Содержание принципа законности

Понятие законности

Содержание принципа законности

Выделяют следующие признаки законности:

  • всеобщность, т.е. никто не может уклоняться от соблюдения законов и иных актов не противоречащих законам;
  • единство юридических норм и права. Для того чтобы обеспечить режим законности необходимо абсолютно и безукоризненно реализовывать законы и иные правовые акты, а  также выстраивать четкую структуру законодательства.

Субъект и объект законности

Механизм законности будет неполным без субъекта законности и объекта законности.

Субъектом законности являются все носители субъективных прав (граждане и их объединения), а также должностные лица и органы государства, которые выполняют требования законов, выявляют и пресекают их нарушения и привлекают виновных к правовой ответственности.

Объектом законности выступают поведение юридически обязанных лиц.

Принципы законности

Выделяют следующие основные принципы законности:

  • принцип единства. Суть данного принципа состоит в том, что соблюдение законов должно быть единым и одинаковым для всех и на всей территории государства;
  • принцип недопустимости противопоставления законности целесообразности. Данный принцип способствует достижению единой цели государства и общества посредством права, закона;
  • принцип неотвратимости наказания за нарушение законности;
  • принцип верховенства закона. Суть данного принципа состоит в безусловном приоритете закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа – единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами;
  • принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности. Данный принцип означает, что главное в содержании законности – это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав;
  • принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность практически зеркально отражает общую, политическую и правовую культуру общества, его граждан. Неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм – худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства;
  • принцип презумпции невиновности. Данный принцип означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда.

Гарантии законности

При рассмотрении механизма законности необходимо также обратить внимание на гарантии законности.

Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.

Гарантии подразделяют на два вида:

  • общие гарантии,
  • специальные гарантии.

К общим гарантиям относят:

  1. Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка.
  2. Политические гарантии отражают степень политической стабильности в обществе, четкую работу всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле.
  3. Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.
  4. Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий.
  5. Организационные гарантии. Подразумевается повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Специальные гарантии представлены организационно-правовыми или юридическими гарантиями.

Под данными гарантиями подразумеваются закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и свобод и на их защиту.

Вывод

Законы и их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе.

Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Именно поэтому законность выступает одним из главных методов жизнедеятельности общества и его граждан.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/ponyatie-zakonnosti/

newinspire

Содержание принципа законности

Ключевые слова: понятие, характеристика, содержание, принципов, законности

Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.).

К основным принципам законности относятся следующие.

1. Принцип единства.

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон – “калужской” или “казанской”, а только единой всероссийской. Законность – “не земледелие”.

Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей.

Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Проблема единства законности особенно обострилась в связи с ростом в последнее время регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру.

Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства.

В то же время единство законности не должно вести к ранжированию и шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, к бюрократическому централизму, сковывать инициативу мест.

Речь идет о том, чтобы субъекты Федерации, проявляя разумную инициативу и учитывая своеобразие своих условий, соблюдали общие “правила игры”, Конституцию РФ, не ущемляли права граждан, интересы государства.

Такой подход вполне демократичен и оправдан.

Именно на это направлены последние инициативы Президента России, связанные с реорганизацией государственной власти в стране (изменение порядка формирования Совета Федерации, образование системы федеральных территориальных округов, создание механизма отстранения региональных лидеров от должности за нарушения законов и т.д.).

Все эти меры призваны укрепить единство российской государственности, предотвратить ее распад, повысить управляемость, переломить опасные сепаратистские тенденции и волюнтаризм на местах, утвердить обязательную для всех законность и порядок.

2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует.

Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос – руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть.

Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо.

Равно как и исходить из “здравого смысла”, “особых обстоятельств”, “скрытых полномочий”, “духа и буквы” закона, “ради дела” и т.д.

Если же закон устарел, отстал от жизни или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению.

Очень важна здесь роль юридической науки, которая призвана вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и вносить в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации.

“Исправлять” закон не может отдельно взятый гражданин или организация.

Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. В гражданском праве есть немало диспозитивных норм, которые предполагают выбор субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности.

Но это – “разрешенная” целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно таково одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно. Еще римляне говорили: “Кто живет по закону, тот никому не вредит”; “Что законно, то и справедливо”.

3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным.

Именно это и происходит сейчас в нашей жизни. Российское законодательство предусматривает смертную казнь или пожизненное заключение за убийства и другие тяжкие преступления. Однако преступность не сокращается, а растет, в том числе увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая.

Было бы намного эффективнее для утверждения в стране законности и порядка, если бы каждый потенциальный злоумышленник ясно сознавал, что его деяние в любом случае не останется безнаказанным, что кары, возмездия ему не миновать.

Но этого нет. Напротив, социологические опросы среди осужденных показывают, что каждый четвертый из них, задумывая и совершая преступление, верил, что он не будет пойман и наказан. Вот почему еще Цицерон заметил: “Величайшим поощрением преступления является безнаказанность“.

Другой мыслитель прошлого – Ш.Л. Монтескье в своем знаменитом труде “О духе законов” писал: “Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности“. Ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.

Истины старые, но выводы из них делаются не всегда верные и своевременные. Даже общественное мнение придерживается взгляда, что главная причина преступности кроется в мягкости (либеральности) наших законов. Стоит их ужесточить, как со злом будет покончено. Свыше 80% населения в России и других странах выступают за сохранение смертной казни.

В некоторых мусульманских государствах до сих пор практикуются такие виды наказания, как отсечение руки, ноги, головы. Но преступность там сохраняется. Значит, дело не в жестокости, а в чем-то другом. К числу этих других мер относится, в частности, неотвратимость ответственности за любое противоправное деяние.

4. Принцип верховенства закона.

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию.

Данное положение – непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа – единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не вправе, как уже говорилось, издавать законы.

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, игнорирование конституционных положений – одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения. Без этого условия строительство правового государства в России может быть замедлено.

5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц – это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное.

В ст. 2 Конституции РФ говорится: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.

В ст. 18 подчеркивается: “Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”.

6. Принцип взаимосвязи законности и культурности.

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм – это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания.

И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов.

Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

7. Презумпция невиновности.

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда.

Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством.

Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве… читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/529-ponyatie-kharakterist

Понятие законности и ее принципы

Содержание принципа законности

Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм.

Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений – гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями – законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний.

Законность – это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона – необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения.

Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.

Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона.

Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над принципом неукоснительного соблюдения норм права.

Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления, как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права.

  • Основными принципами законности являются:
    • верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;
    • соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;
    • обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;
    • всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям, гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;
    • единство законности. Понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;
    • решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность; неотвратимость наказания за правонарушения;
    • неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).

Гарантии законности – это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

  • Среди них можно выделить следующие:
    • экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);
    • политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);
    • идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);
    • социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).
  • Кроме того, существуют и специальные юридические гарантии законности. Это:
    • исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации;
    • совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня;
    • установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.);
    • установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других дел;
    • точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;
    • четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности;
    • контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм.

Правопорядок

Правопорядок – это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия – общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.). Правопорядок – необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на “диктатуре” права способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, стать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость – питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.

Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

Контрольные вопросы

  1. Что такое законность и каково ее значение в жизни общества?
  2. Каковы основные принципы законности?
  3. Гарантии законности.
  4. Что следует понимать под правопорядком?

Темы рефератов

  1. Законность и правопорядок.
  2. Экономические, политические, социальные и идеологические гарантии законности.
  3. Правовой нигилизм: формы и содержание.

Список рекомендуемой литературы

Учебная

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990.
  2. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М., 1993.
  3. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. – М., 1995.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. 3-е изд. – М., 1999.
  5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права.- М., 2000.
  6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1909.
  7. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.
  8. Морозова . Основы государства и права России. – М., 1997.
  9. Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. – М., 1996.
  10. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов /Под общей ред. А.С.Пиголкина. – М., 1997.
  11. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. – М., 1999.
  12. Сырых В.М Теория государства и права. – М., 1998.
  13. Теория государства и права: Акад. курс: В 2 т./Отв. ред. М.Н.Марченко. – М., 1998.
  14. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И.Матухова, А.В.Малько. – М., 2000.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г.Стрекозова. – М., 1997.
  16. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. – М., 1910.

Монографии

  1. Байтин М.И. Сущность права. – М., 2000.
  2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1997.
  3. Законотворчество в Российской Федерации. – М., 2000.
  4. Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993.
  5. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. – М., 1991.
  6. Керимов Д.А. Основы философии права. – М., 1992.
  7. Конституция. Закон. Подзаконные акты. – М., 1994.
  8. Кросс К. Прецедент в английском праве. – М., 1985.
  9. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.
  10. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М., 1982.
  11. Кулапов В.Л. Юридический словарь общеобязательных категорий и терминов. – Саратов, 1993.
  12. Лукашова Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986.
  13. Лоллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. – М., 1991.
  14. Лазарев В.В. Применение советского права. – Казань, 1976.
  15. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву.- М., 1981.
  16. Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. -М., 1993.
  17. Правотворчество в СССР. – М., 1974.
  18. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. – М., 1995.
  19. Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. – Н.Новгород, 1995.
  20. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. – М., 1993.
  21. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М., 1995.
  22. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география. – М., 1993.
  23. Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства: Проблемы теории и практики. – М., 1993.
  24. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореализации. – Саратов, 1995.
  25. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. – М., 1986.
  26. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М., 1995.
  27. Тихомиров Ю.А. Действие закона. – М., 1992.
  28. Четвернин В.А. Понятия права и государства. – М., 1997.
  29. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гл.9. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.21.
  30. Язык закона / Под ред. А.С.Пиголкина. – М., 1990.
Правовой нигилизм – это:  
1. Исполнение гражданами правовых норм
2. Нарушение законности под предлогом ведомственной или местной 'целесообразности', 'интересов дела'
3. Отрицание социального назначения права, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны
4. Принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушение норм права
Как называется принцип законности, который гласит: закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона?  
1. Соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность
2. Обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом
3. Всеобщность требования исполнять нормы права
4. Верховенство закона над всеми другими правовыми актами
5. Единство законности – понимания, толкования и применения норм права
6. Неослабленный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов
Питательной почвой для ослабления подлинного правопорядка в стране является:  
1. Правовой нигилизм
2. Игнорирование закона, стремление встать выше его
3. Стремление снизить авторитет и социальную значимость закона
4. Реализация принципа 'диктатура закона'
5. Взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан, четко определённые законом и защищенные государством

ТЕМА 11. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

  • 11.1. Понятие правотворчества и его принципы
  • 11.2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
  • 11.3. Основные стадии правотворческого процесса
  • 11.4. Законодательная техника
  • Контрольные вопросы
  • Темы рефератов
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Постоянное совершенствование законодательства – закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития. Сочетания интересов общества, отдельных его социальных слоев и индивидов – важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.



Источник: https://infopedia.su/19xb511.html

Теория государства и права. Курс лекций

Содержание принципа законности

Законность является принципом государственной и общественной жизни и означает неуклонное соблюдение нормативных предписаний всеми субъектами правоотношений. Законность является связующим звеном между законодательством и правопорядком.

В широком смысле законность означает правовой режим, в узком смысле законность означает принцип деятельности государственных органов в процессе правотворчества, правоприменения и привлечения к ответственности.

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанные с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.

Структурно законность состоит из двух юридических процессов- действий — правотворчества и реализации права. Хотя ряд ученых не считают правотворчество (законотворчество) элементом законности, полагая законотворчество в качестве предпосылки законности.

Законность также предполагает позитивную реализацию права всеми субъектами права. Законность является определенным состоянием регулирования общественных отношений, состоянием правомерной деятельности.

Деятельность субъектов права при этом должна соответствовать норме права (закону).

Законность — это идея, требование, режим и состояние правомерного соблюдения, исполнения, использования и применения права.

Законность означает точное действие юридических норм во времени, в пространстве, но кругу лиц в соответствии с их юридической силой.

Законность является «общественно-политическим режимом жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц». Термином «законность» также обозначается «позитивное (положительное) отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни людей».

Условия законности образует определенная социальная среда, ее качественное состояние, обусловленное правовой культурой. В силу объективного действия права в обществе и отношения к реализации права субъектов права сознательное и положительное отношение к правовой действительности называется правозаконностью.

Состояние законности обычно связывается с реализацией и принципом верховенства закона. При характеристике законности имеет особое значение характеристика содержания права (ценностно-правовая значимость).

Режим законности связан с реальным обеспечением прежде всего основных прав и свобод человека, непротиворечивостью и беспробельностью права, правомерной реализацией права.

Термин «законность» происходит от понятия «закон», который в качестве источника (формы) права занимает особое место в правовом регулировании, обладая рядом особых свойств.

Но под законностью понимается исполнение не только законов, но и других правовых норм, принятых на основании закона, в дополнение к нему, при условии непротиворечивости иных норм нормам законов. Это определение является попыткой соединения широкого (соблюдение законов и подзаконных актов) и узкого (соблюдение только законов) понимания законности.

Законность означает, прежде всего, соответствие поведения субъектов права законам (правомерная реализация), за нарушение которых предусматривается юридическая ответственность (негативная реализация права по применению государством санкций негативного характера — штрафных, карательных, правовосстановительных). Необходимо разграничивать принципы и требования законности (правовые предписания), реализация которых делает поведение правозаконным. Требования законности показывают идеологическую направленность содержания правовых норм, эти требования конкретно связаны с деятельностью субъектов в определенных сферах (отраслях права). Каждый из принципов законности может быть представлен как совокупность требовании (например, законы должны соответствовать Конституции, подзаконные акты должны соответствовать законам и т.д.).

Принципы законности

1. Принцип верховенства законности означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. Конституционный Суд, прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности.

Принцип законности должен распространяться на все правовые формы деятельности — правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную. Принцип верховенства закона означает, что, прежде всего, должны исполняться законы, и исполняться в соответствии с нормами закона во всех случаях, когда закон подлежит применению.

2. Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение закона составляет режим законности.

Единство законности означает единство всех форм правовой деятельности, их согласованность между собой (правотворчество, правоприменение, правоохрана). Единство законности означает одинаковое (единообразное) действие закона не только по территории, но и по субъектам.

Обеспечение всеобщности (единства) правовых предписаний — задача государства, его правореализационной функции.

Единство законности основывается на точном осуществлении законодательных установлений всеми субъектами права при наличии соответствующего контроля законности со стороны государства (режим законности). Единство законности исключает какой-либо произвол со стороны субъектов права.

3. Целесообразность законности означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность не должна исключать законность, но должна всегда находиться в рамках законности.

Целесообразность законности означает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

Законность есть высшая целесообразность, она предполагает достижение общественной пользы и является вариантами содержательной характеристики законов. Закон действуют до тех пор, пока не отменен.

Законы считаются целесообразными и подлежащими применению, включая их отмену, изменение и дополнение. Необходимо своевременно устранять расхождения закона с реальной жизнью, учитывать в содержании законов реальные позитивные потребности общества.

4. Принцип реальности законности означает реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения. законов должно соответствовать объективным потребностям общественного развития. Нормативной основой законности являются правовые законы.

Недостаточно формально-юридического установления законности, необходимо фактическое осуществление провозглашаемых форм права, единство формы и содержания (например, соответствие фактической и юридической конституции). Реальность законности обеспечивают гарантии законности — юридические, экономические, политические и др.

5.

Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом.

6. Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности.

Соблюдение и активная реализация права является в то же время существенным условием и показателем уровня культурности общества. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности.

Функции права во многом реализовываются в условиях законности. Законность выступает важнейшей предпосылкой реализации права.

7. Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а следовательно, и за нарушение режима и состояния законности.

Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений.

Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность реализации данного принципа.

Источник: https://isfic.info/sunzov/bagme81.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.