебного производства.Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности представляет собой систему, в которой можно выделить сле­дующие основные элементы:1) соотношение организационных и процессуальных форм взаимо­действия оперативных и следственных аппаратов при решении уголовно-процессуальных задач;2) соотношение процессов познания в следственной и оперативно-розыскной деятельности;3) соотношение оперативного документирования и процессуального оформления доказывания;4) соотношение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных правоотношений.Практика борьбы с преступностью накопила значительный опыт ор­ганизации взаимодействия следственных и оперативных аппаратов. Основ­ное назначение такого взаимодействия сводится к обеспечению наиболее эффективного сочетания сил, средств и методов правоохранительных орга­нов для достижения единой цели в борьбе с преступностью — всесторонне­го и полного раскрытия и расследования совершенных преступлений.Представляется, что взаимодействие следователя и оперативного ра­ботника целесообразно рассматривать в качестве неразрывного процесса на протяжении всего досудебного производства, т.е. в рамках оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования, а при необ­ходимости — и судебного разбирательства.Теория оперативно-розыскной деятельности, выражая свое отноше­ние к данному институту, исходит из того, что одним из субъектов взаимо­действия является оперативный аппарат, в частности его конкретный со­трудник, а не орган дознания вообще. Применительно к рассматриваемому виду деятельности субъектом взаимодействия выступает правоохрани­тельный орган, наделенный специальными полномочиями, т.е. правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность и иметь для этого спе­циальные силы и средства в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».Необходимость взаимодействия следственных и оперативных аппа­ратов обусловлена объективными факторами. Они наделены различной компетенцией и юрисдикцией, имеют различный уровень технической ос­нащенности и вооруженности, свои силы, средства и методы в решении правоохранительных задач, но при всем этом решают одни и те же задачи борьбы с преступностью. Оперативные аппараты собственными силами и средствами могут выявить неочевидное, замаскированное преступление, задокументировать преступные действия лиц, его совершивших, наконец, возбудить уголовное дело. Но они не правомочны в полном объеме про­вести расследование и передать дело в суд. Такими полномочиями наделе­ны следственные аппараты, которые, в свою очередь, далеко не всегда имеют возможности выявить замаскированное преступление. Поэтому взаимодействие следственных и оперативных аппаратов является важней­шим объективным условием их эффективной деятельности.Вступивший в силу с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации значительно расширил уголовно-процессуальные задачи в борьбе с организованной преступностью, в частности введением нового понятия — «преступное сообщество (преступная организация)» и установ­лением ответственности за соответствующие преступления (ст. 210 УК).Практика показывает, что при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных организованными группами, особенно важно оперативно-розыскное сопровождение на первоначальных этапах расследования: при задержании, производстве обысков, допросов, очных ставок и опознаниях, когда сотрудники оперативного аппарата оказывают следователю помощь в:— установлении всех участников группы и эпизодов преступной деятельности;— проверке причастности разрабатываемых лиц к совершению не­раскрытых, а также латентных преступлений;— определении роли каждого члена преступной группы, особенно организатора, лидера, подстрекателя;— оперативной проверке доказательств, имеющихся в распоряжении следователя, главным образом тех, которые представлены подозреваемыми в свое оправдание, а также свидетелями и потерпевшими, чья добросове­стность вызывает сомнение;— выявлении и нейтрализации намерений разрабатываемых лиц ока­зать противодействие следствию;— выявлении потерпевших и свидетелей, не установленных следст­вием;— определении тактики проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий и т.д.Оперативно-розыскные меры по документированию обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, должны обеспечивать:а) негласное обнаружение и фиксацию фактических данных, изобличающихпреступников; б) возможность использования этих данных в качестве доказа­тельств на предварительном следствии и в судебном разбирательстве.Доказывание — это процесс познания события прошлого, осуществ­ляемый дознавателем, следователем, прокурором, судом в особой процес­суальной форме — путем собирания, проверки и оценки доказательств.Поэтому проблемы легитимизации познавательной деятельности, лежащей за пределами уголовного процесса, но так или иначе связанной с установ­лением фактов правонарушений, также актуальны для уголовного судо­производства. Такая деятельность осуществляется в различных формах, в том числе и в оперативно-розыскной, направленной на выявление призна­ков преступления и лиц, его совершивших, которая регламентируется Фе­деральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».Институт легитимизации познавательных процессов в оперативно-розыскной деятельности отражает закономерности, присущие правоохра­нительной политике современного периода — стремление подчинить оп­ределенной правовой форме деятельность, которая по своему характеру так или иначе вторгается в сферу интересов личности, охраняемых Кон­ституцией. Вместе с нормативными актами, регулирующими доказывание, т.е. познавательную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, оперативно-розыскное законодательство формирует соответствующий нормативно-познавательный комплекс, относящийся к оперативно-розыскной деятельности.Одна из задач оперативно-розыскной деятельности — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, что предполагает поиск и обнаружение фактических данных, отражающих и воссоздающих имевшее место в прошлом событие преступления. Такая деятельность представляет собой процесс познания. Познание объективной действи­тельности служит интересам практики, потребности которой определяют направление и содержание познавательной деятельности.Как в уголовно-процессуальной, так и в оперативно-розыскной дея­тельности наблюдение представляет собой планомерное, целеустремленное, преднамеренное восприятие, сущность которого не изменяется от того, бу­дет ли применять данный метод следователь или оперативный сотрудник. Однако условия его применения, объект и цель наблюдения могут быть раз­личными, что отражается на приемах наблюдения, его роли в процессе по­знания, достоверности результатов применения этого метода и т.п.Имеющиеся различия между исследованиями в процессуальной и оперативно-розыскной деятельности обусловливают и ту специфику, кото­рую приобретают общие методы познания при их применении в борьбе с преступностью.В конечном счете специфика определяется:— формой применения этих методов в процессе познания;— процессуальным положением субъекта, применяющего методы познания;— условиями познания истины в процессе уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности;— характером объектов познания в процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.В оперативно-розыскной деятельности процесс познания в силу спе­цифики приемов и методов, предусмотренных российским законодатель­ством, позволяет эффективно, в сжатые сроки определить предмет, преде­лы и наиболее адекватные конкретной ситуации способы уголовно-процессуального доказывания.Соотношение оперативного документирования и процессуального доказывания, в первую очередь, определяется теми задачами, которые ре­шаются в процессе расследования конкретного уголовного дела, а также уголовно-процессуальными нормами, регламентирующими процесс дока­зывания.Документирование представляет собой познание и удостоверение тех явлений, относящихся к событию преступления, которые имеют значе­ние для правильного разрешения дела. В этом отношении оно во многом сходно с уголовно-процессуальным доказыванием, однако отличается от него целью, субъектами познания, а также условиями, в которых оно про­текает.Отличия познания при документировании от уголовно-процессуального доказывания:проводится лицом, обладающим иными властными полномочиями, чем участники уголовного процесса;сопро­вождается применением специальных сил, средств и методов. Объект по­знания здесь также специфичен: исследуются обстоятельства, связанные не только с прошлым преступным событием, но и с подготавливаемыми преступлениями, т.е. с теми событиями, которые могут произойти в буду­щем. В этом случае оперативный сотрудник должен предвидеть действия преступников, принять меры к предотвращению, пресечению возможных преступных проявлений.Выбор путей документирования осуществляется по трем основным направлениям: установление лиц, располагающих сведениями о преступ­ной деятельности разрабатываемых и способных выступить свидетелями по делу; выявление предметов и документов с признаками преступной дея­тельности разрабатываемых и которые могут быть использованы в качест­ве доказательств по делу; выявление иных фактов преступной деятельно­сти разрабатываемых, которые в отдельных случаях и не могут быть дока­зательствами, но служат основанием для выдвижения следственных и опе­ративно-розыскных версий.В процессе документирования оперативный сотрудник обязан обес­печить сохранность полученных данных до момента востребования их следователем и предусмотреть возможность их процессуального использо­вания без разглашения источника получения.Таким образом, задача оперативного документирования, как и про­цессуального доказывания, состоит в том, чтобы не только лицо, проводя­щее исследование, стало обладателем знания о преступлении, но чтобы та­кое знание и результаты проведенной работы могли в установленном по­рядке получить следователь, а при необходимости — остальные участники уголовного процесса.

    4.2. Понятие уголовного преследования

    Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК).Виды уголовного преследования выделяются в зависимости от тяжести и характера совершенного преступления. Уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

    4.3. Виды уголовного преследования. Осуществление уголовного преследования в публичном, частно-публичном и частном порядке

    Виды уголовного преследования (ч.1 ст. 20 УПК): публичное, частно-публичное и частное.Дела частного обвинения — это дела о преступлениях небольшой тяжести, предусмотренных ст. 115,116,129, ч. 1 ст. 130 УК.

    Уголовное дело по этой категории дел возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежит прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

    Дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.Все остальные уголовные дела относятся к делам публичного обвинения.

    Возбуждение данной категории уголовных дел не зависит от волеизъявления заинтересованных лиц и является обязанностью органов предварительного расследования и прокурора.

    Производство расследования по делам публичного и частно-публичного обвинения ведется в общем порядке. Уголовное производство по делам частного обвинения специально урегулировано в гл. 41 УПК.

    Источник: https://uprocess.ru/page-4.html

    Уголовное преследование: понятие и виды

    Соотношение уголовного преследования и обвинения

    Определение 1

    Уголовное преследование – это процессуальная деятельность стороны обвинения, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления (п. 55 УПК).

    Уголовное преследование отражает суть состязательного процесса в подготовке и поддержании обвинения, оно связано с преследованием конкретного лица (подозреваемого или обвиняемого) и направлено на изобличение в преступлении. Обвинительная власть через досудебную подготовку готовит обвинение, основания уголовного иска, предъявления его в суде.

    Уголовное судопроизводство содержит досудебное и судебное производство по уголовному делу.

    В досудебный период проводиться деятельность, которая направлена на процессуальную подготовку и обоснование материально-правовых притязаний стороны обвинения.

    Досудебное производство – это период с момента получения сообщения о преступлении до направления уголовного дела прокурором в суд (п. 9 ст. 5 УПК).

    Уголовное преследование связано с досудебным судопроизводством и содержит доследственную проверку оснований возбуждения уголовного дела. Уголовным преследованием можно считать деятельность, которая предшествовала составлению рапорта о преступлении.

    Виды уголовного преследования

    Основу классификации разновидностей уголовного преследования составляют публичное и частное начала.

    Основные признаки отдельного вида уголовного преследования:

    • интерес, преследуемый обвинителем;
    • правовой статус субъекта обвинительной функции.

    Виды уголовного преследования:

    • частное обвинение – осуществляется в частных интересах частным лицом, которое пострадало от преступления;
    • публичное обвинение – субъектом права выступает государство или общество во имя общественных интересов и отвлеченного блага;
    • частно-публичное – в этом виде сочетаются частное и публичное обвинение.

    Частное уголовное обвинение в современном уголовном процессе играет незначительную роль, производится по узкой категории уголовных дел.

    Уголовно-процессуальный кодекс допускает частное обвинение по трем основаниям: легкий вред здоровью (ч. 1 ст. 115), побои (ч. 1 ст. 116), клевета (ч. 1 ст. 128.1).

    В делах частного уголовного преследования возбуждение и производство зависит от преступного деяния и воли потерпевшего.

    В лице мирового судьи отображена роль государства, которая сводится к принятию оформленного заявления, формированию условий для состязания сторон, разрешению между частными лицами уголовно-правового спора.

    Потерпевший является частным обвинителем, он обладает свободой распоряжения обвинением. Порядок возбуждения и производства регламентирован ст. 318, 319.

    Потерпевший имеет право во время судебного разбирательства (до момента удаления мирового судьи для вынесения приговора) отказаться от обвинения, примириться с обвиняемым, что ведет к прекращению уголовного дела.

    Публичное обвинение является доминирующим видом уголовного преследования.

    Публичное обвинение осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами (следователь, прокурор, дознаватель, орган дознания) от имени государства.

    Публичное обвинение осуществляют компетентные органы в интересах всего государства и общества, а не в интересах потерпевшей стороны, что вытекает из Конституции РФ.

    Частно-публичное обвинение является способом ограничения частного обвинения должностным обвинением прокурора.

    Инициативой в возбуждении уголовного преследования обладает частное лицо, однако черт частного обвинителя не приобретает, дальнейшее судопроизводство походит независимо от его воли. Правом распоряжения обвинением по этим делам частично обладает частный обвинитель.

    Уголовное дело возбуждается по его волеизъявлению. Деяние не считается преступным без заявления потерпевшего, в данном случае уголовное дело возбуждено быть не может.

    К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся:

    • изнасилования;
    • насильственные действия, которые носят сексуальный характер;
    • нарушение тайны телефонных переговоров, переписки, телеграфных, почтовых и других сообщений;
    • нарушение неприкосновенности жилища;
    • необоснованное увольнение женщин, имеющих трех детей, беременных женщин, отказ в приеме на работу;
    • нарушение авторских прав;
    • нарушение патентных и изобретательских прав;
    • разнообразные виды мошенничества;
    • растрата или присвоение денежных средств;
    • причинение имущественного ущерба через злоупотребление доверием или путем обмана.

    Преступления относятся к уголовным, если осуществлены вследствие предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, управления им имуществом, принадлежащим ему и используемым в предпринимательской деятельности.

    Эти преступления могут быть совершены членами управления коммерческой организации при осуществлении полномочий по управлению организацией предпринимательской или другой экономической деятельности (исключения составляют ситуации, при которых деянием причинен вред интересам муниципального унитарного или государственного предприятия, государственной компании, государственной корпорации, коммерческой организации при участии в уставном капитале муниципального образования или государства, если предметом преступного деяния стало муниципальное или государственное имущество.

    Уголовное дело о преступлениях, которые относятся к частному, частно-публичному обвинению, возбуждают: руководитель следственного органа, дознаватель с согласия прокурора, следователь.

    К таким делам относятся деяния при отсутствии заявления потерпевшего, законного представителя, если преступление совершено в отношении лица с беспомощным или зависимым состоянием и не может защищать свои законные интересы и права.

    Прокурор, орган дознания, следователь и дознаватель в каждом конкретном случае выявления признаков преступления принимают меры по установлению события преступного деяния, изобличению лица, лиц, которые виновны в совершении предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством преступлением.

    Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovnoe_presledovanie_ponyatie_i_vidy/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.