Санитарное правонарушение

Содержание

Виды административных взысканий за санитарные правонарушения – с какого возраста могут привлечь, смягчающие обстоятельства

Санитарное правонарушение

В Российской Федерации всем гражданам государство гарантирует санитарно-эпидемиологическое благополучие, то есть безопасную для здоровья среду обитания, без воздействия вредных факторов.

В том числе оно достигается путем установления требований, обязательных для выполнения субъектами предпринимательской деятельности, самими гражданами и госорганами (ст. 1-2 ФЗ-52 о санитарно- эпидемиологическое благополучии).

За их нарушение предусмотрена ответственность.

Наказания накладываются уполномоченными органами в установленном порядке с соблюдением прав привлеченных к ответственности лиц. Виды административных взысканий за санитарные правонарушения будут рассмотрены далее в статье.

Виды ответственности

Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ответственности за санитарные правонарушения:

  • административная (глава 6 КоАП РФ);
  • уголовная (ст. 236 УК РФ) в случае, если последовала эпидемия, массовое заражение или отравление людей, либо смерть человека по неосторожности;
  • дисциплинарная ответственность, к ней конкретного сотрудника может привлечь руководство организации, в которой гражданин трудится на основании внутреннего расследования по нормам Трудового кодекса РФ.

Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.

Обращение с ТКО с 1 января 2019 года – что это за графа в квитанции ЖКХ

Процедура наложения взыскания

Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.

Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные правонарушения?

Кодексом об административных правонарушениях, в нем перечислен все составы административных правонарушений и наказания за них, санитарным посвящена часть норм в главе 6.

С какого возраста можно привлечь граждан за санитарные правонарушения?

В этом случае действуют общие положения Кодекса. С 16 лет, это установлено в ст. 2.3 КоАП РФ. Гражданина в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобожден от ответственности по особому решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании конкретных обстоятельств с применением соответствующих мер воздействия. За детей возрастом меньше 16 лет отвечают их родители.

Какие предусмотрены для данной группы правонарушений смягчающие обстоятельства? Здесь также законом не установлено каких-либо особых норм для главы 6 и действуют общие правила. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за санитарные правонарушения, относится в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние допустившего нарушение лица;
  • «явка с повинной», то есть, сообщение о нарушении в уполномоченные органы, до его обнаружения ими;
  • принятие действий для предотвращения вредных последствий;
  • добровольное прекращение самих действий;
  • оказание содействия в раскрытии деталей правонарушения и установлении его фактической стороны;
  • возмещение вреда;
  • устранение нарушения до вынесения постановления о привлечении к ответственности;
  • признаки, характеризующие личность нарушителя: несовершеннолетие, беременность женщины или наличие у нее маленького ребенка на воспитании.

Кем налагается дисциплинарное взыскание?

Главным санитарным врачом или его заместителем на основании ст. 51 ФЗ-52.

Каков срок добровольной уплаты штрафа за санитарное правонарушение?

Правонарушителю дается два месяца на уплату согласно ст. 32.2 КоАП РФ (но только со дня вступления в силу этого документа, что происходит в течение 10 дней с момента его внесения), в случае уклонения от исполнения этой обязанности по ст. 20.25 будет применена санкция в двойном размере.

Виды взысканий за санитарные нарушения

Вообще в арсенале контролирующих органов по КоАП есть выбор средств наказания: предупреждение, арест, лишение спецправа или дисквалификация, приостановление деятельности. Но они устанавливаются санкциями конкретных статей. Самая распространенная мера по нормам главы 6 – это штраф.

Норма КоАП РФСанкция, размер, штраф в рублях
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятийПредупреждение или штраф:граждане — от 100 до 500должностные лица — от 500 до 1000;ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток;юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток
6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспортаШтраф и приостановление деятельностиГраждане — от 500 до 1000,должностные лица от 1000 до 2000,ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток,юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок
6.5 Нарушение требований к водеГраждане — от 1000 до 1500Должностные лица — от 2000 до 3000ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 сутокЮрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок
6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведенияхГраждане — от 1000 до 1500Должностные лица — от 5000 до 10000ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 сутокЮрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок
6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитанияДолжностные лица — от 3000 до 7000Юрлица — от 30000 до 70000Повторное нарушениеДолжностные лица — от 10000 до 15000Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток

Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.

Источник: https://zakon-navigator.ru/vidy-otvetstvennosti-za-sanitarnye-pravonarushenija-chto-vazhno-znat/

За что и на сколько может оштрафовать Роспотребнадзор

Санитарное правонарушение

Штрафы Роспотребнадзора являются одной из мер воздействия на предпринимателей, нарушающих санитарные нормы и правила, а также права потребителей. В статье расскажем, за что может оштрафовать Роспотребнадзор и как быть, если вы считаете наказание несправедливым.

За что имеет право штрафовать Роспотребнадзор

Проверка Роспотребнадзора имеет два исхода — проверяющие или найдут, или не найдут нарушения. Первое случается чаще. Даже если очень стараться работать по закону, можно что-то упустить. Если проверяющие выявят недочеты, предприятие и его руководителя привлекут к административной ответственности.

Вид ответственности зависит от того, насколько серьезно нарушение. Как правило, Роспотребнадзор ограничивается штрафами, размер которых также отличается в зависимости от того, какое именно нарушение допущено и кто привлекается к ответственности — организация или ее руководитель.

Роспотребнадзор может оштрафовать:

  • за невыполнение предписаний по защите от распространения коронавирусной инфекции;
  • невыполнение иных предписаний, которые вправе давать ведомство;
  • несоблюдение санитарных требований, например отсутствие у продавцов санкнижек;
  • отсутствие сертификатов на товар и пр.

В период пандемии предпринимателей больше всего волнуют штрафы за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора по коронавирусу — коронавирусные ограничения вызывают немало вопросов о том, как работать, чтобы не нарушить закон. Разберемся вместе.

Штрафы от Роспотребнадзора в период пандемии

Рекомендации Роспотребнадзора, в том числе изданные в период пандемии, не являются нормативным правовым актом и не обязательны для исполнения. Ответственности за их неисполнение законодательством не предусмотрено — об этом прямо сказано в письме Роспотребнадзора «О штрафах…» от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40.

На основании рекомендаций Роспотребнадзора региональные власти могут издавать собственные нормативные акты — указы, решения и пр. Исполнение требований таких актов на территории региона обязательно для всех — и вот за их нарушение предпринимателя могут оштрафовать или привлечь к административной ответственности другого вида.

https://www.youtube.com/watch?v=riztGAJvn5M

Размеры штрафов за несоблюдение правил поведения в условиях пандемии составляют (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 10 до 50 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 30 до 50 тыс. руб.;
  • для организаций — от 100 до 300 тыс. руб.

Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, допущенное в период пандемии, также наказывается штрафом — заплатить придется (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ):

  • должностным лицам и индивидуальным предпринимателям — от 50 до 150 тыс. руб.;
  • организациям — от 200 до 500 тыс. руб.

Штраф — это единственный вид наказания?

Штраф не единственный вид ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ деятельность компании-нарушителя могут приостановить на срок до 90 суток. В этом случае штраф на организацию не налагают.

Такая мера воздействия используется гораздо реже — лишь в том случае, если нарушения не позволяют вести дальнейшую работу.

Еще один вид наказания, который может быть применен к должностным лицам, — дисквалификация. Такое наказание возможно, например, если не выполняются требования предписания Роспотребнадзора (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Штрафы за нарушение требований Роспотребнадзора». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Порядок наложения штрафа

Если есть основания для привлечения организации к административной ответственности, процедура проводится следующим образом:

  • Составляется протокол об административном правонарушении, в котором указывается на совершенное нарушения и обстоятельства, при которых оно совершено.
  • Протокол и материалы дела передаются для рассмотрения должностному лицу Роспотребнадзора или в орган, имеющий право рассмотреть дело и вынести постановление (рассматривать вправе должностные лица Роспотребнадзора либо суд). Кто именно может рассмотреть дело, зависит от статьи КоАП РФ, нарушение которой вам вменяют.
  • Назначается заседание. Привлекаемое лицо вызывается на рассмотрение дела.
  • Дело рассматривается. Если обстоятельства нарушения подтверждаются, накладывается штраф, а если нет — производство по делу прекращается.

Как обжаловать штраф

Если вы считаете, что штраф наложен неправомерно, у вас есть право оспорить постановление.

Внимание! Обжалование производится в порядке, установленномглавой 30 КоАП РФ.

Жалоба подается вышестоящему должностному лицу Роспотребнадзора (если постановление вынесено должностным лицом Роспотребнадзора) или в вышестоящий суд, если постановление принято судьей.

Срок для обжалования — 10 дней с момента получения копии постановления. В течение этого срока подается жалоба, в которой нужно указать причины, по которым вы не согласны с принятым актом.

После того как жалоба поступит в орган для рассмотрения, будет назначена дата и вас вызовут. Если при рассмотрении установят, что постановление незаконно, его отменят.

Например, это произойдет, если были допущены существенные процессуальные нарушения либо состава или события нарушения нет.

К списку нарушений относятся неизвещение о времени и месте составления протокола либо рассмотрения дела, нарушения при сборе доказательств и др.

Итоги

Итак, Роспотребнадзор может оштрафовать организацию или работающих в ней должностных лиц за несоблюдение санитарных требований, установленных федеральным и региональным законодательством. Если вы не согласны с постановлением о привлечении к ответственности, его можно обжаловать.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nalognalog/za-chto-i-na-skolko-mojet-oshtrafovat-rospotrebnadzor-5f5503e872b2bd4697e2813b

Нарушение санитарных норм: ответственность, помощь адвоката

Санитарное правонарушение

    Право граждан на проживание в безопасной для здоровья человека окружающей среде реализуется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оно достигается за счет разработки новых, ежегодной актуализации действующих санитарных правил и установленной законом обязанностью их соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам защитит Вас при нарушениях санитарно эпидемиологических требований в части доказывания невиновности или снижения административного штрафа: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня и записывайтесь на консультацию!

Кто отвечает за соблюдение санитарных норм?

   Государство осуществляет функции по:

  • профилактике заболеваний;
  • разработке санитарно-эпидемиологических норм и надзору по их соблюдению;
  • лицензированию опасных для человека видов деятельности;
  • проведению социально-гигиенического мониторинга;
  • контролю продукции на соответствие нормативам;
  • осуществлению научной деятельности по улучшению благополучия окружающей среды;
  • гигиеническому воспитанию и обучению населения здоровому образу жизни;

   В случае нарушения санитарных норм и правил государство вправе применять к виновному лицу меры воздействия с целью устранения допущенных нарушений и недопущения их повторения в будущем. Выявлением нарушений санитарных норм занимаются сотрудники Роспотребнадзора.

Куда жаловаться на нарушение санитарных норм?

   Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.

   Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.

   В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.

   Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.

ПОЛЕЗНО: читайте подробнее, как составить обращение в Роспотребнадзор правильно, а также смотрите видео с дополнительными советами по составлению жалобы

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований

   Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию.

Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток.

Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.

   Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:

  • эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
  • к питьевой воде;
  • к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.

   При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.

Уголовная ответственность за нарушение санитарных норм

                Несоблюдение санитарных требований, которые по неосторожности повлекли массовое заболевание или гибель людей влечет уголовную ответственность виновного лица. Ответственность предусмотрена ст. 136 УК РФ.

Судебная практика показывает, что привлечение по данной статье чаще всего связано с употреблением некачественных пищевых продуктов, отсутствием специальной одежды при приготовлении блюд, не прохождением поварами медицинских осмотров перед работой, то есть с нарушениями санитарных норм.

   Особенностью данной категории дел является то, что следователь проводит проверки сообщения о преступлении с участием специалистов, обладающих познаниями в области санитарно-эпидемиологических норм. Для возбуждения уголовного дела по ст.

136 УК РФ следователю требуется подтверждение диагноза от медицинского учреждения, а также помощь сотрудников Роспотребнадзора в установлении признаков состава преступления. При наличии причинно-следственной связи между заболеваниями и нарушением санитарных норм следователь возбуждает уголовное дело по ст. 136 УК РФ.

Установленные в ходе следствия виновные в нарушении санитарных норм лица, по приговору суда, привлекаются к уголовной ответственности.

Как снизить штраф за несоблюдение санитарных норм?

   Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.

   Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.

   Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.

   Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/narushenie-sanitarno-epidemiologicheskih-trebovanij/

Виды ответственности за санитарные правонарушения

Санитарное правонарушение

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1999).

Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодатель­ства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарные правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства.

Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на граждан – в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 10 до 20 МРОТ;

– на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на граждан – в размере от 10 до 15 МРОТ;

– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ;

– на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на граждан – в размере от 10 до 15 МРОТ;

– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ;

– на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ;

– на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ;

– на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.

Источник: https://studopedia.su/14_156037_vidi-otvetstvennosti-za-sanitarnie-pravonarusheniya.html

Административная и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Санитарное правонарушение

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-­эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно статье 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, имеют право выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по разработке и утверждению государственных санитарно­эпидемиологических правил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 г.

№ 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства – больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием. МВД России рекомендовано принимать меры по обеспечению исполнения требований должностных лиц Роспотребнадзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена статьей 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

В случае поступления сообщения о событиях, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, соответствующая информация с собранными материалами направляется в органы Роспотребнадзора для принятия процессуального решения.

В сложившейся эпидемиологической ситуации возможно применение статьи 6.36 (воспрепятствование оказанию медицинской помощи) КоАП РФ.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, воспрепятствующие в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской ПОМОЩИ (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 КоАП РФ), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Воспрепятствованием могут признаваться любые действия граждан, связанные с противодействием по оказанию медицинской помощи, включая отказ открывать дверь или впускать медицинских работников в помещение для выполнения медицинских процедур (к примеру, медицинского осмотра, госпитализации).

Субъектом правонарушения выступает физическое лицо.

Справочно: полномочия по составлению протоколов о таких административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции) (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), рассмотрению – исключительно судьи (часть 1 статьи КоАП РФ).

На основании пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

№ З-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, выражающихся, в том числе в невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и (или) выполняющих установленные мероприятия по недопущению распространения коронавирусной инфекции (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Невыполнение такого требования сотрудников полиции может квалифицироваться по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=uUk462osGWc

Частью 1 статьи 19.

4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Справочно: полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункт 1 части 2 статьи 28.

3 КоАП РФ) по части 1 статьи КоАП РФ наряду с должностными лицами Роспотребнадзора наделены органы внутренних дел (полиция), в пределах задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по указанной норме относится к исключительной компетенции судей (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).

Объективную сторону правонарушений по части I статьи 19.4 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.

Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.

Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, является преступлением, предусмотренным статьей 236 УК РФ. Квалифицированным видом данного преступления согласно части 2 статьи 236 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Преступление, предусмотренное статьей 236 УК РФ, посягает на общественные отношения по охране здоровья и обеспечению санитарно-­эпидемиологического благополучия населения.

Объективная сторона данного преступления выражается в совершении действий (бездействии), нарушающих санитарно-эпидемиологические правила и повлекших по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека.

Санитарно-эпидемиологические правила установлены нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил выражается в совершении активных действий, запрещенных правовыми нормами или предписаниями, либо в бездействии.

Например, в неисполнении, ненадлежащем исполнении или уклонении от выполнения возложенных обязанностей, в том числе от карантинных мероприятий, изоляции и госпитализации, либо в несоблюдении ограничений, установленных предписаниями должностных лиц органов государственного надзора.

 
(подготовлено МВД России)

Источник: https://xn----btbb2asfbesbb7j.78.xn--b1aew.xn--p1ai/document/19896163

Штрафы за нарушение СанПиН и СП в 2020 году

Санитарное правонарушение

СТАТЬИ

Поговорим о том, что ждет нарушителей СП и СанПин, ждет ли вообще, и как избежать неприятных сюрпризов, в этой статье.

Ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований в организациях — как работает Роспотребнадзор, почему приходят проверки, какие штрафы предусмотрены за нарушение СанПиН для разных видов деятельности.

1. Как регулируется ответственность за нарушения требований СП?

Ответственность за нарушение СанПиН регулируется несколькими пунктами 6 главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Называется она “Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность”. Контролирует деятельность бизнеса, в том числе и соблюдение СанПиНа — Роспотребнадзор. И если принимать окончательное решение о назначении штрафа или иного наказания будет суд или главный санитарный врач, инициирует проверку и фиксирует нарушения именно данная организация.

2. Проверка Роспотребнадзора

Разумеется, прежде чем обвинить вас в нарушении, его необходимо обнаружить. Есть два основных вида проверок, в ходе которых фиксируются нарушения СанПиНа и после которых вы можете быть привлечены к ответственности.

Плановые проверки. Роспотребнадзор проводит ежегодные плановые проверки организаций на предмет соблюдения необходимых требований. Если в момент проверки они обнаружат какие-то нарушения — каждое будет зафиксировано в протоколе.

Внеплановые проверки. Если на работу вашей организации поступит жалоба (от клиента, подрядчика и др.), или в Роспотребнадзор обратится прокуратура (как правило, если в прокуратуру поступила жалоба на то, что из-за нарушений пострадали люди, животные или экология) — будет инициирована внеплановая проверка.

Также, возможна ситуация, что сотрудник Роспотребнадзора обнаружил нарушение самостоятельно (например, как обычный покупатель). В таком случае могут быть два варианта развития событий — он может самостоятельно зафиксировать нарушение или инициировать полную проверку организации. Поэтому, относится к каждому клиенту нужно с любовью! Во-первых, потому что это основа качественного клиентского сервиса, благодаря которому посетители влюбляются в компанию. А во-вторых, потому что это может быть сотрудник Роспотребнадзора.

3. Штрафы за нарушение СанПиН от Роспотребнадзора

Работу различных организаций регулируют различные требования СанПиН. Соответственно, и ответственность в каждой ситуации будет разной.

Основные статьи КоАП, которые касаются нарушения санитарно-эпидемиологических правил в организации:

  • Статья 6.3 — Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • Статья 6.4 — Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;
  • Статья 6.6 — Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения;
  • Статья 6.7 — Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Разберем ответственность по каждой из них по порядку, для физических и юридических лиц, а также должностных лиц и ИП.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Данная статья регламентирует ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Другими словами, за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, или невыполнение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Нарушение данных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на ИП — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Данная статья регламентирует ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Нарушение данных требований влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • на ИП — от 1000 до 2000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.

Данная статья регламентирует ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных для этого местах. К таким относят столовые, рестораны, кафе, бары и другие заведения. Контролируются процессы приготовления пищи и напитков, их упаковка, хранение и реализация населению. Нарушение данных требований влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • на должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на ИП — от 5 до 10 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Данная статья регламентирует ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к:

Условиям отдыха и оздоровления детей;

Иих воспитания и обучения;

К оборудованию, которое используется в процессе воспитания и обучения;

К учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

Нарушение данных требований влечет наложение административного штрафа на организацию:

  • на должностных лиц — от 3 до 7 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 30 до 70 тысяч рублей.

Повторное совершение данного нарушения — влечет наложение еще большего административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

4. Какие статьи КоАП касаются различных организаций?

Разберем, какие статьи КоАП регулируют соблюдение СП для самых популярных видов деятельности.

4.1 Салоны красоты, парикмахерские, косметологии, маникюрные салоны

Работу салонов красоты регулирует СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги». А ответственность за соблюдение данных правил представлена в:

  • Статье 6.3 КоАП — соблюдение санитарно-эпидемиологических правил в принципе;
  • Статья 6.4 КоАП — соблюдение требований к зданиями, сооружениям, помещениям, транспорту.

Санитарно-эпидемиологические правила работы торговых организаций в полной мере регламентирует СП 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов”.

КоАП в свою очередь, регламентирует ответственность за нарушения требований из данного СП в следующих статьях:

  • Статья 6.3 — соблюдение норм СП в принципе;
  • Статья 6.4 — соблюдение требований к зданиями, сооружениям, помещениям, транспорту;
  • Статья 6.6 — соблюдение стандартов организации питания (хранения и реализации пищевых продуктов).

4.3 Предприятия общественного питания

К предприятиям общественного питания относятся кафе, рестораны, столовые. Санитарно-эпидемиологические правила, которые необходимо соблюдать в таких организациях, регламентируются в:

  • СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»;
  • СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Какие статьи КоАП касаются работы предприятий общественного питания и что контролируют:

  • Статья 6.3 — соблюдение норм СП в принципе;
  • Статья 6.4 — соблюдение требований к зданиями, сооружениям, помещениям, транспорту;
  • Статья 6.6 — соблюдение стандартов организации питания.

4.4 Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные учреждения

Организации, которые в рамках своей деятельности взаимодействуют с детьми, должны особенно ответственно относится к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм. Регламентируются они несколькими документами:

  • СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» — стандартный СП, который касается практически каждой организации;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 — санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;

Источник: https://akb-project.ru/sanpin/shtrafi_za_narushenie_sanpin

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.