Санкция это мера государственного принуждения

САНКЦИЯ

Санкция это мера государственного принуждения

САНКЦИЯ

см. Норма права.

Источник: Советский юридический словарь

САНКЦИЯ

лат. sanctio – строжайшее постановление)- 1) см. САНКЦИИ; 2) утверждение, разрешение чего-либо высшей инстанцией.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Санкция

структурный элемент нормы права, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, установленного диспозицией правовой нормы.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Санкция

термин имеет два базовых правовых значения: а) разрешение, дозволение и б) логическая часть правовой нормы, указывающая на те или иные последствия. От лат. sanctio — разрешение, повеление.

Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.

Санкция

разрешение (согласие) прокурора на производство дознавателем, следователем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятиеими процессуальных решений (п. 39 ст. 5 УПК РФ).

Источник: Понятия современного уголовного процесса

САНКЦИЯ

от лат. sanctio – строжайшее постановление; англ. sanction approval) – в широком смысле мера государственного принуждения к исполнению норм права, государственно-властная реакция на факт совершения правонарушения, государственная оценка неправомерного поведения.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

САНКЦИЯ

часть правовой нормы, определяющая, какие юридические последствия наступят в отношении субъекта, реализовавшего вариант поведения, предусмотренного диспозицией данной нормы. Виды санкций: абсолютно определенная, относительно определенная, альтернативная, комулятивная, карательная, предупредительная, поощрительная.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Санкция

структурный элемент нормы права, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

САНКЦИЯ –

это:1) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия;2) структурная часть правовой нормы, где указаны возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы;

3) акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.).

Источник: Словарь по уголовному праву.

Санкция

1) обязательная часть нормы права, содержащая указания на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписаний данной нормы.

К числу их относятся наказание в виде лишения свободы, штраф, пеня, выговор, изъятие определенных предметов в пользу государства и т.д. Основное назначение санкции – в предупреждении возможности нарушения установленного правила.

Она имеет двухсторонний характер: одной стороне – правоохранительному органу – представляет властное полномочие по осуществлению принуждения, кары, на другую – виновное лицо – возлагается юридическая ответственность; 2) предписание уполномоченного лица на разрешение совершать те или иные процессуальные действия (например, санкция прокурора на производство обыска по обстоятельствам возбужденного уголовного преследования).

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Санкция

часть статьи Особенной части УК, устанавливающая виды и размер наказания за совершение преступления. В санкции отражается законодательная оценка характера и степени общественной опасности запрещенного Уголовным кодексом деяния. Виды санкций: 1. Относительно определенная санкция – санкция, которая указывает вид наказания, а также его высший и низший пределы (ч. 1 ст. 105 УК устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет) или только высший предел (ст. 106 УК – лишение свободы на срок до пяти лет). В последнем случае низшим пределом является минимальный срок этого вида наказания, установленный в Общей части, – шесть месяцев. 2. Альтернативная санкция – санкция, предусматривающая два или более вида наказаний и представляющая суду возможность применить одно из указанных видов наказаний (ч.1 ст. 158 УК предусматривает в виде наказания штраф в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет).

Источник: Словарь основных уголовно-правовых понятий и терминов

САНКЦИЯ

в теории права санкцией является структурная часть нормы права, указывающая на возможные меры воздействия к нарушителю этой нормы; в гражданском праве санкцией признается предусмотренная нормами гражданского права или договором мера имущественного воздействия, призванная обеспечить надлежащее исполнение обязанным лицом возложенных на него обязательств.Основными видами гражданско-правовых санкций являются возмещение убытков, уплата неустойки (пени), признание сделки недействительной. К числу других санкций относятся также так называемые оперативные санкции, заключающиеся в применении стороной договора мер воздействия к неисправному контрагенту без обращения в суд. Наиболее широко оперативные санкции применяются в договорах поставки, строительного подряда, перевозки груза. К числу таких санкций, например, относятся: право покупателя устранить своими силами недостатки поставленной продукции за счет поставщика, отказаться от акцепта платежного требования, оплатить поставленную продукцию только после приемки ее по качеству; право перевозчика задержать выдачу груза до оплаты перевозных платежей; право стороны отказаться от заключенного договора в случае существенного нарушения его условий другой стороной и т.п.

Помимо санкций, предусмотренных законодательством, при заключении договора стороны могут предусмотреть дополнительные санкции, исходя из сущности и значения договорных обязательств.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

САНКЦИЯ

часть правовой нормы, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения и предусматриваются определенные меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей. С. всегда выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение граждан или организаций. В зависимости от характера мер государственного воздействия С. подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные. Суть штрафных С. заключается в лишении правонарушителя определенных благ, в наказании его путем лишения свободы, ссылки, высылки, путем осуждения его на выполнение принудительных работ и т. д. Это может сопровождаться возложением на виновное лицо особых обязанностей (пени, штраф), а также официально-властным осуждением и порицанием (условное осуждение, выговор, предупреждение и т. п.) противоправного поведения. Цель правовосстановительных С. состоит в восстановлении нарушенного права: в принуждении к исполнению невыполненной обязанности или возмещении незаконно причиненного ущерба. Согласно российскому гражданскому законодательству, лицо, причинившее вред другому лицу, обязано совершить в его пользу определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить долг и т. п.) либо воздержаться от действия (ст. 307 ГК РФ). С. различаются также по степени определенности. Абсолютно-определенные С. отличаются фиксированной, строго определенной мерой государственного воздействия (например, штраф в определенном размере). Относительно-определенные С. – указанием на пределы допустимости этих мер. Альтернативные С. предоставляют возможность государственным органам и должностным лицам в процессе правоприменительной деятельности выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Выбор той или иной меры в каждом случае обусловливается конкретными обстоятельствами данного дела. Сложные, или кумулятивные С. допускают возможность одновременного применения за одно и то же противоправное деяние нескольких мер государственного воздействия (основной и дополнительных). (М. М.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Санкция

это часть нормы права, предусматривающая меры государственного принуждения за нарушение правил диспозиции. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовостановительные (возместительные) и штрафные (карательные).

К первым относятся санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права; ко вторым – уголовного и административного права. В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший предел меры государственного воздействия на правонарушителя.

Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет», «наказывается лишением свободы на срок до одного года». Здесь правоприменителю дано право выбирать возможный вариант меры государственного воздействия.

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из 2 и более возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один, наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Кумулятивные санкции – это такие санкции, которые допускают применение одновременно основной и дополнительной меры воздействия.

Являясь реакцией государства на факт нарушения норм права, санкции имеют две группы адресатов: органы порядка и правосудия; граждане и юридические лица. Первые должны выбрать наиболее адекватные меры воздействия на лиц, нарушивших запреты, а вторые должны выбрать модель поведения – либо выполнить нормативное предписание, либо подвергнуться санкции.

Санкции также можно классифицировать по видам наказания на следующие группы: лишающие человека жизни; лишающие человека здоровья; лишающие человека свободы; лишающие человека имущества; лишающие человека прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; устанавливающие обязательные или исправительные работы.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

САНКЦИЯ

от лат. sanctio – строжайшее постановление) – часть нормы уголовного права, где точно закреплены правовые последствия совершения преступления. С. уголовного права имеет карательный характер, предусматривает лишение преступника определенных благ личного характера (например, свободы) или имущественного характера (например, имущества при конфискации или при штрафе) либо возложение на него дополнительных обязанностей (например, при обязательных пли исправительных работах). С. содержатся по большей части в статьях Особенной части УК РФ. Так, каждому составу преступления (или нескольким составам преступления) соответствует определенное предписание о мере наказания. Например: “Хулиганство, то есть… наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет” (ч. 1 ст. 213 УК РФ); “Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – наказывается лишением свободы на срок от четырех до семи лет” (ч. 3 ст. 213 УК РФ). Отдельные предписания, касающиеся С., содержатся и в Общей части УК РФ. Например, о размерах и условиях наложения того или иного вида наказания (ст. 45-59 УК РФ), о снижении нижнего предела наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за данное преступление (ст. 64 УК РФ), о сроках погашения и снятия судимости, которая также является правовым последствием совершения преступления (ст. 86 УК РФ). По различным основаниям С. статей Особенной части УК РФ делятся на виды: 1) абсолютно-определенные и относительно-определенные; 2) единичные и альтернативные; 3) с дополнительными наказаниями (кумулятивные) и без них. В абсолютно-определенной С. размер наказания определен точно, без градации. Например, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Такие абсолютные предписания используются в действующем УК РФ лишь в альтернативе с другими видами наказаний. Например: “наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы” (ч. 2 ст. 105 УК РФ). В относительно-определенной С. виды наказания определены по типу “от… до… “. Например, таким образом определены все виды наказаний в приведенных выше С. ч. 1 и 3 ст. 213 УК РФ. Альтернативной является С., в которой названы два или более вида основных наказаний. Примером может служить С. ч. 1 ст. 213 УК РФ. В единичной С. использован один вид основного наказания. Например, С. ч. 3 ст. 213 УК РФ. Необходимо отметить, что и в альтернативной, и в единичной С. виды, (вид) наказания могут быть описаны и абсолютно-определенно, и относительно-определенно. Кумулятивная С., помимо основного вида наказания, содержит еще и дополнительные виды наказания. Например: “наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет” или без такового” (ч. 2 ст. 215 УК РФ). Дополнительное наказание может быть обязательным или факультативным (как в данном случае). С. без дополнительных наказаний иногда называют простыми С. К ним относятся, например, С. ч. 1 и ч. 3 ст. 213 УК РФ.

Источник: Словарь-справочник уголовного права

Источник: https://determiner.ru/termin/sankcija.html

39.Понятие и цели уголовного наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного пр

Санкция это мера государственного принуждения

39.     Понятие и цели уголовного наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Соотношение уголовного наказания с иными мерами уголовно-правового характера.

Статья 43. Понятие и цели наказания

 1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Признаки: наказание представляет собой меру государственного принуждения.

ü  Наказание м/б назначено только от имени гос-ва и в интересах всего общества;

ü  исключительным правом на назначение наказания обладает только гос-во;

ü  наказание м/б назначено лишь за то деяние, кот в соответствии с УЗ является преступлением;

ü  наказание устанавливается только УЗ;

ü  наказание носит индивидуальный характер; наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; принудительный характер наказания означает, что лицо обязано подчиниться вступившему в законную силу приговору суда, и претерпеть лишения и ограничения, связанные с применением наказания; наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод; наказание влечет за собой судимость.

Цели применения наказания:

ü  восстановление социальной справедливости.

ü  Наказание должно быть справедливым;

ü  исправление осужденного, чтобы лицо изменило свое отношение к закону, правам и свободам гр. ;

ü  предупреждение совершения новых преступлений.

Наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:

1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России – УК РФ. Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.

); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).

2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки – это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

3. По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

4. По направленности (адресату) меры государственного принуждения.

Уголовные наказания носят строго личный характер: понести наказание должен сам виновный, а не кто-то другой (представитель и проч.). Например, родители подростка, совершившего преступление не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Более того, уголовное наказание может налагаться только на физическое лицо.

У проступков круг адресатов широк: ими могут быть как физические, так и юридические лица (за исключением дисциплинарных проступков), отсутствует строго личный характер мер.

Например, на родителей ребенка, совершившего административное правонарушение, может быть наложен штраф; если собака укусила прохожего, то ее хозяин может нести ответственность как владелец источника повышенной опасности, согласно гражданско-правовым и административным нормам.

5. По содержанию.

Преступление всегда влечет наказание, которое носит признак кары – это наиболее суровая мера государственного воздействия. Оно представляет собой существенное ограничение либо лишение прав и свобод граждан.

За проступки применяются меры взыскания, в основном, восстановительные и профилактические, которые не ставят похожи на возмездие.

Например, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику), в интересах другого лица (кредитора) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение вреда, уплату неустойки и т.д. Это компенсационный характер, иными словами, направленность на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов контрагента.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. В ТК РФ предусмотрены замечание, выговор, увольнение (расторжение трудового договора по инициативе администрации в связи с нарушением со стороны работника условий трудового договора).

В качестве административных взысканий могут применяться штраф, исправительные работы, административный арест и др., а также замечание, выговор. Эти меры в некоторых чертах походят на уголовное наказание, однако существенно отличатся тяжестью правовых последствий для виновного и носят, в основном, восстановительный либо сугубо профилактический характер.

6. По правовым последствиям.

Наказание за преступление влечет за собой судимость. Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ). Применяемые за проступки меры воздействия не влекут судимости.

            Следует отличать уголовное наказание от сходных мер государственного принуждения. Прежде всего, необходимо иметь в виду отличие наказания от других уголовно-правовых мер воздействия — воспитательного и медицинского характера.

Принудительные меры воспитательного характера согласно статье 90 УК РФ могут быть назначены вместо наказания несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. К таким мерам относятся:

— предупреждение;

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

— возложение обязанности загладить причиненный вред;

— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры медицинского характера в соответствии со статьей 97 УК РФ могут быть назначены лицам:

— совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости;

— у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

— совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/39-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%82-%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%80/

Вопрос №3. Понятие и виды санкций

Санкция это мера государственного принуждения
Вопрос 3
Санкция — это часть нормы права, указывающая на форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате чего субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается, т.е. санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Признаки санкций:

1.     Является правовым средством воздействия на интересы лиц;

2.     Для нее установлена определенная процедура применения;

3.     Для ее применения необходимо наличие вины;

4.     Обеспечивается мерами государственной защиты;

5.     Связана с благом, ценностью (т.е. ее лишением);

6.     Это средство защиты общества от правонарушений;

7.     Это мера осуждения;

8.     В ней заложены силы подтягивающие поведение личности до нормы.

1.                По характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всегоправовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаютсяправовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

2.                В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды:

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.

Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

3.                По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные.

          Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст.

166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Применение таких санкций способствует реализации принципа индивидуализации юридической ответственности.

4.                По своему составу: простые и сложные.

Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 КоАП РФ — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). 

Сложная. Сложные санкции могут бытькумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбиратьодну из названных в законе мер государственного принуждения (или штраф, или увольнение с должности).

Кумулятивные санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер (лишение свободы с конфискацией имущества).

5.  Моральные, материальные и организационные.

Основными целями применения санкций являются:

– воспитание правонарушителя;

– предупреждение совершения им новых правонарушений, т.е. боязнь быть вновь подвергнутым наказанию удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается тем обстоятельством, что повторность рассматривается как обстоятельство отягчающее ответственность.

– предупреждение  правонарушений на его примере, для этого информацию о применяемых санкциях публикуются в средствах массовой информации и в средствах наглядной агитации.

Санкции должны быть эффективными. Эффективность определяется фактически достигнутым результатом применения санкции, который  определяется в количественных показателях. Эти показатели должны быть объективными, достоверными и способными количественно отражать поведение  субъектов.

Важное значение для эффективности санкций имеет соблюдение определенных условий их результативности, т.е.

1.       наличие систематизированного и стабильного законодательства, регулирующего ответственность; 

2.       информированность субъектов права о существующих правовых запретах и санкциях, установленных за их нарушение;

3.       оперативность производства привлечения к ответственности;

4.       реальность исполнения санкций;

5.       стабильность практики применения санкций;

6.       законность и справедливость применяемых санкций;

7.       информированность субъектов о применяемых санкциях;

8.       авторитет правоприменительного органа и др.

“,”author”:”Автор: arslanbekova4.blogspot.com”,”date_published”:”2020-11-18T18:30:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://arslanbekova4.blogspot.com/2016/09/3.html”,”domain”:”arslanbekova4.blogspot.com”,”excerpt”:”Вопрос 3 Санкция — это часть нормы права, указывающая на форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного пове…”,”word_count”:704,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://arslanbekova4.blogspot.com/2016/09/3.html

Классификация и виды санкций

Санкция это мера государственного принуждения

Санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные. Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда).

Сложная – несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами).

Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения.

Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.

Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания.

Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст.

1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст.

203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового»

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества.

В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).

Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным анием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

• управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);

• обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);

• запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.

Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст.

11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).



Источник: https://infopedia.su/14x36e7.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.