Решение по заявлению

Сроки ответа на заявление в полицию

Решение по заявлению

Своевременность рассмотрения заявлений граждан в полицию – это одно из самых «больных» мест в работе наших органов внутренних дел. Сообщив в полицию о совершенном или готовящемся преступлении, граждане ожидают получить быстрое и эффективное решение своей проблемы. Однако, реальность, зачастую, оказывается иной… 

Сроки рассмотрения заявления о преступлении полицией: что говорит УПК РФ? 

Сроки рассмотрения заявлений о преступлениях регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом России достаточно жестко. Все они прописаны в статье 144 УПК РФ, которая гласит, что должностные органы полиции (дознаватель, следователь и др.) обязаны принять решение по заявлению гражданина о преступлении в срок, не превышающий 3 суток со дня поступления заявления. 

Но ведь трех суток в ряде случаев может оказаться явно недостаточно для того, чтобы разобраться во всех нюансах сложных и запутанных ситуаций – скажете вы. И будете совершенно правы. 

Именно поэтому законом предусмотрена возможность продления срока рассмотрения сообщения о преступлении до 10 и до 30 суток.

  • До 10 суток срок может быть продлен руководителем следственного органа или органа дознания (например, начальником районного отдела полиции). Основания для такого продления в законе не указаны и на практике могут быть любыми (необходимость получить объяснения у очевидцев, запрос документов, проведение дополнительного осмотра и т.д.)
  • До 30 суток срок проверки может быть продлен либо руководителем следственного органа (например, начальником следственного отдела ОВД), либо прокурором. Основания для получения права рассматривать заявление гражданина в течение целого месяца указаны в части 3 статьи 144 УПК РФ. Это необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследования документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий. 

Максимальный срок рассмотрения заявления гражданина 

Гражданина, который написал заявление в полицию, прежде всего, интересует – когда ждать ответа? 

Предельно возможный срок рассмотрения заявления о преступлении составляет 30 дней (ст. 144 УПК РФ). 

Впрочем, это не означает, что органы внутренних дел разберутся в ситуации за месяц и поставят точку в деле.

Чаще всего бывает наоборот – сотрудники полиции, не успевая проверить все обстоятельства по заявлению, выносят «промежуточное» постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое затем может отменить прокурор.

О том, как обжаловать незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, читайте в этой статье на нашем сайте: https://usloa.ru/posts/kak-obzhalovat-postanovlenie-ob-otkaze-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela.html

Написал заявление в полицию, а ответа нет – что делать? 

Гражданина, написавшего заявление в полицию, в первую очередь, интересует вопрос – а что дальше?

В соответствии с законом, после принятия решения по заявлению, сотрудник полиции обязан письменно уведомить об этом его автора. Но, к сожалению, иногда случается, что полиция не отвечает на заявление и в этом разделе мы расскажем, что следует предпринять в таком случае. 

В первую очередь, если есть такая возможность, следует обратиться к сотруднику полиции, который непосредственно работает с вашим заявлением и поинтересоваться о его судьбе. Если это не помогло, то вы вправе обратиться с жалобой на игнорирование заявления о преступлении в следующие инстанции:

  • Вышестоящее руководство ОВД. Это может быть как местное начальство районного уровня, так и уровня области (края, республики). Выбор адресата остается за вами, при этом, закон не запрещает направить жалобы сразу в несколько ведомств.
  • Прокуратура. Сюда жалобы на действия сотрудников полиции пишутся чаще всего, поскольку, именно это ведомство в соответствии с законом является главным надзорным органом в сфере уголовного судопроизводства. Прокурор имеет право и полномочия в полном объеме проверить, каким образом и в течение скольких дней рассматривалось заявление в полиции. При выявлении нарушений закона прокуратура обязана потребовать их немедленного устранения. Жалоба может быть подана в прокуратуру любого уровня, но направлять ее на «самый верх» нет никакого смысла, т.к. практически все заявления оттуда «спускаются» обратно на районный уровень. 

Остались вопросы или требуется квалифицированная помощь в составлении жалобы? Обращайтесь к юристам прямо на сайте «Условка.Ru» и вам обязательно помогут!

Источник: https://uslovka.ru/posts/sroki-otveta-na-zajavlenie-v-policiyu.html

04. Решения по заявлениям (сообщениям) о преступлении и жалобам в Следственном комитете

Решение по заявлению

Для поиска на сайте однородных и связанных материалов воспользуйтесь меткой внизу страницы. Чтобы просмотреть содержание категории (раздела, страницы), воспользуйтесь активной, ссылкой голубого цвета, расположенной в верхней части страницы. После активации ссылки откроется перечень статей категории в кратком виде.

II. Обязанность принять решение в форме постановления

1. В силу статьей 39 (часть 2, 3, 7), 145, 146, 148 УПК РФ и судебной практики, выступающей гарантией равенства перед законом и судом, по результатам проверки следователь обязан принять процессуальное решение в форме постановления.

Вопреки закону, по результатам рассмотрения процессуальных заявлений и жалоб, решения принимаются без проведения проверки в форме немотивированных писем-сообщений о направлении их в нижестоящие следственные органы или руководителю государственного органа, при котором состоят должностные лица, в отношении которых поступили заявление (сообщение) или жалоба.

https://www.youtube.com/watch?v=AUp-Obn59f4

Таким образом, письма-сообщения, исходящие из правоохранительных органов, являются официальными документами, т.е. решениями, на которые распространяются нормы УК РФ и УПК РФ.

“Балакин В.К. и Гвоздев В.П. обратились в Мещанский районный суд г. Москвы с жалобой в порядке ст.

125 УПК РФ, в которой просили признать незаконными и необоснованными действия (бездействия) должностных лиц Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Московской области, которые не провели проверку по их сообщениям о преступлениях, совершенных сотрудниками УВД по Чеховскому муниципальному району Московской области и сотрудниками следственного отдела по г. Чехову Следственного управления по Московской области.

Постановлением Мещанского районного суда г. Москвы от 9 декабря 2011 года в удовлетворении жалобы Балакина В.К. и Гвоздева В.П. отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 23 апреля 2012 года постановление судьи оставлено без изменения. …. Между тем, порядок рассмотрения сообщения о преступлении определен ст.

144 УПК РФ, в силу которой дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, принять по нему решение одно из указанных в статье 145 УПК РФ решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.   Особенности производства по уголовным делам в отношении следователей, руководителей следственного органа определены главой 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая не содержит норм, освобождающих следственные органы от обязанности проверить поступившие сообщения о преступлениях и по результатам его рассмотрения принять одно из предусмотренных ст. 145 УПК РФ решений.

В указанной главе не предусмотрено норм, позволяющих следственному органу без проведения проверки направлять сообщение о преступлении руководителю того органа, при котором состоят должностные лица, в отношении которых поступило сообщение. … При таких данных законность и обоснованность судебных решений принятых в порядке ст. 125 УПК РФ по жалобе Балакина В.К. и Гвоздева В.П. вызывают сомнения, в связи с чем, подлежат отмене”.

Постановление Президиума Мосгорсуда от 31.08.2012 дело N  44у-391/12

2. Нарушение принципов свободы волеизъявления и свободы выбора способа защиты нарушенных прав

Вопреки конституционным гарантиям свободы волеизъявления и свободы реализации прав, по заявлениям о преступлении и жалобам, связанным с нарушением УК РФ и УПК РФ при приеме, рассмотрении и принятии решения, до принятия постановления следователя об отсутствии признаков преступления, неуполномоченными лицами  принимаются решения на основании закона N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. Между тем, в силу конституционных гарантий заявления и жалобы должны рассматриваться по той процедуре, о которой просит заявитель, и завершиться постановлением о возбуждении (об отказе в возбуждении) уголовного дела.

3. Уклонение от принятия решения о наличии (отсутствии) в заявлении признаков преступления или от мотивированной оценки сведений, по мнению заявителей, содержащих признаки преступления

3.1.

В ответ на заявление (сообщение) о преступлении, поданное в порядке статьи 141 УПК РФ, следственными органами направляются письма-сообщения, которые не содержит выводов об отсутствии признаков преступления – в силу статьи 140 (часть 2) УК РФ единственного основания отказа возбуждении уголовного дела. Как правило, письма-сообщения подписываются сотрудниками отдела по приему и рассмотрению обращений граждан или сотрудниками отдела процессуального контроля, не имеющими полномочий принимать решения о наличии (отсутствии) признаков преступления.

Согласно нормам УПК РФ заявление (сообщение) о преступлении должно быть передано следователю (дознавателю) и после совершения ряда обязательных процессуальных действий завершиться принятием постановления о наличии (отсутствии) оснований для возбуждения уголовного дела.

3.2. С учетом конституционных принципов заявление о преступлении, заявление об обжаловании процессуальных нарушений, поданное в порядке статьи 123 УПК РФ, независимо от формы и содержание должно рассматриваться по нормам УПК РФ.

Однако уклоняясь от исполнения закона, руководители органов Следственного комитета  подменяют нормы УПК РФ нормами закона N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. В результате подмены норм появляются решения в форме писем-сообщений.

За такие письма-сообщения должностное лицо должно нести дисциплинарную ответственность, предусмотренную статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”.

В случае систематических и грубых нарушений, возможна ответственность по нормам УК РФ, например по статье внесение заведомо ложных сведений в официальный документ, превышение служебных полномочий.

4. Обязанность принять мотивированное решение

Статьей 145 УПК РФ и судебной практикой гарантируется право на рассмотрение заявления о преступлении и получение мотивированного постановления. Судебная практика выступает гарантией равенства перед законом и судом, отказ в обеспечении права на мотивированное постановление является дискриминацией и влечет ответственность, предусмотренную статьей 136 УК РФ.

Уклонение обязанных лиц от принятия мотивированного постановления препятствует защите нарушенных прав: при наличии постановления есть возможность обжаловать отказ по существу заявления о преступлении в порядке статьи 123 УПК РФ, отсутствие постановления лишает заявителя такого права. Письмо можно обжаловать,  но обжаловать не отказ по существу нарушений заявления о преступлении, а действия (бездействия), допущенные при его рассмотрении.

Как правило, письмо-сообщение, направляемое в ответ на заявление (сообщение) о преступлении, не отвечает требованиям закона о мотивированном решении. По смыслу закона мотивированное решение должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной части.

Как правило, письмо-сообщение не содержат индивидуальных признаков, позволяющих идентифицировать его с жалобой и оценить правильность принятого решения.

Письмо-сообщение не содержат предмета и оснований жалобы, указания на лицо, действия (бездействия) которого обжалуются, даты поступления или регистрации, регистрационного номера.

“Статья 11. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб

Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд”.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”

5. Нарушение принципов законности и справедливости при разрешении вопросов о подчиненности жалобы, статьи 3 и 6 УК РФ

По смыслу статей 124, 123 УПК РФ жалоба на нарушение прав подлежат принятию, регистрации и проверке любым органом Следственного комитета. Решение вышестоящего следственного органа о направлении жалобы в нижестоящий орган является окончательным, не допускает пересылки из одного органа в другой без обжалования и отмены.

По нормам УПК РФ и закона о Следственном комитете, применяемых в совокупности, по результатам рассмотрения жалобы принимается постановление. Однако на практике, избегая ответственности и сознательно создавая условия для волокиты, сотрудники по результатам рассмотрения принимают решения в форме писем.

Независимо от того в какой форме изложено решение – в форме постановления или письма-сообщения, оно подлежит исполнению нижестоящими органами Следственного комитета.

В силу принципа процессуальной эффективности и экономии ресурсов государства, гарантированного статьей 6.1 УПК РФ, орган принявший заявление, обязан правильно определить уровень подчиненности жалобы следственному органу, которому надлежит рассмотреть заявление.

На практике заявления (сообщения, жалобы) последовательно пересылаются в нижестоящие органы: из Следственного комитета РФ в Управление Следственного комитета по субъекту Федерации, из Управления по субъекту Федерации – в следственный отдел района.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение заявления (жалобы, запроса) возлагается на руководителей следственных органов.

Руководитель может принять решение о поручении рассмотрения заявления (жалобы, запроса) иному исполнителю.

Решение, принятое исполнителем по поручению руководителя, является окончательным, подлежит либо неукоснительному исполнению, либо обжалованию.

В силу изложенного, законом и инструкцией не допускается дальнейшее направление полученного заявления (жалобы, запроса) в нижестоящие органы СК РФ. Например, СК РФ направил заявление в Управление СК РФ по г. Москве.

По смыслу закона заявление не может быть направлено из Управления по г. Москве в нижестоящее органы СК РФ – окружной или районный отделы.

Источник: https://grany-prava.ru/sledstvenniy-komitet/konsultaciya-yurista1/187-04-resheniya-po-zayavleniyam-soobscheniyam-o-prestuplenii-i-zhalobam.html

Сроки рассмотрения заявления в полицию

Решение по заявлению

Заявление в полицию можно найти в открытом доступе. Так же можно прийти в территориальное подразделение полиции и рассказать о совершенном преступлении. В случае если сделать это затруднительно, то нужно составить заявление письменно.

Что такое заявление в полицию?

Заявление в полицию – повод для возбуждения уголовного дела. Обычно именно за этим обращаются в полицию. Основная функция избежать посягательств и защитить граждан.

Обращение в полицию необходимо составить, если преступление имело место. Лучше составлять заявление незамедлительно. При первой же возможности нужно разыскать обидчика и доказать его вину.

Обращение может быть подано в письменной или в устной форме. Сотрудник полиции оформляет протокол.

Заявитель должен ознакомиться с материалами и поставить подпись.

В каких случаях нужно писать заявку?

Если произошло преступление, необходимо обратиться в органы как можно скорее. Чем быстрее это будет сделано, тем больше шансов найти виновного по горячим следам. В случае если требуется оперативная помощь, то нужно набрать с мобильного 112. Необходимо назвать ФИО и сказать где вы находитесь. К месту происшествия приедут сотрудники полиции.

Так же вспомнить внешность правонарушителя. Если есть свидетели, то лучше попросить их дождаться прибытия сотрудника полиции. После того как полиция приедет нужно дать свои данные, данные свидетелей и приметы нарушителя.

Если преступление давнее и срочное реагирование не требуется, то нужно заявить о преступлении устно, по почте, факсом или письменно. Необходимо обратиться в дежурную часть любого территориального органа МВД. При этом место совершение преступления не имеет значения. Заявление должно быть зарегистрировано сотрудником полиции. Об уведомлении выдадут талон.

Так же можно обратиться в ближайший участковый пункт. На сайте МВД существует сервис, который определяет отдел полиции и участкового.

Сотрудник должен составить протокол в случае принятия устного заявления. Работник поможет в написании или продиктует, что писать. В случае если некоторые детали не понятны, нужно переспросить работника.

После составления протокола материалы документа перечитать.

Как правильно написать?

При принятии решения заявление нужно составлять, основываясь на ряде рекомендаций:

  • Обращение должно быть составлено на имя первого руководителя отделения полиции;
  • Необходимо узнать должность, фамилию, имя и звание руководителя;
  • В водной части нужно указать информацию о заявителе;
  • Требуется вписать адрес проживания, контактный телефон;
  • Описательную часть в обязательном порядке нужно составлять, включая следующую информацию: сведения о времени, месте, обстоятельствах. Необходимо изложить последовательное изложение действий, включить перечень похищенного имущества и прочее.
  • Резолютивная часть указывает на главную суть требований, например поймать преступников, привлечь к ответственности.

Для квалификации преступления имеют значение следующие детали:

  • Количество лиц совершивших преступление;
  • Степень тяжести причиненных повреждений;
  • Размер ущерба;
  • Субъективное восприятие;
  • Наличие или отсутствие у преступников оружия.

В требование нужно указать все нюансы.

О преступлении нужно заявить участковому или в отделении полиции.

Пример обращения

Образец жалобы нужно отправить в полицию. Шаблон и бланк можно найти по поисковому запросу в интернете. Законодательство претерпевает изменения, поэтому необходимо убедиться в правильности ссылок.

Не нужно устанавливать квалификацию преступления, указывать статью. Сотрудник полиции сам квалифицирует преступление.

Каких рекомендаций нужно придерживаться?

  • В случае если обращение подается письменно нужно принести бланк в двух экземплярах.
  • Убедится, что обращение зарегистрировано.
  • Сотрудник должен выдать талон-уведомление с регистрационным номером.
  • По объективным причинам талон могут не выдать. У сотрудника нужно получить регистрационный номер обращения.

Заявление может быть заполнено от руки или напечатано любым иным способом. Заявление нужно написать на имя руководителя отдела. Так же следует указать должность и наименование органа правопорядка. Посередине листа указать наименование документа – заявление. Описать противоправное деяние, обстоятельства, классифицировать инцидент.

После того как вся информация собрана собственноручно поставить подпись и дату. Все имеющиеся доказательства прикрепить в числе аудио, фото и видеосъемки.

Подача заявление реализуется в дежурной части. Так же можно вызвать сотрудника на место происшествия. Потребуется осмотр, опрос очевидцев для подтверждения факта преступного деяния.

Рекомендуется отправить заявление почтовым отправлением или подавать документ при обращении к участковому. Заявитель должен оставить персональные данные для получения ответа и обратной связи.

Какой срок подачи?

Заявление можно отправить не только в бумажной форме, но и в электронной. Ответ придет на адрес указанного посетителя, обычно в бумажном виде.

В электронной форме отправить можно не только заявление, но и подтверждающие документы.

Самый минимальный срок подачи – два года, однако со временем доказать причинно-следственную часть очень непросто.

Если нет первичных медицинских документов, то с возбуждением уголовного дела возникнут проблемы.

Оперативный дежурный должен принять меры неотложного реагирования после подачи заявления. По каждому сообщению проводится проверка. Ее срок – 3 дня с регистрации заявления. Срок может быть продлен до десяти дней.

Какие принимаются решения?

  • Отказ;
  • Возбуждение уголовного дела;
  • Передача в орган другой компетенции.

По заявлению должна проводиться проверка и дальнейшее принятие решение.

Сколько по времени рассматривается обращение граждан?

Решение по заявлению обычно принимается в течение трех дней с момента его поступления в органы. Срок будет продлен на десять суток. В некоторых случаях пролонгация возможна до тридцати дней. По истечению времени может быть вынесено постановление об отказе или возбуждено уголовное дело.

При несогласии решения можно обжаловать.

Для получения возможности контролировать срокнужно получить талон-уведомление. Заявление необходимо подать в подразделение полиции. Подавать нужно в орган по месту совершения преступления.

Заявление могут принять в любом отделе, однако для направления материалов дела нужно определенное время.

Срок рассмотрения начинается заново после поступления заявления в новый орган. Сотрудник должен принимать все поступающие заявления. Отказ в приеме заявления недопустим. На практике такое почти не случается.

Если сотрудник не принимает заявление нужно написать заявление об отказе принимать обращение. Для подачи нужно обратиться в прокуратуру с жалобой. В обращении нужно изложить обстоятельства отказа. Санкции к сотрудникам полиции будут применены вплоть до уголовной ответственности.

Какие могут быть причины задержки проверки?

Следователь имеет право провести расследование по совершенному преступлению. Обычно трех дней не хватает для вынесения решения. При этом в этот срок входит время подачи заявления. Период может быть продлен до десяти дней.

В качестве причин пролонгации:

  • Проведение допросов;
  • Получение результатов экспертиз;
  • Сбор обстоятельств произошедшего.

В случае если виновного опросить не получается, нет данных об экспертизе, то срок рассмотрения может быть увеличен до месяца.

Согласно законодательству по заявлению должно быть вынесено одно из решений:

  • Одобрить возбуждение уголовного дела;
  • Передать дело в суд;
  • Отказать в возбуждении.

Что делать если задерживают?

По истечении месяца решение должно быть принято, однако возможно принятия не окончательного решения. Материал проверки должен быть возвращен исполнителю. Проводится дополнительное расследование.

В случае если дело задерживается, то гражданин имеет право запросить подтверждение. Гражданин может сам обратиться с жалобой в прокуратуру.

Полиция должна обязательно документально подтверждать решения, которые вынесены на законных основаниях. Прокуратура имеет право проверить работу отделения и работников.

Если никакого ответа не приходит нужно обратиться в прокуратуру. В жалобе указать данные обеих сторон, а так же проверить почтовый адрес, по которому органы должны отправить отчет.

В тексте нужно описать саму суть нарушения, а так же требования в связи с произошедшим.

Для того чтобы справедливость восстановилась нужно составить заявление в соответствующие органы. Компетенция полиции – установить и найти злоумышленника.

Прокуратура устанавливает вину нарушителя, а суд определяет меру пресечения. Полиция занимается первичным сбором улик, доказательств. Возбуждается уголовное дело.

В случае если преступник неизвестен, то дело передается в прокуратуру.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/sroki-rassmotreniia-zaiavleniia-v-policiiu-5cdc2dd4864fdf00b371b1b5

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Решение по заявлению

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

4. Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения.

См. все связанные документы >>>

1. Органы уголовного преследования принимают решения в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 144), определяемой правилами подследственности (см. коммент. к ст. ст. 150, 151).

Однако нарушение правил подследственности при вынесении решения не является существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Возбужденное уголовное дело может быть направлено прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146).

Например, следователь ОВД возбуждает уголовное дело по ст. 105 УК (относящееся к подследственности следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ) и направляет его руководителю СО для передачи следователю Следственного комитета при прокуратуре.

Такая практика признавалась правомерной и при применении аналогичных норм УПК РСФСР (БВС РФ. 1998. N 5. С. 10; БВС РФ. 1998. N 11).

О принятии решения о возбуждении дела см. коммент. к ст. ст. 146, 147. О принятии решения об отказе в возбуждении дела см. коммент. к ст. 148.

2. Передача сообщения по подследственности производится тогда, когда после приема и проверки повода к возбуждению дела выяснится, что расследование данного преступления относится к компетенции другого органа. О подследственности см. коммент. к ст. ст. 150, 151, 152.

Однако в неотложной ситуации орган дознания обязан возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия и затем направить уголовное дело руководителю следственного органа или прокурору для передачи дела соответствующему следователю или органу дознания (п. 3 ст. 149; ст. 157 УПК). О неотложной ситуации см. коммент. к ст. 157, ч. 5 ст. 165 УПК.

Буквальное содержание п. 3 ч. 1 коммент. статьи не предусматривает возможности передачи сообщения по территориальной подследственности (так как отсутствует ссылка на ст. 152), однако такое ограничение не имеет под собой веских оснований. Поэтому на практике возможна передача сообщений как по предметной, так и по территориальной подследственности .

Если подследственность до возбуждения уголовного дела не удается точно установить (например, место окончания преступных действий, точную квалификацию), то следователь или дознаватель возбуждает уголовное дело, ориентировочно квалифицировав деяние по своей предметной подследственности, проводит неотложные следственные действия и устанавливает “чужую” подследственность уголовного дела, после чего следователь передает уголовное дело руководителю СО, а дознаватель – прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

——————————–

См.: п. 46 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29 декабря 2005 г.

3. Решение о возбуждении дела может быть обжаловано прокурору и вышестоящему прокурору, руководителю СО и руководителю вышестоящего СО в порядке ст. 124 УПК. Важно отметить, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении дела любого органа предварительного расследования (ч. 4 ст. 146).

Если уголовное дело возбуждено по факту, то обжалованию в суд оно не подлежит (см. Постановление КС РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П). Если уголовное дело возбуждено в отношении определенного лица, то оно может быть обжаловано в суд (Определение СК по УД ВС РФ N 48-Дп02-14 по делу Довжика; Определение СК N 18-кпо03-11 по делу Рудика ).

Конституционный Суд в своем Определении от 27 декабря 2002 г.

N 300-О “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума ВС Российской Федерации и жалобами ряда граждан” пояснил, что решение о возбуждении дела в отношении конкретного лица придает ему статус подозреваемого.

В связи с этим может быть причинен ущерб его конституционным правам и свободам. Судебный контроль на последующих стадиях судопроизводства не является достаточным и эффективным средством восстановления основных прав и свобод, нарушенных при возбуждении уголовного дела. Поэтому подозреваемый должен иметь право обжаловать в суд решение о возбуждении дела.

Суд, рассматривая такую жалобу, не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела.

Следовательно, при проверке законности постановления о возбуждении уголовного дела суд управомочен выяснять прежде всего, соблюден ли порядок вынесения данного решения, имеются ли поводы к возбуждению уголовного дела, отсутствуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу. При этом принесение в суд жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица не приостанавливает совершения следственных и иных процессуальных действий. Данная позиция подтверждена и применительно к УПК РФ в Определении КС РФ от 21 февраля 2008 г. N 134-О-О.

——————————–

Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 358.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VII/Glava-19/Statya-145/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.