Согласно упк рф таможенные органы дознание

Уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов Российской Федерации и проблемы ее расширения в свете обеспечения духовной безопасности

Согласно упк рф таможенные органы дознание

Особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов

Коркина Ирина Владимировна,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии.

Реализация назначения уголовного судопроизводства начинается уже в рамках первой стадии уголовного процесса – стадии возбуждения уголовного дела.

В целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод необходима рациональная организация работы на первой стадии судопроизводства, ее соответствие закону.

Возбуждение уголовного дела – обязательная стадия уголовного судопроизводства. В юридической литературе принято определять границы стадии возбуждения уголовного дела, с одной стороны, моментом поступления заявления (сообщения) о преступлении, а с другой – моментом вынесения компетентным органом постановления о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении[1].

Возбуждение уголовного дела дает возможность применения всех предусмотренных УПК РФ процессуальных возможностей, необходимых для решения дела по существу.

Длительное время в юридической литературе шли дебаты по вопросу о самостоятельности стадии возбуждения уголовного дела и ее соотношении со стадией предварительного расследования. Можно выделить по крайней мере две взаимоисключающие позиции получившие наибольшее распространение.

Согласно одной из них возбуждение уголовного дела – стадия второстепенная, вспомогательная по отношению к предварительному расследованию. Утверждению такой позиции способствуют авторы, которые считают возбуждение уголовного дела частью стадии предварительного расследования[2].

Сторонники другой позиции отрицают вспомогательный по отношению к предварительному расследованию характер, считая, что возбуждение уголовного дела обладает всеми признаками стадии и признана таковой не только в силу особой значимости процессуального акта возбуждения уголовного дела[3].

Говоря о компетенции таможенных органов, хотелось бы отметить, что таможенные органы Российской Федерации вправе возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по преступлениям, предусмотренных ст.ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 226.1, 229.1 и др. УК РФ (ст. 151, 157 УПК РФ).

Стадия возбуждения уголовного дела носит сложный характер и подразделяется на три этапа.

Первый этап – получение сообщения о преступлении. Согласно ст. 5 УПК РФ к сообщениям о преступлении следует относить: заявление о преступлении, явку с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления.

Второй этап процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела — этап рассмотрения сообщения о преступлении. Он продиктован тем, что одних только поводов для возбуждения уголовного дела недостаточно.

Необходимо основание, которым является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Сведения, которые подтверждают или опровергают наличие признаков преступления, собираются на этом этапе, а затем оцениваются с позиций их достаточности для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Третий этап – принятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и проверка прокурором их законности.

На каждом из перечисленных этапов рассматриваемой стадии досудебного производства имеются свои частные задачи и процессуальные особенности, требующие неукоснительного соблюдения. Они предопределяют законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, а значит и в значительной степени успешность дальнейшего расследования.

Основной задачей самого первого этапа – этапа получения сообщения о преступлении – является соблюдение установленного порядка его принятия, регистрации и учета.

Для выполнения правоохранительными подразделениями таможенных органов своих функций по осуществлению полномочий органов дознания, необходимо использовать ряд приказов, инструкций и методических писем ФТС России, касающихся правоохранительной деятельности таможенных органов.

В частности, должны соблюдаться основные положения Инструкции по организации взаимодействия функциональных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации при обнаружении признаков преступлений, проведении проверок сообщений о преступлениях, производстве дознания и неотложных следственных действий, утвержденные приказом ФТС России от 17.08.2006 № 778.

Источник: https://kvest-text.ru/programmy/soglasno-upk-rf-tamozhennye-organy.html

Приказ ФТС России от 26.08.2014 № 1646 . Таможенные документы

Согласно упк рф таможенные органы дознание

В целях обеспечения законности при производстве дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам таможенных органов, являющихся органами дознания, заместителям начальников таможен, курирующим подразделения дознания:

1) исключить случаи преждевременного, необоснованного возбуждения уголовных дел;

2) исключить факты возбуждения уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27 (ч. 1), ст.

2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2007, N 24, ст. 2830; 2011, N 50, ст. 7362; 2013, N 26, ст. 3207; 2014, N 6, ст. 558, N 30 (ч. 1), ст.

4278) (далее – УПК РФ), при отсутствии необходимости производства неотложных следственных действий, направленных на обнаружение и фиксацию следов преступлений, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления;

3) при выявлении факта принятия необоснованного и незаконного решения о возбуждении (приостановлении, прекращении) уголовного дела безотлагательно принимать исчерпывающие меры по его отмене;

4) обеспечить составление по каждому уголовному делу в день его возбуждения плана расследования, содержащего сроки производства следственных и иных процессуальных действий, подписываемого дознавателем, начальником подразделения дознания и утверждаемого начальником органа дознания. Запланированные мероприятия и сроки их исполнения корректировать только по решению начальника органа дознания на основании мотивированного рапорта дознавателя, согласованного с начальником подразделения дознания;

5) обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также при решении вопроса об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу;

6) в случае задержания в порядке статьи 91 УПК РФ лица, подозреваемого в совершении преступления, оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, а иным таможенным органам – в соответствующие оперативные таможни в течение 12 часов с момента задержания направлять по факсу либо электронной почте без досылки по почте копию соответствующего протокола;

7) в случае принятия судом решения об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, а иным таможенным органам – в соответствующие оперативные таможни направлять по факсу либо электронной почте без досыла по почте копию соответствующего постановления суда в течение 24 часов после его вынесения. По телефонной связи о решении суда сообщать незамедлительно;

8) по каждому уголовному делу, возбужденному по частям 1, 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2011, N 50, ст. 7362; 2013, N 26, ст. 3207; 2014, N 30 (ч. 1), ст.

4278), в кратчайшие сроки принимать неотложные меры по установлению точного размера ущерба, причиненного преступлением (суммы неуплаченных таможенных платежей), обеспечивая в дальнейшем при наличии задолженности по уплате таможенных платежей предъявление гражданского иска в соответствии со статьей 44 УПК РФ;

9) в целях обеспечения исполнения приговора в части предъявленного гражданского иска принимать меры по аресту имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия;

10) организовать работу по своевременному получению подразделением дознания сведений о постановлении судами приговоров по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, и вступлении данных приговоров в законную силу;

11) организовать работу по получению подразделением дознания копий приговоров суда по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, в трехдневный срок со дня вступления их в законную силу.

Полученные приговоры суда, в которых удовлетворен заявленный гражданский иск, незамедлительно направлять в подразделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов (далее – ОРИиИПУО);

12) обеспечить взаимодействие ОРИиИПУО с судами и территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по вопросам организации исполнения приговоров суда по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, в части гражданского иска;

13) при вынесении дознавателями постановлений о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении сроков производства дознания свыше двух месяцев лично изучать материалы уголовных дел, давая конкретные письменные указания о дальнейшем ходе расследования с внесением соответствующих изменений в план расследования;

14) обеспечить надлежащее взаимодействие подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений, постоянно контролировать своевременность и полноту исполнения поручений подразделений дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве отдельных следственных действий по уголовным делам;

15) по находящимся в производстве уголовным делам о преступлениях, отнесенных в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 151 УПК РФ к компетенции таможенных органов, возбужденным в отношении неустановленных лиц, а также по уголовным делам, дознание по которым приостановлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 208 УПК РФ, не реже двух раз в месяц проводить заслушивания начальников оперативных подразделений и подразделений дознания о мерах, принятых для установления лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. По результатам заслушивания давать письменные указания по организации дальнейшей работы;

16) исключить случаи необоснованного и преждевременного приостановления дознания, когда не исчерпаны все возможности для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

17) исключить случаи необоснованного и незаконного прекращения уголовных дел. При вынесении дознавателями постановлений о прекращении уголовного дела лично изучать материалы уголовных дел, оценивая обоснованность и законность принятого решения;

18) исключить случаи составления дознавателями обвинительных актов (постановлений) при неполноте проведенного расследования. Утверждая обвинительные акты (постановления), изучать материалы уголовных дел, оценивая обоснованность и правомерность принятого дознавателем решения;

19) информацию о решении прокурора, принятом по уголовному делу в соответствии со статьями 226, 226.

8 УПК РФ, направленному ему с обвинительным актом (постановлением), составленным дознавателем оперативной таможни и таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, дознавателем иного таможенного органа – в соответствующую оперативную таможню с сопроводительным письмом по факсу либо электронной почте без досылки по почте в течение 24 часов с момента поступления данной информации в таможенный орган;

20) безотлагательно принимать меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, допущенных при производстве дознания и неотложных следственных действий.

По каждому выявленному факту нарушений требований законодательства выяснять причины, способствовавшие их совершению, и принимать меры по недопущению их впредь, решая при этом в установленном порядке вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности;

21) при направлении уголовных дел по подследственности обеспечить передачу по принадлежности изъятых вещественных доказательств;

22) копии постановлений о возбуждении (приостановлении, прекращении) уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных приказом ФТС России от 22 июля 2013 г.

N 1355 “Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за уголовными делами особой важности”, дознавателей оперативных таможен и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, дознавателей иных таможенных органов – в соответствующие оперативные таможни с сопроводительным письмом по факсу либо электронной почте без досылки по почте в течение 24 часов с момента принятия процессуального решения;

23) материалы уголовных дел, по которым приняты решения об их прекращении, в течение трех суток после возврата надзирающим прокурором оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, иным таможенным органам – в соответствующие оперативные таможни.

2. Начальникам подразделений дознания таможенных органов:

1) изучать на постоянной основе материалы уголовных дел и при необходимости давать письменные указания дознавателю по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, с внесением соответствующих изменений в план расследования уголовного дела;

2) на постоянной основе контролировать полноту и своевременность выполнения мероприятий, указанных в плане расследования уголовного дела;

3) безотлагательно отменять необоснованные и незаконные решения дознавателей о приостановлении производства по уголовному делу;

4) незамедлительно принимать меры по отмене необоснованных и незаконных решений о возбуждении (прекращении) уголовного дела;

5) обеспечить неукоснительное соблюдение дознавателем процессуальных сроков, установленных УПК РФ, при производстве дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам;

6) принимать меры, направленные на получение сведений о результатах расследования всех уголовных дел, переданных таможенными органами по подследственности.

3. При отсутствии в структуре таможенного органа должности начальника подразделения дознания обязанности, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4, 5, 6 пункта 2 настоящего приказа, а также по обеспечению отмены необоснованных и незаконных решений дознавателей о приостановлении производства по уголовному делу исполнять начальнику органа дознания.

4. Управлению таможенных расследований и дознания ФТС России (А.П.Кизлык), начальникам оперативных таможен:

1) обеспечить контроль за соблюдением подчиненными таможенными органами законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и решении вопроса об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) осуществлять контроль за работой подчиненных таможенных органов по возмещению ущерба, причиненного преступлениями;

3) обеспечить изучение уголовных дел, по которым дознавателями подчиненных таможенных органов приняты решения о прекращении дознания, в срок, не превышающий 15 суток с момента их поступления;

4) обеспечить ежеквартальное изучение уголовных дел, по которым дознавателями подчиненных таможенных органов приняты решения о приостановлении дознания;

5) при выявлении фактов принятия необоснованных и незаконных решений о возбуждении (прекращении, приостановлении) дознания по уголовным делам ходатайствовать об их отмене перед соответствующими надзирающими прокурорами;

6) при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации, допущенных при возбуждении и расследовании уголовных дел, а также фактов непринятия в ходе дознания по уголовному делу мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного преступлением, решать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности;

7) обеспечить проведение не менее двух раз в год анализа результатов работы по осуществлению контроля за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам и соблюдением требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о возбуждении (прекращении, приостановлении) уголовного дела, соблюдением законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и заключении их под стражу, а также возмещением ущерба, причиненного преступлениями.

5. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 6 февраля 2006 г. N 83 “О мерах по усилению ведомственного контроля за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам в таможенных органах”.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Источник: https://www.alta.ru/tamdoc/14pr1646/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.