Смежные составы экологических преступлений

Уголовная ответственность за экологические преступления

Смежные составы экологических преступлений

     1.2 Состав экологического преступления

      Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воздуха, воды, качества продуктов, которыми он питается, и конечно от чистоты почвы. Известно, что продолжительность жизни в России в последние годы сократилась, в том числе в связи с деградацией природы.

     Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно классифицировать на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

     Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе 26 «Экологические преступления». Она помещается в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

– нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

– нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

-нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

– нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);

– загрязнение вод (ст. 250);

– загрязнение атмосферы (ст. 251);

– загрязнение морской среды (ст. 252);

– нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

– порча земли (ст. 254);

– нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

– незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

– нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

– незаконная охота (ст. 258);

– уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259);

– незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);

– уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

– нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

     К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

– нарушение правил безопасностина объектах атомной энергетики (ст. 215);

– сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);

– жестокое обращение с животными (ст. 245);

– экоцид (ст. 358).

     Смежными экологическими составами следует считать те нормы, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах:

– отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);

– регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);

– терроризм (ст. 205);

– нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);

-нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217);                                    

– нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218);

– нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219);

– незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220);

– хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221);  

– незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234);

– нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236);

-нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269);

– планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353);

-разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355);

– применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356).

     Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

     Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным составам следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Сюда относятся:

– злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

– превышение должностных полномочий (ст. 286);

– служебный подлог (ст. 292);

– халатность (ст. 293)6.

          Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

     В составе преступления выделяются четыре элемента, каждый из которых состоит из группы признаков состава, характеризующих:1) объект преступления, 2) объективную сторону преступления, 3) субъективную сторону преступления и 4) субъект преступления.

      Наиболее удачными и полно отражающими сущность объекта экологического преступления являются определения выработанные М.М. Бринчуком и О.Л. Дубовик.

     Так, М.М. Бринчук определяет объект экологического преступления следующим образом: «общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина»7.

     Несколько более подробное и детализированное определение объекта дает О.Л.

Дубовик: «Объект экологических преступлений – это сложный целостный комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки, рациональное и соответствующее нормам экологического законодательства осуществление которых обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность»8.

     Непосредственным объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, по обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности населения и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других предприятий, сооружений, установок и иной производственной деятельности.

     С объектом преступления тесно связан предмет посягательства.

     Предметом экологических преступлений считаются как объекты (компоненты) окружающей среды – дикие животные, воды, леса и т.п., так и продукты человеческой деятельности, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды и ее элементов, например, опасные радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы.

     Так, из анализа положений ст.247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» можно сделать вывод, что предметом данного преступления являются радиоактивные, бактериологические (биологические), химические вещества и отходы, обращение которых не запрещено, однако осуществляется с соблюдением специально установленных правил и в особом порядке.

При этом под опасными (токсичными) веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

     Предметом состава преступления, изложенного в ст.260 «Незаконная порубка деревьев и кустарников» являются деревья и кустарники, произрастающие на землях лесного фонда, в городах, на водоохранительной территории и т.п.

     Вторым элементом состава преступления является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону преступления.

     В более общем виде, применительно к экологическим правонарушениям в целом, для объективной стороны характерно наличие трех элементов:

–   противоправность поведения;

– причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

– причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

     Распространение указанных признаков и характеристик на экологические преступления позволяют заключить, что их объективная сторона охватывает собой, как правило, совершение действий (или бездействие), состоящих в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека), причинную связь между ними.

     Признаки объективной стороны (место совершения преступления – зона экологического бедствия , территория заповедника и т.п., способы совершения преступления – применение взрывчатых или химических веществ и других) в ряде составов преступлений являются обязательными.

     Третьим элементом состава преступления является субъективная сторона. По субъективной стороне экологические преступления характеризуются наличием как умышленной, так и неосторожной вины.

В большинстве составов умышленная вина представлена в форме косвенного умысла, когда лицо осознает общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично.

Смерть человеку в результате совершения экологического преступления причиняется по неосторожности. Примером в данном случае может служить состав экологического преступления по ст.

262 УК РФ9, субъективная сторона которого – прямой умысел, когда лицо осознает, что своими действиями нарушает режим особо охраняемых природных территорий, желает наступления последствий (добыть животное, находящееся на территории заповедника), а также косвенный умысел, когда лицо осознает, что своими действиями нарушает режим, сознательно допускает причинение ущерба особо охраняемым территориям и объектам либо относится к наступлению последствий безразлично.

     Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки специального субъекта, то есть лица, в обязанности которого нормативными или правоприменительными актами включено выполнение определенных действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности и т.п.

, либо отношении которого установлен специальный порядок деятельности в целом (ст.ст. 246-249 УК РФ) в силу должностного положения или служебного поручения.

Также специальным субъектом могут признаваться  граждане, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью, водители транспортных средств, нарушающие карантинные правила при перевозке животных (ст.249 УК РФ).

     1.3. Экоцид как международное преступление против человечества

     Международные преступления относятся к тягчайшим международно-правовым деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности10.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B7%D0%B0_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/19917_806765_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Смежные составы экологических преступлений

Впервые в истории отечественного уголовного права нормы об ответственности за экологические преступления были выделены в УК РФ 1996 г. в самостоятельную гл.

 26 «Экологические преступления», что позволяет нам сделать вывод о наличии законодательной классификации данных преступлений в единой системе Особенной части УК РФ.

Вместе с тем следует отметить, что в научной литературе классификация экологических преступлений не отличается единством. По-разному определяется как их круг, так и основания классификации.

Так, профессор О.Л. Дубовик предлагает их классифицировать на две группы, исходя из места расположения в Уголовном кодексе РФ:

1) преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 26 Кодекса (ст.ст. 246-262 УК);

2) экологические преступления, составы которых помещены в иные главы Уголовного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся ст. 215 (гл. 24); ст.ст. 236, 237, 243, 245 (гл. 25)[63].

В зависимости от объекта уголовно-правовой защиты, его предметной экологической выраженности О.Л. Дубовик предлагает классифицировать составы преступлений главы 26 УК РФ на преступления:

1) нарушающие правила экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которой является порядок деятельности;

2) посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты);

3) посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли.

В работах О.Л. Дубовик приводятся и иные классификации экологических составов преступлений на общие и специальные составы:

1) по способам совершения преступления (загрязнение, уничтожение, повреждение, противоправное использование);

2) по субъективной стороне и с учетом признаков субъекта (корыстные, вандалистские, должностные);

3) по последствиям, точнее – сфере их проявления (вред окружающей среде в целом, отдельным ее компонентам)[64].

В свою очередь Э.Н. Жевлаков, с учетом степени определенности объекта преступления и по способу совершения преступлений, предлагает экологические преступления подразделять на два основных вида:

1) экологические преступления общего характера (ст.ст. 246, 247, 248, 253, 262 УК РФ). Данные преступления в связи с этим посягают на отношения по обеспечению экологической безопасности, охраны и рациональному использованию компонентов природной среды в их совокупности;

2) экологические преступления специального характера, которые в зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства он делит на подгруппы:

а) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли и недр (ст.ст. 254, 255 УК РФ);

б) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) (ст.ст. 256, 257, 258, ч. 1 ст. 249, ст. 259 УК РФ);

в) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры) (ст. ст. 260, 261, ч. 2 ст. 249, ст. 256 УК РФ);

г) преступления, посягающие на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и национальному использованию вод и атмосферы (ст. ст. 250, 252, 251 УК РФ)[65].

Кроме указанной классификации Э.Н. Жевлаковым выделяются и другие варианты градации. Например, по способу совершения экологических преступлений он дифференцирует их на два вида:

1) экологические преступления, выразившиеся в причинении вреда природной среде;

2) экологические преступления, состоящие в незаконном завладении природными ресурсами.

Первую группу образуют, в частности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.

 248 УК РФ); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ); загрязнение вод, атмосферы и морской среды (ст.ст. 250, 251, 252 УК РФ); порча земли (ст. 254 УК РФ) и др.

Из нее можно выделить также подгруппу преступлений, выражающихся в уничтожении или повреждении природных ресурсов и объектов (ст.ст. 257, 259, 261 УК РФ).

Ко второй группе относятся: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ); незаконная охота (ст. 258 УК РФ); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ); нарушение правил использования недр (ст. 255 УК РФ в этой части)[66].

И.М. Тяжкова главу 26 УК РФ в зависимости от непосредственного объекта делит на общие (ст.ст. 246-248, 262) и специальные (ст.ст. 249-261). Однако в отношении специальных экологических преступлений в силу их многообразия и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды она выделяет следующие их виды. Это посягательства:

1) на водную и воздушную среду (ст.ст. 250-252);

2) на землю и ее недра (ст.ст. 253-255);

3) на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-259);

4) на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261)[67].

В зависимости от непосредственного объекта Н.А. Лопашенко предлагает следующую классификацию экологических преступлений:

1) посягательства на общественные отношения по реализации и охране права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 246-248 УК РФ);

2) посягательства на общественные отношения по охране стабильности окружающей среды и ее природно-ресурсного потенциала (ст.ст. 249-262 УК РФ). Последняя группа в зависимости от вида предмета преступления – охраняемого природно-ресурсного потенциала – делится на следующие виды:

а) посягательства на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-258 УК РФ);

б) посягательства на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261 УК РФ);

в) посягательства на воды (ст.ст. 250, 252 УК РФ);

г) посягательства на атмосферу (ст. 251 УК РФ);

д) посягательства на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст.ст. 253, 259, 262 УК РФ);

е) посягательства на землю (ст. 254 УК РФ);

ж) посягательства на недра (ст. 255 УК РФ)[68].

М.М. Бринчук подразделяет составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, на три группы, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды:

1) специальные экологические составы;

2) смежные;

3) дополнительные.

К специальным экологическим составам он относит составы, сформулированные гл.

 26 УК РФ, а также ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.

 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды, по мнению М.М.

Бринчука, следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст.

 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217) и др.

К дополнительным он относит ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293)[69].

Исходя из содержания главы 26 УК РФ, авторский коллектив учебника «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть» предлагает выделить следующие виды экологических преступлений:

1) преступления, влекущие причинение вреда отдельным элементам природы при осуществлении деятельности, посягающей на экологический баланс: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.

 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); порча земли (ст.

 254); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262);

2) преступления, посягающие на основы должной сохранности недр: нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

3) преступления, посягающие на объекты животного и растительного мира (фауны и флоры): нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст.

 256); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная рубка лесных насаждений (ст.

 260); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261)[70].

По вопросам группирования экологических составов преступлений в современной науке уголовного права существует огромное множество и других мнений. Более подробный анализ доктринальных классификаций экологических преступлений содержится в работах В.Г. Пушкарева, Н.Н. Маршаковой[71].

Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование. Однако при дальнейшем рассмотрении за основу будет взята классификация экологических преступлений в зависимости от непосредственного объекта посягательства, в соответствии с которой они подразделяются на два вида:

1) экологические преступления общего характера, которые посягают на природу в целом. К ним относятся:

• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ);

• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

• нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ).

2) специальные экологические преступления, которые посягают на отдельные компоненты или составляющие природы.

В силу многообразия специальных экологических преступлений и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды следует с учетом этого последнего признака провести дальнейшую классификацию, в соответствии с которой могут быть выделены следующие виды специальных экологических преступлений:

• экологические преступления, посягающие на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-258);

• экологические преступления, посягающие на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261);

• экологические преступления, посягающие на поверхностные и подземные воды (ст. 250, 252);

• экологические преступления, посягающие на атмосферу (ст. 251);

• экологические преступления, посягающие на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст.ст. 253, 259, 262);

• экологические преступления, посягающие на землю (ст. 254);

• экологические преступления, посягающие на недра (ст. 255).

Источник: https://monographies.ru/ru/book/section?id=5474

Критерии разграничения экологического преступления и административного правонарушения

Смежные составы экологических преступлений

Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей среде, ее компонентам, а также здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, вызванный неблагоприятным воздействием на окружающую среду.

Основанием привлечения лица (субъекта) к гражданско-правовой ответственности является:

1.

Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам

2. Причинение вреда здоровью граждан или ущерба их имуществу в результате нарушений экологического законодательства

3.

Причинение морального вреда физическим лицам в результате несоблюдения эколого-правовых норм

Общими условиями привлечения субъекта к гражданско-правовой ответственности являются:

1.

Причинение вреда или ущерба

2. Вина

Данное условие не требуется, если вред или ущерб причинен источником повышенной опасности

3.

Причинно-следственная связь

4. Размер причиненного вреда или ущерба

В соответствии со статьей 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, и его размер определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со статьей 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления нарушенного состояния в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размеров вреда.

Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут быть предъявлены в судебные органы в течение 20 лет. Закон не определяет начало срока, по общему правилу – с момента причинения вреда, когда лицо узнало либо должно было узнать о нем.

Таксы и методики используются в основном для определения размеров причиненного вреда (или ущерба) отдельным компонентом окружающей природной среды. Таксовый способ используется в отношении объектов лесных отношений и объектов животного мира. Методики используются для определения размера ущерба причиненного в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и недр.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектом вследствие нарушения водного законодательства.

Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами, незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда – общего или арбитражного.

Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке.

Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе.

Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда “выгоднее” компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде.

В соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказания виновного.

Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая – на наказание виновного.

При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденных распоряжением Правительства РФ, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам – также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

1.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

3.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Если субъект хозяйственной деятельности – одна очередность методов определения размера вреда, если не субъект хозяйственной деятельности – другой↓.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

3.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

60. Экологические преступления – понятие, виды.

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов .

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе “Экологические преступления” (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

– нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

– нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

– загрязнение вод (ст. 250);

– загрязнение атмосферы (ст. 251);

– загрязнение морской среды (ст. 252);

– порчу земли (ст. 254);

– нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

– нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

– незаконную охоту (ст. 258);

– уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

– другие преступления.

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217) и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Субъект:

Административное правонарушение – юридические лица и физические лица. Уголовная – физические лица.

Субъективная сторона:

Особенности вины у юридических лиц:

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14

Источник: https://studopedia.su/16_102692_kriterii-razgranicheniya-ekologicheskogo-prestupleniya-i-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.