Режим содержания под стражей

Уголовно-исполнительное право

Режим содержания под стражей

Установленный в местах содержания под стражей режим призван обеспечить соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 15 Закона «О содержании под стражей…»).

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников рассматриваемых мест, которые несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:

  1. приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
  2. проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых; изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
  3. материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
  4. приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
  5. приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
  6. получения и отправления ими телеграмм, писем, денежных переводов;
  7. направления ими предложений, заявлений и жалоб;
  8. отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
  9. привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
  10. участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
  11. проведения подписки на газеты и журналы;
  12. медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
  13. проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
  14. обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
  15. личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
  16. выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.

Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

Лица, находящиеся в предварительном заключении, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством России для всех граждан, с ограничениями, предусмотренными УПК РФ и Законом «О содержании под стражей…», которые вытекают из режима содержания под стражей.

Так, в соответствии со ст. 17 Закона «О содержании под стражей» подозреваемые и обвиняемые имеют право:

получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

на личную безопасность в местах содержания под стражей; обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

на свидания с защитником; на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 Закона «О содержании под стражей…»;

хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;

вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ;

пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;

пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;

отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой; получать посылки, передачи; на вежливое

обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

участвовать в гражданско-правовых сделках.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:

  • получать и отправлять денежные переводы;
  • заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит Закону «О содержании под стражей»;
  • приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;
  • подписываться на газеты и журналы и получать их;
  • получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей;
  • на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

Страницы: 1 2

Источник: https://isfic.info/ispol/exten40.htm

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ

Режим содержания под стражей

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, перечисленных в статье 52 настоящего Закона

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 20 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 520-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 434-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

[attention type=red]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]

Источник: https://base.garant.ru/1305540/

Режим и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Режим содержания под стражей

⇐ Предыдущая38394041424344454647

Согласно ст.

15 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, личную безопасность подозреваемых и обвиняемых и сотрудников мест содержания под стражей, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Режим регламентирует жизнь в местах содержания под стражей. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении подозреваемых и обвиняемых, и таким образом определяется их правовое положение.

Режим – это совокупность правил, определяющих порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и порядок их обеспечения администрацией мест содержания под стражей.

Составляющими режима являются: распорядок дня, порядок передвижения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, правила, устанавливающие формы общения подозреваемых и обвиняемых между собой и обществом, меры поощрения и взыскания.

Режимные требования к подозреваемым и обвиняемым предъявляются с момента поступления их в СИЗО или ИВС.

Порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых регламентируется Законами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.

В местах содержания под стражей Министерством Юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной пограничной службой РФ, Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Правила внутреннего распорядка для следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы объявлены приказом МВД РФ от 20 декабря 1995 года.

В них устанавливается порядок приема и размещения по камерам, проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, досмотра вещей, изъятие запрещенных к хранению и использованию продуктов питания, веществ и предметов, приема и выдачи посылок и передач, направления предложений, заявлений и жалоб, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, проведения ежедневных прогулок, проведения свиданий с родственниками иными лицами и т.д. и т.п.

Одной из задач режима в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является обеспечение изоляции от внешнего мира и от других категорий подозреваемых и обвиняемых.

Изоляция от внешнего мира выражается в соблюдении правил общения подозреваемых и обвиняемых во время свиданий, обращении с предложениями, заявлениями и жалобами, переписки, приема посылок и передач, путем применения мер предупреждения нарушений внешней изоляции (обыск, цензура корреспонденции и т.д.).

Изоляция различных категорий подозреваемых и обвиняемых обеспечивается путем их размещения по камерам и содержания в соответствии с требованиями раздельного размещения следующих категорий:

1. мужчины и женщины несовершеннолетние и взрослые

в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу

– подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу

2. отдельно от других категорий должны содержаться:

-подозреваемые и обвиняемые в совершении особо опасных государственных преступлений

-подозреваемые и обвиняемые в совершении таких преступлений как: бандитизм, действия, дезорганизующие работу исправительных учреждений, разбой, грабеж, при отягчающих обстоятельствах, умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, умышленное убийство, изнасилование, захват заложников, вымогательство, терроризм

-осужденные к смертной казни

-иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания, отдельно от других подозреваемых и обвиняемых

-лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенной службы, военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел РФ

-по решению администрации места содержания под стражей или по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых

-больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Раздельное размещение вышеуказанных категорий имеет цель обеспечить нормальный ход предварительного и судебного следствия для установления истины по делу, недопущение отрицательного влияния более опасных преступников на менее опасных.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах должно производиться с учетом личности и психологической совместимости.

Законодательство впервые предусмотрело данное требование. Психологическая несовместимость приводит к конфликтам, нанесению телесных повреждений, иногда и со смертельным исходом.

Однако для психологического обследования подозреваемых, обвиняемых, осужденных необходимы квалифицированные кадры, которых крайне не хватает в местах содержания под стражей.

В условиях переполнения следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции пока невозможно выполнить это требование.

В местах содержания под стражей подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся под охраной и надзором и передвигаются по их территории под конвоем или в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.

Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, фотографированию, дактилоскопированию, помещения подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки досмотру.

Деньги, обнаруженные при обыске или досмотре зачисляются на лицевой счет владельца, ценные вещи и ценные бумаги передаются на хранение в финансовую часть, документы передаются на хранение в специальный отдел.

На принятые на хранение или изъятые у подозреваемого или обвиняемого деньги, ценности, предметы, вещества и продукты питания составляются акты установленной формы, первые экземпляры которых выдаются на руки этому подозреваемому или обвиняемому.

В случае смерти подозреваемого или обвиняемого ценности, деньги и иные предметы, находившиеся на хранении передаются наследникам умершего.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей имеют право производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территории мест содержания под стражей. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.

За примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка содержания под стражей, к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры поощрения:

– досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

– денежная премия за лучшие показатели в работе;

– несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрация дополнительного фильма, дополнительное посещение спортзала, а также на другие формы проведения досуга.

Поощрение применяется начальником места содержания под стражей или его заместителем. Денежные премии выплачиваются за счет доходов, получаемых от труда подозреваемых и обвиняемых и зачисляются на их лицевой счет.

За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым применяются следующие меры взыскания:

– выговор;

– водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых- на срок до семи суток.

Такая мера взыскания, как водворение в одиночную камеру или карцер подозреваемых и обвиняемых применяется за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; нападение на сотрудников мест содержания под стражей и иных лиц; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к использованию; мелкое хулиганство; участие в азартных играх. Эта мера взыскания также применяется к злостным нарушителям режима, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания.

Во время содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещается переписка, свидания, кроме свиданий с защитником, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, пользование настольными играми, книгами, периодической литературой, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются после окончания срока пребывания в карцере.

В период содержания в карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями на время сна, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью тридцать минут.

Подозреваемые и обвиняемые несут материальную ответственность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб (ст. 41 Закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”).

Применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, допускается в крайних случаях. Основания и порядок их применения закреплены в ст. 43-47 Закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.

В случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, обширных очагов возгорания, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению Министра юстиции, Министра внутренних дел РФ,Министра обороны РФ, Директора Федеральной службы безопасности РФ, Главнокомандующего Пограничными войсками РФ, министра внутренних дел или начальника управления ( главного управления ) министерства юстиции субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором РФ или соответствующими прокурорами, в местах содержания под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток.

При введении режима особых условий усиливаются охрана и надзор за подозрваемыми и обвиняемыми, пропускной режим, могут быть ограничены или приостановлены мероприятия, проводимые с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей и т.п.

Режим особых условий в местах содержания под стражей отменяется органом или должностными лицом, которыми он был введен, либо вышестоящим органом или должностным лицо (ст. 48 Закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”).

[1] Уголовно – исполнительное право: Учебник / Под ред. И. В. Шмарова М., 1998. С.4

[2] Конституция РФ. М.,1999. С. 8

[3] Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. С. 34

[4] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1999. С.290

[5] Галесник Л.С. О проблемах системы советского права. / Советское государство и право. 1957 №2 С.110

[6] Утевский Б.С. Вопросы теории исправительно-трудового права и практика его применения.- Советское государство и право. 1997 №12 С.84

[7] Ткачевский Ю.М. Соотношение уголовного и уголовно-исполнительного законодательтва. / Вестник Московского университета. Серия ''Право''. 1998 №2 С.16

[8] Ткачевский Ю.М. Восстановление социальной справедливости – цель уголовного наказания и Уголовно-исполнительный кодекс РФ./ Вестник Московского университета. Серия ''Право''. 1998 №6 С.17

[9] Подробнее см.: Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения наказаний. М., 1997.

Источник: https://lektsii.org/1-50179.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.