Роль органов и учреждений

Понятие и социальное назначение системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Их роль и место в системе правоохранительных органо

Роль органов и учреждений
 

3.3Роль и место учреждений и органов, исполняющих наказания, в системе правоохранительных органов.

    Деятельность правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, а также учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана между собой.

Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов их деятельности, обусловливается стоящей перед ними задачей борьбы с преступностью в стране.

Успешная деятельность каждого из указанных государственных органов необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими звеньями этой системы.

    Характер взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, с каждым из них имеет свою специфику.

Она обусловливается общим уровнем экономического и политического развития общества, особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой регламентацией и условиями деятельности, спецификой конкретных задач, стоящих перед ними.

    Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами расследования. Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы следствия не только раскрытие преступлений, но и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также принятие мер по устранению таких причин и условий.

Например, представления следователей в адрес администрации исправительного учреждения (в случае выявления недостатков) содействуют улучшению работы учреждений, укреплению дисциплины среди осужденных, повышению результативности воспитательного процесса.

Органы расследования оказывают администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, помощь в изучении личности осужденных (особенно важно для организации воспитательной работы с несовершеннолетними) о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, о роли несовершеннолетнего, о прошлой преступной деятельности, характеристика поведения до ареста в быту, на производстве и т.д.,  а также предпосылки для эффективной воспитательной работы с осужденным. При совершении лицами, освобожденными от наказания или отбывающими наказание, нового преступления администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, содействует органам расследования в изучении личности обвиняемого, представляя на него развернутую характеристику и копии других материалов из личного дела. 

    Взаимодействие с судами. Суды осуществляют судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение приговоров.

Основа взаимодействия в ходе судебного разбирательства, когда суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимых, создавая предпосылки для организации с ними последующей эффективной воспитательной работы14.

Эффективность исполнения наказания непосредственно зависит от справедливости вынесенного приговора – если наказание справедливо, соразмерно и соответствует характеру общественной опасности преступления и личности виновного, то будет способствовать исправлению преступника.

Суд определяет вид исправительного учреждения, вид режима колонии, а также создает предпосылки для индивидуализации исполнения наказания и осуществляет дифференцированный подход к различным категориям осужденных.

Рассматривая дела по обвинению лиц, отбывающих наказание, суд может установить нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению ими новых преступлений (может вынести частное определение в адрес руководителей учреждений о необходимости принятия мер к устранению причин). То же самое возможно при рассмотрении уголовных дел по обвинению в новых преступлениях лиц, освобожденных от наказания (выявление необоснованного представления к условно-досрочному освобождению и др.).

    Взаимодействие с полицией. Направлено на решение двух задач:

     1) обеспечение правопорядка во время отбывания наказания, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений осужденных, совершаемых во время отбывания наказания, а также направлена на обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, иных лиц, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, розыск бежавших и уклоняющихся от отбывания наказания осужденных и т.д.

    2) профилактика и предотвращение совершения преступлений лицами, освобожденными от наказания, в первую очередь осужденных за тяжкие преступления, а также теми, кто в период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. 

    Два этапа взаимодействия:

    1) подготовительный (не позднее чем за 2 месяца до освобождения от ареста, 6 месяцев до освобождения от ограничения или лишения свободы); форма воздействия – проведение бесед об условиях и правилах жизни после освобождения, месте будущего проживания и работы и информирование органов внутренних дел и МСУ, службы занятости о предстоящем освобождении осужденного, наличии у него жилья, его трудоспособности и специальностях.

    2) взаимное информирование о лицах, освобожденных от наказания и принятие совместных мер по предупреждению с их стороны новых преступлений.

    Взаимодействие с прокуратурой. Осуществление контрольной и координационной деятельности прокуратуры.

В том числе путем всестороннего анализа деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, выполнения поставленных перед ними задач, состояния рецидивной преступности среди лиц, отбывающих наказание, в первую очередь в местах лишения свободы, разработка мероприятий и предложений по предупреждению преступлений со стороны указанной категории лиц.   

Заключение

    Рассмотрев вопросы данной курсовой работы, можно сделать вывод, что уголовно-исполнительное право – одна из важнейших отраслей права, средство противодействия преступности, особенно в таком её крайнем проявлении, как рецидивная преступность.

Это единственная отрасль, регулирующая исполнение всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.

    Организационная структура  ФСИН является достаточно сложной, в ней задействовано большое количество работников. Кроме собственно центрального аппарата в состав этой службы входят территориальные органы управления ФСИН и непосредственно учреждения и органы, исполняющие наказания.

Кроме того, в состав ФСИН входит большое число учреждений, организаций, учебных заведений, научно-исследовательских центров, лечебно-оздоровительных баз и других структур, призванных осуществлять функции УИС.

Все эти учреждения и органы и составляют в своей совокупности УИС, которая исполняет наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы (в том числе пожизненного), смертной казни. На УИС также возложен контроль за условно осужденными.

    Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, и правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, неразрывно связана между собой.

Характер взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, с каждым из них имеет свою специфику.

Таким образом, несомненно, только то, что достижение целей, поставленных перед уголовным наказанием, невозможно без тесного взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, с другими институтами государства и общества в целом. 

     Задача

     Перед назначением на должность начальника отряда выпускник педагогического института И.К. Савельев изъявил желание ознакомиться с правовой основой деятельности сотрудника исправительной колонии строгого режима. В частности, его интересовали вопросы правового положения лиц начальствующего состава УИС.

     Какие нормативные акты регламентируют правовое положение лиц начальствующего состава УИС?  

─Конституция РФ 12 декабря 1993 года

─Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ

─Трудовой кодекс 30 декабря 2001 года №197-ФЗ

─Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” 

─Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 

─Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г.

№52-ФЗ “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”

Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” 

─Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г.

№825 “Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений” 

─Постановление Верховного Совета  РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I “Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) 

─Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. №65 “Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты” 

─Постановление Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 г. №85 “Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда”

─Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 1996 г. №391 “О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей” 

─Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. №386 “Об утверждении перечня должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации”

─Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 г.

№48 “Об отпусках сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями”

─Постановление Правительства Российской Федерации от 04 июля 2002 г.

№487 “Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации”

─Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. №884 “Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета” 

─Постановление Правительство Российской Федерации от 21 января 2003 г.

№33 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»

─Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г.

№43 “О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации”

Источник: https://www.freepapers.ru/50/ponyatie-i-socialnoe-naznachenie-sistemy/33547.212482.list4.html

Система учреждений социальной защиты

Роль органов и учреждений

На сегодняшний день выделяется широкий спектр различных органов и учреждений, чья деятельность направлена на непосредственную работу с особыми категориями населения и их последующей социальной защитой.

Целью деятельности органов социальной защиты населения (ОСЗН) является проведение государственной политики, которая направлена на установление наиболее устойчивых и упорядоченных связей и взаимоотношений между разнообразными уровнями организационной системы социальной защиты.

Замечание 1

Данная деятельность призвана формировать социальные отношения в общественной системе, а также обеспечивать каждого человека теми жизненными благами и ресурсами, в которых он нуждается в самую первую очередь.

Поскольку цель деятельности органов социальной защиты населения достаточно обширна, то и объектами управления в этой системе являются сразу несколько элементов:

  • во-первых, это организации и учреждения,
  • во-вторых, это особые учебные и трудовые коллективы,
  • в-третьих, это отношения между людьми как единицами социума.

Замечание 2

Субъекты управления учреждений социальной защиты населения – это как раз непосредственно те органы, чья деятельность напрямую связана с проблемами социального обеспечения и социальной помощи населению. К ним относятся министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной работы и социальной защиты, трудовые коллективы.

Функции органов социальной защиты населения

Поскольку учреждения и органы обладают достаточно широким спектром объектов своего влияния и непосредственно своей работы, но стоит выделить также ряд функций учреждений социальной работы.

Основная функция, которая характерна абсолютно каждому учреждению социальной работы – совершенствование деятельности учреждения и его структурных подразделений.

Данная деятельность контролируется и регулируется определенными, заранее обозначенными правилами и нормами, а также социальными институтами.

Данная деятельность позволяет достигнуть поставленных целей и реализовать функции учреждения через его ключевые задачи.

Стоит отметить, что градация функций учреждений социальной защиты происходит в соответствии с несколькими основными уровнями социальной работы: федеральный уровень (уровень республики), региональный уровень, на уровне трудовых коллективов, негосударственные организации (благотворительные добровольческие объединения). Важнейшую роль в системе социальной защиты и работы играют также профсоюзы, администрация и разнообразные формы самоуправления, которые учреждаются в трудовых коллективах на неформальном уровне.

На федеральном уровне стоит отметить следующие функции учреждений социальной работы:

  • организация обслуживания пенсионеров;
  • обеспечение выплатами, пособиями и льготами;
  • социальное обслуживание наиболее нуждающихся категорий населения (детей-сирот, младенцев, брошенных родителями, пенсионеров и инвалидов);
  • медицинская и социальная экспертиза для определения уровня необходимой социальной помощи;
  • подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ для дальнейшего развития учреждений социальной работы.

На региональном уровне органы и учреждения социальной защиты населения регламентируются вышестоящими органами, соответственно им присущи все функции, которые мы описали чуть выше.

Но к ним стоит добавить такие функции, как обеспечение и решение производственных и экономических задач, а также плановую и финансовую деятельность, создание фондов социальной помощи, решение экономических проблем наиболее нуждающихся, особых категорий населения.

Государственные органы социальной защиты населения

Говоря об органах социальной защиты населения, очень важно учитывать особенности системы управления социальной защитой на различных уровнях. К государственным органам социальной защиты населения относятся, в основном, районные (городские) органы социальной защиты.

Исследователи и авторы определяют их в качестве муниципальных органов управления, которые занимают важнейшее место в структуре администрации города.

Данные органы социальной защиты напрямую подчиняются как администрации района или города, так и органам социальной защиты населения области и края, к которому относится данное учреждение и его деятельность.

Управление социальной защиты и подведомственные ему образования обеспечивают эффективную и результативную реализацию наиболее приоритетных направлений государственной политики в области социального обеспечения и обслуживания населения.

К ним относится пенсионное обеспечение, обеспечение гарантий труда и трудовых отношений, социальные гарантии и разнообразные формы социальной поддержки граждан пожилого возраста, лиц с заболеваниями и ограниченными возможностями, а также особых категорий семей (многодетные, семьи с отцом-одиночкой или матерью-одиночкой).

Управление социальной защиты населения может создаваться и реорганизовываться по решению органов местного самоуправления. Эти же органы могут принять решение о ликвидации управления социальной защиты на любом этапе его развития.

При этом само управление в своей деятельности руководствуется следующими документами: указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями правительства, причем на различных уровнях: на уровне края, области.

Также особую роль играют распоряжения и указы со стороны главы администрации района или области, к которому прилегает управление социальной защиты.

Таким образом, система учреждений социальной защиты – это достаточно обширная сеть, которая охватывает большое количество органов, которые находятся на территории одного города, целой области, республики или края. Все они подчиняются единому управлению, чьи полномочия превышают полномочия других учреждений социальной защиты, поскольку они определяются общим государственным уровнем.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/sistema_uchrezhdeniy_socialnoy_zaschity/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.