Соотношение административного правонарушения и преступления

Соотношение административного правонарушения с иными правонарушениями

Соотношение административного правонарушения и преступления

Административные правонарушения отличаются от иных правонарушений (преступлений, гражданских правонарушений, дисциплинарных правонарушений) по объекту посягательства и степени общественной вредности.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые складываются между организационно неподчиненными лицами и охраняются мерами административной ответственности.

Объектом гражданских правонарушений являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права и охраняемые санкциями правового характера, установленными Гражданским кодексом РФ.

Объектом дисциплинарных правонарушений является внутренний трудовой распорядок предприятий, учреждений, организаций, который строится на организационном подчинении лиц, связанных трудовым договором, и охраняется мерами дисциплинарной ответственности, установленными Трудовым кодексом РФ и специальными федеральными законами.

Объектом преступлений являются наиболее значимые, существенные интересы личности, общества и государства, охраняемые мерами уголовной ответственности, установленными Уголовным кодексом РФ.

Степень общественной опасности является количественной оценкой правонарушения. Она определяется характером и размером вреда, причиняемого правонарушением.

Максимальная степень общественной опасности присуща преступлениям. Общественная опасность преступления носит глобальный характер, выходит за рамки отдельной семьи, социальной организации и даже за рамки Российского государства.

Преступление посягает не только на жизнь человека, конституционный строй Российского государства, оно посягает на мир и безопасность человечества.

Преступление причиняет такой материальный и физический вред, который, с точки зрения государства, может быть компенсирован самыми строгими мерами государственного принуждения — мерами уголовной ответственности.

Размер вреда, причиняемого преступлением, определяется исключительно Российской Федерацией и только в нормах уголовного закона.

Административные правонарушения отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности и носят характер общественной вредности. Общественная вредность административных правонарушений ограничена территорией Российского государства.

Вид и размер вреда, причиняемого административным правонарушением, устанавливаются Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В целях более четкого разграничения преступления и административного правонарушения мы придерживаемся точки зрения определения признаком административного правонарушения понятия общественной вредности, а не общественной опасности.

По сравнению с административным правонарушением общественная опасность дисциплинарного правонарушения носит локальный характер, ограничена рамками трудового коллектива коммерческой или некоммерческой организации, структурой органа государственной властней местного самоуправления. Степень общественной опасности дисциплинарного правонарушения измеряется размером вреда, причиненного соответствующей социальной организации.

Дисциплинарное правонарушение, которое причиняет материальный вред социальной организации, влечет материальную ответственность, а дисциплинарное правонарушение, не связанное с причинением материального вреда, — дисциплинарную ответственность.

При этом следует отметить, что меры дисциплинарной и материальной ответственности за совершенное дисциплинарное правонарушение налагаются с санкции государства органом управления социальной организации.

Государство закрепляет в нормах административного и трудового права перечень мер дисциплинарной ответственности, основания для наступления и пределы материальной ответственности, а также порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности.

Составы дисциплинарных правонарушений, в отличие от административных, в статьях Трудового кодекса РФ не определяются.

Общественная опасность гражданских правонарушений носит частно-публичный характер. Она выражается в причинении вреда одной из сторон гражданских правоотношений. Общественная вредность административных правонарушений носит ярко выраженный публичный характер. Административные правонарушения причиняют вред общественным отношениям, регулируемым нормами публичного права.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем заключается роль административного правонарушения как основания административной ответственности?

2. Соотнесите между собой признаки административного правонарушения и элементы состава административного правонарушения.

3. Что составляет субъективную сторону административного правонарушения, совершенного юридическим лицом и физическим лицом?

4. Приведите примеры административных правонарушений с основным, квалифицированным, привилегированным, материальным и формальным составами.

5. Приведите примеры и разберите составы административных правонарушений с умышленной формой вины и неосторожной формой вины.

6. Приведите примеры и проведите различие продолжаемого, повторного и неоднократного административного правонарушения.

4.

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-administrativnoe/sootnoshenie-administrativnogo-pravonarusheniya-44737.html

Соотношение понятий административное правонарушение и преступление

Соотношение административного правонарушения и преступления

Министерство образования и науки РФ

Читинский институт (филиал)

федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Байкальский государственный университет

 экономики и права»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Курсовая работа по

 Админстративному праву России

                            Научный руководитель: Харитонова О. В.,

старший преподаватель кафедры ГПД ЧИ БГУЭП

                                                             Корбут Е.И.

                                                                  Гр. ЮР  12 – 1

Чита – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ………………………………………………….…….……….5

    1. Состав административного правонарушения…………….………………5
    2. Состав преступления……………………………………….……………..10

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ…..…………………….………..16

2.1.Разграничение составов административного правонарушения и преступления……………………….…………………………………….….……16

2.2.Корреляция правовых последствий административного правонарушения       и преступления……………………………………….………………….………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………….……..28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….……………………………………….30

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о соотношении административных проступков и преступлений затрагивался и продолжает затрагиваться многими авторами, поскольку исследование данных правовых категорий представляет собой трудную задачу.

На практике нередко возникает вопрос о разграничении преступлений, особенно небольшой тяжести, от непреступных правонарушений. Ответственность за последние регламентируется в административном, гражданском, семейном, трудовом, воздушном, водном, налоговом, финансовом праве и т. д.

Именно вышеназванное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Цель данной курсовой работы – сравнить понятия административного правонарушения и преступления и выявить сходства и различия между данными терминами.

В настоящей работе основными задачами ставятся:

  • рассмотрение понятий административного правонарушения и преступления, а также характерных для них признаков;
  • подробный сравнительный анализ административного правонарушения и преступления на основе действующего законодательства, а также трудов ученых;
  • выявление сходства и различия между административным правонарушением и преступлением.

Объектом исследования послужили общественные отношения, регулируемые нормами уголовного и административного права, то есть управленческие виды правоотношений и отношения связанные с преступлениями.

Предметом исследования послужил Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации и Уголовный Кодекс Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид отношений, а также различные монографии, посвященные теоретическим и практическим вопросам, связанным с административным правонарушением и преступлением в Российской Федерации.

В данной курсовой работе использовались следующие общенаучные методы исследования: системный, аналитический, классификационный, логико-ситуативный, а также специально-юридические: сравнительно-правовой, формально-юридический анализ и другие.

Данная тема достаточно широко изучена. Ее разрабатывали такие ученые, как Агапов А.Б., Габричидзе Б.Н., Гаухман Л.Д., Козаченко И.Я., Конин Н.М. ,Иногамова-Хегай Л.В., Рарога А.И., Хаманева Н.Ю., а также в работе использовались соответствующие нормативные правовые акты, различные учебники и статьи, перечень которых приводится в конце данной работы.

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    1. Состав административного правонарушения

Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Агапов А.Б. считает, что состав административного правонарушения – это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность1.

Так же Агапов А.Б. утверждает о том, что объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными.

Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе.

Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

Габричидзе Б.Н. говорит о том, что объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права: гражданского, трудового, финансового и другие.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

объективной стороны может включать характер действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение2.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной: административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Хаманева Н.

Ю отмечает, что повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

А также обращает внимание на то, что длящимся является действие или бездействие, сопряженное последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является, единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же, лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, это может быть изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено неоднократно3.

Субъектами административного правонарушения признаются:

а) физические лица;

б) организации

Среди физических лиц различаются:

а) граждане;

б) другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

Конин Н.М. утверждает, что для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других – ограничение применения ее мер4.

К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др.

Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т.п.

Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста в соответствии со ст.2.

3 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации5.

В Общей части кодекса, нет упоминания о гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его особенной части.

Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и административного правонарушения.

Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности.

Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают6.

Субъективная сторона административного правонарушения – психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении7. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена ст. 2.

1 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации8.

Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следовательно, может появляться в форме умысла и неосторожности.

В статье 2.2. Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации говорится, что умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий9.

А также, что неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.

В Особенной части Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из правонарушений может быть совершено в любой ее форме.

Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла , например, мелкое хулиганство, мелкое хищение; в редких случаях форма вины указывается в текстах статей Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Таким образом, представление о составе и сущности административного правонарушения создает основу для дальнейшего сравнительного анализа с преступлением.

1.2.Состав преступления

Общее определение понятия преступления, содержащееся в статье 7 Уголовного Кодекса Российской Федерации, наполняется конкретным содержанием в статьях Особенной части10. Они имеют заголовок, где называется то или иное преступление.

В диспозиции описываются признаки данного преступления, в санкции указан вид и размер наказания за это преступление.

Именно диспозиции статей особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации содержат описание составов преступлений.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/386941_3114038_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.