Следствие и дознание органов внутренних дел

Органы дознания и предварительного следствия

Следствие и дознание органов внутренних дел

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления. Дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

К органам дознания относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Задачами органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. К их компетенции относится производство следующих видов уголовно процессуальной деятельности: проверка заявления (сообщения) о преступлении [4, ст. 140-148]; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно [4, ст. 157]; дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно [4, ст. 223-226 ]; исполнение поручений и указаний следователя [4, ст. 38].
Предварительное следствиевыяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела.
Орган предварительного следствия — уполномоченный государством орган по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. Органу предварительного следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предварительного следствия.
Предварительное следствие производят следующие должностные лица: следователи прокуратуры; следователи ОВД; следователи ФСБ РФ; следователи ФС РФ по незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ.

Также оно может производится начальником следственного отдела, который обладает всеми полномочиями следователя. При производстве предварительного следствия выделяют следующие признаки подследственности:

Предметный (родовой), позволяющий определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершённого преступления; Территориальный (местный), существующий для разграничения подследственности между одноимёнными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

Персональный (личный), определяющий подследственность с учётом личных характеристик субъекта преступления. Задачами предварительного следствия являются: Быстрое и полное раскрытие преступлений, выявление виновных; Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; Обеспечение правильного применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут, справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён уголовной ответственности и осуждён; Способствование укреплению законности и правопорядка; Обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства и др.

Таможенная служба РФ.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК был назван федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

В сентябре 2004 года ГТК переименован в Федеральную таможенную службу.

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Основными задачами ФТС России являются:

* участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;

* обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;

* обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории Российской Федерации;

* защита экономических интересов Российской Федерации;

* организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

* организация и совершенствование таможенного дела в Российской Федерации;

* обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;

* обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

ФТС фактически является еще одной российской спецслужбой, так как согласно положению о Государственном таможенном комитете, «обеспечивает выполнение таможенными органами Российской Федерации в соответствии с действующими законодательными актами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность».
Система правоохранительных подразделений ФТС включает в себя:

* Главное управление по борьбе с контрабандой, оперативные таможни и оперативные подразделения территориальных таможен;

* Управление собственной безопасности, службы и отделы безопасности таможенных управлений и таможен;

* оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения;

* подразделения таможенных расследований и дознания;

* подразделения Таможенной инспекции.

Деятельность правоохранительного блока ФТС в сфере экономической безопасности государства нацелена на выполнение главной задачи – устранение угроз неуплаты в полном объеме таможенных платежей со стороны недобросовестных и связанных с криминалом участников внешнеэкономической деятельности. За экономическую безопасность отвечают также:* СЭБ ФСБ

Адвокатура и нотариат.

Адвокат – лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам, он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее – доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Адвокатская деятельность осуществляется на профессиональной основе и включает в себя предоставление устных и письменных консультаций, составление юридических документов, представительство интересов лица в отношениях с государством либо иными публично-правовыми образованиями, юридическими или физическими лицами, в том числе в органах судопроизводства по всем категориям дел.

Предмет адвокатской деятельности – права, свободы и интересы, которые не неотчуждаемы и присущи всем без исключения физическим и юридическим лицам и находятся под охраной закона.

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2816 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-64931.html

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Следствие и дознание органов внутренних дел

Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Опиши задание

Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести.

Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка.

Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.

Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.

Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела.

Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.

В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.

По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.

По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.

Замечание 2

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание.

Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве.

Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу.

Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий.

Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др.

Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/otlichija-doznanija-ot-predvaritelnogo-sledstvija/

Предварительное следствие и дознание

Следствие и дознание органов внутренних дел

Определение 1

Предварительное следствие и дознание – это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Органы дознания и предварительного расследования отличаются по следующим критериям:

  1. По уполномоченным органам. Предварительное расследование могут проводить (ст. 125 УПК РФ): следователи органов ФСБ; следователи органов внутренних дел; следователи федеральных органов налоговой полиции; следователи прокуратуры, следователи военной прокуратуры. Процесс дознания могут производить (ст. 117 УПК РФ): милиция; главнокомандующие или ими назначенные должностные лица воинских частей – по всем преступлениям, совершенных военнослужащими и др. подчиненными; органы ФСБ — по делам, которые отнесены законом к их полномочиям; главные должностные лица, следственных изоляторов и исправительных учреждений — по преступлениям, совершенных внутри учреждения сотрудниками; государственные органы государственного МЧС — по делам о нарушении противопожарных правил, о пожарах в целом; пограничная служба РФ и ее органы — по нарушениям пересечения режима государственной Федеральной границы и др. нарушений в зоне таможенного поста; капитаны кораблей или их помощники, находящихся в дальнем плавании, также управляющие лица зимовок в отсутствии транспортных связей с зимовкой; налоговая полиция — по нарушениям норм и правил налогообложения РФ; органы таможни — по делам о преступлениях, предусмотренных УПК.
  2. По срокам производства следствия. В случае, если предварительное следствие необходимо, процесс дознания со дня возбуждения уголовного дела должен быть закрыт в срок до 10 суток. Продлить этот срок нельзя. Тогда, когда предварительное следствие не обязательно, дознаватель должен закончить процесс дознания в течение 30 дней, в ряде обстоятельств возникает необходимость продлить срок дознания. Прокурор или вышестоящий орган может продлить срок ведения процесса дознания еще на 30 дней, но не более.

Срок предварительного расследования со дня открытия уголовного дела составляет 2 месяца, однако, в случае необходимости, районный прокурор имеет право продлить данный срок расследования до 3 месяцев. Если рассматривается особо важное и сложное дело, срок предварительного расследования может быть продлен на 6 месяцев.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, все указания прокурора обязательны как для следователя, так и для дознавателя.

Но следователь может не согласится с решением прокурора, он имеет право обратиться к вышестоящему прокурору с аргументированными требованиями о пересмотре решения.

К таким вопросам относится: объем обвинения, квалификация преступления, прекращение дела. В данных случаях прокурор либо отменяет решение нижестоящего прокурора, или отстраняет следователя.

По окончании процесса дознания дознаватель передает дело в суд или прокуратуру, известив обвиняемого о закрытии процесса расследования, без предъявления материалов для ознакомления обвиняемому.

Следователь по окончании расследования обязан известить обвиняемого, предоставить материалы для ознакомления, и после этого дело можно передавать в суд.

Замечание 1

Орган дознания является первой ступенью расследования, которое осуществляет дознаватель по любому уголовному делу, для производства которого предварительное следствие необязательно. Предварительное расследование – это завершающая стадия процесса расследования, которая обязана установить события самого преступления, розыск и изобличение виновного, возмещение причиненного ущерба.

Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.

Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.

Общие условия предварительного расследования

К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.

Правовые нормы общих условий предварительного расследования:

Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1).

Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком.

Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.

Рисунок 1. Критерии подследственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Уголовно-процессуальном кодексе прописаны механизмы изменения территориальной подследственности: не по месту совершения преступления, а по месту нахождения большинства свидетелей или обвиняемого (ч. 4 ст. 152).

Соединение и выделение уголовных дел. Уголовное законодательство предусматривает значительный перечень форм преступного поведения множественного, комплексного характера (совокупность преступлений, соучастие и т. д.). Соединение разных уголовных дел допускается при наличии оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 154 (рисунок 2).

Рисунок 2. Основания для соединения нескольких уголовных дел. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для завершения производства в отдельное производство может быть выделено одно уголовное дело из другого (ч. 1 ст. 154). Подобное выделение допускается только, если это не отразится на объективности и всесторонности расследования дела (ч. 2 ст. 154).

Начало производства предварительного расследования. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156).

До этого момента ни следователь, ни дознаватель не имеют права производить следственные действия или принимать какие-либо решения. В противном случае полученная информация не будет иметь юридической силы.

Исключение составляют: осмотр места преступления, трупа, освидетельствование.

Производство неотложных следственных действий. Установление необходимых для уголовного дела обстоятельств и изобличение виновных лиц.

Правом осуществлять процессуальные действия по уголовным делам, которые требуют обязательного предварительного следствия, обладает исключительно следователь.

Орган дознания самостоятельно устанавливает являются ли следственные действия неотложными.

Окончание предварительного расследования. Это совокупность процессуальных действий и решений, которые осуществляются и принимаются в заключительной части данного этапа уголовного судопроизводства.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/predvaritelnoe_sledstvie_i_doznanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.