Система уголовных наказаний в рф

Система наказаний по российскому уголовному праву. Основные и дополнительные виды наказаний

Система уголовных наказаний в рф

Виды уголовных наказаний, которые могут назначаться лицам, признанными виновными в совершении преступления, установлены в ст. 44 УК РФ. Перечень наказаний осовременен по сравнению с УК РСФСР 1960 г.

(например, исключено такое наказание, как общественное порицание, введены наказания, являющиеся альтернативой лишению свободы, но менее строгие).

Построение системы наказаний обусловлено принципом восхождения от менее строгого к более строгому наказанию.

Общими характеристиками системы наказаний является:

– ограниченность видов наказаний двенадцатью их наименованиями, указанными в ст. 44 УК;

– обязательность перечня наказаний для судов, рассматривающих уголовные дела;

– возможность выбора конкретного вида наказания из санкции соответствующей статьи Особенной части УК, по которой квалифицируется преступление, инкриминируемое виновному.

Виды наказаний могут быть сгруппированы по ряду признаков.

В УК РФ специально выделена только классификация наказаний на основные (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), дополнительные (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и те, которые могут применяться в качестве и основных, и дополнительных (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Данная классификация закреплена в ст. 45 УК.

Кроме того, виды наказаний могут быть классифицированы по признаку субъекта, к которому они применяются: общие и специальные наказания.

Соответственно, общие наказания могут быть назначены любому лицу, признанному виновным в совершении преступления, а специальные – только ограниченному кругу осужденных (к специальным наказаниям относятся ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

Далее, по возможности определения срока наказания они подразделяются на срочные и одномоментные (не связанные с установлением определенного срока).

К срочным наказаниям относятся все их виды, в которых указан минимальный и максимальный срок: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Одномоментные наказания, исполнение которых не исчисляется сроком, – это штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь.

По характеру воздействия на осужденного наказания могут быть подразделены на:

– наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, суть которых состоит в ограничении других прав осужденного (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе);

– наказания, состоящие в ограничении или лишении свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы);

– смертная казнь.

Также можно выделить две группы наказаний по принципу применения к совершеннолетним и несовершеннолетним осужденным. В соответствии с ч. 1 ст. 88 УК несовершеннолетним могут назначаться штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок (не свыше десяти лет, как указано в ч. 6 ст. 88).

Существование системы наказаний обеспечивает индивидуализацию наказания и возможность его назначения с учетом всех требований закона, то есть служит дополнительной гарантией законности. Вместе с тем, построение санкций норм Особенной части УК, устанавливающих ответственность за совершение конкретных преступлений, базируется на единой системе уголовных наказаний, указанной в ст. 44 УК.

Штраф.

Минимально строгим наказанием считается штраф. Как правило, его исполнение является одномоментным, и он может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Штраф – это денежное взыскание, назначаемое в пределах, установленных общими требованиями и санкциями соответствующих статей УК, содержащих положения об ответственности за конкретные преступления.

Правоограничения, которые претерпевает лицо, осужденное к штрафу, состоят в лишении его части имущества. Материальные последствия могут сыграть роль обстоятельств, обеспечивающих частную и общую превенцию.

При назначении наказания, более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление (по правилам ст.

64 УК), суд может не назначать штраф в качестве дополнительного наказания, даже если его назначение обязательно предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, по которой квалифицируются действия виновного.

Штраф может применяться и в качестве более мягкого вида наказания, на которое заменяется неотбытая часть наказания в порядке ст. ст. 80, 82 УК.

Ч. 1 ст. 46 содержит два варианта исчисления размера штрафа:

– в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей;

– в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Размер штрафа определяется судом на основании трех критериев:

– тяжесть совершенного преступления;

– имущественное положение осужденного и его семьи;

– возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода.

Ч. 4 ст. 46 УК РФ определяет особенности назначения штрафа в качестве дополнительного наказания. Его применение в этом качестве ограничено санкциями соответствующих статей Особенной части УК и запрещено в тех случаях, когда в них отсутствует такое указание.

Ч. 5 ст. 46 УК РФ определяет наказания, альтернативные штрафу, на которые он может быть заменен в случае злостного уклонения от его исполнения. Это ограничено пределами санкции нормы Особенной части УК, по которой осужден виновный.

В соответствии со ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года.

В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в тридцатидневный срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания (ч. 1 ст. 32 УИК). В отношении таких осужденных судебный пристав-исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.

58. Обязательные работы.

Ст. 49 УК РФ содержит понятие и характеристику этого вида наказания, не существовавшего в законодательстве РСФСР. Вместе с тем, реально на практике оно применяется только с 1 января 2005 года.

Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Вид этих работ определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Это могут быть работы по очистке и озеленению территорий, осуществление ухода за больными или пожилыми гражданами, подготовка к проведению массовых мероприятий. Данные работы не требуют специальной подготовки либо профессиональной квалификации.

Обязательные работы могут выполняться осужденным только в свободное от основной работы или учебы время. Вместе с тем, лица, нигде не работающие и не учащиеся, могут привлекаться к обязательным работам на полный рабочий день.

Данный вид наказания ограничивает право осужденного на распоряжение собственным свободным временем, то есть, по сути, минимально ограничивает свободу.

Кроме того, привлечение к обязательным работам помимо основной трудовой или учебной деятельности осужденного создает и физические нагрузки.

Бесплатный характер исполняемых работ также психологически воздействует на осужденного, поскольку в сознании любого гражданина понятия «труд» и «оплата» взаимосвязаны.

Обязательные работы являются срочным видом наказания. В ч. 2 ст. 49 УК РФ установлена их минимальная и максимальная продолжительность: от 60 до 240 часов. Срок обязательных работ указывается в резолютивной части обвинительного приговора. В целях обеспечения режима труда и отдыха осужденного суточная продолжительность обязательных работ установлена не свыше четырех часов в день.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

В соответствии с ч. 2 ст. 27 УИК время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы назначаются только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК).

Основанием для замены обязательных работ более строгим видом наказания является злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ.

Обязанности осужденного к обязательным работам установлены в ч. 1 ст. 26 УИК.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ в соответствии со ст. 30 УИК признается осужденный:

– более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

– более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

– скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

В ч. 4 ст. 49 УК РФ определен круг лиц, которым запрещено назначение обязательных работ:

– инвалиды первой группы;

– беременные женщины;

– женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

– военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

– военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Таким образом, при назначении этого вида наказания должно учитываться состояние здоровья, возраст и семейные обстоятельства осужденного.

В отношении военнослужащих, проходящих службу по призыву, обязательные работы не назначаются, поскольку эти лица и так привлечены к исполнению конституционной обязанности граждан РФ и задействованы в общественно полезных целях.

Кроме того, применение в отношении них обязательных работ препятствует прохождению военной службы, имеющей ненормированный график, при котором военнослужащий постоянно пребывает в месте службы.

Источник: https://studopedia.ru/10_213075_sistema-nakazaniy-po-rossiyskomu-ugolovnomu-pravu-osnovnie-i-dopolnitelnie-vidi-nakazaniy.html

Понятие системы уголовных наказаний в российской федерации — novaum.ru

Система уголовных наказаний в рф

Ключевые слова: УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ; СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ; ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ; КРИТЕРИИ; КОМПОНЕНТ; ПОДСИСТЕМА КОМПЛЕКС; ЭЛЕМЕНТ; CRIMINAL PUNISHMENT; SYSTEM OF CRIMINAL PUNISHMENT; INDIVIDUALIZATION; CRITERIA; COMPONENT; SUBSYSTEM; COMPLEX; ITEM.

Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию понятия системы наказаний в уголовном праве. Раскрывается такое понятие как система уголовных наказаний. В статье перечисляются признаки системы и требования, которым она должна отвечать. В конце статьи формируются конкретные выводы по изложенному материалу.

В любом государстве, так или иначе, всегда объективно существует система уголовных наказаний.

В уголовном праве России система наказаний является одним из центральных институтов исследования.

Основным уголовным компонентом (вариантом) воздействия на лиц, совершивших преступление, является система наказаний, так как она помогает выбрать наиболее соответствующее совершенному преступлению наказание и добиться достижения целей уголовного наказания, а именно способствует предупреждению совершения преступлений, исправлению осужденных лиц и восстановлению социальной справедливости. В настоящее время в научных работах и учебниках по уголовному праву системе уголовных наказаний стали еще более пристально уделять внимание.

Система наказаний в широком смысле – это многоуровневое целое строение, состоящее из разных видов наказаний, образующих их единство и целостность [1].

На мой взгляд, система наказаний в узком смысле – это закреплённая в уголовном законе, применяемая по приговорам судов, к конкретному виновному лицу, совокупность видов наказаний, которые взаимодействуют между собой, построенная по принципу от менее строго вида наказания к более строгому виду наказания.

Система уголовных наказаний должна ориентироваться на основные принципы уголовного права, такие как: принцип справедливости, законности, гуманизма и индивидуализации уголовного наказания.

Большое значение имеет система уголовных наказаний для уголовного права в целом. Деятельность суда в области назначения конкретного уголовного наказания ставится под определённые рамки в соответствии с принципом законности и индивидуализации уголовного наказания.

Система уголовных наказаний определяет и раскрывает структуру санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, так как их перечисление применительно к конкретному виду преступления исходит из основы перечня видов уголовных наказаний и возможности взаимодополнения между собой.

Также стоит отметить, что система уголовных наказаний, так или иначе, оказывает своё влияние и на законодателя, так как ему необходимо знать в каких пределах и какие уголовные наказания могут должным образом применяться для эффективной борьбы с преступностью.

Система уголовных наказаний должна включать и отвечать определённым требованиям, о которых пойдет речь ниже.

Во-первых, система уголовных наказаний должна строиться по принципу иерархии наказаний от менее строгого вида наказания к более строгому виду наказания;Во-вторых, система уголовных наказаний обязана строиться на общих началах взаимозаменяемости наказаний и взаимодополняемости входящего в неё перечня видов уголовных наказаний;В-третьих, система уголовных наказаний должна состоять из исчерпывающего перечня взаимодействующих и взаимосвязанных элементов (в нашем случае самих видов уголовных наказаний);

В-четвертых, в данной системе должны быть расположены уголовные наказания в определённой последовательности.

В законодательстве Российской Федерации нет определения понятия системы уголовных наказаний. В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится только перечень видов наказаний.

В связи с этим в уголовно- правовой науке нет единства раскрытия этого дискуссионного вопроса.

Недостаток того, что в действующем Российском уголовном законодательстве отсутствует легальное определение понятия системы уголовных наказаний, порождает спор о её составляющих элементах и критериях.

В уголовно-правовой литературе разработаны основные критерии составления системы уголовных наказаний, такие как компонент, комплекс, элемент системы, подсистема, зависимость входящих в неё элементов и взаимная их связь.

Признаки, содержащиеся в системе уголовных наказаний, раскрываются в компонентах, которые содержатся в двух частях.

Первая часть выступает в качестве подсистемы уголовных наказаний, находящейся в Общей части Уголовного кодекса РФ, а вторая часть компонентов представляет подсистему Особенной части УК РФ.

В первой части компонентов системы уголовных наказаний указаны основополагающие начала, которые формируют вторую часть компонентов.

Комплекс как основной критерий системы наказаний выражается как результат объединения автономных систем в единый, цельный и функциональный результат, частью которого и является данная система уголовных наказаний. Комплекс системы уголовных наказаний в нынешнее время описан в Уголовном кодексе Российской Федерации, разделяя его на Общую и Особенную часть.

Также стоит упомянуть ещё один из основных критериев – базовый элемент, который определяется в качестве исходных основ первичного строительного материала. Иными словами, это любой из перечня видов уголовных наказаний, содержащихся в статье 44 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Подсистема как один из важных критериев системы уголовных наказаний находится в санкциях статей особенной части УК РФ, она является главной основой комплекса системы уголовных наказаний.

Если исходить из мнения законодателя, то подсистема как критерий систем уголовных наказаний оправдывает себя в борьбе с конкретными общественно опасными деяниями.

Главное внимание уделяется кумулятивным санкциям, потому что они направлены на различные виды уголовных наказаний – как дополнительных и основных, так и смешанных.

В санкциях статей особенной части УК РФ законодатель определяет вероятное уголовное наказание для виновного лица, совершившего преступление, чтобы наиболее оптимально достигнуть целей уголовного наказания.

Когда будут осуществляться выше перечисленные обязательные критерии, тогда станет эффективнее взаимодействовать и работать система уголовных наказаний.

Стоит отметить также такой критерий как зависимость входящих в неё элементов и взаимная их связь. Этот критерий выражается при назначении соответствующего уголовного наказания, к примеру, когда менее строгое наказание не способно обеспечить достижение целей уголовного наказания его заменяют более строгим видом наказания [2].

Нет также в уголовном законодательстве дифференциации видов наказаний на общие и специальные виды, применяемые к военнослужащим или должностным лицам, например, такое наказание как содержание в дисциплинарной воинской части.

В учебниках по уголовному праву перечень уголовных наказаний называется «система наказаний», на мой взгляд, это довольно обоснованно. На протяжении длительного промежутка времени система уголовных наказаний менялась в зависимости от социальной принадлежности и условий внешней среды.

Если рассматривать Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, то можно заметить такие наказания как конфискация имущества, общественное порицание, возложение обязанности загладить причинённый вред и увольнение от должности.

С учётом изменения внешних факторов и принятия действующего Уголовного кодекса 1996 года перечисленные выше наказания не включены в современный перечень системы наказаний, но к некоторым наказаниям, которые перешли из советского законодательства добавились довольно новые виды уголовных наказаний, такие как арест, ограничение свободы, обязательные работы, ограничение по военной службе и другие [3].

Данные нововведения имеют свои гуманные и социально- экономические основания.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система уголовных наказаний – это необходимый институт уголовного права, она присуща каждому государству, даже если нет легального закрепление её содержания в какой-либо правовой норме. В Российской Федерации нет легального закрепления определения понятия «система уголовных наказаний», но в уголовно-правовой литературе используется данное определение как в широком, так и в узком смысле.

Также если рассматривать мнения различных авторов, то у системы уголовных наказаний существует множество критериев, таких как подсистема, комплекс, компонент, элемент, которые должны соблюдаться. При их полном взаимодействии система уголовных наказаний будет должным образом функционировать, будет более эффективно реализовывать цели уголовного наказания.

И, наконец, хочется добавить, что система уголовных наказаний не сводится только к перечню видов наказаний, которые закреплены в статье 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, система уголовных наказаний – это особый механизм, содержащий в себе принципы, требования, критерии, задачи и цели, имеющие широкое значение для уголовного законодательства.

Список литературы

  1. Марков В.П. Понятие системы наказаний в российском уголовном праве // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2006. — № 1(29). – С. 192-194.
  2. Марков В.П. Система уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и ее структура // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. — № 11. Т.2. – С. 207-210.
  3. Тасаков С.В. Система уголовных наказаний нуждается в совершенствовании // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. – 2016. — № 158. – С. 605-616.

Источник: https://novaum.ru/public/p425

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.