Режим исполнения отбывания лишения свободы

Режим исполнения наказания

Режим исполнения отбывания лишения свободы

Чекулаев Сергей Юрьевич, соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России.

В качестве одного из основных средств исправительного воздействия закон определил режим отбывания наказания.

Понятие “режим” – слово французского происхождения и в буквальном переводе означает:

  1. государственный строй, образ правления;
  2. точно установленный распорядок жизни, труда, отдыха, сна, питания и т.д.;
  3. система правил, условий, необходимых для достижения той или иной цели.

Термином “режим” охватывается качественная характеристика наказания, т.е. конкретный порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применяемые к осужденным в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений.

В законодательстве зарубежных стран термин “режим” встречается достаточно редко и понимается иначе. К примеру, в польском уголовно-исполнительном законодательстве в понятие “режим” включен размер полагающейся части вознаграждения осужденному за труд. В международных законодательных актах речь идет чаще о “порядке”, “установленном порядке”, “обращении с осужденными” и др.

Вопрос определения понятия “режим” в местах лишения свободы далеко не праздный. От точности определения зависят не только организация исправительных и иных учреждений, но и принципиальная оценка их деятельности.

В отечественном законодательстве термин “режим” впервые был употреблен в словосочетании “режим подследственных” во временной инструкции НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г. “О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового”.

В дальнейшем, в частности в Положении об общих местах заключения в РСФСР от 16 ноября 1920 г., уже имелся целый раздел “Режим в общих местах заключения”. С принятием первого Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г.

термин “режим” получил законодательное оформление и стал широко использоваться в научной литературе и ведомственных нормативных актах.

Первые попытки дать его научное определение относятся к 20-м гг. XX в. Профессор С. Познышев определял, что пенитенциарный режим есть система мер, направленная к тому, чтобы известным образом изменить подвергавшихся ему лиц . Такое определение лишь в общих чертах отражало сущность режима.

Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924.

С середины 50-х гг. в советском государстве началось восстановление законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, и в последующие годы режим стал рассматриваться как непременное условие процесса исправительно-трудового воздействия. Возобновление в 50-х – 60-х гг.

научных исследований в сфере исправительно-трудового права обусловило появление различных точек зрения на рассматриваемый предмет исследования. В частности, А. Беляев под режимом понимал “…

установленный и регулируемый нормами советского исправительно-трудового права порядок использования труда осужденных, обеспечивающий их изоляцию, а также применение ограничений, связанных с лишением свободы, выполнением заключенными их обязанностей, гарантию осуществления принадлежащих им прав и создание условий для их исправления и перевоспитания” . Несколько иную позицию занимал профессор Б. Утевский. Он рассматривал режим как “урегулированный нормами исправительно-трудового права принудительный порядок исполнения наказаний, связанный с исправительно-трудовым воздействием, обеспечивающий кару, исправление и перевоспитание осужденных, а также решение задач частного (специального) и общего предупреждения…” . С этим суждением трудно не согласиться. А. Рябинин, конкретизируя его, в содержание режима включал всю совокупность правил и условий, порядков, которыми охватываются все стороны жизни осужденных в период “отбывания наказания в виде лишения свободы”. По его мнению, режим – это “правила изоляции и надзора за осужденными, правила поведения и распорядок дня, порядок и условия приобщения осужденных к труду, проведение воспитательной работы, обеспечение жильем, питанием, одеждой и т.д.” . Как видим, здесь дано более широкое толкование понятия “режим”, в него не только включены правоограничения, свойственные наказанию в виде лишения свободы, но и предусмотрена реализация законных интересов и прав осужденных в этот период, а также деятельность государственных органов (администрации исправительных учреждений) по обеспечению и реализации этих прав.

Советское исправительно-трудовое право. М.: Госюриздат, 1960. Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть: Учебное пособие. М.: ВШ МООП, 1963. Рябинин А.А. Исправление и перевоспитание осужденных в отрядах исправительно-трудовых колоний. Организационно-правовые вопросы: Учебное пособие. Омск: ВШ МВД СССР, 1975.

На наш взгляд, обобщив изложенные точки зрения, можно утверждать, что в местах лишения свободы существует строго определенный порядок исполнения и отбывания наказания, который включает в себя практически всю организацию уклада жизни осужденных.

В 70-х – 80-х гг. большинство ученых придерживались точки зрения, что только посредством режима реализуется уголовно-правовая кара. Отсюда в специальной литературе содержание кары сводилось к правоограничениям, устанавливаемым исправительно-трудовым правом.

При раскрытии понятия режима исполнения наказания в качестве определяющего признака они считали его регулирование нормами исправительно-трудового права.

Все другие нормативные акты, обеспечивающие реализацию закона при исполнении уголовного наказания, должны приниматься на его основе соответствующими государственными органами, исключая ведомство, в сфере деятельности которого находится осужденный.

Однако закон не раскрывает понятие режима отбывания наказания, а лишь излагает основные требования, которые определяют его содержание, а именно: обязательную изоляцию осужденных; постоянный надзор над ними; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; различные условия содержания.

Исправительно-трудовое законодательство отмечало две составляющих режима: режим исполнения и режим отбывания наказания.

Первый выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении наказания, адресованных персоналу исправительно-трудовых учреждений, а второй – как нормативно урегулированный процесс, отражающий уклад, образ жизни осужденного в период отбывания наказания.

Применительно к местам лишения свободы отдельные ученые выделяли три формы выражения режима: а) режим как выражение наказания; б) режим как одно из основных средств исправления осужденных; в) режим как условие применения иных средств исправления осужденных.

Именно эти формы, прежде всего первая, предопределили деление исправительных учреждений на различные виды (ст. 58 УК). Исходя из форм выражения режима в теории исправительно-трудового права было принято выделять его ключевые функции: карательную, воспитательную, обеспечивающую, регулятивную, общего и частного предупреждения.

А. Севрюгин усматривает в режиме “совокупность исправительно-трудовых правоотношений, обеспечивающих правовое регулирование поведения осужденных в социально-экономических, политических и духовных отношениях с учетом правоограничений, свойственных этому наказанию” . Думается, что определение режима А. Севрюгина наиболее правильное.

Севрюгин А.С. Критерии и показатели исправления и перевоспитания осужденных: Учебное пособие. Рязань, 1989.

Международные правовые акты, в частности Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, следование которым стало принципиальной позицией Российского государства в организации деятельности мест лишения свободы, не раскрывают понятие режима. Они лишь устанавливают принципиальное положение в этой области (ст. 60), требуя, чтобы режим, принятый в исправительном заведении, стремился “сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе”.

Только совсем недавно определение понятия режима впервые получило закрепление в уголовно-исполнительном законе. В предшествующем законе (ИТК РСФСР 1970 г.) перечислялись только требования режима. Отсюда и полемика между учеными по вопросу определения понятия.

В настоящее время, для того чтобы избежать разночтений, законодатель приводит определение этого понятия непосредственно в законе. В соответствии с ч. 1 ст.

82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях определяется как “установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания”.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство подробно регулирует вопросы, связанные с определением режима. Так, по самым приблизительным подсчетам, из семидесяти статей УИК РФ, регулирующих исполнение наказания в виде лишения свободы, около пятидесяти (более 70%) в той или иной мере посвящены именно вопросам режима и его обеспечения.

Обобщая точки зрения ученых-пенитенциаристов по вопросу определения режима в исправительных учреждениях, можно сформулировать следующие выводы:

  • режим в исправительных учреждениях – часть исторически сложившегося в обществе общественного порядка, урегулированного действующими законодательными и ведомственными нормативными правовыми актами;
  • состояние режима в исправительных учреждениях оценивается количеством случаев неправомерного поведения со стороны осужденных;
  • правовое регулирование режима в исправительных учреждениях осуществляется нормами уголовно-исполнительного права, а также нормами, содержащимися в других отраслях права (уголовном, административном, гражданском, семейном и др.);
  • при урегулировании режима применяются нормы материального, процессуального и организационно-управленческого характера;
  • установленный в местах лишения свободы правопорядок направлен на реализацию обязанностей всеми участниками правоотношений;
  • основная функция режима сводится к созданию оптимальных условий для применения к осужденным иных мер исправительного воздействия.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/36713-rezhim-ispolneniya-nakazaniya

Уголовно-исполнительное право

Режим исполнения отбывания лишения свободы

Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам.

Режим в местах отбывания наказаний — категория общественная, социальная, правовая. Предметом перманентного спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.

«Целью и обоснованием приговора — к тюремному заключению или вообще к лишению свободы, — говорится в ст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., — является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений.

Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование». Таким образом, продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправления осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира.

Статья 82 УИК РФ содержит понятие режима в исправительном учреждении, которое отвечает основным требованиям международного стандарта: «Режим в исправительных учреждениях — установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».

Данное в ст. 82 УИК РФ понятие режима отражает принципы уголовно-исполнительного законодательства, конкретизирует задачи уголовно-исполнительного права, определяет характер уголовно-исполнительных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания.

режима исполнения и отбывания наказания, таким образом, составляют:

  • порядок исполнения лишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;
  • права и обязанности лиц, отбывающих лишение свободы;
  • права и обязанности лиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ);
  • права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания должен обеспечить:

а) охрану и изоляцию осужденных, т.е. не допускать их несанкционированного общения как с лицами, не имеющими отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера);

б) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка, чтобы не допустить совершение ими правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают; досмотра вещей, изъятия у них неположенных предметов и вещей, проведения оперативно-розыскной работы, использования технических средств надзора и контроля;

в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка обязанностей;

г) реализацию осужденными их прав и интересов: получение одежды установленного образца; обжалование действий администрации; приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; получение свиданий; телефонные переговоры, прогулки, просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание; приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конституцией РФ и другими законами и на которые не установлены ограничения уголовно-исполнительным законодательством;

д) личную безопасность осужденных и персонала;

е) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, продиктованное необходимостью обеспечения режима, адекватного опасности осужденного и содержания его антиобщественной установки.

Режим исполнения и отбывания наказания выполняет следующие функции:

а) реализация кары, т.е. восстановление социальной справедливости, поскольку режим представляет совокупность ограничений прав и свобод личности (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом, расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром и т.п.).

Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать, что кара, которая переносится и физически, и морально очень тяжело, есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя кару вновь — отказаться от совершения в будущем преступлений;

б) воспитание в осужденном сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других граждан,

общества и государства путем кары, т.е. средствами режима, установленного в исправительном учреждении. Эта функция должна реализовываться в тесной связи с применением чисто воспитательных средств — разъяснительной работой, помогающей осужденному осознать, что кара есть плата за страдания,

причиненные преступлением невинным людям, которые ими переносились незаслуженно и потому более тяжело, чем виновным,

в) ресоциализация — привитие осужденному социально полезных качеств, навыков и убеждений, необходимых для адаптации

после отбытия наказания: стремление к полезному труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честный труд служит источником нормальной жизни человека. В ст.

9 УИК РФ общественно полезный труд не случайно отнесен к средствам исправления осужденного, так как при отсутствии строгого режима труд в условиях исправительного учреждения либо вообще невозможен, либо не способен сформировать у осужденного полезные трудовые навыки;

г) создание условий для применения других средств исправления. Эта обеспечивающая функция объединяет все средства исправления осужденного, делает их реально осуществимыми.

Строгое соблюдение режима в исправительном учреждении является залогом успеха в достижении целей наказания, в процессе его исполнения.

Администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, имеет право требовать исполнения осужденными возложенных на них УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативно-правовыми актами обязанностей и призвана обеспечить их соблюдение средствами, предусмотренными этими нормами права: требование исполнения запретов и ограничений, надзор, меры взыскания и поощрения, пресечение нарушений силой или применением оружия, использование возможностей оперативно-розыскной деятельности, пресечение злостных нарушений установленного порядка отбывания осужденных к лишению свободы, материальная ответственность осужденных к лишению свободы, введение режима особых условий в исправительных учреждениях и др.

В то же время администрация обязана обеспечить права осужденных: на свидания, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, на переписку и отправление денежных переводов, на телефонные разговоры, на получение прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, получение медицинской помощи и др.

Администрация органов и учреждений, исполняющих лишение свободы, не может отказать в удовлетворении прав осужденных, если законом не предусмотрено их ограничение.

Средствами соблюдения режима являются также предусмотренные законом формы контроля, которые рассмотрены в предыдущих главах.

Одним из способов обеспечения режима отбывания лишения свободы является регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к нему территории.

Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, входящих на территорию исправительного учреждения и выходящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовой деятельности, свиданий.

В соответствии со ст.

87 УИК РФ администрация вправе проводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с требованиями ст. 85 УИК РФ в случае стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.п.

), введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особою или военного положения (по внешним причинам по отношению к деятельности исправительного учреждения), при массовых беспорядках (захват заложников), а также при групповых неповиновениях осужденных (по внутренним причинам) в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

Режим особых условий дает основания при необходимости приостановить осуществление некоторых прав осужденных (свидания, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, передвижение осужденного без конвоя, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений), вводить усиленный вариант охраны исправительных учреждений и надзора за осужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект, изменять распорядок дня, ограничивать деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий, введенный по внешним причинам, используется для предупреждения массовых нарушений порядка со стороны осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, принятия мер в необходимых случаях для эвакуации осужденных в безопасные зоны.

Режим особых условий, необходимость введения которого вызвана внутренними причинами, используется для устранения причин, повлекших особо опасные нарушения порядка, и обеспечения условий для нормального исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя Федеральной службы исполнения наказаний либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Под исключительные случаи подпадают: ухудшение внешних и внутренних факторов, приведших к введению режима особых условий; неустраненные последствия, вызванные обстоятельствами, послужившими по внутренним причинам введению режима особых условий (бунт, освобождение заложников и т.п.).

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, входящие в режим особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

Начальник, получивший доклад о введении в исправительном учреждении мер, относящихся к режиму особых условий, обязан в течение трех суток с момента получения доклада принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Источник: https://isfic.info/ispol/exten23.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.