Сми ук рф

Клевета в СМИ и сети интернет и ответственность по УК РФ и КоАП РФ

Сми ук рф

Один из способов, посредством которых происходит распространение о человеке порочащих сведений, является использование средств массовой информации и интернета. Ответственность за клевету в интернете предусмотрена в статье 128.1 Уголовного кодекса.

Основанием для того, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности, выступает распространение о человеке ложных сведений, которые задели его достоинство и честь. Кроме того, личность пострадавшего должна быть дискредитирована в глазах других людей.

Что значит «клевета» в интернете

Когда происходит распространение на просторах глобальной сети или страницах СМИ информации, которая не соответствует реальности, это понимается как клевета. Источниками ложных сведений могут быть:

  • радиоэфиры;
  • телепередачи;
  • издания печатного характера;
  • документальные программы.

Распространенная информация бывает самой разнообразной. Виновный может сообщать о характере потерпевшего, его личных качествах, религиозных или политических взглядах и прочее. Обязательным признаком клеветы, как преступного деяния, является ее донесение до третьего лица или неопределенного круга людей.

В случае, когда подобные сведения были сообщены только тому человеку, которого затрагивают — это не может рассматриваться как распространение. При этом обязательно учитывать то, чтобы распространитель принял все необходимые меры к сохранности таких сведений в секрете.

Отличительные черты деяния

Последствия, которые наступают в результате распространения клеветнических сведений, имеют широкий общественный резонанс, так как массы обсуждают поступившую информацию, репутация человека подрывается.

Стоит отметить, что клевета, которая распространяется посредством СМИ, достаточно трудна в доказательстве. Это связано с тем, что сведения подготавливаются таким образом, чтобы избежать возможности оспаривания в судебном органе.

Публикации, как правило, обладают характером заказа, поэтому в них включаются положения, которые снижают вероятность отличия ложных сведений от правдивых.

Внимание! СМИ имеют право не указывать источник, из которого получена информация, оставив его анонимным.

Доказательная база

Конституцией России закрепляется принцип свободы слова, по этой причине доказать клеветничество в средствах массовой информации становится достаточно сложно. Редакторы газет, журналов и прочих изданий прикрываются данным понятием и так оправдывают заказы или тайны редакции.

Рассматриваемый способ по сей день остается законной лазейкой для тех, кто желает прикрыть распространение клеветы. Посредством использования этого принципа СМИ спасают свое положение.

Если распространяются сведения о несовершеннолетнем

При распространении клеветы в отношении лиц, которые не достигли восемнадцатилетия, чаще всего используется интернет. Причиной распространения может являться конфликт между подростками. На практике редко встречаются случаи, когда взрослые люди занимаются распространением клеветы в отношении несовершеннолетних.

В зависимости от того, кем совершено данное деяние зависит порядок привлечения к ответственности:

  • Если лицо достигло 18 лет, то применяется Уголовный или Административный кодексы.
  • Когда виновный не достиг 16 лет, то его нельзя привлечь к ответственности за клевету.

Наказание

Ответственность за клевету предусмотрена в статье 128.1 УК РФ. Виновному грозит штраф, в размере до 500 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 160 часов. Если клевета содержалась в выступлении публичного характера или средствах массовой информации или публично демонстрировалась — штраф увеличивается до 1 миллиона рублей. Обязательные работы применяются на срок до 240 часов.

Если при распространении использовалось служебное положение — штраф равен 2 миллионам, а обязательные работы 360 часам. В случае распространения данных о том, что лицо страдает заболеванием, которое опасно для окружающих, либо что человек совершил преступление сексуальной направленности, карается штрафов до 3 миллионов или обязательными работами на срок до 480 часов.

Самое ужесточенное наказание применяется в случае распространения данных о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Виновный наказывается штрафом до 5 миллионов рублей или обязательными работами до 480 часов.

Источник: https://PravoNarushenie.com/prava-chest-i-dostoinstvo/kleveta/kleveta-v-smi-i-seti-internet-i-otvetstvennost-po-uk-rf-i-koap-rf

Уголовный кодекс о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов

Сми ук рф

Деятельность работников средств массовой информации защищена законом.

Однако на это направлена лишь одна единственная статья Уголовного Кодекса РФ – 144 «о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов».

Сегодня мы разберём её подробно: расскажем о проблемах квалификации правонарушения, разъясним, что именно понимается под воспрепятствованием журналистской работе, а также приведём пример из судебных практик по подобным делам.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

В чём заключается воспрепятствование деятельности репортёров согласно закону?

В статье № 29 Конституции РФ сообщается, что каждому гражданину предоставлено право на сбор, получение, передачу, производство и распространение различных сведений любым доступным методом в рамках закона, не считая сведений, которые расцениваются как государственная тайна. Также граждане имеют конституционное право на свободу массовой информации.

Такая свобода может быть реализована различными способами:

  • при помощи письма;
  • используя устную речь;
  • посредством СМИ;
  • с привлечением других законных методов.

Наиболее популярным способом для реализации прав, закреплённых 29 статьёй основного документа государства, выступают средства массовой информации.

Препятствование нормальной работе прессы встречается очень часто и касается как газетчиков, так и работников телерадиовещания.

Так, свобода слова репортёров может быть ущемлена следующими способами:

  1. Установка цензуры.
  2. Осуществление прекращения работы СМИ незаконным путём.
  3. Вторжение в работу и помеха профессиональной независимости редакций.
  4. Принуждение представителя прессы к распространению или отказу от распространения каких-либо сведений.

Несмотря на то, что в создание помех СМИ в осуществлении их непосредственной работы рассматривается в Уголовных и Административных правовых нормах, криминальную ответственность за ущемление свободной деятельности средств масс-медиа предусматривает лишь 144 статья Уголовного кодекса РФ.

Ст. 144 УК РФ состоит из трёх частей, каждая из которых определяет меру наказания для человека, совершившего противозаконное деяние в отношении журналистов, в зависимости от отягчающих обстоятельств.

Согласно этой статье уголовному преследованию подвергаются люди, которые мешают деятельности прессы только путём принуждения к распространению конкретного рода сведений или отказу их распространять.

В остальных же случаях, например, при помехе собрать материал, криминальная ответственность не предусмотрена. И это большая погрешность в законе, ведь зачастую именно при попытках собрать информацию страдают работники СМИ.

В связи с этим юридические коллегии всё чаще поднимают вопрос о том, что статья требует внесения изменений. Если всё же будет новая редакция, то в ней следует предусмотреть наказание лицам, которые чинят препятствия журналистам в процессе сбора и обработки данных.

В Уголовном кодексе первой частью статьи 144 УК РФ предусмотрено наказание за склонение корреспондентов к освещению каких-либо данных или же к отказу от огласки сведений в виде:

  • взыскания, сумма которого не превышает 80 тыс. руб. либо же равна полугодовой зарплате или любой прибыли осуждённого за указанный период;
  • выполнения обязательных работ в течение срока, не превышающего 360 часов;
  • выполнением исправительных работ в течение одного года или меньше.

Объективный приговор будет вынесен судом после рассмотрения всех материалов дела.

В ч. 2 статьи 144 УК России указаны меры пресечения для лиц, совершивших те же нарушения, которые описаны в части первой, но с той поправкой, что виновный человек использовал своё служебное положение для совершения преступного деяния.

В этом случае наказание может быть таким:

  1. Выплата штрафа в объёме от 100 до 300 тыс. руб. или же в количестве зарплаты либо денежных средств злоумышленника, полученных из других источников за период от одного до двух лет.
  2. Выполнение обязательных работ длительностью до 480 ч.
  3. Выполнение исправительных работ в течение 2 лет и менее.
  4. Принудительный труд на протяжении 2 лет, а также лишение возможности работать на определённых постах или заниматься конкретной деятельностью в течение 3 лет.
  5. Заключение сроком до двух лет с запретом работать в должностях и быть задействованным в деятельности, указанной судом.

Ограничение в виде запрета на ведение осуждённым определённой деятельности применяется не всегда.

Статья 144 Уголовного кодекса РФ в своей третьей части определяет меру пресечения за совершение ранее описанных действий, осложнённые дополнительными обстоятельствами в виде насилия или угрозы насилия над работником СМИ или над его семьёй, а также в виде порчи или уничтожения имущества потерпевших.

Виновник может быть приговорён:

  • к принудительному труду максимальной длительностью 5 лет;
  • к тюремному заключению на шестилетний период или меньше.

Вдобавок судья может ввести ограничение на возможность работать в определённой сфере или занимать указанные судом посты.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-144-uk-rf

Новое наказание за распространение фейков

Сми ук рф

Хохолков Михаил Владимирович
Ведущий юрист

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Эти изменения обусловлены ситуацией, связанной с коронавирусной пандемией и повышенными мерами безопасности.

Михаил Хохолков, ведущий юрист INTELLECT, рассказывает о новых видах ответственности за публикацию недостоверной информации.

Административная ответственность за распространение информации

Внесены изменения в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации».

1. Согласно новой части 101 статьи 13.

15 КоАП, ответственность наступает за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Ответственность по данной норме предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн рублей до 3 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

2. Частью 102 статьи 13.

15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Наказание – административный штраф для юридических лиц в размере от 3 млн до 5 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Субъектами данных административных правонарушений (части 101 и 102 статьи 13.15 КоАП) могут быть только юридические лица.

3. Частью 11 статьи 13.15 КоАП в новой редакции предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 101 или 102 указанной статьи КоАП.

Процедура привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 10-11 статьи 13.15 КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел и Роскомнадзора.

Для квалификации административного правонарушения по частям 9-11 статьи 13.15 КоАП распространяемая информация должна:

  • быть общественно значимой (носить публичный характер);
  • быть заведомо недостоверной, но выдаваемой за достоверную (лицо должно осознавать, что оно распространяет именно недостоверную информацию под видом достоверной);
  • создавать реальную и осуществимую угрозу:• причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, нанесения вреда имуществу;• массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности;

    • создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в части 101 статьи 13.15 КоАП признаются:

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
• чрезвычайные экологические ситуации (в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения).

Поступившая в органы внутренних дел сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, принимаются и регистрируются в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. №736.

В ходе рассмотрения заявлений (сообщений) о правонарушениях, предусмотренных частями 101, 102, 11 статьи 13.15 КоАП устанавливаются:

  • факт распространения в средствах массовой информации или Интернете сведений, составляющих объективную сторону указанного правонарушения (по частям 101, 102, 11 статьи 13.15 КоАП);
  • несоответствие распространяемой информации официальным данным – путем ее сопоставления со сведениями компетентных источников, в том числе посредством запроса при необходимости информации в уполномоченных органах (организациях);
  • причинно-следственная связь действия с наступлением общественно-вредных последствий;
  • отсутствие (наличие) признаков составов преступлений, предусмотренных УК;
  • лицо, совершившее правонарушение;
  • при необходимости – свидетели, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Кроме того, осуществляется сбор иных доказательств по делу об административном правонарушении: фото- и киносъемка, аудио- и видеозапись и др.

При поступлении в орган внутренних дел сообщения/заявления о распространении под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения, а также при непосредственном выявлении указанных признаков правонарушения источник распространения этой информации устанавливается через оперативное подразделение территориального органа МВД России, на которое возложены функции мониторинга ресурсов Интернета (например, подразделения по противодействию экстремизму, подразделения специальных технических мероприятий).

О возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9-11 статьи 13.

15 КоАП, в течение 24 часов (в письменном виде) уведомляются органы прокуратуры (по месту составления протокола об административном правонарушении) с направлением им соответствующих материалов, необходимых для принятия мер по удалению запрещенной информации.

(Генеральный прокурор РФ и его заместители наделены полномочием обратиться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, ее распространяющим, если информация не была удалена.).

Не забывайте и о том, что привлечение СМИ к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации в течение года более двух раз является основанием для аннулирования регистрации СМИ. Также продолжают действовать нормы о блокировке сайтов (подробнее о процедуре блокировки читайте в материале «Коронавирус и закон о фейках»).

Уголовная ответственность за распространение информации

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 207.1, 207.2.

1. Статьей 207.1 УК РФ устанавливается ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности граждан и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Наказание – штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет.

Примечание.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в настоящей статье признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

2. Частью 1 статьи 207.2 УК РФ предусмотрена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее причинение вреда здоровью человека.

Такое действие наказывается штрафом в размере от 700 тысяч до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 статьи 207.2 УК РФ – те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Наказание – штраф в размере от 1,5 млн до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Квалификация новых составов «информационной» уголовной ответственности

Объект преступлений новых составов – общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности».

Принимая во внимание, что изменения в статью 20 УК не вносятся, субъект преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 207.1 Уголовного кодекса РФ. С объективной стороны, преступление, предусмотренное статьей 207.1 УК, выражается в действиях в виде публичного распространения под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Данное преступление признается оконченным с момента публичного распространения информации. Под публичным следует понимать обращение к другим лицам с целью вызвать их реакцию. Форма распространения значения не имеет. Она может быть устной, письменной, опубликованной в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в Интернете, в СМИ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.1 УК, характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что сообщает ложную информацию о вышеуказанных обстоятельствах и что это сообщение может вызвать панику, страх, беспокойство, нарушит общественную безопасность, и желает так действовать. Мотив преступления может быть различным и на квалификацию не влияет.

Вместе с тем, если лицо добросовестно заблуждается, полагает, что его информация соответствует действительности, то ответственность исключается.

Статья 207.2 Уголовного кодекса РФ. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.

2 УК, состоит в публичном распространении в виде достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, повлекшее причинение вреда здоровью человека (часть первая) либо смерть или иные тяжкие последствия (часть вторая).

Квалификация деяний по указанной норме возможна только при наличии прямой причинной связи между распространением данной информации и наступившими последствиями. При ненаступлении указанных последствий в отношении правонарушителя может быть применена статья 207.1 УК.

Квалифицированным видом данного преступления согласно части второй статьи 207.2 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать нарушение работы организации, предприятия, учреждения, связанное с длительным прекращением работы, и т.д.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к распространению ложной информации и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям.

Подследственность. Преступления, предусмотренные статьями 207.1 и 207.2 УК, в соответствии с изменениями статьи 151 УПК отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

При поступлении в органы внутренних дел сообщений, содержащих признаки деяний, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, необходимо незамедлительно принять решение в соответствии со статьями 144 и 145 УПК о направлении материалов по подследственности в соответствующее подразделение Следственного комитета РФ.

Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/novoe_nakazanie_za_rasprostranenie_feykov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.