Содержание и порядок

Содержание

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ

Содержание и порядок

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, перечисленных в статье 52 настоящего Закона

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 20 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 520-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 9-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

[attention type=red]
[attention type=green]
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention][/attention]

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/1305540/

Положение об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах МВД

Содержание и порядок

В соответствии с частью 16 статьи 14 Федерального закона “О полиции” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на его текущее содержание.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Положение об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации

1.

Настоящее Положение определяет условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона “О полиции” (далее – задержанные лица), и содержащихся в помещениях дежурной части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – специальные помещения) не более 48 часов до принятия в отношении их решений, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона “О полиции”, за исключением лиц, задержанных за административное правонарушение.

Условия и порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 “Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского облуживания таких лиц”.

2. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации.

3. Задержанные лица содержатся в специальных помещениях под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. В целях осуществления наблюдения может использоваться аудио- и видеотехника.

4. Водворение задержанных лиц в специальные помещения осуществляется сотрудниками полиции круглосуточно при наличии документов, подтверждающих основания задержания.

5. Перед водворением в специальное помещение сотрудник полиции проводит опрос задержанного лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с задержанными лицами в присутствии 2 понятых того же пола.

В случае обнаружения у задержанных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. У задержанных лиц изымаются предметы и вещи по перечню и в порядке, которые установлены Министерством внутренних дел Российской Федерации, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Сотрудники полиции обязаны обеспечить сохранность изъятых у задержанных лиц предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются задержанному лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

9. Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, обувь (в одном комплекте), носовые платки, предметы личной гигиены и туалетные принадлежности.

10. В целях обеспечения учета лиц, подвергнутых задержанию, в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации формируется и ведется реестр указанных лиц.

Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию, определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Хранение, использование и распространение информации, содержащейся в реестре лиц, подвергнутых задержанию, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

11. При возникновении угрозы жизни и здоровью задержанного лица или угрозы совершения против него преступления либо иного противоправного деяния сотрудники полиции обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности.

12. Норма санитарной площади в специальном помещении, предназначенном для размещения задержанных лиц, составляет 4 кв. метра на одного человека.

13. В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже 18 градусов по Цельсию.

Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток и до рассвета.

14. В специальном помещении раздельно размещаются:

лица мужского и женского пола;

несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний.

15. Запрещается размещение в специальных помещениях:

лиц, с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как “состояние средней тяжести” или “тяжелое”, а также лиц, находящихся в тяжелой степени алкогольного или иного вида опьянения;

лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

беременных женщин.

Указанные лица не размещаются в специальных помещениях при наличии у них справок или заключений, свидетельствующих о болезни или беременности, выданных медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, станцией скорой медицинской помощи или медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи.

16. Не подлежат размещению в специальных помещениях задержанные лица, имеющие при себе детей в возрасте до 14 лет (когда их возраст очевиден либо подтверждается свидетельством о рождении или иными документами), при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

17. Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

18. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельем.

19. Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении сотрудников полиции.

20. Задержанные лица имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы), столовые предметы, постельное белье и продукты питания от родственников и других лиц, личность которых установлена.

Передаваемые задержанным лицам вещи, предметы и продукты питания проверяются сотрудником полиции и предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Проверка вещей, предметов и продуктов питания не должна приводить к их порче и невозможности использования по назначению.

Использование предметов первой необходимости задержанными лицами допускается только под наблюдением сотрудника полиции. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими вещами и предметами, изъятыми у задержанного лица, за исключением подлежащих утилизации использованных предметов личной гигиены и продуктов питания с истекшим сроком годности.

Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

21.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205 “О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время”.

22. В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

23.

Организация оказания медицинской помощи задержанным лицам, их направление и доставление в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, охрана задержанных лиц при доставлении и нахождении в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения до истечения установленного срока задержания, привлечение медицинских работников указанных организаций для медицинского обеспечения задержанных лиц по месту их содержания, уведомление сотрудников полиции об окончании срока нахождения в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения задержанных лиц, направленных для прохождения стационарного лечения, осуществляются в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация оказания медицинской помощи задержанному лицу осуществляется сотрудниками полиции безотлагательно по требованию данного лица.

24. При необходимости сотрудники полиции принимают меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан.

25. При нахождении задержанного лица в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, сотрудники полиции вызывают выездную бригаду скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи задержанному лицу.

26. В случае если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи задержанное лицо нуждается в лечении в стационарных условиях, оно направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, в которой до истечения установленного срока задержания полиция обеспечивает охрану задержанного лица.

27. Задержанные лица по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи могут пользоваться лекарственными препаратами для медицинского применения, которые подлежат хранению в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдаются задержанным сотрудниками полиции в порядке, установленном медицинскими работниками.

28. В случае тяжелого заболевания, травмы, увечья либо смерти задержанного лица сотрудники полиции незамедлительно, но не позднее 3 часов, сообщают об этом его близким родственникам или близким лицам, а также прокурору.

Источник: https://rg.ru/2012/04/23/soderzhaniye-dok.html

и порядок судебного разбирательства

Содержание и порядок

Судебное разбирательство состоит из пяти частей: подготовительной части, судебного следствия, прений сторон, последнего слова подсудимого и вынесения приговора.

Подготовительная часть судебного разбирательства предназначена для того, чтобы проверить наличие необходимых условий для его проведения и обеспечить возможность исследования всех необходимых доказательств. Она включает ряд последовательно осуществляемых судом процессуальных действий (гл. 36 Уголовно-процессуального кодекса)

  • председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит разбирательству;
  • секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц, вызванных судом, и о причинах неявки;
  • явившиеся свидетели удаляются из зала судебного заседания;
  • председательствующий устанавливает личность подсудимого и дату вручения ему копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Судебное разбирательство не может быть начато ранее семи суток со дня вручения обвиняемому указанных документов или копии постановления об изменении обвинения;
  • председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто является обвинителем, защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями, а также секретарем судебного заседания, экспертом, специалистом и переводчиком, и разъясняет сторонам право на заявление отвода составу суда;
  • председательствующий разъясняет подсудимому, потерпевшему, гражданскому ответчику, гражданскому истцу, эксперту и специалисту их права;
  • председательствующий опрашивает стороны о наличии у них ходатайств об истребовании дополнительных доказательств, и суд разрешает заявленные ходатайства;
  • при неявке кого-либо из участников судебного разбирательства суд с учетом мнения сторон разрешает вопрос о возможности слушания дела в отсутствие неявившихся лиц или об отложении слушания дела.

Судебное следствие

Судебное следствие (гл.

37 Уголовно-процессуального кодекса) является центральной частью судебного разбирательства, так как именно здесь исследуются те доказательства, которые затем суд положит в обоснование приговора.

Оно начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, после чего председательствующий спрашивает у подсудимого, понятно ли ему обвинение и признает ли он себя виновным.

Порядок исследования доказательств в судебном следствии определен ст. 274 Уголовно-процессуального кодекса: первой представляет доказательства суду сторона обвинения, затем – сторона защиты. Порядок исследования конкретного доказательства определяется стороной, представившей данное доказательство.

Допрос подсудимого при согласии им дать показания начинает защитник и другие участники процесса со стороны защиты, затем – государственный обвинитель и иные участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Суд задает вопросы подсудимому после его допроса сторонами. С разрешения председательствующего подсудимый вправе дать показания в любой момент судебного следствия (ст. 274, 275 Уголовно-процессуального кодекса).

Допрос потерпевшего осуществляется вначале стороной обвинения, затем – стороной защиты. Потерпевший с разрешения председательствующего может дать показания в любой момент судебного следствия (ст. 277 Уголовно-процессуального кодекса).

Свидетели допрашиваются порознь, в отсутствие недопрошенных свидетелей. Первой допрашивает свидетеля та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Суд допрашивает свидетеля после его допроса сторонами (ст. 278 Уголовно-процессуального кодекса).

При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и иных близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос вне визуального наблюдения другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.

В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо для установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить им возможность ознакомления с указанными материалами.

Допрос эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного им заключения осуществляется судом по ходатайству сторон или по собственной инициативе. После оглашения заключения эксперта ему могут быть заданы вопросы сторонами. При этом первой вопросы задает сторона, по инициативе которой была назначена экспертиза.

По собственной инициативе или по ходатайству сторон суд может назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную или повторную. Вопросы на разрешение эксперта формулируются судом с учетом мнения сторон (ст. 283 Уголовно-процессуального кодекса).

Осмотр вещественных доказательств производится в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, вправе обращать внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для дела (ст. 284 Уголовно-процессуального кодекса).

Оглашение протоколов следственных действий и иных документов осуществляется по решению суда полностью или частично, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для дела. Протоколы и документы оглашаются стороной, которая ходатайствовала об их оглашении, либо судом (ст. 285 Уголовно-процессуального кодекса).

Документы, представленные в судебное заседание сторонами или истребованные судом, могут быть по решению суда исследованы и приобщены к делу.

Суд с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, эксперта и специалиста может провести осмотр местности и помещения.

В ходе судебного следствия может быть осуществлено предъявление для опознания, проведены следственный эксперимент и освидетельствование (ст. 288–290 Уголовно-процессуального кодекса).

По завершении исследования представленных сторонами доказательств председательствующий опрашивает стороны, желают ли они дополнить судебное следствие. В случае заявления ходатайства о дополнении судебного следствия суд обсуждает и разрешает его.

После разрешения ходатайств и выполнения связанных с этим необходимых судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие оконченным.

Судебное следствие может быть возобновлено, если участники прений сторон или подсудимый в последнем слове сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для дела, или заявят о необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства. По окончании возобновленного судебного следствия суд вновь открывает прения сторон и предоставляет подсудимому последнее слово (ст. 294 Уголовно-процессуального кодекса).

Прения сторон и последнее слово подсудимого

Судебные прения (ст. 292 Уголовно-процессуального кодекса) подводят итог судебному следствию и содержат обоснование тех выводов, к которым пришли участники процесса.

Тем самым эти лица могут отстаивать свои законные интересы, и в то же время они способствуют формированию внутреннего убеждения судей. Судебные прения состоят из речей обвинителя и защитника.

При отсутствии защитника в прениях участвует подсудимый.

В прениях также могут участвовать потерпевший и его представитель. Гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, подсудимый могут ходатайствовать об участии в прениях.

Последовательность выступлений участников прений сторон устанавливается судом. При этом первым во всех случаях выступает обвинитель, а последними – подсудимый и его защитник. Гражданский ответчик и его представитель выступают в прениях сторон после гражданского истца и его представителя.

Участники прений не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми.

Суд не вправе ограничивать продолжительность прений сторон. При этом председательствующий вправе останавливать участвующих в прениях лиц. Участник прений сторон не вправе ссылаться на доказательства, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому уголовному делу, а также доказательств, признанных недопустимыми.

После произнесения речей всеми участниками прений сторон каждый из них может выступить еще по одному разу с репликой. Право последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику.

Участники судебных прений по их окончании до удаления суда в совещательную комнату вправе представить суду в письменном виде предлагаемую ими формулировку решения по вопросам, разрешаемым в приговоре суда. Предлагаемая формулировка не имеет для суда обязательной силы.

После окончания прений сторон председательствующий предоставляет подсудимому последнее слово. Никакие вопросы к подсудимому во время его последнего слова не допускаются.

Суд не может ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого определенным временем. При этом председательствующий вправе останавливать подсудимого в случаях, когда он касается обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу.

Заслушав последнее слово подсудимого, суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

Источник: https://be5.biz/pravo/u006/16.html

Понятие, содержание и порядок заключения коллективного договора

Содержание и порядок

Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора. Действие коллективного договора.

Коллективный договор – правовой  акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор является локальным нормативным актом предприятия работодателя.

Можно сказать, что коллективный договор является дополнением к Трудовому кодексу РФ, имеющим силу для наемных работников и работодателя в конкретной организации.

Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.

Сущность современного коллективного договора строится на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда, осуществляемой ее руководителем, и на участии профсоюза в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Сторонами коллективного договора в соответствии со ст. 40 ТК являются работодатель и работники. Стороны принимают на себя обязательства и пользуются определенными правами, предусмотренными коллективным договором.

и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

https://www.youtube.com/watch?v=gvEG4NBu1M8

Коллективный договор, равно как и трудовой договор, не может содержать условий, ухудшающих положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Такие положения, если даже они и будут включены в договор, при рассмотрении спора в суде будут признаны недействительными.

Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого договора. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры.

В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон. Для этого инициатор должен послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне. Получившая уведомление сторона обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей. Решением сторон определяется ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров.

При ведении переговоров представители работников имеют право проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирование, демонстрации, но в нерабочее время и без нарушения деятельности организации.

В порядке исключительной меры, если между сторонами не достигается согласие, допускается организация и проведение забастовок.

При недостижении согласия сторон составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров.

В соответствии со статьей 40 Трудового кодекса РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать новый коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:

— соблюдение законодательства;

— полномочность представителей сторон;

— равноправие сторон;

— свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;

— добровольность принятия обязательств;

— реальность обеспечения принимаемых обязательств;

— систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Все условия коллективного договора в соответствии с их характером могут быть классифицированы по трем видам:

— нормативные условия, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда и т.п. Эти условия действуют весь период существования коллективного договора;

— обязательные условия, представляющие конкретные обязательства сторон с указанием срока их выполнения и исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения;

— организационные условия. Это условия о сроках действия договора, контроля за его выполнением, о порядке изменения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение условий коллективного договора.

Работодатель обязан обеспечить профсоюзам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, помещения для собраний, конференций.

Проект коллективного договора обсуждается по подразделениям предприятия, затем, после учета их замечаний доработанный проект обсуждается и принимается общим собранием трудового коллектива.

После утверждения общим собранием коллективный договор подписывается представителями сторон в четырех экземплярах, один из которых направляется работодателем в соответствующую государственную инспекцию труда для уведомительной регистрации.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Источник: https://juristic.pro/trudovoe-pravo/ponyatie-storony-soderzhanie-i-poryadok-zaklyucheniya-kollektivnogo-dogovora-dejstvie-kollektivnogo-dogovora.html

Кто устанавливает тарифы на содержание и ремонт жилья? Расчет с помощью формул, согласно постановлению Правительства № 354

Содержание и порядок

Собственники и наниматели жилых помещений должны вносить оплату не только за потребляемые ресурсы, но и за содержание и ремонт общедомового имущества. Размер оплаты зависит от тарифа, способы определения которого зависят от способа управления домом, особенностью его архитектуры и нормативов потребления коммунальных услуг в регионе.

Законодательное регулирование

и ремонт многоквартирного дома необходимы для поддержания общего имущества жильцов в надлежащем состоянии и обеспечения постоянной готовности инженерных коммуникаций. Регулирование тарифов на содержание жилья осуществляется:

  • В Постановлении № 491 изложены правила определения тарифов на содержание и ремонт жилья в зависимости от способа управления домом, а также определен состав общедомового имущества.
  • Постановление № 354 описывает формулы для расчета квартплаты, а местные законы устанавливают тарифы на услуги и работы по содержанию многоквартирного дома.
  • Постановление № 290 определяет список необходимых работ, которые должна осуществлять УК в целях ремонта и обслуживания дома.

Что входит в квартплату

Плата за содержание и ремонт дома включает в себя расходы на следующие составляющие:

  • содержание и ремонт инженерных коммуникаций, обеспечивающих дом водой, газом, отоплением и электричеством;
  • ресурсы, затрачиваемые на обслуживание общих помещений;
  • оплата труда подрядных организаций и сотрудников УК;
  • содержание информационных баз данных и иных вспомогательных систем, обеспечивающих хранение и систематизацию данных о проведенных работах;
  • поддержание общих помещений и придомового участка в надлежащем санитарном состоянии.

К ресурсам, которые идут на обслуживание дома, относятся электроэнергия на освещение подъездов и фасадов домов, вода, расходуемая на орошение придомовой территории и т. д.

В список необходимых работ входит уборка подъездов и придомовой территории, текущий ремонт лестничных проемов, окон, подъездных дверей, покраска стен и т. д.

Кто и как устанавливает тариф

Определение тарифов на содержание и ремонт домов, обслуживаемых управляющими компаниями, происходит в следующем порядке:

  1. Сотрудники УК разрабатывают базовый тариф с учетом расходов за прошедший период и особенностей конструкции зданий.
  2. Собственники помещений на общем собрании утверждают предложенный тариф.
  3. Сотрудники УК направляют в региональный жилищный департамент заявление на утверждение тарифа.
  4. В жилищном департаменте рассматривают утвержденный тариф, при необходимости корректируют и утверждают его.

Если тариф корректируется в большую сторону, органы власти обязаны обосновать изменения в письменном виде. Тариф устанавливается на срок не менее одного года.

Если дом управляется при помощи ТСЖ, то предложения по тарифам подготавливают члены правления, а утверждение происходит на собрании членов ТСЖ. При непосредственном управлении домом владельцами квартир тарифы определяются условиями договоров с поставщиками ресурсов и исполнителями услуг.

После утверждения тарифов на собрании представители ТСЖ или УК должны направить в администрацию следующий пакет документов:

  • предложенную тарифную сетку;
  • письменное обоснование;
  • паспорт многоквартирного дома;
  • учредительные документы управляющей организации;
  • выписку из протокола собрания жильцов, на котором были утверждены тарифы.

Выписка из протокола должна содержать сведения о количестве квадратных метров дома, количестве метров, принадлежащих присутствующим на собрании, и количестве , отданных за утверждение тарифов.

Как рассчитать квартплату

Расчет каждого из компонентов квартплаты можно произвести одним из следующих способов:

  • с использованием формул, приведенных в Постановлении № 354 и в уставе конкретной управляющей структуры;
  • путем подачи запроса в бухгалтерию УК.

Формулы, описанные в Постановлении № 354 позволяют рассчитать квартплату по следующим показателям:

  • площадь всех помещений дома;
  • площадь общих нежилых помещений;
  • этажность;
  • срок эксплуатации здания;
  • площадь квартиры плательщика;
  • наличие и тип коммуникаций.

В зависимости от способа проведения работ и особенностей архитектуры здания, расчеты могут включать в себя дополнительные параметры. Как правило они приведены на сайтах управляющих компаний и жилищных товариществ, а также на порталах муниципальных жилищных комитетов.

Для получения детализации расчета квартплаты нужно подать заявление в УК.

Ответственность УК за превышение тарифов

Неправомерное завышение квартплаты может грозить управляющей компании начислением штрафа в размере 50% от суммы завышения (п. 11 ст. 156 ЖК РФ), причем штраф выплачивается в пользу пострадавшего жильца.

Для получения выплаты необходимо обратиться в УК с заявлением о перерасчете квартплаты и с требованием возместить 50% переплаты в соответствии со ст. 156 ЖК. При отказе выполнить данное требование нужно перенаправить копию обращения и копию письменного отказа в местный орган жилищного надзора.

Важно помнить, что УК может избежать начисления штрафа, если превышение квартплаты было осуществлено по вине плательщика – например, если он ранее предоставил в УК неверные сведения.

Если завышение сумм в квитанциях за содержание и ремонт жилья происходит регулярно в отношении группы жильцов, они могут составить коллективную жалобу в следующие инстанции:

  • прокуратуру;
  • жилищную инспекцию.

В тексте жалобы следует перечислить факты завышения квартплаты с указанием конкретных сумм, а также доказательства завышения – детализации расчетов, квитанции о полученных от УК штрафах за завышение и т. д.

В случае выявления неоднократных завышений квартплаты управляющая компания может быть подвергнута административному штрафу в размере 40000-50000 рублей за нарушения правил содержания жилья (ст. 7.22 КоАП).

Тарифы на содержание и ремонт многоквартирных домов определяются специалистами УК и утверждаются собранием жильцов и региональными властями, завышение тарифов до окончания срока их действия или невыполнение части работ по обслуживанию общих помещений является основанием для обращения в жилищную инспекцию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/obsluzhivanije/kvartplata/tarify.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.