Сколько должно быть присяжных заседателей

Содержание

Присяжные заседатели

Сколько должно быть присяжных заседателей

Постепенное развитие суда присяжных в России связано с адаптацией нашего законодательства к международным правовым нормам. Последние изменения в процедуре формирования суда присяжных и его работе произошли в 2018 году. Об особенностях выбора и привлечения граждан к участию в суде присяжных заседателей расскажем в этой статье.

Что такое суд присяжных и в чём заключается их работа?

В суде присяжных заседателей также участвует профессиональный судья. Присяжные принимают решение относительно виновности подсудимого и доказанности самого факта совершения преступления. Судья же назначает наказание виновному в соответствии с нормами права.

Таким образом, присяжные заседатели должны ответить в процессе судебного разбирательства на три ключевых вопроса:

  • Доказан ли факт совершения преступления?
  • Доказано ли, что именно подсудимый его совершил?
  • Виновен ли он в совершённом преступлении?

Если большинство присяжных утвердительно ответили на каждый из этих вопросов, то подсудимого признают виновным. Если хотя бы на один вопрос половина присяжных ответила отрицательно, он будет оправдан.

При равном количестве за и против вины подсудимого он также будет оправдан.

Оправдание подсудимого присяжными заседателями является обязательным для исполнения судьёй. Обвинительное решение – нет. В этом случае судья вправе отменить его, если считает, что подсудимый невиновен. Суд направит дело на рассмотрение другим составом суда.

Какие дела рассматривают присяжные?

После расширения полномочий присяжных заседателей в их компетенции оказались, в том числе, дела о тяжких преступлениях. В частности:

  • Убийство без отягчающих обстоятельств.
  • Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности.
  • Убийство с отягчающими обстоятельствами.
  • Незаконное производство и сбыт наркотиков.
  • Контрабанда наркотических средств ОПГ.
  • Посягательство на жизнь государственных и общественных деятелей, сотрудников правоохранительных и следственных органов.
  • Геноцид.

Таким образом, суд присяжных может рассматривать практически все основные преступления, за исключением тех, что совершены лицами в возрасте до 18 лет.

Кто может стать присяжным?

Присяжным заседателем в России может быть любой гражданин, соответствующий следующим требованиям:

  • Ему исполнилось 25 лет.
  • Он не был судим.
  • Не состоит на учёте в психоневрологическом и наркологическом диспансерах.
  • Является дееспособным.

Ограничения также запрещают назначать присяжными:

  • Священников.
  • Госслужащих.
  • Военных.
  • Сотрудников правоохранительных органов и судебной системы.

Одного гражданина могут выбрать в качестве присяжного не чаще одного раза в год.

Как выбирают присяжных?

Для отбора присяжных заседателей используется база данных ГАС «Выборы». На её основе компьютерная программа выбирает граждан случайным образом. После проверки выбранных результатов на соответствие описанным выше критериям список утверждается и публикуется в местных СМИ.

Из данного списка также случайным образом выбирают членов коллегии суда присяжных заседателей перед рассмотрением конкретного дела. О выборе самих граждан уведомляют не менее, чем за неделю до предварительного заседания суда.

В процессе этого заседания происходит итоговый отбор присяжных. При нём присутствует судья, подсудимый и обвинитель. Каждый из них вправе отклонять кандидатуры. Двоих присяжных можно отклонить без объяснения мотивов, остальных только при наличии веских оснований.

Завершается формирование коллегии присяжных выбором её председателя. Это делают сами присяжные. После выбора все они дают присягу. Факт присяги обязывает заседателя явиться в суд. За неявку предусмотрена административная ответственность.

Сколько длится судебный процесс?

Закон предусматривает привлечение граждан в качестве присяжных заседателей на 10 дней. Но если разбирательство по делу требует больше времени, то срок их работы в качестве присяжных продляется. В особых случаях дела могут растягиваться на несколько месяцев.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Если человек работает, как он может оставить работу так надолго?

Закон обязывает работодателя отпустить сотрудника, выбранного в качестве присяжного. Более того, он не имеет право лишить этого сотрудника льгот или перевести на другую должность, а тем более уволить.

В случае, когда сотрудника некем заменить, его руководитель вправе подать прошение об освобождении работника от исполнения обязанностей присяжного заседателя. Но удовлетворение данного прошения является прерогативой суда.

А что с деньгами?

Многих интересует вопрос, получает ли вознаграждение судебный заседатель? Для безработных или людей с низким уровнем заработной платы, установлено вознаграждение в размере 50% оклада судьи за количество дней, которые они провели в роли присяжного.

Для всех остальных граждан из местного бюджета предусмотрена выплата равная их заработной плате за время отсутствия на основной работе.

Дополнительно предусмотрена оплата проезда в суд и обратно.

Что делать, если человек не хочет быть присяжным?

Закон разрешает брать присяжным мотивированный самоотвод. Однако, он должен быть обоснован. Наиболее часто граждане ссылаются на невозможность заменить их по месту работы. Например, такой способ получить отвод используют врачи скорой помощи, пилоты или учителя.

Другой распространённый аргумент касается сомнений в собственной объективности при рассмотрении данного дела. При этом важно объяснить, чем вызван субъективный подход к данному делу.

Многие просто игнорируют повестки о вызове в качестве присяжного. За это не предусмотрена ответственность. Но если гражданин уже посетил предварительное заседание суда и дал присягу в качестве судебного заседателя, то в дальнейшем за неявку его привлекут к административной ответственности.

Неприкосновенность присяжного

Согласно ФЗ №113 «О присяжных заседателях» на них распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ.

Об этом сказано в 12 статье данного закона, где также уточняется, что за препятствие присяжному заседателю выполнять его обязанности предусмотрена ответственность по закону.

Плюсы суда присяжных

Преимущества такого состава суда напрямую связаны с тем, что делают присяжные. Основные достоинства их участия в суде заключаются в следующем:

  • Приговор может быть законным по форме, но несправедливым по сути. Судья не вправе оправдать человека, если он убеждён к его невиновности, но улики говорят об обратном. Присяжные заседатели могут это сделать.
  • Мнение присяжных свидетельствует об общественном восприятии конкретной правовой нормы. То есть, если вопреки требованию закона, присяжные оправдывают подсудимых по данной статье, законодателям стоит задуматься о её соответствии общественным реалиям.
  • Некоторые законы можно трактовать двояко. В такой ситуации решение присяжных нередко оказывается более объективным, чем строгое следование правовой норме со стороны судьи.
  • Милосердие, которое проявляют присяжные, позволяет повысить доверие к судебной системе.

По статистике по делам, в рассмотрении которых участвуют присяжные заседатели, значительно больше оправдательных приговоров, чем в судах, где вердикт выносит один судья.

Минусы суда присяжных

Вместе с достоинствами суда присяжных заседателей у него существует и ряд недостатков:

  • Граждане, привлечённые в качестве судебных заседателей, как правило, не обладают юридическими знаниями. Поэтому для устранения возможных проблем в деле участвует профессиональный судья.
  • Существуют возражения о том, что суд присяжных обходится бюджету достаточно дорого. Однако, нужно учесть, что при оправдании невиновного человека, последнего не придётся содержать в тюрьме также за бюджетные деньги.
  • На присяжных могут существенно влиять прокурор и адвокат, используя свои ораторские способности.
  • Учитывая, что разные люди обладают разными способностями убеждать и навязывать своё мнение, то при обсуждении решения в совещательной комнате, его могут принять не столько большинством , сколько под давлением выступления самых громких и напористых членов коллегии присяжных заседателей.

В целом, учитывая достаточно долгую историю суда присяжных во многих странах, он показал себя эффективным средством достижения объективности и устранения некоторых недостатков судебной системы.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/prisyazhnye-zasedateli/

Реформа суда присяжных заседателей

Сколько должно быть присяжных заседателей

Возможность участия присяжных заседателей в судебном производстве является индикатором соблюдения конституционных прав граждан в отправлении правосудия.

Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей».

Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Часть изменений вступает в действие с 1 июня 2017 года, касается в основном, подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей[1][1]См. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». .

Изменения, вступающие в действие с 1 июня 2018 года, приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве.

Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов- 6 человек.

Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек.

Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня. К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ): ст.

 105 (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст.

 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид).

Все перечисленные преступления, относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.

Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого.

Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Вопрос о сокращении количества присяжных заседателей в судебном разбирательстве и появлении коллегий присяжных заседателей в районных судах является дискуссионным и ныне. С одной стороны, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов.

Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям.

Ускорится сама процедура рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, так как станет проще и быстрее произвести отбор необходимого количества присяжных заседателей. Сейчас часто возникают сложности с формированием коллегии присяжных заседателей. По данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс.

приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 года 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано.

А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных[2][2]См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/. .

Такая ситуация сложилась в Москве и Московской области, в малонаселенных субъектах Российской Федерации явка значительно хуже.

Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Важным плюсом рассматриваемых изменений в уголовно — процессуальном кодексе видится в приближении правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.

С другой стороны, на 6 — 8 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных, а фактически склонить суд к принятию того или иного решения сможет половина из всей коллегии присяжных заседателей.

В соответствии с УПК РФ в случае, когда голоса присяжных заседателей разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ (In dubio pro reo — все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Таким образом, отсутствует необходимость привлечения нечетного числа присяжных заседателей.

Если присяжных 8, то для признания вины подсудимого нужно минимум 5 , а для оправдания — 4 голоса присяжных заседателей. Если присяжных 6 человек, то для оправдания необходимо всего 3 голоса. А три голоса — это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям УК РФ или апелляции в вышестоящих судах.

Судьбу подсудимого в районных судах будут решать фактически всего трое присяжных заседателей. Так как, в соответствии с УПК РФ вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им соответствующего приговора.

Остро встанет вопрос с финансированием и обеспечением безопасности присяжных заседателей, поскольку и сейчас на них нередко оказывается давление. Затрудняет справедливое правосудие юридическая неосведомленность присяжных в таких вопросах, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и крайняя необходимость.

Есть сложность самостоятельной оценки присяжными заседателями таких видов доказательств, как материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, детализация мобильных соединений, технические экспертизы, требующие глубокого знания материалов уголовного дела и специальных профессиональных навыков.

К подсудности суда присяжных заседателей отнесено множество достаточно сложных по составу преступлений, зачастую трудных для понимания даже профессиональным юристам. Возможны трудности и организационного характера. Не все районные суды готовы к проведению судебных заседаний с участием присяжных, поскольку во многих судах нет, например, подходящих залов (со столом для присяжных заседателей и специальной совещательной комнатой). Помимо прочего, возрастет нагрузка на Верховный Суд Российской Федерации по пересмотру дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.

В судебном разбирательстве при участии присяжных заседателей постановляется больше оправдательных приговоров, чем при рассмотрении уголовных дел без них. На это есть свои причины.

В судебном заседании с участием присяжных заседателей запрещено упоминание о существовании доказательств, исключенных председательствующим судьей из разбирательства дела, кроме того запрещено исследовать любые обстоятельства, характеризующие личность подсудимого — справки о состоянии здоровья, характеристики, справки о семейном положении и т. д.

[3][3]См: Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»

Существенным обстоятельством является то, что введение в районный суд присяжных заседателей позволит решить еще одну, важную задачу — установление опосредованного общественного контроля над предварительным следствием.

Участие присяжных заседателей в рассмотрении районными судами уголовных дел в обязательном порядке заставит предварительное следствие районного уровня повысить свой профессионализм и пойдет на пользу всему обществу.

Реформа уголовно-процессуального законодательства направлена на сосредоточение потенциала судов второй инстанции на осуществление своего основного предназначения — проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей — основных звеньев системы судов общей юрисдикции, которые рассматривают около 99 процентов всех уголовных дел.

Внесенные изменения в целом позитивны, поскольку за счет меньшего количества присяжных заседателей в коллегии упростится процедура отбора кандидатов, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня.

По мнению Владимира Давыдовова, заместителя Председателя В С РФ: «Даже в условиях достаточно широкой подсудности, которая была изначально, областными судами рассматривалось порядка 4 тыс. дел в год, с участием присяжных — 750−800 дел. При этом в процесс правосудия вовлекались не более 10 тыс. граждан, что, конечно, очень мало.

В 2013 году (примерно такая же статистика за 2014 год) районными судами были рассмотрены уголовные дела об убийстве в отношении 7520 лиц, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, — в отношении 7599 лиц, о разбое с причинением тяжкого вреда здоровью — в отношении 983 лиц.

Все эти дела потенциально могли бы стать предметом рассмотрения обновленного суда с участием присяжных заседателей в районных судах. И это только три статьи. Таким образом, в процесс отправления правосудия может быть вовлечено несопоставимо большее число граждан»[4][4]См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.

ru/article/612 249/. . Привлечение большего числа граждан в присяжные заседатели должно повысить уровень общественного правосознания, способствовать снижению уровня преступности в целом.

По нашему мнению, введение коллегий присяжных заседателей в районные суды имеет положительную тенденцию при совершении правосудия, в том числе и для судей районных судов, работа которых сведется больше к «административно-организационной работе» в судебном заседании — теперь им нет необходимости принимать окончательное решении по рассматриваемому уголовному делу.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (далее — ФПА РФ) также выступает за расширение компетенции суда присяжных.

Юрий Пилипенко, президент ФПА на конференции «Перспективы реформирования суда присяжных» прошедшей в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Р Ф, сказал: «Мы находимся в той точке, когда может произойти поворот в развитии всей судебной системы.

Мы, адвокаты, чрезвычайно заинтересованы в развитии суда присяжных, потому что он независим и требует высокого профессионализма и от защиты, и от обвинения. Суд присяжных дает нам возможность чувствовать себя свободными людьми в свободной стране».

Теперь адвокатам предстоит убедить в своей правоте не государственного обвинителя и федерального судью, скованных часто определенными рамками и «позициями» руководства, а обычных граждан- которые могут объективней принимать решение в каждом конкретном случае. Видится, суды первой инстанции будут принимать более объективные решения, уходя от явно «обвинительного уклона». Это огромный шаг к становлению действительно открытого правосудия и повышения доверия граждан к судебной системе.

Необходимо отметить, что идея о пересмотре объема подсудности суда с участием присяжных заседателей в сторону расширения и увеличения количества составов преступлений, рассматриваемых этим судом позитивна, направлена на реализацию конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.

Источник: https://abkazakov.ru/publications/reforma-suda-prisyazhnyh-zasedatelej/

Восемь заседателей в областных судах и шесть — в районных // Законопроект президента сокращает число присяжных и расширяет их компетенцию

Сколько должно быть присяжных заседателей

Сегодня президент России Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок, согласно которым предлагается расширить применение института присяжных заседателей.

Состав коллегии присяжных заседателей областных и равных им судов предложено сократить с 12 до 8 человек, следует из текста законопроектов. Присяжные появятся и в районных судах — там их будет шесть.

Они будут рассматривать дела об особо тяжких преступлениях против личности.

Президент внес в Госдуму предусматривающий изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ законопроект о расширении применения института присяжных заседателей (№ 1016453-6).

Также внесены связанные с этим документом еще три законопроекта, которые предлагают изменения в законы «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (№ 1016480-6), «О применении положений Уголовного кодекса (УК) и УПК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (№ 1016488-6) и «О военных судах РФ» (№ 1016471-6).

Согласно тексту законопроекта о расширении применения института присяжных заседателей, предлагается предоставить «обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда, гарнизонного военного суда и шести присяжных заседателей». При этом законопроектом предлагается сократить численный состав коллегии присяжных заседателей в областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде с 12 до 8 человек.

Включение присяжных в районные суды предполагает расширение числа дел, которые могут быть рассмотрены с их участием.

Это убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, судей, государственных деятелей, геноцид (ст. 105, 111, 277, 295, 317, 357 УК РФ).

По статистике в 2014 году районные суды рассмотрели дела по этим составам в отношении почти 15 тыс. человек. Дела, по которым может быть вынесен смертный или пожизненный приговор, по-прежнему рассматриваются областными судами. 

О реформировании института суда присяжных речь идет с прошлого года.

Верховный суд считал возможным сократить число присяжных в областных судах до семи, а также предусмотреть по ходатайству обвиняемого участие пяти присяжных заседателей для рассмотрения дел об особо тяжких преступлениях в районных судах (см. здесь).

На необходимость сокращения числа присяжных заседателей президент указал в декабре 2015 года в Послании Федеральному собранию (см. здесь), а также на ежегодном собрании председателей судов в феврале этого года (см. здесь).

«Четное число состава коллегии присяжных заседателей позволит обеспечить соблюдение требований ч. 3 и 5 ст.

343 УПК РФ о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну при ответах на другие вопросы, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ» — говорится в пояснительной записке. Планируется, что с сокращением числа присяжных заседателей в составе коллегии также упростится процедура их отбора, потому как «отпадет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков». Кроме того, сократятся сроки судебного разбирательства «за счет времени, которое затрачивается на длительные процедуры отбора большого числа кандидатов в присяжные заседатели», а также сократятся расходы на вызов кандидатов в присяжные заседатели и материальное обеспечение присяжных заседателей, участвующих в судопроизводстве. Общее количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня (ч. 4 ст. 325 и ч. 3 ст. 327 УПК РФ), поясняется в документе.

Помимо этого также вносятся изменения, направленные на уточнение процедуры формирования коллегии присяжных заседателей (ст.

328 УПК РФ), что «позволит обеспечить рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей в разумные сроки и исключить возможность воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии».

Как отмечается в законопроекте, поправки предлагаются для «дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости правосудия и доверия общества к суду».

Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2017 года. Однако исключение составляют положения о порядке рассмотрения уголовных дел о преступлениях, подсудных районному суду и гарнизонному военному суду. Их вступление в силу намечено на 1 января 2018 года.

Правительство поддерживает законопроект, о чем говорится в его заключении.

Юлия Буйная, Закон.ру

Источник: https://zakon.ru/discussion/2016/3/14/vosem_zasedatelej_v_oblastnyh_sudah_i_shest__v_rajonnyh__zakonoproekt_prezidenta_sokraschaet_chislo_

Сколько выбирается присяжных заседателей в суде и как проходит уголовный процесс с их участием?

Сколько должно быть присяжных заседателей

Большинство из нас знает, что в России возможно рассмотрение уголовного дела присяжными заседателями.

Однако нюансы таких разбирательств известны не всем, поэтому следует рассмотреть их подробно, ответив на вопросы о составе, полномочиях и случаях их участия.

И если вдруг придется столкнуться с разбором дела в суде, информация поможет сделать выводы о возможности или невозможности привлечения заседателей.

Для чего нужны присяжные?

Выборы и роль непрофессиональных судей подробно описаны в ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», где учтены все нюансы их работы.

Суд присяжных заседателей характеризуется участием простых граждан, не имеющих юридического образования. Гражданские судьи призваны решить, виновен ли подсудимый, является ли его вина доказанной, заслуживает он снисхождения или нет.

Все остальные вопросы решает квалифицированный судья, им же назначается мера наказания с учетом мнения присяжных. К примеру, если коллегия признала обвиняемого виновным, но считает, что он достоин снисхождения, то мера наказания будет снижена (ст.

 339 УПК).

Голосуя, граждане принимают решение, опираясь на моральные и этические ценности, свой опыт и мировоззрение. Коллегия из нескольких человек обеспечивает разные непредвзятые мнения, состав заседателей не преследует личных интересов.

Присяжные такие же люди, как и обвиняемые, поэтому их мнение объективно, формируется из анализа преступления с точки зрения морали и человеческих отношений.

Суд присяжных появился в России еще в XIX веке. Именно тогда процесс смог стать похожим на современный — открытым и устным.

В состав заседателей может попасть не каждый человек, к кандидатам предъявляются разумные требования (ст. 32 ФЗ «О присяжных…»).

Стать кандидатами не имеют права лица:

  • моложе двадцати пяти и старше 65-ти лет;
  • с судимостью;
  • недееспособные или с ограниченной дееспособностью;
  • проходящие лечение от алкоголизма, наркомании, тяжелых психических заболеваний;
  • подозреваемые правоохранительными органами в совершении преступного деяния;
  • не знающие язык, на котором рассматривается дело;
  • имеющие какие-либо заболевания, мешающие осуществлять полномочия;
  • ведущие судебную, адвокатскую, прокурорскую деятельность, работу в правоохранительных органах, либо если после прекращения таковой не прошло 5 лет;
  • священнослужители.

Для остальных людей привилегия стать одним из судей дела — гражданский долг на добровольной основе, отказаться, конечно, можно, но нужно будет назвать причину.

Деятельность коллегий присяжных

Состав коллегии стараются собрать в большем количестве. Минимальное количество — 12 человек, которые должны присутствовать на всех заседаниях. Поэтому и набирают присяжных больше — до восемнадцати человек. Все они приходят на первое заседание, но если далее кто-то не сможет явиться в зал суда, то он выбывает из коллегии.

По окончании рассмотрения дела остаются только те присяжные, которые не пропустили ни одного заседания. Сколько их останется? Главное, чтобы количество не было меньше 12-ти.

В коллегии выбирается старший. В каждом субъекте РФ выбирается общий и запасной состав коллегии на четыре года. Стать участниками могут граждане, которые проживают на территории данного региона.

Главным ответственным по утверждению состава кандидатов на новый период является председатель суда, который составляет списки исполнительно-распорядительный орган. После утверждения списка и подписи главы города (округа, района) документ публикуют в СМИ.

Состав формируется из граждан, выбранных случайным образом. То есть нельзя просто взять и захотеть стать присяжным, попросить об этом в заявлении.

Составляются списки кандидатов, из которых затем выбирается требуемое число присяжных для того или иного дела. А вот отказаться быть в числе кандидатов можно.

Для этого нужно написать заявление, однако придется объяснить, какие имеются причины, чтобы отказаться от участия.

Отказаться стать присяжным в слушании дела можно и на предварительном слушании, заявив самоотвод. Причиной этому может стать, например, знакомство кандидатов с одной из сторон.

Обвиняемый вправе попросить о привлечении к процессу присяжных. Они принимают участие в разборе дела в полном составе, а в конце выносят решение путем учета всех . Присяжные решают, виновен обвиняемый или нет.

После этого судья назначает меру наказания или признает обвиняемого невиновным.

Обычно один кандидат рассматривает одно дело раз в год. За исполнение полномочий присяжного выплачивается денежная компенсация.

Состав коллегии призван анализировать уголовные дела по преступлениям, за которые дают пожизненное лишение свободы. Именно лица, совершившие тяжкие преступления, как правило, просят о суде заседателей. И отказать им в этом не могут.

Непрофессиональные судьи должны учесть все мотивы преступления, и проать каждый участник должен так, как считает нужным.

К примеру, убийство может быть совершено в алкогольном или наркотическом опьянении, на почве ревности, по неосторожности или обвиняемый мстил за собственного ребенка.

Все эти нюансы и будут учтены составом присяжных, которые решат, признать человека виновным, оправдать или удостоить снисхождения при назначении наказания.

Читать также:  Куда и как нужно жаловаться на судью

Отличия процесса

Если дело рассматривается судьей, то он заслушивает все аргументы и рассматривает доказательства. А затем, опираясь на факты, выносит решение.

Граждане, выбранные в коллегию присяжных, не имеют расширенных юридических знаний, не знакомы с уголовной практикой. Их задача — принять решение на основе личного опыта, мировоззрения. Проявить сострадание или, наоборот, внести голос о признании виновным — решать каждому из заседателей.

На это и работают адвокаты и прокуроры. Они со знанием дела произносят свою речь, задают наводящие вопросы свидетелям и сторонам, докапываются до самой сути, пытаясь вызвать у присяжных те или иные чувства. Адвокат пытается убедить коллегию в невиновности своего клиента либо в том, что совершенное деяние может быть оправдано.

Он говорит понятным для простых людей языком, пытается вызвать сопереживание, поставить заседателей «на место» обвиняемого, стать тем, кого они поддержат. Обвинитель же старается вызвать у граждан негативные чувства к подсудимому, призвать коллегию мыслить справедливо и решить, что любое преступное деяние должно быть наказано.

Присяжным нельзя беседовать с какой-либо из сторон. Всякое давление на членов коллегии наказывается, а присяжный, установивший контакт с адвокатом, потерпевшим или другими участниками — получить отвод.

Если анием принят оправдательный приговор, то судья обязан оправдать обвиняемого. Снисхождение означает снижение меры наказания. Если количество присяжных четное, например, двенадцать, и голоса разделились поровну, то окончательный вердикт будет принят в пользу подсудимого (ст. 348 УПК).

Категория:Суд
Дата:07.06.2017

Для тех дел, где важно учитывать мотивы и обстоятельства преступления, участие присяжных играет немаловажную роль. Граждане, не имеющие специальных знаний, не учившиеся на юрфаке и не сдававшие экзамен на судью, имеют нечто отличное от знания закона — интуицию и чувства. Ими они и руководствуются при принятии решения — справедливого и разумного.

(28 votes, average: 5,00 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetyuristov.ru/sud/skolko-prisyazhnyih-v-sude.html

Статья 328 УПК РФ. Формирование коллегии присяжных заседателей (действующая редакция)

Сколько должно быть присяжных заседателей

1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

1) представляется им;

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3.

Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты.

Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

13.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия – путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания.

При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

22.

По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Источник: https://www.zakonrf.info/upk/328/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.