Реализация принципов законности в рф

Глава 3. реализация принципов законности в условиях реформирования российского общества

Реализация принципов законности в рф

В Послании Президента Федеральному собранию названы существующие в настоящее время предпосылки формирования правопорядка в России.

Это– обоснование и укрепление принципов новой российской государственности, влияющие на все стороны нашей жизни, создание практически новой правовой базы, освоение людьми новых правовых возможностей, открываемых свободой частной деятельности и инициативы, использование гражданами возможностей, предусмотренных Конституцией и законов, принятых на ее основе, для защиты своих прав и др.[4]

На текущий момент можно выделить следующие проблемы законности в Российской Федерации.

Уровень состояния законности в нашей стране ведущие специалисты в области права оценивают как «крайне неудовлетворительное».

Одним из доказательств может служить постоянно растущий показатель уровня преступности, причем увеличение в нем доли тяжких и особо тяжких преступлений, так в 2002 году на долю убийств и покушений на убийство приходилось около 30 % от общего числа зарегистрированных преступлений. Оптимистично, что высшие органы государственной власти также озабочены таким положением дел, подтверждением чего может служить прошедший в июле 2003 года в рамках Совета Федерации круглый стол на тему «Состояние борьбы с преступностью и меры по укреплению правопорядка и законности в РФ». По результатам этого мероприятия были выработаны соответствующие рекомендации и направлены для рассмотрения Президенту РФ.

Следующий вопрос, который привлекает внимание– это состояние законности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Остановимся на наиболее неблагоприятных из них.

Памятуя о том, что согласно Конституции РФ в России высшей ценностью является человек, его права и свободы, отметим, что состояние законности в этой сфере можно охарактеризовать как критическое, что неоднократно отмечалось в отчетах Уполномоченного по правам человека РФ. Наибольшие опасения вызывает ситуация с защитой прав и свобод граждан в Чеченской республике.

Основными причинами слабости конституционной законности являются: низкий уровень правой культуры, восприятие Конституции для прикрытия беззакония властей и другие.

В этой связи важной гарантией конституционной законности является деятельность Конституционного Суда РФ, о роли которого недавно говорил его Председатель Марат Баглай, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.10.

95 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в котором говорится об обязательности непосредственного применения норм Конституции РФ, не требующих дополнительного толкования.

Кроме того, обостряется ситуация в области обеспечения законности в экономической сфере: появляются новые виды правонарушений (лжепредпринимательство, фиктивное банкротство, незаконная банковская деятельность и др.). Общественное недовольство и сомнение вызывают итоги приватизации и деятельность финансовых пирамид.

Не менее проблематичным является состояние законности в сфере управления.

Государственный аппарат «грешит забвением закона» даже более чем другие субъекты права и причины здесь следующие: слабость правового урегулирования управления, коррумпированность и безответственность государственных служащих, противопоставление законности и целесообразности и другие. В процессе своей деятельности большинство государственных служащих нацелена на внутриведомственные интересы и лишь небольшая их часть– на удовлетворение нужд граждан.

Кроме указанных сфер, немало нареканий вызывает состояние законности в налогово-бюджетной, экологической, судебной сферах.

С. Царькова выделяет следующие причины кризисного состояния законности:[5]

Во-первых, это ослабление российской государственности и кризис федерализма. По данным Минюста РФ и Генеральной прокуратуры около трети принимаемых в субъектах РФ нормативно-правовых актов противоречат Конституции РФ и федеральным законам; т.е. не соблюдается принцип единства законности.

Во-вторых, такой низкий уровень законности кроется в состоянии правового сознания и правовой культуры.

Еще одной проблемой российской законности является проблема нестабильности российского законодательства, а также сложность, запутанность законов, когда в них не могут разобраться даже опытные юристы, не говоря уже о простых людях.

Пример– ситуация со сбором налогов, когда люди, не желая нарушать закон, все- таки делают это по причине сложнейшей системы налогообложения.

Далее автор предлагает следующие пути улучшения состояния дел в сфере законности.[6]

Во-первых разработать и совершенствовать государственную концепцию законности в России. Правовую безопасность РФ необходимо возвести в ранг национального интереса и отвести ей соответствующее место в концепции национальной безопасности.

Необходимо разработать программу ликвидации правового нигилизма с широким привлечением общественности.

Отрадным является тот факт, что юристы видят повышение уровня правовой культуры в России в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности.

В частности, это отражено в Уставе не так давно учрежденного Союза юристов России общероссийской общественной организации, первое собрание участников которой состоялось в феврале 2000 г.

Необходимо также, по мнению автора, повысить общий уровень законности в деятельности всех ветвей власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Существует несколько определений законности.

В современной теории права законность неизменно трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, а во-вторых– в качестве ее особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений.

Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

В форме особого режима законность получает воплощение в целой системе предметных и более частных принципов, отличающих один режим законности от другого, а также в базирующейся на этих принципах совокупности специальных мер и (или) гарантий и выступающих в этой роли государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих действенность режима законности.

Принцип единства законности состоит в единообразном понимании ее принципов на всей территории Российской Федерации.

Принцип верховенства закона – важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции РФ. Принцип конституционного регулирования основ федеративного устройства Российской Федерации обусловлен государственным устройством России.

Принцип двухуровневого законодательства предполагает наличие, помимо федерального, законодательства субъектов Федерации. Законодательство субъектов Федерации состоит из конституций республик в составе Российской Федерации и уставов других субъектов, а также принимаемых на их основе законов субъектов Российской Федерации.

Всеобщность законности заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.

Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения.

Законность есть высшая целесообразность. Законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.

В Послании Президента Федеральному собранию названы существующие в настоящее время предпосылки формирования правопорядка в России.

Это– обоснование и укрепление принципов новой российской государственности, влияющие на все стороны нашей жизни, создание практически новой правовой базы, освоение людьми новых правовых возможностей, открываемых свободой частной деятельности и инициативы, использование гражданами возможностей, предусмотренных Конституцией и законов, принятых на ее основе, для защиты своих прав и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ.

2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.

3. Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. Право и Власть. М., 2000.

4. Лазарев В.В. и др. Общая теория права и государства. М., 2004.

5. Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.

6. Юридический энциклопедический словарь. М, 1988.

7. Законность в Российской Федерации. Сборник статей. М, 2006.

8. Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2007.

Источник: https://studopedia.net/14_34486_glava--realizatsiya-printsipov-zakonnosti-v-usloviyah-reformirovaniya-rossiyskogo-obshchestva.html

Принцип законности – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Реализация принципов законности в рф
Энциклопедия МИП » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Общие положения УК РФ – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Принцип законности – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Принцип законности – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

В 1996 году уголовное законодательство нашей страны внедрило в нашу жизнь новые нормы, которые декларирует принципы уголовного права.

Это принципы законности, равенства, справедливости, гуманизма и принцип вины. Все они играют важную роль в уголовной законодательной базе.

Но все же одним из наиболее важных принципов, обеспечивающих соблюдение всех норм и требований права, является принцип законности.

Признанные эксперты в области уголовного права РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Принципы уголовного права

Под принципами уголовного права понимают основополагающие ключевые нормы, руководящие идеи, которые имеют воплощение в отечественном УК и способны определять характер и содержание уголовного законодательства в целом, всех его институтов и норм.

Принципы, применяемые в уголовном судопроизводстве РФ, вытекают из действующих интересов и особенностей культуры и традиций российского общества, установленных и подтвержденных нравственных, моральных, этических и прочих воззрений, которые основаны в соответствии с положениями основных законодательных актов РФ и норм международного права.

Принципы являются своеобразными регуляторами, которые не только обеспечивают разумное осуществление задач уголовно-правовой тематики, а и осуществляют контроль за тем, чтобы негативные последствия их использования были минимальными.

В настоящее время выделяют пять основополагающих принципов УК, каждый из которых выполняет свои определенные функции:

  • Принцип законности. Особенности данного принципа рассматриваются в ст.3 УК РФ. Он выражается в том, что преступность, наказуемость и прочие последствия с точки зрения уголовного судопроизводства могут быть определены исключительно на основании действующих уголовных нормативов. А правоохранительные органы должны четко следовать этим нормативам при определении степени ответственности нарушителя;
  • Принцип равенства (ст.4 УК РФ). Данный принцип означает, что все граждане, которые были уличены в незаконной деятельности, несут за свое нарушение уголовную ответственность и при этом не могут быть от нее освобождены независимо от пола, статуса, финансового состояния, расы, принадлежности к определенной религии и т.д. Принцип равенства предусматривает, что все преступники будут наказаны и избежать ответственности никому не удастся;
  • Принцип вины (ст.5 УК РФ). Данный принцип предусматривает, что нарушитель подлежит уголовной ответственности только за те свои действия или бездействия, которые привели к опасным последствиям и в отношении которых судопроизводство установило его вину;
  • Принцип справедливости (ст.6 УК РФ). Сущность этого принципа проявляется в том, что наказания, которые применимы к нарушителю, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени тяжести преступления;
  • Принцип гуманизма (ст.7 УК РФ). Данный принцип предопределяет, что законодательство гарантирует безопасность человека и любые совершенные им действия не могут привести к проявлению физического насилия или морального давления.

Определение принципа законности

Одним из основных принципов уголовного права считается принцип законности. Он предусматривает, что преступность деяния, а также степень ответственности за совершенное нарушение могут быть определены исключительно на основании действующих законодательных норм уголовного права. Этот принцип закреплен на конституциональном уровне и потому его соблюдение является обязательным.

Таким образом, можно сделать вывод, что принцип законности является своеобразной обобщающей характеристикой уголовного судопроизводства, при помощи которой устанавливается степень опасности конкретного действия или бездействия, которые привели к созданию опасной ситуации.

Сразу же стоит отметить при этом, что реализация принципа законности невозможна без применения основополагающих догм оставшихся четырех принципов уголовного права. В совокупности они составляют единую систему, которая и формирует основу судопроизводства в нашей стране.

Преступность и наказуемость деяния

Все последствия преступления могут быть зафиксированы и подтверждены исключительно с оглядкой на уголовное законодательство. И правоохранительные органы, занимающиеся установлением истины, обязаны четко следовать положениям этого принципа, которые возникли еще в незапамятные времена, но их актуальность и в нынешних реалиях не вызывает никаких сомнений:

  • Нет преступления, если оно не указано на законодательном уровне;
  • Нет наказания, если отсутствует указание в законе.

Сущность первого положения означает, что к ответственности будет привлечен тот гражданин, который совершил деяние, признанное общественно опасным, и которое запрещено в соответствии с уголовным правом. А второе означает, что наказуемость преступного деяния будет определяться с оглядкой на действующие нормы уголовной законодательной базы.

Исходя из этого следует, что при совершении некого опасного деяния, признанного на высшем уровне преступлением, будут применены только те нормы наказания и степень ответственности, которые указаны в уголовном кодексе. Иные формы наказания применятся не могут, поскольку это будет противоречить основополагающим нормам отечественного и международного законодательства.

Однако при всем этом, необходимо отметить попытки отдельных лиц или даже государств в установлении двойных стандартов и игнорирование принципа законности.

К сожалению, подобное встречается довольно часто, и главной задачей уголовного судопроизводства в такой ситуации будет возвращение основополагающих догм принципа законности в русло уголовного права, и контроль за соблюдением всех принятых нормативов.

Уголовно-правовые последствия

Принцип – это ключевое положение, которое должно быть применено при необходимости, и от которого нельзя отступить. Кроме того, он в обязательном порядке должен быть использован в практической деятельности.

В отношении принципов уголовного права можно утверждать, что они являются основой для законодательной и правоприменительной деятельности в процессе выявления преступления и борьбы с ним.

Действующий Уголовный Кодекс России довольно поверхностно изучает особенности принципов и возможности их применения в практическом судопроизводстве. А вот теория уголовного права рассматривает все принципы в довольно широком освещении.

Одним из ключевых принципов считается принцип законности, который является наиболее универсальным и может быть применен не только в отрасли уголовного права. Он определяет, что при рассмотрении преступной деятельности необходимо учитывать законодательные акты и нормативы, в которых указана степень ответственности за нарушение и предусматривается конкретное наказание.

Принцип законности реализуется повсеместно, и эта процедура имеет определенные уголовные и правовые последствия.

В частности, руководствуясь принципом законности, правоохранительные органы определяют то наказание, которое не противоречит всем законодательным нормам и указано в соответствующих документах.

Таким образом, устанавливается наказуемость и преступность конкретного деяния, которое привело к созданию общественно опасной обстановки.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Реализация принципа законности

Основные законы нашей страны, а также ст.2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью.

Это положение происходит из обязательства государства по защите, признанию и соблюдению всех установленных свобод и прав гражданина.

Неудивительно, что исходя из этого, реализации принципа законности возлагается на судебные органы и правоохранительные инстанции, главной задачей которых будет защита человека.

По своей сути, принцип законности является грамотно сформированной системой законов и норм права, которая должна применяться всеми органами государственной власти, правоохранительными учреждениями, судебными инстанциями, а также обычными гражданами.

В связи с этим, основными характеристиками принципа законности будут выступать следующие положения:

  • Закон имеет верховенство, которое не подлежит никаким ограничениям;
  • Нарушение норм права несет за собой обязательное установление ответственности за совершенное деяние;
  • Требования закона должны выполняться всеми людьми независимо от их статуса, финансового и социального положения и т.д.;
  • Нормы права должны быть реализованы в обязательном порядке.

Учитывая тот факт, что законность является универсальным принципом, который одинаково применим для всех отраслей права, реализация его осуществляется правоохранительными органами и судебными инстанциями, то есть теми учреждениями, которые, по сути, изучают обстоятельства правонарушения и определяют все последствия преступления, в том числе и степень преступности, и уровень ответственности.

Реализация законности подтверждена на высшем законодательном уровне, и в случае установления двойных стандартов и прочих попыток нивелировать действие принципа законности, нарушитель будет нести за это ответственность, предусмотренную действующей правовой базой.

Записаться на консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-uk-rf1/princip-zakonnosti.html

Основные принципы законности и их реализация

Реализация принципов законности в рф

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Глава 1. Законность и ее общая характеристика

1.1 Понятие и признаки законности

1.2 Гарантии законности

1.3 Принцип законности как основа для правовой системы

Глава 2. Основные принципы законности и их реализация

2.1 Принципы законности

2.2 Взаимосвязь законности и правопорядка

Заключение

Список использованной литературы

fВведение

законность правопорядок право

Механизм правового регулирования представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реальное действие норм права в современных условиях, когда значительная часть членов гражданского общества предпочитает по тем или иным причинам уклоняться от исполнения возложенных обязанностей и нарушать установленные законами запреты.

Для преодоления таких нигилистических настроений и антиправовых действий граждан и иных лиц механизмы правотворчества и правоприменения дополняются механизмом государственного принуждения. Его основными компонентами выступают принцип законности, нормы права, закрепляющие признаки и составы правонарушений, и юридическая ответственность.

Актуальность выбранной темы в сложившейся на данный момент в обществе обстановке очевидна.

Принцип законности является общим правовым основанием применения мер государственного принуждения к лицам, угоняющимся от исполнения и соблюдения действующих норм права. Этот принцип понимается прежде всего как требование государства неукоснительно исполнять устанавливаемые им законы и иные нормативно-правовые акты.

Целью работы является изучение сущности принципа законности и его взаимосвязи с правопорядком.

Задачи, поставленные для достижения, указанной цели:

Определение понятия принципа законности;

Определение понятия правопорядка

Анализ взаимосвязей законности и правопорядка. Объект изучения – законность и процесс ее реализации, а предмет – общественные отношения, порождаемые законностью.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

fГлава 1. Законность и ее общая характеристика

1.1 Понятие и признаки законности

Рассматривая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органичная связь права и власти, права и страны.

Законность неотторжима от общеобязательности права. Непосредственно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его воплощения.

Основное тут – требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Другими словами, законность в схожем понимании просит соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е.

обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества Алексеев С.С.

Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1998. С. 33..

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании мысль о целесообразности и необходимости такового реального положения, когда не остается места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрировано выражает главные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации. В итоге и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи общеправовым принципом, законность проникает в плоть правовой материи, обрисовывает её формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов Грудцына Л.Ю. Правовая природа институтов защиты и охраны прав человека в России // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 42..

Понимая как метод государственного управления обществом, законность предполагает, что свои функции правительство осуществляет лишь правовыми средствами – путём принятия нормативных актов и обеспечение их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, нужна достаточная полнота её регламентации

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00268965_0.html

Реализация принципа законности в правоохранительной деятельности

Реализация принципов законности в рф

Принцип законности– это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами.

В сфере правосудия принцип законностиозначает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ.

Принцип законности обеспечивает прямое действие Конституции РФ при осуществлении правосудия. Значение принципа законности состоит в том, что он гарантирует соблюдение прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, обеспечивает назначение правоохранительной деятельности и служит условием реализации всех других принципов правосудия.

Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Ст. 120 Конституции РФ и ч.4 ст.

1 ФКЗ «О статусе судей РФ» говорят о том, что суды подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В соответствии с этим ст. 7 закона «О судоустройстве РСФСР» закрепила, что правосудие во всех судах РФ осуществляется в точном соответствии с законодательством.

Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК, АПК, КАС).

В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников.

Принимая решение (приговор) по уголовному делу, суды руководствуются нормами Уголовного кодекса РФ, и никакие другие законы и подзаконные акты не могут быть применены.

По гражданскому (арбитражному) делу, кроме норм Гражданского (Арбитражного) кодекса РФ, суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Здесь следует иметь в виду два обстоятельства.

С одной стороны, только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка, с другой – именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге может вынести законное и обоснованное решение.

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)

2. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

7. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности).

Источник: https://cyberpedia.su/18xbaf.html

Принципы законности и их реализация в современной России

Реализация принципов законности в рф

1. Понятие законности.

2. Общая характеристика принципов законности:

2.1. Принцип единства законности.

2.2. Принцип верховенства закона.

2.3. Гарантированность прав и свобод личности.

2.4. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

2.5. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

3. Реализация принципов законности в условиях формирования правового реформирования российского общества.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен уяснить, что становление российского правового государства предполагает последовательное проведение в жизнь принципов законности, выступающих в качестве важнейшей предпосылки осуществления демократических реформ, утверждения идеалов гуманизма, справедливости, формирования высокой политической и правовой культуры граждан, создания условий для надежной защиты и реализации прав и свобод личности.

Строгий режим законности способен приостановить действующие в стране разрушительные тенденции, разгул преступности, правового нигилизма. Законность ¾ эффективный инструмент проводимых преобразований, опора твердой и дееспособной власти, демократии.

Особую роль она призвана сыграть в условиях перехода к рынку, налаживания хозяйственно-правовых связей, создания новых механизмов в экономике.

В этой связи, освещая первый вопрос, следует определить понятие законности, исходя из того, что законность выступает как метод осуществления власти и управления; форма государственного руководства обществом; конституционный принцип деятельности всех органов государства, политических партий и движений, общественных организаций, должностных лиц и граждан; неотъемлемый элемент демократии; политико-правовой режим; социальное состояние и т.д. Законность тесно связана с такими категориями как право, закон, правоотношение, правосознание, правотворчество, правоприменение и др. Они позволяют раскрыть ее «собственное» содержание, место и роль в правовой системе. Безусловно, предпосылкой законности выступают правовые предписания, составляющие ее нормативную базу. Чем они совершеннее, тем строже и полнее проводятся в жизнь; тем выше уровень законности, прочнее правопорядок.

Приступая к анализу второго вопроса темы, студенту следует иметь в виду, что принципы в качестве исходных начал определяют содержание и место законности в общественной жизни, в практической деятельности правоохранительных и других государственных органов. Они оказывают определяющее воздействие на формирование мотивов правомерного поведения субъектов.

Наконец, система принципов законности, в которых отражены общественные интересы и потребности, обеспечивает их перевод из сферы мировоззрения в реальную действительность и позволяет выступать им в качестве реальной оценки поведения участников социального общения. В работе следует последовательно раскрыть содержание предложенных принципов законности.

При освещении третьего вопроса студенту следует обратить внимание на то, что реализация принципов законности носит объективный характер и осуществляется посредством сознательной и целенаправленной деятельности конкретных участников общественных отношений.

Поэтому этот механизм должен опираться на выявленные и познанные тенденции развития, которые определяют динамику социальных структур, систем и подсистем в надстройке, в том числе и в праве и законности.

Таким образом, в его содержание входит вся совокупность взаимосвязанных факторов, средств, условий, предпосылок, стимулирующих данный процесс.

«Ж», «З» ТЕМА 4

Правовая культура должностных лиц

И пути ее формирования

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студенту следует обратить внимание на то, что правовая культура общества ¾ важный фактор и условие нормального развития и функционирования гражданского общества.

Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций.

В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Отвечая на первый вопрос темы, студенту следует обратить внимание на выяснение понятий «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры», которые в юридической литературе трактуются неоднозначно.

Раскрыв содержание вышеназванных понятий, студент переходит к рассмотрению функций правовой культуры. Можно сосредоточить свое внимание на анализе познавательной, оценочной (аксиологической) и регулятивной функции правовой культуры должностных лиц.

В частности, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать.

Аксиологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права.

Наконец, анализируя содержание регулятивной функции, следует рассмотреть ее с точки зрения процесса усвоения должностными лицами правовых ценностей, приобретение определенного правового опыта, навыков, появления у них собственных правовых ориентаций.

Проявлением регулятивной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.

Завершается курсовое сочинение анализом путей формирования правовой культуры должностных лиц. В этой связи студенту следует иметь в виду, что правовая культура должностных лиц испытывает на себе многофакторное влияние как объективного, так и субъективного характера.

В этой связи ее уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления.

Наряду с общесоциальными факторами, влияющими на уровень правовой культуры должностных лиц, студенту следует обратить внимание и на такой комплекс вопросов, как организация юридического всеобуча как единой, непрерывной общегосударственной системы правового воспитания, формирование сильной и компетентной юридической службы в аппарате государственного управления, систематическое информирование должностных лиц о законодательных новеллах и т.д.

«И», «К» ТЕМА 5

Право и мораль

1. Понятие права и морали (нравственности): общие и отличительные черты.

2. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали (нравственности).

3. Справедливость и право.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо выяснить понятие права и морали (нравственности), раскрыть их сущность, социальное назначение и особенности.

Выясняя роль права и нравственности в общественной жизни, нужно показать, что право и нравственность являются не только средством нормативного регулирования общественных отношений, но и служат мощным фактором воспитания масс.

При этом очень важно иметь в виду, что общей чертой специальных работ, посвященных взаимодействию норм права и нравственности, является несколько упрощенный подход к вопросу, упрощенный в том смысле, что сущность морали, сущность права не рассматриваются авторами как теоретические и методологические проблемы, исключительно сложные по содержанию, а вместо этого авторы используют крайне примитизированные характеристики как морали, так и права, характеристики в русле марксистско-ленинской традиции освещения, как сугубо классовые явления. Между тем внешняя убедительность указанного подхода к морали и праву разрушается, по нашему мнению, уже следующими соображениями. Моральная норма и моральная оценка поступка либо качества личности всегда высказывается конкретным человеком и несет на себе печать его индивидуальности, но всякая сформулированная таким образом моральная норма и оценка всегда претендует на общезначимость. Когда ссылаются на норму морали, то ожидают, что значимость этой нормы признает всякий человек, так как эта норма справедлива. Когда дают оценку с моральной точки зрения какого-либо поступка, то представляют ее как значимую для всех. Скажем, как в случае, когда кто-либо высказывает свое порицание человеку, совершившему аморальный поступок, он претендует на то, что нарушитель требований морали согласится со справедливостью его поступка.

Разумеется, в формулировании моральной нормы может заключаться неясность, неточность, в ней всегда содержится какая-то доля неконкретности, моральная оценка поступка может быть и ошибочной.

Однако вряд ли можно сомневаться в том, что само формулирование моральных требований и высказывание моральных оценок имеет смысл и возможно лишь постольку, поскольку подразумевается, что в этих требованиях и оценках заключено общезначимое содержание, с которым должен согласиться каждый человек, который поймет их смысл.

Даже те моральные оценки общественных явлений, поступков, личных качеств людей, которые встречались в марксистско-ленинской политической публицистике, посвященной разоблачению пороков буржуазного общества, претендовали на общезначимость.

Моральное осуждение поступка мистера Смита, обокравшего своего же компаньона, даже в том случае, если оно сопровождалось комментарием в том, что де подобные поступки якобы считаются вполне справедливыми в среде буржуазии, ¾ такое моральное осуждение подразумевало общезначимость, объективную справедливость, абсолютность; никогда не говорилось: мы осуждаем этот поступок с точки зрения нашей морали, но по нормам морали своего класса этот человек прав. Какой же смысл имело бы моральное осуждение, если бы оно не претендовало на объективность и общезначимость?

Подобные же соображения следует высказать и относительно норм права. Правовые нормы, в одно и то же или в разное время регулирующие одни и те же общественные отношения, могут существенно расходиться. Тем не менее, обязательным требованием и к применению норм права является требование справедливости.

Справедливость предполагает максимальный учет своеобразия ситуации, к которой применяется норма права, но всякое понимание справедливости претендует на объективность и общезначимость, иначе оно не будет пониманием справедливости.

Поэтому всякое суждение о юридической справедливости подразумевает существование всеобщих принципов права, которым должны соответствовать конкретные нормы и их применение.

Мораль есть всеобщая ценность, которая проявляется в любом этносе, она присуща человеческой культуре как таковой. Формы выражения моральных ценностей, предписаний и оценок разнообразны. Но при этом они едины в своей основе. Единство содержания моральных требований обусловлено всеобщим механизмом действия морали.

Дальнейшее рассмотрение темы предполагает необходимость анализа соотношения права и нравственности. Сначала рекомендуется кратко охарактеризовать общие черты, свойственные праву и нравственности, затем выяснить их отличительные особенности.

Мораль обязательно охватывает и сферу мотивов, в моральном предписании подразумевается и то, ради чего должен совершаться моральный поступок, мотив учитывается и при моральной оценке; морально лишь то, что делается на основе глубокого внутреннего убеждения, по велению совести.

Право учитывает мотив лишь постольку, поскольку он становится реализованным умыслом, за этими пределами мотив правом не учитывается, и при соблюдении человеком норм права с точки зрения права мотив, строго говоря, безразличен.

Мораль, далее, регулирует все сферы человеческой деятельности: что бы и при каких бы обстоятельствах человек ни делал, он, в качестве свободного существа, должен рефлектировать, давать себе самооценку и устанавливать предписания с точки зрения высших ценностей.

Правовое же нормирование и предписание имеет четкие границы: правовые нормы должны устанавливаться только там и постольку, где и поскольку внешняя свобода одного человека приходит в противоречие с такой же свободой других людей.

Иными словами, право ¾ это внешнее ограничение свободы, поскольку оно необходимо для осуществления свободы.

Право функционирует в жизни всякого цивилизованного общества в виде не только общих принципов, но в виде системы конкретных и детальных норм.

При устойчивости общих начал права его нормы, а также практика их применения, подвержены сравнительно частому и быстрому изменению. В процессе этого изменения возможно столкновение и противоборство различных тенденций.

При этом имеет место взаимодействие различных социально-групповых интересов и общих принципов и ценностей права. В этом процессе важную роль играет взаимодействие морали и права.

«Л», «М» ТЕМА 6



Источник: https://infopedia.su/7x7153.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.