Соотношение понятий уголовное преследование и обвинение

Обвинение в уголовном процессе

Соотношение понятий уголовное преследование и обвинение

      Осуществляя обвинение в публичном порядке, следователь, орган дознания и дознаватель вправе: вызывать для участия в следственных действиях любое лицо; истребовать от граждан, предприятий, организаций и должностных лиц любые документы, необходимые при производстве по делу. Данные требования обязательны для лиц, к которым они адресованы. Неисполнение этих требований влечет за собой различные виды ответственности.

      Обвинение в частном порядке осуществляется по делам частного обвинения, к которым относятся дела о преступлениях, предусмотренных: ст. 115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью; ст. 116 УК РФ – побои; ч. 1 ст. 129 УК РФ – клевета при отсутствии отягчающих обстоятельств; ст. 130 УК РФ – оскорбление7.

Дела о данных составах преступлений называются делами частного обвинения, ибо, по общему правилу, они могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя.

Они могут быть прекращены в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

      Уголовное преследование по указанной категории дел осуществляет потерпевший, который является частным обвинителем (п. 58 ст. 5 УПК РФ) и вправе выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК РФ). Выдвижение обвинения оформляется и осуществляется путем подачи в суд заявления, а поддержание обвинения – путем участия в судебном разбирательстве.

      Обвинение в частно-публичном порядке осуществляется по делам о преступлениях, предусмотренных: ч. 1 ст. 131 УК РФ – изнасилование без отягчающих обстоятельств; ч.1 ст. 132 УК РФ – насильственные действия сексуального характера; ч. 1 ст.

136 УК РФ – нарушение равноправия граждан, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств; ч. 1 ст. 137 УК РФ – нарушение неприкосновенности частной жизни; ч. 1 ст. 138 УК РФ – нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ч. 1 ст.

139 УК РФ – нарушение неприкосновенности жилища; ст. 145 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет; ч.1 ст. 146 УК РФ – нарушение авторских и смежных прав; ч. I ст.

147 УК РФ – нарушение изобретательских и патентных прав.

      Частное начало уголовного преследования проявляется в том, что эти дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего.

Именно потерпевший самостоятельно определяет, нуждается ли он в защите государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, в случае нарушения гарантированных ему прав.

Отсутствие заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения является основанием отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения (п. 5 ст. 24 УПК РФ).

      Публичный характер уголовного преследования по данной категории дел заключается в том, что они не подлежат прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 УПК РФ.

После подачи заявления прокурор и органы предварительного расследования возбуждают уголовное дело и в пределах своей компетенции проводят расследование, направляют дело в суд, который от имени государства может вынести приговор.

      Итак, в уголовном процессе обвинению принадлежит чрезвычайно важная роль. Оно имеет своей целью решительно пресекать преступления, изобличать нарушителей уголовного закона, обеспечивать неотвратимость наказания виновных.

С помощью обвинительной деятельности специально на то уполномоченных органов и должностных лиц государство защищает от преступных посягательств общественный и государственный строй, права и интересы граждан, а также права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий,  кооперативных и иных общественных организаций.

      Существует два вида обвинения: государственное и частное. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, обвинение делится на три вида: публичное, частно-публичное и частное.          

2.1. Субъекты обвинения

  

      Прокурор. Наиболее общее разъяснение понятия «прокурор» законодатель дает в п. 31 ст.

5 УПК РФ, указав, что под этим термином подразумевается «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре».

      Правовой статус прокурора как должностного лица специальных государственных органов установлен Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»8.

Уголовно-процессуальный кодекс, исходя из содержащихся в данном законе общих положений о направлениях, формах и методах деятельности прокуратуры, раскрывает и детализирует применительно к сфере уголовного судопроизводства такие функции прокурора, как надзор за исполнением законов, уголовное преследование и участие в рассмотрении дел судами.

      В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Иные должностные лица органов прокуратуры (старшие помощники и помощники прокуроров, прокуроры управлений, отделов и т.д.

) в УПК РФ процессуальными полномочиями не наделяются и не упоминаются, но, исходя из содержания Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор может поручить им выполнение некоторых своих полномочий, в том числе и в сфере уголовно-процессуальной деятельности.

      Место и роль прокурора в уголовном судопроизводстве характеризует наличие довольно широкого круга взаимосвязанных полномочий, реализация которых в значительной мере зависит от стадии уголовного процесса.

      Вопрос о характере функций прокурора в уголовном процессе остается одним из наиболее дискуссионных. Несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон РФ однозначно установил, что прокурор в ходе уголовного судопроизводства осуществляет две самостоятельные функции: уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования (ч. 1 ст.

37 УПК РФ) (причем одни процессуалисты с таким положением согласны9, другие – нет, считая, что прокуратура должна выполнять единственную функцию – надзора за законностью10), тем не менее, эти нормы не нашли отражения в Конституции РФ и не совсем согласуются с Законом о прокуратуре РФ, поэтому споры о сущности и назначении прокурорской деятельности в сфере уголовного правосудия не утихают.

      Острота настоящей проблемы объясняется также существенным расширением судебных полномочий в сферах, традиционно считавшихся прокурорскими, в связи с чем важно определить основные направления деятельности суда и прокурора, то есть функции, для того чтобы разграничить их «сферы влияния».

      Итак, в соответствии с Законом о прокуратуре на прокуратуру возложен надзор за исполнением действующих на территории РФ законов (п. 1 ст. 1). Далее Закон конкретизирует, какими средствами наделяется прокуратура для обеспечения законности в сфере уголовного судопроизводства.

Это надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; уголовное преследование; участие в рассмотрении уголовных дел судами; опротестование противоречащих закону приговоров, определений и постановлений судов.

В отдельных случаях к таким средствам можно отнести и осуществление надзора за законностью действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, когда речь идет о мероприятиях, проводимых этими органами в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

      Уголовно-процессуальное законодательство, в свою очередь, детализирует полномочия прокурора на всех стадиях уголовного процесса.

      Широкий и разнообразный спектр правовых средств прокурорской деятельности в досудебном производстве уголовного процесса приводит иногда к представлению о наличии у прокурора в этой сфере помимо двух основных функций еще и такой «дополнительной» функции, как руководство расследованием.11

      Действительно, объем полномочий, предоставленных прокурору в досудебном производстве, не позволяет их четко разграничить и определить характер функций прокурора по отношению к органам расследования.

Особенно интересен вопрос, касающийся соотношения функций надзора и процессуального руководства, если согласиться с тем, что последняя существует. Так, одни авторы полагают, что обе эти функции – надзора и руководства – прокурор осуществляет одновременно, хотя и разными путями и методами.

12 Другие считают, что поскольку деятельность прокурора по надзору за законностью расследования носит процессуальный характер, то прокурорско-надзорные функции выливаются в уголовно-процессуальную форму руководства. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, по мнению, например, В.М.

Савицкого, «есть по сути дела процессуальное руководство расследованием преступлений, которое предполагает применение прокурором всего арсенала предоставленных ему властных полномочий»13.

      Такой неоднозначный подход к функциям, осуществляемым прокурором на досудебном производстве, объясняется в первую очередь неопределенностью самого термина «процессуальное руководство».

Действующий уголовно-процессуальный закон ни в одной своей норме не применяет данного термина по отношению к прокурорской деятельности.

Но анализ полномочий, которыми он наделен на досудебных стадиях, дает основания для вывода о том, что, с одной стороны, прокурор процессуально руководит деятельностью следователей и органов дознания, а с другой – обеспечивает состояние законности как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на стадии предварительного расследования. Генеральный прокурор РФ указывает, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования, координатором действий всех органов, осуществляющих уголовное преследование.

      Вместе с тем, в июле 2007 года значительно сокращены полномочия прокурора на предварительном расследовании.

      В последние годы в юридической литературе и на практике широкое распространение получило мнение, высказанное разработчиками Концепции судебной реформы и поддержанное другими авторами, что доминирующей функцией прокуратуры является уголовное преследование14. В Законе о прокуратуре, а затем и в УПК этот подход также нашел свое закрепление, но, правда, с сохранением у прокурора надзорной функции, в связи с чем остается актуальной и другая дискуссия – о соотношении прокурорского надзора и уголовного преследования.

      Реализация прокурором своих полномочий при рассмотрении судами уголовных дел имеет комплексную цель.

Принимая непосредственное участие в судебных заседаниях, на основе принципа состязательности прокурор выступает в качестве равноправного участника процесса со стороны обвинения, что является логическим завершением осуществления функции уголовного преследования и продолжением надзорной функции.

      В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

При этом закон предусматривает обязательное участие прокурора как государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения во всех случаях, когда по делу проводилось предварительное следствие.

Если предварительное расследование проведено в форме дознания, то прокурор либо сам поддерживает обвинение в суде, либо вправе поручить эту миссию дознавателю или следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

      С другой стороны, участие прокурора в судебных заседаниях преследует цель обеспечения законности, обоснованности и справедливости приговора суда и иных судебных решений.

Достижение этой цели связано с осуществлением прокурором своего права (а одновременно и обязанности) на принесение в установленном УПК порядке представления – акта реагирования на судебное решение (приговор, постановление или определение), не соответствующее, по мнению прокурора, требованиям закона.

Представление служит обязательным основанием для рассмотрения дела судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанций. В ходе соответствующих судебных заседаний участие прокурора является обязательным.

      Следователь.

Основной формой предварительного расследования по уголовному делу в ходе досудебного производства является предварительное следствие, полномочия по осуществлению которого возлагаются на следователей – должностных лиц специальных органов предварительного следствия, входящих в структуру таких государственных правоохранительных органов, как Следственный комитет, федеральная служба безопасности, органы внутренних дел системы МВД и органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Вне зависимости от ведомственной принадлежности процессуальные полномочия всех следователей при производстве предварительного следствия одинаковы. Различается только их компетенция по расследованию уголовных дел о конкретных преступлениях с учетом установленной законом подследственности.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_49/obvinenie-v-ugolovnom-processe/25090.1140254.page2.html

Уголовное преследование

Соотношение понятий уголовное преследование и обвинение

Уголовное преследование – это процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения для того чтобы изобличить лицо виновного в совершении преступления. 

Со стороны обвинения, эту деятельность осуществляют такие участники уголовного судопроизводства, как:

  • следователь;
  • прокурор;
  • руководитель следственного органа;
  • дознаватель;
  • начальник подразделения дознания;
  • частный обвинитель и его представитель;
  • гражданский истец и его представитель;
  • потерпевший и его законный представитель.

Но характер их деятельности, а также совокупность средств реализации функции уголовного преследования и объем предоставленных полномочий различаются в зависимости от: внутреннего убеждения, от тяжести и характера преступления, а также стадий производства по уголовному делу. 

В соответствии с ст. 20 УПК РФ закреплено три вида уголовного преследования:

  • частное;
  • публичное;
  • частно-публичное.

Тяжесть и характер совершенного преступления выступают критерием разделения уголовного преследования на данные виды. 

Дела частного обвинения – это дела о преступлениях, как правило, без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в статьях УК РФ:

  • умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115);
  • побои (ч. 1 ст. 116); 
  • клевета (ч. 1 ст. 129);
  • оскорбление (ст. 130  УК РФ).  

Подобные дела могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, его законного представителя и прекращаются, если стороны пошли на примирение. Такой вариант возможен только до удаления суда в совещательную комнату.

Дела частно-публичного обвинения – это дела о преступлениях также без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в УК РФ: 

  • изнасилование (ч. 1 ст. 131);
  • насильственные действия сексуального характера (ч. 1 ст. 132);
  • нарушение равенства свобод и прав человека и гражданина (ч. 1 ст. 136);
  • нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 137); 
  • нарушение телефонных переговоров, тайны переписки, а также телеграфных, почтовых или иных сообщений (ч. 1 ст. 138); 
  • нарушение неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 139) и другие.

Такие дела также возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но в отличие от дел частного обвинения, эти дела не могут быть прекращены в связи с примирением сторон. 

Но правило, которое предусмотрено в ст. 25 УПК РФ, является исключением.

В статье закреплено, что суд, а также дознаватель с согласия прокурора или следователь с согласия руководителя следственного органа, если имеется заявление потерпевшего или его законного представителя, имеют право прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней или небольшой тяжести. И если преступление было совершено лицом впервые, и он загладил причиненный вред и примирился с потерпевшим. 

По таким делам производство осуществляется в общем порядке, который предусмотрен УПК РФ. 

  Опиши задание

Применительно к институту уголовного преследования, тенденция усиления равенства уголовного судопроизводства была закреплена. В сравнении с предыдущим уголовно-процессуальным законодательством (УПК РСФСР 1960 г.

) значительно расширился круг дел частно-публичного обвинения, а также появилась возможность не только у потерпевших, но и у их законных представителей,  возбуждать уголовные дела частно-публичного и частного обвинения.

 

Так как УПК РФ ориентировано на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, которые оказались потерпевшими, а не на быстрое и полное раскрытие преступлений, то Расширение частных начал уголовного судопроизводства соответствует задачам и духу современного российского уголовно-процессуального законодательства. 

В Российской Федерации, защита прав и свобод человека не является только частным делом личности, но и обеспечивается государством.

Поэтому в ряде случаев, дела частного и частно-публичного обвинения могут возбуждаться должностными лицами (дознавателем с согласия прокурора, а также следователем) даже если отсутствует заявления потерпевшего и его законного представителя.

Это только в случаях, когда преступление было совершено в отношении лица, которое в силу беспомощного и зависимого состояния либо по другим причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также в случаях, когда лицо совершило преступление и данных о нем не известно. 

В таких случаях уголовное преследование будет осуществляться вне зависимости  от волеизъявления потерпевшего.

Уголовные дела, возбужденные подобным образом, приобретают публичный характер, и уголовное преследование по ним осуществляется в публичном порядке. 

Так как уголовное преследование осуществляется по делам частно-публичного или частного обвинения в публичном порядке, то это не противоречит уголовному судопроизводству и его задачам. Таким образом, не следует его рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе.

В данном случае, речь идет о защите охраняемых законом интересов и прав потерпевшего, который находится в беспомощном состоянии, или по иным причинам не может самостоятельно реализовать свое право.

Таким образом, дознаватель и следователь отстаивают от имени государства интересы лица, который нуждается в дополнительной защите со стороны государства.

Все остальные дела, которые не относятся к категориям дел частно-публичного и частного обвинения, считаются уголовными делами публичного обвинения.

Прокурор, а также дознаватель и следователь, в силу публичного характера российского уголовного судопроизводства, осуществляют уголовное преследование по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинения от имени государства. 

Следователь, прокурор, орган дознания и дознаватель, в каждом случае обнаружения признаков преступления обязан руководствоваться принципом законности, изобличать лица или лиц, которые виновны в совершении преступления, а также принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления.

Обязанности, которые возлагаются на следователя, прокурора и дознавателя, могут быть исполнены надлежащим образом только  тогда, когда все эти лица будут обладать конкретными властными полномочиями. Согласно ст. 37, 38, 41 УПК РФ закреплено правовое положение следователя, прокурора и дознавателя.

Также закон устанавливает, что поручения, требования и запросы руководителя следственного органа, следователя, прокурора, органа дознания и дознавателя, которые предъявлены в пределах их полномочий, установленных УПК РФ являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и должностными лицами.
 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/ugolovnoe-presledovanie/

Уголовно-процессуальное право

Соотношение понятий уголовное преследование и обвинение

В теории уголовного процесса наряду с понятием «уголовное преследование» применяется термин «обвинительная деятельность».

Обвинительная деятельность более широкое понятие. Помимо уголовного преследования, оно включает в себя ряд процессуальных и непроцессуальных действий (осуществляется как в процессуальной, так и непроцессуальной форме).

По общему правилу обвинительная деятельность начинается с момента получения сообщения о преступлении, поскольку при рассмотрении сообщения о преступлении могут быть получены доказательства, которые в дальнейшем могут лечь в основу обвинения.

Однако обвинительная деятельность может начинаться еще раньше, до поступления сообщения о преступлении. В данном случае речь идет об оперативно-розыскной деятельности, в ходе которой происходит документирование различных преступных действий разрабатываемых лиц.

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой непроцессуальную форму обвинительной деятельности правоохранительных органов.

Уголовное преследование — часть процессуальной обвинительной деятельности. Обвинительная деятельность перерастает в уголовное преследование после появления в деле подозреваемого или обвиняемого.

Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ

уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Характерными чертами данного вида деятельности выступают:

  1. уголовное преследование — деятельность, урегулированная уголовно-процессуальным законом;
  2. уголовное преследование осуществляется участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Законодатель напрямую увязывает понятие уголовного преследования с функцией обвинения, а через нее и со стороной обвинения. Согласно п. 47 ст. 5 УПК РФ к стороне обвинения относятся прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;
  3. цель уголовного преследования — изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлении. Эта деятельность осуществляется в отношении конкретного подозреваемого или обвиняемого, а моментом ее начала является момент появление в уголовном деле подозреваемого или обвиняемого.

Учитывая, что момент появления в деле данных участников процесса различен, можно говорить об уголовном преследовании подозреваемого и уголовном преследовании обвиняемого или, иначе, «уголовном преследовании по подозрению и уголовном преследовании по обвинению лица в совершении преступления»1Данный подход к определению сущности уголовного преследования применен В.В. Кальницким. См.: Кальницкий В.В. Привлечение в качестве обвиняемого: современная характеристика и предпосылки реформирования // Уголовное судопроизводство. 2007. № 3..

Уголовное преследование по подозрению начинается с момента появления в уголовном деле процессуальной фигуры подозреваемого (ст. 46 УПК РФ). Иными словами, как только конкретное лицо приобретает процессуальный статус подозреваемого, в отношении него начинается деятельность по его изобличению в совершенном преступлении, т.е. уголовное преследование.

Уголовное преследование по подозрению, начавшись с появлением в деле подозреваемого, протекает до тех пор, пока преследование не будет прекращено либо подозреваемый не приобретет статуса обвиняемого. Последняя ситуация встречается наиболее часто и является логическим продолжением обоснованно начатого уголовного преследования по подозрению.

В соответствии со ст. 47 УПК РФ с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного акта, составления обвинительного постановления в уголовном деле появляется процессуальная фигура обвиняемого, а уголовное преследование по подозрению перерастает в уголовное преследование по обвинению.

Таким образом, уголовное преследование по подозрению и уголовное преследование по обвинению представляют собой различные этапы единой деятельности.

В случае если лицо, не являющееся подозреваемым, сразу же привлекается в качестве обвиняемого по уголовному делу, то в отношении него сразу же начинается уголовное преследование по его обвинению.

Уголовное преследование по обвинению в большинстве случаев является логическим продолжением уголовного преследования по подозрению, но оно качественно отличается от последнего.

Недостаточная определенность в том, кто, с каким умыслом и при каких обстоятельствах совершил преступление, свойственная подозрению, устранена.

Следователем, дознавателем в отношении конкретного лица сформулировано обвинение, являющееся утверждением о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутом в порядке, установленном законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

В уголовном деле имеются доказательства, устанавливающие событие преступления, виновность конкретного лица в совершении преступления, характер и размер вреда, причиненного преступлением, а также имеются документы, характеризующие личность обвиняемого.

Уголовное преследование в досудебном производстве заканчивается составлением обвинительного заключения, обвинительного акта, обвинительного постановления и направлением уголовного дела в суд.

В судебном производстве уголовное преследование продолжается, одной из его форм является поддержание прокурором от имени государства обвинения в судебном заседании.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne16.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.