Содержание уголовно исполнительного законодательства

Понятие, виды, содержание и специфические признаки норм уголовно-исполнительного законодательства

Содержание уголовно исполнительного законодательства

Регулирование уголовно-исполнительных правоотношений производится с помощью норм уголовно-исполнительного права.

Будучи регулятором общественных отношений, складывающихся вследствие исполнения уголовных наказаний, нормы уголовно-исполнительного права устанавливают порядок и условия этих наказаний и тем самым регулируют процесс исправительного воздействия. Фактически, нормы уголовно-исполнительного права регулируют поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Следует отметить, что их поведение определяется не только нормами уголовно-исполнительного права, например:

    • управление исправительными учреждениями регулируется нормами административного права,
    • договорные отношения – нормами гражданского права,
    • отношения, складывающиеся при совершении осужденным нового преступления, – нормами уголовного и уголовно-процессуального права.

Нормы уголовно-исполнительного права

    1. устанавливают ограничения в использовании общих прав граждан осужденными;
    2. предусматривают специфические права и обязанности осужденных.

Норма уголовно-исполнительного права – это установленное государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики и выраженное в соответствующих юридических актах общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые складываются в процессе исполнения уголовного наказания.

Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс норм, регулирующий оп­ределенную группу общественных отношений, возникающих при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при освобож­дении от отбывания наказания. 

Не все нормы содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные поня­тия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания или специальные нормы (нормы-задачи, нормы-принципы и нормы-дефиниции).

Нетипичные правовые предписания выполняют роль связующего звена между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цели, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение взаимосвязь отраслей права, регулирующих борь­бу с преступностью.

В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу бланкетных и отсылочных норм.

В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, в ст.

84 УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в испра­вительных учреждениях осуществляется в соответствии с законодательст­вом РФ, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответ­ствии с законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д.

Бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при возникновении общественных отношений в связи с исполнением нака­зания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет право­вого регулирования нормами уголовно-исполнительного законодагельства.

Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования норм, имеют внутриотраслевое назначение.

 Особенности структуры норм уголовно-исполнительного права

Нормы уголовно-исполнительного права имеют некоторые особенности структуры. В уголовно-исполнительном законодательстве практически нет норм, имеющих все три элемента (гипотеза, диспозиция, санкция) в чистом виде.

В тексте большинства норм уголовно-исполнительного законодательства почти невозможно найти гипотезу.

Она обычно лишь подразумевается, и в общем виде ее можно представить так: «если лицо осуждено к лишению свободы, исправительным работам, штрафу и т.д., то…».

Но она может быть выражена и в самой норме. Например, в ч. 2 ст. 120 УИК РФ гипотезой нормы, в соответствии с которой осужденный может быть переведен на облегченные условия содержания, будут слова: «при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду, по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях…».

Как правило, нормы уголовно-исполнительного права состоят из диспозиции. Иногда часть диспозиции выносится за пределы нормативных актов, например, в приложение к нормативным актам.

Санкция уголовно-исполнительной нормы

    • может носить дисциплинарный характер;
    • может реализовываться в материальной ответственности;
    • может заключаться в изменении условий содержания осужденного (например, в виде перевода осужденного из колонии-поселения в исправительную колонию).

В санкции определяются последствия нарушения установленных нормой правил поведения осужденного. При этом санкция нормы уголовно-исполнительного права, в отличие от нормы уголовного права, может находиться в одной статье (см. ст. 115 УИК РФ), но применяться за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ.

Виды норм уголовно-исполнительного законодательства

Разделение уголовно-исполнительных норм на виды производится по нескольким основаниям:

1) в зависимости от функций:

    • регулятивные;
    • охранительные;
    • специальные.

Регулятивные — это нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, складывающиеся на их основе в процессе исполнения наказания. Такое регулирование осуществляется путем установления субъективных прав и юридических обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений: органов государства и осужденных.

Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства относится к регулятивным. Среди них можно назвать нормы, регулирующие, например, исполнение требований режима в исправительных учреждениях (ст. 82-86 УИК РФ).

Охранительные — это нормы, регламентирующие нормы ответственности, а также меры защиты субъективных прав. В роли охранительных норм выступают нормы, предусматривающие, например, дисциплинарную ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 115 УИК РФ).

Специальные:

    • дефинитивные – нормы, определяющие понятия (например, ст. 82 УИК РФ, определяющая понятие режима);
    • декларативные – нормы, формулирующие принципы, цели, задачи и основные положения уголовно-исполнительного законодательства (например, ст. 1 УИК РФ);
    • темпорально-коллизионные — нормы, устанавливающие правила выбора нужных норм из числа разновременно действующих (например, ст. 6 УИК РФ);
    • пространственно-коллизионные — нормы, устанавливающие правила выбора нужных норм из числа норм, имеющих различную территориальную сферу действия (например, ст. 3 УИК РФ);
    • оперативные — нормы, устанавливающие порядок вступления в действие новых нормативных актов (например, Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»).

2) по способу правового регулирования:

    • обязывающие;
    • запрещающие;
    • управомочивающие.

Обязывающие нормы — это нормы, которые устанавливают обязанность субъекта правоотношения совершать определенные положительные (активные) действия.

Так, в качестве обязывающей нормы можно привести ст. 82 УИК РФ, устанавливающую требования режима в местах лишения свободы, в частности, обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними.

Применение обязывающей нормы к одним субъектам обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Запрещающие нормы — это нормы, устанавливающие обязанность субъекта правоотношения не совершать определенных неправомерных действий.

При этом запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в ч. 4 ст. 103 УИК РФ, согласно которой перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Запрет в конкретной форме направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК РФ определено, что вес одной передачи не должен превышать установленного веса одной посылки.

Управомочивающие нормы — это нормы, дающие право субъекту правоотношения на совершение определенных дозволенных законом действий. Например, это нормы, устанавливающие объем прав осужденных в исправительных учреждениях разных видов режима. От осужденных в этих случаях зависит воспользоваться или нет предоставленными правами.

К таким нормам, в частности, относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК РФ, согласно которому по желанию осужденного или адвоката свидания для получения юридической помощи могут предоставляться наедине.

3) по характеру:

    • материальные;
    • процессуальные.

Ма­териальные нормы права устанавливают содержание правила поведения, про­цессуальные нормы регулируют условия и порядок его реализации. В ст. 113, 115 УИК сфор­мулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, при­меняемые к осужденным), а в ст. 116 и 117 определен процессуальный порядок их применения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-vidi-soderzhanie-i-spetsificheskie-priznaki-norm-ugolovno-ispolnitelnogo-zakonodatelstva

Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства

Содержание уголовно исполнительного законодательства

Уголовно-исполнительное законодательство– это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Такой подход к определению рассматриваемого понятия получил официальное закрепление в УИК РФ, где ч. 1 ст. 2 устанавливает: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов».

Центральное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ. В нем впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказаний и иных мер, предусмотренных УК РФ.

УИК РФ как законодательный акт сводного характера охватывает всю важнейшую часть нормативного материала уголовно-исполнительного законодательства и на основе единых принципов достаточно детально, непосредственно и полно регулирует общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний.

УИК РФ – это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде конкретные правовые нормы, определяющие общие положения реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголовных наказаний. По сути дела, для регламентации каждого их отдельного вида, закрепленного в УИК РФ, мог бы быть издан отдельный закон.

Связь между этими потенциальными законами в УИК РФ доведена до такой степени совершенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами.

На сегодняшний день кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

1) Закон РФ от 21 июля 1993 г.

№ 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» – определяет принципы, задачи и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее организационную структуру, а также организационно-правовые основы деятельности учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет права и обязанности персонала уголовно-исполнительной системы, их правовую и социальную защиту;

2) Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» – содержит отлагательные нормы об исполнении наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста;

3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» – в дополнение к УИК РФ устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа;

4) Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» – обеспечил практическое исполнение с 1 января 2005 г. уголовного наказания в виде обязательных работ;

5) федеральные законодательные акты, принятие которых прямо предусмотрено УИК РФ, в том числе: об общественном контроле за обеспечением прав осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и о содействии общественных объединений их деятельности; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением; о помиловании и др.

В настоящее время в Государственной Думе обсуждается проект Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности».

Данный Закон призван урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействием общественных объединений их деятельности.

Это, к сожалению, значительно сужает предмет Закона, распространяя его действие исключительно на учреждения, обеспечивающие изоляцию осужденных от общества. Тогда как ч. 2 ст. 23 УИК РФ предусматривает осуществление общественного контроля за всеми учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Вне общественного контроля остается исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и институт условного осуждения.

Следовательно, перечисленные законодательные акты и представляют собой собственно уголовно-исполнительное законодательство.

Особое положение в законодательстве, регламентирующем деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, занимает Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

С одной стороны, этот Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Тем самым его предмет отличен от предмета уголовно-исполнительного законодательства.

С другой стороны, на администрацию СИЗО наряду с реализацией мер уголовно-процессуального принуждения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО (ст.

16 УИК РФ), а также в отношении лиц, осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 УИК РФ). Указанные обстоятельства позволяют условно отнести рассматриваемый Закон к уголовно-исполнительному законодательству в узком смысле.

Источник: https://studopedia.ru/9_83871_ponyatie-i-soderzhanie-ugolovno-ispolnitelnogo-zakonodatelstva.html

Уголовно-исполнительное законодательство: понятие, цели, задачи, содержание

Содержание уголовно исполнительного законодательства

Последние действия по преобразованию Российской Федерации нуждались в укреплении роли правового регулирования в стране, развития и обновления законодательной системы.

Ведущий принцип существования правового государства – верховенство закона начал становиться реальной правовой основой политической, социальной и экономической жизни нашего государства.

Подзаконные нормативные акты в последнее время уступают место законам, которые занимают главенствующее положение в правовом регулировании важнейших сфер жизни государства и общества.

Предполагается, что в недалеком будущем законодательно-правовые акты в области исполнении уголовных наказаний будут главенствовать. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации в части 1 статье 2 официально закрепил такой подход положением о том, что УИК РФ включает в себя данный Кодекс и прочие федеральные законы.

Определение 1

Уголовно-исполнительное законодательство РФ представляет собой свод законов, которые прямо регламентируют общественные отношения касательно отбывания уголовных наказаний и применения других мер правового и уголовного воздействия.

Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации занимает основное место в уголовно-исполнительном законодательстве России. Кодекс является первым документом, где урегулировано исполнение всех мер и наказаний, которые прописаны в Уголовном Кодексе РФ.

Кодекс представляет собой законодательный акт и носит сводный характер, при этом он охватывает важнейшие положения нормативного материала законодательства в уголовно-исполнительной сфере. Кодекс в своих положениях руководствуется едиными принципами и подробно регулирует общественные правоотношения при УИН.

УИК РФ представляет собой закон, который рассчитан на долгий период действия и излагает конкретные правовые нормы в систематизированном виде.

Замечание 1

Данные нормы прописывают общие положения по исполнению наказаний и регулируют все допустимые типы уголовных наказаний.

По большей части, типы уголовных наказаний, закрепленные в Кодексе, могут быть регламентированы посредством издания отдельного закона.

Отношения между этими возможными законами продуманы в УИК РФ так тщательно и подробно, что Кодекс можно рассматривать как отраслевой свод нормирующих указаний, связанных едиными принципами, обобщениями и подходами.

Опиши задание

Система уголовно-исполнительных законов

В современную систему уголовно-исполнительных законов помимо УИК РФ включены:

Сегодня, кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

  1. Законодательные акты федерального уровня, принятие которых непосредственно предусмотрено УИК ФР, в том числе: о помиловании; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание и о контроле за их поведением.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, предусмотренный им новый вид уголовного наказания – принудительные работы.
  3. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и УИК Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 г.
  4. ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением» регламентирует правовые основы для действий по обеспечению охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением, безопасности лиц, находящихся на их территориях, охраны и сопровождения лиц, которым предписано прохождение принудительного лечения в указанных стационарах и больницах.
  5. ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» регламентирует правовые основы участия в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания общественных объединений. В этом ФЗ также прописаны действия по содействию лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, в том числе по созданию условий для их дальнейшей адаптации к общественной жизни.
  6. ФЗ «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» регламентирует исполнение на практике уголовного наказания в форме обязательных работ с 1 января 2005 г.
  7. ФЗ «Об исполнительном производстве» – устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в форме штрафа в дополнение к УИК РФ.
  8. ФЗ «О введении в действие УИК ФР» – включает в себя отлагательную норму по поводу исполнения наказаний в виде ареста.
  9. Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливает правовые основы, цели и принципы работы УИС и ее организационную структуру, а также правовые и организационные основы деятельности специальных учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет обязанности и права сотрудников УИС, их социальную и правовую защиту.

С учетом внесенных дополнений и изменений, все перечисленные законодательные акты входят в уголовно-исполнительное законодательство.

Закон о содержании под стражей

Этот закон занимает особенное положение в законодательстве, регламентирующем общие правила работы учреждений, которые занимаются исполнением наказаний.

Во-первых, на администрацию следственных изоляторов вместе с реализацией мер по уголовно-процессуальному принуждению возлагаются функции по исполнению лишения свободы в отношении тех осужденных, которые оставлены в СИЗО для выполнения хозяйственного обслуживания, а также в отношении лиц, осужденных на срок не превышающий 0,5 года, оставленных в СИЗО с их согласия. Во-вторых, этот Закон устанавливает порядок и регламентирует условия нахождения под стражей, гарантии

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/ugolovno-ispolnitelnoe-zakonodatelstvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.