Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела?

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

В уголовном производстве присутствуют несколько представителей власти, которые имеют право представлять обвинительную сторону процесса.

Одним из таких представителей является прокурор, на которого возлагается определенная ответственность за проведением судебного процесса.

Чтобы понять функции прокурора в уголовном судопроизводстве и его роль в процессе, необходимо знать некоторые особенности.

Кто такой прокурор?

Определение прокурора установлено в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ, в нем прописаны также полномочия, обязанности уполномоченного лица, структура прокуратуры и условия службы должностного лица.

Прокурор является должностным лицом, который уполномочен осуществлять преследование виновного в ходе судопроизводства, надзор за процессами дознания над обвиняемыми и органов предварительного следствия.

Пока прокурор не предъявит обвинение подсудимому предполагается презумпция невиновности. Служба в прокуратуре является государственной.

Существует несколько подразделений прокуратуры:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Прокуратуры других городов и регионов Российской Федерации;
  • подразделения Прокуратуры военного назначения;
  • организации науки и образования;
  • редакции печатной продукции;
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Основные функции юриста

Генеральный прокурор исполняет несколько основных функций в ходе своей службы:

  • регламентирует численность штата и структуру подразделений прокуратуры;
  • издает указания и приказы, регулирующие деятельность сотрудников Прокуратуры;
  • назначает и освобождает ректоров и проректоров от должностей, которые ведут деятельность в организациях специального назначения;
  • на прокурора возлагается ответственность за соответствующее исполнение всех задач, что возложены на сотрудников.

Свою профессиональную карьеру чаще всего юрист начинает с помощника прокурора, и в результате достойной службы может претендовать на более высокое звание. Существуют также специальные подразделения прокуратуры по областям природной охраны, защиты экологии.

СПРАВКА!На территории страны не могут действовать органы прокуратуры, не входящие в ее единую систему.

Имеет ли полномочия прокурор возбуждать уголовные дела?

В некоторых случаях прокурор имеет право на возбуждение уголовного дела, но для данного права должны быть предоставлены суду веские основания для возбуждения уголовного преследования. При таких обстоятельствах гражданское дело может приобрести статус уголовного, если у прокурора будут доказательства содеянного преступления.

Участие прокурора в досудебном производстве

Прокуратура контролирует весь процесс преследования и дознания в ходе досудебного разбирательства. Прокурор имеет право осуществлять надзор за законностью деятельности органов полиции и дознания и контролировать правомерность их действий.

Также при определенной необходимости служащий может вмешаться в ход расследования в любой момент и на любой стадии следствия.

Если выявляется промедление досудебного производства, которое становится причиной жертв или иных негативных последствий, то прокурор имеет право назначить проверку деятельности правоохранительных органов.

Для получения документов по уголовному расследованию, прокурору необходимо направить письменный запрос следователям.

Каковы полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу?

Согласно статье 37 УПК РФ при расследовании уголовного дела прокурор имеет следующие права:

  • делать перерыв в расследовании при наличии веских причин;
  • прекращать расследование, предоставив серьезные основания;
  • прокурор имеет право давать указания при возврате уголовных дел при необходимости в дополнительных мероприятиях расследования;
  • утверждать акты обвинения или заключения;
  • отправлять уголовные дела в суды для дальнейших разбирательств;
  • контроль получения копий актов обвинения подсудимым;
  • ставить подпись на различных документах процессуального характера;
  • осуществлять продление предварительного расследования;
  • при нарушениях или ошибках должностными лицами, прокурор имеет право освободить их от обязанностей;
  • при наличии серьезных оснований прокурор имеет право сменить следователя, передав дело ему;
  • принятие или отвержение самоотводов от должностных лиц;
  • принимать решения о вопросах отводов органов правопорядка;
  • одобрение возбуждение дел уголовного назначения следствием или процедурой дознания;
  • осуществлять контроль соблюдения пунктов законодательства при деятельности органов правопорядка.

ВАЖНО!Уполномоченный сотрудник не имеет право прекращать преследование, только утверждать постановление о прекращении.

Каковы полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу?

В уголовном процессе прокурор имеет право давать поручения работникам следствия и дознания. Данные поручения обязательны к исполнению, даже если в конце процесса установится, что они были незаконными.

За незаконность поручений несет ответственность служащий, который дал данные указания. При рассмотрении дел, касающихся частного обвинения, прокурор участвует в процессе судебного разбирательства.

Участие служащего осуществляется на двух стадиях уголовного процесса:

  • процесс уголовного следствия;
  • прения сторон защиты и обвинения.

В конце судебного процесса, если сторона обвинения не удовлетворена вынесенным приговором, то прокурор может подать апелляцию, если на то есть серьезные основания.

Полномочия прокурора при судебном разбирательстве:

  • представляет сторону обвинения, доказывая вину обвиняемого;
  • озвучивает обвинительный акт;
  • осуществляет допрос свидетелей в процессе обвинения;
  • задает вопросы для уточнения деталей судебного процесса участникам следствия;
  • предоставляет суду и стороне защиты доказательства обвинения подсудимого;
  • заявляет ходатайства об экспертизах, проведении запросов для следствия, приобщении определенных документов;
  • в ходе прений сторон озвучивает обвинение и заслуженное наказание для подсудимого;

Прокурор обязан являться на судебное заседание, если сотрудник отсутствует по веским причинам, то заседание должно быть отложено на необходимый срок. Уведомление о назначенном месте и времени проведения судебного процесса направляется лично в руки, повестка должна быть подписана.

Если в зал суда не является потерпевший при наличии веских причин, включая нахождение в клинике, должностное лицо обязано запросить ходатайство о переносе дела на иной срок, удовлетворяющий возможности появления потерпевшего.

В ходе судебного разбирательства возможна смена уполномоченных с оформлением заявлений на отвод.

Смена обвинительной стороны может быть принята решением одной из сторон, также судьей, если есть подозрение, что обвиняемая сторона заинтересована в определенном исходе процесса.

Обжалование путем апелляции невозможно при двух случаях:

  • при вынесении оправдательного приговора;
  • приговор, который не предусматривает наказания.

Обжалование прокуратурой на практике были редкостью в 2019 году, поскольку суд назначал такое же наказание, если обвинение было доказано. Существовали лишь незначительные смягчения наказания.

ВАЖНО! Обвинительная сторона обязана присутствовать на вынесении приговора. Отсутствие считается нарушением законодательства.

Какими полномочиями обладает прокурор в уголовном процессе?

Различные стадии уголовного процесса включают в себя определенные полномочия, которым обладает должностное лицо в ходе судебного разбирательства:

  • контролирование соблюдений правовых интересов и защиты потерпевшей стороны;
  • контроль за исполнением полномочий определенных органов;
  • соблюдение всех сроков рассмотрения расследования;
  • контроль за проведением всех следственных действий;
  • координирование действий органов правопорядка и дознания;
  • охрана конституционных прав участников;
  • контролирование соблюдений всех статей и пунктов законодательства;
  • раскрытие незаконных действий.

ВАЖНО!Все функции должностного лица прописаны в законодательстве и указываются в должностной инструкции.

Какие органы и должностные лица имеют право на возбуждение уголовного дела?

На основании п. 1. статьи 146 УПК РФ возбуждение уголовного дела осуществляется правоохранительными органами, если они уполномочены на осуществление таких функций.

Также данное право имеют следователь, дознаватель, правоохранительные органы и орган дознания.

Для начала уголовного дела требуется постановление, в котором указываются:

  • дата, время и место;
  • данные того, кем вынесено обвинение;
  • основание и повод для возбуждения уголовного дела, при наличии веских причин;
  • пункты и статьи уголовного кодекса, на которые опирается обвинение.

После оформления постановления документ направляется в прокуратуру для утверждения.

Сотрудник также имеет право на возбуждение судебного производства с соблюдением всех правил оформление постановления, копия постановления также направляется в прокуратуру для дальнейшего следствия.

Если в постановлении имеются недочеты, прокуратура имеет право вернуть материалы для разъяснения определенных моментов.

Прокурор – обязательная фигура для проведения уголовного процесса, чтобы судебное разбирательство проходило по всем нормам и правилам.

Без присутствия прокурора обвиняемый может уйти от наказания, а интересы стороны потерпевшего могут быть ущемлены.

На служителе закона лежит ответственность за законность действий многих участников судебного процесса, фактически, без данного сотрудника проведение заседания невозможно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/mojet-li-prokuror-vozbujdat-ugolovnye-dela-5d6f93adbc251400afef6b2f

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела


Несмотря на то, что рядом ученых выделение стадии возбуждения уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства ставится под сомнение [1,2,3], тем не менее, мы убеждены, что данная стадия дела имеет важное конституционное, уголовно-процессуальное, уголовно-правовое и социально-психологическое значение [4, с. 38].

Реализация назначения уголовного судопроизводства начинается уже в рамках возбуждения уголовного дела, ведь эта стадия наиболее близка по времени к моменту совершения преступления.

Строгое соответствие закону на данной стадии уголовного судопроизводства необходимо как для защиты прав лиц, потерпевших от преступлений, так и для защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Непринятие надлежащих мер по каждому сигналу о преступлении существенно ущемляет права граждан, интересы общества, подрывает авторитет государства, создает впечатление о низкой профессиональной компетентности работников правоохранительных органов [5, с. 180].

Поэтому от того, насколько своевременно принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько качественно, оперативно и законно проведена проверка поступившего повода, насколько обоснованно принятое решение по результатам этой проверки, зависит успех дальнейшего расследования, обеспечение прав и законных интересов граждан, а значит, и достижение назначения уголовного судопроизводства в целом.

Как известно гарантом обеспечения законности как в государстве в целом, так и на каждой отдельной стадии уголовного судопроизводства является прокурор. Основное назначение прокурора в уголовном судопроизводстве четко определено ч. 1 ст.

37 УПК РФ: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» [6].

Тем не менее реализовывать полномочия осуществления уголовного преследования в полной мере, в связи с внесенными в последние годы в УПК РФ изменениями и дополнениями, достаточно сложно, если не сказать невозможно.

Прокурор был лишен возможности возбуждать уголовные дела; лично производить предварительное следствие по делу в полном объеме; участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях давать обязательные для исполнения письменные указания следователю о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий; права лично производить по делу отдельные следственные и иные процессуальные действия; права прекращать уголовное дело или уголовное преследование

В связи с этим, бытует мнение, что в настоящее время прокурор на досудебном производстве участвует в осуществлении уголовного судопроизводства, но не осуществляет его [7, c. 17].

Что касается круга полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, тут позиции ученых разделились. Некоторые выступают за самостоятельность следователя на данном этапе уголовного судопроизводства. Например, А. М.

Багмет отмечает, что «…зачастую прокуроры отменяют как постановления о возбуждении уголовных дел, так и постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, ссылаясь на нарушения конституционных прав граждан, при этом не принимая в расчет, что решения следователя, основанные на полной проверке сообщений о преступлениях, продиктованы именно обеспечением конституционных прав граждан» и предлагает ограничить полномочия прокурора и возможность его вмешательства в деятельность следователя [8, c. 22].

Всё же большинство авторов возмущены ограничениями, наложенными на прокурора. В. С.

Шадрин говорит о том, что уголовно-процессуальная регламентация полномочий прокурора и его деятельности в стадии возбуждения оставляет желать лучшего, поскольку не позволяет в полной мере реализовать возможности прокурорского надзора для обеспечения неукоснительного исполнения законов органами предварительного расследования в стадии возбуждения уголовного дела [9, c.95].

В свою очередь, Ш. М.

Абдул-Кадыров пишет, что «…без восстановления прав на дачу письменных указаний следователю, обязательных для исполнения по материалу доследственной проверки, и возбуждение уголовного дела в тех случаях, когда признаки преступления очевидны, говорить о возможности прокурора обеспечить оперативную защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, не приходится» [10, c. 14].

Нынешнее положение прокурора противоречит, как международно-правовым стандартам, так и российскому законодательству. Так согласно Рекомендации N R(2000)19 Комитета министров Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия», в п.

2 которой указано: «Во всех системах уголовного правосудия прокуроры: решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования…».

Что касается отечественного законодательства, необходимо отметить, что в Концепции судебной реформы в РФ, представленной Президентом РСФСР и одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г.

, положения которой в настоящее время официально не отменены и не изменены, предусмотрено сохранение за прокурором функции процессуального руководства расследованием и названы соответствующие полномочия, в том числе: возбуждать уголовное дело и передавать его следователю для производства предварительного следствия; давать указания следователю о направлении расследования, выяснении определенных обстоятельств; присутствовать при производстве следственных действий; по узкой, строго определенной категории уголовных дел (уголовное преследование следователей и прокуроров, других сотрудников правоохранительных органов) принимать на себя расследование в полном объеме и др. [11].

Безусловно, дополнив ст.

140 УПК РФ таким поводом для возбуждения уголовного дела, как «постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании», законодатель попытался так или иначе вернуть возможность прокурора быть причастным к возбуждению уголовного дела, но формулировка данного пункта вызывает определённые вопросы. Получается, что законодатель приравнивает понятия возбуждение уголовного дела и уголовное преследование, но согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ «уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления»? Перечисленные участники уголовного судопроизводства, согласно положениям УПК появляются только после возбуждения уголовного дела. Поэтому, как мы видим, попытка законодателя ввести такой повод для возбуждения уголовного дела неверен по своей формулировке. И не стоит забывать, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенным на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. И поэтому сложно не согласится с В. А. Лазаревой, которая полагает, что «массовость такого явления, как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, требует более эффективного средства прокурорского реагирования, чем бесконечная переписка прокурора с руководителем следственного органа. Поэтому включение постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в число поводов к возбуждению уголовного дела проблемы никак не решает» [12, c.3] На наш взгляд, логичным было бы со стороны законодателя вернуть прокурору право возбуждать уголовные дела.

Право прокурора отменять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, кем бы они ни были приняты, не означает возможность руководить в полном объеме уголовным преследованием. Руководить — значит участвовать, в том числе и самому выполнять следственные действия, давать обязательные для исполнения указания [13, c. 34].

На этот счет С. Лапин отмечает: “…прокурор является пассивным созерцателем происходящего, потому что право надзора у него осталось, а действенных полномочий больше нет» [14, c.21].

На сегодняшний день на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного следствия прокурор превратился в такую процессуальную фигуру, которая в значительной степени утратила свое процессуальное влияние на ход и результаты проводимого предварительного следствия по уголовному делу. Порой создаётся впечатление, что следователь и руководитель следственного органа играют чуть ли не главную роль в уголовном преследовании, ведь согласно УПК, они отчасти осуществляют надзор деятельностью прокурора, за законностью и обоснованностью принимаемых им решений.

Например, ч. 6 ст. 37 УПК дает прокурору право в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с его требованиями об устранении нарушений федерального законодательства обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

При несогласии руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора последний может обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

И только после этого прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Как правильно заметил А. Кругликов, «из приведенных положений закона вытекает, что в названных случаях законность и обоснованность требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства проверяют в первую очередь, причем неоднократно, соответствующие руководители следственных органов ” [15, c.21].

По существу получается, прокурор должен выступать во всех указанных случаях в виде жалобщика, просителя, хотя по смыслу его надзорных функций должен бы иметь право отменять все незаконные и необоснованные решения следователя и его начальника своим постановлением.

Возвращение некоторых ранее упраздненных полномочий прокурора следует расценивать как положительную, но явно недостаточную тенденцию, которая нее способна радикальным образом укрепить законность в стадии возбуждения уголовного дела и избежать неоправданной волокиты при устранении нарушений закона.

Мы считаем, что лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не соответствует традиционному представлению о роли прокурора в уголовном процессе, лишает его эффективных средств реагирования в случаях выявления нарушений закона. Статью 146 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «1.

при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, прокурор, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление».

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4921
  2. Абдул-Кадыров Ш. М. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. — 2012. — N 9. — С. 12–15.
  3. Багмет А. М. Место и роль принципа процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе // Российская юстиция. — 2014. — N 5. С. 20–22.
  4. Бажанов С. В. Стоимость уголовного процесса: Автореф. дис…. д-ра юрид. наук. — Н. Новгород: Нижегород. ин-т МВД России, 2002. — 30 с.
  5. Грашичева О. Н. Проблемы правового регулирования полномочий прокурора на этапе окончания предварительного расследования // Российский следователь.– 2015. — N 6. — С. 16–19.
  6. Деришев Ю. Стадия возбуждения уголовного дела — «реликт социалистической законности» //Российская юстиция. — 2003. — № 8. — С. 34–36.
  7. Кругликов А. П. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования // Законность. — 2012. — N 1. — С. 12–16.
  8. Кругликов А. П. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования // Законность. — 2012. — N 1. — С. 12–16.
  9. Лазарева В. А. Долгожданные изменения в статусе прокурора// Уголовное судопроизводство. — 2011. — N 3.– С. 3.
  10. Лапин С. Ю. Прокурор-следователь: революция началась // ЭЖ-Юрист. — 2007. — N 26. — С. 21–25.
  11. Петров А. В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. — 2011. — N 11. — С. 32–37.
  12. Рекомендация N R(2000)19 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» (принята Комитетом министров Совета Европы 6 октября 2000 г. на 724-м заседании представителей министров) // Журнал российского права. 2001. N 8.
  13. Сереброва С. П. Проблемы рационализации досудебного производства. — Н. Новгород: Нижегород. высш. шк. МВД России.– 1997.– 29 с.
  14. Таболина К. А. О недостаточности полномочий прокурора для обеспечения эффективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — N 6. — С. 1208–1214
  15. Химичева Г. П. Возбуждение уголовного дела: проблемы правовой регламентации и совершенствования деятельности // «Чёрные дыры» в российском законодитальстве. –2003.– N 2.– С. 175–183.
  16. Чубыкин А. В. Процессуальный статус прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дисс … канд.юрид.наук: 12.00.09. — Москва, 2014. — С.38.
  17. Шадрин В. С. Надзор военного прокурора за законностью отказа в возбуждении уголовного дела // Право в Вооруженных Силах. — 2015. — N 7. — 201 с.

Основные термины(генерируются автоматически): уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, РФ, следственный орган, предварительное следствие, прокурор, стадий возбуждения уголовного дела, предварительное расследование, устранение нарушений.

Источник: https://moluch.ru/archive/115/31010/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.