Сколько присяжных заседателей входят в состав суда

Присяжные заседатели как участники уголовного судопроизводства | Студент-Сервис

Сколько присяжных заседателей входят в состав суда

Присяжный заседатель – гражданин России, отвечающий установленным федеральным законом требованиям, приглашенный в суд для участия в рассмотрении уголовного дела в качестве такового, а также прошедший процедуру формирования коллегии присяжных заседателей и принявший присягу. Право граждан участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей закреплено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ и является одновременно гражданским долгом (ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»).

Ограничение его возможно только на основании федерального закона, устанавливающего определенные требования к присяжным заседателям. Реализация данного права предполагает участие граждан в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции уголовных дел соответствующей подсудности.

К исполнению обязанностей присяжного заседателя гражданин может быть призван один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела продолжается дольше 10 дней – на все время рассмотрения этого дела.

Лица, вызванные в суд в качестве кандидатов в присяжные заседатели, но не отобранные в состав коллегии присяжных, могут быть вызваны в суд для участия в рассмотрении другого дела.

Процесс формирования коллегии присяжных заседателей начинается задолго до судебного разбирательства и включает в себя меры организационного характера (составление списков кандидатов в присяжные заседатели органами исполнительной власти субъектов РФ, подготовка предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели в суде и вручение им извещений), и процессуальные действия по формированию коллегии присяжных заседателей, которые производятся в подготовительной части судебного заседания и занимают в ней центральное место. Присяжным заседателем может стать лишь гражданин, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели, составляемые в каждом субъекте РФ каждые 4 года. При этом, в общий список входят граждане всех муниципальных образований субъекта РФ и от каждого муниципального образования в списки включается количество кандидатов, пропорциональное количеству проживающих в нем жителей.

В запасной список кандидатов в присяжные включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда, в количестве не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список. Организационные вопросы составления списков кандидатов в присяжные заседатели в каждом субъекте РФ регламентируются отдельными нормативными правовыми актами. Например, в Челябинской области действует Постановление Правительства Челябинской области от 23.03.2007 года № 65-П «Об утверждении Порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Челябинской области». Требования к гражданам, участвующим в отправлении правосудия Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются граждане, которые:

  • не достигли к моменту составления указанных списков возраста 25 лет;
  • имеют непогашенную или неснятую судимость;
  • решением суда признаны полностью или ограниченно недееспособными;
  • состоят на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • подали письменное заявление о наличии следующих обстоятельств: не владеет языком, на котором ведется судопроизводство;
  • состояние здоровья не позволяет исполнять обязанности присяжного заседателя (должно быть подтверждено медицинскими документами); возраст свыше 65 лет проходит военную службу;
  • занимает определенное должностное положение (государственную должность или выборную должность в органах местного самоуправления;
  • уволено с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, – в течение пяти лет со дня увольнения; является судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом – в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения);
  • имеет специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, или уволено со службы в данных органах и учреждениях в течение пяти лет со дня увольнения;
  • является священнослужителем.

При рассмотрении судом конкретного уголовного дела не допускаются к отправлению правосудия в качестве присяжных лица:

  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Освобождаются от повторного исполнения обязанностей присяжного лица уже участвовавшие в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей (ч. 3 ст. 326 УПК РФ); Могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжного заседателя председательствующим судьей по письменному или устному заявлению (ч. 7 ст. 326 УПК РФ):

  • лица старше 60 лет;
  • женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет;
  • лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в отправлении правосудия;
  • лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести вред общественным и государственным интересам;
  • иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Присяжные заседатели, в том числе запасные, в соответствии со ст. 333 УПК РФ имеют следующие права:

  • участвовать в исследовании всех обстоятельств дела, в производстве процессуальных действий, в том числе задавать через председательствующего судью вопросы допрашиваемым лицам, осматривать вещественные доказательства, а также знакомиться с документами;
  • в любой момент до вынесения ими вердикта просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
  • вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Присяжные заседатели не вправе:

  • отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела, а также уходить из комнаты присяжных заседателей в другое помещение, где могут находиться посторонние лица;
  • общаться с любыми лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела. Присяжные заседатели могут общаться лишь с председательствующим и только по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела только в установленных законом рамках судебного заседания;
  • высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта. Этот запрет действует как в судебном заседании, так и во время перерывов и при отложении судебного разбирательства. До указанного момента присяжные не должны высказывать свое мнение даже друг другу;
  • собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания (выходить для ознакомления с местом происшествия, беседовать со свидетелями, изучать информацию, полученную от СМИ, с целью выяснения подробностей по данному делу и т. д.). Однако и во время судебного заседания они могут получать относящуюся к делу информацию только в установленных процессуальных формах. Запрет присяжным заседателям на непроцессуальное получение сведений начинает действовать лишь с того момента, когда они приняли на себя выполнение своих обязанностей. Не является нарушением данной нормы непреднамеренное получение присяжным сведений, от восприятия которых он не имел возможности уклониться (передача их по радио или телевидению и т. п.).
  • нарушать тайну совещания и порядок ания присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

В случае нарушения указанных правил, присяжный заседатель по инициативе председательствующего судьи или по ходатайству любой из сторон может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела и заменен запасным.
Гарантии независимости присяжных заседателей:

  • независимость присяжных заседателей и подчинение их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону (ст. 10 и 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  • недопустимость вмешательства в деятельность присяжных заседателей (ст. 12 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 10 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • неприкосновенность присяжных заседателей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);
  • установление ответственности за незаконное воздействие на присяжных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела и принятию законного и обоснованного приговора или иного решения, а также за иное вмешательство в их деятельность и проявление к ним неуважения (ст.ст. 294–298¹ УК РФ);
  • система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества присяжных заседателей и их близких (Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»);
  • материальное обеспечение присяжных заседателей, социальные (трудовые) гарантии (ст. 11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);
  • процессуальные гарантии, установленные УПК РФ (порядок формирования коллегии присяжных заседателей, порядок исследования доказательств и принятия решений, тайна совещания присяжных заседателей, безмотивность вердикта, отсутствие какой-либо юридической ответственности присяжных за содержание вердикта).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/prisyazhnye-zasedateli-kak-uchastniki-ugolovnogo-sudoproizvodstva/

Суд присяжных – что это такое, зачем нужен, история возникновения, какие дела рассматривает, плюсы и минусы

Сколько присяжных заседателей входят в состав суда

Для определения вины подсудимого и тяжести совершенного преступления существует несколько судебных институтов. Один из них – суд присяжных. Он выполняет функции вспомогательного органа и состоит из нескольких человек, которые выносят вердикт о виновности подсудимого.

Что такое суд присяжных?

Деятельность этот органа регулируется Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно определению, суд присяжных – это коллегия заседателей, члены который выбираются случайным способом.

Он является одним из институтов судебной системы. Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинению в совершении тяжких преступлений.

На основании решения коллегии заседателей судья выносит обвинительный или оправдательный приговор.

Зачем нужен суд присяжных?

Коллегия заседателей выступает в качестве независимого органа, который рассматривает дело не с юридической, а с обывательской точки зрения.

Главное, для чего нужен суд присяжных – это исключение вероятности судебной ошибки. У подсудимого появляется возможность рассчитывать не только на знания и опыт юристов, но и на мнение простых людей.

Привлечение к рассмотрению дела суда присяжных помогает повысить доверие ко всей системе.

История суда присяжных

Впервые данная форма рассмотрения дел появилась в Англии. В 1792 г. было законодательно закреплено за присяжными право определять достоверность факта совершения преступления и степень вины подсудимого.

Это помогло обвиняемым рассчитывать на справедливый приговор и давало гарантию политической свободы. В XVIII в. введение суда присяжных состоялось в Германии и Франции.

Идею поддержали большинство знаменитых философов и мыслителей того времени.

В России 20 ноября 1864 г. Александр II принял постановление о проведении судебной реформы. В документе содержалось определение такого органа, как суд присяжных, что это и какие задачи он решает.

Известные адвокаты А.Ф. Кони и Ф.Н.

Плевако поддержали введение независимой коллегии и выразили уверенность в том, что рассмотрение дел будет проводиться в условиях независимости заседателей и гласности.

Появление суда присяжных сыграло большую роль в развитии всей судебной системы. Он заставил изменить и упразднить некоторые устаревшие и слишком жесткие нормы закона, которые не соответствовали представлениям общества о тяжести наказаний для отдельных видов преступлений. Сейчас работа суда присяжных регулируется отдельным нормативным актом.

Какие дела рассматривает суд присяжных?

Особенности участия коллегии в заседании определяются Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно его положениям, суд присяжных заседателей должен принимать участие в изучении некоторых видов дел, связанных с уголовными преступлениями:

  • убийства;
  • производство, сбыт и распространение наркотических средств;
  • перевозка через границу наркотических и психоактивных веществ;
  • покушение на жизнь государственного служащего;
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов;
  • похищение людей;
  • бандитизм.

Плюсы и минусы суда присяжных

Способ рассмотрения дел с участием коллегии заседателей всегда был для подсудимого одной из возможностей получить снисхождение и добиться справедливого решения. Рассматривая вопрос о том, нужен ли суд присяжных, необходимо отметить его неоспоримые достоинства:

  1. Независимость и непредвзятость. В рассмотрении дела принимают участие люди со стороны, выбранные случайным образом. Это помогает исключить возможность предварительной договоренности с обвиняемым.
  2. Рассмотрение дела широким кругом лиц. В состав суда присяжных входят 12 заседателей. Такое количество обусловлено исторически и обеспечивает высокую объективность при вынесении решения.
  3. Свобода от стандартов. Профессиональные судьи, длительное время выносящие приговоры, сильно подвержены влиянию тенденций, сложившихся в практике. Суд присяжных принимает решение независимо – заседатели понятия не имеют о том, какие стандарты действуют в профессиональном судопроизводстве.
  4. Минимизация возможности судебной ошибки. Коррумпированность и профессиональная неподготовленность судьи сильно влияет на исход дела. Присяжные заседатели ориентируются не на свои интересы, поэтому могут выступать в качестве бескорыстной стороны.
  5. Увеличение доверия к судебной системе. Суд присяжных – это один из лучших способов сделать рассмотрение дела максимально справедливым. Это повышает доверие других граждан к судебной системе и к государству в целом.

Рассмотрение дела с участием суда присяжных заседателей имеет и свои недостатки:

  1. Проблемы с выбором заседателей. Перед тем, как допустить человека к участию в судебном процессе, необходимо установить, что он не знаком с подсудимым. Порой это обстоятельство остается скрытым, что влияет на заинтересованность присяжного заседателя в исходе дела.
  2. Эмоциональное давление. Хоть присяжные заседатели ограждены от влияния стереотипов, они могут поддаваться влиянию со стороны как прокурора и адвоката, так и других членов коллегии.
  3. Материальные затраты. За участие в заседании присяжным выплачивается вознаграждение, размер которого зависит от количества проведенных часов и величины оклада судьи. В среднем рассмотрение одного дела обходится государству в $3,5-4,2.

Особенности суда присяжных

Коллегия заседателей – это особый орган, который созывается только для рассмотрения дела. От других институтов судебной системы его отличает несколько характерных признаков. Суд с участием присяжных заседателей проходит только в случаях, определенных Уголовно-процессуальным кодексом. Этот документ регламентирует основные правила рассмотрения дела коллегией и особенности отбора.

Для вынесения вердикта по делу в качестве членов независимой коллегии граждане выбираются случайным образом. В состав суда присяжных должно входить 12 человек. Возглавляет заседание профессиональный судья.

В местных судебных инстанциях количество заседателей составляет 6 человек, а при изучении дела на уровне административных образований требуется собрать коллегию из 8 граждан.

Независимо от того, сколько присяжных в суде, должно быть еще двое запасных.

Функции суда присяжных

Коллегия заседателей решает следующие задачи:

  1. Устанавливают факт преступления. В полномочия суда присяжных входит необходимость принять решение о том, действительно ли обвиняемый совершил противоправное деяние. Заседатели должны опираться на свои внутренние ощущения и представленные доказательства по делу.
  2. Выясняют, виновен ли подсудимый и заслуживает ли он снисхождения. Коллегия присяжных путем совещания и ания должна выяснить, есть ли смягчающие обстоятельства, которые необходимо учесть при вынесении приговора.
  3. Обеспечивают независимый взгляд на преступление и разностороннее рассмотрение дела. Коллегия присяжных выполняет функцию непредвзятого участника процесса и способствует установлению справедливости в суде.

Права суда присяжных

Члены коллегии в ходе рассмотрения дела и подготовки к заседанию могут:

  1. Знакомиться с материалами дела и собранными доказательствами.
  2. Задавать вопросы судье для разъяснения отдельных правовых моментов, связанных с изучаемым делом.
  3. Подробно выяснять обстоятельства совершения преступления и задавать вопросы всем участникам процесса.
  4. Получать компенсацию. В понятие суда присяжных входит обязанность государства выплачивать вознаграждение за исполнение обязанностей заседателя. Кроме этого компенсируются расходы на транспорт и жилье, если заседание проходит в другом городе. Период участия в рассмотрении дела включается в трудовой стаж. При этом работодатель не вправе препятствовать сотруднику выступать в качестве присяжного заседателя.
  5. В ходе рассмотрения дела участники суда присяжных могут делать письменные заметки для собственного пользования.
  6. Присяжные имеют право на гарантию неприкосновенности. Если на них оказано давление со стороны подсудимого или его представителей, членам коллегии выделяют личных охранников.

Как выбирают присяжных заседателей в суд?

Коллегия формируется случайным образом из граждан, соответствующих ряду критериев. Им рассылаются уведомления о том, что они включены в списки кандидатов для участия в заседании. Данные о том, как формируется суд присяжных, содержатся в нормативных документах. Затем в случае необходимости собрать коллегию кандидатам рассылаются приглашения для участия в судебном процессе.

Кто не может быть присяжным в суде?

Согласно положениям законодательных актов участвовать в заседании не имеют права:

  1. Лица моложе 25-ти и старше 65-ти лет.
  2. Граждане, которые имеют судимость.
  3. Лица в статусе подозреваемых или обвиняемых и те, кто находится под следствием.
  4. Присяжные заседатели не могут занимать должности государственных чиновников, адвокатов, прокуроров, священников.
  5. Из списка должны быть исключены люди, состоящие на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере.
  6. Недееспособные граждане.
  7. Лица, не знающие государственного языка.
  8. Имеющие физические или психические заболевания, которые являются препятствием для участия в заседании.

Как стать присяжным заседателем в суде?

Самостоятельно подать заявку для участия в заседании невозможно. Создание суда присяжных может производиться с использованием государственной автоматизированной системы, которая случайным образом формирует списки кандидатов.

Программа выбирает нужное количество людей в определенном городе или территориальном образовании. Кандидатам рассылаются письма с уведомлением о том, что в случае получения дополнительного приглашения они должны явиться в суд.

При этом участие в заседании является добровольным – любой гражданин вправе отказаться от права быть присяжным.

Как проходит суд присяжных?

Заседание с участием членов независимой коллегии осуществляется в несколько этапов:

  1. Перед тем, как начнется рассмотрение дела, присяжные заседатели собираются в отдельной комнате и путем ания выбирают своего представителя. Через него все члены коллегии могут задавать вопросы судье, свидетелям и другим участникам заседания.
  2. На втором этапе присяжные собираются в зале суда и выслушивают доводы всех сторон, показания свидетелей и других лиц. Представители сторон защиты и обвинения прилагают усилия, чтобы убедить членов коллегии в необходимости принять то или иное решение.
  3. После окончания заседания суда присяжные удаляются в отдельную комнату для ания. На обсуждение дела и принятие решения дается 3 ч.
  4. Коллегия присяжных заседателей должна стараться прийти к единому мнению. Если это сделать не удается, решение принимается путем ания.
  5. Голосование присяжных осуществляется в устном порядке.
  6. Если заседание присяжных не было завершено до конца рабочего дня, его можно перенести на другое время.
  7. После принятия решения оно передается для ознакомления судье, который обязан учитывать мнение присяжных при вынесении приговора.

Решение суда присяжных

Результатом совещания и ания коллегии заседателей должен стать документ, в котором содержатся ответы на три главных вопроса:

  1. Было ли на самом деле совершено преступление?
  2. Виновен ли подсудимый?
  3. Заслуживает ли он снисхождения?

В списке того, какие решения вправе выносить суд присяжных, нет упоминания о том, что он может определять меру наказания. Этим занимается профессиональный судья, который должен учитывать мнение коллегии.

Если суд присяжных решил, что подсудимый невиновен, выносится оправдательный приговор. Коллегия может посчитать, что обвиняемый заслуживает снисхождения.

В этом случае судья может назначить наказание в размере не более 3/4 от максимально возможного срока.

Конституционный суд является высшим судебным органом в стране, в основе которого положена защита прав и свобод граждан. Он обладает особой структурой и полномочиями, порядком рассмотрения обращений и их силой.

Арбитражный суд – часть отечественной системы правосудия, ответственная за защиту прав предпринимателей. Его деятельность играет огромную роль в обеспечении экономического процветания государства, так познакомимся же с ним поближе.

На третьей ступеньке системы отечественного правосудия – кассационный суд, который уполномочен проверять законность и обоснованность решений первой и второй инстанций. Узнаем, что это за орган и как можно добиться от него справедливости.

Третейский суд является негосударственной альтернативой арбитражу или инстанции общей юрисдикции. Порядок формирования таких органов, так и ход разбирательства и вынесение решения имеют свои особенности, о которых важно знать сторонам.

Источник: https://womanadvice.ru/sud-prisyazhnyh-chto-eto-takoe-zachem-nuzhen-istoriya-vozniknoveniya-kakie-dela-rassmatrivaet-plyusy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.