Реализация принципов уголовного судопроизводства

Проблемы реализации принципов уголовного процесса

Реализация принципов уголовного судопроизводства

Среди базовых начал судопроизводства определяющее значение имеет принцип законности, который является также и универсальным принципом организации и деятельности всех органов государственной власти и важнейшей основой подлинного правосудия.

Его истоки восходят к знаменитому древнеримскому правилу: нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания.

Общим условием законности является недопустимость издания в Российской Федерации нормативных и правоприменительных актов, внутригосударственных и иных договоров с антиконституционной направленностью.

Сущностные проявления законности разнообразны и многоаспектны, имеют всеобщий характер и закреплены в фундаментальных нормах:

а) верховенство закона6;

б) прямое действие Конституции РФ и закона7;

в) всеобщее требование соблюдения конституционных и законодательных норм8;

г) единство общероссийской законности9;

д) гарантированность законов, прав и свобод человека и гражданина10;

е) связанность судов законодательными нормами и принятие ими решений «в соответствии с законом»11.

Законность как универсальный принцип правового государства и демократического общества имеет гуманную, «всечеловеческую» направленность. Она предоставляет исходное начало судопроизводства и поэтому пронизывает все стадии процесса и оказывает направляющее воздействие на всех субъектов уголовно-процессуальных отношений.

1.2. Систематизация принципов уголовного судопроизводства.

Принципы действуют в рамках целостной системы, где сущность и значение каждого принципа обуславливается не только собственным содержанием, но и функционированием всей системы, где нарушение любого принципа приводит обычно к нарушению других принципов и тем самым к нарушению законности при производстве по делу.

Принятие действующего Уголовного Процессуального Кодекса РФ должно было ознаменовать дальнейшее совершенствование нормативного закрепления принципов судопроизводства и определение механизма их действия, в частности обеспечения права потерпевшего на судебную защиту, гарантий прав обвиняемого, подозреваемого на защиту, принципа равноправия сторон и др12.

Принципы правосудия, составляющие часть общей системы принципов уголовного судопроизводства, содержатся также в законодательстве о судоустройстве.

Так, Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” к числу принципов, положенных в основы организации судебной системы, относит такие не указываемые в Уголовно-Процессуальном Кодексе РФ установления, как независимость судей и присяжных заседателей, равенство граждан перед законом и судом, гласность и другие положения, включаемые одновременно в систему принципов уголовного процесса. Многообразие правовых источников системы принципов уголовного судопроизводства свидетельствует об их универсальном значении для организации как уголовного процесса, так и системы правосудия13.

          Все принципы уголовного судопроизводства тесно взаимосвязаны и образуют единую совокупность правовых основ. Имея каждый собственное содержание, они взаимно обусловливают действие друг друга и составляют систему, которая определяет демократическое содержание и форму уголовного судопроизводства в Российской Федерации.

Эта система призвана обеспечить единообразное понимание законности и применение всех правовых предписаний в деятельности органов уголовного преследования, служить методологической основой развития и совершенствования законодательства об уголовном процессе.

К принципам уголовного процесса относятся те правовые положения, которые гарантируют права и свободы человека и гражданина в уголовном процессе, определяют построение судебного разбирательства как центральной стадии процесса и находят свое выражение в одной или нескольких стадия предшествующих судебному разбирательству или следующих за ним.

В силу особого, решающего значения судебного разбирательства в системе всех стадий уголовного процесса принципы уголовного разбирательства являются принципами всего процесса. Это понятно, так как принципы судебного разбирательства оказывают определенное воздействие и на деятельность в стадиях, предшествующих судебному разбирательству.

Система принципов – целостное правовое образование, в рамках которого принципы находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности.

Требование системности предполагает:

а) высший уровень выделения качественных свойств объекта;

б) самостоятельность, относительную обособленность каждого элемента, образующего целое;

в) равнозначность частей системы, отсутствии между ними отношений подчиненности;

 г) внутреннюю связь компонентов как звеньев единой цепи;

д) ограниченное количество элементов, обеспечивающих в единстве завершенность целого.

Анализ отечественного уголовно-процессуального права и практики его применения позволяет предложить следующую систему принципов уголовно-процессуальной деятельности:

1) соблюдение уголовно-процессуальной формы; 

2) активности;

3) целесообразности;

4) быстроты (своевременности);

5) процессуальной самостоятельности; 

6) документирования (письменности);

7) обеспечения прав участников;

8) непосредственности исследования документов;

9) полноты доказывания; 

10) оценки доказательств по внутреннему убеждению;

11) законности, обоснованности, мотивированности и справедливости процессуальных решений;

12) чести (совести);

13) культуре.14

Глава 2. Реализация принципов, выражающих сущность и характерные черты уголовного судопроизводства.

2.1. Реализация принципа назначения уголовного судопроизводства.

            В ст. 6 УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

          защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления;

         защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

         Изложив эти положения в гл. 2 УПК РФ, именуемой «Принципы уголовного судопроизводства», законодатель, определяя «назначение уголовного судопроизводства», придал ему основополагающий характер для определения типа уголовного процесса и реализации в нем тех основных правовых начал, которые именуются принципами уголовного судопроизводства15.

         Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, обеспечивает реализацию положений ст. 52 Конституции РФ, гарантирующей охрану прав потерпевших от преступлений и обеспечение им доступа к правосудию.

В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г., жертвы преступлений, т.е.

лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения, моральный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством16.

        Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, осуществляется посредством обнаружения и уголовного преследования лиц, совершивших преступление, их осуждения и справедливого наказания, устранения причин совершения преступлений.

Средствами достижения этой цели уголовного судопроизводства выступают: процессуальные правила доказывания, возможность применения мер уголовно-процессуального принуждения и т.д. Хотя в ст.

6 УПК раскрытие преступления и не названо задачей уголовного судопроизводства, очевидно, что без ее решения права потерпевших не будут обеспечены в полной мере.

Назначение уголовно-процессуальной деятельности не может достигаться за счет необоснованного и незаконного ограничения прав граждан, нарушения их конституционных свобод.

Охранительный тип уголовного процесса рассматривает задачу обеспечения защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод как равновеликую задаче раскрытия преступления и защиты прав потерпевшего и предусматривает неразрывную связь между этими задачами.

Осуществление назначения уголовного судопроизводства обеспечивается путем детальной регламентации уголовно-процессуальной деятельности по применению мер принуждения, производства следственных и судебных действий, наделения подозреваемого и обвиняемого широким кругом прав, позволяющих им защищаться от осуществляемого в отношении них уголовного преследования. Собственно, все принципы уголовного судопроизводства в конечном итоге направлены на защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Положение о том, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, является принципом уголовного судопроизводства по УПКРФ17.

Назначение уголовного судопроизводства с полной определенностью свидетельствует о том, что законные и обоснованные действия и решения, принятые в ходе и в результате этой деятельности, должны способствовать укреплению законности и правопорядка, обеспечению прав и свобод граждан.

Вместе с тем уголовное судопроизводство нельзя рассматривать как деятельность, имеющую своей задачей борьбу с преступностью, поскольку преступность — социальное явление, имеющее различные причины и множество факторов, ее определяющих, а в уголовном процессе речь идет о конкретном преступлении и человеке, его совершившем. Поэтому уголовное судопроизводство недопустимо использовать для борьбы с преступностью путем ограничения прав лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, упрощения форм судо­производства или ужесточения назначаемых судом наказаний.

Назначение уголовного судопроизводства в части защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, достигается тем эффективнее, чем быстрее раскрывается преступление, и обеспечивается неотвратимость ответственности для лиц, чья вина достоверно доказана.

2.2 Законность при производстве по уголовному делу.

Принцип законности – основополагающие начало деятельности судебной власти в РФ, основанное на неукоснительном соблюдении  исполнении

предписаний Конституции РФ, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами правоотношений.

Также, принцип законности предполагает принятие только тех нормативных правовых актов нормы которых не противоречат нормам принятым в нормативных правовых актов высшей юридической силы.

Для правосудия данный принцип является базовым и универсальным, вследствие того, что сама деятельность по осуществлению правосудия связана с неукоснительным соблюдением и подчинением закону.

Законность является общеправовым принципом, закрепленным в ч. ч. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ, а применительно к уголовному судопроизводству в ст. ст. 49, 120 и 123 Конституции РФ. Принцип законности состоит в требовании точного и неуклонного соблюдения и исполнения Конституции РФ, УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем.

Принцип законности при производстве по уголовному делу подразумевает, прежде всего, соблюдение положений УПК, основанного на Конституции РФ, государственными органами и должностными лицами, ведущими судопроизводство.

Принцип законности обязывает суд, прокурора, следователя, лицо, производящее дознание, неукоснительно следовать предписаниям уголовно-процессуальных норм и запрещает им отступать от предусмотренных УПК положений, устанавливая правило о признании недопустимыми всех доказательств, полученных с нарушением требований УПК18. Таким образом, для указанных участников уголовного судопроизводства законность выражается в постулате: дозволено то, что разрешено законом.

В ч. 1 ст. 7 УПК указывается, что суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК. В ч. 2 этой статьи законодатель излагает правило о том, что суд, установив в ходе производства по делу несоответствие федерального закона или иного нормативного акта УПК, принимает решение в соответствии с УПК.

В этих положениях законодатель реализовал правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности»19, статей 1 и 21 Закона РФ “О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н.

Бугрова, А.К.

Никитина, где подчеркивалось, что УПК является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры предварительного следствия и дознания, и что порядок производства по уголовным делам определяется именно данным Кодексом, а не каким-либо иным федеральным законом20 .

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2_%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0/43528_1259797_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html

Реализация принципов уголовного судопроизводства при производстве по уголовным делам в форме дознания

Реализация принципов уголовного судопроизводства

Совокупность правил, посвященных подследственности органов дознания, построена по принципу, согласно которому по общему правилу дознание по уголовным делам производится дознавателями органов внутренних дел.

К принципам относятся:

а) розыскной характер (следственное начало), исключающий возможность полностью состязательного построения предварительного расследования на основании разграничения процессуальных функций и обеспечивающий функциональную неделимость расследования;

б) полноценное обеспечение обвиняемому (подозреваемому) права на защиту, компенсирующее несостязательную (следственную) природу расследования;

в) тайный характер расследования в отношении как участников процесса (ограниченный доступ к материалам дела до окончания расследования), так и широкой публики, средств массовой информации и т.п.;

г) письменный характер расследования, обязывающий следователя и дознавателя оформлять в письменной форме все процессуальные действия (протоколы) и все процессуальные решения (постановления).

Бездействие дознавателя в ходе дознания, нарушает принцип разумного срока уголовного судопроизводства.

Говоря об органе дознания как о субъекте процессуальных прав и обязанностей, законодатель, независимо от того, называется ли определенное учреждение или его руководитель, подразумевает, что в рамках указанных действий вся полнота полномочий принадлежит его начальнику. Из этого следует: если полномочие вправе осуществить только орган дознания, оно не может быть реализовано без ведома начальника (руководителя) этого органа, так как в ином случае оно лишается надлежащей юридической силы.

Помимо вышеизложенного в основу понятия «орган дознания» заложен принцип организационной деятельности государственных органов – принцип единоначалия.

«Принцип единоначалия означает, что руководящее должностное лицо органа дознания принимает необходимые быстрые и оперативные процессуальные решения на текущие события. Характерной чертой этого принципа является персональная ответственность за принятие решений и проведение их в жизнь».[8]

Принципы уголовного судопроизводства, как и другие нормы уголовно–процессуального законодательства, носят императивный характер, т.е. содержат предписания, обязательные для всех участников уголовно–процессуальных правоотношений. Иерархичная система источников уголовно–процессуального права включает следующие источники.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Согласно ч. 3 ст.

1 УПК РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора».

2. Конституция РФ[9] имеет высшую юридическую силу на территории РФ и закрепляет в ч. 2 ст. 118 уголовное судопроизводство в качестве формы отправления правосудия. Конституционные нормы создают необходимую основу для обеспечения прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства. Так, ст.

51 Конституции РФ гарантирует право человека не свидетельствовать против себя и своих близких, а в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ закрепляется осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Большинство принципов уголовного судопроизводства закреплены в Конституции РФ: презумпция невиновности (ст.

49), осуществление правосудия только судом (ст. 118), состязательность (ст. 122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48), неприкосновенность личности (ст. 22) и др.

Однако некоторые специальные принципы закреплены непосредственно в уголовно–процессуальном законодательстве: оценка доказательств по внутреннему убеждению, публичность и др.

3. Федеральные конституционные законы – нормативные правовые акты, регулирующие конституционные правоотношения, имеющие фундаментальное значение и для сферы уголовного судопроизводства.

К таким нормативным правовым актам относятся, например, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1–ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», [10]Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г.

N 1–ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».[11]

4. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации – основной кодифицированный источник уголовно–процессуального права, вступивший в силу 1 июля 2002 г. Уголовно–процессуальный кодекс РФ наиболее полно регламентирует уголовно–процессуальную деятельность. В ст.

1 УПК РФ непосредственно предписано, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции РФ. В ч. 1 ст.

7 УПК закреплено положение, в соответствии с которым «суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ».

В ч. 2 этой же статьи предусмотрено, что «суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта УПК РФ, принимает решение в соответствии с УПК РФ». Таким образом, законодатель закрепил приоритет в уголовном судопроизводстве норм УПК РФ перед нормами других федеральными законов как специальных.[12]

5. Иные федеральные законы содержат нормы, регулирующие отдельные уголовно–процессуальные отношения. Например, Федеральный закон от 15 июля 1995 г.

N 103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[13] регламентирует порядок и условия содержания под стражей лиц, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

6. Подзаконные нормативные правовые акты непосредственно не регулируют уголовно–процессуальные отношения, но могут регламентировать отдельные организационные вопросы, решение которых повышает эффективность уголовного судопроизводства.

К таким подзаконным нормативным актам, например, можно отнести Постановление Правительства РФ от 23 августа 2012 г.

N 848 «О порядке реализации или уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено».[14]

7. Постановления Конституционного Суда РФ в системе источников уголовно–процессуального права почти два десятилетия играют важную роль. Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд РФ наделен правом признавать те или иные законы противоречащими Конституции РФ.

Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 16–П[15] взаимосвязанные положения п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ст.

254 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) без согласия его близких родственников.

8. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются нормативными правовыми актами и не содержат уголовно–процессуальных норм,[16] однако, обязательны не только для судов, но и для других участников уголовного судопроизводства.

В последнее время в связи с усилением в отечественном праве роли и значения норм и принципов международного права в области прав человека стала актуальной проблема определения их иерархического места в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовно–процессуальный кодекс РФ в ст.

1 устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора», то есть на законодательном уровне провозглашается примат международного права в регулировании уголовно–процессуальных отношений.

Принципы уголовного судопроизводства отражены в таблице.

Таблица 1 – Принципы уголовного судопроизводства

Конституционные принципы уголовного процесса Отраслевые принципы уголовного процесса
– презумпция невиновности (ст. 49); – осуществление правосудия только судом (ст. 118); – состязательность (ст. 123); – обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48); – неприкосновенность личности (ст. 22); – неприкосновенность жилища (ст. 25); – тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных переговоров и сообщений (ст. 23); – уважение чести и достоинства личности (ст. 21); – законность (ст. 15); – независимость судей (ст. 120); – равенство всех перед законом и судом (ст. 19) и др. – свобода оценки доказательств; – публичность и др.

Законность применительно к уголовному судопроизводству (ст. 7 УПК РФ) означает «требование осуществлять производство по делу в точном соответствии с законом, соблюдать все нормы материального и процессуального права, распространяющееся на всех должностных лиц, ответственных за производство по делу, и всех других участников уголовного судопроизводства».

Принцип публичности в уголовном судопроизводстве означает, что «производство по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется государственными органами и должностными лицами, а не является частным делом».

Осуществление правосудия только судом (ст. 8 УПК РФ) определяет роль и значение суда при разрешении уголовных дел по существу.

Значение принципа независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судей в Российской Федерации, в том числе и судей, участвующих в уголовном судопроизводстве, при котором они независимы от кого бы то ни было, не подчинены иным государственным органам, не подотчетны им.

принципа презумпции невиновности складывается из двух компонентов, составляющих необходимые условия, лишь при наличии которых лицо может быть признано виновным в совершении преступления. КАКИХ?

« принципа состязательности в уголовном судопроизводстве:

– полное разделение уголовно–процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела между различными участниками уголовного судопроизводства;

– повышение роли суда в уголовном процессе, освобождение его от обвинительного уклона, возвышение суда над сторонами защиты и обвинения;

– равенство сторон обвинения и защиты перед судом;

– распространение действия принципа состязательности на все стадии уголовного судопроизводства».[17]

При функционировании принципов возможны актуализация какого–либо принципа и усиление его значения по сравнению с другим принципом. В сфере уголовного судопроизводства в основном это происходит с проявлением общеотраслевых принципов – диспозитивности, правовой определенности и др.

, например, в кассационной и надзорной инстанциях такой элемент принципа правовой определенности, как стабильность и неопровержимость судебного решения, приобретает большую значимость по сравнению с принципом свободы обжалования. Однако это не означает, что названные принципы начинают конкурировать друг с другом.

Исходя из того, что принципы представляют собой основу или базис той или иной правовой системы, определяющие ее сущность и единство, конкуренция между ними должна быть исключена.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/12354.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.