С 178

Подводная лодка С-178. Проект 613, 613В

С 178

фотография:

ПЛ К-126 проекта 629А и ПЛ С-178 проекта 613 у пирса в заливе Владимир.
Фотография из архива Петрова В.

историческая справка:

1953 год 21 августаЗачислена в списки кораблей ВМФ как средняя ПЛ. Экипаж после формирования и стажировки вошел в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1953 год 12 декабря

Заложена на на эллинге ССЗ №112 “Красное Сормово” им. А.А.Жданова в г.Горький;

1954 год 10 апреля

Спущена на воду;

1954 год май

Переведена по внутренним водным системам в г.Молотовск для прохождения сдаточных испытаний;

1954 год 20 октября

Вступила в строй;

1954 год 29 октября

Включена в состав СФ. Вошла в состав 297-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1955 год весна (предположительно)

На СРЗ в п.

Роста прошла навигационный ремонт, размагничивание, приём всех запасов и другие мероприятия необходимые для подготовки к переходу в ледовых условиях – для защиты лодки ото льда были установлены съёмные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом, а также защищены обтекатели гидроакустических станций;

1955 год май

Вошла в состав 8-й БрПЛ для перехода в составе ЭОН-65;

1955 год июнь

В составе 8-й БрПЛ выходила в море для отработки совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах;

1955 год 7 июля – 19 августа

Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-65 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон. Информация в некоторых источниках о переходе в составе ЭОН-66 – ошибочна. Шла в группе крейсера “Адмирал Сенявин”. В проливе Бориса Вилькицкого С-178 и С-77 были затерты льдами. ЭОН был вынужден остановиться, а ледокол “Ермак” освободил обе ПЛ из ледяного плена;

1955 год 20 – 27 августа

Экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром водолазами корпуса;

1955 год 27 – 31 августа

В составе бригады перешла из бухты Провидения в бухту Крашенинникова;

1955 год 7 сентября (предположительно)

Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 125-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова;

1956 год 6 – 17 ноября

В связи с агрессией Англии, Франции и Израиля против Египта, а также событий в Венгрии, и из-за возможного открытого вмешательство в эти события США и НАТО, ВМФ СССР был переведен в повышенную боевую готовность, а дежурные силы получили приказание занять боевые позиции. С-178 находилась в дежурстве и была развернута юго-восточнее Парамушира. Поход проходил в тяжелейших штормовых условиях при ураганном ветре. ПЛ получила повреждения обшивки легкого корпуса;

1961 год июль

Переформирована в состав 8-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1961 год

Перешла на СРЗ в п.Большой Камень для ремонта. Подчинена командованию 107-го ОДнРК ВМБ Стрелок ТОФ;
1961 год 12 декабря – 1962 год 2 октября

Модернизирована по проекту 613В;

1963 год 4 июня

Переформирована в состав 72-й ОБрСРПЛ ТОФ с базированием на п.Большой Камень (Приморский край);

1965 год май

Перечислена в состав 126-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка);

1968 год

Выполнила задачи боевой службы в Японском море;

1969 год

Находилась в ремонте. Во второй половине года после выхода из ремонта ПЛ С-179 было принято решение поменять экипажи ПЛ С-179 на ПЛ С-178;

1970 год

Экипаж ПЛ С-150 принял из ремонта ПЛ С-178 и отработал на ней курсовые задачи;

1970 год

Выполнила задачи боевой службы в Филиппинском море;

1971 год июль

Переформирована в состав 29-й ДиПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с прежним местом базирования;

1971 год

Выполнила задачи боевой службы в Филиппинском море;

1975 год 10 января – 1 марта

Прошла ремонт на “Дальзаводе” в г.Владивосток. На время ремонта была подчинена командованию 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1976 год

Выполнила задачи боевой службы в Восточно-Китайском и Жёлтом морях;

1977 год июль

Участвовала в параде на день ВМФ в г.Владивосток;

1979 год

Выполнила задачи боевого дежурства;

1981 год 21 октября

Таранена и потоплена у о-ва Скрыплева на входе в бухту Золотой Рог РФС “Рефрижератор-13”. В день катастрофы подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Маранго В.А. возвращалась в базу после двухдневного выхода в море для замеров шумности. Лодка шла в надводном положении, на смешанном режиме движения (левый дизель+правый гребной эл.двигатель) со скоростью 9 узлов. Волнение моря достигало 2 баллов, видимость была полная, ночная. Для удобства работы дизелистови электриков переборка между отсеками была раздраена. Кроме того, наступило время ужина, бачковые разносили пищу, поэтому были открыты переборочные двери между 4 и 5-м отсеками. В 19.30 по хабаровскому времени С-178 получила “добро” на вход в бухту Золотой Рог, для сокращения времени хода маршрут проложили через полигон боевой подготовки. Вина за создание предпосылок к аварийной ситуации лежит на оперативном дежурном ОВР Приморской флотилии, который дал разрешение на выход РФС-13 из бухты, а через короткий промежуток времени его помощник, прибывший с ужина, разрешил вход подводной лодке в бухту Золотой Рог. Информация о выходе РФС-13 на подводную лодку передана не была, наблюдение за движением судов ОД ОВР не организовал. Старпом РФС-13, желая поскорее выйти из зоны ответственности ОД ОВР, самовольно сменил курс и оказался на том же полигоне КТОФ, в который также самовольно вошла лодка. В 19.30 вахтенные РФС-13 заметили огни встречного судна, которое приняли за рыболовецкий траулер. Одновременно старпому поступил доклад об отметке цели на экране РЛС. Пеленг на встречное судно не менялся, дистанция быстро сокращалась. Акустик лодки также доложил об обнаружении встречного судна, но его доклад как-то затерялся в наступившей благодушной после ужина атмосфере – все потянулись на моcтик, покурить. Согласно МПСС-72 и правил плавания в порту Владивосток, дорогу должен был уступать РФС-13, однако управлявший судном старпом Курдюков В.Ф. в силу каких-то причин не принял никаких мер для безопасного расхождения судов (возможно подумал – подумаешь, встречный тралец…). На фоне береговых огней Владивостока и стоящих на рейде судов, огни РФС-13 с мостика подводной лодки заметили слишком поздно. Командир успел отдать команду: “Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно”… Но было уже поздно. В 19.45 “Рефрижератор-13″ со скоростью 8 узлов на курсовом угле 20-30 градусов ударил подводную лодку в левый борт в районе 6 отсека. Через образовавшуюся пробоину площадью около 2 кв.м. отсек был затоплен в течении 15-20 секунд. Лодка получила сильный динамический крен, стоявшие на мостике люди полетели в воду. Примерно через 40 секунд после столкновения лодка, принявшая в прочный корпусоколо 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр с креном в 28 градусов на правый борт. Из-за стремительного поступления воды”раскрытые” 6, 5 и 4-й отсеки загерметизироваться не смогли, и в течении полутора минут в них погибло 18 человек. Четверо моряков загерметизировались в 7, кормовомотсеке, оставшиеся в живых члены экипажа сосредоточились в 1 и 2-м отсеках, поскольку центральный пост также затопило в течении 30 минут. Фильтрация воды в 7-й отсексоставляла до 15 тонн в час, в связи с чем находившийся на борту начальник штаба бригады Каравеков отдал команду покинуть отсек выходом на поверхность. Однако морякине смогли открыть крышку верхнего люка (как выяснилось впоследствии – из-за того, что не сравняли давление с забортным). Попытки выйти через кормовые ТА также неудались, через четыре часа связь с отсеком прекратилась. В носовых отсеках на 26 оставшихся в живых имелось 20 комплектов ИСП-60 для выхода на поверхность. Подняв изводы семерых из 11 подводников, РФС-13 в 19.57 сообщил об аварии диспетчеру Дальневосточного морского порта. В 20.15 оперативный дежурный ОВР объявил тревогу поисковым силам и спасательному отряду, к месту аварии вышло СС “Жигули”, СС “Машук” и спасательная подводная лодка “Комсомолец Узбекистана” проекта 940. В 21.00 с борта РФС-13 обнаружили спасательный буй лодки. В 21.50 спасательные суда начали подходить к месту аварии. Руководство спасательными работами возглавил начальник штаба ТОФ вице-адмирал Голосов;

1981 год 22 – 23 октября

В 08.45 22.10 БС-486 впервые в мировой практике начала спасение людей с затонувшей С-178, однако обнаружить объект и занять позицию для начала работы водолазов не удавалось в течении 17 часов, БС-486 трижды всплывала и погружалась, безрезультатно маневрировала и в конце-концов лодочные водолазы начали работы лишь в 03.03 23.10. За это время отчаявшиеся подводники начали самостоятельно выходить на поверхность, при этом трое из них бесследно исчезли – не исключено, что виной тому стали винты маневрировавшей лодки-спасателя. К вечеру 23.10 начался организованный вывод моряков из отсеков и в 20.30 последним затонувшую лодку покинул старший помощник капитан-лейтенант Кубынин (20 человек были спасены и приняты на борт спасательной ПЛ). В ходе вывода погибли ещё трое подводников;

1981 год 24 октября

Начались работы по подъёму затонувшей лодки. Вначале её подняли понтонами до глубины 15 метров, отбуксировали в бухту Патрокл и положили там на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших. Всего из экипажа ПЛ погибло 32 человека;

1981 год 15(5?) ноября

Была поднята на поверхность. После осушения отсеков и выгрузки торпед, была отбуксирована в сухой док “Дальзавода” (Владивосток). Восстановление подводной лодки было признано нецелесообразным. Командир С-178 кап.3р. Маранго и старпом РФС-13 Курдюков были осуждены на 10 лет каждый. В братской могиле на Морском кладбище г.Владивосток захоронено 16 моряков-подводников, 10 моряков похоронено по месту жительства, тела шестерых так и не были найдены;

1982 год 9 июля

Исключена из состава ВМФ;

1982 год 21 октября

Ограждение рубки подводной лодки было установлено на братской могиле погибших моряков на Морском кладбище г.Владивосток. На гранитных табличках, которые расположены на трех общих захоронениях, высечены фамилии 32 погибших подводников;

1983 год 19 января

Расформирован экипаж.

командиры (в/ч 20807):

1. Сорокин Ю.С. (195?-1955-1958)2. Бец В.И. (07.1958-03.1962)3. Костылев Н.Ф. (08.03.1962-28.04.1964)4. Беляев В.И. (1967?-1969)5. Крицкий Н.Е. (1970-10.1972)6. Меркулов (10.1972-12.1972)7. Беляков А.М. (12.1972-03.1973)8. Заварухин Г.М. (03.1973-05.1974)9. Алексеев В.А. (05.1974-1978)

10. Маранго В.А. (12.1978-1981)

дополнительная информация:

Источник: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/613/S-178/S-178.htm

Подводники почтили память боевых товарищей, погибших в катастрофе 1981 года

С 178

В Москве открыли мемориальную доску командиру боевой части подводной лодки С-178

39 лет назад, 21 октября 1981 года, в заливе Петра Великого в Японском море затонула дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота С-178 – ее на полном ходу протаранил теплоход, груженый кирпичом. 32 человека навсегда остались в море.

Долгое время о катастрофе мало кто знал, но каждый год участники тех событий и все, кто так или иначе связан с подводным флотом, вспоминают боевых товарищей.

Вчера в Доме-музее и экспедиционном штабе Федора Конюхова моряки подняли традиционные сто грамм за тех, кто не вернулся из боевого похода.

– Ветераны-подводники Республики Беларусь пригласили нас с адмиралом Константином Седенко 21 октября в деревню Хидры Кобринского района на открытие памятной доски курсанту Саше Лисковичу. В сентябре 1981 года он прибыл на С-178 на стажировку. И погиб как герой.

Сумел закрыть переборочный люк в центральный третий отсек. Он понимал, что на спасение у него шансов не много, но боевой пост не покинул. Мы планировали обязательно поехать в Белоруссию, но пандемия внесла свои коррективы, – досадует бывший старпом С-178 Сергей Кубынин.

Его опасения оказались напрасны: открытие памятной доски моряку состоялось.

Во многом благодаря инициативе председателя общественной организации ветеранов-подводников Республики Беларусь капитана 1 ранга Валерия Холодилина, поддержке председателя райисполкома Михаила Гришкевича, военного комиссара Кобринского района Брестской области и стараниями самого Сергея Михайловича.

Так сложились трагические обстоятельства: при столкновении теплохода «Реф-13» с подводной лодкой, когда командир С-178 Валерий Маранго и другие офицеры оказались за бортом, Кубынин на правах старшего по званию взял на себя командование экипажем.

В экстремальной ситуации он вместе с механиком Валерием Зыбиным сделал все, чтобы сохранить тех, кто на трое суток оказался заблокированным в уцелевших отсеках.

Все эти годы бывший старпом, как может, поддерживает боевых товарищей и помогает семьям погибших.

Трагедия в море случилась в 19.45 при возвращении подводной лодки в базу – порт Владивосток.

Выполнив боевое задание, С-178 двигалась в надводном положении, когда в нее на полном ходу врезался теплоход «Реф-13», которым управлял пьяный старпом – 21 октября он вместе с командой отмечал свой день рождения.

«Реф-13» зашел в район боевой подготовки, но шел по-пиратски, без ходовых огней. А оперативный дежурный из бригады охраны водного района забыл перекрыть рейд для всех судов при подходе подлодки.

В результате столкновения из 59 подводников 32 погибли от полученных травм, отравления вредными примесями и поступления воды.

– Ребята действовали достойно. Никто не покинул боевых постов. И спасались вместе, без паники, и погибали мужественно, – вспоминает Кубынин. Старпом вышел с подлодки последним, убедившись, что все, кого можно было спасти, покинули борт. Выжили 27 человек – уникальный случай при аварии такого рода.

Все прошедшие после катастрофы годы моряки стараются не терять друг друга из вида. Сегодня еще живы свидетели той трагедии.

Это замполит Владимир Дайнеко, секретарь парторганизации Виктор Григорьевский, офицеры: Валерий Зыбин, Сергей Иванов, Марс Ямалов, боцман Владимир Спиридонов, старшины и матросы: Сергей Ланкович, Александр Буторин, Владимир Климович, Владимир Усольцев, Владимир Анисимов, Сергей Лукьяненко, Виктор Андреев, Александр Зыков, Виктор Верхоляк, Олег Кириченко, Сергей Иванов, Павел Носков, Сергей Мальцев, Александр Костюнин, Владимир Федулов, Вячеслав Микушин.

И, конечно, навсегда остались в памяти имена погибших.

Это Салих Хафизов, Николай Ларин, Петр Киреев, Шамиль Киреев, Сергей Сергеев, Александр Соколов, Иван Медведев, Анатолий Степкин, Ергали Адъятулин, Олег Пашнев, Алексей Рябцев, Владимир Смирнов, Виктор Коснырев, Виктор Лысенко, Александр Астафьев, Валерий Ендюков, Александр Журилкин, Александр Балаев, Александр Плюснин, Вагиз Тухватулин, Владислав Емельянов, Олег Юрин, Вактор Аристов, Геннадий Иванов, Дмитрий Ананин, Вячеслав Костылев, Виктор Шомин, Виктор Леньшин, Иван Иванов, Сергей Демешев, Владимир Каравеков.

– К сожалению, потери продолжаются и в «мирное» время. Сегодня уже нет в живых командира С-178 Валерия Маранго – он похоронен во Владивостоке. В Севастополе покоится прах командира группы БЧ-5 Александра Тунера.

Ушел из жизни штурман Александр Левун. В 2019 году не стало трюмного Рамиля Шарыпова из села Озерное Оренбургской области.

Всех помним и будем помнить всегда, – говорит бывший старпом.

…В столице вчера моросил дождь и, кажется, в воздухе, немного пахло морем. Вместе с подводниками мы стоим у храма Николая Чудотворца в Замоскворечье, который примыкает к дому-музею Федора Конюхова.

На стене храма установили мемориальную доску в память о старшем лейтенанте Алексее Соколове – командире боевой части ПЛ С-178. Долгое время Кубынин и другие моряки добивались установки памятной доски во Владивостоке, где родился Алексей и где и сегодня проживает его мама, Мария Тимофеевна. Не получилось.

Власти регулярно присылали отписки, суть которых сводилась к следующему: вот если бы он был артист или олимпийский чемпион…

– Леша – уникальный парень. Золотой медалист в школе, училище тоже окончил с отличием.

В шахматы с закрытыми глазами играл – феноменальная память! Мы на подлодке турнир устраивали – так он всех обставлял, – вспоминает Сергей Кубынин. – В момент аварии Алексей тоже находился на мостике.

Его выбросило за борт. Какое-то время он держался на плаву, но намокшая меховая куртка утянула ко дну. Тело Леши так и не нашли.

https://www.youtube.com/watch?v=E8majcJ1vX4

Подводники – особое братство, говорили все, кто пришел 21 октября в центр Конюхова.

В тот же день в 12 часов во Владивостоке ветераны-подводники ТОФ и курсанты морских училищ собрались на Морском кладбище, где установлен памятник – рубка с затонувшей подлодки С-178.

Воздать дань памяти тем, кто в условиях, не совместимых с жизнью, остался верен присяге, Отечеству и кораблю, – традиция, которую нельзя нарушать.

Источник: https://www.eg.ru/society/963214-podvodniki-pochtili-pamyat-boevyh-tovarishchey-pogibshih-v-katastrofe-1981-goda/

В этот день случилась катастрофа с лодкой с-178

С 178

Эта  трагедия случилась в этот день в 1981 году.

Дизельная подлодка С-178 обеспечивала глубоководные погружения другой субмарины, С-179… сопровождали ее, поддерживали связь, замеряли шумность. Закончили выполнение учебных задач к 21 октября. Когда уже стемнело, командир С-178 Валерий Маранго приказал возвращаться на базу…

Был хороший, ясный вечер. Волнение моря – два балла, видимость отличная. Подлодка в надводном положении взяла курс на створ пролива Босфор Восточный. Командир остался наверху, на открытом воздухе. Вместе с ним – замполит, вахтенный офицер, боцман, штурман, рулевой сигнальщик, всего 11 человек.

На часах было 19:45.

«Я в этот момент находился в каюткомпании, – рассказывает Кубынин. – Уже надел меховую куртку: тоже собирался подняться наверх. Ничто, как говорится, не предвещало беды. Наше возвращение и маршрут были согласованы с оперативным дежурным по рейду 47-й бригады охраны водного района ТОФ. И вдруг – страшный удар, словно на лодке случилось землетрясение. Все, что не было закреплено, полетело на палубу. До сих пор помню, как печатная машинка просвистела над головой и разбилась вдребезги».Капитан 3 ранга Борчевский, капитан 3 ранга Валерий Маранго, Смоляков В, С.Кубынин (справа). Из личного архива С. КубынинаЧто же произошло? Позже выяснилось, что гражданский диспетчер порта Владивосток разрешил рыболовному судну «Рефрижератор-13» сняться с якоря, но не доложил об этом оперативному дежурному 47-й бригады. Движение рыбаков зафиксировали наблюдатели на берегу, но никто не доложил об этом: все были уверены, что действия гражданских согласованы и одобрены, что о перемещении рыбаков всем известно. И уж точно никто не мог предположить, что старпом, управлявший рефрижератором, был пьян: у него как раз был день рождения.В итоге рефрижератор самовольно изменил курс и с выключенными огнями «пошлепал» по району боевой подготовки – по акватории, к которой даже близко не должен был подходить.«Наш командир Валерий Маранго увидел приближающееся судно в последний момент, – продолжает бывший старпом. – Он успел дать команду «право на борт, сигнальщику осветить встречное судно». Но избежать столкновения не удалось: рефрижератор на скорости восемь узлов (около 15 километров в час) ударил нас в левый борт в районе шестого отсека, это примерно на две трети корпуса ближе к корме».Всех, кто стоял на мостике, выбросило в воду. Четверо из них погибли в волнах, а семерых, в том числе командира Валерия Маранго, в течение полутора часов одного за другим подобрал рефрижератор. А сама подлодка начала тонуть. При площади пробоины в два квадратных метра вода поступала в шестой отсек с огромной скоростью. Уже через 20 секунд четвертый, пятый и шестой отсеки были затоплены. Восемнадцать моряков, находившихся внутри, погибли.Через полторы-две минуты лодка, принявшая на борт 130 тонн воды, ушла под воду и легла на дно на глубине в 33 метра. Электрогенераторы остановились, лодку накрыла кромешная тьма.Оставшиеся в живых пробирались в носовые отсеки – подальше от пробоины. Искрила проводка, где-то даже полыхал огонь, в других местах через щели хлестала ледяная вода. Собрав всех в первом отсеке, старпом Кубынин, принявший командование, приказал задраить люк.«На корме, в седьмом отсеке, в живых остались четыре подводника, – вспоминает Кубынин. – Мы с ними связывались по телефону, но помочь ничем не могли. Ведь между нами были заполненные водой отсеки. Они понимали, что погибают: вода поступала в отсек, который был отрезан от носа. Последнее, что мы услышали: «Прощайте, братцы!»».Надо ли говорить, что настроение в отсеке было угнетающим. Молодые матросы вели себя по-разному. Кто-то испуганно молчал. Один настолько нервничал, что бормотал бессвязные фразы. Сергей Кубынин понимал, что если начнется паника, не поможет даже чудо. И тогда он спокойным голосом по порядку, как того требует инструкция, начал вслух рассуждать, как им действовать дальше. В их случае выбраться из затонувшей подлодки можно было только через торпедные аппараты. Это трубы около восьми метров в длину и полметра в ширину.С двух концов – люки. Такая труба могла служить своеобразным шлюзом: залезаешь, задраиваешь внутренний люк, заполняешь трубу водой и выплываешь через внешний люк. Правда, для этого нужно глубоководное снаряжение.«А его-то как раз не хватало, – вспоминает Кубынин. – В наличии было только 20 комплектов, а людей больше 30. Еще на поверхности мы успели связаться с берегом, и снаряжение нам обещали доставить. А потом, когда лодка затонула, связь пропала. Двое суток мы провели под водой, не зная, что творится наверху».Оставалось только ждать. Чтобы взбодрить личный состав, старпом достал канцелярскую печать, наградные значки и, тяжело дыша, начал повышать всех в звании. Он вручил каждому знак классного специалиста ВМФ. Это странным образом развеселило людей, они начали шутить и даже смеяться. А когда все звания и знаки закончились, Сергей Кубынин достал канистру со спиртом и «начислил» морякам по 30 граммов.«Правда, спирт оказался сильно разбавленным, – улыбается старпом. – Мои-то хлопцы, оказывается, на базе отхлебнули. А чтобы я не заметил, долили воды. И вот теперь расплачивались – не спирт пили, а бормотуху какую-то. И тем не менее с зарождавшейся паникой было покончено. Все оживились».Операция по спасению началась ранним утром 23 октября. К С-178 подошла спасательная лодка «Ленок» и легла на грунт рядом. Спасатели загрузили в торпедные аппараты снаряжение и перестукиванием передали плененным на глубине подводникам необходимые инструкции.Планировалось, что водолазы будут принимать всплывающих из торпедной трубы моряков и провожать их в лодку-спасатель. Для этого даже трос между субмаринами натянули. Встречающие работали двумя тройками и смогли сопроводить… только шесть человек! Ведь они действовали под водой медленно, а те, кто был в затонувшей лодке, не подозревали о неспешном графике и выбирались из торпедного аппарата уже самостоятельно, без команды.Не встретив спасателей, люди всплывали на поверхность, где к этому времени поднялся шторм. Моряков с трудом находили, вытаскивали из воды и определяли в барокамеру. Но не всех. Троих всплывших подводников спасатели не заметили: почти ухватившись за жизнь, те захлебнулись и утонули.Валерий Зыбин. Из личного архива С. Кубынина«У нас на борту был начальник штаба соединения, – рассказывает Кубынин. – Он все время пролежал в предынфарктном состоянии. А потом умер прямо в трубе торпедного аппарата. Чтобы освободить проход, нам пришлось его тело втягивать обратно. В лодке погиб еще один матрос. От недостатка кислорода, стресса и истощения он потерял сознание – в темноте его просто не заметили. Операция завершилась только в 20:30 – с момента аварии прошло почти 49 часов».После каждого эвакуированного внутрь лодки попадала вода из торпедного аппарата. Когда Сергей Кубынин покидал отсек, тот был уже полон воды. Спасатели снаружи даже думали, что его уже нет в живых, что в снаряжении закончился кислород. Похоронили его. Воздух и впрямь закончился, как только старпом покинул подлодку. На поверхность он всплыл уже без сознания. Очнулся в барокамере на следующий день. Врачи поставили ему сразу несколько диагнозов: отравление углекислотой и кислородом, разрыв легкого, двусторонняя пневмония, обширная гематома и другие. Но он выжил…Долгие годы подробности этой истории держались в секрете. Командира подлодки Валерия Маранго арестовали особисты. После судебных разбирательств его посадили на десять лет. Та же участь ожидала и управлявшего рефрижератором старпома: на него тоже надели наручники в первый же день после аварии, в итоге он получил 15 лет тюрьмы. То есть виноватыми сделали обе стороны. Но погибших этим было не вернуть. Позже С-178 подняли со дна и отбуксировали в бухту Патрокл. Тела погибших достали из отсеков и похоронили с почестями.

Сергей Кубынин: Этот спасательный комплект спас нам жизнь. Из личного архива С. Кубынина

«Стоит ли говорить, насколько мне жаль ребят, – грустно говорит Сергей Кубынин. – Они умирали достойно, с мужеством. А те, что выжили, тоже проявили самые лучшие качества. Мощь и сила подводной лодки оценивается не только при стрельбе торпедами, но и умением выйти из сложнейшей ситуации. У нас получилось».

Сейчас Сергей Кубынин занимает один из руководящих постов в столичном управлении МЧС. А во Владивостоке по сей день ежегодно собираются выжившие члены экипажа, чтобы почтить память своих товарищей.Когда лодку подняли со дна, рубку срезали и поставили на пьедестал, а вокруг буквой П – захоронения.

После гибели С-178 на всех подводных лодках установили проблесковые оранжевые фонари, предупреждающие о том, что в данный момент субмарина в надводном положении.Вечная память погибшим морякам…

Фото (С) инет. Основа инфы: Павел Клоков, телеканал «Звезда». На первой картине “Таран в заливе Петра Великого”.

Репродукция картины А. Лубянова. 2009 год.

Источник: https://pantv.livejournal.com/1240609.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.