Система уголовно процессуального законодательства

Система действующего уголовно-процессуального законодательства

Система уголовно процессуального законодательства

Базой уголовно-процессуального законодатель­ства, как и любой иной отрасли российского законодатель­ства, является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. В Основном Законе сформулированы основы организации и деятельности суда, прокуратуры, за­креплены важнейшие принципы осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Специальным кодифицированным уголовно-процессуаль­ным законом является Уголовно-процессуальный кодекс Рос­сийской Федерации, который принят Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. УПК вводится в действие с 1 июля 2002 г., но отдельные его нормы будут введены с 1 января 2003 г. и с 1 января 2004 г.

Именно он определяет порядок уголовного судопроизводства на территории РФ. В систему уголовно-процессуального законодательства включаются также ряд иных федеральных законов, которые регламентируют устройство и компетенцию судов, статус су­дей, полномочия и принципы деятельности прокуратуры, за­дачи и полномочия милиции, принципы организации, права и обязанности адвокатов и т.д.

Составной частью правовой системы РФ являются обще­признанные нормы международного права и международные договоры, заключенные РФ, в том числе регламентирующие права человека в сфере уголовного судопроизводства. Поэто­му они также относятся к системе действующего уголовно-про­цессуального законодательства.

Если этими нормами или меж­дународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены УПК, применяются пра­вила международного договора (ст. 1 УПК).

Кроме того, в систему уголовно-процессуального законо­дательства должны быть включены решения Конституционно­го Суда РФ, обязательные на всей территории страны, для всех органов власти, местного самоуправления и граждан. Решение Конституционного Суда РФ о признании закона не соответ­ствующим Конституции исключает его из правовых основа­ний для решений других судов.

Значение постановлений и определений Конституционного Суда РФ, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства.

В системе активно используемых источников уголовно-процессуального права сравнительно недавно (с 1991 г.) начали играть существенную роль и постановления Конституционного Суда РФ. Этому Суду не дано полномочие издавать какие-то нормативные акты, обязательные для организаций, должностных лиц и граждан.

Однако такой вид принимаемых им решений, каким являются его постановления, может существенно влиять на содержание и юридическое значение законов, в том числе федеральных, и других нормативных актов. Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд РФ (по представлению государственного органа, названного в ст.

125 Конституции РФ, – либо, при определенных там же условиях, – по жалобе гражданина), как известно, вправе признать какой-то закон полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Такое решение обязательно не только для правотворческих, но и для правоприменительных органов.

Оно влечет за собой необходимость соответствующей корректировки законодательства и одновременно означает адресованный правоприменительным органам запрет применения признанных неконституционными актов в целом или их частей. По сути своей это своеобразный вид правотворчества, который в юридической литературе нередко называют негативным.

В сфере уголовного судопроизводства, как и в других сферах правоприменения, наряду с постановлениями Конституционного Суда РФ о конституционности или неконституционности конкретных законов либо иных правовых актов обязательны также его постановления, содержащие толкование положений Конституции РФ.

Это относится прежде всего к постановлениям, толкующим конституционные предписания, которые имеют непосредственное значение для регламентации отношений, возникающих в связи с производством по уголовным делам. До недавнего времени (до введения в действие с 1 июля 2002 г.

нового УПК) процесс издания постановлений, касающихся непосредственно уголовно-процессуального законодательства, шел весьма активно, пожалуй, более активно, чем это делалось в отношении правовых актов, относящихся к другим отраслям законодательства, в том числе тех, которые призваны регламентировать жизненно важные экономические и политические права и свободы человека и гражданина. За сравнительно короткий период своей деятельности, начавшийся весной 1995 г. и окончившийся в день подписания Президентом РФ нового УПК – 18 декабря 2001 г., Конституционный Суд РФ издал около двух десятков постановлений (они составили почти одну треть от общего числа постановлений этого Суда), предназначенных для корректировки содержания и практики применения законодательства, призванного регламентировать производство по уголовным делам. Одновременно он издал и опубликовал почти 50 своих решений, оформленных в виде определений, многие из которых разъясняли ранее принятые им постановления. Вполне естественно, в тех условиях при производстве по уголовным делам нельзя было не считаться с решениями такого рода. Считался с ними и законодатель, который внес в действовавший тогда УПК РСФСР ряд существенных поправок. Практически почти все предложенные в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ корректировки уголовно-процессуального законодательства стали составной частью введенного в действие УПК 2001 г. На этом их “активная жизнь” окончилась, поскольку они давали оценку конституционности конкретных норм УПК РСФСР, а не ныне действующего. Нормы нового УПК, даже те, которые вполне можно считать противоречащими Конституции РФ (а их в новом УПК предостаточно*(75). – К.Г.), должны быть проанализированы вновь Конституционным Судом РФ и получить соответствующую оценку в его постановлениях. В связи с характеристикой роли решений Конституционного Суда РФ в регламентации уголовного судопроизводства, как и иных правовых институтов, следовало бы иметь в виду, что решениям такого рода давать окончательную оценку пока что рано. Анализ его практики показывает, что он, несмотря на то, что существует уже около 15 лет, находится еще в состоянии поисков своего места в судебной системе. Не все его решения могут быть приняты без комментариев. В некоторых вынесенных в последние годы постановлениях и многих определениях Конституционного Суда РФ прослеживается почти не скрываемое его стремление поставить себя в особое положение по отношению к другим высшим судам страны, хотя по Конституции РФ предпочтение не отдается никакой высшей судебной инстанции – у каждой из них есть свое поле деятельности. В соответствии со ст. 125-127 Конституции РФ этим инстанциям четко указано вполне определенное свое место в государственном механизме и судебной системе. Во всяком случае, Конституционному Суду РФ не предоставлено право давать разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам практики применения закона при разрешении уголовных дел. Но он, вторгаясь в сферу основных полномочий Верховного Суда РФ, все чаще делает это в своих постановлениях и определениях, ссылаясь на некий “конституционно-правовой смысл” конкретных предписаний действующего УПК и требуя, чтобы они (эти предписания) соблюдались в соответствии с его истолкованием*(76). Примечательно и то, что в последнее время Конституционный Суд РФ настойчиво и многократно в своих решениях выразил свое требование, обращенное ко всем, в том числе к судам общей юрисдикции, чтобы они неукоснительно исполняли не только итоговые решения, фиксируемые более или менее ясно в резолютивных частях его постановлений, но и излагаемые им, нередко крайне сложно и нечетко, “правовые позиции”. А это уже претензия на роль никем не уполномоченного правотворческого органа. Такая тенденция нуждается в осторожных оценках. Ни Конституция РФ, ни иные законы не знают подобной разновидности обязательных к исполнению правовых предписаний. О “правовой позиции” Конституционного Суда РФ в законе об этом суде (см. ст. 73) упомянуто лишь в связи с определением порядка пересмотра им своих решений. И не более того. При принятии решений в уголовном судопроизводстве широко используются разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). В соответствии с пока что действующей ст. 56 Закона РСФСР “О судоустройстве РСФСР” от 8 июля 1981 г.*(77) Верховный Суд РФ “изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (курсив мой. – К.Г.)”. Разъяснения такого рода оформляются актами, называемыми постановлениями, и публикуются в “Бюллетене Верховного Суда РФ”. Данным полномочием Верховный Суд РФ всегда пользовался достаточно активно. Но повышенную активность ему приходится проявлять после того, как он стал самой высокой судебной инстанцией для судов общей юрисдикции в связи с упразднением Верховного Суда СССР, и ему понадобилось оказывать более широкую помощь судам в применении постоянно обновляющегося законодательства, особенно принципиально новых предписаний новой Конституции РФ. К числу постановлений Пленума Верховного Суда РФ, связанных с этими событиями, можно было бы отнести, например, следующие:

“О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных” от 20 декабря 1994 г. N 9 *(78); “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” от 20 декабря 1994 г. N 10 *(79); “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” от 10 февраля 2000 г.

N 6 *(80); “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних” от 14 февраля 2000 г. N 7 *(81); “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” от 14 февраля 2000 г.

N 9 *(82); “О применении судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации” от 10 октября 2003 г. N 5 *(83); “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ” от 5 марта 2004 г.

N 1 *(84); “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” от 31 октября 1995 г. N 8 (БВС, 1996, N 1)*(85). Из числа названных постановлений особого внимания заслуживает последнее – от 31 октября 1995 г. N 8.

В нем Верховный Суд РФ разъяснил судам совершенно “непривычные” для них правила прямого применения предписаний Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., в том числе ее ст. 46, предусматривающей возможность каждого обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных любым органом или должностным лицом.

Ранее такой судебной практики не было, поскольку существовавшие до этого Конституции (1918, 1925, 1937 и 1978 гг.) не считались актами прямого действия. Суды и иные правоприменительные органы могли применять нормы законов, дополнявших и развивавших конституционные предписания, но не сами эти предписания.

Данное постановление не утратило своего значения и как источник, содержащий разъяснения по другим вопросам применения уголовно-процессуального законодательства (условия, при которых суды могут ссылаться в своих решениях на общепризнанные нормы и принципы международного права, правила оценки доказательств с точки зрения их допустимости и т.д.).

При изучении вопроса о роли и значении разъяснений по вопросам судебной практики необходимо иметь в виду, что запись, аналогичная той, что содержится в процитированной выше ст. 56 Закона РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, имелась и в ст. 3 Закона о Верховном Суде СССР от 30 ноября 1979 г., а также в других законах, действовавших ранее.

Этот суд тоже активно использовал свое право дачи руководящих разъяснений. Некоторые из них сохраняют свое значение и до настоящего времени, в том числе на территории Российской Федерации. Поэтому Верховный Суд РФ 22 апреля 1992 г.

*(86) разъяснил, что законодательные нормы Союза ССР “и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств”.

Для оценки роли и значения разъяснений по вопросам судебной практики существенным является также то обстоятельство, что в последние годы можно слышать утверждения о том, что они (разъяснения) не должны быть обязательными не только для должностных лиц, применяющих соответствующие законы, но и для судов. Кое-кто, вопреки еще не отмененному положению ст.

56 Закона РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, уже объявляет разъяснения необязательными. Они-де могут носить лишь рекомендательный характер, поскольку суды при отправлении правосудия обязаны подчиняться только велениям Конституции РФ и законов. Не исключено, что этот, не совсем корректный с юридической точки зрения, подход может оказаться закрепленным в готовящихся к принятию законах по вопросам судоустройства. Если такое произойдет, то будет утрачено важное средство обеспечения законности – обеспечение единообразного применения законов на всей территории страны. Вместе с этим утратит смысл и само существование Пленума Верховного Суда РФ, который за многие годы деятельности доказал свою эффективность. При решении вопросов, возникающих в связи с производством по уголовным делам, существенную роль могут выполнять и нормативные акты, издаваемые министерствами и ведомствами, их руководителями.

их особенность – они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются в пределах полномочий, предоставленных соответствующим министерствам и ведомствам, их руководителям.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 640; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-87950.html

Уголовно-процессуальный закон

Система уголовно процессуального законодательства

Уголовно-процессуальный закон является источником уголовно-процессуального права, единственной внешней формой его выражения.

Он устанавливает порядок уголовного судопроизводства, единый и обязательный по всем уголовным делам, для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ст.

1 Уголовно-процессуального кодекса). Внутренним содержанием уголовно-процессуального закона являются нормы уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальный закон регулирует общественные отношения в области уголовного судопроизводства, т. е.

отношения государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, между собой и с другими участниками процесса, их взаимное поведение, состоящее в определенных действиях или в воздержании от запрещенных законом действий.

Тем самым уголовно-процессуальный закон создает правовые основы уголовно-процессуальной деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов личности.

Основные элементы механизма правового регулирования, созданного уголовно-процессуальным законом, состоят в том, что он: 1) ставит перед органами предварительного расследования, прокурором и судом определенные задачи; 2) формулирует принципы их деятельности; 3) предоставляет им необходимые полномочия; 4) указывает основания, при наличии которых эти полномочия могут быть реализованы; 5) устанавливает порядок производства процессуальных действий; 6) определяет права и обязанности участников процесса.

Подвергая процессуальную деятельность тщательной правовой регламентации, уголовно-процессуальный закон вместе с тем оставляет место для выбора наиболее целесообразных правовых средств решения возникающих задач, для применения различных тактических приемов проведения тех или иных действий.

Система действующего уголовно-процессуального законодательства

Базой уголовно-процессуального законодательства, как и любой иной отрасли российского законодательства, является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие при регулировании общественных отношений. В Конституции сформулированы основы организации и деятельности суда, прокуратуры, закреплены важнейшие принципы осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Специальным кодифицированным уголовно-процессуальным законом является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 ноября 2001 г. УПК в основном введен в действие с 1 июля 2002 г., и окончательно с 1 января 2004 г. Именно он определяет порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.

В систему уголовно-процессуального законодательства включается также ряд иных федеральных законов, которые регламентируют устройство и компетенцию судов, статус судей, полномочия и принципы деятельности прокуратуры, задачи и полномочия милиции, принципы организации, права и обязанности адвокатов и т. д.

Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные РФ, в том числе регламентирующие права человека в сфере уголовного судопроизводства.

Поэтому они также относятся к системе действующего уголовно-процессуального законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ст.

1 Уголовно-процессуального кодекса).

Для обеспечения единообразного и правильного применения всех указанных законов большое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ.

В них разъясняются отдельные положения уголовно-процессуального закона, содержится развернутый анализ практики применения законодательства, раскрываются наиболее типичные ошибки в деятельности органов предварительного расследования и судов, обращается внимание на недостатки в применении закона и разъясняется его точный смысл. Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя считать источниками уголовно-процессуального права, так как они не создают новых процессуальных норм, а являются лишь актами толкования таких норм. Вместе с тем они носят обязательный, инструктивных характер для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство. Тем самым постановления Пленума Верховного Суда РФ способствуют полной и правильной реализации требований закона, установлению единообразной практики его применения.

Особое место в уголовно-процессуальном применении имеют решения Конституционного Суда РФ. Хотя в них не создаются новые процессуальные нормы, но если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный по конкретному делу, не соответствующим Конституции РФ, то это исключает данный закон из правовых оснований при решении всех других дел, т. е. делает невозможным его дальнейшее применение.

Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие уголовно-процессуального закона во времени: при производстве по уголовным делам применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4).

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве: производство по уголовным делам на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УПК, если международным договором РФ не установлено иное.

Правила осуществления уголовно-процессуальной деятельности, предусмотренные УПК, применяются также при производстве по уголовным делам о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов Российской Федерации под ее флагом, если указанное судно приписано к порту РФ (ст. 2 Уголовно-процессуального кодекса).

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц: производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства, ведется на территории РФ в соответствии с правилами УПК.

Процессуальные действия, предусмотренные УПК в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ (ст. 3 Уголовно-процессуального кодекса).

Источник: https://be5.biz/pravo/u006/2.html

Система уголовно-процессуального законодательства

Система уголовно процессуального законодательства

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Уголовно-процессуальное право не является простой совокупностью правовых норм, а представляет собой взаимосвязанную, целостную систему, изложенную в определенной логической последовательности.

Указанная система построена по типичной для правовых отраслей схеме, а именно состоит из двух частей:

– общей части;

– особенной части.

Так, общая часть уголовно-процессуального права содержит правовые нормы и институты, охватывающие своим действием либо все уголовное судопроизводство, либо большинство его стадий.

Общая часть устанавливает пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц; раскрывает его основные понятия, определяет систему принципов уголовного судопроизводства; регламентирует статус субъектов уголовной юрисдикции и иных участвующих в деле лиц; предусматривает критерии допустимости доказательств и правила их собирания, проверки и оценки; регламентирует меры процессуального принуждения и многие другие общие положения.

Особенная часть уголовно-процессуального права регулирует порядок осуществления отдельных стадий процесса; устанавливает правила производства определенных процессуальных мероприятий и принятия определенных решений; предусматривает конкретные формы поведения лиц и организаций, вовлеченных в уголовно-процессуальную деятельность. Исходя из структуры УПК РФ нормы особенной части можно условно разделить на четыре большие группы: 1) досудебное производство; 2) судебное производство; 3) особые порядки уголовного судопроизводства; 4) международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

Так, досудебное производство охватывает своим действием правоотношения, складывающиеся в процессе досудебных стадий уголовно-процессуальной деятельности, т. е. в рамках возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Судебное производство включает в себя те нормы и институты, которые применяются в рамках всех остальных стадий уголовного процесса.

Оно охватывает своим действием как собственно судебные стадии (подготовку к материалам дела к судебном заседанию, производство в суде первой и второй инстанции, исполнение приговора), так и исключительные стадии, связанные с пересмотром судебных решений, вступивших в законную силу.

Поэтому судебное производство представляет собой наиболее широкую по своему объему и содержанию группу норм особенной части уголовно-процессуального права.

Особые порядки уголовного судопроизводства – это совокупность специальных норм уголовно-процессуального права, регламентирующих особенности производства по отдельным категориям уголовных дел.

В данную группу включаются нормы, регламентирующие особенности производства по делам несовершеннолетних, особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера и особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (судей, депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, сотрудников правоохранительных органов и т. д.).

И наконец, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства охватывает своим действием те правоотношения, которые связаны с взаимодействием субъектов уголовной юрисдикции Российской Федерации и соответствующих органов иностранных государств.

Базой уголовно-процессуального законодательства, как и любой иной отрасли российского законодательства, является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие при регулировании общественных отношений. В Конституции сформулированы основы организации и деятельности суда, прокуратуры, закреплены важнейшие принципы осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Специальным кодифицированным уголовно-процессуальным законом является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 ноября 2001 г. УПК в основном введен в действие с 1 июля 2002 г., и окончательно с 1 января 2004 г. Именно он определяет порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.

В систему уголовно-процессуального законодательства включается также ряд иных федеральных законов, которые регламентируют устройство и компетенцию судов, статус судей, полномочия и принципы деятельности прокуратуры, задачи и полномочия милиции, принципы организации, права и обязанности адвокатов и т. д.

Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные РФ, в том числе регламентирующие права человека в сфере уголовного судопроизводства.

Поэтому они также относятся к системе действующего уголовно-процессуального законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ст.

1 Уголовно-процессуального кодекса).

Для обеспечения единообразного и правильного применения всех указанных законов большое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ.

В них разъясняются отдельные положения уголовно-процессуального закона, содержится развернутый анализ практики применения законодательства, раскрываются наиболее типичные ошибки в деятельности органов предварительного расследования и судов, обращается внимание на недостатки в применении закона и разъясняется его точный смысл. Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя считать источниками уголовно-процессуального права, так как они не создают новых процессуальных норм, а являются лишь актами толкования таких норм. Вместе с тем они носят обязательный, инструктивных характер для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство. Тем самым постановления Пленума Верховного Суда РФ способствуют полной и правильной реализации требований закона, установлению единообразной практики его применения.

Особое место в уголовно-процессуальном применении имеют решения Конституционного Суда РФ. Хотя в них не создаются новые процессуальные нормы, но если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный по конкретному делу, не соответствующим Конституции РФ, то это исключает данный закон из правовых оснований при решении всех других дел, т. е. делает невозможным его дальнейшее применение.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3642 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-49345.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.