Система принципов уголовно исполнительного права
Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах
Принцип — это исходная, фундаментальная основа чего-либо, основополагающее, определяющее положение. Принцип права есть руководящее начало, основополагающая идея права, исходный базис для построения его норм и институтов. Принципы права выступают в качестве системообразующих факторов, они обеспечивают единство отрасли права и всей правовой системы.
По широте действия принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Система принципов уголовно-исполнительного права закреплена в ст. 8 УИК РФ. Из них общеправовыми являются принципы: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом.
К межотраслевым относится принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Отраслевыми, т. е.
специфическими для уголовно-исполнительного права, являются принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения и принцип соединения наказания с исправительным воздействием.
Следует отметить, что общеправовые и межотраслевые принципы, включенные в систему принципов уголовно-исполнительного права, не теряют свой статус и функции, но приобретают свое специфическое выражение, обусловленное спецификой уголовно-исполнительных правоотношений.
В ст. 8 УИК РФ принципы уголовно-исполнительного права только сформулированы и в отличие от УК РФ их содержание не раскрывается. Поэтому принципы уголовно-исполнительного права имеют только доктринальное толкование.
Принцип законности является и важнейшим принципом права, и признаком (принципом построения) правового государства.
Данный принцип предполагает, во-первых, верховенство (приоритет) закона при исполнении наказаний и применении средств исправительного воздействия, во-вторых, он означает, что процесс исполнения (отбывания) должен строиться на строгом соблюдении законов всеми субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.Принцип законности находит свою реализацию во многих статьях УИК РФ: ст. 4 (нормативные правовые акты органов исполнительной власти должны основываться на федеральном законе), ч. 1 ст. 10 (Российская Федерация обеспечивает законность применения средств исправления осужденных), ч. 2 ст.
10 (ограничение прав и свобод осужденных устанавливается только федеральным законом), ч. 3 ст. 11 (осужденные обязаны выполнять только законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания), ч. 2 ст.
12 (меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона) и т.д.
Принцип гуманизма также является конституционным, он закреплен в ст. 21 Конституции РФ: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Этот принцип в отношении осужденных конкретизируется в ст. 7 УК РФ (наказание не может иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства), ч. 2 ст.
12 УИК РФ (осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию), ч. 3 ст.
12 УИК РФ (осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским или иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье).
Принцип гуманизма находит свое выражение также в тех положениях уголовно-исполнительного законодательства, которые устанавливают более льготные условия содержания для отдельных категорий: женщин, особенно беременных и кормящих матерей (ч. 5 ст. 88, п. «а» ч. 1 ст. 90, ч. 1, 5 и 6 ст. 99, ст. 100, ч. 7 ст. 117 УИК РФ); несовершеннолетних (п. «а» ч. 1 ст. 90, ч.
1 ст. 1,5 и 6 ст. 99,133,134 УЖ РФ); инвалидов первой или второй группы (ч. 6 ст. 88, ч. 2 ст. 90, ч. 5 и 6 ст. 99, ч. 7 ст. 117 УИК РФ); больных (ч. 6 ст. 88, ч. 2 ст. 90, ч. 1, 5 и 6 ст. 99, ч. 5 ст. 118 УИК РФ). Таким образом, принцип гуманизма означает построение исполнения наказания на основе уважения человеческого достоинства и заботе о благе человека.Принцип демократизма (народовластия) выражается в том, что, во-первых, хотя сфера исполнения наказаний относится к предмету ведения Российской Федерации, закон предоставляет достаточно прав субъектам Федерации и органам местного самоуправления в отношении расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания: как в организации процесса исполнения наказания (ч. 3 ст. 25, ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 47, ч. 1 ст. 50, ч. 4 ст. 88 УИК РФ), так и в контроле за их деятельностью (ст. 19, п. «а» ч. 1 ст. 24 УИК РФ).
Во-вторых, хотя исполнение наказаний является исключительной прерогативой государства, уголовно-исполнительное законодательство считает необходимым участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, по исправлению осужденных: общественное воздействие является одним из средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), общественные объединения принимают участие в исправлении осужденных (ч. 1 ст. 23 УИК РФ), общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 23, п. «д» ч. 1 ст. 24 УИК РФ). Для воспитательных колоний предусмотрены и конкретные организационные формы участия общественности в деятельности исправительного учреждения — попечительские советы и родительские комитеты (ст. 142 УИК РФ).
Демократизм выражается также в том, что, хотя деятельность исправительного учреждения подчинена принципу единоначалия, многие важные решения принимаются коллегиально, в том числе с участием общественности: к примеру, перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится по решению комиссии исправительного учреждения (ч. 3 ст. 87 УИК РФ); осужденный признается злостным нарушителем режима постановлением начальника по представлению администрации исправительного учреждения (ч. 4 ст. 116 УИК РФ).
Принцип равенства осужденных перед законом является производным от конституционного принципа равенства, закрепленного в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом».
Данный принцип уголовно-исполнительного закона запрещает дискриминацию осужденных по признакам пола, национальности, языка, принадлежности к общественным объединениям и т. д. Отражением этого принципа можно считать и положение ч. 4 ст.
111 УИК РФ о том, что члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами.
Понятие равенства (как и понятие справедливости) включает две стороны — уравнительную и распределительную. Поэтому предоставление наиболее незащищенным категориям осужденных (несовершеннолетним, больным) каких-либо преимуществ (льгот) не является нарушением принципа равенства, как и предоставление поощрений положительно характеризующимся осужденным.
Принцип равенства осужденных перед законом означает не общее равенство всех осужденных, а их равенство именно перед законом. На уровне же закона устанавливается определенное неравенство осужденных в зависимости от обстоятельств, указанных выше, и в целях повышения защищенности определенных категорий лиц, но не за счет умаления прав осужденных других категорий.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнений наказания является межотраслевым, в уголовном праве ему соответствует принцип дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания.
Данный принцип означает, что при исполнении наказания к осужденным применяется разный объем правоограничений (кары) в зависимости от пола, возраста, категории совершенного преступления, формы вины, прошлой преступной деятельности (дифференциация), а также с учетом личности и поведения осужденного в период отбывания наказания (индивидуализация).
Дифференциация исполнения наказания осуществляется в отношении определенных групп осужденных, выделенных по отдельным признакам или их совокупности. Индивидуализация в отношении конкретного осужденного. Этот принцип не универсален, он действует в отношении не всех наказаний.При исполнении лишения свободы, в частности, он реализуется в нормах о распределении осужденных к лишению свободы по видам исправительных учреждений (ст. 58 УК РФ, ст. 74 УИК РФ), об изменении вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), о применении мер поощрения и взыскания (ст.
ИЗ, 115, 134, 136, УИК РФ) и других.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает, что в стимулировании правопослушного поведения осужденных равно необходимы и убеждение, и принуждение, но важно их рациональное сочетание: следует не только экономить репрессию, но и не допускать необоснованных поощрений и поблажек осужденным.
В этих целях УИК РФ подробно регулирует порядок применения мер поощрения и взыскания, признания осужденного злостным нарушителем режима, определяет круг должностных лиц, имеющих право применять конкретные меры поощрения и взыскания (ст. 114, 116,117,119,135,137,138 УИК РФ). При этом все же предпочтение отдается методу убеждения, о чем свидетельствует разветвленная система поощрительных норм в УИК РФ (об этом подробнее будет говориться в следующем параграфе).
Рациональность применения мер принуждения и средств исправления предполагает и обязательный учет характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (ч. 3 ст. 9 УИК РФ).
В этом аспекте данный принцип близок с принципом дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, но здесь уже следует говорить о дифференциации и индивидуализации не наказания, а применения средств исправительного воздействия.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что, поскольку целью применения наказания является не только предупреждение преступлений, но и исправление осужденных, то процесс исполнения наказания должен сопровождаться применением средств исправительного воздействия (труд, обучение, воспитательная работа), образуя тем самым единый карательно-воспитательный процесс.
Этот принцип весьма важный, но не универсальный, он действует только в отношении срочных (отбываемых) наказаний. Исполнение наказаний в виде штрафа, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертной казни, применения средств исправительного воздействия не предусматривает.
Объем и характер применяемых средств исправительного воздействия зависят также от вида срочного наказания. В ч. 3 ст. 9 УИК РФ говорится, что средства исправления применяются с учетом вида наказания.
Например, в отношении осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется только воспитательная работа (ч. 3 ст. 33 УИК РФ).
В полном объеме все средства исправительного воздействия применяются только в отношении лиц, лишенных свободы.Источник: https://isfic.info/samet/funt05.htm
Принципы уголовно-исполнительного права: их понятие, значение, система и виды. Формы закрепления уголовно-исполнительных принципов в законе
В ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, помимо прочего, «устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации».
Ст. 8 УИК РФ устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах
- законности,
- гуманизма,
- демократизма,
- равенства осужденных перед законом,
- дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
- рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,
- соединения наказания с исправительным воздействием.
Содержание самих принципов, в отличие от указанных в УК РФ принципов уголовного права, Уголовно-исполнительный кодекс не раскрывает.
Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из общетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», «основного свойства», «определяющего требования» и т.д.
Хотя при этом обычно констатируется, что принципы права и его отдельных отраслей в конечном счете носят объективный характер, такой подход не может не порождать немало споров в юридической литературе, какие же из «руководящих идей» все же являются принципами.
И здесь не исчерпаны возможности системного подхода. Общая теория систем нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы».
С таких позиций принципы (и прежде всего — отраслевые) не идентичны целям, задачам, функциям, методам.
Хотя и последние могут выступать и закрепляться в законе в качестве «руководящих идей», их роль не идентична роли правовых принципов.
Значение принципов уголовно-исполнительного права
Принципы, помимо прочего, являются в отрасли ее непосредственными системообразующими элементами и факторами в том смысле, что при соответствующей цели, необходимости и возможности правового регулирования они образуют системность (целостность, единство и целенаправленность действия) той совокупности институтов, которая используется для регламентации конкретной сферы общественных отношений.
Принципы как своего рода «несущая конструкция», благодаря которой обеспечивается целостность всех нормативно-правовых основ исполнения уголовных наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера.
Трудно переоценить роль принципов в нормотворческой деятельности как необходимой предпосылке правового регулирования. Хотя их нельзя в собственном смысле слова считать принципами правотворчества, принципы уголовно-исполнительного права определяют направления, перспективы, сферы и границы последнего.
Принципы уголовно-исполнительного права важны для правильного понимания конкретных институтов и норм данной отрасли права, для их толкования, в том числе при помощи аналогии права и аналогии закона, что, в отличие от уголовного права, применительно к уголовно-исполнительному праву не запрещено.
Наконец, они значимы для обеспечения конкретных форм взаимодействия внутри российских основ исполнения уголовных наказаний с международными актами.Некоторые из них также именуются «принципами» (например, принятые в 1990 г.
Генеральной Ассамблеей ООН «Основные принципы обращения с заключенными» или «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме», утвержденный ГА ООН в декабре 1988 г.).
Методологически правильно рассматривать приведенные в ст.
8 УИК руководящие положения не только в качестве принципов уголовно-исполнительного законодательства, но и более широко — как принципы уголовно-исполнительного правового регулирования.
Вместе с тем их требования должны учитываться и при издании новых, отмене или изменении существующих уголовно-исполнительных предписаний законодательного или подзаконного уровня.
Виды принципов уголовно-исполнительного права
В общей теории права принято классифицировать принципы по широте их действия на
- общеправовые,
- межотраслевые,
- отраслевые и
- принципы отдельных институтов той или иной правовой отрасли.
Анализ ст.
8 УИК приводит к выводу, что во всяком случае такие предусмотренные ею руководящие положения, как «законность», «гуманизм», «демократизм», — это общеправовые принципы в уголовно-исполнительном праве, хотя со специфическим их содержанием и формами реализации. Что касается иных содержащихся в ст. 8 принципов, то они, по замыслу законодателя, должны составлять систему отраслевых принципов уголовно-исполнительного права.
Общеправовые принципы уголовно-исполнительного права
К общеправовым принципам уголовно-исполнительного права, судя по содержанию ст. 8 УИК, следует отнести
- законность,
- гуманизм,
- демократизм.
Принцип законности в уголовно-исполнительном праве
Первым среди рассматриваемых общеправовых принципов в ст. 8 УИК указан принцип законности. Как и иные упомянутые в данной статье общеправовые принципы, принцип законности относится к числу конституционных, и его наиболее общее содержание определяется ст. 15 Конституции России.
Она, в частности, указывает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).
Принцип законности отражен и в целом ряде других статей Конституции, в частности, — в ч. 3 ст.
55, определяющей, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
принципа законности в уголовно-исполнительном праве различными авторами понимается по-разному с различной степенью конкретизации его требований (от верховенства закона в числе источников уголовно-исполнительного права до соответствия закону порядка освобождения осужденных от наказания).
Справедливо отмечаются такие основные черты законности, как всеобщность, единство, верховенство Конституции и федеральных законов, неотвратимость реализации законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, неразрывность законности и правовой культуры и другие.
В свете сказанного выше о сфере распространения принципов уголовно-исполнительного права понятно, что сформулированный в ст.
8 принцип законности как принцип уголовно-исполнительного законодательства выступает принципом всей системы (механизма) уголовно-исполнительного правового регулирования, охватывая его стадии (этапы): от создания (принятия) закона до фактической деятельности по исполнению (отбыванию) уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом.
С этих позиций принцип законности предполагает:
- соответствие законов в области исполнения наказаний Конституции, федеральным конституционным законам;
- верховенство законов среди источников уголовно-исполнительного права (недопустимость принятия противоречащих федеральному закону подзаконных нормативных правовых актов по вопросам исполнения наказаний, а в случае противоречия — их своевременное изменение или отмену);
- соответствие закону правоприменительных (индивидуальных правовых) актов в области исполнения наказаний с точки зрения компетенции принимающих их учреждений, органов и должностных лиц, оснований, порядка, содержания, формы актов и юридических последствий их принятия;
- соответствие закону фактической деятельности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, причем как специфических или основных (государство в лице учреждений, органов, должностные лица и иные сотрудники и осужденные), так и неспецифических (родственники осужденных, адвокаты, иные лица, общественные объединения, муниципальные органы и т.д.), недопустимость коррупции;
- законность средств обеспечения законности, в частности со стороны тех субъектов, которые предусмотрены ст. 19-24 УИК РФ.
В сфере исполнения уголовных наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера принцип законности приобретает особое значение, поскольку эта деятельность по реализации государственного принуждения осуществляется в строго регламентированных формах и границах и в относительно большей степени чревата нарушением прав и законных интересов осужденных.
Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном праве
С таких позиций соблюдение законности является неотъемлемым условием реализации другого рассмотренного ниже принципа — принципа гуманизма.
Последний, как известно, включает в себя запрет пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Устанавливая такой запрет на международном уровне, Конвенция ООН против пыток от 10 декабря 1984 г.
не включает в определение пытки «боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются случайно».
Важно и то, что исполнение наказания, преследуя, помимо прочего, формирование у осужденных уважительного отношения к «нормам, правилам и традициям человеческого общежития» (ст. 9 УИК), само по себе морально оправдано только в режиме законности. В принятом в 1979 г.Генеральной Ассамблеей ООН Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка подчеркивается, что «правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений».
Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном праве также имеет прочную конституционную основу. В ст. 2 Конституции установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Идея гуманизма пронизывает ряд общепризнанных международных актов, которые в соответствии с ч. 4 ст.
15 Конституции являются составной частью правовой системы России. В ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. говорится, что «все лица, лишенные свободы, имеют права на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».
Гуманизм лежит в основе большого числа авторитетных международных документов об обращении с осужденными.
принципа гуманизма, как и иных принципов уголовно-исполнительного права, в законе специально не определяется. Вместе с тем в ч. 2 ст. 12 УИК («Основные права осужденных») указано, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию.
В Уголовном кодексе (ст. 7) принцип гуманизма раскрывается следующим образом: «1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2.
Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинения физических страданий или унижение человеческого достоинства».
Такая трактовка гуманизма основана на «двусторонней» концепции гуманизма, согласно которой гуманизм имеет два аспекта:- обеспечение безопасности общества от преступных посягательств;
- обеспечение прав человека, совершившего преступление.
Тем самым гуманизм одной стороной обращен к преступнику, а другой — к обществу, в том числе — к потерпевшим от преступления.
Для правильного понимания принципа гуманизма категория «человеческое достоинство» является определяющей. При этом нужно иметь в виду, что понятия «достоинство человека» и «достоинство личности» по сути не равнозначны.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-ich-ponyatie-znachenie-sistema-i-vidi-formi-zakrepleniya-ugolovno-ispolnitelnich-printsipov-v-zakone