Соблюдение принципа правового равенства

Принципы права, равенство и справедливость в праве

Соблюдение принципа правового равенства

Общая теория права призвана вскрывать исходные идеи, ле­жащие в основе правовой действительности каждой эпохи, любой общественной формации, различных регионов государств.

Прин­ципы права пронизывают всю юридическую форму общественных отношений, выражая в конечном счете основные устои существу­ющего строя экономических отношений, базис данного общества.

В условиях новой истории и активной законодательной деятель­ности государства принципы права находят свое выражение в юридических нормах законодательства, в объективном праве.

Правовые нормы по своей природе таковы, что способны отразить и закрепить общие идеи, важнейшие принципы, свой­ственные всей юридической форме данного исторического типа производственных отношений. Принципы права служат ориенти­ром правотворческой и правоприменительной деятельности госу­дарственных органов.

Их соблюдение обеспечивает нормальное единообразное развитие и функционирование правовой системы.

Напротив, пренебрежение принципами, их нарушение законода­телем или судом подрывают стабильность системы объективного и субъективного права, правопорядка и правоотношений, отри­цательно влияют на состояние правосознания, способны нару­шить действенное правовое регулирование.

Только учитывая утвердившиеся принципы данной правовой системы, деятельность по поддержанию законности и обеспече­нию права достигает или может достигнуть тех социальных це­лей, идеалов, которые перед ней выдвигает общество, существую­щая эпоха.

Имея объективное основание, выражая потребности и интере­сы, мировоззрение и идеалы общества, господствующих в нем классов, принципы права находят и должны находить свое осу­ществление не только в самой юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые она опосредует. Только при реализации в действительных отношениях и реальных институ­тах принципы права—если речь идет о его социальных, а не­специально-юридических отправных идеях — сбрасывают свою' правовую оболочку и воплощаются в фактический порядок отно­шений 33.

32 П р ад отворчеств о в СССР, с. 144 (параграф, выполненный А. Ф. Шебаиовым).

33 Несколько по-другому ставит вопрос о реализации принципов А. М. Васильев, к тому же неясно, отличает ли он идеи-принципы от прин­ципов права (см.: Васильев А.М.0 правовых идеяхпринципах.— «Со­ветское государство и право», 1975, № 3).

Принципы права не всегда лежат на поверхности и четко формулированы в правовых нормах, но они свойственны любой правовой системе государств, вне зависимости от того, хороши они или плохи с точки зрения социального прогресса, тех или иных сообществ, классов и народов, с позиций отдельных людей и их идеалов. Принципы права могут быть по-разному объекти­вированы и формулированы в законодательстве, их действитель­ный смысл бывает завуалирован. В других случаях они ясно изложены, и это, конечно, предпочтительный вариант.

Идеологической основой принципов права являются идеи пра­ва, воплощающие понимание его сущности и социальной роли. Идеи права—область правосознания, в том числе и юридиче­ской науки.

Идеи права могут предшествовать формированию данной правовой системы, могут в большей или меньшей степени найти свое выражение в нормах и принципах действующего пра­ва.

Разумеется, в праве могут быть реализованы только такие идеи, которые не противоречат коренным интересам экономиче­ски и политически господствующих социальных сил.

В принципах права любого типа должны быть заложены и такие идеи, которые отражают несомненную специфику право­вого регулирования, то, что подчас именуют правовыми аксиома­ми (элементарными истинами, не требующими особых доказа­тельств) 34.

Мы говорим «должны быть заложены» потому, что правовые аксиомы находят свое выражение в принципах права лишь в той мере и в такой трактовке, которые не противоречат интересу и воле тех, кто осуществляет государственную власть.

Однако совершенно отбросить эти аксиомы ни один господствую­щий класс не может, если он стремится в полную меру исполь­зовать возможности правового обеспечения своего господства.

Классово направленные идеи права и правовые аксиомы слу­жат идеологической предпосылкой принципов права, но самими принципами права они становятся лишь тогда, когда находят в нем свое закрепление.

В целом ряде случаев для воплощения в данной правовой системе определенной идеи права вовсе недостаточно, чтобы она была выдвинута идеологами господствующего класса.

Так, глав­ная (генеральная) идея права буржуазии всегда состояла в ут­верждении приоритета права над общественными отношениями, но в силу своей необоснованности эта идея так и не могла быть воплощена в правовых системах капиталистического общества и в наше время не поддерживается многими идеологами импе­риализма.

К тому же надо заметить, что идея права обычно скла­дывается из целого ряда положений, одни из которых воплоща­ются в принципах действующего права, а другие еще не нашли

** Кудрявцев В.Н. О программировании процесса применения пра­ва.—В кн.: Вопросы кибернетики и права. М., 1967, с. 94; Алексеев С. С. Проблемы теории права, т. 1, с. 111—112.

в нем своего закрепления или вообще не могут быть закреплены в силу своей несостоятельности или изменившихся условий.

Наконец, надо учитывать и то, что есть идеи, которые могут при­знаваться различными классами как идеи права, но при этом в них вкладывается разное понимание.

Ясно, что действительное значение таких идей, когда они оказываются выраженными в праве, глубоко различно, а подчас и противоположно. Это осо­бенно относится к нравственным идеалам, скажем, к принципу справедливости в праве.

Принцип справедливости приобретает подчас даже характер правовых аксиом («никто не может быть осужден дважды за одно и то же преступление», «закон обратной силы не имеет, если предусматривает новое или более тяжелое наказание», «нет на­казания без преступления», «презумпция невиновности» и т. п.), тем не менее сама по себе справедливость закона и суда может пониматься в разные эпохи и различными классами по-своему,

Принципы права—это ведущие начала его формирования, развития и функционирования. Принципы права имеют общеобя­зательный для всех характер и пронизывают не только всю пра­вовую систему и систему прав субъектов общественных отноше­ний, но и правовую реальность страны в целом.

Принципы права призваны обеспечивать органичное взаимодействие объективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, един­ство действующих в стране правовых норм, институтов и отрас­лей права.

Они характеризуют содержание права в концентри­рованном виде и показывают, на каких началах в нем отражают­ся экономические, политические и нравственные отношения;

характеризуют структуру права и соотношение между источни­ками права, законодательством и правосудием, законом и госу­дарственной властью, принуждением и убеждением в правовом регулировании. Не зная принципов данной правовой системы государства, по одному лишь набору отдельных ее норм и инсти­тутов трудно судить о ней и о том правопорядке, который она обеспечивает.

Принципы права — несущая конструкция, вокруг которой формируются его нормы, институты, отрасли и вся система;

они—одухотворяющее начало права данного исторического ти­па, ибо в них отражается- его конкретная классовая сущность35', По принципам права выверяют, насколько конкретный норма­тивный акт законен, действительно является формой выражения-права. Чаще всего принципы права служат отправными идеями' законодательной деятельности, принимая участие в регулирова-

35 М арксистско-ленинская общая теория государства и права. Со­циалистическое право, с. 45; Алексеев С. С. Проблемы теории права, т. 1,. с. 108. О конкретной классовой сущности права ем.: Королев А. И. О по­нятии сущности, содержания и формы государства и права.— «Правоведение» 1973, 4.

15)

здии поведения косвенно, воплощаясь в более конкретных юриди­ческих нормах, но в ряде случаев они способны непосредственно регулировать общественные отношения36.

Исключительное значение принципов права объясняет, почему они всегда были и остаются в настоящее время предметом острой идеологической борьбы, оказываются в революционные эпохи знаменем политических движений, объектом классовых столкно­вений. Борьба за новые принципы права никогда не замыкается

•юриспруденцией и по своей сути является борьбой за новые устои общества против старых порядков.

Принципы права различают по типу, уровню и характеру. Тип принципов права, как и самого права, определяется типом господствующих производственных отношений. Соответственно различают принципы рабовладельческого, феодального, буржу­азного и социалистического типов права.

По своему характеру принципы права бывают социально-экономические, политиче­ские, идеологические, этические, религиозные и специально-юри­дические. За исключением специально-юридических принципов, все перечисленные принципы отражают предмет правового воздействия и содержание воли господствующих классов в пра­ве.

Поэтому смена типа права всегда приводит к коренному

•изменению его социально-экономических и политических, а так­же идеологических принципов, к существенному изменению эти­ческих и религиозных (если они еще остаются) принципов права.

Так, если ведущим социально-экономическим началом буржуаз­ного типа права является капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда, то ведущим началом социали­стического типа права является социалистическая собственность, антиэксплуататорская направленность производственных отно­шений и распределение по труду. Если ведущим политическим началом буржуазного права является полновластие класса капи­талистов, монополистического капитала, то ведущим началом социалистического права является полновластие рабочего класса и всех трудящихся. Идеологическим началом буржуазного права всегда является буржуазное идеалистическое мировоззрение, а. социалистического права—научная идеология марксизма-ле­нинизма. Этическим началом права капиталистического общест­ва является буржуазная нравственность, в то время как ведущим этическим началом социалистического права выступают социа­листическая нравственность и подлинный гуманизм. Буржуазное право не отвергло полностью религиозных догматов и пред­рассудков, социалистическое право им в принципе глубоко чуждо.

Буржуазное право освящает принцип незыблемости частной собственности, социального и национального неравенства людей,

м Иоффе О. С. Структурные подразделения системы права.— Учен. зап. ВНИИСЗ. .1968, вып. 14.


предполагает лишь формальное равенство людей перед законом» в лучшем случае закрепляет буржуазно-демократические права и свободы, не исключающие фактического господства меньшин­ства над большинством, над трудящимися.

Социалистическое-право провозглашает принцип незыблемости общественной соб­ственности, равного освобождения людей от частной собствен­ности и эксплуатации, равенство всех граждан государства неза­висимо от их пола, национальности и расы, социального проис­хождения и социального положения, исходит из принципа проле­тарского интернационализма и подлинного равноправия народов, закрепляет принципы социалистической демократии, призванной обеспечить реальное политическое полновластие трудового народа.

При смене исторических типов правовых систем изменяются» и специально-юридические принципы права.

Специально-юридические принципы отвечают на вопросы: как отражается в праве его фактически-социальная основа, каким образом воля господствующих классов возводится в закон и ста­новится общеобязательной, какова структура права и каков ха­рактер правового регулирования общественных отношений? В этих принципах отражаются особенности права как такового. и на их основе строится вся структура правовой реальности дан­ной общественно-экономической формации37.

Коль скоро форма в конечном счете зависит от своего содер­жания, то при смене исторических типов права меняются и его' специально-юридические принципы. Однако эти изменения свя­заны главным образом с коренным изменением их служебной' роли, социальной значимости.

Иначе говоря, специально-юриди­ческие принципы изменяются не столько по своей собственной' формуле, сколько по “тому социальному (экономическому, поли­тическому, этическому) содержанию, которое в эту формулу вливается.

Строго говоря, специально-юридические принципы права—это те же его социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

К числу специально-юридических принципов права можно' отнести:

принцип общеобязательности норм права для всего населе­ния страны и приоритета этих норм перед всеми иными социаль­ными нормами в случаях коллизии;

принцип непротиворечивости норм, составляющих действую­щую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

принцип подразделения правовой системы государства н»

а7 Сабо И. Социалистическое право. М., 1964; Лукашева Е. А. Прин­ципы социалистического права.—«Советское государство и право», 1970, № 6,-Алексеев С. С. Проблемы теории права, т. 1, с. 107—108.

публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, меж­ду правом и его осуществлением;

принцип социальной свободы, выраженный в системе субъек­тивных прав участников общественных отношений, равенства перед законом и судом, равноправия;

принцип законности и юридической гарантированности прав я свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нор­мами законодательства деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической от­ветственности допущенному правонарушению;

принцип юридической ответственности только за виновное .противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена юрисдикционным орга-'ном (судом), так называемая презумпция невиновности;

принцип недопустимости обратной силы законов, устанавли­вающих новую или более тяжелую юридическую ответственность,

Источник: https://helpiks.org/7-83877.html

Основы принципов равенства

Соблюдение принципа правового равенства

В обществе, которое себя ассоциирует с понятием развитого, образованного и самое главное культурного общества — принципы равенства, ставятся на первое место.

Что же такое равенство? Существует несколько определений этому фактору, которому пытаются следовать большинство развитых стран мира. Каждое общество, независимо от вероисповедания или же политических взглядов, применяет выражение – равенство, как один из основных принципов, строительства демократии в государстве.

И все же — что же такое равенство?

Для того, что бы были понятны, основы принципов равенства, давайте мы с вами определим, что же такое само государство?

Выражение «государство» подразумевает под собой, некое количество людей, проживающих на определенной территории, которые создают для всех проживающих на этой территории, максимально комфортные условия для существования. Также, мы можем применить здесь слово «общество», так как само это выражение имеет значение, принятие определенных правил, в виде законов, которые каждый из членов общества, обязуется беспрекословно выполнять.

В итоге, само государство и его законы, являются одним из нерушимых принципов равенства, то есть заключается в не нарушении правил, принятых самим обществом. Говоря простым языком, все члены общества в государстве, находятся в одинаковых условиях, в тех условиях, которые создает для своих граждан, само государство и его система управления.

Мы можем взять, один из примеров с истории формирования и развития государства. Строительство, так называемой, коммунистической системе управления, тем же государством. Лозунгом коммунизма, являлось: «Все должны жить одинаково».

Можно ли сказать, что эта система, преследует принцип равенства. Отчасти да, но есть одно но, принцип «равенство» не преследует за главную цель: «все должны жить одинаково» – ведь это утопия.

Принцип равенства, преследует идею, каждому члену любого общества, предоставляются одинаковые условия для самореализации.

Принципы равенства, не говорят, что все должны жить одинаково, можно здесь применить лозунг из основ индийской философии. То есть законов так называемой «кармы» – «Что посеешь, то и пожнешь». Говоря более простым языком, как ты будешь применять свои способности на практике, то в итоге и получишь.

Какой ещё мы можем привести пример, применения принципов равенства. А в качестве примера можно рассмотреть отношения между мужчиной и женщиной, те же семейные отношения.

В большинстве случаев, в отношениях между мужчиной и женщиной, наблюдается принцип не равенства. Особенно это распространено в мусульманских странах, где женщина, лишена большинства прав и свобод, которыми наделена мужская половина данного общества.

Но не только в обществе с мусульманским вероисповеданием, равенство между мужчиной и женщиной, находится не в одинаковых условиях. Даже в цивилизованной обществе, наблюдается этот фактор, в выражении домашнего насилия.

И так, давайте разберемся, почему же представители одного вида, ущемляют друг друга в правах. Ведь, мужчина и женщина, имеют одинаковое физиологическое выражение, и те, и другие имеют одинаковые функции осязания и восприятия, пять пальцев на ладони, опорно-двигательную систему и одинаковою структуру и работу головного мозга.

Почему же, они имеют отличия в принципах равенства. В нашем обществе, просто сложились некие стереотипы, созданные самими жителями планеты.

Если, следовать неким направлением философии и законов принципов «Кармы», все эти стереотипы мы должны, как можно быстрей разрушить.

Ведь только тогда, мы можем построить, не поддельное здание, которое состоит из качественного материала, основанного на принципах равенства.

А для того, что бы уничтожить стереотипы не равенства. Каждый из вас, не зависимо от того мужчина вы или женщина, при возникновения желания, подавить волю другого человека, должен визуально представить себя, на месте этого человека, почувствовать то, что чувствует он, в этой ситуации. И тогда, мы все таки, сможем искоренить стереотипы не равенства, в отношении одного человека над другим.

В каком же обществе, определенно не может существовать принцип равенства — это общество, которое погрязло в тотальной коррупции. Также, этот принцип, не применим для государства управляемого диктатурой.

Подводя итог, мне хотелось бы обратится к большинству жителей нашей планеты, я надеюсь, что после того, как вы услышите мои слова, вы задумаетесь: «А в каком обществе живете вы?» Применимы в вашем обществе принципы равенства? И что, вы лично, сделали для того, что бы ситуация изменилась.?

Надеюсь мои слова вас подвигнут и подтолкнут и вы станете активным гражданином, который будет придерживаться принципов справедливости, который будет уважать свою вторую половину, или своего соседа, по лестничной площадке, как самого себя.

Который, не будет видеть недостатки других, а пытаться исправить свои собственные. Который, не побоится поменяться и сделать первым, шаг к чему то новому. Который, в дальнейшем всегда будет верен принципам незыблемого и непоколебимого равенства.

Фундамента сильного и независимого государства. Государства, созданного для великой и сильной личности, под названием — человек.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d00b0c0f6c4ba00afec0fa1/osnovy-principov-ravenstva-5e897172b4adff4ccdbfa353

Принцип равенства участников гражданских правоотношений

Соблюдение принципа правового равенства

Принцип равенства, или иначе принцип недискриминации, является одним из наиболее значимых правовых принципов (основных правовых положений). Под равенством понимается право участников общественных отношений на равные правовые условия, равные критерии оценки их поведения, равное отношение правоприменительных органов и суда.

Субъектам правовых отношений не может оказываться какое-либо преимущество, вытекающее из их пола, расовой или национальной принадлежности, имущественного или должностного положения; вероисповедания и участия в общественно-политической деятельности.

В настоящее время принцип равенства закреплен в следующих актах:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 1);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 14, 26);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 14);
  • Конституция РФ (ст. 19).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

м правового равенства являются:

  • формально-юридическое равенство;
  • равноправие;
  • равная защита участников общественных отношений.

Замечание 1

Принцип правового равенства не исключает дифференцированного правового регулирования, т. е. установления различных норм в отношении определенных групп субъектов. Такое регулирование может как ухудшать положение участников общественных отношений (например, правоограничения, вызванные фактом судимости), так и улучшать его (разнообразные льготы и привилегии, например для многодетных семей).

Разновидности равенства в праве

Подход понятия «равенство» во многом зависит от точки зрения исследователя (широкое или узкое понимание права, соотношение права и законодательства). Тем не менее можно назвать две основные концепции равенства, которые сложились в юриспруденции.

  1. Фактическое равенство. Оно предполагает, что субъекты правовых отношений действительно равны, т. е. имеют равные возможности реализовать свои права и исполнить обязанности независимо от каких-либо обстоятельств. Фактическое равенство, однако, представляется утопичной категорией, поскольку не учитывает естественных, природных различий между людьми, экономических и региональных различий между организациями и предприятиями.
  2. Формальное (юридическое) равенство. Эта разновидность равенства – равенство лишь по форме, которое проявляется в том, что с фактически находящимися в различных условиях субъектами обращаются, как с равными. Антиподом формального равенства выступают, с одной стороны, дискриминация, а с другой – произвол.

Равенство как принцип гражданского права

Равенство участников гражданских отношений наряду с неприкосновенностью собственности, свободой договора, беспрепятственным осуществлением гражданских прав является основным началом гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

При этом в науке гражданского права равенство может быть рассмотрено:

  • с гносеологических позиций – как закрепленная в ГК РФ идея, определяющая специфику гражданско-правового регулирования;
  • с онтологических позиций – как объективный социальный фактор, лежащий в основе формирования частного права в целом и гражданского права в частности.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений нашел применение в:

  • правотворчестве в сфере гражданских правоотношений;
  • установлении ограничений гражданских прав;
  • применении норм гражданского права судом и иными органами власти;
  • осуществлении гражданских прав и обязанностей конкретных субъектов.

Замечание 2

Регулируя правовое положение участников гражданских отношений, принцип равенства устанавливает правоспособность как универсальное правовое состояние и определяет правовое положение субъектов конкретного гражданского отношения.

Функции принципа равенства участников гражданских правоотношений

В цивилистической науке выделяют следующие направления воздействия принципа равенства:

  • универсального неперсонифицированного регулирования (установление единых норм поведения для всех субъектов частноправовых отношений);
  • дифференцированного регулирования (установление законодательных различий в целях сгладить фактическое неравенство, например предоставление больших гарантий слабой стороне договора);
  • ориентации (направляет поведение участников гражданских правоотношений);
  • координации (обеспечивает взаимодействие участников гражданских правоотношений);
  • анализа (используется для толкования и систематизации правового массива, выявления пробелов и коллизий в праве).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_grazhdanskogo_prava/princip_ravenstva_uchastnikov_grazhdanskih_pravootnosheniy/

Равенство всех перед законом и судом

Соблюдение принципа правового равенства
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Равенство всех перед законом и судом

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.

Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа

В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:

  • государственная;
  • половая;
  • национальная;
  • политическая;
  • социальная;
  • расовая;
  • языковая и др.

Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:

  • происхождение;
  • место проживания;
  • образование;
  • должностное положение;
  • место рождения;
  • религиозные предпочтения;
  • факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
  • имущественное положение;
  • характер и род занятия;
  • профессиональные предпочтения;
  • личные убеждения;
  • иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.

Суть равенства сторон перед судом

Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.

При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:

  • апелляционное;
  • надзорное;
  • кассационное.

Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов.

Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др.

Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:

  • в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
  • при использовании права заявлять ходатайства и требования;
  • в процессе участия в рассмотрении доказательств.

Суть равенства граждан и организаций перед законом

Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства.

Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке.

При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:

  • граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
  • лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
  • иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.

При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:

  • место фактического расположения;
  • факт подчиненности;
  • организационная форма;
  • юридическая форма собственности.

Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:

  • происхождение;
  • расовая принадлежность;
  • язык;
  • место проживания;
  • принадлежность к общественным организациям и объединениям;
  • должностное положение;
  • профессиональные предпочтения;
  • национальная принадлежность;
  • вероисповедание;
  • имущественное и материальное положение;
  • половые характеристики;
  • личные убеждения и взгляды.

Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.

Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение

Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством.

Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.

Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.

Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.

П. и Г. в нетрезвом состоянии совершили хулиганские действия в ресторане «Север». При избрании меры наказания суд учел, что П. ранее дважды судим, на работе характеризуется отрицательно. Г.

же характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, семью, у него на иждивении трое несовершеннолетних детей, ранее не судим, чистосердечно раскаялся в содеянном. Поэтому суд приговорил П. к лишению свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а Г.

– к одному году лишения свободы с применением наказания условно. Не нарушен ли в данном случае принцип равенства граждан перед законом и судом? Раскройте содержание и значение этого принципа.

Не находятся ли в противоречии с принципом равенства граждан правила о подсудности уголовных дел, в соответствии с которыми дела в первой инстанции рассматриваются в зависимости от тяжести преступления, важности и сложности дела судами, относящимися к разным звеньям судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ? Не противоречат ли принципу равенства граждан правила подсудности дел военным судам различных звеньев в зависимости от звания и должности привлекаемого к ответственности лица? Не нарушает ли принцип равенства граждан перед законом и судом особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей?

Алена 18.04.2019 12:44

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович05.06.2019 17:12

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна06.06.2019 10:30

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/ravenstvo-vsex-pered-zakonom-i-sudom.html

Принцип равенства граждан перед законом и судом

Соблюдение принципа правового равенства

Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:“1. Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам.

При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.

Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями.

Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.

Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам.

Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами.

Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью.

Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.

), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.

Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.

Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см.

, например, ст.

13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.

Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной.

Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни.

Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобре­тает характер нарастающей тенденции.

Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц.

В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Прези­дента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, проку­роры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов фе­деральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правитель­ственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам челове­ка в РФ и др.

Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:

Перечень актов… о тех, кто НАД законом

  • ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  • ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  • ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.;
  • ст. 16 Закона о статусе судей;
  • ст. 42 Закона о прокуратуре;
  • ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  • ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации” от 11 января 1995 г.;
  • ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  • ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  • ст. 447-452 УПК;
  • ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

http://base.garant.ru/10103670/#16

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsip-ravenstva-grazhdan-pered-zakonom-i-sudom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.