Реабилитация восстановление в правах

Инструкция: как добиться реабилитации репрессированного человека

Реабилитация восстановление в правах
Mr Cup / Fabien Barral, Unsplash

Куда писать заявление о реабилитации, нужно ли доказывать родство с репрессированным и почему в России происходит конфликт законов, которого быть не должно.

«Материал подготовлен в партнерстве с Международным историко-просветительским правозащитным обществом «Мемориал»»

Массовым политическим репрессиям с конца 1920-х до 1950-х годов в Советском Союзе подверглись миллионы людей.

Репрессии были разные: кого-то арестовывали и расстреливали по решению «тройки» (внесудебный орган уголовного преследования) или других органов, нередко прямо в день вынесения приговора; других раскулачивали в административном порядке и высылали в отдаленные районы страны; кого-то депортировали из родных мест по национальному признаку.

Точное число жертв назвать трудно — многие были репрессированы неоднократно. Всего органы госбезопасности СССР за весь период своей деятельностиарестовалиоколо 7 миллионов человек, из них не менее 5 миллионов — по политическим обвинениям.

Часть этих людей была реабилитирована вскоре после смерти Сталина, но после отставки Хрущева процесс реабилитации практически прекратился на долгие годы.

В годы перестройки реабилитация возобновилась и осуществлялась по Указу «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920–1950‑х годов», подписанному Горбачевым.

И только под конец существования СССР, 18 октября 1991 года, Верховным Советом РСФСР был принят Федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий». В соответствии с ним люди получали право доказать, что они стали жертвами политического режима, и восстановить свое доброе имя.

Leon Overweel, Unsplash

Изучить закон «О реабилитации»

В Федеральном законе «О реабилитации жертв политических репрессий» дано определение политических репрессий и перечислены категории лиц, имеющих право на реабилитацию.

За несколько лет после принятия закона органы прокуратуры рассмотрели почти 1 миллион заявлений от граждан и реабилитировали почти 400 тысяч человек.

В 1992 году на основании указа Президента РФ была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, среди задач которой была координация работы органов власти по реабилитации и информирование общественности о масштабах и характере политических репрессий.

Найти репрессированного родственника

О том, что в вашем роду были репрессированные, вы можете и не знать: в советские времена люди часто предпочитали не вспоминать трагичные моменты из жизни семьи, замалчивали некоторые факты из биографии, и потомки могли так и остаться в неведении.

В 1991 году президент Борис Ельцин подписал указ № 82, согласно которому документы из архивов КГБ должны были быть переданы в государственные архивы.

Таким образом, прекращенные уголовные дела репрессированных и реабилитированных, фильтрационные дела советских военнопленных и репатриированных граждан становились доступны широкой публике.

Оказались в некоторой части открыты и фонды делопроизводства КГБ: приказы, статистика, отчеты. Указ так и не был выполнен в полном объеме: в октябре 1999 года он был отмененновым указом президента № 1359.
После принятия Закона о реабилитации и открытии доступа в архивы в разных регионах бывшего СССР стали создавать Книги памяти.

В 1998 году, чтобы систематизировать доступную информацию, общество «Мемориал» начало один из старейших своих проектов — создание единой базы данных «Жертвы политического террора в СССР».

Туда вошло больше 3 млн имен репрессированных и впоследствии реабилитированных людей из региональных книг памяти.

Объем информации в разных книгах разный: напротив некоторых имен — только даты рождения и ареста, напротив других — номер статьи, приговор, дата его исполнения и реабилитации.

Прежде чем начинать процесс реабилитации кого-либо, убедитесь, что этот человек еще не реабилитирован.

Написать заявление в органы

Чем больше вы соберете информации о репрессированном родственнике, тем выше шансы на успех у вашего заявления о реабилитации. Как минимум, желательно знать имя, дату и место рождения, но если известны место жительства, профессия и место работы на момент ареста, дата ареста, приговор, то это существенно увеличивает вероятность, что в архиве быстро найдут информацию о нужном человеке.

Brandi Redd, Unsplash

Подавать заявление нужно либо в прокуратуру (если дело, по которому проходил человек, было уголовным) либо в органы внутренних дел (если речь идет об административном аресте). Если человек был отправлен в лагерь или расстрелян, то это уголовное дело.

В случае раскулачивания и дальнейшей ссылки речь, вероятно, идет об административном деле. Если вам точно не известна судьба родственника, можно написать два заявления и подать их в оба органа. Обращаться следует в управление ФСБ или МВД по тому региону, где человек был арестован.

Если вы не располагаете информацией о месте ареста, пишите в органы региона по своему месту жительства.

Доказать родство с человеком

В ст. 6 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» написано, что подать заявление о реабилитации может сам репрессированный, а также любое лицо или общественная организация. То есть инициировать процесс реабилитации можно даже в отношении незнакомого человека, а не только своего родственника.

Другой вопрос, что для получения каких-либо архивных документов (копий, справок, выписок) может потребоваться документально подтвердить родство с человеком.

Например, если захотите получить справку о смерти или рождении своего родственника (даже если событие произошло в прошлом веке), органы ЗАГСа совершенно точно попросят предоставить документы, подтверждающие вашу родственную связь.

Дождаться ответа прокуратуры или МВД

После получения вашего заявления о реабилитации прокуратура либо МВД (в зависимости от того, по какой статье был привлечен репрессированный человек и куда вы подали заявление) запрашивает материалы в архивах и на основании полученных документов устанавливает, был ли факт политической репрессии.

Доказательством репрессии может быть как приговор суда или решение внесудебного органа («тройки», «двойки», особого совещания, коллегии Особого государственного политического управления), так и решение сельсовета или райисполкома о раскулачивании, даже если по этому факту нет каких-то судебных решений.

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации по закону не может превышать трех месяцев.

При благоприятном исходе заявитель получает справку о реабилитации, которая подтверждает необоснованность репрессии и факт реабилитации.

Если вы родственник реабилитированного или с момента репрессии прошло более 75 лет, то вы имеете право ознакомиться с делом. Более того, родственник может получить копии документов из дела и личные документы реабилитированного, если они есть в деле.

В случае, если органы МВД или прокуратура не находят оснований для реабилитации, они должны составить заключение об отказе в реабилитации.

Если в отношении человека было расследование, но его не осудили, прокуратура направляет отказ в реабилитации заявителю.

Если человек все-таки был осужден, прокуратура должна передать дело с отказом для утверждения в суд (хотя иногда она пренебрегает этой обязанностью).

Смысл такой процедуры в том, что репрессированного человека в свое время лишили права на цивилизованный суд (как правило, у него не было права участвовать в процессе — приговор выносился заочно, не было защитника, не было права обжаловать приговор), и теперь для восстановления его прав необходимо, чтобы суд рассмотрел дело заново — в нормальном судебном процессе — и после этого решил, реабилитировать человека или нет.

После этого у вас два пути: либо принять это и спокойно жить дальше, либо обратиться в суд (в законе «О реабилитации» сказано, что решение об отказе в реабилитации можно обжаловать).

Быть готовым идти в суд

Адвокат Международного историко-просветительского правозащитного общества «Мемориал» Марина Агальцова вместе с юристами «Команды 29» занимается делом актера Георгия Шахета. Из единой базы «Мемориала» Шахет узнал, что его дед Павел Заботин был расстрелян по решению «тройки» 85 лет назад — в 1933 году.

Чтобы узнать подробности этой истории, Шахет запросил материалы дела Заботина в Главном управлении МВД, но там актеру отказали, мотивировав тем, что Заботин был осужден по уголовной статье, а закон «О реабилитации жертв репрессий» предусматривает доступ к материалам дела только в случае, если статья была политической.

Первые суды Шахет проиграл — актеру отказывали в доступе к материалам дела по той же причине.

Тогда Агальцова подала заявление на реабилитацию в надежде, что, даже если прокуратура откажет в реабилитации Заботина, то при судебной реабилитации прокуратура будет обязана принести документы в суд.

Но прокуратура в реабилитации отказала и в суд документы не передала. Суд подтвердил, что прокуратура была права, не передав документы.

Тогда Агальцова подала кассационную жалобу на приговор Заботину 1933 года. Однако Мосгорсуд отказал в принятии жалобы, заявив, что в деле имеется политическая репрессия. Получалось, что реабилитации нужно было добиваться через прокуратуру. По словам Марины, это очень интересное противоречие в законодательстве, разбирательство по которому еще впереди.

Wesley Tingey, Unsplash

Но вопрос о доступе все-таки удалось решить. Адвокаты доказывали в суде, что в деле Шахета должен применяться Федеральный закон «Об архивном деле».

По закону, спустя 75 лет с даты создания документов перестают действовать ограничения, связанные с защитой личной и семейной тайны, а закон о персональных данных на архивные документы вообще не распространяется. Таким образом, доступ к этим делам могут получить не только родственники, но и исследователи.

А тайна судопроизводства и вовсе не имеет отношения к делу, поскольку «тройки» были внесудебными органами и никакого судопроизводства не осуществляли.
В итоге 5 июля 2019 года Верховный суд РФ постановил, что доступ к материалам нереабилитированных регулируется только законом «Об архивном деле», а не Тройственным положением (совместным приказом ФСБ, МВД и Росархива), которым раньше суды аргументировали свои отказы.

Верховный суд РФ также указал, что тайна следствия и судопроизводства не распространяется на запрашиваемые документы, отменил решения нижестоящих судов и обязал МВД предоставить Шахету доступ к материалам. На это решение теперь можно при необходимости ссылаться, хотя в России не прецедентное право, авторитет Верховного суда все же имеет значение.

Не откладывать дело на потом

Процесс реабилитации человека со временем не становится проще. Некоторые архивные документы уничтожаются просто потому, что госорганы не видят в них ценности.

Уходят старшие поколения, и гибнут семейные архивы — собрать сведения, необходимые для реабилитации и подтверждения родства становится труднее.

Поэтому, если вы хотите восстановить доброе имя своего родственника, самое время этим заняться.

Больше новостей и статей – на сайтеАСИ.

Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен.Если вам понравились наши материалы – ставьте лайк. Это очень важно для нас.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad892d8bcf1bc28caede57d/instrukciia-kak-dobitsia-reabilitacii-repressirovannogo-cheloveka-5d84e0aa35ca3100ac340d1f

Уголовный процесс

Реабилитация восстановление в правах

Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

При этом подлежит возмещению вред за весь период уголовного преследования до момента прекращения уголовного дела, уголовного преследования или вступления оправдательного приговора в законную силу.

Согласно ст. 134 УПК РФ право на реабилитацию за лицами, предусмотренными в ч. 2 ст. 133 УПК РФ, признает то должностное лицо, которое принимает решение о вынесении оправдательного приговора либо о прекращении уголовного дела (уголовного преследования).

Факт признания права на реабилитацию суд отражает в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель — в постановлении.

Одновременно на указанных должностных лиц законом возложена обязанность своевременно известить правообладателя и разъяснить ему порядок возмещения вреда, причиненного в ходе уголовного преследования.

В случае реабилитации умершего возникает необходимость сообщения об этом факте заинтересованным лицам. Закон относит к их числу наследников, близких родственников, родственников или иждивенцев умершего реабилитированного (ч. 2 ст. 134 УПК РФ).

Из содержания ч. 2 ст. 134 УПК РФ усматривается, что при отсутствии сведений о месте жительства наследников, близких родственников, родственников или иждивенцев умершего реабилитированного извещение направляется им не позднее 5 суток со дня их обращения в органы дознания, предварительного следствия или в суд.

Право на возмещение вреда носит диспозитивный характер и может быть реализовано по усмотрению лица, им обладающего, путем обращения с соответствующим требованием в тот орган, который постановил оправдательный приговор, вынес определение, постановление о прекращении уголовного дела (преследования), об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений.

Если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор.

В тех случаях, когда реабилитированным является несовершеннолетний, требование о возмещении вреда может быть заявлено его законным представителем.

Право на возмещение вреда может быть реализовано в течение сроков исковой давности, установленных ГК РФ, со дня получения копии документов, указанных в ч. 1 ст. 134 УПК.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 202 содержит положение, согласно которому сроки исковой давности могут быть приостановлены и соответственно восстановлены судом в порядке ст. 205 ГК РФ в случае признания причины его пропуска уважительной.

Необходимые действия по требованию реабилитированного осуществляются следователем (дознавателем) или судьей органа, принявшего соответствующее решение. Совокупность документов, подтверждающих размер заявленных требований, может быть различной и определяется должностным лицом исходя из их характера и объема

Закон не возлагает на лицо, за которым признано право на реабилитацию, обязанность подтверждать обоснованность сумм, указанных им в требовании о возмещении имущественного вреда и подлежащих компенсации.

Так как каких-либо запретов, ограничивающих действия должностных лиц в этом отношении закон также не содержит, на практике имеют место случаи, когда на самих граждан возлагается обязанность представлять документы, имеющие значение для определения размера причиненного им вреда.

Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья, следователь или дознаватель определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Выплаты производятся с учетом инфляции.

В зависимости от инстанции, признавшей право на реабилитацию, а также от оснований его признания процедура рассмотрения и разрешения вопроса о возмещении вреда заинтересованному лицу может быть различна.

Так, например, в случае, когда по делу быт вынесен оправдательный приговор или принято решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, данная процедура включает в себя следующие взаимосвязанные действия: истребование и получение материалов уголовного дела из места его нахождения или хранения, ознакомление с указанными материалами, истребование соответствующих документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований и размера вреда, подлежащего возмещению; расчет сумм, подлежащих возмещению с учетом инфляции, вынесения постановления о производстве выплат.

Копия постановления вручается или направляется реабилитированному, а в случае его смерти наследникам, близким родственникам, родственникам или иждивенцам умершего реабилитированного лица.

Окончательно требование о возмещении имущественного вреда разрешается судьей в порядке ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.

Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации.

Министерством финансов РФ и Федеральным казначейством изданы приказы «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» от 25 августа 2006 г. (в ред. Приказа Минфина РФ № 133.1, Казначейства РФ № 9.1 от 2008 г.) и «Об организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по исполнении судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации» от 15 августа 2006 г. № 271.

Из указанных актов следует, что расходы по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации осуществляются за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете. Руководители управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по г. Москве) на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации представляют при разрешении споров о возмещении вреда интересы Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно совместному приказу Генеральной прокуратуры № 12 и Министерства финансов Российской Федерации № З.1 от 20 января 2009 г.

«О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования» начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией необходимо при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, незамедлительно назначать прокурора для участия в судебном разбирательстве.

Возмещение имущественного вреда как один из элементов компенсационно-восстановительных мер, складывается из совокупности предусмотренных ч. 1 ст. 135 УПК РФ способов.

Возмещению подлежат: заработная плата, пенсия, пособия, другие средства, которых реабилитированный лишился в результате уголовного преследования; конфискованное или обращенное в доход государства на основании приговора или решения суда имущество; штрафы и процессуальные издержки, взысканные с него во исполнение приговора суда суммы, выплаченных им за оказание юридической помощи; иные расходы.

Данный перечень является открытым, так как в соответствии с п. 5 ч. 1 ст.

135 УПК РФ предполагает и иные расходы, под которыми можно понимать любые, кроме перечисленных, материальные расходы, понесенные лицом в ходе уголовного преследования.

Например, затраты, связанные с восстановлением здоровья, ухудшившегося в результате переживаний, вызванных незаконным уголовным преследованием, упущенная выгода, недополученные доходы.

При возмещении имущественного вреда в виде заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лицо лишилось в результате уголовного преследования, подсчеты подлежащих выплате сумм осуществляются в соответствии с правилами, установленными ныне действующими (Наложением «О порядке возмещения ущерба причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания. предварительного следствия, прокуратуры и суда», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.. Инструкцией «По применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», утвержденной 2 марта 1982 г.

Источник: https://isfic.info/urpro/ugcou62.htm

Порядок восстановления прав реабилитированного | Студент-Сервис

Реабилитация восстановление в правах

Особенности возмещения реабилитируемому причиненного вреда зависят от вида последнего. Имущественный вред, связанный с уголовным преследованием, – это причиненный вред, убытки, упущенная выгода в полном объеме, т.е. разность между материальным положением лица до его уголовного преследования и после, а также неполученные доходы, которые это лицо могло получить. В него входит возмещение:

  • заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лицо лишилось в результате уголовного преследования;
  • имущества, конфискованного или обращенного в доход государства на основании судебного решения;
  • штрафов и процессуальных издержек, взысканных во исполнение приговора суда;
  • сумм, выплаченных за оказание юридической помощи (например, оплата услуг адвоката);
  • иных расходов (например, расходы, которые понесены реабилитированным непосредственно в ходе уголовного преследования;
  • расходы, понесенные им в целях устранения последствий незаконного или необоснованного уголовного преследования, включая затраты на возмещение расходов, связанных с рассмотрением вопросов реабилитации, восстановления здоровья;
  • расходы на оплату экспертиз и заключений специалистов и другие).

При этом возмещается только реальный вред, а не предполагаемый. Реабилитированный также вправе рассчитать, обосновать документально и потребовать от государства денежной компенсации любых убытков, происхождение которых находится в причинной связи с его незаконным и необоснованным уголовным преследованием или незаконным осуждением. Согласно п. 2 ст.

15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для того, чтобы получить возмещение имущественного вреда следует произвести ряд процессуальных действий.

Как указывалось выше, после вступления в законную силу решения с признанием за лицом права на реабилитацию, реабилитированному лицу должно быть направлено извещение с разъяснением соответствующих статей УПК РФ о порядке возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, где должно быть указано, какой вред возмещается при реабилитации, а также порядок и сроки обращения за его возмещением.

В случае смерти реабилитируемого указанный документ направляется наследникам, близким родственникам, родственникам или иждивенцам умершего.

Если их место жительства неизвестно, то указанные документы направляются не позднее 5 суток со дня обращения этих лиц в органы или к должностному лицу, который реабилитировал гражданина.

Для возмещения вреда реабилитированному или заинтересованному лицу необходимо подать требование (ходатайство) о возмещении вреда в суд, постановивший реабилитирующее решение, либо в суд по месту жительства реабилитированного, либо в суд по месту нахождения органа, вынесшего реабилитирующее решение.

О месте и времени судебного заседания должны быть извещены реабилитированный, его представитель и законный представитель (при их наличии), прокурор, соответствующий финансовый орган, выступающий от имени казны РФ, и другие заинтересованные лица.

В судебном заседании с участием этих лиц в течение месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции.

На основании вступившего в законную силу судебного постановления о возмещении имущественного вреда выдается исполнительный лист, который направляется для исполнения в порядке ст.

2422 Бюджетного кодекса РФ в Министерство финансов РФ или его территориальное подразделение (например, Управление Федерального казначейства по Челябинской области), которые производят выплату по исполнительному листу.

Возмещение морального вреда может быть осуществлено в нескольких формах.

  1. Взыскание компенсации морального вреда в денежном выражении производится в порядке гражданского судопроизводства. Реабилитированный в этом случае освобождается от уплаты государственной пошлины. При определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, другие обстоятельства, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
  2. Опровержение не соответствующих действительности порочащих доброе имя гражданина сведений, в том числе в средствах массовой информации. По требованию реабилитированного, либо его родственников, либо по указанию суда, прокурора, дознавателя, следователя в течение 30 суток делается сообщение в средствах массовой информации о реабилитации этого лица, если в СМИ были оглашены сведения, порочащие реабилитированного.
  3. Направление письменного сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина по месту работы, учебы, жительства. Инициатива о направлении сообщений может исходить от реабилитированного, его родственников. Они должны обратиться к соответствующим должностным лицам с письменным заявлением с просьбой о направлении вышеуказанных сообщений. Срок направления сообщений (копии решений о реабилитации) – 14 суток с момента поступления заявления.
  4. Принесение прокурором официального извинения от имени государства. Форма принесения извинения (устно, письменно, что именно нужно произнести и т.п.) в УПК РФ не закреплена. Но в указании Генпрокуратуры России от 03.07.2013 г. «О порядке реализации положений ч. 1 ст. 136 УПК РФ» закреплено, что официальное извинение следует приносить в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня вынесения решения о реабилитации.

Восстановление трудовых, жилищных и иных прав реабилитированного производится в порядке ст. 399 УПК РФ при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора.

Если требование о возмещении вреда судом не удовлетворено, или реабилитированный не согласен с принятым судебным решением, то он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст.

396 Трудового кодекса РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Время нахождения лица под стражей, отбывания наказания, отстранения от должности засчитывается в непрерывный стаж, если перерыв между днем вступления в законную силу оправдательного приговора либо постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям и днем поступления на работу не превышает трех месяцев.

При восстановлении реабилитированного в пенсионных правах применяются положения п. 7 Указа Президиума Верховного совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» от 18 мая 1981 года.

Так, при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах, зачтенное в трудовой стаж реабилитированного время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением его от должности или заключением под стражу, приравнивается по выбору реабилитированного либо к работе, которая предшествовала осуждению или привлечению к уголовной ответственности, либо к работе, которая следовала за освобождением от уголовной ответственности или отбытия наказания. Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

При восстановлении в жилищных правах лицу возвращается конфискованное жилое помещение либо предоставляется равноценное, восстановленное в очереди на жилье.

Поэтому в случае восстановления реабилитированного на работе (службе) жилищные условия, существовавшие до прекращения договора найма служебного жилого помещения, должны быть полностью восстановлены.

Реабилитированным, которые были лишены на основании судебного решения специальных, воинских и почетных званий, классных чинов, а также государственных наград, восстанавливаются соответствующие звания, классные чины и возвращаются государственные награды.

В случае обращения реабилитированного в соответствии с частью 2 статьи 138 УПК РФ в суд по вопросу о восстановлении в воинском, специальном, почетном звании или классном чине, а также о возвращении ему государственных наград, которых он был лишен, суд, рассмотрев требование реабилитированного, и признав его обоснованным, должен указать на это в своем постановлении и направить копию постановления в соответствующий государственный орган для решения вопроса о восстановлении реабилитированного лица в воинском, специальном, почетном звании или классном чине, а также о восстановлении его в правах на государственные награды.

Восстановление свобод реабилитированного означает устранение незаконных правоограничений и связанных с ними последствий для гражданина, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию или незаконному осуждению.

Например, должны быть сняты ограничения таких свобод, как свобода передвижения и выбора места жительства, если они были ограничены в ходе уголовного преследования или осуждения; свобода в использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации; свобода в распоряжении способности к труду и выборе рода деятельности и профессии и т.п.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/poryadok-vosstanovleniya-prav-reabilitirovannogo/

Реабилитация по уголовным делам

Реабилитация восстановление в правах

Согласно 34 пункту 5 статьи российского УПК, реабилитация в уголовном процессе предполагает восстановление нарушенных прав и свобод гражданина, необоснованно либо противозаконно подвергшегося уголовному преследованию, а также возмещение ему причинённого вреда.

Нормы Уголовно-процессуального кодекса, посвященные вопросам реабилитации, детализируют и развивают конституционное право граждан (53 статья российской Конституции) на компенсацию вреда, причиняемого незаконными деяниями полномочных государственных органов и их должностных лиц, со стороны государства.

Как показывает ежегодная статистика правоприменительной практики вплоть до 2020 года, процент прекращенных по реабилитирующим основаниям дел, дошедших до суда, пока не так и велик (например, в 2017 году — 1,4%).

Однако эти статистические данные все же свидетельствуют о практической реализации института реабилитации в уголовно-правовом процессе, что является важной гарантией прав граждан.

Право на реабилитацию одновременно подразумевает возмещение и имущественного, и морального вреда, а также восстановление неимущественных прав гражданина (трудовых, жилищных, пенсионных и др.), нарушенных необоснованным либо незаконным уголовным преследованием.

Основания для реабилитации в уголовном праве

В качестве юридического основания для реабилитации в уголовном судопроизводстве рассматривается судебное либо процессуальное решение, принятое с нарушением прав реабилитируемого лица и (или) действующих законодательных требований.

Соответственно, уголовно-правовая реабилитация возможна в отношении граждан, подвергшихся уголовному преследованию при отсутствии на то нормативных оснований.

Кроме того, процедура реабилитации может применяться к лицам, в отношении которых уголовное преследование осуществлялось с нарушением порядка и других уголовно-процессуальных требований законодателя.

Кто может получить право реабилитации?

Во 2 части 133 статьи российского УПК приведен исчерпывающий перечень лиц, которые могут рассчитывать на реабилитацию при наличии на то юридических оснований.

К ним относятся:

  1. Подсудимый, в отношении которого выносится оправдательный приговор.
  2. Подсудимый, освобожденный от дальнейшего уголовного преследования в результате отказа государственного обвинителя от ранее предъявляемого обвинения.
  3. Гражданин, находящийся в процессуальном статусе подозреваемого либо обвиняемого, в отношении которого прекращено уголовное преследование из-за наличия следующих правовых оснований:
    • отсутствие события преступления;
    • отсутствие заявления потерпевшего лица, когда уголовное дело, согласно требованиям законодателя, может возбуждаться не иначе как по заявлению потерпевшего;
    • отсутствие в совершенном гражданином деянии состава преступления;
    • отсутствие заключения из судебных инстанций о наличии признаков преступного деяния в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета, входящего в структуру прокуратуры РФ;
    • отсутствие согласия полномочного органа (ГД, Совета Федерации, российского Конституционного суда и других названных законодателем компетентных государственных органов, судебных инстанций и полномочных лиц), выраженного надлежащим образом, на привлечение в качестве обвиняемых лиц граждан, перечисленных в УПК, или возбуждение уголовного дела в отношении этих лиц, когда такое согласие является императивным законодательным требованием. В частности, согласие полномочных лиц и органов необходимо при возбуждении уголовного дела либо привлечении в качестве обвиняемых членов Совета Федерации, депутатов российской Государственной Думы и судей;
    • непричастность подозреваемого (обвиняемого) гражданина к совершению преступного деяния;
    • наличие в отношении подозреваемого (обвиняемого) гражданина приговора, вступившего в силу, по тому же самому обвинению или судебного определения (постановления судьи) о прекращении соответствующего уголовного дела по полностью идентичному обвинению;
    • наличие в отношении гражданина, подозреваемого либо обвиняемого в преступлении, неотмененного постановления следственных органов, или органов дознания, или прокурора о прекращении ранее возбужденного уголовного дела по аналогичному обвинению либо об отказе в возбуждении точно такого же уголовного дела;
    • отказ российской Государственной Думы на выдачу согласия для лишения неприкосновенности Президента РФ.
  4. Осужденный — при полной либо частичной отмене судебного обвинительного приговора, ранее вступившего в силу, и прекращении соответствующего уголовного дела по юридическим основаниям, предусматриваемым 1 и 2 пунктами первой части 27 статьи УПК (к примеру, ввиду непричастности лица к совершению данного преступления или по другим основаниям).
  5. Гражданин, в отношении которого проводились принудительные мероприятия медицинского характера, — при отмене противозаконно либо необоснованно вынесенного постановления судебной инстанции о применении вышеназванных мер.

Законодатель также предоставил права на компенсацию вреда в рамках реабилитации в уголовном процессе гражданам, противозаконно подвергшимся мерам процессуального принуждения при уголовно-правовом производстве.

Когда не применяются правила реабилитации?

Реабилитация в уголовном судопроизводстве не применяется, когда обвинительный приговор либо меры процессуального принуждения были отменены из-за:

  • завершения сроков давности;
  • выхода акта об амнистии;
  • недостижения гражданином возраста, с которого предусмотрена уголовно-правовая ответственность;
  • наличия у несовершеннолетнего гражданина, уже достигшего возраста, с которого законодателем предусматривается уголовная ответственность, отставания в психическом развитии, не относящегося к психическим расстройствам, из-за которого он не мог полностью сознавать общественную опасность и реальный характер своего противоправного деяния и осознанно руководить собственными действиями во время совершения соответствующего преступления;
  • принятия законодательного акта, который устраняет преступность либо наказуемость деяния, совершенного лицом, за исключением случаев, прямо предусмотренных российским УПК.

Процедура реабилитации

Порядок реабилитации можно условно поделить на несколько последовательных стадий:

  1. Юридическое признание права гражданина, подвергшегося уголовному преследованию, на реабилитацию.
  2. Обращение реабилитированного лица с письменным требованием о компенсации вреда, причиненного ему незаконным либо необоснованным уголовным преследованием.
  3. Рассмотрение требования реабилитированного заявителя и принятие полномочными органами решения о возмещении ему вреда.

Признание прав на реабилитацию

Право гражданина на реабилитацию и, соответственно, на получение компенсационных выплат может признаваться судьей в определении, приговоре либо судебном постановлении, а следователем или дознавателем — в постановлении, на основе которого прекращается уголовное дело или уголовное преследование.

После вынесения соответствующего решения реабилитированному гражданину направляется извещение, где содержатся разъяснения процедуры возмещения причиненного уголовным преследованием вреда.

Если у суда (органов дознания или следствия) нет информации о местожительстве иждивенцев, наследников или родственников умершего реабилитированного гражданина, то соответствующее извещение будет направлено перечисленным лицам не позже 5 суток с даты их обращения в судебные инстанции, или органы дознания, или органы, занимающиеся предварительным расследованием.

Обращение реабилитированного с требованием

Выплаты по реабилитации за незаконное уголовное преследование предполагают заявительный порядок, то есть компенсация реабилитированному лицу выплачивается не автоматически после признания его права на реабилитацию, а лишь после подачи им письменного требования о возмещении причиненного вреда.

Реабилитированный гражданин вправе подать соответствующее заявление на реабилитацию с требованием компенсировать ему вред, начиная со дня получения извещения о признании его прав на реабилитацию и вплоть до истечения сроков исковой давности, регламентированных российским гражданским законодательством.

Требование может быть подано по выбору реабилитированного лица в судебную инстанцию, вынесшую соответствующее решение о прекращении уголовно-правового дела и (или) уголовного преследования, либо в суд по своему местожительству, либо в суд по местонахождению полномочного органа, постановившего о прекращении дела и (или) уголовного преследования, а также об отмене либо изменении противозаконно или необоснованно принятого решения.

Возмещение имущественного и морального вреда

Судья, получивший требование реабилитированного гражданина или его родственников, наследников и иждивенцев (в случае смерти самого реабилитированного) о компенсации имущественного вреда, должен в месячный срок установить размер компенсационной выплаты и вынести постановление о выполнении платежей в рамках возмещения вреда заявителю. Все признанные выплаты выполняются с учётом уровня инфляции.

Копия принятого постановления подлежит вручению (направлению) либо самому реабилитированному лицу, либо в случае его смерти — гражданам, названным во 2 части 134 статьи УПК.

Отметим, что рассмотрение искового требования о выплате имущественных компенсаций в пользу реабилитированного гражданина происходит в упрощенном судебно порядке.

Заявитель освобождается от необходимости представления доказательной базы для установления судьей юридических оснований и размера компенсационного имущественного возмещения.

Если сведения, представленные реабилитированным гражданином в судебные инстанции, не достаточны для вынесения судебного решения, суд должен оказать заявителю содействие в сборе дополнительных данных и доказательств, требуемых для успешного удовлетворения заявленных требований, и при необходимости провести мероприятия для сбора таких доказательств.

Освобождение реабилитированного лица от бремени доказывания в судебных инстанциях правовых оснований и размеров компенсаций имущественного вреда также значит, что при недостаточности собранных доказательств, подтверждающих требования реабилитированного, любые сомнения суда должны толковаться в пользу заявителя, получившего право реабилитации.

К сожалению, сложившаяся судебная практика по реабилитации по уголовным делам показывает, что имеющиеся сомнения не всегда трактуются в пользу реабилитированного лица.

Поэтому, несмотря на отсутствие юридической обязанности сбора доказательств, заинтересованному лицу целесообразно позаботиться о наличии сведений и документов, устраняющих все сомнения относительно правомерности требований и заявленного размера компенсаций.

Возмещение реабилитированному гражданину морального вреда предполагает следующий порядок:

  1. Прокурор, высказываясь от имени государства, официально извиняется перед ним за причиненный уголовным преследованием вред.
  2. Реабилитированный может подать исковое требование о компенсации морального ущерба в денежной форме в судебную инстанцию, осуществляющую гражданское судопроизводство.
  3. Если информация о задержании реабилитированного гражданина и применении к нему различных мер процессуального принуждения была ранее опубликована в печати либо распространена в иных СМИ, то по требованию самого реабилитированного или его родственников (в случае смерти реабилитированного гражданина) либо по письменному указанию прокурора, судьи, следователя, руководителя соответствующего следственного органа, в средствах массовой информации, распространивших вышеуказанную информацию, должно в тридцатидневный срок появиться сообщение о реабилитации.

Размер выплат реабилитированному

Согласно уголовно-процессуальному законодательству, компенсационная имущественная выплата реабилитированному складывается из следующих составляющих:

  • зарплата, социальные пособия, пенсия или другие финансовые средства, которых гражданин был лишён в результате незаконного либо юридически необоснованного уголовного преследования;
  • штрафы и различные процессуальные издержки, взысканные ранее с реабилитированного лица в порядке выполнения судебного приговора;
  • имущественные ценности реабилитированного гражданина, конфискованные либо обращённые в государственный доход на основании решений судебных инстанций;
  • суммы, выплаченные реабилитированным лицом за оказание ему юридической помощи.

Обжалование судебного решения

Реабилитированный гражданин вправе обжаловать не удовлетворившее его судебное решение о назначении возмещающих выплат и возврате изъятых у него имущественных ценностей в порядке кассации, апелляции либо в надзорном порядке.

Относительно части исковых требований, оставленных судебной инстанцией без рассмотрения, реабилитированное лицо может обратиться в суд, используя порядок гражданского судопроизводства.

Таким образом, правовой институт реабилитации в уголовном процессе является важной юридической гарантией, направленной на защиту прав граждан.

Реабилитационный процесс в уголовном праве позволяет лицам, незаконно или необоснованно подвергнутым уголовному преследованию, восстановить свои имущественные и неимущественные права.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/reabilitaciya-v-ugolovnom-processe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.