Следственные действия дознавателя

Содержание

Следственные действия: понятие, система, правила производства

Следственные действия дознавателя

В уголовно-процессуальном законе само понятие следственного действия никак не раскрывается. При этом, термин в этой теме используется достаточно часто. Согласно УПК РФ существует производство неотложных следственных действий (по ст.

157), нормы производства следственных действий (по ст.164), порядок составление протокола самого действия (по ст.

166, 167), а также четкое описание процессуальных оснований, особенных моментов, цели и того, в каком порядке совершаются следственные действия, направленные на создание базы доказательств (по ст.176-195, 202).

Научная литература абсолютно по-разному трактует процессы следствия. Многие ученые убеждены, что важнейшее значение следственных действий заключается в том, что конкретно эти действия должны быть базовым способом доведения сути преступления.

Замечание 1

Возможность действовать в рамках следственных операций предоставляется только лицу, которое вовлечено в процесс и отвечает за него. Кроме этого, эта возможность есть и у прокурора, являющегося надзирательной особой. Следователь может дать указание некоторым органам провести следственные действия.

Понятие следственных действий

Опираясь на порядок, цель и содержание действий следствия, которые предусматривает УПК РФ, вытекает следующая терминология.

Определение 1

Следственные действия подразумевают поисковые, познавательные и удостоверительные действия лица, которое уполномочено и, которое осуществляет предварительное правовое расследование.

Это расследование проходит строго в использованием требовательных основ уголовного и процессуального закона. Такие требования направлены на сбор, проверку и оценку доказательств с целью выяснения обстоятельств, которые нужно доказать согласно какому-то конкретному уголовному делу.

Система следственных действий

Сама система следственных действий, которую описывает УПК, насчитывает несколько пунктов:

  • предварительный осмотр;
  • осмотр тела, эксгумация;
  • освидетельствование;
  • следственный эксперимент;
  • обыск;
  • выемка;
  • личный обыск;
  • наложение ареста на все связные отправления, а также их детальные осмотр и выемку;
  • абсолютный контроль и запись бесед;
  • сбор информации о абонентах и/или абонентских устройств;
  • взятие информации с лица, которое совершило преступление;
  • личная беседа с лицом, которое подозревают;
  • детальная проверка показаний на самом месте;
  • отработка экспертизы суда;
  • сбор образцов для того, чтоб провести сравнительный анализ.

Опиши задание

Классификация следственных действий

Рассмотрим критерии, относительно которых можно классифицировать сами следственные действия:

  • по субъектам;
  • по процессуальным основаниям его производства;
  • по участникам;
  • по условиям производства;
  • по познавательным методам, которые используются;
  • по степени применяемого принуждения.

Статья 164 УПК РФ предоставляет общие правила совершения системы следственных действий. Они выглядят как совокупность условий, которые базируются на принципах уголовного суда. К этим видам относятся: процессуальные, организационные, процедурные, нравственные.

Замечание 2

Вышеуказанные правила должны, в обязательном порядке, быть соблюдены во время проведения любого следственного действия. Каждое из них имеет свои четкие особенности проведения.

Эти особенности закреплены в определенных статьях УПК, которые регламентируют совершение того или иного следственного действия.

Только опираясь на нормативные документы можно с четкостью рассмотреть каждое, отдельно взятое, дело.

Правила процессуального характера

К общим правилам производства следственных действий процессуального характера относятся:

  • наличие открытого уголовного дела (точный осмотр места, где произошло событие, осмотр тела, осмотр предметов и документации, назначение и проведение экспертизы, сбор образцов для сравнительного анализа, а также освидетельствование, могут быть проведены до возбуждения уголовного дела);
  • наличие постановления о производстве следственного действия;
  • недопустимость проведения следственного действия в темное время суток (с 22.00 до 6.00). Исключением здесь являются случаи, которые никак нельзя откладывать.
  • выбор локации проведения следственного действия, которое определяется территориальной подследственностью. Если возникает необходимость, оно может быть проведено в другом месте, с обязательным соблюдением процессуальных требований).

Правила организационного характера

Базисы организационного характера включает в себя:

  • тщательный подбор участников следственного действия. Во время того, когда происходит обыск, сбор электронных носителей информации, личный обыск, предъявление для опознания, обязательно наличие не менее двух понятых. В случае когда в вышеперечисленных действиях понятые не принимают участие, следователь обязательно должен применять технические средства для фиксации проведения и результата следственного действия. Когда применение технических средств является невозможным, следователь должен внести запись об этом в протоколе.

Также, вместе с понятыми в систему следственных действий могут привлекаться подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, представители закона, профессиональный переводчик, специалист и экспертный сотрудник.

Все они могут принимать участие в следствии согласно закону, либо это может быть инициировано самим следователем.

Также, участие вышеуказанных лиц может быть осуществлено по ходатайству участников уголовного судопроизводства:

  • применения технических средств и способов, которые используются для обнаружения, фиксирование и изъятие следов содеянного, а также протекание и результатов самого следственного действия;
  • подключение охраны для обеспечения порядка на месте, где проводится следственное действие, а также для сохранения жизни участников;
  • иногда, к следствию приглашается должностное лицо органа, который занимается оперативной и розыскной деятельностью.

Правила процедурного характера

К базовым критериям совершения следствия процедурного характера относятся:

  • определение личности тех, кто берет участие в следственном эксперименте;
  • толкование участникам производства моментов, которые поясняют, на что они имеют право, и что обязаны делать;
  • донесение информации о том, что необходимо сохранять в тайне информацию, полученную во время следствия
  • потерпевший, свидетель, специалист, эксперт, переводчик должны быть обязательно предупреждены о том, что они несут ответственность согласно ст.307 и 308 УК
  • каждому участнику действия должна быть донесена информация о том, какие обязанности и задачи стоят перед ними для выполнения.

Правила нравственного характера

Что касается следственных действий нравственного характера, то они следующие:

  • психическое и физическое насилие, угрозы категорически не должны быть допущены по отношению к участникам следственного действия;
  • предотвращение моментов, которые несут угрозу жизни, здоровью, безопасности участников следственного действия.

Вывод 1

Протокол это единственный документ, который отображает зафиксированные ход и результаты следствия. Составляется он согласно ст.166, 167 УПК и является обязательным при ведении следствия. Только этот правовой документ имеет вес при рассмотрении каждого, отдельно взятого, дела.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/sledstvennye-dejstvija-ponjatije-sistema-pravila/

Неотложные следственные действия

Следственные действия дознавателя

Неотложные следственные действия проводятся органом дознания в случаях когда им будут обнаружены признаки преступления, которые указывают на необходимость безотлагательно обнаружить и зафиксировать следы его следы, изъять и исследовать доказательства. Понятие неотложных следственных действий дано в п.19 ст.5 УПК РФ.

В соответствии с указанной нормой неотложные следственные действия – это действия, которые осуществляет орган дознания после возбуждения уголовного дела, по которому проведение предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Кроме органов дознания неотложные следственные действия в соответствии с их компетенцией проводят должностные лица перечисленные в ст.40 УПК РФ.

Немедленно после проведения неотложных следственных действий, не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела орган дознания, или уполномоченное должностное лицо обязаны направить уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, по которым расследование проводится в форме дознания, производит дознание. На практике дознание в органах МВД проводится дознавателями, хотя, в соответствии с нормами УПК дознание может быть поручено иным оперативным сотрудникам органа дознания.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания вправе проводить следственные и оперативно-розыскные действия только по письменному поручению следователя . Нарушение этого правила может в дальнейшем повлечь признание доказательств полученных органом дознания недопустимыми.

Однако, если лицо совершившее преступление не установлено или скрылось орган дознания вправе самостоятельно осуществлять ОРМ по установлению лица совершившего преступление и его розыску, докладывая о результатах следователю.

УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, а потому орган дознания проводит следственные действия исходя из конкретной ситуации. Кроме того, орган дознания осуществляет по ситуации и ряд процессуальных действий, например, задержание подозреваемого, арест имущества, истребование предметов, документов, справок и т.д.

Исходя из понятия неотложного следственного действия данного в ст.5 УПК РФ таковыми являются следственные действия, предназначение которых заключается незамедлительном обнаружения, закреплении, изъятии и исследовании доказательств. Отсюда, ряд следственных и процессуальных действий однозначно нельзя отнести к неотложным.

К таковым нельзя отнести следственные и процессуальные действия которые связаны с принятием основных решений по делу, например, предъявление обвинения и допрос обвиняемого.

Закон так же не устанавливает какую-либо последовательность проведения неотложных следственных и процессуальных действий. На практике, последовательность во многом зависит от подследственности и категории уголовных дел.

Несомненно, к неотложным следственным действиям следует отнести:

  • осмотр ( места происшествия, трупа, предметов, документов);
  • назначение и производство судебных экспертиз;
  • обыск;
  • привлечение специалистов с дачей заключения;
  • освидетельствование;
  • опознание.

Таким образом, анализ вышеизложенных процессуальных норм позволяет сделать вывод, что проведение неотложных следственных действий носит исключительный характер, то есть является исключением из общего правила, в соответствии с которым следственные действия проводятся должностными лицами уполномоченными производить предварительное расследование в соответствии с установленной законом подследственностью.

Данное правило представляется вполне оправданным. Выполняя следственные действия в полном объеме, должностное лицо, уполномоченное проводить предварительное следствие или дознание, более полно сможет оценить собранные доказательства.

Однако возникают ситуации, когда следователь, дознаватель, уполномоченные проводить расследование по уголовному делу, в соответствии с общим правилом соблюдения подследственности, не могут провести определенные следственные действия, промедление с проведением которых может повлечь утрату доказательств по делу (например, когда подследственность дела еще не определена). При таких обстоятельствах другой участник уголовного судопроизводства, в полномочия которого входит осуществление уголовного преследования, может проводить следственные действия, направленные на получение и закрепление таких доказательств.

В этом случае из общего правила обязательного соблюдения подследственности законодатель делает исключение в виде института неотложных следственных действий, которые проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого не входит проведение предварительного следствия или дознания по данной категории уголовных дел.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

На практике оперативные сотрудники очень часто забывают о том, что проведение ими следственных действий носит исключительный характер и проводят их без письменного поручения следователя уже после принятия им уголовного дела к своему производству. Доказательства полученные оперативными сотрудниками в ходе проведения следственных действий без соответствующего письменного поручения на их проведение являются недопустимыми.
 С сайта pershickow.ru

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Это

  • обязательные,
  • незаменимые,
  • не терпящие отлагательства
  • следственные действия.

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по ко­торому производство предварительного следствия обязательно, про­водит следственные действия, которые не терпят отлагательства.

Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаруже­ние и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предвари­тельного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причи­ненного преступлением.

А это в свою очередь затруднит достижение цели и задач уголовного судопроизводства. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

Перечень органов дознания, которые наделены правом осущест­вления неотложных следственных действий (ч. 2 ст. 157 УПК РФ):

  • органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 Кодекса, – по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 – 6 части второй настоящей статьи;
  • органы ФСБ – по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 Кодекса;
  • таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации;
  • командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
  • начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;
  • иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.

Компетенция органов дознания, указанных в дан­ной статье УПК РФ, по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений определяется предмет­ным (родовым) признаком подследственности уголовных дел.

Неотложные следственные действия выполняются в срок не бо­лее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела органом до­знания.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
 С сайта jurkom74.ru

В этой статье вы узнали, неотложные следственные действия. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/neotlojnie-sledstvennie-deistviya

Кто такой Дознаватель и что представляет. Полномочия и отличия от следователя | Суворов

Следственные действия дознавателя

Выберите букву

Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.

Кто такой дознаватель

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Отличие от следователя

Дознаватель проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

См. Кто такой следователь.

Особенности дознавателя 

К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.

Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.

Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:

  1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.

  2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю.

    В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

Справочно:

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование».

А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

Дознаватель имеют право:

  • проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
  • принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях.

    Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:

  • осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
  • применять меры принуждения, которые разрешены законом;
  • действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
  • осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г.

№ 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования.

Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Источники возмещения причиненного вреда

Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст.

214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Источник: https://suvorov.legal/doznavatel/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.