Содержание и принципы

Содержание

Принципы международного права

Содержание и принципы

Ядро современного международного права образуют его основные принципы – обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное, содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г.

Принципы международного права постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практики. Например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права. С другой – их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

Принципы международного права имеют свои характерные черты:

  • универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов международного права соблюдать их;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов (например, еще не реализованные принципы мира и сотрудничества);
  • взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов;
  • авангардность регулирования при появлении новых субъектов международного права или новой сферы сотрудничества (восполняют «пробелы» в международном праве);
  • иерархичность (например, центральное место занимает принцип неприменения силы).

Принципам международного права присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов международного права путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике международных отношений.

Классификация основных принципов имеет скорее теоретический, чем практический характер и осуществляется по ряду оснований.

По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.

По историческому признаку принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма, так называемые доуставные принципы, уставные принципы, возникшие после Второй мировой войны, послеуставные – новейшие – принципы международного права (принцип всеобщего и полного разоружения, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды).

По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором – принципы, связанные непосредственно с интересами государств (невмешательство во внутренние дела государств) и т. д.

По объекту сотрудничества можно выделить три группы принципов:

а) защищающие мир и безопасность; б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

в) защищающие права человека, народов и наций.

основных принципов международного права

Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития…

с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.

: один – о гражданских и политических правах, другой – об экономических, социальных и культурных правах.

Принцип суверенного равенства. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями.

Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения.

Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

Принцип сотрудничества. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в различных областях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права.

Источник: https://be5.biz/pravo/m006/3.html

Государственная служба: понятие, содержание, принципы

Содержание и принципы

Введение

Глава I. Теоретические подходы к понятию государственной службы в Российской Федерации

1.1. Государственная служба: понятие и развитие в России

1.2. Основные принципы государственной службы

1.3. Система государственной службы в Российской Федерации

Глава II. Правовая характеристика законодательной базы государственной службы в Российской Федерации

2.1. Правовое регулирование государственно-служебных отношений

2.2. Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования государственной службы в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное функционирование системы государственного управления, формирование целостного взаимодействия власти и общества невозможно без совершенствования существующего института государственной службы.

Возрастает роль и значение государственной службы как правового инструмента, призванного обеспечивать реализацию функций государства, эффективная деятельность которого, т. е. успешное решение стоящих перед ним экономических, политических и социальных задач, во многом зависит от государственных служащих.

В юридической науке государственная служба исследуется в различных ракурсах: форма осуществления публичной власти – в науке конституционного права, вид трудовой деятельности – в науке трудового права, в государственно-управленческом аспекте – в административном праве.

По мере развития законодательства о государственной службе правовой статус государственных служащих, вероятно, будет определяться исключительно нормами соответствующего специального законодательства, которое носит административно-правовой характер.

Вопросы данной проблемы рассматривались в трудах А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Б.Н. Габричидзе, Ю.Н, Старилова, Б.В. Россинского  и других.

Основной целью данной работы является изучение государственной службы в Российской Федерации.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1)       определить сущность государственной службы, проанализировать ее развитие в России;

2)       обозначить принципы государственной службы;

3)       изучить систему государственной службы в Российской Федерации;

4)       исследовать российское законодательство, регулирующего государственную службу в России;

5)       выявить проблемы правового регулирования государственной службы.

Объектом исследования является институт государственной службы.

Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения.

В процессе работы использовались такие методы исследования, как формально-логический, сравнительно-правовой, историко-юридический.

Нормативную базу работы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие государственно-служебные отношения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Государственная служба: понятие  и развитие в России

Термин «государственная служба» имеет много значений, как в общественном, так и в юридическом аспекте. По мнению уважаемого ученого-юриста Н.М. Коркунова, службой государству можно назвать всякую деятельность на пользу государству.

Конкретизируя свою позицию, он определял государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности»[1].

Существует несколько подходов к теории государственной службы.

Основываясь на системном подходе,  можно определить государственную службу как общественную систему, которая является совокупностью целостных элементов,  находящихся в единстве и во взаимодействующих отношениях друг с другом. Данный подход обращает внимание на структурно-функциональное единство государственной службы, т. е. на механизмы организации и функционирования отдельных ее элементов.

Исторический подход позволяет рассматривать основные положения о государственной службе с точки зрения исторического развития государственно-служебных отношений, учитывая социально-политическое, правовое и экономическое развитие общества.

Государственная служба России не может не учитывать особенности развития нашей страны. Необходимо принимать во внимание экономические, геополитические, социальные, демографические и иные факторы.

В отношении субъектов РФ необходимо рассматривать степень развития их экономической и социальной сферы, состав населения, территориальные особенности, местные традиции и другие особенности.

Таким образом, необходимо учитывать как региональную специфику организации и реализации государственной службы, так и соблюдать принцип федерализма государственной службы, обеспечивающий ее единство.  

Изучая государственную службу, следует учитывать наследие не только нашей страны, но и опыт зарубежных стран.

Международный  опыт развития государств говорит о том, что для выполнения функций управления  государству нужен особый институт —  институт государственной службы, оказывающий огромное влияние на реализацию государственной власти.

Во время зарождения института государственной службы в России политические деятели ориентировались на континентальную, в особенности германскую систему права и административного управления.

Социология и политология также изучают теоретические, общественно-политические и организационные начала государственной службы. Некоторые вопросы государственной службы рассматривается экономическими науками.

С развитием в нашем обществе юридических наук содержание государственной службы существенно менялось. В настоящий период в российском правоведении ученые-юристы отказались от понимания государственной службы, как деятельности лиц, занимающихся исключительно интеллектуальным трудом в противоположность к труду физическому, труду рабочих.

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов[2].

Источник: https://la-justicia.ru/uslugi/8-bokovoe-menyu/378-gosudarstvennaya-sluzhba-ponyatie-soderzhanie-printsipy.html

Административное право Российской Федерации

Содержание и принципы

В общеупотребительном понимании слово «принцип» означает основополагающие идеи, побудительные мотивы, лежащие в основе совершаемых действий или поступков. Это выражение широко используется во всех сферах общественной деятельности и в научных направлениях. Оно применяется при характеристике деятельности людей, государственных и общественных структур, а также в технических отраслях.

Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности.

Следует согласиться с точкой зрения профессора А.П. Коренева, который в системе управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государства выделял следующие принципы: общие (социально-правовые) и организационные.

К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Такими принципами являются следующие.

Законность, т.е. строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.

Объективность. м принципа является изучение имевших место закономерностей общественного развития и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.

Конкретность, т.е. осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации об истинном состоянии объекта управления.

Эффективность, т.е. стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.

Сочетание централизации и децентрализации имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов РФ осуществляется на основе Конституции (ст. 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами.

Законодательство РФ в соответствии с рекомендациями Совета Европы (Хартия местного самоуправления, 1985) признает и гарантирует функционирование органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения. Этим достигается сочетание интересов государства и формируемых при непосредственном участии населения органов местного самоуправления.

Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. Они включают в себя следующие два вида принципов.

1. Общие организационные принципы

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть. В соответствии с ним образуются соответствующие органы для реализации определенного вида государственно-управленческой деятельности (здравоохранения, культуры, внутренних дел и т.д.).

Территориальный принцип, лежащий в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны.

Линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.

Функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. В этом случае субъект управления в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, а также контроль и административное принуждение.

Функциональная подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности, в рамках определенной функции (Центральный банк России, Счетная палата России и подобные структуры в субъектах РФ, органы прокуратуры, Центризбирком России и т.д.

).

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов РФ, региональных органов исполнительной власти. Этот принцип положен в основу формирования большинства федеральных органов исполнительной власти.

2. Внутриорганизационные принципы

Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.

Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий.

Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.

Таким образом, государственное управление можно рассматривать в широком, собственном и узком понимании. Его характерными чертами в собственном смысле слова являются: непосредственная связь с государством; исполнительный, распорядительный и общегосударственный характер; подзаконность; непрерывность и оперативность; ярко выраженное организационное содержание.

По мнению проф. Л.Л. Попова, сущностное предназначение исполнительной власти, как и государственного управления, содержится в двух словах — «практически организовать».

Это означает, что необходимо «практически организовать проведение законов в жизнь, достижение поставленной цели, определенного положительного результата.

Этой работой и занимаются повседневно, непрерывно органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление»1См.: Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М.: 2005. С. 3..

Источник: https://isfic.info/admrf/melena01.htm

Основные начала гражданского законодательства

Содержание и принципы
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Основные начала гражданского законодательства

Концептуальные постулаты, на которых держится вся сфера гражданско-правового регулирования на территории современной России.

Основные начала гражданского законодательства являют собой концептуальные постулаты, на которых держится вся сфера гражданско-правового регулирования на территории современной России.

Недаром ГК РФ начинается именно с перечня ключевых принципов указанной отрасли права.

В кодексе перечислены основополагающие принципы, нормы гражданско-правовых отношений, которые представляют квинтэссенцию мирового и отечественного опыта регулирования, и правового контроля в различных сферах общественных правоотношений

Понятие гражданского законодательства

Гражданское законодательство (далее ГЗ) представляет собой совокупность НПА, которые регламентируют имущественные и неимущественные правоотношения граждан РФ. Гражданское законодательство, если обратиться к юридической практике, оказывается неразрывно связанным с другими отраслями права, в том числе земельным, семейным, трудовым и даже лесным.

Однако стоит помнить о том, что ГЗ и ГП – это два разных понятия. В первом случае речь идет о нормативно-правовых актах, во втором – о совокупности правовых норм. При этом гражданское законодательство может пониматься в двух смыслах: широком и узком.

В узком смысле ГЗ состоит из:

  • Гражданского кодекса РФ;
  • ФЗ, регламентирующих собой правовые отношения, закрепленные ст. 2 ГК РФ.

В широком смысле слова ГЗ заключает в себе все без исключения источники гражданского права.

Предмет и метод гражданского права – не менее важные основы данной отрасли права, так как позволяют понять, что и как регламентируется ГЗ.

Предмет ГП – это правовые отношения, которые упорядочиваются нормами ГП, а в первую очередь имущественные и неимущественные правоотношения.

Метод ГП представляет собой совокупность способов и средств, посредством которых происходит процедура регулирования правовых отношений, которые являют собой предмет ГП.

Многие обыватели путают между собой метод гражданского процессуального права и метод ГП, и это считается в юрпрактике серьезной ошибкой, так как эти механизмы имеют разный характер своего проявления.

Основные принципы гражданского законодательства

Основополагающие принципы гражданского права и всего ГЗ раскрыты в ст. 1 ГК РФ. В данном нормативно-правовом акте представлено углубленное содержание и значение каждого из основополагающих начал ГП.

Принципы гражданского процессуального права, в той же степени, что и принципы гражданского права, пронизывают собой ГЗ, полностью раскрываясь в многочисленных правовых нормах. Иными словами, основополагающие принципы гражданского процессуального права могут быть применены в процессе регулирования общественных отношений, которые входят в предмет ГП.

Принципы гражданского процессуального права могут найти свое применение в том случае, если существуют законодательные пробелы и созрела необходимость применения аналогии права.

Таким образом, если те или иные отношения участников не регулируются конкретной нормой ГП, то находят свое воплощение основные начала из ГЗ, то есть принципы гражданского процессуального права.

Юридические источники и литература представляют несколько точек зрения ученых, которые трактуют принципы гражданского процессуального права согласно собственным убеждениям.

В таких случаях речь идет об усеченном представлении основополагающих правил регулирования правоотношений.

Чтобы не возникло законодательных коллизий, следует рассматривать принципы и функции гражданского права с общепризнанной позиции.

Принцип равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством

Классификация принципов гражданского процессуального права начинается именно с данной категории. И связано это с его главенствующей ролью во всем гражданском законодательстве.

Принцип равенства участников позволяет сделать вывод о том, что все субъекты правоотношений имеют одинаковые права, закрепленные в нормах современного законодательства. Лица не имеют друг перед другом каких-либо преимуществ.

Подобный принцип равенства подкрепляется тем, что действия норм права распространяются одинаково как на простых граждан, так и на юридические организации, субъекты РФ и само российское государство. Это закреплено статьей 142 ГК РФ.

Кроме того, принцип равенства подкрепляет конституционный принцип о равенстве всех форм собственности на территории России (ст. 8, ч.2 Конституции РФ). Иными словами, что муниципальная, что государственная, что частная собственность – являются равнозначными по своей значимости.

Но стоит отметить тот факт, что принцип равенства не подразумевает отсутствие различий в содержании субъективного гражданского права, которое принадлежит каждому из участников правоотношений. Это связано с тем, что у всех участников различные образование, способности, интересы и потребности.

Принцип неприкосновенности собственности

Система принципов гражданского процессуального права выделяет вторым основополагающим моментом – принцип неприкосновенности собственности. Базируется указанное правило на ст. 35 п. 3 Конституции РФ.

Конституционные права по поводу собственности позволяют обеспечить стабильность всех отношений, касающихся собственности, что является надежным фундаментом функционирования современного рыночного механизма.

Нарушение принципа неприкосновенности собственности – одна из самых распространенных проблем в юридической практике. Чтобы указанный принцип был реализован на практике с учетом законности, но при этом не были усечены конституционные права субъектов, ст. 235 ГК РФ перечисляет полный список ситуаций, когда имущество может быть изъято для государственных целей. К таковым относятся

  • Изъятие частного имущества при необходимости уничтожения контрафакта (ст. 1252 ГК РФ).
  • Изъятие земельного участка, когда было выявлено нарушение принципа законности (ст. 285 ГК РФ).
  • Конфискация имущества на основаниях, перечисленных в ст. 243 ГК РФ.
  • Обращение в государственный доход денег, ценностей, частного имущества и доходов, полученных от них, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о противодействии терроризму субъектом не представлена исчерпывающая информация, подтверждающая факт законности их приобретения (ст. 235 ГК РФ).

Нарушение принципа неприкосновенности собственности признается законным только после оглашения правового решения судебного органа. При этом в целях защиты интересов собственника ему полагается денежная выплата, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Принцип свободы договора

Ст. 421 ГК РФ раскрывает принцип свободы договора. Иными словами, контрагенты свободны в своем праве заключать любые виды правового договора с различными участниками гражданских правоотношений, изменять его условия с учетом законности действия.

Принцип свободы правового договора официально запрещает законодателю оказывать какое-либо воздействие на субъекты правоотношений для свершения действия для заключения договора. Это необходимо не только с целью защиты свободы выбора и интересов гражданина, но и для снижения административного контроля над гражданским оборотом.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела

Принципы, функции и система гражданского права разработаны с целью защиты частных интересов лиц, которые участвуют в гражданском обороте.

закрепленного правила позволяет вывести и сам принцип недопустимости госвмешательства в дела граждан.

Иначе говоря, госорганы и органы МСУ не имеют права вмешиваться в частные дела обывателей на территории РФ, если они осуществляются на основе законности.

Однако если частная жизнь нарушает общие интересы или ограничивает свободу третьих лиц, то гражданское законодательство предусматривает возможность вмешательства со стороны контролирующих органов. В частности, согласно ст. 49 ГК РФ, некоторые виды деятельности юрлиц предусматривают прохождение процедуры лицензирования.

Принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и исполнения обязательств

Принципы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей основываются на ст. 34 Конституции РФ.

этой нормы подразумевает свободное использование собственных способностей и возможностей для предпринимательской или иной экономической деятельности, которая не нарушает общие и отраслевые нормы российского законодательства. Кроме того, согласно ст.

44 Конституции РФ, принцип осуществления гражданских прав и исполнения обязательств гарантирует свободу творческой, художественной, научной и литературной деятельности, а также преподавания.

Исполнение обязательств должно проходить с учетом принципа добросовестности, справедливости и равенства.

Иными словами, участник должен надлежащим образом подходить к выполнению обязательств, которые возлагаются на него нормами ГП.

Самым показательным примером в этом случае выступает принцип добросовестности исполнения обязательств заемщиком кредитных средств, а именно, недопустимость одностороннего отказа от подписанных условий кредитного договора.

Ограничение гражданских прав, допустимое ГК

Принцип справедливости в гражданском праве предусматривает не только беспрепятственное осуществление прав граждан и исполнение обязательств, но и ограничение некоторых прав, что регламентируется ст. 55 Конституции РФ.

этой нормы предусматривает наложение ограничения на дееспособность лица, его наследственных прав и права собственности после того, как будет провозглашен сервитут.

Ограничение указанных прав может быть осуществлено только на основании Федеральных законов, но никак не Указов Президента РФ или Постановлений Правительства РФ. В противном случае, будет зафиксировано нарушение.

Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав

Особенности данного принципа состоят в том, что при нарушении субъективного или объективного права любой гражданин может обратиться в госорган с целью его защиты. Источники гражданского права, а в частности, ст. 12 ГК РФ определяют правовые механизмы защиты интересов граждан.

Значение данного принципа для ГП ключевое. Он позволяет восстановить ущемленные конституционные интересы лица и в большинстве случаев в натуре. Однако общая юридическая практика предусматривает возможность возмещения утраченных прав гражданину посредством взыскания с другого субъекта правоотношений суммы за моральный ущерб, что трактуют источники права (ст. 151 ГК РФ).

Принцип судебной защиты нарушенных прав

Ст. 11 ГК РФ гарантирует гражданам и юрлицам возможность судебной защиты. Понятие судебной защиты подразумевает отстаивание гражданских прав с учетом процессуального законодательства РФ.

Общая роль суда в защите прав и интересов участников правоотношений с каждым годом лишь повышается. В частности, это обуславливается даже в том случае, если субъект сделал выбор в сторону административного решения своей проблемы, по которой зафиксировано нарушение.

При неудовлетворенности гражданин может обжаловать решение в суде.

Принцип диспозитивности

Ключевые особенности ГЗ состоят в том, что многие нормы, включенные в НПА, имеют диспозитивный характер. Иными словами, правила диспозитивности начинают действовать в тот момент, если участники правоотношений не смогут избрать для себя иной вариант поведения.

Диспозитивный характер правил – это восполнительный характер, так как подобные действия рассчитаны в первую очередь на восполнение воли участников правоотношений, что может быть обусловлено различными причинами.
Вопрос о проявлениях диспозитивности заслуживает со стороны практикующих юристов особого внимания, так как он имеет множество граней:

  • Во-первых, если применять принцип диспозитивности к ГП, то он представляет собой ключевую черту регулирования гражданско-правовых отношений участников, которая пронизывает собой всю отрасль.
  • Во-вторых, диспозитивный характер правил проявляется в самой конструкции всех правовых норм в процессе регулирования общественных отношений.
  • В-третьих, проявление диспозитивности норм может осуществляться на различных стадиях механизма регулирования гражданско-правовых отношений.
  • В-четвертых, понятие диспозитивности представляет собой основополагающую дефиницию для гражданского законодательства, поэтому данное явление относится к самостоятельному принципу ГП.

Принцип добросовестности

и общая характеристика принципов гражданского права, а в частности, принципа добросовестности, является ключевой для гражданского законодательства. Понятие добросовестности и справедливости подразумевает то, что все гражданские права должны осуществляться с учетом указанных дефиниций.

Кроме того, защита, прекращение или оспаривание прав также должно происходить с учетом добросовестности и справедливости. Если данный принцип игнорируется одним или всеми участниками правоотношений, то подобное нарушение может повлечь определенные последствия, а именно, признание сделки недействительной, а лица обязанными, согласно законодательству РФ.

Принцип добросовестности в рамках современного законодательства, так или иначе, соприкасается с принципом равенства.

Все без исключения граждане независимо от своего статуса и положения должны соблюдать регламент добросовестности своих действий.

Запрет для всех участников гражданского оборота на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения
П. 4 ст. 1 ГК РФ подразумевает указанный принцип.

Это правило законодательство трактует как общий запрет – санкцию для извлечения прибыли из незаконного или же недобросовестного поведения.

Если будут выявлены нарушения данного субъективного принципа, то для лица могут наступить определенные последствия, в частности:

  • Заявление о недействительности сделки от гражданина, который недобросовестно осуществляет свои действия, не имеет правового значения, о чем гласит ст. 166 ГК РФ.
  • Собственник имущества имеет законное право востребовать его возвращения от субъекта сделки, который действует недобросовестно (ст. 302 ГК РФ).

Принцип (положение) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств

Характеристика принципов гражданского права была бы неполной, без раскрытия этого положения. Данное правило имеет ключевое значение для рыночной экономики в федеративном государстве.

Обуславливается это тем, что принцип гарантирует существование единого экономического пространства внутри государства.

Какие-либо ограничения на свободное перемещение могут накладываться только Федеральными законами РФ.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/osnovnye-nachala-grajdanskogo-zakonodatelstva.html

newinspire

Содержание и принципы

Ключевые слова: понятие, содержание, правового, принцип

Важнейшим инструментом теоретического анализа отрасли права, ее предмета, метода, отраслевого механизма правового регулирования и правовой системы в целом является понятие принципа права.

Существующая в нашем правоведении теория правовых принципов сводится к тому, что принцип права это основополагающая идея, исходное (ру­ководящее) начало тем или иным образом зафиксированное в праве.

Собственно, все сформулированные на данный момент правовые принципы (за исключением надуманных) можно «разнести» по принципам-связям, то есть у каждого принципа-идеи можно найти принцип-отношение, на кото­ром он базируется.

Отраслевые принципы-идеи основываются на двух группах правовых связей:

1) связях, существующих в предмете отрасли;

2) связях в механизме его правового урегулирования, то есть между сред­ствами правового воздействия на предмет.

Некоторые из этих принципов-связей могут совпадать. Например, важ­нейшей структурной связью в МПР (механизме правового регулирования) является правовая связь между субъектами, то есть правовое отношение. Вме­сте с тем предмет отрасли пронизывает именно правовая структура (система правовых отношений).

Рассмотрим в плане отыскания объективных аналогов некоторые право­вые принципы-идеи. Так, принцип законности отражает существенную связь между реальным поведением и нормами права, а точнее, отношение соответ­ствия между реальным (фактическим) поведением и требованиями права как информационно-управляющей системы.

Или, например, закрепленный в гражданском процессуальном праве принцип равенства процессуальных прав сторон является отражением важнейшей особенности отношений субъектов в гражданском процессе, обусловленной, в свою очередь, равенством сторон гражданского оборота.

А такие принципы-идеи, как диспозитивность (граж­данское процессуальное право) и публичность (уголовно-процессуальное право), характеризуют особенности связей гражданского и уголовного про­цессов с материально-правовой сферой. Процессуальный принцип объектив­ной истины базируется на связи процесса с его объектом и целью.

Часть принципов-идей, включенных в процессуальное право, является от­ражением принципов-связей в структурной организации судебной и иных юрисдикционных систем (участие народных заседателей и коллегиальность в рассмотрении дел и др.).

В системе права нужно различать:

а) принципы-идеи, которые она содержит как информационная система и которые являются «идейным» отражением объективно существующих связей в МПР и объекте правового регулирования;

б) принципы собственной структурной организации системы права.

Речь идет уже о связях внутри самого права, о связях между его элемента­ми: отраслями, институтами и т.д. Несомненна взаимосвязь между принци­пами структурной организации права и принципами-идеями, которые оно содержит.

Обусловленность последних принципами-связями между право­выми средствами и связями в предмете отрасли создает цепь закономернос­тей, выступающих объективной основой построения и совершенствования системы законодательства.

Такой подход заставляет законодателя в процессе нормотворческой дея­тельности не только обращаться к принципам-идеям, закрепленным в зако­нодательстве, но и, в первую очередь, принимать во внимание принципы-связи, реально существующие в правовой системе. Тем более, что первые в некотором роде есть результат его собственной деятельности.

Нередко в юридической литературе можно встретить утверждения о суще­ствовании системы принципов отдельной отрасли или в масштабе всей систе­мы права. Сам по себе аспект исследования проблемы правилен и перспекти­вен, но не всегда подобные утверждения имеют соответствующую аргументацию.

Ведь отраслевые принципы-идеи в совокупности могут соста­вить систему минимум при двух условиях:

а) систему образуют принципы-связи, на которых базируются принципы-идеи;

б) принципы-идеи адекватно отражают систему принципов-связей, то есть не имеют лишних, включают необходимые и т. д.

Система связей (отношений) – это то, что в теории системного подхода именуется структурой. Поэтому вопрос о системе правовых принципов-свя­зей — это вопрос о правовой структуре.

Выше уже отмечалось, что принципы-идеи базируются на двух основных видах правовых связей:в МПР (механизме правового регулирования) и в предмете отрасли. Поэтому при попытке представить совокупность принципов-идей как систему предварительно нуж­но изучить этот момент. Ведь названные виды правовых связей относительно самостоятельны.

Кроме того, правовой структурой обладает лишь предмет комплексной отрасли, а правоотношения, возникающие в предмете основ­ной, в систему между собой не связаны. Хотя фактический материал для фор­мирования принципов-идей они дают.

С другой стороны, если в результате исследования содержания какой-ли­бо отрасли права будет установлено, что ее предмет характеризуется целост­ной совокупностью разнородных принципов-идей, то несомненно, что перед нами комплексная отрасль права.

Итак, правовые принципы (они же – принципы права, принципы право­вого регулирования) – это главные, определяющие, важнейшие структурные связи в объекте правового регулирования, внутри правовой системы и вне ее (связи с социальной средой), которые должны найти информационное отра­жение в содержании объективного права в виде принципов-идей. … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/362-ponyatie-i-soderzhanie-pravovogo-printsipa.html

Принципы права: понятие и виды. – ТГП ответы

Содержание и принципы

Принципыправа – это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права какспецифического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаютсяи конкретизируются его сущность и социальное назначение.

 В зависимости от сферы распространениявыделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права.

 К общеправовым (характерным для всего права)относятся такие принципы как:

 1.справедливость, выражает сущность права ипоиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос-вом.

 2.юридическое равенство граждан перед закономи судом (ст. 19 Конституции)

 3.гуманизм

 4.демократизм

 5.единство прав и обязанностей

 6.законность, строгое соблюдение и исполненияправовых предписаний всеми субъектами права.

 7.сочетание убеждений и принуждений

 8.федерализм

 К межотраслевым принципам (характерным длянескольких отраслей) относятся:

 1. В ГПК и УПК гласность и обязательностьсудопроизводства

 2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности

 3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон

 К отраслевым принципам (присущи отдельнойотрасли права)относятся:

 1.В УПК презумпция невиновности

 2.В ТП свобода труда

 3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.

 Принципы закреплены в Конституции

 Принципы делятся на общеправовые,межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом,они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслямправа.

Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права ит.д. ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевыеизучаются отраслевыми юр-ми науками.

Общеправовые принципы системы права :

1)принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах).

2)гуманизма.

3)принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степенивыражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса междуучастниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином игосударством.

Справедливость требует соответствия между действиями и ихсоциальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесениевреда и его возмещение, преступление и наказание.

Законы отражают этусоразмерность, если отвечают принципу справедливости.),

4)принцип равенства юр-их прав и обязанностей,

5)принцип единства прав и обязанностей.

6)Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системыгосударства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права исвободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано:«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельностьзаконодательной и исполнительной власти, местного самоуправления иобеспечиваются правосудием». 7) принципа законности заключается втом, что, как гласит ст.

15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерацииимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органыгосударственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане иих объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». 8)Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебномпорядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебнаязащита его прав и свобод».

 За многовековую историю развития правапостепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые вюридической науке получили наименование правовых аксиом.

В их числе можноназвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено,дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждатьдважды за одно и то же правонарушение.

Большинство правовых аксиом закреплено взаконе.

 Принцип права по разному проявляется в системеправа, Одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются ввиде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Какправило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, аобщеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/principy-prava-ponatie-i-vidy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.