Система наказания рф

Уголовно-исполнительное право: конспект лекций

Система наказания рф

Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст.

43 УК РФ, – наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Структура учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с действующей системой уголовных наказаний, закрепленной в уголовном законодательстве.

Введенный в действие с 1 января 1997 г. УК РФ изменил систему наказаний. В настоящее время в соответствии со ст.

44 к лицам, совершившим преступления, могут применяться: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Установив новую систему наказаний, УК РФ предопределил тем самым виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (табл. 2). В ст. 16 УИК РФ нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

Таблица 2.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания.

Исполнение наказания в виде штрафа согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и ст. 103 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей Федеральной службы судебных приставов.

На суды, вынесшие приговор, возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС, которая с 1 сентября 1998 г. функционирует в составе Минюста России.

В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляющие контроль за условно осужденными; исправительные центры реализуют ограничение свободы; арестные дома исполняют наказание в виде ареста; исправительные учреждения исполняют уголовные наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.

Лишение свободы на определенный срок осуществляют колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого, особого режима, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют пожизненное лишение свободы.

Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями УИС. До введения моратория на смертную казнь этот вид наказания исполнялся в строго установленных следственных изоляторах и тюрьмах.

Кроме перечисленных видов уголовных наказаний исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома осуществляют применение принудительных мер медицинского характера к определенным законодательством категориям осужденных.

Учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в отношении военнослужащих, являются: дисциплинарные воинские части (содержание в дисциплинарной воинской части); гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт (арест); командование воинских частей (ограничение по военной службе).

Перечисленные учреждения представляют собой, как правило, специальные государственные структуры, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Уголовно-исполнительное законодательство четко регламентирует их деятельность и полномочия при исполнении отдельных видов уголовных наказаний. Кроме того, ч.

2 и 3 ст. 16 УИК РФ предусматривают существование иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

К ним относятся администрации организаций, в которых работают осужденные, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (ч.

2), а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы РФ.

На сегодняшний день три вида уголовных наказаний (ограничение свободы, арест, смертная казнь) не исполняются. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 января 1997 г.

№ 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» положения УИК РФ о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде ограничения свободы – не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста – не позднее 2006 г. Однако социально-экономическая обстановка в стране не позволила ввести эти уголовные наказания в указанные сроки. В настоящее время в Государственную Думу внесены законопроекты об исключении из действующего законодательства положений об аресте как виде уголовного наказания, а также об изменении содержания и порядка исполнения ограничения свободы.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

№ 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года „О порядке введения в действие Закона РФ „О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях““ в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» устанавливается, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может не только исполняться, но и назначаться судами. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ (в ред. от 27.12.2006) «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех субъектах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2010 г.

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/Ugolovno-ispolnityeljjnoye-pravo-konspyekt-lyektsiyi.23.html

Система наказаний, ее развитие и уголовно-правовое значение. принципы построения системы наказаний

Система наказания рф

Система наказаний в уголовном праве представляет определённую последовательность типов санкций, налагаемых на правонарушителя от несерьёзного к наиболее тяжким последствиям.

Законченный список видов определён в статье 44 Уголовного кодекса РФ. Он построен в особом распорядке и не противоречит особым принципам. То есть при вынесении вердикта судьи не вправе назначить какую-то иную меру исправления, не представленную в данной норме закона.

Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (499) 391-80-35

Санкт-Петербург: +7 (812) 909-50-35

Система и виды наказания

Установленный набор воздействий в функционирующем отечественном законодательстве обладает рядом признаков:

  • Разнообразие методов, разнородных по натуре, суровости (сравнительно с зарубежными государствами отечественная система довольно краткая).
  • Исчерпывающая определённость. Никакая другая мера ответственности не вправе быть применена к осуждённому субъекту, кроме перечисленных. Это защищает от произвола людей, облечённых в судейскую мантию.
  • Расположенность в особенном распорядке – от менее строгого к более суровому. Это сделано непросто так, а имеет свои цели. Если возможно исправить провинившегося человека менее строгим уголовно-правовым влиянием, то к нему нельзя применять меру, ухудшающую его состояние.

В литературе видовую многогранность репрессий с характерными вышеозначенными признаками принято именовать как «система уголовного наказания».

Понятие системы уголовных наказаний и её значение волнует не одно поколение учёных-правоведов и не все согласны с официальным мнением. Так, П.П. Осипов считал, что такой взгляд идентифицируется с односторонним и приводит к пониманию системы лишь как к анализу её частей.

Однако целое — это не часть. И значение системы наказаний в уголовном праве намного шире, чем обычное перечисление особенностей составляющих компонентов. Сама система в целом богаче по особенностям, коммуникациям и соотношениям.

При исследовании значения и понятия следует идти путём дедукции.

Если вдуматься, то функционирующее на сегодняшний день определение не лишено погрешностей. Вкладываемое в него значение и подлежит оптимизации.

Получается, что всякое перечисление чего-либо будет облекаться в термин «система», а это не есть безошибочно и над этим предстоит ещё кропотливая работа будущих поколений.

УК РФ предусматривает 13 разновидностей способов ответственности:

  • денежное взымание;
  • ликвидация прерогативы занимать определённые посты/вести ту или иную деятельность;
  • ликвидация воинского чина, звания, иных наград и отличий;
  • обязательные и дисциплинарные работы;
  • ограничивание по армейской службе;
  • изъятие материальных ценностей;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • содержание в дисбате;
  • ликвидация свободы на некоторое время;
  • пожизненный срок;
  • смертная казнь.

Такие запреты применяются в нашей стране, за исключением крайнего пункта. Приостановка использования смертной казни как метода исправления не снята до сих пор, хотя вокруг этой темы разгораются жаркие споры.

Как не существует единого мнения насчёт понятия и значения комментируемой темы, так нет и общепринятой классификации по разновидностям воздействий.

Если за основу деления брать фактор причиняемых провинившемуся лицу лишений, то выделяют – относимые к моральному воздействию; связанные в основном с ограничением преференций; ударяющие по финансовому состоянию; ограничивающие или вовсе ликвидирующие волю передвижения.

Построение иной типологии основано на самостоятельности применения репрессий: основные, дополнительные, совместные воздействия.

Понятие и цели наказания

Как сдать экзамен по ПДД? Инструкция и рекомендации

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

В теории уголовного права под наказанием понимаются способы воздействия со стороны государства на лицо, совершившего преступление.

Важно понимать, что человек должен быть осужден судом и реально признан виновным, только тогда к нему применяется наказание, вид и размер которого так же определяется судом.

Вся эта информация отражается в приговоре. По отношению к подозреваемому или обвиняемому наказание применять запрещено.

Главной целью системы наказаний в уголовном праве является восстановление справедливости в обществе.

Помимо этого, с помощью наказания достигается исправление человека, совершившего преступление, а так же происходит профилактика и предупреждение совершения новых преступлений как этим же человеком, так и окружающими. Очень важно, чтобы наказание было справедливым и соответствовало требованиям закона и принципам права.

Штраф

Штраф – материальное взимание в пользу государства с обвинённого субъекта за нелегальный поступок. Относится к самой щадящему методу исправления. Вправе быть предопределён за правонарушения малой и средней тяжести как основной вид наказания, и в качестве прибавочного при свершении провинившимся тяжкого противозаконного деяния, например, мошенничество в особо крупном размере.

Чаще всего величина санкции колеблется от 2500 до 500 тыс. рублей, свыше 500 при тяжких и особо тяжких деяниях. Как основополагающая ответственность употребляется в нижеследующих случаях:

  • Именно этот вид предусмотрен по вменяемой норме (Суд Тверской области вынес вердикт, по которому наказал гражданина Н. штрафной санкцией в объёме 40 тыс. рублей за намеренное повреждение чужого имущества. Н. выломал входную дверь в квартиру своей бывшей супруги, когда та отказалась его впускать).
  • При назначении более мягкой санкции, чем предусмотрено за данное деяние (если человек впервые судим, деятельно раскаивается, осознал виновность, перед потерпевшим искупил её).
  • При замещении не понесённой доли утраты свободы.
  • В распорядке задержки несения реального наказания беременным женщинам и имеющим детей.

Ни по каким другим обстоятельствам штраф как ключевое влияние на правонарушителя употребляться не долженствует.

В качестве прибавочного фиксируется в отдельных ситуациях, направленных против экономики, социальной безопасности, здоровья граждан.

Выполнить свои обязательства лицо вправе досрочно, а также с рассрочкой. Рассрочка выплаты предоставляется исключительно по заключению жреца правосудия при имеющихся на то причинах (наличие иждивенцев в семье, доходность не превышает прожиточного минимума и прочие моменты).

Первую долю суммы долженствует внести в продолжение месяца, остальные части выплат производятся ежемесячно не позже крайнего дня месяца. Максимальный срок рассрочки составляет 3 года.

При постоянном уклонении от выплат, а уж тем более сокрытии своего местоположения, судебный пристав вправе объявить в угрозыск и последствием станет, скорее всего, смена на наиболее суровую ответственность.

Основные и дополнительные наказания

Очень важным в теории и на практике является деление наказания в зависимости от их значимости. По данному основанию они делятся на:

  • Основные — такие виды наказания, которые назначаются как самостоятельные, их нельзя использовать в качестве дополнительных по отношению к другим и присоединять. Ярким примером является смертная казнь, а так же все виды работ, лишение свободы и иные.
  • Дополнительные — такие наказания, которые применяются в сочетании с основными, их нельзя использовать самостоятельно, они всегда дополняют, придают социальной значимости системе наказаний в УП (уголовном праве). Например, лишение определенных званий или наград.
  • Комплексные — обособленная группа наказаний, которые применяются и как дополнительные, и как основные. Основания использования такой группы в качестве вспомогательной определены законом. Например, штраф или исключение возможности быть на конкретной должности.
  • Лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью

    Норма содержит по сути два отличных друг от друга способа исправления. Табу замещать конкретные посты означает именно занятие по службе.

    Например, устанавливается лимитация преступнику занимать пост главбуха, что вовсе не означает, будто он не вправе занять более низкую должность в штате сотрудников по этой деятельности.
    Запрет заниматься какой-то деятельностью означает нечто другое.

    Он может относиться к основной служебной деятельности человека, досуговой, иной профессиональной. Так, Сидорову было запрещено управлять ТС на период до года в связи с нарушением последним ПДД.

    Карательная суть санкций заключается в ущемлении имеющихся прерогатив у личности (необходимость уйти с перспективного поста, хотя лицо располагает всеми высококвалифицированными умениями и свойствами для качественного исполнения служебных обязанностей).

    Употребляется как ключевой способ, так и в виде прибавочного пенитенциарного эффекта. Как главенствующий способ воздействия назначается от 1 до 5 лет, если положение напрямую зафиксировано в НПА или считается атрибутом смягчения при осуществимости наложения наиболее взыскательного метода.

    Вспомогательная репрессия фиксируется при:

    • явной установке по вменяемой норме на возможность применения;
    • суд счёл невозможным дальнейшее продолжение занятия трудом или принадлежность вакансии обвиняемому человеку в соответствии с нанесённым уроном социальным правоотношениям.

    Таким образом у стража правосудия есть преимущество назначить текущую меру как добавочную или хватит уже того, что пошло в главную ответственность.

    Иные основания классификации

    Среди них:

    Источник: https://system-bryansk.ru/praktika/klassifikaciya-vidov-nakazaniya.html

    Эффективность системы уголовных наказаний РФ

    Система наказания рф

    Помнению Ю.В. Бочкаревой, современная система наказаний формируется от менеестрогого к более строгому, что не отвечает общественным потребностям иинтересам. Следует согласиться, что реформирование системы должно бытьнаправлено на создание дифференцированного перечня наказаний, где видынаказаний могли бы дополнять или заменять друг друга и применяться на практике[1].

    Скачать текст в WORD

    Системав целом должна отвечать не только принципам неотвратимости наказания, но ицелесообразности, эффективности, а также справедливости. Важным представляетсяреализация превентивной функции уголовного законодательства, которая, по нашемумнению, сегодня не является эффективной.

    Следуетотметить, что в последнее время значительно возрос уровень рецидивнойпреступности. По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации за период с января по ноябрь 2018 года выявлено 399215лиц, ранее совершавших преступления. Причиной является прежде всего низкийуровень эффективности системы наказаний.

    Н.Н.Кадырова среди существующих на сегодняшний день проблем в системе уголовныхнаказаний выделяет следующую: невключение иных видов уголовно-правовоговоздействия.

    Под иными мерами понимаются меры медицинского характера,воспитательного воздействия на несовершеннолетних, конфискация имущества,принудительное выдворение за пределы РФ, ограничение политических прав,компенсация причиненного вреда, а также условном осуждении, применение которыхвозможно только по решению после установления виновности лица в совершениипреступления, поэтому видится необходимость во включение указанных норм вперечень, установленный ст. 44 УК РФ.

    Втом числе, дополнить ст. 45 УК РФ отдельными перечнями основных идополнительных видов наказаний, которые будут разграничиваться в зависимости отих срока и размера.

    Применительнок системе наказаний, современная система требует существенных корректив,поскольку в настоящее время она не отвечает принципу системности, т. е. всистему включены наказания, которые в настоящее время вообще не могутприменяться в силу того, что не созданы условия для применения: обязательныеработы, ограничение свободы, арест.

    Судья при назначении наказания вынужденприменить более строгий вид наказания, поскольку альтернативой этим наказаниямв большинстве случаев выступает лишение свободы. Главной целью системынаказаний должна стать индивидуализация. В связи с этим систему уголовныхнаказаний лучше было бы строить исходя из субъективного или личностного критерия[2].

    Актуальнойпроблемой на сегодняшний день также является возвращение лиц, отбывшихнаказания, в социальную среду – ресоциализация. Государству необходимо выделятьдостаточное количество средств на создание рабочих мест для осужденных, так какдля данных лиц вопрос трудоустройства является наиболее проблематичным.

    Помнению А.И. Зубкова: «Важное значение имеет расширение сферы применениянаказаний, не связанных с лишением свободы, и введение в систему новыхнаказаний, также не связанных с лишением свободы»[3].

    По мнению сотрудниковуголовно-исполнительной системы, при назначении наказания следует чащеприменять обязательные и исправительные работы, поскольку они наиболееэффективно реализуют цели уголовного наказания, а также являются общественно-полезными.

    Проблемы,связанные с уплатой штрафов, а именно: размер штрафа, определяемый судом, недолжен быть сопряжен с безысходным материальным положением осужденного.

    Сучетом размера этого наказания штраф нередко оказывается едва ли более мягким видомнаказания, чем лишение права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетногозвания, классного чина и государственных наград, обязательные либоисправительные работы[4].

    Проблемазлостного уклонения от уплаты штрафа т.к. в Особенной части УК РФ более десятистатей, в санкциях которых предусмотрен штраф в качестве альтернативной формынаказания, которые на данный момент практически не применяются.

    Крометого, не менее дискуссионным является применение смертной казни. В качествеодного из видов уголовного наказания является правовым механизмом ограниченияправ человека, а также фактором, сдерживающим преступное поведение индивидов.Однако при этом противоречит принципу уважения прав и основных свобод человека,которые закреплены в различных международных договорах.

    [1] Бочкарева Ю.В.Проблемы совершенствования системы наказаний // Тамбовский государственныйуниверситет им. Г.Р. Державина. Тамбов. 2009. С. 59.

    [2] Бабенко С. Правачеловека в условиях глобализации // Законность. 2007. № 10. С. 80.

    [3] Зубков А. И.Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М.: Норма, 2000. С. 253.

    [4] Тасаков С.В.Система уголовных наказаний нуждается в совершенствовании // Ученые запискиКазанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 611.

    Источник: https://vuzru.ru/effektivnost-sistemy-ugolovnyh-nakazanij-rf/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.