Следователь его полномочия процессуальная самостоятельность следователя

Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя. Руководитель следственного органа

Следователь его полномочия процессуальная самостоятельность следователя

Следователь — это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия.

Предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ России и ФСКН России.

Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности.

Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК).

Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что он, кроме того, наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию решений о возбуждении уголовного дела.

Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Следователь наделяется широкими правами и обязанностями.

Решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения.

В частности, необходимо получить решение суда, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением:

а) личной неприкосновенности (п. 1—3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК);

б) неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст. 29);

в) неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29);

г) имущественных прав (п. 51, 7, 9 ч. 2 ст. 29);

д) временным отстранением обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 Конституции РФ (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).

Решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть им обжаловано с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 221 УПК).

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений.

Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме.

В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).

Соединение и выделение уголовных дел (основания, процессуальный порядок, выделение материалов, исчисление сроков предварительного расследования при соединении и выделении уголовных дел).

Соединение и выделение уголовных дел

Индивидуальные особенности преступления и преступника требуют индивидуального характера расследования уголовных дел. Создание громоздких дел с большим количеством обвиняемых отрицательно сказывается на сроках расследования и его качестве.

Необоснованное разделение уголовных дел может затруднить раскрытие преступлений, а в ряде случаев ущемляет права обвиняемого или не дает суду возможность верно определить общественную опасность лиц, совершивших преступление.

Для обеспечения правильного и необходимого объема следственного производства, а также создания наиболее благоприятных условий для осуществления расследования уголовно-процессуальным законодательством устанавливаются правила соединения и выделения уголовных дел.

В ч. 1 и 2 ст. 153 УПК содержится четыре основания соединения уголовных дел в одном производстве:

1) в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) в отношении одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;

4) в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Анализ следственной практики показывает, что в ходе предварительного расследования нередко соединяют дела по основаниям, которые в законе прямо не предусмотрены. Например, это соединение дел: а) о преступной небрежности нескольких лиц, повлекшей общий результат (нарушение техники безопасности и т.п.

); б) преступной небрежности взрослых, создавшей условия для совершения преступления подростком; в) небрежности должностных лиц, создавшей благоприятные условия для расхитителей.

Все их объединяет прикосновенность к «основному» расследуемому преступлению, и в какой-то мере подобная практика близка к третьему основанию для соединения дел, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 153 УПК. Но все-таки она не основана на законе и является хотя и вынужденным, но отступлением от него.

Необходимость соединения дел при условиях, которые в законе прямо не предусмотрены, свидетельствует о том, что ныне действующий перечень оснований соединения уголовных дел не в полной мере отвечает потребностям практики и нуждается в уточнении.

Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа, а находящихся в производстве дознавателя — на основании постановления прокурора (ч. 3 ст. 153 УПК). Вместе с тем инициатива объединения производств может исходить от лица, осуществляющего предварительное расследование.

Согласно ч. 4 ст. 153 УПК при соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным делам поглощается наиболее длительным и дополнительно не учитывается.

В ходе предварительного следствия может возникнуть необходимость не только соединения, но и выделения дел.

Статья 154 УПК содержит следующие основания выделения уголовного дела в отдельное производство:

а) в отношении отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях совершенных в соучастие

б) в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, если он участвовал в совершении преступления вместе с совершеннолетними обвиняемыми (данное положение продублировано в ст. 422 УПК);

в) в отношении иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;

г) в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

Срок по выделенному делу исчисляется с момента возбуждения основного дела. Если же новое дело не связано с деянием, расследуемым по основному делу, то срок по нему исчисляется со дня вынесения постановления о выделении уголовного дела.

Выделение уголовного дела производится на основании мотивированного постановления следователя или дознавателя. Если новое дело не связано с расследуемым делом, в постановлении должно содержаться также решение о возбуждении уголовного дела (ч. 3 ст. 154 УПК).

Выделение уголовного дела необходимо отличать от выделения в отдельное производство материалов. Согласно ст.

155 УПК, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым, дознаватель и следователь вправе вынести постановление о выделении из уголовного дела только материалов, содержащих сведения о новом преступлении.

Эти материалы направляются следователем руководителю следственного органа, а дознавателем — прокурору для последующей проверки и принятия по ним решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела).

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 630;

Источник: https://studopedia.net/4_15811_polnomochiya-i-protsessualnaya-samostoyatelnost-sledovatelya-rukovoditel-sledstvennogo-organa.html

Сущность процессуальной самостоятельности следователя

Следователь его полномочия процессуальная самостоятельность следователя

Шавлак, Д. В. Сущность процессуальной самостоятельности следователя / Д. В. Шавлак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60693/ (дата обращения: 18.11.2020).



Ключевые слова: следователь, полномочия следователя, процессуальная самостоятельность следователя.

В соответствии п. 41 ст. 5 УПК РФ, следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом. Данное положение дублируется в ст. 38 УПК РФ, которая посвящена полномочиям следователя в российском уголовном процессе.

В соответствии с современной состязательной моделью построения уголовно-процессуальной деятельности следователь отнесен к стороне обвинения и на него возложена обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ).

Именно этим обстоятельством определяется процессуальное положение (статус) следователя при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности.

В качестве значимого элемента правового статуса следователя принято выделять его процессуальную самостоятельность, так как именно она во многом определяет надлежащее установление следователем обстоятельств совершенного преступления и обеспечение прав и интересов участников предварительного следствия.

Процессуальная самостоятельность следователя закреплена в п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ как нормативное положение. Однако в законе не дано четкого понятия процессуальной самостоятельности вообще и следователя, в частности.

В процессуальной же литературе вопросы, касающиеся сущности, понятия и роли процессуальной самостоятельности следователя, на протяжении многих лет остаются достаточно спорными.

При этом споры вызывает как место процессуальной самостоятельности в правовом положении следователя, так, собственно, и суть, содержание процессуальной самостоятельности.

Более полувека назад Г. М.

Ясинский писал, что «процессуальная самостоятельность следователя заключается в праве решать по своему внутреннему убеждению, основанному на материалах дела, и в соответствии с законом важнейшие вопросы следствия.

Процессуальная самостоятельность в то же время обязывает следователя проявлять инициативу в деле обеспечения правильного направления следствия, своевременного производства необходимых следственных действий [1]».

Похожее определение процессуальной самостоятельности следователя «как важного элемента его статуса, состоящего в праве самостоятельно принимать все решения о направлении следствия и производстве следственных действий и полной ответственности за их законное и своевременное проведение», давал А. А. Клейн [2].

Похожую интерпретацию понятия самостоятельности следователя дает Хорьяков С. Н., говоря, что «процессуальная самостоятельность следователя представляет собой нормативное предписание, обеспечивающее возможность осуществления данным должностным лицом процессуальных действий и принятия процессуальных решений по своему внутреннему убеждению, основанному на законе и совести [3]».

Некоторые авторы полагают, что понятие процессуальной самостоятельности следователя, прежде всего, включает в себя возможность на базе внутреннего убеждения оценивать доказательства и принимать решения по основополагающим вопросам предварительного следствия. Так, Б. Б.

Степанов считал, что «процессуальная самостоятельность связана с решениями и действиями следователя по возбуждению уголовного дела, направлению хода расследования, окончанием производства по делу, с его правом принимать и осуществлять их по своему усмотрению, основанному на оценке доказательств, в целях достижения задач уголовного судопроизводства [4]».

Согласно позиции других авторов, основой процессуальной самостоятельности следователя является наличие у следователя возможности отстаивания своего решения. Определяя понятие «процессуальная самостоятельность следователя», основным его компонентом они считают возможность отстаивать собственное решение, принятое на основании действующего закона и внутреннего убеждения.

Один из элементов процессуальной самостоятельности следователя — это его право на обжалование указаний руководителя следственного органа, в случае если следователь не согласен с ними.

Как отмечает Гуляев А. П.

, процессуальная самостоятельность следователя включает в себя его право не соглашаться с указаниями начальника следственного отдела по наиболее существенным вопросам расследования, а также право в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно [5].

Некоторыми специалистами высказывается мнение, что сегодня процессуальная самостоятельность следователя является сомнительной по причине тотального контроля со стороны руководителя следственного органа и что следователь лишь выполняет указания и распоряжения руководителя.

Руководитель следственного органа является начальником не только с процессуальной точки зрения, но и с административной.

Следователь, не обладая должным авторитетом (причинами могут быть неопытность следователя или черты характера), не сможет отстоять свою позицию по процессуальным решениям и процессуальным действиям, если его мнение не совпадает со мнением руководителя следственного органа.

Руководитель, напротив, обладает большим статусом, в том числе и административным, чтобы проводить расследование, не учитывая внутреннее убеждение следователя, в производстве которого находится уголовное дело.

Некоторые авторы рассматривают процессуальную самостоятельность следователя как правовой институт. Например, Сулейманова Г. Ж. пишет, что «институт процессуальной самостоятельности следователя составляют нормы, которые предусматривают права, обеспечивающие его личную инициативу и активность при решении вопросов, возникающих при производстве предварительного следствия по делу [6]».

Мы с данным подходом не согласны. Исходя из общей теории правовой институт — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений [7].

Если юридическая норма — «исходный» элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность. Правовые институты предназначены для регулирования небольшого участка, фрагмента общественной жизни, правоотношений.

Институт права является составным элементом отрасли, но при этом обладают относительной самостоятельностью, так как затрагивают узкие вопросы данной отрасли. При этом стоит понимать, что правовой институт лишь во взаимодействии с другими институтами и отраслями может обеспечить правовое регулирование.

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод, что процессуальная самостоятельность следователя не может быть правовым институтом.

В специальной литературе существует точка зрения о том, что процессуальную самостоятельность следователя необходимо рассматривать в качестве принципа уголовного судопроизводства. Основанием для этого является основополагающее значение положения о процессуальной самостоятельности следователя для осуществления досудебного производства по уголовным делам.

Данный принцип оказывает непосредственное воздействие на деятельность следователя, на конструирование правовых инструментов предварительного расследования. Такого мнения придерживается и Степанов Б. Б.

, утверждая, что процессуальную самостоятельность следователя надо рассматривать как принцип уголовного судопроизводства, который должен стать основой всей процессуальной деятельности следователя. Степанов Б. Б.

также отмечает, что данный принцип должен действовать непосредственно и раскрываться в конкретных, более частых нормах закона, он должен стать основой регулирования порядка производства по уголовным делам и правового положения участников процесса, служить базой развития и совершенствования уголовно-процессуального законодательства.

Достаточно распространенной в уголовно-процессуальной доктрине является позиция о том, что процессуальная самостоятельность следователя представляет собой одно из общих условий предварительного расследования.

В общем виде под условиями предварительного расследования понимают как установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила расследования уголовных дел, в которых выражаются специфические особенности стадии предварительного расследования и заключаются правовые требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятию решений в этой стадии процесса, обеспечивающие единый и обязательный процессуальный порядок расследования по любому уголовному делу.

Литература:

  1. Ясинский Г. М. О процессуальной самостоятельности следователя / Ясинский Г. М. // Советское государство и право. — 1964. — № 9. — С. 64.
  2. Клейн А. А. Правовые и организационные аспекты процессуальной самостоятельности и независимости следователя органов внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук / Клейн А. А. — Москва, 1992. — 26с.
  3. Хорьяков С. Н. Процессуальная самостоятельность следователя: дис. … канд. юрид. наук / Хорьяков С. Н. — Москва, 2006. — 211с.
  4. Степанов Б. Б. Процессуальная самостоятельность следователя при расследовании преступлений: автореф. дис…. канд. наук / Степанов Б. Б. — Москва, 2007. — 27с.
  5. Гуляев А. П. Следователь в уголовном процессе: дис. … канд. Юрид. наук / Гуляев А. П. — Москва, 2013. — 192с.
  6. Сулейманова Г. Ж. Уголовно-процессуальная ответственность следователя: дисс.… канд. юрид. наук / Сулейманова Г. Ж. — Москва, 1988. -218с.
  7. Матузов Н. И., Теория государства и права: учеб. Для вузов/ Матузов Н. И., Малько А. В. — М.: Дело, 2017. — 528с.

Основные термины(генерируются автоматически): процессуальная самостоятельность следователя, предварительное следствие, процессуальная самостоятельность, правовой институт, внутреннее убеждение, предварительное расследование, РФ, следственный орган, следователь, уголовное судопроизводство.

Источник: https://moluch.ru/archive/262/60693/

Следователь. Руководитель следственного органа. Понятие и процессуальное положение. Процессуальная самостоятельность следователя

Следователь его полномочия процессуальная самостоятельность следователя

Следователь –должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование уголовных дел в форме предварительного следствия. Этот участник уголовного судопроизводства отнесен к числу участников со стороны обвинения.

широкие процессуальные полномочия (ч. 2 ст. 38 УПК РФ):

– возбуждать уголовные дела;

– принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности;

– самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (кроме случаев, когда необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора);

– давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении постановлений и производстве иных процессуальных действий;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

При производстве предварительного следствия следователь процессуально самостоятелен. Это проявляется не только в том, что он может сам направлять ход расследования, но и в том, что ему дано право при определенных в законе (см. ч. 3 ст. 38 УПК РФ) обстоятельствах не подчиняться указаниям прокурора.

Он вправе сделать это, если не согласен с указанием или решением прокурора: а) о привлечении лица в качестве обвиняемого; б) о квалификации преступления; в) об объеме обвинения; г) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого, обвиняемого; д) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве некоторых иных процессуальных действий (к примеру, о продлении срока содержания под стражей, об осмотре жилища, производстве обыска или выемки в жилище, наложении ареста на имущество); е) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; ж) об отводе следователя или об отстранении его от дальнейшего ведения следствия; з) о передаче уголовного дела другому следователю.

Руководитель следственного органа — должностное лицо, уполномоченное осуществлять надзор за предварительным следствием.

Руководитель следственного органа уполномочен:

· поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а так же изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

· проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

· давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого,обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

· давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого бес принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

· разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

· отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;

· продлевать срок предварительного расследования;

· утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

· давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решения прокурора,вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ;

· возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

· осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий,которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора.

Источник: https://studopedia.ru/15_7405_sledovatel-rukovoditel-sledstvennogo-organa-ponyatie-i-protsessualnoe-polozhenie-protsessualnaya-samostoyatelnost-sledovatelya.html

Вопрос № 85. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя. Руководитель следственного органа, его процессуальные полномочия

Следователь его полномочия процессуальная самостоятельность следователя

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК).

Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи Федеральной службы безопасности и следователи органов Госнаркоконтроля. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.

В соответствии со ст. 38 УПК следователь наделен следующими полномочиями:

1) возбуждать уголовное дело;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в определенных УПК случаях и порядке обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

В гл. 6 УПК следователь отнесен к участникам процесса со стороны обвинения, однако это не означает, что его деятельность по выявлению обстоятельств дела носит односторонний обвинительный характер.

Он обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных обстоятельств, имеющих значение по делу, следователь обязан обеспечить права всех участников процесса, в том числе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и др.. Такая обязанность следователя вытекает из требования ст. 73 УПК, где сказано, что по делу должны быть доказаны не только событие преступления, виновность лица в его совершении, отягчающие обстоятельства, но и обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, а также обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие наказание, могущие повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Для установления всех этих обстоятельств следователь вправе производить любые следственные действия, предусмотренные законом:

· вызывать по находящимся в его производстве делам любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотр, обыск и освидетельствование, следственные эксперименты и т.д.;

· требовать от учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, производства ревизии;

· на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, осуществлять задержание подозреваемых, применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, привлекать лиц в качестве обвиняемых;

· приостанавливать и прекращать уголовное преследование или уголовные дела, а также направлять их через прокурора в суд.

Как должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие, следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью и независимостью. В соответствии с законом (п. 3 ч. 2 ст.

38 УПК) следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции руководителя следственного органа. Все доказательства следователь оценивает по внутреннему убеждению.

В целях обеспечения его процессуальной самостоятельности и независимости при разрешении важнейших вопросов следствия, существенно затрагивающих права и свободы человека, и дальнейшей судьбы дела закон устанавливает право следователя не согласиться с решениями и указаниями прокурора по этим вопросам.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК по делам о преступлениях, относящихся к компетенции органов дознания, если эти преступления совершены лицами, перечисленными в пп. “б” и “в” п. 1 ч. 2 настоящей статьи, следователи прокуратуры проводят дознание.

Так, в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК следователи органов внутренних дел и следователи органов налоговой полиции могут проводить дознание по делам о преступлениях, отнесенных соответственно к компетенции дознавателей этих органов.

Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (п. 18 ст. 5 УПК).

Из характера полномочий, перечисленных в ст. 39 УПК, следует, что начальник следственного отдела осуществляет непосредственное руководство и контроль за деятельностью следователей.

Таким образом все полномочия руководителя следственного органа можно условно разделить на 2 группы:

1. Полномочия по руководству действиями следователя и осуществлению уголовного преследования. Руководитель следственного органа имеет право:

· возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы;

· поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

· давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

· давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

· разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

· продлевать срок предварительного расследования;

· утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

· давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора;

· возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

2. Контроль за соблюдением следователем законодательства РФ при осуществлении своих функций. Руководитель следственного органа имеет право:

· проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

· отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители.

Источник: https://studopedia.org/8-177635.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.