Содержание уголовно исполнительного права
Уголовно-исполнительное законодательство: понятие, цели, задачи, содержание
Последние действия по преобразованию Российской Федерации нуждались в укреплении роли правового регулирования в стране, развития и обновления законодательной системы.
Ведущий принцип существования правового государства – верховенство закона начал становиться реальной правовой основой политической, социальной и экономической жизни нашего государства.
Подзаконные нормативные акты в последнее время уступают место законам, которые занимают главенствующее положение в правовом регулировании важнейших сфер жизни государства и общества.
Предполагается, что в недалеком будущем законодательно-правовые акты в области исполнении уголовных наказаний будут главенствовать. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации в части 1 статье 2 официально закрепил такой подход положением о том, что УИК РФ включает в себя данный Кодекс и прочие федеральные законы.
Определение 1
Уголовно-исполнительное законодательство РФ представляет собой свод законов, которые прямо регламентируют общественные отношения касательно отбывания уголовных наказаний и применения других мер правового и уголовного воздействия.
Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации занимает основное место в уголовно-исполнительном законодательстве России. Кодекс является первым документом, где урегулировано исполнение всех мер и наказаний, которые прописаны в Уголовном Кодексе РФ.
Кодекс представляет собой законодательный акт и носит сводный характер, при этом он охватывает важнейшие положения нормативного материала законодательства в уголовно-исполнительной сфере. Кодекс в своих положениях руководствуется едиными принципами и подробно регулирует общественные правоотношения при УИН.
УИК РФ представляет собой закон, который рассчитан на долгий период действия и излагает конкретные правовые нормы в систематизированном виде.Замечание 1
Данные нормы прописывают общие положения по исполнению наказаний и регулируют все допустимые типы уголовных наказаний.
По большей части, типы уголовных наказаний, закрепленные в Кодексе, могут быть регламентированы посредством издания отдельного закона.
Отношения между этими возможными законами продуманы в УИК РФ так тщательно и подробно, что Кодекс можно рассматривать как отраслевой свод нормирующих указаний, связанных едиными принципами, обобщениями и подходами.
Опиши задание
Система уголовно-исполнительных законов
В современную систему уголовно-исполнительных законов помимо УИК РФ включены:
Сегодня, кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:
- Законодательные акты федерального уровня, принятие которых непосредственно предусмотрено УИК ФР, в том числе: о помиловании; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание и о контроле за их поведением.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, предусмотренный им новый вид уголовного наказания – принудительные работы.
- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и УИК Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 г.
- ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением» регламентирует правовые основы для действий по обеспечению охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением, безопасности лиц, находящихся на их территориях, охраны и сопровождения лиц, которым предписано прохождение принудительного лечения в указанных стационарах и больницах.
- ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» регламентирует правовые основы участия в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания общественных объединений. В этом ФЗ также прописаны действия по содействию лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, в том числе по созданию условий для их дальнейшей адаптации к общественной жизни.
- ФЗ «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» регламентирует исполнение на практике уголовного наказания в форме обязательных работ с 1 января 2005 г.
- ФЗ «Об исполнительном производстве» – устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в форме штрафа в дополнение к УИК РФ.
- ФЗ «О введении в действие УИК ФР» – включает в себя отлагательную норму по поводу исполнения наказаний в виде ареста.
- Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливает правовые основы, цели и принципы работы УИС и ее организационную структуру, а также правовые и организационные основы деятельности специальных учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет обязанности и права сотрудников УИС, их социальную и правовую защиту.
С учетом внесенных дополнений и изменений, все перечисленные законодательные акты входят в уголовно-исполнительное законодательство.
Закон о содержании под стражей
Этот закон занимает особенное положение в законодательстве, регламентирующем общие правила работы учреждений, которые занимаются исполнением наказаний.
Во-первых, на администрацию следственных изоляторов вместе с реализацией мер по уголовно-процессуальному принуждению возлагаются функции по исполнению лишения свободы в отношении тех осужденных, которые оставлены в СИЗО для выполнения хозяйственного обслуживания, а также в отношении лиц, осужденных на срок не превышающий 0,5 года, оставленных в СИЗО с их согласия. Во-вторых, этот Закон устанавливает порядок и регламентирует условия нахождения под стражей, гарантии
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/ugolovno-ispolnitelnoe-zakonodatelstvo/
Понятие, виды, содержание и специфические признаки норм уголовно-исполнительного законодательства
Регулирование уголовно-исполнительных правоотношений производится с помощью норм уголовно-исполнительного права.
Будучи регулятором общественных отношений, складывающихся вследствие исполнения уголовных наказаний, нормы уголовно-исполнительного права устанавливают порядок и условия этих наказаний и тем самым регулируют процесс исправительного воздействия. Фактически, нормы уголовно-исполнительного права регулируют поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
Следует отметить, что их поведение определяется не только нормами уголовно-исполнительного права, например:
- управление исправительными учреждениями регулируется нормами административного права,
- договорные отношения – нормами гражданского права,
- отношения, складывающиеся при совершении осужденным нового преступления, – нормами уголовного и уголовно-процессуального права.
Нормы уголовно-исполнительного права
- устанавливают ограничения в использовании общих прав граждан осужденными;
- предусматривают специфические права и обязанности осужденных.
Норма уголовно-исполнительного права – это установленное государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики и выраженное в соответствующих юридических актах общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые складываются в процессе исполнения уголовного наказания.
Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания.
Не все нормы содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания или специальные нормы (нормы-задачи, нормы-принципы и нормы-дефиниции).
Нетипичные правовые предписания выполняют роль связующего звена между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цели, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.
В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу бланкетных и отсылочных норм.
В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, в ст.
84 УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях осуществляется в соответствии с законодательством РФ, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д.
Бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при возникновении общественных отношений в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодагельства.Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования норм, имеют внутриотраслевое назначение.
Особенности структуры норм уголовно-исполнительного права
Нормы уголовно-исполнительного права имеют некоторые особенности структуры. В уголовно-исполнительном законодательстве практически нет норм, имеющих все три элемента (гипотеза, диспозиция, санкция) в чистом виде.
В тексте большинства норм уголовно-исполнительного законодательства почти невозможно найти гипотезу.
Она обычно лишь подразумевается, и в общем виде ее можно представить так: «если лицо осуждено к лишению свободы, исправительным работам, штрафу и т.д., то…».
Но она может быть выражена и в самой норме. Например, в ч. 2 ст. 120 УИК РФ гипотезой нормы, в соответствии с которой осужденный может быть переведен на облегченные условия содержания, будут слова: «при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду, по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях…».
Как правило, нормы уголовно-исполнительного права состоят из диспозиции. Иногда часть диспозиции выносится за пределы нормативных актов, например, в приложение к нормативным актам.
Санкция уголовно-исполнительной нормы
- может носить дисциплинарный характер;
- может реализовываться в материальной ответственности;
- может заключаться в изменении условий содержания осужденного (например, в виде перевода осужденного из колонии-поселения в исправительную колонию).
В санкции определяются последствия нарушения установленных нормой правил поведения осужденного. При этом санкция нормы уголовно-исполнительного права, в отличие от нормы уголовного права, может находиться в одной статье (см. ст. 115 УИК РФ), но применяться за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ.
Виды норм уголовно-исполнительного законодательства
Разделение уголовно-исполнительных норм на виды производится по нескольким основаниям:
1) в зависимости от функций:
- регулятивные;
- охранительные;
- специальные.
Регулятивные — это нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, складывающиеся на их основе в процессе исполнения наказания. Такое регулирование осуществляется путем установления субъективных прав и юридических обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений: органов государства и осужденных.
Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства относится к регулятивным. Среди них можно назвать нормы, регулирующие, например, исполнение требований режима в исправительных учреждениях (ст. 82-86 УИК РФ).
Охранительные — это нормы, регламентирующие нормы ответственности, а также меры защиты субъективных прав. В роли охранительных норм выступают нормы, предусматривающие, например, дисциплинарную ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 115 УИК РФ).
Специальные:
- дефинитивные – нормы, определяющие понятия (например, ст. 82 УИК РФ, определяющая понятие режима);
- декларативные – нормы, формулирующие принципы, цели, задачи и основные положения уголовно-исполнительного законодательства (например, ст. 1 УИК РФ);
- темпорально-коллизионные — нормы, устанавливающие правила выбора нужных норм из числа разновременно действующих (например, ст. 6 УИК РФ);
- пространственно-коллизионные — нормы, устанавливающие правила выбора нужных норм из числа норм, имеющих различную территориальную сферу действия (например, ст. 3 УИК РФ);
- оперативные — нормы, устанавливающие порядок вступления в действие новых нормативных актов (например, Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»).
2) по способу правового регулирования:
- обязывающие;
- запрещающие;
- управомочивающие.
Обязывающие нормы — это нормы, которые устанавливают обязанность субъекта правоотношения совершать определенные положительные (активные) действия.
Так, в качестве обязывающей нормы можно привести ст. 82 УИК РФ, устанавливающую требования режима в местах лишения свободы, в частности, обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними.
Применение обязывающей нормы к одним субъектам обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
Запрещающие нормы — это нормы, устанавливающие обязанность субъекта правоотношения не совершать определенных неправомерных действий.При этом запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в ч. 4 ст. 103 УИК РФ, согласно которой перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Запрет в конкретной форме направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК РФ определено, что вес одной передачи не должен превышать установленного веса одной посылки.
Управомочивающие нормы — это нормы, дающие право субъекту правоотношения на совершение определенных дозволенных законом действий. Например, это нормы, устанавливающие объем прав осужденных в исправительных учреждениях разных видов режима. От осужденных в этих случаях зависит воспользоваться или нет предоставленными правами.
К таким нормам, в частности, относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК РФ, согласно которому по желанию осужденного или адвоката свидания для получения юридической помощи могут предоставляться наедине.
3) по характеру:
- материальные;
- процессуальные.
Материальные нормы права устанавливают содержание правила поведения, процессуальные нормы регулируют условия и порядок его реализации. В ст. 113, 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст. 116 и 117 определен процессуальный порядок их применения.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-vidi-soderzhanie-i-spetsificheskie-priznaki-norm-ugolovno-ispolnitelnogo-zakonodatelstva