Роль прокурора в досудебном производстве

О роли прокурора в досудебном производстве

Роль прокурора в досудебном производстве

Каминский Э.С., соискатель кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского государственного университета.

Автор статьи изучил основные направления процессуальной деятельности прокурора в сфере досудебного производства по уголовным делам.

Процессуалистами высказывается мнение о том, что прокурор в уголовном процессе в целом осуществляет лишь функцию уголовного преследования, а надзор за соблюдением законов остается за рамками его деятельности .

См.: Алексеев С.Н. Государство и право. 2002. N 5. С. 99 – 102.

Такое понимание роли прокурора в уголовном судопроизводстве, прежде всего на досудебной его стадии, является неверным. Как правильно утверждает М. Иванов, прокурор – равноправная, но не равнообязанная сторона в уголовном процессе именно в силу того, что обязан обвинять только при условии строгого соблюдения законов как им самим, так и любым другим участником процесса .

См.: Иванов М. Состязательность и права сторон в уголовном судопроизводстве // Законность. 2006. N 6.

С принятием УПК РФ на досудебных стадиях по уголовным делам полномочия прокурора оставались весьма широкими, даже несмотря на то, что прокуроры были лишены принадлежавшего им ранее на протяжении многих десятилетий развития уголовного процесса в советский период исключительного права санкционирования заключения под стражу, продления содержания под стражей и некоторых других важных следственных и процессуальных действий, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

Неразрывно связан с пониманием уголовного преследования вопрос о его прекращении на досудебной части подготовки материалов уголовного дела. Ряд правовых норм этого института имеет принципиальное значение для понимания природы процессуальных полномочий прокурора и сущности уголовного преследования в настоящем его состоянии и о перспективах его развития.

Прекращение производства по уголовному делу по УПК РСФСР 1960 г. было возможно как самим прокурором, так и через дачу согласия на прекращение уголовного дела дознавателем или следователем, что, конечно, не уменьшало ответственности прокурора за законность процессуального решения.

В настоящее время с принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г.

N 87-ФЗ прокурор не вправе сам прекращать производство по уголовному делу в ходе его расследования, поскольку не вправе участвовать в производстве предварительного расследования, лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия.

Полномочие прекратить уголовное дело сохранилось за прокурором только при поступлении к нему уголовного дела с обвинительным актом как один из возможных вариантов принимаемого решения по делу.

Кроме того, на основании п. 13 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор полномочен утверждать постановление только дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

Уголовное дело прекращается в стадии предварительного расследования, когда установлены обстоятельства, исключающие дальнейшее производство по делу или делающие такое производство нецелесообразным. Согласно ч. 3 ст. 24 УПК РФ прекращение уголовного дела влечет одновременно и прекращение уголовного преследования.

В этой связи О.В. Волынская пишет, что уголовно-процессуальное законодательство содержит термины “прекращение уголовного дела” и “прекращение уголовного преследования”, с которыми, как правило, отождествляют окончание деятельности по изобличению подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления .

См.: Волынская О.В. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования. М., 2007. С. 64.

В свое время М.А. Чельцов-Бебутов подчеркивал, что дело прекращается во всех тех случаях, когда оно не может быть передано в суд с обвинением определенного лица в совершении определенного преступления .

См.: Чельцов-Бебутов М.А. Советский уголовный процесс. М., 1951. С. 287.

Правовые основания для прекращения уголовного дела можно классифицировать на два вида:

  1. обстоятельства, обязывающие правоприменителя прекратить уголовное дело, перечислены в ст. 24 УПК РФ. Для обозначения этого рода обстоятельств существует также термин “юридические условия прекращения дела” . Думается, что к данным обстоятельствам примыкает и обстоятельство, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, хотя юридическая природа его несколько иная. В научной литературе указанные основания подразделяют на материальные и процессуальные .

См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб., 1910. С. 51, 52.
См.: Давыдов П.М., Мирский Д.Я. Прекращение уголовных дел. М., 1963. С. 10, 11.

Некоторые процессуалисты называют их обстоятельствами, которые устраняют преступный характер или наказуемость деяния .

См.: Чельцов-Бебутов М.А. Указ. соч. С. 287, 288.

Представляется, что прекращение уголовного дела по этим основаниям обязательно из-за юридической ничтожности акта о возбуждении уголовного дела. Наличие их в уголовно-процессуальном праве обусловлено существованием инквизиционной стадии возбуждения уголовного дела, способе построения материального уголовного правоотношения в досудебном уголовно-процессуальном производстве;

  1. обстоятельства, при наличии которых правоприменитель вправе прекратить уголовное дело, указаны в ст. ст. 25 – 26, 28 УПК РФ. По И.Я. Фойницкому, они составляют “фактические условия прекращения” .

Фойницкий И.Я. Указ. соч.

Эти основания для прекращения уголовного дела создают свободу правоусмотрения для органов уголовного преследования при решении вопроса о продолжении или прекращении уголовного дела . Существующий набор таких оснований является непосредственным результатом влияния на советский уголовный процесс австро-германской правовой системы .

См.: Давыдов П.М., Мирский Д.Я. Указ. соч. С. 40.
См.: Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 52.

Согласно данной доктрине произвол судьи-инквирента становится недопустимым в отношении обвиняемого, который признается субъектом права.

Вместе с тем в состязательном процессе от стороны обвинения требуется известная гибкость и избирательность в осуществлении уголовного преследования.

Поэтому германский законодатель предусмотрел свободу правоусмотрения обвинительной власти в уголовном судопроизводстве. Свобода распоряжения правом на уголовное преследование ограничивается законностью, гарантирующей права личности.

Теория Бюлова-Глазера обосновала в понятиях законности, целесообразности, диспозитивности и других юридических конструкциях новую стратегию уголовной политики власти в “дисциплинарном обществе”. Отдельные положения ее со временем изменялись, но свобода администрации по распоряжению уголовным иском оправдывалась и обосновывалась теоретически.

Сходные проблемы решаются и во французском, и в бельгийском уголовно-процессуальном праве, но другими “техническими” средствами .

См.: Полянский Н. Судьба процессуальных гарантий личной свободы во Франции // Советское государство и право. 1940. N 6. С. 92 – 121; Головко Л.В. Новые основания освобождения от уголовной ответственности и проблемы их процессуального применения // Государство и право. 1997. N 8. С. 78 – 80.

В состязательном уголовном судопроизводстве в каждом случае органом уголовного преследования ставится вопрос не только об обязанности, но и о целесообразности преследования. Этот вопрос ставится государственным обвинителем в качестве стороны в деле .

См.: Глазер Ю. Руководство по уголовному процессу. Т. 1 / Пер. А. Лихачева. СПб., 1885. С. 181.

Принцип процессуальной экономии допускает отказ от преследования не потому, что оно было бы нежелательным, а ввиду практической необходимости бережного отношения к использованию сил и средств обвинительной власти . Прокуратура должна иметь право в государственном или общественном интересе оставлять без судебного преследования известные формально преступные факты .

См.: Александров А., Гущев В. Субсидиарный уголовный иск. Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1999. С. 32.
См.: Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1. М., 1889. С. 20.

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что уголовное преследование становится эффективным в случае предоставления обвинительной власти права на распоряжение уголовным иском.

Безусловно, прекращение уголовного дела по мотивам целесообразности должно быть предоставлено органам уголовного преследования, только в ограниченных пределах, в соответствии с законом, устанавливающим условия и основания такового.

Прекращение уголовного преследования просто по мотивам нецелесообразности (в том числе в связи с отсутствием судебной перспективы) недопустимо, поскольку обратное может повлечь за собой произвол. За этим обязан неуклонно надзирать прокурор, являясь гарантом соблюдения и реализации принципов уголовного судопроизводства.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/38803-roli-prokurora-dosudebnom-proizvodstve

Процессуальное положение прокурора в досудебном производстве

Роль прокурора в досудебном производстве

Абдул-Кадыров, А. Б. Процессуальное положение прокурора в досудебном производстве / А. Б. Абдул-Кадыров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 83-84. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64020/ (дата обращения: 18.11.2020).



Актуальность данной статьи заключается в том, что прокурор в досудебном производстве, являющемся важным этапом уголовного процесса, играет одну из ключевых ролей.

Функции прокурора в досудебном производстве состоят из осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного расследования, а также уголовного преследования, что является одним из ответственных и сложных участков.

Указанные функции прокурора направлены на защиту охраняемых законом интересов общества и государства, на охрану прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства.

Однако несмотря на это, они все же сопряжены с применением в отношении граждан мер государственного принуждения, ограничением их конституционных прав и свобод. В связи с чем, справедливы высказывания выдающегося русского юриста А. Ф.

Кони: «уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного расследования слишком серьезные вещи, чтобы не вызывать самой тщательной обдуманности.

Ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение дела до предания суду очень часто не могут изгладить материального и нравственного вреда, причиненного человеку поспешным и неосновательным привлечением его к уголовному делу».

Характеризуя процессуальное положение прокурора в досудебном производстве по уголовному делу, в первую очередь следует обратить внимание на определение вопроса о том, какие именно должностные лица прокуратуры охватываются понятием «прокурор» как участник уголовного судопроизводства.

Согласно определению, содержащемуся в п. 31 ст. 5 УПК РФ, прокурором является Генеральный прокурор России, а также находящиеся в его подчинении прокуроры, их помощники и заместители, которые участвуют в уголовном судопроизводстве и которые Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» наделены для этого необходимыми полномочиями [3].

Также следует отметить, что досудебное производство по уголовному делу является часть уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения сообщения о преступном деянии и заканчивается направлением прокурора уголовного дела в суд с целью рассмотрения его судом по существу или же принятием решения, которым заканчивается досудебное производство без передачи уголовного дела в суд. В УПК РФ досудебному производству по уголовным делам посвящена часть вторая УПК РФ, которая включает в себя два раздела: разд. VII «Возбуждение уголовного дела» и разд. VIII «Предварительное расследование».

Правовые основы процессуального положения прокурора на стадии досудебного производства составляют уголовно-процессуальное законодательство РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Так, согласно ч. 1 ст.

37 УПК РФ прокурор — это должностное лицо, которое уполномочено в рамках, возложенных на него УПК РФ полномочий, от имени государства осуществлять уголовное преследование в процессе уголовного судопроизводства, а также осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания.

В соответствии с приведенной формулировкой понятия прокурора, в ней недвусмысленно и четко отмечаются два аспекта деятельности прокурора:

– полномочия в пределах и в силу компетенции, определенной УПК РФ, от имени государства осуществлять уголовное преследование в процессе уголовного судопроизводства;

– полномочия по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания [8].

Процессуальный статус (положение) прокурора на досудебных стадиях в производстве по уголовным делам сформирован и обусловливается:

1) соединением при производстве предварительного расследования задач правоохранительной и обвинительной деятельности;

2) обязанностью законодателя обеспечить на досудебных стадиях уголовного судопроизводства состязательность, непредвзятость, беспристрастность, а также процессуальную ответственность субъектов досудебного производства.

Вместе с судом прокурор в досудебном производстве выступает субъектом процессуального решения возникающих спорных проблем и коллизий между участниками уголовного судопроизводства по вопросам определения формы проведения предварительного расследования, доказывания, доказательств, разрешения споров о подследственности и иных вопросов.

Уголовно-процессуальное законодательство с целью разрешения названных задач устанавливает за прокурором его обязанность и право реально осуществлять обеспечение в досудебных стадиях всем участникам уголовного судопроизводства реализацию обязанностей, прав и наступление ответственности в случае нарушения данных прав, в том числе и наступление процессуальной ответственности.

В уголовном судопроизводстве важным обстоятельством при определении статуса прокурора является объективная потребность осуществления целей, которые стоят перед уголовным судопроизводством в целом.

В своих работах К. Ф.

Гуценко верно отмечает, что как и другие отрасли права, их конкретные нормы и институты, уголовно-процессуальное право и его реализация, обладают четко поставленными задачами двух групп:

1) общесоциальные задачи, т. е. задачи по охране свобод и прав гражданина и человека в широком смысле данных понятий, а также иных многоплановых интересов государства и общества;

2) непосредственные задачи, т. е. такие задачи, которые достигаться должны по каждому конкретному уголовному делу [5].

Указанные на досудебных стадиях уголовного процесса задачи разрешаются соответствующими процессуальными средствами, в том числе при помощи реализации полномочий прокурора, который своими правомочиями обеспечивает соответствующий баланс конкретного процессуального интереса каждого участника уголовного судопроизводства и общегосударственного интереса. Взаимопереплетение и сочетание названных интересов при учете многопланового статуса прокурора является мотивационной основой реализации всего механизма производства по уголовному делу и достижения задач, как частного интереса, так и общегосударственного интереса.

Полномочия прокурора в досудебном производстве, определяющие его процессуальное положение перечислены в ст. 37 УК РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — № 237.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — N 52 (ч. I). — ст. 4921.
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — ст. 4472.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 05 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — N 24. — ст. 2830.
  5. Гуценко К. Ф., Уголовный процесс — М.: Норма, 2016. С. 16.
  6. Рыгалова К. А. Процессуальное руководство предварительным расследованием в деятельности прокурора // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2017. — № 3. — С. 196.
  7. Кони А. Ф. Избранные произведения.- М.: Наука, 2015, Т.2.С.401.

Источник: https://moluch.ru/archive/284/64020/

Деятельность прокурора в стадиях досудебного производства

Роль прокурора в досудебном производстве

Согласно предписаниям гл. 6 УПК РФ прокурор является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Вместе с тем, статус участника уголовного судопроизводства неразрывно связан с назначением уголовного судопроизводства.

Уголовное судопроизводство в силу ст. 6 УПК РФ призвано обеспечивать решение двуединой задачи:  защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений; защиту лиц, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, от незаконного и необоснованного ограничения их прав и свобод.

Поэтому для прокурора в равной мере обязательно соблюдение требований закона об обеспечении неотвратимости наказания каждого совершившего преступление и недопустимости привлечения к уголовной ответственности невиновных.

В основе процессуальной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве лежит публичная цель обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для ее достижения ч. 2 ст.

27 Закона о прокуратуре закреплено правило, согласно которому при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Осуществление уголовного преследования преследует цель – изобличение лица, виновного в совершении преступления.

Однако согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству в ходе предварительного расследования прокурор в настоящее время ограничен в принятии мер в виде процессуальных решений и совершении процессуальных действий по непосредственному осуществлению уголовного преследования.

Вместе с тем, прокурор, осуществляя надзор, обеспечивает законность досудебного производства; его деятельность направлена на проверку исполнения законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами предварительного расследования. Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора[1].

Прокурор обязан следить за тем, что бы нормы закона, регламентирующие процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов[2].

В досудебном производстве прокурор уполномочен инициировать осуществление уголовного преследования путем принятия мер, направленных на возбуждение уголовного дела в случае обнаружения признаков преступления, на изобличение лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, а также принятию в отношении него мер процессуального принуждения.

Реализация прокурором своих процессуальных полномочий в досудебном производстве направлена и на установление события преступления, выявление лица, виновного в его совершении, и установление его вины, в совершении инкриминируемого ему преступлении. К примеру, прокурор вправе инициировать начало уголовного преследования, направив мотивированное постановление для решения вопроса об уголовном преследовании, уполномочен давать указания о направлении расследования в форме дознания.

Кроме того, прокурор является субъектом доказывания в досудебном производстве (ч. 1 ст. 86 УПК РФ).

Он оценивает относимость, допустимость и достаточность доказательств, собранных по уголовному делу для принятия органами предварительного расследования процессуальных решений о привлечении лица в качестве обвиняемого, применения к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, направления уголовного дела в суд для рассмотрения по существу. Может давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о производстве процессуальных действий. При проверке законности постановлений о возбуждении уголовного дела и производстве дознания в сокращенной форме прокурор оценивает правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения.

Принимая решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (обвинительным актом или обвинительным постановлением), прокурор также оценивает собранные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для рассмотрения дела судом и постановления законного, обоснованного и справедливого обвинительного приговора.

Соответственно прокурор вправе принимать процессуальные решения, в которых дается как оценка законности и обоснованности действий и решений органов предварительного расследования, так и оценка уголовно-правовой квалификации действий (бездействия) лица, в деянии которого содержатся признаки преступления и в отношении которого осуществляется уголовное преследование.

Он вправе совершать процессуальные действия, влекущие правовые последствия для лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

Это позволяет говорить о том, что прокурор в досудебных стадиях принимает меры к формулированию законного и обоснованного подозрения, обвинения, выдвинутого против лица, в деянии которого содержатся признаки преступления, а в ряде случаев является инициатором уголовного преследования[3].

Например, в случае принятия дознавателем незаконного решения о прекращении уголовного преследования прокурор, осуществляющий надзор, обязан его отменить.

Одновременно при наличии в материалах уголовного дела достаточных данных, указывающих на наличие в деянии состава преступления и отсутствие оснований для прекращения уголовного преследования, он дает письменные указания о производстве следственных действий, направленных на осуществление уголовного преследования.

В связи с этим, по нашему мнению, можно говорить о том, что прокурор в досудебном производстве по уголовным делам в рамках осуществления надзорной деятельности принимает меры для осуществления уголовного преследования, привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений.

Список литературы:

  1. Буланова Н.В.,Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: Пособие. М., 2011. С. 27
  2. Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 47.
  3. Прокурорский надзор: учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. С. 219.
[1] См. подробнее: Буланова Н.В., Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: Пособие. М., 2011. С. 27-71

[2] Прокурорский надзор: учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. С. 219.

[3] Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 47.

[schema type=»book» name=»Деятельность прокурора в стадиях досудебного производства» description=»статья посвящена вопросам осуществления прокурором уголовного преследования и прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве, проблемам, возникающим в этой сфере правоотношений, принимаемым мерам прокурорского реагирования с целью устранения нарушений закона.» author=»Магомадова Милана Резвановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

Источник: https://euroasia-science.ru/istoricheskie-nauki/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D0%B4%D0%BE%D1%81/

Функции и полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Методика проведения проверок прокурором

Роль прокурора в досудебном производстве

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;

4) давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;

11) продлевать срок дознания;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

В УПК РФ полномочиям прокурора в досудебном производстве посвящен целый ряд статей, среди которых в первую очередь следует назвать ст. 37, а также ст. 7, 10, 11, 16, 17, 19,20,21,25,26,28,38,41,67,87,88, 91, 94, 96, 97, 106, 108-111, 114, 115, 118, 124, 134-136, 144-149, 150-157, 161, 162, 163, 165, 172, 211, 212-214, 221, 222, 2261.

Полномочия и функции прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона.

Характерной их чертой является то, что все они носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия и функции прокурора в досудебном производстве в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ — это полномочия прокуроров городов и районов, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и вышестоящих прокуроров.

Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и органы предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.

К полномочиям и функциям, направленным на выявление нарушений закона, относятся:

– право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК);

– право участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;

– право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя, дознавателя (ст. 124 УПК).

Значительный объем полномочий и функций предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона. Это такие функции и полномочия, как:

– право отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК);

– право давать письменные указания органам дознания и предварительного следствия (ч. 3 ст. 37 УПК);

– право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования (п. 15 ч. 2 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК);

– право отстранять дознавателя или следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования (п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК);

5) право выносить постановления, в том числе о возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела (п. 2, 16 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Прокурорский надзор за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно реже допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.

Специально в целях предупреждения нарушений закона установлены такие полномочия прокурора, как:

– право прокурора давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела (п. 4 ч. 2 ст. 37 и ст. 146 УПК РФ);

– давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение
перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

3) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

В то же время в уголовно-процессуальной деятельности не используются полномочия, специально предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» для предупреждения нарушений закона, которые применяются при осуществлении надзора за исполнением законов (например, предостережение). Несмотря на это, УПК РФ прокурору немало возможностей для предупреждения нарушений закона

Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и дознавателями является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в их производстве, которая должна производиться в следственном подразделении или в органе дознания.

Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования2.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

· решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46);

· каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);

· обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);

· при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50);

· никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом (ст. 51);

· права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

1. компетенцию лица, осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст.

41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст.

40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);

2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.);

3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства обыска является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);

4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);

5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1044;

Источник: https://studopedia.net/5_76650_funktsii-i-polnomochiya-prokurora-v-dosudebnom-proizvodstve-po-ugolovnim-delam-metodika-provedeniya-proverok-prokurorom.html

Полномочия прокурора в досудебном производстве

Роль прокурора в досудебном производстве

Прокурор-является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2. возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;

4. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;

8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;

10. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

11. продлевать срок предварительного расследования;

12. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

15. приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение. Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания. Обязанность доказывания. Способы собирания доказательств. Понятие и значение оценки доказательств. Правила оценки доказательств.

Процесс доказывания — это деятельность, осуществляемая на основе уголовно-процессуального закона по установлению и познанию с помощью доказательств фактов объективной действительности, необходимых для правильного разрешения уголовного дела.

Элементы:Собирание доказательств – совершение дознавателем, следователем, прокурором, судом, подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителями и защитником в пределах своих полномочий определенных действий, направленных на обнаружение, истребование, получение и закрепление в установленном законом порядке доказательств.

Собирание доказательств происходит путем:

– обнаружения и процессуального оформления доказательств, проводимыми следственными и процессуальными действиями;

– истребования от различных физических, юридических и должностных лиц всевозможных документов;

-требования производства ревизий и восстановления бухгалтерского учета

Обязанность доказывания:1.Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

2. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

3. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.

5. В случае, если доказательства представлены с нарушением порядка представления доказательств, установленного настоящим Кодексом, в том числе с нарушением срока представления доказательств, установленного судом, арбитражный суд вправе отнести на лицо, участвующее в деле и допустившее такое нарушение, судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.

Основные способы собирания доказательств:

• представление их сторонами, другими участвующими в деле лицами и их представителями;

• истребование их судом от лиц и организаций, у которых они находятся;

• выдача лицам, ходатайствующим об истребовании письменных или вещественных доказательств, запросов на право их получения и представления в суд;

• вызов в суд в качестве свидетеля;

• назначение экспертизы;

• направление судебных поручений по собиранию доказательств в другие суды;

• обеспечение доказательств

Оценка доказательств- – мыслительная, логическая деятельность дознавателя, следователя, прокурора и судьи , имеющая своей целью определение допустимости, относимости, достоверности, значения (силы) каждого доказательства и достаточности их совокупности для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания.Основная оценка доказательств базируется на таком отраслевом принципе, как свободная оценка доказательств(ст. 17 УПК). Данную оценку доказательств составляет внутренне убеждение дознавателя, следователя, присяжного заседателя и суда по уголовному делу, которое формируется на основе внутреннего убеждения, основанного на законе и совести данных участников уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный закон требует рассмотрения доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности всех собранных доказательств – достаточности для разрешения уголовного дела.

Правила оценки доказательств. 1. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела. 2.

В случаях, указанных в части второй статьи 75 настоящего Кодекса, суд, прокурор, следователь, дознаватель признает доказательство недопустимым. 3.

Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе. Доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт. 4.

Суд вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке, установленном статьями 234 и 235 настоящего Кодекса.

Недопустимыми в российском уголовно-процессуальном праве признаются доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса.

К недопустимым доказательствам относятся:

· показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

· показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

· иные доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса.

Проверка доказательств– осуществляемая дознавателем, следователем, прокурором, судом проверка доказательств путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.

В процессе проверки доказательств необходимо:

– сопоставить доказательства с имеющими в уголовном деле другими доказательствами;

– установить источники получения данных доказательств;

подтвердить или опровергнуть проверяемое доказательство.

Сопоставимость доказательства с имеющими в уголовном деле другими доказательствами означает, что каждое доказательство должно соотноситься с другими доказательствами и проверяться в совокупности с материалами по делу.

Ни одно из доказательств не имеет преимущества перед другим доказательством. При обнаружении противоречий в доказательствах необходимо исследовать каждое доказательство, и выяснить эти противоречия. Любое доказательство, используемое по уголовному делу, должно иметь свой источник.

Проверка доказательства как раз и сводится к тому, что бы установить данный источник. При проверке отдельного доказательства устанавливается его полнота. Данное доказательство соотносится с другими доказательствами и, таким образом, оно подтверждается или опровергается.

УПК называет в качестве способов проверки доказательств:

а) сопоставление их с другими доказательствами, уже имеющимися в деле;

б) установление источников доказательств;

в) получение иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.

Основной способ проверки доказательств — получение других доказательств, расширение их совокупности, поскольку оно обеспечивает и установление источников проверяемого доказательства и возможность сопоставления доказательств между собой. Каждое новое доказательство в этом смысле служит и средством проверки уже имеющихся доказательств и само проверяется ими. Синонимом проверки доказательств является используемый в теории термин «исследование»

Доказательства – это любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь, прокурор и суд устанавливают: – наличие или отсутствие общественно опасного деяния; – виновность лица, совершившего это деяние; – иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Значение доказательств выражается в том, что при помощи процессуальной формы фактические данные приобретают высокую достоверность, достаточную для обоснованных выводов о виновности или невиновности лица в совершении преступления.

Закон устанавливает, что любой приговор суда или решение органа либо должностного лица расследования должно основываться на доказательствах.

Источник: https://studopedia.ru/15_7406_polnomochiya-prokurora-v-dosudebnom-proizvodstve.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.