Следователь его процессуальные функции и полномочия

11. Следователь и его процессуальное положение. Полномочия начальника следственного отдела

Следователь его процессуальные функции и полномочия

11.Следователь и его процессуальноеположение. Полномочия начальникаследственного отдела.

Статья 38. Следователь

1. Следователь является должностнымлицом, уполномоченным в пределахкомпетенции, предусмотренной настоящимКодексом, осуществлять предварительноеследствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке,установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своемупроизводству или передавать его прокурорудля направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ходрасследования, принимать решения опроизводстве следственных и иныхпроцессуальных действий, за исключениемслучаев, когда в соответствии с настоящимКодексом требуется получение судебногорешения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу дознания в случаях ипорядке, установленных настоящимКодексом, обязательные для исполненияписьменные поручения о проведенииоперативно-розыскных мероприятий,производстве отдельных следственныхдействий, об исполнении постановленийо задержании, приводе, об аресте, опроизводстве иных процессуальныхдействий, а также получать содействиепри их осуществлении;

5) осуществлять иные полномочия,предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с действиями(бездействием) и решениями прокурораследователь вправе представить уголовноедело вышестоящему прокурору с письменнымизложением своих возражений. Ихобжалование прокурору не приостанавливаетих исполнения, за исключением случаевнесогласия со следующими решениями илиуказаниями прокурора:

1) о привлечении лица в качествеобвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) об избрании меры пресечения либоотмене или изменении меры пресечения,избранной следователем в отношенииподозреваемого или обвиняемого;

5) об отказе в даче согласия на возбуждениеперед судом ходатайства об избраниимеры пресечения или о производстве иныхпроцессуальных действий, предусмотренныхпунктами 2 – 11 части второй статьи 29настоящего Кодекса;

6) о направлении уголовного дела в судили его прекращении;

7) об отводе следователя или отстраненииего от дальнейшего ведения следствия;

8) о передаче уголовного дела другомуследователю.

4. В случаях, предусмотренных частьютретьей настоящей статьи, прокуроротменяет указание нижестоящего прокурораили поручает производство предварительногоследствия по данному уголовному делудругому следователю.

Статья 39. Начальник следственногоотдела

1. Начальник следственного отделауполномочен:

1) поручать производство предварительногоследствия следователю либо несколькимследователям, а также изымать уголовноедело у следователя и передавать егодругому следователю с обязательнымуказанием оснований такой передачи,создавать следственную группу, изменятьее состав;

2) отменять необоснованные постановленияследователя о приостановлениипредварительного следствия;

3) вносить прокурору ходатайство оботмене иных незаконных или необоснованныхпостановлений следователя.

2. Начальник следственного отдела вправевозбудить уголовное дело в порядке,установленном настоящим Кодексом,принять уголовное дело к своемупроизводству и произвести предварительноеследствие в полном объеме, обладая приэтом полномочиями следователя и (или)руководителя следственной группы,предусмотренными соответственностатьями 38 и 163 настоящего Кодекса.

3. При осуществлении полномочий,предусмотренных настоящей статьей,начальник следственного отдела вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать следователю указания онаправлении расследования, производствеотдельных следственных действий,привлечении лица в качестве обвиняемого,об избрании в отношении подозреваемого,обвиняемого меры пресечения, о квалификациипреступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника следственногоотдела по уголовному делу даются вписьменном виде и обязательны дляисполнения следователем, но могут бытьобжалованы им прокурору.

Обжалованиеуказаний не приостанавливает ихисполнения, за исключением случаев,когда указания касаются изъятияуголовного дела и передачи его другомуследователю, привлечения лица в качествеобвиняемого, квалификации преступления,объема обвинения, избрания мерыпресечения, а также производстваследственных действий, которые допускаютсятолько по судебному решению. При этомследователь вправе представить прокуроруматериалы уголовного дела и письменныевозражения на указания начальникаследственного отдела.

Следователь – особоуполномоченное государством должностноелицо прокуратуры, органов федеральнойслужбы безопасности, органов внутреннихдел, органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропныхвеществ, которое призвано в пределахсвоей компетенции осуществлятьпредварительное следствие по уголовномуделу, а также иные полномочия,предусмотренные уголовно-процессуальнымзаконодательством (п. 41 ст. 5 УПК).

Компетенция следователей вышеуказанныхведомств определена уголовно-процессуальнымзаконом по предметному признаку всоответствии со ст. 151 УПК.

Все следователи,независимо от их ведомственнойпринадлежности, обладают одинаковымивластными процессуальными полномочиямии процессуальной самостоятельностью.

В своей деятельности по расследованиюпреступлений они руководствуются однимии теми же нормами УПК.

Закон наделяет следователя процессуальнымиполномочиями по производству следственныхдействий, по применению меруголовно-процессуального принужденияи по принятию различных процессуальныхрешений.

Так, следователь уполномоченвозбуждать уголовное дело, приниматьего к своему производству или передаватьего прокурору для направления поподследственности; самостоятельнонаправлять ход расследования; вызыватьлюбое лицо для допроса или дачи заключенияв качестве эксперта; производить осмотры,освидетельствования, обыски, выемки идругие предусмотренные УПК следственныеи процессуальные действия.

По расследуемым им делам следовательуполномочен давать органу дознанияобязательные для исполнения письменныепоручения о проведении оперативно-розыскныхмероприятий, производстве отдельныхследственных действий, об исполнениипостановлений о задержании, приводе,об аресте, о производстве иныхпроцессуальных действий, а также получатьсодействие при их осуществлении.

Следователь дает письменные порученияоргану дознания:

в случае необходимости производстваследственных или розыскных действий вдругом месте (ч. 1 ст. 152 УПК);

в случае необходимости производстваследственных действий и оперативно-розыскныхмероприятий при расследованиипреступлений, по которым производствопредварительного следствия обязательно(ч. 4 ст. 157 УПК).

Поручения о производстве следственныхдействий должны даваться только в случаеотсутствия у следователя возможностипровести их лично. Письменные порученияследователя органу дознания направляютсяследователем руководителю соответствующегоправоохранительного органа, указанногов ст.

40 УПК, который впоследствии поручаетих исполнение подчиненным ему сотрудникам.Форма и реквизиты поручения следователясодержатся в приложении 45 к ст. 476 УПК.В соответствии с ч. 1 ст.

152 УПК срок, втечение которого орган дознания обязанвыполнить поручение следователя, недолжен превышать 10 суток.

В ходе предварительного следствия всерешения о направлении следствия,производстве следственных и иныхпроцессуальных действий следовательпринимает самостоятельно (п. 3 ч. 2 ст. 38УПК).

Исключением из этого общего правилаявляются случаи, когда Конституцией РФи уголовно-процессуальным закономпредусмотрено получение судебногорешения и (или) санкции прокурора.Конституция устанавливает, что отдельныепроцессуальные действия, затрагивающиеправа и свободы граждан, производятсяна основании судебного решения.

Судебноерешение (с предварительным согласиемпрокурора) необходимо следователю дляприменения следующих мер процессуальногопринуждения: избрание (отмена илиизменение) меры пресечения в видедомашнего ареста (ч. 2 ст. 107, ч. 4 ст. 110УПК); избрание (отмена или изменение)меры пресечения в виде заключения подстражу (ч. 1 ст.

108 УПК); продление срокасодержания под стражей (ст. 109 УПК);временное отстранение обвиняемого отдолжности (ч. 1 ст. 114 УПК); наложениеареста на имущество, включая денежныесредства физических и юридических лиц,находящиеся на счетах и во вкладах илина хранении в банках и иных кредитныхорганизациях (ч. 1 ст. 115, ст.

116 УПК).Судебный порядок получения разрешенияна проведение вышеуказанных процессуальныхдействий регламентирован ст. ст. 107 -110, 114, 115 УПК.

Также судебное решение (с предварительнымсогласием прокурора) необходимоследователю для проведения следующихпроцессуальных и следственных действий:помещение подозреваемого, обвиняемого,не находящегося под стражей, в медицинскийили психиатрический стационар дляпроизводства соответственносудебно-медицинской или судебно-психиатрическойэкспертизы (ч. 2 ст. 203 УПК); осмотр жилищапри отсутствии согласия проживающих внем лиц (ч. 5 ст. 177 УПК); обыск в жилище(ч. 3 ст. 182 УПК); личный обыск, за исключениемслучаев, предусмотренных ст. 93 (ч. 1 ст.184 УПК); выемка в жилище (ч. 2 ст. 183 УПК);выемка предметов и документов, содержащихинформацию о вкладах и счетах в банкахи иных кредитных организациях (ч. 4 ст.183 УПК); наложение ареста на корреспонденциюи выемка ее в учреждениях связи (ч. 2 ст.185 УПК); контроль и запись телефонных ииных переговоров (ч. 1 ст. 186 УПК). Судебныйпорядок получения разрешения напроизводство вышеуказанных действийзакреплен в ст. 165 УПК.

Санкция (согласие) прокурора (безсудебного решения) требуется в следующихслучаях: при возбуждении уголовногодела (ч. 1 ст. 146 УПК); при прекращенииуголовного дела в связи с примирениемсторон (ст. 25 УПК); при применении залогав качестве меры пресечения (ч. 2 ст. 106УПК); при продлении срока предварительногоследствия (ст.

162 УПК); при исключении изпротокола следственного действия данныхо личности потерпевшего, его представителя,свидетеля, их близких родственников,родственников и близких лиц (ч. 9 ст. 166УПК); при выемке предметов и документов,содержащих государственную или инуюохраняемую законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК).

Прокурор также утверждает обвинительноезаключение, составленное следователемв порядке ст. 220 УПК.

По общему правилу в силу ч. 3 ст. 37 УПКписьменные указания прокурора следователюявляются обязательными.

Обжалованиеполученных указаний вышестоящемупрокурору не приостанавливает ихисполнения, за исключением случаевнесогласия следователя со следующимирешениями и указаниями прокурора: опривлечении лица в качестве обвиняемого;о квалификации преступления; об объемеобвинения; об избрании меры пресечениялибо отмене или изменении меры пресечения,избранной следователем в отношенииобвиняемого (подозреваемого); об отказев даче согласия на возбуждение передсудом ходатайства об избрании мерыпресечения или о производстве иныхпроцессуальных действий, предусмотренныхп. п. 2 – 11 ч. 2 ст. 29 УПК; о направленииуголовного дела в суд или его прекращении;об отводе следователя или отстраненииего от дальнейшего ведения следствия;о передаче уголовного дела другомуследователю.

В случае несогласия с вышеуказаннымирешениями или указаниями прокурораследователь вправе представить уголовноедело вышестоящему прокурору с письменнымизложением своих возражений. Вышестоящийпрокурор либо соглашается с доводамиследователя и отменяет указаниенижестоящего прокурора, либо поручаетпроизводство предварительного следствияпо данному уголовному делу другомуследователю.

В соответствии с п. 18 ст.

5 УПК начальникомследственного отдела являетсяособо уполномоченное государствомдолжностное лицо, которое возглавляетсоответствующее следственное подразделениепрокуратуры, органов федеральной службыбезопасности, органов внутренних дел,органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропныхвеществ, а также его заместитель. Данныйучастник уголовного судопроизводстваосуществляет процессуальные,организационно-распорядительные и иныеуправленческие, а также методическиефункции.

Начальник следственного отдела наделенследующими полномочиями:

поручать производство предварительногоследствия следователю либо несколькимследователям;

изымать уголовное дело у следователяи передавать его другому следователюс обязательным указанием основанийтакой передачи;

создавать следственную группу, изменятьее состав в порядке, установленном ст.163 УПК (в случае сложности уголовногодела или его большого объема);

отменять необоснованные постановленияследователя о приостановлениипредварительного следствия;

вносить прокурору ходатайство об отменеиных незаконных или необоснованныхпостановлений следователя.

В случае необходимости начальникследственного отдела может возбудитьуголовное дело, принять его к своемупроизводству и произвести предварительноеследствие по нему в полном объеме. Приэтом он наделяется полномочиямиследователя и (или) руководителяследственной группы, предусмотреннымисоответственно ст. 38 и ст. 163 УПК.

Начальник следственного отделаосуществляет процессуальный контрольза своевременностью действий следователяпо расследованию преступлений, принимаетмеры к наиболее полному, всестороннемуи объективному производству предварительногоследствия по уголовному делу. Он вправепроверять находящиеся у следователейматериалы уголовного дела.

При обнаружениидопущенных ошибок и нарушений законаначальник следственного отдела принимаетмеры к их устранению.

Он вправе даватьследователю указания о направлениирасследования, производстве отдельныхследственных действий, привлечениилица в качестве обвиняемого, об избраниив отношении обвиняемого (подозреваемого)меры пресечения, о квалификациипреступления и об объеме обвинения.

Указания начальника следственногоотдела по уголовному делу даются вписьменном виде и обязательны дляисполнения следователем.

Обжалованиеэтих указаний прокурору не приостанавливаетих исполнение, за исключением случаев,когда они касаются изъятия уголовногодела и передачи его другому следователю,привлечения лица в качестве обвиняемого,квалификации преступления, объемаобвинения, избрания меры пресечения, атакже производства следственныхдействий, которые допускаются толькопо судебному решению. При этом следовательвправе представить прокурору материалыуголовного дела и письменные возраженияна указания начальника следственногоотдела. Прокурор, в зависимости отобстоятельств, либо отменяет указаниеначальника следственного отдела, либодает указание о необходимости передачидела для его дальнейшего производствадругому следователю.

Источник: https://studfile.net/preview/847133/

Процессуальные функции следователя

Следователь его процессуальные функции и полномочия

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Понятие и уголовно-процессуальные функции следователя

1.1 Понятие следователя. Структура и организация работы органов предварительного следствия в РФ

1.2 Функции следователя в уголовном процессе

Глава 2. Полномочия следователя в стадии возбуждения уголовного дела

Глава 3. Полномочия следователя в стадии предварительного расследования

3.1. Система и содержание полномочий следователя в ходе производства предварительного следствия

3.2 Процессуальная самостоятельность следователя. Процессуальные отношения следователя с прокурором и руководителем следственного органа

3.3 Процессуальные формы взаимодействия следователя и органа дознания

Заключение

Список использованных источников и литературы

С принятием и вступлением в силу УПК РФ реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалась далеко не завершенным.

Уже принято более двадцати федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в отдельные положения УПК РФ, и имеются все основания полагать, что в ближайшей и отдаленной перспективах, эти тенденции сохранятся и получат дальнейшее развитие.

Первые результаты действия УПК РФ позволяют проанализировать практику его применения, выявить проблемы процессуальной деятельности следователя и требуют проведения дальнейших научных исследований, направленных на совершенствование уголовно-процессуального законодательства в целом, и правового регулирования процессуального статуса следователя в частном.

Изменение уголовно-процессуальной политики и законодательства, расширение состязательных начал повлекли пересмотр процессуальной роли каждого из субъектов уголовного судопроизводства.

По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации следователь представлен как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, наряду с прокурором, начальником следственного отдела, дознавателем, потерпевшим и др.

Таким образом, с точки зрения законодателя в настоящее время следователь наделен функцией обвинения (уголовного преследования), с чем целый ряд авторов не соглашается. Это связано с тем, что закон (ст.

6 УПК РФ) также нацеливает следователя на восстановление доброго имени лиц, не причастных к совершению преступлений. В случае, когда уголовное преследование не нашло своего подтверждения, следователь должен отказаться от него и принять меры по реабилитации незаконно и необоснованно подвергнутых уголовному преследованию лиц.

Достаточно негативная обстановка складывается с обеспечением процессуальной самостоятельности следователя. Ее рамки в действующем законодательстве значительно снижены, что отрицательно влияет на ход предварительного расследования, а соответственно и достижение задач уголовного судопроизводства.

В юридической литературе также высказывается мнение о необходимости лишения следователя полномочий по прекращению уголовного дела и передачи их исключительно суду.

В связи с этим на современном этапе развития уголовно-процессуального законодательства остаются спорными многие теоретические и нормативные положения, касающиеся процессуального статуса следователя.

Проблемы, связанные с предварительным расследованием, в том числе и аспекты уголовно-процессуального статуса следователя никогда не были обделены вниманием уголовно-процессуальной науки. Между тем и в настоящее время многие вопросы, касающиеся процессуального статуса следователя, его взаимодействия с другими участниками процесса так и остались не исследованными.

Совокупность указанных обстоятельств позволяет говорить об актуальности темы исследования, а также о ее научной и практической значимости.

Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, содержанием которых выступает деятельность следователя по осуществлению возложенных на него законом полномочий.

Предмет исследования – современное состояние нормативного регулирования процессуального статуса следователя в уголовном судопроизводстве при производстве предварительного расследования, а также закономерности реализации соответствующих нормативных предписаний.

Целью работы является разработка теоретических положений, касающихся процессуального статуса следователя в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства, и выработка научно обоснованных предложений и рекомендаций нормативного и практического характера, направленных на его оптимизацию.

В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

– выявить исторические тенденции развития уголовно-процессуального статуса следователя в уголовном судопроизводстве России;

– сформулировать понятие «уголовно-процессуальный статус следователя» с учетом положений УПК РФ и охарактеризовать его на основе анализа существующих научных концепций;

– определить функции следователя в уголовном процессе;

– определить полномочия следователя в ходе производства предварительного следствия;

– определить характер взаимодействия следователя с прокурором и руководителем следственного органа, а также с органами дознания;

– изучить основные направления и тенденции по определению места и роли следователя в уголовном судопроизводстве России;

– выявить проблемы законодательства по регулированию уголовно-процессуального статуса следователя и выработать предложения по его совершенствованию.

В качестве составных элементов процессуального статуса следователя необходимо выделять: 1) целевой блок (цели и задачи); 2) компетенция (функции и полномочия); 3) процессуально-правовая ответственность; 4) гарантии деятельности следователя.

На мой взгляд, под процессуальным статусом следователя понимается закрепленное нормами уголовно-процессуального права положение указанного участника уголовного судопроизводства, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности.

Нормативной правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Методологической базой исследования являются положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Основным методом исследования является диалектический метод познания.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой анализ процессуальных отношений следователя с прокурором и руководителем следственного органа, а также взаимодействия органов дознания и следователя как правового явления, института, присутствующего в российском законодательстве.

Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и предметом исследования. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

1.1 Понятие следователя. Структура и организация работы органов предварительного следствия в РФ

Известный русский процессуалист В.П. Даневский в 1895 г. писал: “Предварительное следствие по Судебным уставам императора Александра II едва ли не самая слабая часть нашего уголовного процесса” См.: Даневский, В. П.

Наше предварительное следствие, его недостатки и реформа/ В.П. Даневский // Министерство юстиции.-1994/95.- №. 11. – С. 103-166..

С тех пор данный вид государственной деятельности пережил множество трансформаций, однако перечень претензий к нему лишь все увеличивается.

Современных следователей упрекают в низком профессионализме, волоките, необъективности, зависимости от вышестоящих начальников, применении пыток, ложном понимании чувства долга. Среди современных ученых-процессуалистов имеется мнение, что подобное отношение к следователям не случайно, и вполне обосновано.

В частности Колоколов Н.А.

, председатель редакционного совета журнала “Уголовное судопроизводство”, кандидат юридических наук, доцент, в одной из своих статей, посвященных реформе органов предварительного следствия отмечает, что, институт предварительного следствия в уголовном судопроизводстве России давно утратил свое истинное значение. В наши дни следователь – мелкий чиновник, зачастую не имеющий соответствующего образования, заваленный работой, лишенный своего основного качества – процессуальной самостоятельности. Из некогда важной фигуры, полноправно входившей в аппарат судебной власти, следователь превращен в узкого специалиста по уголовному преследованию – функционера власти обвинительной. См.: Колоколов, Н.А. Не ограничится ли реформа предварительного следствия очередной сменой руководства?/ Н.А. Колоколов // Уголовное судопроизводство. – 2007. – № 4. – 2-14.

С этой позицией можно согласится, или опротестовать ее, но необходимо признать, что она не лишена здравого смысла, и в любом случае, очевидно, что в настоящее время, несмотря на многочисленные попытки реформирования органов предварительного следствия, и совершенствования их деятельности, остается острой необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить процессуальное положение следователя в уголовном судопроизводстве, а также решить многолетнюю проблему об эффективном взаимодействии всех лиц участвующих в предварительном расследовании уголовных дел. Эта проблема дискутируется в течение длительного времени, однако и по сей день, нет чёткого представления о путях совершенствования организации взаимодействия органов следствия, дознания и экспертных подразделений. См. Рыжаков, А.П., Сергеев, А. И. Субъекты уголовного процесса: учебн. пособие/ А. П. Рыжаков.- Тула, 1996. -320с.

Основная роль в построении плана предварительного расследования, прежде всего, зависит от следователя т.к. он является основной и самостоятельной процессуальной фигурой, полностью отвечающей за объективность и всесторонность проведённого расследования.

С точки зрения осуществляемых функций следователь – это должностное лицо, обязанностью которого является проведение предварительного расследования, а также доказывание всех вопросов, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к предмету доказывания. С точки зрения требований, предъявляемых к данной должности, следователем может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Независимо от ведомственной принадлежности каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями законодателя о содержании и направлениях его деятельности.

Он должен быстро и полно расследовать каждое преступление, установить лиц, виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Трубочкина, В. В. Процессуальное положение следователя/ В.В.

Трубочкина // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1997.- № 5.- С.39. В обязанности следователя входит также принятие мер к обеспечению возмещения причиненного ущерба и возможной конфискации имущества.

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00483016_0.html

Функции следователя в современном уголовном судопроизводстве

Следователь его процессуальные функции и полномочия

Качабеков, К. Т. Функции следователя в современном уголовном судопроизводстве / К. Т. Качабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54286/ (дата обращения: 19.11.2020).



Функциональный подход к структурированию уголовного судопроизводства получил официальное признание с принятием УПК РФ. Как следует из содержания ст. 15 Кодекса, законодатель связывает понятие функций с принципом состязательности сторон и говорит о наличии в уголовном судопроизводстве трех основных функций:

1) обвинения,

2) защиты,

3) разрешения уголовного дела.

Следователь отнесен законом к участникам процесса, осуществляющим функцию обвинения. Однако такое законодательное закрепление функции следователя не только не сняло дискуссионность данной проблемы, но, напротив, сделало ее еще более спорной.

В доктрине уголовного судопроизводства отнесение следователя к стороне обвинения имеет своих сторонников [1].

В то же время многие авторы считают, что такое представление о деятельности следователя ведет к ослаблению гарантий прав участников процесса, придает односторонний характер деятельности должностных лиц, осуществляющих расследование, создает объективные предпосылки для обвинительного уклона при осуществлении досудебного производства [2].

Анализируя сущность деятельности следователя, нельзя не видеть, что он действительно осуществляет уголовное преследование, которое в соответствии с п. 55 ст.

5 УПК РФ представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемую в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Уголовное преследование в деятельности следователя находит свое выражение при возбуждении уголовного дела, при собирании доказательств виновности лица, при формулировании и обосновании вывода о совершении данным лицом преступления, при составлении обвинительного заключения.

Вместе с тем, следователь должен всесторонне, полно и объективно расследовать уголовное дело.

Уголовно-процессуальный закон возложил на следователя обязанность устанавливать по каждому уголовному делу не только обстоятельства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления, но и обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 73 УПК РФ). Следует также отметить, что некоторые процессуальные действия следователя вообще лишены обвинительного уклона. К примеру, придя к выводу, что отсутствуют основания для предъявления обвинения, следователь прекращает уголовное дело.

Как справедливо отмечено, хотя УПК РФ отнес фигуру следователя к стороне обвинения, это не означает, что он должен собирать только доказательства вины подследственного.

Осуществляя уголовное преследование, следователь, в первую очередь, должен руководствоваться принципами уголовного судопроизводства, в том числе, принципом презумпции невиновности и необходимостью защиты личности от необоснованного обвинения и ограничения прав и свобод [3, 4, 5].

Однако не следует считать, что, устанавливая по делу факты, не только обвиняющие лицо в совершении преступления, но и оправдывающие его, следователь как бы осуществляет функцию защиты.

Защита — это совокупность процессуальных действий, направленных на опровержение обвинения, на установление невиновности обвиняемого. Следователь не может защищать обвиняемого от необоснованности им же предъявленного обвинения, которое он считает правильным.

Защищать можно от чужих, а не от своих собственных действий. Поэтому следователь при выполнении возложенных на него полномочий должен руководствоваться правилом о всестороннем, полном и объективном установлении обстоятельств дела.

Объективно правильное обвинение возможно только тогда, когда следователь тщательно проверит доводы обвиняемого, приводимые им в свою защиту.

Поэтому считаем наиболее верной точкой зрения тех авторов, которые полагают, что следователь в уголовном процессе выполняет свою собственную функцию — функцию предварительного расследования, составными частями которой являются обвинение и защита. Как отмечено в специальной литературе, понятие «расследование преступлений» включает в себя все виды деятельности следователя, это вся деятельность следователя в стадии предварительного расследования [6].

Следователь, получая доказательственную информацию, не всегда сразу может определить, является ли она обвинительной или оправдательной. Об этом можно судить лишь при оценке и сопоставлении с другими доказательствами. Деятельность следователя носит ярко выраженный исследовательский характер.

Правильное разрешение уголовного дела невозможно без всестороннего, полного и объективного исследования его обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Исследовательский характер деятельности следователя обеспечивает реализацию уголовного преследования, защиты и отстаивания интересов, нарушенных преступлением, создает условия для последующего судебного разбирательства.

На исследовательский характер деятельности данного участника процесса указывает и Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 июня 2004 года № 13-П, отметив, что должностные лица, выступающие на стороне обвинения, должны подчиняться предусмотренному УПК РФ порядку уголовного судопроизводства, обязаны всеми имеющимися в их распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности, обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту, принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности, в силу которых обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты [7].

Несмотря на законодательное указание на то, что функцией следователя является уголовное преследование, многие практикующие следователи иначе осознают свое предназначение.

По опубликованным результатам исследований более половины опрошенных следователей считают, что они на предварительном следствии выполняют роль беспристрастного исследователя, и только 33 % склоняются к тому, что следователь — активный обвинитель [8]. По данным анкетирования, проведенного Н. И.

Ревенко, 73,2 % следователей указали, что своей основной процессуальной функцией они считают именно расследование преступлений [9].

Таким образом, полагаем, что исходя из смысла деятельности следователя, заложенного в нормах УПК РФ, можно утверждать, что он является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Однозначное отнесение следователя к стороне обвинения не в полной мере соответствует полномочиям следователя, его функции, осуществляемой при производстве по уголовному делу.

Следователь традиционно осуществляет не только уголовное преследование, обвинение, но, главным образом, — исследование всех обстоятельств совершенного преступления полно, всесторонне и объективно.

Литература:

  1. Баев О. Я. Сущность, формы и дефиниции института уголовного преследования // Вестник ВГУ. Серия право. 2008. № 1. С. 250–261.
  2. Лупинская П. А. Доказательственное право в УПК РФ // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной принятию нового УПК РФ. М., 2002. С. 80–81.

Источник: https://moluch.ru/archive/234/54286/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.