Следственное поручение упк

Отдельные поручения следователя

Следственное поручение упк

Согласно ст. 118 УПК следователь имеет право производить следственные действия в других следственных районах и вправе поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, ко­торые обязаны это поручение выполнить в десятидневный срок.

В пределах города или района, хотя и разделенного на несколь­ко следственных участков, следователь обязан лично производить все следственные действия.

Отдельное поручение — это письменная просьба следователя
о производстве определенного следственного действия, направленная за пределы обслуживаемого им города или района другому ор­гану предварительного следствия. Целью отдельных поручений является выполнение необходимых следственных действий тем органом следствия, которым они могут быть проведены быстро и с меньшей затратой сил и средств.

Следователь вправе направить отдельное поручение как следователю, так и органу дознания.

Необходимо различать отдельные поручения от поручения, которое следователь дает по делу органу дознания, взаимодействуя с ним на той территории, где они совместно работают (ч. 3 ст. 114УПК).

Уголовно-процессуальный закон не определяет, производ­ство каких именно следственных действий может поручаться в порядке ст. 118УПК.

Из этого следует, что УПК допускает возмож­ность производства по отдельному поручению любого следственно­ го действия.

Исключением из этого общего правила должны являться действия, которые следователь обязан выполнить сам (например: предъявление обвинения, допрос обвиняемого).

В отдельном поручении должны быть указаны:

– наименование органа, которым оно дается, и органа, которому поручается выпол­нение следственного действия;

– наименование и краткое содержа­ние обстоятельств дела, по которому дается поручение;

– содержа­ние следственного действия или действий, которые должны быть выполнены, и все иные обстоятельства, которые должен знать следователь или орган дознания при выполнении этих следственных действий;

– указание о производстве дополнитель­ных следственных или розыскных действий, необходимость в ко­торых может возникнуть в результате выполнения действий, ука­занных в отдельном поручении.

К отдельному поручению должны быть приложены необходи­мые документы, дающие право на производство указанных в нем следственных действий (постановление о производстве выемки, копия протокола осмотра, протокола допроса и т.д.).

Отдельное поручение должно быть выполнено в десятидневный срок. Следователь или орган дознания, выполняя отдельное поручение, вправе произвести и иные следственные и розыскные действия, если в этом возникает необходимость, и эти действия тесносвязаны с указанными в отдельном поручении.

Сроки предварительного расследования и порядок их продления

В соответствии со ст. 120 УПК предварительное расследование по уголовным делам должно быть законче­но в течение двух месяцев.

В этот срок включается время с момента возбуждения дела до направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицин­ского характера либо до прекращения или приостановления про­изводства по делу.

Этот срок может быть продлен районным, го­родским прокурором, военным прокурором  в случае невозможности закончить расследование — до трех месяцев (в настоящий момент Генеральным прокурором ДНР).

По особо сложным делам срок предварительного расследования, установлен­ный                       ч. 1 ст. 120 УПК, может быть продлен городским прокурором, военным прокурором округа и приравненным к ним прокурором или их заместителями на основании мотивирован­ного постановления следователя — до шести месяцев (в настоящий момент Генеральным прокурором ДНР).

Дальнейшее продление срока предварительного следствия возможно лишь в исключительных случаях Генеральным прокурором или его заместителями.

При возвращении судом дела для производства дополнитель­ного следствия, а также возобновлении прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуще­ствляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с мо­мента принятия дела к производству. Дальнейшее продление ука­занного срока производится на общих основаниях.

Эти правила не распространя­ются на дела, по которым не установлено лицо, совершившее пре­ступление. Течение срока следствия по таким делам начинается со дня установления лица, совершившего преступление.

Своевременное и быстрое проведение следствия является од­ним из важнейших условий успешного раскрытия преступления, правильного разрешения дела и обеспечения законных прав и ин­тересов участников процесса. В связи с этим УПК предусматривает четкие и конкретные сроки предварительного следствия.

Срок предварительного следствия исчисляется со дня возбуждения уголовного дела, а не со дня принятия его следователем к своему

производству, и до момента фактического направления дела прокурору в порядке       ст. 225 УПК или до вынесения постановления о его прекращении или приостановлении.

Срок дополнительного следствия при возвращении дела судом на доследование должен исчисляться с момента принятия следова­телем дела к своему производству.

В отличие от срока содержания под стражей, во время след­ствия по делу, который в целом не может превышать 18 месяцев (ст. 156УПК), закон не устанавливает предельного (конечного) срока для производства предварительного следствия.

По общему правилу предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено в течение двух месяцев.

Исключительными случаями, о которых говорится в ч. 3 ст. 120УПК, могут быть:

– большой объем работы, который необходимо осуществить по делу;

– необходимость производства следственных действий в нескольких районах;

– отсутствие в месте производства большинства свидетелей;

– болезнь обвиняемого или потерпевшего;

– производство особо сложных и длительных экспер­тиз и т.п.

Ходатайство о продлении срока предварительного следствия перед
соответствующим прокурором оформляется в виде постановления следователя, в котором, кроме реквизитов, указанных в ст. 130 УПК, излагаются причины, по которым необходимо продлить срок следствия:

– какие основные следственные действия произведены, и какие необходимо еще провести для окончания следствия;

– какой срок необходим для их исполнения;

– ходатайство о продлении сро­ка следствия перед соответствующим прокурором с указанием сро­ка продления.

Постановление, согласованное с прокурором, осуществляющим надзор за следствием, направляется прокурору, имеющему право на продление срока предварительного расследования, с таким расчетом, что­бы оно могло быть рассмотрено и разрешено до истечения установ­ленного законом или ранее продленного прокурором срока след­ствия.

Срок для производства дополнительного расследования, а также возобновление прекращенного дела устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству.

На уголовные дела, по которым не установлено лицо, совер­шившее преступление, положения ст. 120 УПКне распространя­ются, поскольку течение срока следствия по таким делам начинается не с момента возбуждения дела, а со дня установления лица, совершившего преступление.

Выводы по теме:

1.

Основные положения предварительного расследования – это определенные законом на основе принципов уголовного процесса правила, которые отражают характерные черты и особенности предварительного расследования как стадии уголовного процесса, и своими требованиями обязывают органы дознания и предварительного расследования на проведение полного, всестороннего и объективного следствия, выполнение основных задач уголовного судопроизводства.

2. К основным положениям предварительного расследования относятся:

1.

Подследственность.

2. Начало предварительного расследования.

3. Полномочия следователя.

4. Полномочия начальника следственного отдела.

5. Место производства предварительного расследования.

6. Отдельные поручения следователя.

7. Сроки предварительного расследования.

3. Основными задачами предварительного расследования являются:

– охрана прав и законных интересов граждан, общества;

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– установления объективной истины по уголовному делу;

– изобличение виновных;

– привлечения виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности;

– недопущения привлечения к уголовной ответственности невиновных лиц;

– реабилитация лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и обеспечения возмещения причиненного им ущерба;

– обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением;

– выявление и устранение причин преступлений и условий, способствовавших их совершению.

Конспект лекции

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 923;

Источник: https://studopedia.net/4_46837_otdelnie-porucheniya-sledovatelya.html

Комментарий у УПК РФ Под ред. А.В. Смирнова 2-е изд. 2004

Следственное поручение упк

К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд

Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

1. Комментируемая статья устанавливает правила территориальной подследственности. Место производства расследования правомерно обозначать термином “подследственность”, в силу прямого указания на данный термин в ч. 5 комментируемой статьи.

Территориальная подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства. Место производства расследования определяется для обеспечения оптимального режима всесторонности, объективности и полноты расследования.

В отличие от УПК РСФСР (ст. 41 УПК) в настоящем Кодексе место производства предварительного расследования не определяет территориальную подсудность уголовного дела (ст. 32 УПК). Однако влияние подследственности на подсудность остается на практике (см. комм. к ст. 32) и закреплено в некоторых международных нормах (ст. 77 Минской Конвенции 1993 г. – см. комм. к ст. 33).

2. По общему правилу предварительное расследование производится в том месте, где окончено деяние вне зависимости от места наступления преступных последствий.

Место окончания деяния определяется территорией органа расследования, на которой совершено последнее действие, входящее в объективную сторону состава преступления; или на которой должны были быть совершены действия при преступном бездействии.

Например, преступник с территории участка № 1 произвел выстрел в потерпевшего, который находился на территории участка № 2. Несмотря на место нахождения трупа потерпевшего (последствия) предварительное следствие должно производится в участке № 1.

Об исключениях см. комм. к ч. 4-5 ст. 152.

Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления.

В начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). При установлении иной подследственности применяются правила ч. 5 ст. 152 УПК.

3. Часть 1 комментируемой статьи содержит норму о производстве следственных или розыскных действий вне места предварительного расследования.

Поскольку сам термин “следственные действия” в Кодексе точно не определен, представляется возможным применять данную норму и для некоторых процессуальных действий (с учетом п. 4 ч. 2 ст. 38; п. 32 ст. 5 УПК).

Для производства действий вне места расследования предусматривается два способа: выезд в другую местность самого следователя или дознавателя либо направление в другую местность поручения.

Выбор способа определяется самим следователем (дознавателем) так, чтобы не происходило отчуждение своих исключительных процессуальных полномочий (переложение своих функций на другого). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности (см. комм. к ст.

240), поэтому его пределы должны быть ограничены. Иначе институт подследственности теряет всякий смысл – можно все поручить другому органу, которому дело неподследственно.

Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет право поручить их выполнение другому), когда:

а) необходимо произвести большой объем следственных действий;

б) следственные или иные процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, т. е. с принятием решений, определяющих направление расследования.

Так, нельзя поручать действия: по принятию решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.

); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела (ознакомление с материалами оконченного расследования).

4. Поручение следователя или дознавателя (отдельное поручение) – это его письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.

Кодекс предусматривает два вида поручений следователя: поручения органу дознания по месту производства следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и поручение органу дознания или другому следователю вне места следствия (ч. 1 ст. 152 УПК). При этом вне места следствия поручение может быть дано как следователю, так и органу дознания.

Поручено может быть производство процессуальных действий или розыскных действий.

При поручении производства процессуальных действий следует учитывать, что:

1) на исполнителя поручения распространяются правила об отводе (ст. 61, 67 УПК);

2) необходимо обеспечивать права участников процесса на их присутствие при исполнении поручения. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47), защитника (п. 5 ч. 1 ст.

53), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого) то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Не обеспечение права на участие защитника является существенным нарушением УПК (ч. 3 ст.

7 УПК) и влечет недопустимость полученных доказательств;

3) кроме следственных действий (в узком смысле этого слова) может быть поручено выполнение иных процессуальных действий:

а) по ознакомлению лиц с постановлением о признании их участником уголовного процесса и разъяснений ему прав и обязанностей;

б) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода);

в) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158 УПК).

Это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например, поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.

Поручение о производстве розыскных или оперативно-розыскных действий может преследовать цель установления личности преступника или места его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5; п. 4 ч. 2 ст. 38).

Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Однако оперативные подразделения самостоятельно выбирают конкретные средства и методы для исполнения поручения и перечень ОРМ.

Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных действий, которые ему целесообразно выполнить лично, например, получить сведения из криминалистических учетов.

Форма поручения следователя предусмотрена приложением 45 к ст. 476 УПК. Оно должно быть мотивированным, учитывая общие требования к процессуальным решениям (ч. 4 ст. 7 УПК).

К поручению могут прилагаться необходимые материалы: а) обеспечивающие обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество), б) обеспечивающие тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).

Десятисуточный срок выполнения поручения может быть изменен самим поручителем или продлен. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209).

Розыскные действия (не сопряженные с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210).

За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.

5. В Кодексе не решен вопрос о том, какой орган по территориальности должен давать разрешение на принудительные процессуальные действия при выполнении поручений.

В тех случаях, когда решение принимается без участия обвиняемого или подозреваемого целесообразно получать разрешение прокурора и суда по месту производства расследования (ч. 2 ст. 165).

Когда в заседании необходимо обеспечить участие самого обвиняемого или подозреваемого, разрешение дает суд по месту производства процессуального действия (ч. 4 ст. 108).

6. Части 3 и 4 комментируемой статьи предусматривают исключения из общего правила территориальной подследственности. Для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения его сроков предварительное расследование может производится по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений (а не последнего), по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Вопрос об изменении общего правила территориальной подследственности решается прокурором. По смыслу п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе передать уголовное дело другому органу расследования и вообще без соблюдения территориальной подследственности (разумеется, если эта передача обеспечивает лучшие условия для всесторонности, полноты объективности расследования).

7. Часть 5 комментируемой статьи содержит общее правило передачи дела по подследственности как территориальной, так и предметной (так как термин “подследственность” явно относится к называнию ст. 151 УПК).

Передача дела происходит через прокурора и только при отсутствии неотложной ситуации (приложение 166 к ст. 476 УПК). В противном случае следователь или дознаватель выполняет неотложные следственные действия. Об этом см. комм. к ст. 157, ч. 5 ст. 165.

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/kom-2/kom152.htm

Письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий

Следственное поручение упк

8.Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.

9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:

а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;

б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;

в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;

г) исполнение постановления суда об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

д) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, о производстве иных процессуальных действий.

10. Поручение – это требование о производстве следственных и (или) розыскных действий . Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как провести выполнение его поручения .

11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:

– наименование органа дознания, которому адресовано поручение;

– указание, от кого исходит поручение;

– краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;

– указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);

– содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;

– указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;

– сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;

– целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;

– сроки исполнения;

– указание, у кого можно получить дополнительные разъяснения по заданию.

12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя.

Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков.

Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

13. Вместе с тем не всегда следователь в отдельном поручении указывает конкретную дату производства следственного или розыскного действия. В таком случае следует руководствоваться правилами ч. 1 ст. 152 УПК, где указанный срок ограничивается 10 сутками . В пределах указанных границ срок исполнения поручения может быть определен начальником органа дознания.

Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление, и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).

14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:

а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы следователя, которому адресован ответ.

Важно помнить, что следователь по закону – это процессуально самостоятельный орган предварительного расследования, поэтому ответ адресуется тому лицу, от кого получено поручение.

Направление ответа начальнику органа внутренних дел и даже начальнику следственного подразделения, в штатах которого числится данный следователь, не будет соответствовать уголовно-процессуальному закону;

б) дата и место происшествия (для преступлений, совершенных на транспорте, – обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У следователя в производстве может находиться не одно дело. Эти данные позволят ему, сэкономив время, сразу выяснить, к какому из дел сведения имеют отношение;

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 4 ст. 157 УПК);

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения дознавателя, на чем они основаны;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;

и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

л) указание, какой орган и кто именно: фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон – исполнял поручение и готовил ответ. Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи.

Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанные данные должны найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме.

Полнота изложения сведений в ответах на поручение (указание) следователя и сопроводительных письмах – непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного следствия.

Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами.

К формам взаимодействия такого рода относятся:

•совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы при необходимости экстренного реагирования на сигналы о преступлениях;

•составление согласованных планов следственных и опера­тивно-разыскных мероприятий;

•совместные совещания;

• обмен получаемой информацией о совершаемых преступле­ниях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Поручение следователя.

, структура и сроки исполнения

Прежде всего, необходимо определиться с тем, каково содержа­ние понятия «поручение следователя». На законодательном уровне разъяснение содержания данного понятия отсутствует, в связи, с чем отдельные ученые-процессуалисты вкладывают разное смысло­вое значение в его содержание.

Некоторые авторы предлагают понимать под поручением следо­вателя предложение органу дознания осуществить следственное или разыскное действие. Представляется, что данное определение не совсем точно отражает суть «поручения».

Закон уполномочил следователя давать письменные поручения, обязательные для исполнения органами дознания. Следовательно, речь идет не о предложении, которое можно отклонить, а о требо­вании, которое подлежит обязательному исполнению.

В этой связи более предпочтительной представляется позиция А.М. Ларина, который определил поручение как требование следова­теля о производстве разыскных и следственных действий.

Таким об­разом, следует признать, что употребление в законе термина «пору­чение» фактически тождественно понятию «требование» следователя. Поручение следователя является обязательным к исполнению (ст. 38 УПК).

Данный документ должен содержать следующее.

1. Наименование органа дознания, которому оно направляется.

Поручение следует адресовать начальнику органа дознания. Применительно к системе органов внутренних дел на основании п. 17ст.

5 УПК РФ начальником органа дознания является начальник ОВД и его заместители.

Даже в том случае, когда следователь заранее предполагает, кто может быть исполнителем поручения, он должен адресовать поручение руководителю ОВД, а не конкретному

сотруднику подразделения.

Относительно других правоохранительных органов, обладающих статусом органа дознания (ч.1 ст. 40 УПК), следует заметить, что поручения следует адресовать начальникам оперативных подразде­лений тех ведомств, которые перечислены в ст. 13 ФЗ «Об ОРД».

2. Поручение должно содержать указание на обстоятельства рас­следуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить
обстоятельства совершения преступления (время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства со­вершенного преступления), т.е. дать исходную информацию для исполнителя.

3. Необходимо указать правовую основу поручения, т.е. ст. 38, 152 УПК РФ. В заключительной части поручения следователь изла­гает суть поручения, т.е. указывает те следственные, розыскные и иные действия, которые следует провести, также указывается цель и срок исполнения поручения.

Надо заметить, что в уголовно-процессуальном законе не опре­делен срок исполнения поручений следователя.

В практической деятельности органов предварительного следствия считается уже устоявшимся мнение о том, что срок исполнения поручения со­ставляет 10 суток.

Однако этот срок установлен законом примени­тельно к исполнению поручений следователя, данному им в поряд­ке ст. 152 УПК, т.е. когда исполнение поручения предполагается не по месту производства предварительного следствия, а в другом го­роде, районе.

Применение положений ст. 152 УПК по аналогии применитель­но к исполнению поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразно­сти установления такого срока применительно ко всем поручениям.

В литературе высказано мнение отдельных авторов о том, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действи­тельно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем.

Например, когда запланировано од­новременное производство нескольких обысков в разных местах, адресах по одному и тому же уголовному делу.

Промедление с ис­полнением такого следственного действия может привести к беспо­лезности его производства и, как следствие, к утрате доказательств.

Вместе с тем исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, тре­бует длительной работы органа дознания, для которой десятиднев­ный срок недостаточен.

В этой связи целесообразным представляется определение в за­коне такого порядка исполнения поручения следователя, когда срок его исполнения определялся бы самим следователем с учетом кон­кретных обстоятельств уголовного дела.

4. К поручению могут прилагаться схемы, фототаблицы, приме­ты и перечень похищенного, приметы преступника, которые долж­ны облегчить исполнение поручения следователя.

5. Поручение должно быть подписано следователем с указанием всех необходимых данных и контактного телефона.

В заключение необходимо отметить, что в ходе совместной дея­тельности следователя и органа дознания по расследованию преступлений достигаются положительные результаты и решается такая задача, как быстрое, объективное и полное расследование преступлений.

Некоторые вопросы взаимодействия указанных органов требуют совершенствования правового регулирования на уровне закона и ведомственных нормативных актов, так как практика совместной деятельности следователя и органа дознания указывает на необходимость, эффективность и целесообразность взаимодействия в решении задач уголовного судопроизводства.

Взаимодействие следователя с органом дознания регламентировано и совместном межведомственном приказе №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013, которым утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, которая определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятии по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве.

В данном документе указана и правовая основа представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье). Кроме Инструкции указаны следующие источники:

– Конституция Российской Федераций;

– Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций;

– Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”;

– иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Поручения следователя. , структура и сроки исполнения.

Источник: https://cyberpedia.su/1xe72.html

Курс уголовного процесса

Следственное поручение упк

⇐ Производство по уголовному делу

Отдельное поручение является основным способом взаимодействия лица, ведущего производство по уголовному делу, с иными субъектами уголовно-процессуальной деятельности, уполномоченными производить следственные и (или) оперативно-розыскные (розыскные) действия, но не имеющими отношения к производству по конкретному делу.

В российском уголовном процессе применение института отдельного поручения имеет место в рамках досудебного производства по уголовному делу, способствуя более эффективному решению задач данного этапа уголовного процесса (установлению лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, формированию доказательственной базы и т.п.). Но в теоретическом (сравнительно-правовом) плане институт отдельных поручений вполне может использоваться судом, по крайней мере в рамках континентальной системы судопроизводства, когда один судья поручает другому произвести судебно-следственное действие1Впрочем, подобные подходы сегодня можно обнаружить и в российском уголовном процессе, правда, пока в основном в связи с допросом, производимым с помощью видеоконференц-связи (ст. 2781 УПК РФ), т е. в достаточно специальных случаях..

Исходя из положений действующего уголовно-процессуального закона и оставляя в стороне судебное производство, институт отдельного поручения выполняет следующие функции в отечественном уголовном судопроизводстве.

Во-первых, отдельное поручение является способом делегирования следователем (дознавателем) полномочий по производству конкретных следственных и иных процессуальных действий в рамках производства расследования по конкретному уголовному делу.

Во-вторых, отдельное поручение служит способом обеспечения надлежащего хода предварительного расследования по уголовному делу. Возможные варианты содержания отдельного поручения (его предмет) предусмотрены п. 4 ч. 2 ст.

38 УПК РФ В частности, посредством применения института отдельного поручения обеспечивается исполнение процессуальных решений, связанных с применением мер процессуального принуждения (задержание, привод и т.п.

), производятся оперативно-розыскные и розыскные мероприятия, направленные на получение информации, необходимой для производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений по уголовному делу, оказывается необходимое содействие в производстве следственных действий.

Адресатом отдельного поручения как способа делегирования полномочий по производству следственных и иных процессуальных действий может выступать как орган дознания, так и следователь (ч. 1 ст. 152 УПК РФ).

Что касается случаев применения института отдельного поручения в качестве способа обеспечения надлежащего хода производства по уголовному делу, то в таких ситуациях отдельное поручение адресуется органу дознания. Кроме того, институт отдельного поручения может применяться до появления уголовного дела (в рамках доследственной проверки – ч. 1 ст.

144 УПК РФ) в целях проведения оперативно-розыскных мероприятий. В такой ситуации адресатом отдельного поручения выступает орган дознания, наделенный полномочиями по производству оперативно-розыскной деятельности (ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

Отдельное поручение в уголовном судопроизводстве должно иметь исключительно письменную форму (об этом говорится в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Это важно с позиции четкого установления пределов компетенции органа, которому оно адресуется.

В частности, если отдельное поручение касается производства конкретного следственного действия, то соответствующее лицо становится в положение надлежащего субъекта доказывания обстоятельств, установленных в ходе производства данного следственного действия.

Таким образом, с точки зрения определения пределов компетенции лица, исполняющего отдельное поручение, и, как следствие, законности производимых им процессуальных действий, в том числе оценки допустимости доказательств, полученных в ходе производства следственных действий, письменная форма отдельного поручения имеет принципиальное значение.

В уголовно-процессуальной доктрине затрагивается вопрос об определении пределов дискреционного усмотрения следователя при применении института отдельного поручения2См., в частности: Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. № 2..

Прежде всего это касается допустимости использования отдельного поручения при наличии реальной возможности самостоятельного производства следователем необходимых следственных и иных процессуальных действий.

Иначе говоря, речь идет о ситуациях, когда отдельное поручение является способом делегирования полномочий по производству следственных и иных процессуальных действий.

В данном вопросе уголовно-процессуальный закон упоминает об использовании института отдельного поручения только в случае необходимости производства следственных и розыскных действий вне места предварительного расследования (ч. 1 ст. 152 УПК РФ).

Вместе с тем, как свидетельствует правоприменительная практика, необходимость в применении института отдельного поручения может возникать и в иных случаях, в частности, при необходимости производства одного или нескольких следственных действий одновременно в нескольких местах (речь может идти, например, об одновременном производстве обысков в жилище сразу нескольких обвиняемых). Поэтому в данном вопросе при толковании положений уголовно-процессуального закона следует не только исходить из буквы закона, но и учитывать всю совокупность обстоятельств, имеющих значение в рамках производства по конкретному уголовному делу. Однако при любых обстоятельствах делегирование лицом, ведущим производство по делу, другому должностному лицу части своих полномочий путем направления отдельного поручения на производство следственного действия должно быть обоснованным и объясняться исключительной физической невозможностью или затруднительностью совершения следственного действия самим следователем или дознавателем (проживание свидетеля в другом городе, необходимость одновременного производства нескольких следственных действий и т.п.).

Необходимо отметить, что специфической особенностью института отдельного поручения является запрет делегирования полномочий по принятию процессуальных решений. Логика законодателя в данном вопросе достаточно проста и понятна: любое процессуальное решение требует оценки всей имеющейся в уголовном деле совокупности доказательств.

Надлежащим субъектом оценки, обеспечивающей законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, может выступать только лицо, ведущее производство по уголовному делу, поскольку именно в его распоряжении находятся все материалы уголовного дела.

Из данного правила вытекает и иное не менее важное процессуальное последствие, сформулированное Конституционным Судом РФ, а именно – неприменение института отвода к должностным лицам, действующим в рамках отдельного письменного поручения3См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г.

№ 460-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Быковцева Валерия Геннадьевича на нарушение его конституционных прав частями второй и пятой статьи 163, частью первой статьи 152 и главой 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»..

Источник: https://isfic.info/ugpro/prockurs13.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.