Система уголовно исполнительного права рф

Содержание

Читать Уголовно исполнительное право. Конспект лекций онлайн (полностью и бесплатно)

Система уголовно исполнительного права рф

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания.

Выражаясь компьютерным языком, он должен “вывести информацию из долговременной памяти в оперативную”, сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию.

Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу “Уголовно-исполнительное право”.

и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 1

Тема 1. ПОНЯТИЕУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА 1

Тема 2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7

Тема 4. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 9

Тема 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ 12

Тема 6. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 14

Тема 7. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ 17

Тема 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕСВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЖДЕННОГО 19

Тема 9. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 22

Тема 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ 24

Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА 26

Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 27

Тема 13. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 29

Тема 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 32

Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 35

Тема 16. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ 38

Тема 17. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ 42

Тема 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ 43

Тема 19. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ 45

ЛИТЕРАТУРА 47

Примечания 47

С. М. Зубарев Уголовно-исполнительное право

Конспект лекций

4-е издание, исправленное и дополненное

Зубарев Сергей Михайлович – заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского нового юридического института, доктор юридических наук, доцент

1. Нормативные правовые акты

Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным анием 12 декабря 1993 г.

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

ИТК РСФСР – Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г. Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. утратил силу с 1 июля 1997 г.

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

2. Органы власти

ГУИН – Главное управление исполнения наказаний

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

МВД СССР – Министерство внутренних дел СССР

Минздравсоцразвития России – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации

Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации

Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

ФСИН России – Федеральная служба исполнения наказаний

3. Прочие сокращения

гл. – глава(-ы)

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

ООН – Организация Объединенных Наций

разд. – раздел(-ы)

рис. – рисунок

РКЦ – расчетно-кассовый центр

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ – Российская Федерация

СИЗО – следственный изолятор

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ст. – статья(-и)

табл. – таблица

УИС – уголовно-исполнительная система

ч. – часть(-и)

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

Источник: https://mir-knig.com/read_239992-1

Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод и связь с другими отраслями права

Система уголовно исполнительного права рф

Главными формами реализации уголовно-исполнительной политики считаются: директивная, которая должна быть закреплена в документах директивного характера; нормативно-правовая, как выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве, а также прочих нормативных правовых актах.

Нормативно-правовая форма реализации политики в области исполнения наказаний уголовного характера считается главенствующей, она охватывается понятием уголовно исполнительного права.

Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)

Определение 1

Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права)  – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.

Предмет УИП

Определение 2

Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).

Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными.

Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом.

Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.

Замечание 1

Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.

В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера.

Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными.

Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.

Опиши задание

Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности.

Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.

Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.

Методы УИП

Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений.

Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются.

Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения.

Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.

Замечание 2

При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.

Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.

УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.

Замечание 3

При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.

Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ.

Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.

УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/predmet-i-metod-ugolovno-ispolnitelnogo-prava/

Вопрос №5: Система уголовно-исполнительного права. Место уголовно-исполнительного права в системе российского права

Система уголовно исполнительного права рф

Система УИ:

1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых.

В УИС по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

СТРУКТУРА:
1) Федеральный орган УИС (центральный) – ФСИН РФ 2) Территориальные органы управления 3) СИЗО 4) Учреждения, исполняющие наказания (все исправительные учреждения: арестные дома – не существует; исправительные центры – не существует; у-и инспекции)

5) Предприятия и учреждения, обеспечивающие деятельность УИС (предприятия УИС; учреждения.: проектные научно-исследовательские лечебные, учебные и иные, входящие по решению правительства в состав УИС)

*Некоторые ученые в состав УИС относят МинЮст РФ (напрямую не входит в состав, но можно отнести к органам управления, т.к. в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.

N 1314 “Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний” ФСИН подведомственно МинЮсту, а в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.

N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации” руководство деятельностью МинЮста осуществляет Президент РФ. )

Отсюда выводим систему Органов Управления УИС (довольно широко):
Центральные: 1) Президент РФ 2) МинЮст РФ 3) ФСИН РФ 4) Управления ФСИН по федеральным округам

Территориальные:

5) Управления ФСИН по субъектам

Место: УИП входит в комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.

Относительно:

1. Уголовное право формирует понятийно-категориальный аппарат для всего криминального цикла.

При его освоении изучают институт уголовной ответственности (одной из форм реализации которой выступает исполнение наказания).

Уголовный кодекс РФ содержит систему уголовных наказаний в целом и дает характеристику каждого вида наказаний. Именно в нем изложены правила, в соответствии с которыми осужденные распределяются по видам исправительных учреждений.

2. Уголовно-процессуальное право также тесно связано с уголовно-исполнительным правом. В ст.

7 УИК РФ сказано, что «основаниями исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившее в законную силу», то есть тот или иной вариант судебного решения.

Также замена вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания предполагают судебный порядок принятия решения.

3. Конституционное право. В ст. 55 Конституции РФ устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина, поэтому уголовно-исполнительное право не может не взаимодействовать с конституционным правом.

4. Гражданское право. При отбывании уголовного наказания человек не исключается из гражданско-правовых отношений, и осужденный может распоряжаться своим имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью. Возникающие при этом отношения регулируются гражданским правом.

5. Трудовое право. К требованиям трудового законодательства РФ очень приближены основания и порядок привлечения осужденных к труду, оплата и охрана труда.

6. Административное право регулирует деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их взаимоотношения между собой и порядок прохождения службы начальствующим составом.

Вопрос №6: Становление и развитие науки уголовно-исполнительного права: генезис ее предмета.

Наука уголовно-исполнительного права – это отрасль научного знания, часть юридической науки, представляющая собой систему теоретических взглядов, идей, представлений об уголовно-исполнительном законодательстве, его социальной обусловленности и эффективности, тенденциях развития и совершенствования, об истории и перспективах российского и зарубежного пенитенциарного права, о международном сотрудничестве в данной сфере.

1. Жак Мобильон (к. XVII- н.XVIII) предложил новую систему тюрем, получивших название пенитенциариев, предложил принципы исправления преступников.

2. НО! Родоначальниками данной отрасли называют: Горварда, Бентама, Чезаре Беккария.

3. Мировая пенитенциарная наука возникла в 18-м веке, в России – во второй половине 19-го века. Изначально она называлась тюрьмоведением.

4. Взгляды на место тюрьмоведения:

· Пионтковский в работе «Тюрьмоведение, его предмет, содержание, задачи и значение» 1892 года писал, что тюрьмоведение – это одна из юных отраслей науки уголовного права. Оно имеет своим предметом тюремное заключение. Схожей позиции придерживался С.В. Познышев. Соответственно, в работе 1815 года «Очерки тюрьмоведения».

· Несколько иную позицию по данному вопросу занимал И.Я. Фойницкий, считавший, что тюрьмоведение – это особая отрасльполитико-юридических наук, потому что не только право рассматривается, но и некоторые политические вопросы.

5. После революции соответствующая наука стала называться пенитенциарной наукой или пенитенциарией. С.В.

Познышев в работе «Основы пенитенциарной науки» указывал, что пенитенциарная наука образует науку уголовного права и регулирует круг разнообразных вопросов, связанных с воздействием на преступника. М.М.

Исаев в «Основах пенитенциарной политики» подчеркивал, что пенитенциария имеет более широкое значение, чем тюрьмоведение, рассматривая все меры репрессивного воздействия.

6. Первый учебник – Советское пенитенциарное право. Авторы – Б.С. Утепский и Е.Г. Ширвин вышел в 1927 году и переиздавался до 1931 года. В 30-е годы не было необходимости разрабатывать данную науку.

7. Следующим этапом развития этой науки становится конец 50-х годов. Оно уже стало называться исполнительно-трудовое право. Первый учебник исполнительно-трудового права под редакцией Утепского и Ширвина был издан в 1957г. 

8. С 1958г.- курс советского исполнительно-трудового права был введён в качестве факультатива.

9. С 1964г. – обязательная дисциплина на юридических специальностях.

10. В 2010 году были приняты обязательные стандарты для бакалавров и там нет уголовно-исполнительного права среди обязательных учебных дисциплин.

11. Современная наука уголовно-исполнительного права тесно связана с такими науками как уголовно-процессуальное право, криминология, пенитенциарная педагогика, пенитенциарная психология, пенитенциарная социология.

Основные представители пенитенциарной науки в дореволюционный период:

1) М.М. Гернет

2) С.П. Мокринский

3) Н.Д. Сергиевский

4) Н.С. Таганцев.

В советский период:

1) Н.А. Беляев

2) Зубков

3) И.И. Карпец.

4) А.С. Михлин

5) Н.А. Стручков

6) Ю.М. Ткачевский.

Современные:

1) С.И. Курганов

2) П.Г. Пономарев

3) В.И. Селиверстов

Генезис:

·
1. Вторая половина XIXв.: пенетенциарное право, где объект регулирования – порядок и условия отбывания и исполнения наказаний (прежде всего связанных с изоляцией от общества).

· 30е XXв.: Расширение объекта за счёт добавления трудового воспитания осуждённых => исправительно-трудовое право.

· К.60х-н.70х XXв.: выделение самостоятельной отрасли уголовно-исполнительного права.

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1418;

Источник: https://studopedia.net/5_75730_vopros--sistema-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-mesto-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-v-sisteme-rossiyskogo-prava.html

Понятие уголовно-исполнительной системы, ее составные элементы и задачи | Уголовно-исполнительное право

Система уголовно исполнительного права рф

Чтобы понять, что такое уголовно исполнительная система (УИС), вначале нужно узнать, что именно в неё входит. А также необходимо рассмотреть, что относится к функциям уголовно-исполнительной системы.

Системой (УИС) принято называть комплекс взаимосвязанных между собой ведомств, обязательство которых осуществление уголовных наказаний.

Это понятие получило огласку благодаря Закону РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где определяется порядок работы всех ведомств, которые вправе исполнять уголовные мероприятия.

Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (499) 391-80-35

Санкт-Петербург: +7 (812) 909-50-35

Состав УИС

Состав:

  • в первую очередь, это Федеральная служба Министерства Юстиций РФ, в ведении которой и существует система (минюст ФСИН);
  • окружное или территориальное управление УИС;
  • учреждения, правомерные на применение надлежащих мер, например, дома арестов, исправительные центры, центр, связанные с уголовным исполнением;
  • следственные изоляторы (СИЗО).

Исполнение наказания – это неотъемлемая часть и один из главных элементов борьбы с преступным миром. Оно реализовывается определёнными методами воздействия с помощью средств, обозначенных российским законодательством и возлагающимся на вышеуказанные полномочные органы, созданные как раз для данной цели.

Суды применяют следующие виды применяемых мер:

  1. Наложение денежных штрафов.
  2. Проведение конфискации имущества.
  3. Лишение разного рода званий и чинов, государственных наград.

Например, лишение свободы возлагается на исправительные объекты. В добавление к этому на них возлагаются обязанности, такие как осуществление ограничения свободы, проведение арестов и реализация смертных казней (в настоящее время в России наложен мораторий на смертную казнь).

Исключениями служат военнослужащие, так как к ним применимы санкции особых воинских частей МВД, командирами гарнизонов и воинских частей и других мест, где служат военнослужащие. Некоторые обязанности возлагаются на суды.

Суды могут привлекать к ответственности:

  • администрацию мест, где работают граждане, приговоренные к снятию с должностей;
  • орган, законно правомочный к аннулированию разрешений на занятия какой-либо деятельностью;
  • должностных лиц, которые присваивали звания, чины или награждавшие наградами от государства.

Как мы видим, комплекс системы УИС обширен и многообразен.

Уполномоченные учреждения, которые вправе исполнять наказания делятся:

  1. Учреждения открытого типа. Инспекции, исправительные центры, дома ареста.
  2. Учреждения закрытого типа. Колонии поселения разных форм, детские колонии для подростков, которым не исполнилось 18 лет, тюрьмы.
  3. Объекты, созданные не только для исправления, но и лечения. Исправительные колонии разнообразного режима и для пожизненно лишенных свободы.

Организация, привлекающаяся к осуществлению правомерных действий, носит имя – юридическое лицо. Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно. Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления.

Помимо них, существуют ещё и территориальные органы. Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках. Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.

Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.

Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого.

Финансирование уголовно-исполнительной системы

Финансирование УИС — исключительно целевое; указывается отдельной строкой в бюджете РФ и осуществляется на базе нормативов, утверждённых Правительством РФ.

Доходы от производственной деятельности входящих в состав УИС учреждений и прибыль предприятий, на которых трудятся осуждённые после совершения обязательных выплат в бюджет, используются для совершенствования условий содержания осуждённых, а также для развития социальной сферы исполняющих наказания учреждений.

Центральные и локальные органы управления УИС вправе создавать специальные внебюджетные фонды для оказания материальной помощи отдельным учреждениям и предприятиям исполняющих наказания учреждений.

Выделение финансовых средств на развитие и укрепление УИС производится на основе федеральных программ, однако могут быть увеличены за счёт территориальных органов самоуправления и внебюджетных организаций.

В настоящее время в РФ предпринимаются меры, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование УИС, с целью доведения её до уровня, соответствующего единым правилам европейских пенитенциарных учреждений.

Основные задачи и функции

К функциям системы относятся:

  • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
  • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
  • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
  • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
  • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
  • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
  • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
  • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
  • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
  • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

Взаимодействие социума с деятельностью УИС

Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

  • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
  • контролирование объектов и их функционирование;
  • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
  • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
  • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
  • защита прав и гражданских интересов;
  • помощь в приобретении общего и специального образования;
  • привлечение к культуре и экономике страны;
  • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
  • предоставление медицинской помощи.

Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.

Обязанности пенитенциарных учреждений

Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.

Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:

  1. Поддерживать порядок и условия исполнений и отбываний наказания на должном уровне.
  2. Определять необходимые методы для наилучшего исправления заключенных.
  3. Охранять права и гражданские интересы подопечных.
  4. Оказывать помощь в социализации.

Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.

Принципы работы сотрудников:

  1. Законности. Любое взаимодействие должно определяться исключительно законом. Основанием для осуждения человека должно выступать только решение суда, ориентированное на закон и вступившее в силу.
  2. Гуманизма. Основа принципа – недопущение никаких пыток и других насильственных действий, унижающих достоинство человека.
  3. Демократизма (равенства). Во-первых, это равенство всех людей перед законом. Во-вторых, это относится к органам, применяющим воздействие, деятельность которых должна осуществляться гласно, совместно с другими структурами, под их контролем.
  4. Индивидуализации применяемых мер. Предусматривается индивидуально продуманные меры воздействия в соответствии с темпераментом осужденного, масштаба его правонарушения, поведенческих особенностей и т. д. Только рассмотрев полностью личность преступника, можно определять в каких условиях и как именно он будет содержаться.
  5. Отраслевой принцип. Означает то, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательной работы с преступниками существует широкий спектр различных мероприятий: трудотерапия, учение, профессиональная переподготовка по множеству отраслям.

Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.

Примечания[ | ]

  1. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными // Приняты на первом Конгрессе Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года.

  2. Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. — № 33. — 19 августа 1993 года. — ст. 1316. (с послед. изм. и доп.)
  3. См.

    : Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 года № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» // Собрание законодательства РФ. — № 6. — 7 февраля 2000 года. — ст. 769.

  4. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета.

    — № 230. — 19 октября 2004 года.

  5. «Уголовно-исполнительный екс Российской Федерации» от 8 января 1997 года № 1-ФЗ // Российская газета. — № 9. — 16 января 1997 года.
  6. Антон Олейник
    . Час икс: Больше, чем тюрьма // Ведомости. — № 168 (2866). — 8 сентября 2010 года.

  7. RUSSIAN FEDERATION
  8. Entire world — Prison Population Rates per 100 000 of the national population
  9. Чайка: за 2012 год в СИЗО умерли четыре тысячи человек. Дата обращения 17 апреля 2013.
  10. Избиения в ярославской колонии расследуют в Москве // Газета «Коммерсантъ». — 2018-07-25. — С. 5.
  11. «Палачи и садисты среди нас».

    Адвокату, которая выложила видео с пытками в колонии в Ярославле, пришлось покинуть Россию (18+) | Daily (рус.). gubdaily.ru. Дата обращения 26 июля 2020.

  12. Ведомости
    . Комитет ООН заинтересовался событиями в ярославской колонии (25 июля 2018). Дата обращения 26 июля 2020.

Учреждения УИС и их контингент

Существует довольно большое количество субъектов для заключения и исправления преступного мира. Выделим основные.
Колонии поселения. В данный момент существует две формы таких заведений.

Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние.

Источник: https://system-bryansk.ru/praktika/ugolovno-ispolnitelnaya-deyatelnost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.