Роль прокуратуры в предварительном следствии

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Роль прокуратуры в предварительном следствии

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства.

В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства.

Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи.

С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:

  1. обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
  2. незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);
  3. в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;
  4. обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
  5. принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  6. осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  7. установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Источник: https://be5.biz/pravo/p008/8.html

Участие прокурора на стадии предварительного расследования

Роль прокуратуры в предварительном следствии

Иркутск

11 марта 2018г.

Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась в качестве действенного инструмента укрепления режима законности во всех сферах общественной жизни, в том числе, в сфере уголовного судопроизводства.

Прокурорский надзор за органами предварительного расследования играет большую роль в укреплении законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и позволяет оперативно устранить нарушения законности при расследовании уголовных дел.

На сегодняшний день законодатель значительно сократил пределы прокурорского надзора и соответствующие полномочия прокурора.

Пределы осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия были сокращены до проверки соответствия этой деятельности закону.

Таким образом прокурор утратил руководящую роль при осуществлении уголовного преследования органами предварительного следствия.

В литературе по этому поводу отмечается, что передача некоторых полномочий прокурора руководителям следственных органов привела к дисбалансу между ведомственным и судебным контролем, прокурорским надзором [5, с. 99].

Несмотря на то, что, начиная с 2010 года, прокурору последовательно возвращается ряд процессуальных прав в связи с очевидным негативным влиянием их отсутствия на эффективность уголовного преследования, значительным числом ученых-юристов изменения признаются недостаточными [9, с. 16].

Одновременно отмечается, что положение прокурора применительно к надзору за деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания неодинаков [5, с.112].

«Различный объем полномочий прокурора в отношении следствия и дознания не способствует поддержанию единства уголовно-процессуальной формы, не содействует равной степени защищенности прав и законных интересов участников досудебного производства по делам, расследуемым в форме предварительного следствия или дознания, не обеспечивает общего режима правоприменения и целостности надзорной прокурорской практики как юридического феномена» [4, с. 5]

Следует отметить о наличии иной позиции, преобладающей преимущественно у представителей следственных органов. В частности, А.М.

Багмет говорит о том, что полномочие по направлению уголовного дела в суд должно принадлежать исключительно руководителю следственного органа [2, с. 48].

Другие ученые предлагают сократить объем контрольно-надзорных полномочий по ряду процессуальных вопросов руководителя следственного органа в отношении следователя [8, с 139-141].

Представляется верной позиция о том, что субъекты, осуществляющие предварительное расследование, по отношению к прокурору должны иметь равный правовой статус, так как защита прав и законных интересов потерпевших, а также защита личности от незаконного обвинения и ограничения ее прав и свобод, являющаяся назначением уголовного судопроизводства, в том числе на стадии досудебного производства, существует вне зависимости от форм предварительного расследования.

Согласно мнению К.И. Амирбекова, на основании п. 9 ч. 1 ст. 37 и п. 5 ч. 1 ст. 37 УПК РФ субъекты органа дознания находятся по отношению к субъектам следствия в неравном процессуальном положении. Так, прокурор вправе изымать любое дело у органа дознания, передавать его следователю.

При этом прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, тогда как эти же полномочия существуют у руководителя следственного органа в отношении следователя. [1, c. 31].

Видится более правильным то, что объем полномочий прокурора не должен ставится в зависимость от форм предварительного расследования.

К примеру, право разрешения отвода, заявленного следователю, право отстранения следователя от ведения дела должно быть представлено прокурору, а не руководителю следственного органа, как это предусмотрено действующим законодательством.

Цель данных полномочий – обеспечение функционирования системы сдержек и противовесов в рамках уголовного судопроизводства, способствовании объективного хода предварительного расследования, а также усилении возможностей прокурора в направлении обеспечения защиты прав лиц, которые участвуют в данном процессе.

По мнению В. А. Лазаревой прокурор и в настоящее время остается главой обвинительной власти [7, c.295].

Данную точку зрения автор аргументирует следующими положениями: данный субъект осуществляет надзор за законностью процессуальных действий следователя, дознавателя.

Без утверждения прокурором обвинительного акта, обвинительного заключения или обвинительного постановления, уголовное дело не может быть передано в суд.

В юридической литературе существуют точка зрения, согласно которой у прокурора отсутствует достаточный объем полномочий применительно к судьбе уголовного дела на досудебной стадии. Так, к примеру, В.С.

Шадрин утверждает, что «В условиях уменьшения до минимума многих полномочий прокурора в ходе предварительного расследования, для того, чтобы влиять на формирование обвинения в период нахождения у данного субъекта уголовного дела с обвинительным заключением, он должен иметь достаточный комплекс прав, которые позволили бы определять дальнейшую судьбу уголовного дела. Кроме того, вышеуказанные права должны были бы компенсировать отстранение прокурора от руководства предварительным следствием. В том числе такие права как составление нового обвинительного заключения, которое смогло бы обеспечить эффективное поддержание государственного обвинения; прекращение уголовного дела либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично. Следует отметить, что лишение прокурора названных прав выглядит парадоксальным с учетом наличия у прокурора в судебном заседании прямо предусмотренной законом возможности отказаться от обвинения, а также изменить обвинение в сторону смягчения (на основании частей 7, 8 ст. 246 УПК РФ)» [9, c. 52].

Приведенные выше аргументы позволяют сделать вывод о том, что законодателю стоит расширить полномочия прокурора на досудебной стадии расследования, поскольку позиция прокурора должна формироваться на предварительных стадиях в связи с тем, что в дальнейшем данный субъект выступает как государственный обвинитель при рассмотрении уголовного дела судом, по вопросу об ограничении конституционных прав участников уголовного судопроизводства, поэтому она должна быть определяющей. Данную точку зрения поддерживаю многие в юридической литературе 

26 апреля 2017 года Генеральный прокурор Юрий Чайка, выступая в Совете Федерации, раскритиковал работу следователей, указав на то, что за последние два с половиной года сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел, в рамках, расследования которых следствие заявляло ходатайство перед судом арестовать подозреваемых лиц. Однако, «никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это» [3].

Стоит отметить, что на сегодняшний день необходимо не только расширить полномочия прокурора в стадии предварительного расследования, но и наделить данного субъекта эффективными средствами надзора за предварительным следствием без какой-либо реструктуризации.

Выявляя и устраняя нарушения законодательства на предварительном следствии, в настоящее время прокурор практически лишен реальных и действенных мер прокурорского реагирования.

Он не имеет права сам отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, при серьезных нарушениях федерального закона не может возбудить уголовное дело, отстранить от ведения уголовного дела допустившего нарушения закона следователя, и т.д.

– все эти вопросы он должен решать, обращаясь к руководителю следственного органа.

Законодателю стоит внести поправки, которые не ставили бы полномочия прокурора в зависимость от формы предварительного расследования, а именно закрепить право прокурора разрешать отводы, которые заявлены следователю, а также закрепить право отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, в случае нарушения последним требований УПК РФ или иного нормативно-правового акта при расследовании уголовного дела.

Список литературы

1.     Амирбеков К.И. Следственный судья, следователь, дознаватель, прокурор в досудебном производстве современного уголовного процесса: статус и полномочия // Вестник Генеральной прокуратуры РФ. 2016. №4 (48).

2         Багмет А.М. Об устранении двоевластия в уголовном преследовании // Российская юстиция. 2013 №4

3         Ващенко В. Прокуратуре могут вернуть право возбуждать и прекращать уголовные дела // Власть и право.   Режим     доступа:    URL     :     https://www.gazeta.ru/social/2017/11/20/10995746.shtml, дата обращения: 28.03.2018.

4         Климова Я.А. Трансформация полномочий прокурора на завершающих этапах досудебного производства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2017

5         Корнакова С.В., Чубыкин А.В. О полномочиях прокурора в стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном процессе // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 1(12).

6         Корнакова С.В., Чубыкин А.В. О совершенствовании уголовно-процессуальных отношений на стадии возбуждения уголовного дела // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013.№ 3.

7         Лазарева В.А. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие. М. «Юрайт», 2016.

8         Магомедов А.Ш. Согласие руководителя следственного органа на возбуждение следователем ходатайства перед судом: необходимость или препятствие // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2 ч. 2013. № 7

9         Шадрин В.С. Современные особенности реализации прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве // Криминалистъ. 2015. № 1

10      Щепилов О.О. Соотношение прокурорского надзора, судебного и ведомственного процессуального контроля по УПК РФ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 10.

Источник: https://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-yurisprudentsii-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-/sektsiya-7-ugolovnyy-protsess-kriminalistika-operativno-rozysknaya-deyatelnost/uchastie-prokurora-na-stadii-predvaritelnogo-rassledovaniya/

Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования

Роль прокуратуры в предварительном следствии

В ходе предварительного расследования должны соблюдаться права гражданина, личности, общества и государства. Это закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре…», Конституции РФ, УПК РФ. В этих документах закреплены положения о том, что человек, а также его права и свободы – это высшая ценность; соблюдение прав и свобод, их защита и признание являются обязанностью государства.

Определение 1

Прокуратура РФ – это централизованная федеральная система органов, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции (от имени государства) и исполнением законов.

Прокуратура РФ в целях укрепления законности, обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод гражданина и человека, защиты охраняемых законодательством интересов государства и общества реализует, совместно с другими направлениями, надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативную и розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание.

При реализации прокурорского надзора должны учитываться следующие предписания Конституции:

  • действия и решения должностных лиц и органов государственной власти могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 46);
  • заключенный под стражу задержанный, обвиняемый в совершении преступления может воспользоваться помощью защитника – адвоката с момента задержания, предъявления обвинения или заключения под стражу (ст. 48);
  • в обязанности обвиняемого не входит доказательство собственной невиновности, все неустранимые сомнения в виновности должны быть истолкованы в пользу обвиняемого (ст. 49);
  • правосудие не допускает использование доказательств, которые были получены с нарушением закона (ст. 50);
  • гражданин имеет право не свидетельствовать против себя, близких родственников, своего супруга, а также лиц, круг которых определяет федеральный закон (ст. 51);
  • права лиц, потерпевших от злоупотреблений и преступлений органов власти, охраняются законом; обязанность государства – обеспечить доступ к правосудию и возместить компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Уголовно-процессуальные законы определяют порядок обеспечения законности при осуществлении процессуальных и следственных действий, порядок производства по уголовным делам, соблюдение уголовно-процессуальной формы, регламентирует защиту лиц, круг которых определен Конституцией РФ, законных интересов и прав личности, гражданина, общества и государства.

Вопросы, рассматриваемые на стадии предварительного расследования

Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования особое внимание уделяет вопросам:

  • наличия оснований для привлечения лица как обвиняемого к уголовной ответственности, порядка предъявления обвинения и допроса, соблюдения прав всех участников процесса;
  • соблюдения положений, порядка и правил сбора доказательств;
  • соответствия компетенции должностных лиц, проводящих предварительное расследование;
  • соблюдения формы, порядка производства процессуальных документов;
  • соблюдения порядка оформления процессуальных документов;
  • соблюдения подследственности;
  • наличия основания проведения процессуальных и следственных действий;
  • применения мер пресечения и уголовно-процессуального принуждения;
  • соблюдения положений получения разрешения суда и порядка его оформления;
  • строгого соблюдения условий и оснований приостановления и / или возобновления расследования, порядка оформления данного этапа расследования;
  • принятия решения о прекращении уголовного дела или преследования.

В прокурорском надзоре особого внимания требует принятие решений по делам, касающихся несовершеннолетних и лиц, которые совершили противоправные деяния, а также лиц, страдающих физическими или психическими недостатками и лишенных возможности отстаивать свои права самостоятельно.

Замечание 1

Осуществление и организацию прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования регулируют нормативные акты, а именно, указы и приказы Генерального прокурора страны, на которые опираются и которыми руководствуются все прокуроры.

Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования

Прокурорский надзор за работой органов предварительного расследования и их законностью осуществляется вне зависимости от того, к кому из ведомств они принадлежат. Прокурорский надзор представляет собой единую процессуальную форму, проявляется в контролирующих действиях за точным исполнением законов органами предварительного расследования и следствия.

В случаях выявления нарушения законов и норм права дознавателем (органом дознания), прокурор, осуществляющий надзор, должен лично вмешаться в процесс предварительного расследования, исправит все допущенные ошибки и отменить незаконное решение.

При осуществлении прокурорского надзора на стадии предварительного расследования прокурор обладает следующими полномочиями (ст. 37 УПК):

  • указание направления расследования, предоставление информации об избрании, отмене или изменении квалификации преступления, меры пресечения, производстве определенных следственных действий, о розыскных мероприятиях в отношении лиц, совершивших те или иные преступления, а также иных процессуальных действиях;
  • предоставление дознавателю согласия на возбуждение ходатайства об избрании, изменении или отмене меры пресечении перед судом, о производстве нового процессуального действия, допустимого на основании судебного решения;
  • отмена необоснованных и незаконных постановлений дознавателя или нижестоящего прокурора;
  • разрешение самоотвода или отводов дознавателя;
  • если дознавателем были допущены значительные нарушения закона, отстранение его от производства предварительного расследования;
  • направление рассматриваемого дела от органа расследования другому по подследственности;
  • изъятие у любого органа предварительного расследования уголовного дела и его передача в Следственный комитет РФ;
  • возвращение дела следователю, дознавателю с письменными указаниями об изменении обвинения или его объемов, о дополнительном расследовании, об изменении обвинительного акта или заключения, о переквалификации действий обвиняемого;
  • утверждение постановления о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительного акта и заключения;
  • требование от следственных органов и органов дознания устранения всех нарушения федерального законодательства, которые были допущены в ходе предварительного расследования.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/prokurorskiy_nadzor/prokurorskiy_nadzor_na_stadii_predvaritelnogo_rassledovaniya/

Роль прокурора на стадии предварительного расследования

Роль прокуратуры в предварительном следствии


В данной статье анализируется изменение полномочий прокурора в ходе предварительного расследования с учетом исторического опыта и изменений нормативно-правовых актов Российской Федерации. Реформы предварительного расследования повлекли за собой преобразование уголовно-процессуального статуса участников стороны обвинения, что привело к двойственной трактовке некоторых прав прокурора.

Ключевые слов: прокурор, предварительное расследование, реформа предварительного расследования, руководитель следственного органа

На данном этапе развития законодательства, современный Уголовно-процессуальный кодекс претерпел более пятисот изменений. Большое количество преобразований затронуло также и стадию предварительного расследования. Само предварительное расследование было выделено в самостоятельную стадию рассмотрения уголовного дела еще в XIX веке.

На мой взгляд, это было обусловлено тем, что стадия судебного разбирательства и предварительного расследования преследуют за собой разные цели. Предварительное расследование направлено на выяснение отсутствия или наличия состава преступления, лиц, в нем участвующих, обстоятельств, которые способствовали совершению преступления и так далее.

Судебное разбирательство, в свою очередь, разрешает уголовное дело по существу. Изначально идея разделения досудебного и судебного производств была направлена на то, чтобы избежать влияния предварительных выводов, а с ними и непосредственного влияния государства, на правосудие [1, С. 53–54, 97–101].

На современном этапе развития уголовно-процессуального законодательства такое разделение служит гарантом независимого и справедливого правосудия, тем самым осуществляя соблюдение принципов уголовного судопроизводства.

Вместе с коренными изменениями в области предварительного расследования, множество преобразований было внесено в части установления полномочий участников данной стадии. В частности, Федеральный закон от 5 июня 2007 г.

№ 83 привнес поправки в части установления прав и обязанностей прокурора, что породило немалое количество различных точек зрений по этому поводу.

Согласно ныне действующему Уголовно-процессуальному кодексу, прокурор продолжает оставаться должностным лицом, который от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за законностью процессуальных действий органов дознания и предварительного следствия.

Если взять во внимание УПК РСФРС или иные дореволюционные нормативно-правовые акты в области уголовного судопроизводства, то можно заметить, что полномочия прокурора значительно уменьшились.

Так, например, в «Основных положениях уголовного судопроизводства» от 29 сентября 1862 года, говорится, что обвинительная власть принадлежит прокурорам. В. А. Лазарева заявляет, что и в настоящее время прокурор является главой обвинительной власти [2, С. 9, 11].

Я считаю ее точку зрения верной, так как прокурор в настоящее время осуществляет надзор за законностью процессуальных действий следователя, дознавателя. Ведь без утверждения прокурором обвинительного акта, обвинительного заключения или обвинительного постановления, уголовное дело не может быть передано в суд.

В то время как, в вышеуказанном законодательном акте обвинительное заключение составлял сам прокурор, что служит немаловажным аргументом в пользу умаления его полномочий в области предварительного расследования.

Уже в XX веке уголовно-процессуальное законодательство значительно расширяет полномочия прокурора. Это обуславливается тем, что вопрос о прекращении дела полностью принадлежал следователю и прокурору, в то время, как наставления прокурора являлись для следователя обязательными для исполнения. М. А.

Чельцов называет прокурора того времени «хозяином дела» [3, С. 228, 234, 235]. За ним также закреплялось право устанавливать и продлять сроки заключения под стражу, следить за законностью возбуждения уголовного дела и другие распорядительные полномочия.

Всё это значительно расширяло функции прокурора и его роль на стадии предварительного расследования.

С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса, а также уже ранее указанного ФЗ от 5 июня 2007 г. № 83, полномочия прокурора несколько сократились.

Некоторые юристы полагают, что такие изменения повлекли за собой большую самостоятельность следователя в производстве процессуальных действий, что положительно сказывается на эффективности прокурорского надзора, в то время как другие считают, что это значительно снизило роль прокурора на стадии предварительного расследования.

Так, И. Б. Михайловская в своей монографии говорит о том, что прокурор является «дополнительным фильтром», способствующим обоснованности обвинения [4, С. 19]. Таким образом, автор данной монографии имеет в виду, что прокурор всего лишь выполняет вспомогательную функцию при производстве предварительного расследования.

На мой взгляд, она преуменьшает роль данного участника стороны обвинения. С одной стороны, такая точка зрения является верной потому, что прокурор осуществляет надзор за законностью, но с другой стороны, он обладает большим кругом полномочий, чем следователь, дознаватель.

В итоге, я склоняюсь к последней точке зрения, так как считаю, что прокурор достаточно важная процессуальная фигура, подкрепляя это тем, что в случае несогласия органов предварительного следствия или дознания, Генеральный прокурор РФ выносит окончательное решение, которое является неоспоримым.

А значит — между функциями прокурорского надзора и предварительного следствия или дознания можно провести параллель, обозначая их в равной степени важными для предварительного расследования.

Из вышесказанного следует отметить, что прокурор является важнейшим и неотъемлемым субъектом осуществления функции уголовного преследования. Данную точку зрения подтверждает, в частности, В. А. Лазарева и А. А.

Тарасов, говоря о том, что прокурор есть носитель обвинительной власти, который призван осуществлять активную деятельность по выявлению преступлений, изобличению виновных и преданию их суду [5, С. 224].

Также, это подтверждается и законодательно, конкретно, в нормативных актах, о которых говорилось ранее.

Анализируя реформу 2007 года, прокурор все же не обладал руководящей ролью при осуществлении предварительного следствия, а только выполнял надзор за законностью процессуальных действий и иные исполнительно-распорядительные функции. В основном, все полномочия, касающиеся надзора за проведением предварительного расследования, принадлежали руководителю следственного органа.

Но на смену Федеральному закону № 83 пришел Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 404-ФЗ. Данный нормативный акт внес значительные изменения в объем полномочий прокурора, что расширило его процессуальный статус.

Так, например, прокурору были возвращены полномочия по даче указаний следователю о выяснении каких-либо конкретных обстоятельств уголовного дела. На мой взгляд, такое изменение повлекло за собой усиление прокурорского контроля за деятельностью следователя и восстановление руководящей роли.

Но в то же время, с введением таких изменений, возникает противоречие между полномочиями прокурора и руководителя следственного органа. Уголовно-процессуальное законодательство наделяет их схожими полномочиями в ходе предварительного расследования.

Это приводит к многочисленным спорам о потребности «совершенствования существующего механизма взаимодействия прокурора и руководителя следственного органа с целью предоставления прокурора реальной возможности по осуществлению надзорных полномочий за законностью при производстве предварительного следствия и обеспечения реального устранения недостатков расследования» [6, С. 25–29].

Причиной тому может стать тот факт, что, к примеру, прокурор может вернуть дело на дополнительное следствие, в то время как руководитель следственного органа может отклонить такое требование.

На первый взгляд, законодательство и защищает действия прокурора, гарантируя то, что он может отменить и решения руководителя следственного органа, но с другой стороны, часть 4 статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса вступает в противоречие, где говорится о том, что руководитель следственного органа может вынести мотивированный отказ на действия прокурора.

Но, по всей видимости, возможность прокурора отменять решения руководителя следственного органа действует тогда, когда последний исполняет свои обязанности в качестве следователя.

Таким образом, анализируя прошлое и настоящее законодательство Российской Федерации, важно отметить, что существует острая необходимость в конкретизации функций прокурора на стадии предварительного расследования.

Ведь его полномочия тесно переплетаются с полномочиями руководителя следственного органа, что говорит о несовершенстве уголовно-процессуального законодательства, а значит — существует возможность двойственной трактовки таких норм.

Это ослабляет роль прокурора на стадии предварительного расследования.

С начала действия уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и до настоящего момента проводилось множество реформ предварительного расследования.

В ходе таких корректировок полномочия прокурора каждый раз изменялись, тем самым расширяя их, что приводило к усилению его роли на стадии предварительного расследования. Это служит своеобразным «поворотом в прошлое», то есть происходит возвращение каких-либо прав прокурору, но до сих пор не в полной мере.

Надеюсь, что в ходе предстоящих реформ, данная процессуальная фигура приобретет более конкретный статус и укрепит своё положение в роли «органа предварительного расследования».

Литература:

  1. Головко Л. В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М., 1995. — 130 с.
  2. Лазарева В. А. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2014. — 295 с.
  3. Чельцов М. А. Уголовный процесс. М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. — 624 c.
  4. Михайловская И. Б. Изменение законодательной модели российского уголовного судопроизводства. Монография. // Издательство «Проспект». 2015. 80 с.
  5. В. А. Лазарева, А. А. Тарасов. Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики: учебник для магистров. // Издательство «Юрайт». 2012. 476 с.
  6. Джатиев В. Зачем России прокуратура? // Законность. 2008. № 8. С. 25–29.

Основные термины(генерируются автоматически): предварительное расследование, следственный орган, прокурор, полномочие прокурора, предварительное следствие, уголовно-процессуальное законодательство, мой взгляд, полномочие, Российская Федерация, стадий.

Источник: https://moluch.ru/archive/115/31168/

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования

Роль прокуратуры в предварительном следствии

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1.                      проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2.                      выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3.                      требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;

4.                      давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;

5.                      давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6.                      разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

7.                      отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;

8.                      изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

9.                      передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;

10.                 отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;

11.                 продлевать срок дознания;

12.                 утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

13.                 утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

14.                 возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования.

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение.

Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности.

О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства.

Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения.

Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т. д.

Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Постановление.

В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т. д.

), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т. д.).

В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

В соответствии со ст. 115 УПК для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред.

Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда.

Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

Источник: https://students-library.com/library/read/21746-polnomocia-prokurora-v-stadii-predvaritelnogo-rassledovania

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.