Различие объекта и субъекта

Субъект в психологии – это что такое?

Различие объекта и субъекта

Субъект в психологии – это отдельная личность или группа людей, которая занимает активную позицию в преобразовании действительности, провоцирует изменения в других людях – объектах – и в себе самом.

Что такое психология?

Слово “психология” происходит от греческого “душа”. Сейчас данная наука изучает природу психики, ее механизмы и проявления. За всю историю становления объектами внимания дисциплины были и душа, и сознание, затем поведение, а сейчас наука изучает психику со всеми ее проявлениями.

Как видим, предмет психологии замещался несколько раз, объектом же всегда оставался человек с присущими ему психологическими проявлениями.

Как любая уважающая себя наука, психология, помимо объекта и предмета, имеет еще задачи, принципы и методы.

Задачи психологии

Задачи науки немного меняются параллельно с предметом. На данном этапе сформировались следующие:

  • изучение влияния деятельности на психику человека, на его межличностные и межгрупповые отношения;
  • исследования психологических условий профессиональной деятельности;
  • изучение способов влияния на отдельную личность, коллектив и массы;
  • установление закономерностей динамики трудоспособности;
  • выявление особенностей индивидуальных качеств, закономерностей и способов формирования личности в современном обществе.

Объект и субъект

Это два противоположных по значению понятия. Понятие “субъект” в психологии – это носитель действия, активный участник некоторого процесса, а объект – это то, на кого оказывают воздействие. Первый – это активная позиция, а второй – пассивная.

Например, субъектом в деревообрабатывающей деятельности будет мастер, а объектом само дерево; субъектом воспитания является воспитатель, а объектом – ребенок; субъектом образования является преподаватель (обучающий), а объектом – ученик.

Но некоторые педагоги считают, что процесс обучения настолько сложный, что без активной позиции ученика он невозможен.

То есть обучающийся является и объектом (например, на лекции, когда слушает и записывает материал), и субъектом (когда самообучается, готовится к практическим или контрольным) образования.

В сфере “человек – человек” роли объекта и субъекта имеют тонкую грань и могут иметь некоторые метаморфозы.

Определение субъекта

В психологии это отдельная личность, которая относится к проявлениям своей психики как к объектам, способна к самопознанию и рефлексии. Субъектом может являться не только один человек, который видит себя со стороны и воспринимает себя же как объект, но и группа людей, и даже целое общество.

Субъектами психологии как науки являются ученые-психологи, которые проводят эксперименты, опросы, тесты и т. д.

Существует несколько отраслей психологии, и в каждой из них понимание человека как субъекта психологии будет немного видоизменяться.

Синонимы в психологии

В психологии очень часто переплетаются, путаются и неоправданно отождествляются понятия “личность”, “субъект”, “индивид” и “индивидуальность”.

Субъект может быть природным, социальным и культурным. Природный субъект – это индивид, а социальный и культурный – это личность.

Индивид

Данный субъект в психологии личности рассматривается как отдельный организм. Новорожденный ребенок уже индивид, но еще не личность, просто представитель рода Homo.

Тем не менее на этом раннем этапе данная биологическая единица представляет собой нечто целостное и может функционировать относительно независимо.

Часто в бытовой речи данное слово приравнивается к индивидуальности, что иногда провоцирует нелепые казусы, так как назвав человека индивидом, вы вряд ли сделаете ему комплимент.

Личность

Только внедряясь в микросоциум, а затем в социум, индивид начинает развиваться как личность. Если размышлять математически, то для становления социального субъекта необходимо как минимум два человека.

Маугли нельзя назвать личностью, так как он не взаимодействовал с людьми. Он развивался в обществе, но ином, не человеческом.

Однако существует несколько уровней развития социальных субъектов: на первом формируются психические процессы, на втором – интеллект, на третьем – общая культура и воспитанность, далее развиваются коммуникативные и социальные навыки и т. д.

Человека воспитанного легко отличить от того, у кого культуры явно не хватает.

Индивидуальность

Под индивидуальностью подразумевают совокупность черт, привычек, повадок, реакций, отношений и других проявлений личности, которые отличают ее от всех остальных.

Несмотря на то что ярко выраженной индивидуальностью может обладать и индивид, который не дорос до уровня личности (тот же Маугли), все же ею принято называть наивысшее проявление личности.

Чтобы развивать свою индивидуальность на прочном фундаменте, необходимо дорасти до личности, стать полноправным субъектом социума, понять, что ты благополучно влился в общество, что ты такой, как и все, а лишь потом подчеркивать и развивать свою индивидуальность.

Отрасли психологии

В наши дни психология стала невероятно популярной. В эру компьютерных технологий и искусственного интеллекта человечеству в качестве сравнения стало интересно изучать душу человека.

Разделы психологии формируются исходя из того, на чьей психике фокусируется внимание, в каких условиях он находится. Задействуется и много других критериев.

Если молодая девушка без психологического образования скажет, что увлекается психологией, скорее всего, она имеет в виду психологию отношений или семейную психологию.

Наиболее популярными и нужными можно назвать следующие отрасли: общая, так как без нее никуда; социальная; возрастная или психология развития; педагогическая; медицинская; военная; юридическая; гендерная; семейная; патопсихология; дифференциальная и т. д.

Общая психология

Субъект этой обобщенной отрасли – личность или несколько человек, которые являются источником познания и изменения действительности, отличительная их черта – активность.

Субъект провоцирует изменения как в других людях, так и в себе самом, смотря на себя как бы извне.

Субъектом психологии как науки будет уже являться не каждый человек, а ученый, который занимается исследованиями различных аспектов предмета психологии.

Предметом психологии как науки является психика человека, а объектов может быть очень много: различные патологии развития, психические процессы (познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые), психические состояния, свойства и т. д.

Психология труда

Субъект трудовой деятельности – человек, который работает. Именно он и является объектом изучения данной отрасли психологии.

Психология труда как отдельная сфера знания выделилась в средне прошлого столетия. В начале двадцатого века работник рассматривался как объект исследований, то есть человек, который занимает пассивную позицию в своей деятельности.

Он работает по строго регламентированной инструкции, без возможности и риска самостоятельно принимать решения, а также проявлять креативность.

Во второй половине двадцатого века на работающего человека уже смотрят как на субъект, так как он занимает не пассивную, а активную позицию.

Данный раздел науки организовался не только для анализа и наблюдения за личностью в ходе ее трудовой деятельности как одной из основных сфер жизни, но и для дальнейшей оптимизации процедуры профподготовки, повышения производительности, изучения трудовой мотивации и других периферийных задач.

Социальная психология

Субъектом в данном случае будет все тот же человек, только рассматриваться он будет как социальная единица.

Некоторые исследователи субъектом этой отрасли считают социум, а объектом его деятельности – отдельного индивида.

Социальная психология изучает закономерности поведения людей в обществе в ходе их взаимодействия.

В свою очередь данная отрасль психологии имеет три основные направления изучения: группы, общение в обществе и личность в социуме.

Неоднозначное понимание

В такой науке, как психология, личность – субъект деятельности, и она же – объект. Начиная с середины прошлого века взгляды данной отрасли знания на позиции субъекта и объекта несколько изменились.

Человек, который работает, учится, общается, раньше по праву считался объектом исследований. Все верно, ведь на нем сфокусировано внимание того, кто этим занимается – субъекта.

Но если говорить об активности и пассивности, то работающий, учащийся и другая действующая личность не может быть объектом. Сам процесс делания переводит ее из состояния пассивного в активное.

Поэтому сейчас наиболее корректно говорить так: объектом психологических исследований в той или иной сфере является человек или группа людей как субъект какой-либо деятельности.

Такая неоднозначность понятий “субъект” и “объект” прослеживается в сфере “человек – человек”, где последний бывает то активным, то пассивным участником процесса.

Если врач дает наставления своему пациенту, и тот их исполняет, он одновременно является объектом терапевтического процесса (у него есть наставник, который поставил перед ним ряд конкретных задач) и его же субъектом (так как сам берет таблетку, выпивает ее, делает себе компрессы и т. д.).

В случае с врачом-хирургом пациент будет лишь объектом в процессе оперирования, ведь он пассивен и находится под наркозом.

Субъект через объект

Можно рассматривать термин “субъект” как все то, что не является объектом, и наоборот. Субъект – это Я. Все то, на что человек может указать, является объектом. При этом Я никогда не будет объектом. Под “Я” в данном случае имеется в виду восприятие. “Что такое тогда самовосприятие?”, – спросите вы.

Самовосприятие в ходе оперирования данными категориями приравнивается к термину “восприятие”, которое не может стать объектом, так как это и есть мы. Воспринимать можно отдельные предметы, явления и даже свое тело – это объекты, но когда мы мыслим о нашем восприятии, объектами становятся мысли, а не восприятие. Поэтому субъектом можно назвать совокупность всех воспринимаемых нами объектов.

Человек может отделить восприятие одной вещи от восприятия другой, но целостное восприятие нельзя ни от чего отделить и ни с чем сравнить. Так как объекты мы можем сопоставлять друг другу, сравнивать, видеть некоторые из них одновременно, но с полным восприятием таких манипуляций провести невозможно.

Восприятие и самовосприятие

Восприятием называют процесс познания окружающего мира с помощью органов чувств. Оно формирует наше познание.

Образы предметов и явлений фиксируются в нашем сознании благодаря восприятию. Но то, как мы видим мир, является субъективным представлением, а не реальным.

Каждый человек воспринимает мир по-своему исходя из приобретенного жизненного опыта, знаний, типа темперамента и ряда других причин.

Если в центр круга тренинговой группы поставить гитару, то каждый будет видеть ее с различных ракурсов, стало быть, и описание данного предмета будет разным.

Субъективное и объективное мнение

Как понятие “субъект” противопоставляется понятию “объект”, так и “субъективность” противопоставляется “объективности”.

Субъект хоть и занимает активную позицию, все же у него есть один весомый “недостаток”: он видит мир только с одной точки – с позиции своего восприятия.

Вернемся к примеру с гитарой. Представим, что в кругу сидят люди, а по центру стоит музыкальный инструмент.

Человек, к которому она повернута тыльной стороной, будет с полной уверенностью утверждать, что она не имеет струн, гриф неизвестно как крепится, а о толщине не сможет сказать ни слова.

Тот же, кто сидит напротив, наоборот, будет яростно убеждать оппонента в том, что струны все-таки присутствуют. Видящий гитару в профиль не будет сомневаться, что это достаточно узкий предмет, и т. д.

Субъективных мнений может быть тысяча, а объект один – гитара. Если кто-то из участников встанет и обойдет круг, то в этом случае он сможет описать предмет объективно.

Исходя из данного уравнения, можно говорить о том, что объективное мнение – это совокупность субъективных.

Субъекты общения

В психологии субъектами общения принято называть индивида, который владеет коммуникативными навыками, умеет взаимодействовать с другими людьми и обладает социально-культурными навыками.

Субъектом общения можно называть не только взрослых людей, но и младших школьников, и детей дошкольного возраста, которые в ходе общения пытаются выстроить личные социальные контакты.

Источник: https://FB.ru/article/373766/subyekt-v-psihologii---eto-chto-takoe

Субъекты права. объекты права

Различие объекта и субъекта

1. Что такое “субъект права”?Субъекты права — это лица, обладающие правосубьектностью, т.е. граждане, организации, общественные образо­вания, которые могут быть носителями прав и обязаннос­тей, участвовать в правовых отношениях.

Выражения “субъект права” и “лица, обладающие правосубъектностью” совпадают. Здесь термины “субъект” и “лицо” обозначают одно и тоже.

Более широкое значение имеет понятие правовой статус. Когда говорится о правовом статусе лица, то имеется в виду то, что оно обладает и правосубъектностью, и опре­деленным кругом основных прав, определяющим его пра­вовое положение в обществе или в данной области общест­венной жизни.

Например, когда речь идет о статусе долж­ностного лица, то под этим понимается и то обстоятельст­во, что такое лицо имеет властную административную правосубъектность, т.е.

занимает властные позиции, и то, что оно в соответствии со своей компетенцией обладает известным кругом императивных правомочий, на основе которых может решать те или иные вопросы.

2. Правоспособность и дееспособность. Правосубъектность охватывает два элемента:

правоспособность — способность обладать субъектив­ными правами и нести юридические обязанности, т.е. про­сто иметь их;

дееспособность — способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (статья 21 Гражданского кодекса РФ).

Это разграничение касается в основном граждан, так как способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности зависит от возраста и психического состояния лица.

Поэтому тот или иной гражданин — малолетний, ду­шевнобольной, не могущий руководить своими действиями, — является правоспособным, но не во всех случаях дее­способным.

В отношении таких граждан (с тем, чтобы имелись лица, которые могли бы осуществлять и защищать их права) устанавливается опека или попечительство.

3. Виды субъектов. Основные виды субъектов следующие:

а) индивидуальные субъекты. К ним относятся граждане, т.е. индивиды, обладающие гражданством данной страны, иностранные граждане, а также лица без гражданства;

б) организации. Это коллективные субъекты. К ним при­надлежат различного рода некоммерческие и коммерческие организации — государственные организации (государст­венные органы, государственные предприятия), частные фирмы и общественные объединения; –

в) государство, государственные и муниципальные образо­вания. Они включают государство в целом как субъекта международного права или финансовых отношений по бюджету (казне), государственные образования — респуб­лики, области, края, а также муниципальные администра­тивно-территориальные образования, например города.

Необходимо видеть различие в правосубъектности лиц в области публичного права и в области частного права.

В области публичного права — это в основном вопросы юридической субординации и подчиненности, т.е. вопросы компетенции государственных органов и должностных лиц, с одной стороны, а с другой — пассивной правосубъектнос­ти подчиненных и подотчетных лиц, их обязанностей и от­ветственности, вытекающих из властных актов государст­венных органов и должностных лиц.

В области частного права (гражданского, трудового, се­мейного) существует принципиальное юридическое равен­ство всех субъектов независимо от их статуса. Здесь все субъекты — одинаково “лица”. При этом различаются:

физические лица (индивидуальные субъекты — граждане, иностранные граждане, лица без гражданства);

юридические лица (организации). Необходимо обратить внимание на то, что юридическое лицо — не всякий коллек­тивный субъект, а только коллективный субъект в области частно-правовых, имущественных, трудовых и им подоб­ных отношений.

В частно-правовых отношениях государст­во, государственные и муниципальные образования как субъекты собственности, договоров приравниваются к юридическому лицу, т.е.

в принципе не имеют отличий от положений других субъектов, в том числе – физических лиц, граждан.

Согласно новому гражданскому законодательству Россий­ской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (но с обязательной государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя). В таком же порядке действует глава крестьянского (фермерского) хо­зяйства. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ, в указанных случаях при­меняются, в принципе, правила Кодекса о юри­дических лицах, являющихся коммерческими организациями.

4. Объекты права. Это еще один (после “содержания” и “субъектов”, третий) элемент правоотношения.

Объект правоотношения – тот предмет окружающего мира, материальное или нематериальное благо, по поводу которого (в отношении которого) сложилось правоотношение.

Характер объекта нередко существенно влияет на права и обязанности лиц.

В тех случаях, которые приводились в начале книги, нетрудно заметить, скажем, что в общественном транспорте юридические права и обязанности в общественном транспорте прямо зависят от того, занимают ли пассажиры места, над которыми помещена табличка “для пассажиров с детьми и инвалидов”, или же другие места, т.е. в данном случае от объекта прав и обязанностей

Объект весьма важен в отношениях собственности, в иных имущественных и авторских отноше­ниях, да и любых других правоотношениях, где от характера данного блага зависят права и обя­занности субъектов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

1. Что такое “юридический факт”. Важная сторона в существовании и динамике правоот­ношений — юридические факты.

Юридический факт — это конкретное жизненные об­стоятельство, с которым нормы права связывает возник­новение, изменение или прекращение правоотношений.

Юри­дическими фактами являются, например, договор, акт на­значения на должность, такое событие, как смерть лица в наследственных от­ношениях.

Нередко юридические последствия порождает не один какой-либо факт, а их совокупность. Например, для возникновения пенсионных отношений необходимы по крайней мере три факта — возраст, стаж и акт назначения пенсии. Такая совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия, называется фактичес­ким составом.

2. Классификация юридических фактов. Эта классификация производится по нескольким основаниям. В то числе:

по характеру юридических последствий

по волевому признаку.

П о х а р а к т е р у п о с л е д с т в и й юридически факты подразделяются на:

правообразующие (заключение трудового договора, когда работодатель и работник становятся носителями трудовых прав и обязанностей);

правоизменяющие (обмен жилой площади, влекущий из­менение объекта правоотношения и соответственно прав и обязанностей по договору жилищного найма);

правопрекращающие (продажа имущества, прекращаю­щая право собственности продавца).

Здесь нужно иметь в виду, что один и тот же факт (например, купля-продажа вещи) одновременно в разных правоотношени­ях может иметь различные последствия. Для продавца значение правопрекращающего факта, для покупателя – правобразующего.

Сложным, разветвленным является деление юридичес­ких фактов по в о л е в о м у признаку. Здесь юридические факты прежде всего подразделяются на:

события (порож­даемые ими правовые последствия не зависят от воли людей — рождение человека, природное стихийное явле­ние);

действия (порождаемые ими правовые последствия зависят от воли людей — договоры, правонарушения и т.д.).

Действия в свою очередь подразделяются на правомер­ные и неправомерные. Причем и у тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности.

Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т.е. правомерные дейст­вия, направленные на определенные юридические послед­ствия, например, договор.

При разграничении видов юридических фактов нельзя смешивать термины “проступки” и “поступки”. Проступки — это неправомерные действия (правонаруше­ния), наиболее опасная их разновидность — преступления.

Поступки же, напротив, есть разновидность правомерных дей­ствий, которые, однако, в отличие от юридических актов, могут и не быть направлены на определенные юридические последствия, но они приводят к таким последствиям непо­средственно в силу норм права.

Например, находка клада: желал или нет гражданин, нашедший клад, получить возна­граждение, право на него возникает непосредственно в силу закона.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Что такое “юридическая ответственность”.Слово “ответственность” используется в нашей речи ши­роко. Например, мы говорим о “моральной ответственнос­ти”, об “ответственности гражданина перед Отечеством”. В праве под этим словом понимается главным образом при­менение государственного принуждения к виновному лицу за совершенное им правонарушение.

Юридическая ответственность — это применение к ви­новному лицу мер государственного принуждения за совер­шенное правонарушение. Сюда включается применению мер уголовного наказания за совершенное преступление, назна­чение штрафа за совершенный административный просту­пок.

При юридической ответственности правонарушитель “держит ответ” — претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несет известные лише­ния, урон. Юридическая ответственность, следовательно, связана с общественным осуждением правонарушителя, со­циальной и моральной упречностью его поведения.

Юриди­ческую ответственность необходимо отличать от:

а) профилактических и превентивных мер, установлен­ных законом (например, реквизиции имущества в военное время или при чрезвычайном положении);

6) мер защиты, т.е. правовых восстановительных мер, используемых в гражданском праве, некоторых других от­раслях, таких, как возвращение имущества собственнику, когда оно находится в неправомерном владении у других лиц (нередко эти защитные меры тоже именуются “ответст­венностью”).

2. Состав правонарушения. Правонарушение как основание юридической ответст­венности характеризуется четырьмя элементами (сторона­ми), образующими состав правонарушения. Это:

объект — нарушенное материальное или нематериаль­ное благо, защищаемое правом;

субъект — дееспособное лицо, совершившее правонару­шение;

объективная сторона — само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом;

субъективная сторона — вина, т.е. отношение правона­рушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.

Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь при наличии, а практически при режиме законности – установлении всех элементов (сторон) состава правонарушения.

Это требование является обяза­тельным, безусловным при возложении уголовной и адми­нистративной ответственности.

По гражданским же право­нарушениям (в том числе при ответственности за вред, при­чиненный источником повышенной опасности) закон может сделать исключения из этого требования: – лицо может нести ответственность при определенных обстоя­тельствах и без вины.

3. Порядок возложения юридической ответственности. При применении к лицу мер государственного принуж­дения карательного характера (в уголовном и администра­тивном праве) действует презумпция невиновности, т.

е. пред­положение, в соответствии с которым даже при наличии фактов, свидетельствующих о доказанности объективной стороны, лицо считается невиновным, пока в предусмот­ренном порядке не будет доказана и установлена судом его вина.

Это важная конституционная гарантия прав личнос­ти, означающая, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности, вовсе не обязано доказывать свою неви­новность: бремя (обязанность) доказывания вины лежит на компетентных государственных органах — органах следст­вия, прокуратуре, осуществляющих обвинение. И до тех пор, пока это не сделано и вина не признана судом в обви­нительном приговоре, лицо считается невиновным.

Многие юристы-практики (судьи, следователи, прокуро­ры, адвокаты и др.) занимаются сложной и многообразной деятельностью, связанной с юридической ответственнос­тью. Эта работа имеет отношение к доказательствам и доказыванию, что затрагивает главным образом объективную и субъективную стороны правонарушений.

Так, и по уголов­ным, и по гражданским делам нередко исходным и решаю­щим является не только сам факт “вредоносного результата”, но и установление фактов, свидетельствующих: а) о причинной связи между этим результатом и поведением данного лица и б) о вины в виде умысла или неосторожности в наступлении такого результата.


Глава четвертая

ЗАКОНЫ

Просмотров 4300 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-27054.html

Каково основное отличие субъекта от объекта?

Различие объекта и субъекта

Каково основное отличие субъекта от объекта?

Субъект функционирует в среде и имеет возможность ее изменить, а объект только существует в среде.

Как определить смысл оценки, выраженной неким субъектом?

Нужно спросить субъекта какой смысл он вкладывает в данную оценку, узнать критерий оценивания.

6. Почему при вмешательстве в реальность с целью решения про­блемы приходится опираться на какую-то идеологию?

Воспроизведите классификацию идеологий на три типа. Каково основное отличие между ними?

Основное отличие между тремя типами идеологий это состав участников, для которых осуществляется улучшающее вмешательство.

1 тип. Принцип приоритета меньшинства

2 тип. Принцип приоритета большинства

3 тип. Принцип приоритета каждого.

Почему невозможно достичь в реальности улучшающего вмешательства?

1. Невозможно сделать так, чтобы всем было хорошо.

2. Решить проблему без создания новых проблем практически нереально.

3.Нехватка времени и ресурсов для создания улучшающего вмешательства.

Назовите четыре типа улучшающих вмешательств?

1. ABSOLUTION. Невмешательство

2. RESOLUTION. Частичное решение проблемы. Н-р, повышение пенсий на фоне инфляции.

3. SOLUTION. Оптимальное решение. (наилучшее в данных условиях)

4. DESOLUTION. Полное растворение. Предотвращение еще не наступившей проблемы и полное отсутствие отрицательных последствий.

10. Оптимальность обеспечивается только при совокупном соблю­дении двух требований. Каковы эти требования?

1.степень изученности проблемы должна быть высокой.

11. Каков важный результат прикладного системного анализа кон­кретной проблемы, кроме решения самой проблемы?

обучение клиента самой процедуре прикладного системного анализа и поведения в аналогичных ситуациях.

Прикладной системный анализ – сплав наук, предназначенных для решения проблем.

Оптимальность – наилучшее решение в данных условиях.

“Твердые” и ” мягкие проблемы”.

А сте­пень изученности нашей ситуации может быть разной. Есть пробле­мы хорошо структурированные, допускающие построение количе­ственных математических моделей, например многие инженерные и научные проблемы (такие проблемы называются “жесткими”, ''твер­дыми” – hard problems).

Но многие проблемы реальной жизни описываются на языках, далеких от математики, – от житейских проблем, описываемых на разговорном языке, до профессиональных, которы­ми занимаются, например, многие гуманитарии и естествоиспытате­ли (такие проблемы называют “рыхлыми”, “мягкими” – soft problems).

Эти различия, естественно, учитываются и в ряде деталей технологии решения проблем, что позволяет говорить о “жесткой” и “мягкой” тех­нологиях прикладного системного анализа.

1. Что такое статические свойства систем?Особенности конкретного состояния системы. Перечислите четыре статических свойства.

1. Целостность (нечто единое, целое, обособленное, отличающееся от всего остального.)

2. Открытость (обмен информацией между окружающей средой и системой)

3. Внутренняя неоднородность системы (разделимость на части)

4. Структуированность

2. Как из открытости систем вытекает факт всеобщей взаимосвя­занности в природе?

Между любыми двумя системами обязательно существует* и ее можно отыс­кать, длинная или короткая цепочка систем* связывающая их: выход каждой системы является входом другой. При этом прямая и обратная цепи, как правило, различны, откуда возникает понятие несимметрич­ной причинно-следственной связи.

3. Что называется “моделью черного ящика”? Назовите четыре рода ошибок, которые можно совершить при построении модели черного

Ящика.

Черный ящик – перечень входов и выходов.

первого рода: ошибочное принятия не важной связи в число существенных и включение ее в модель.

второго рода: невключение субъектом существенной связи в модель.

третьего рода: последствия незнания.

четвертого рода: неверное отнесение существенной связи к входу или выходу системы.

4, Что называется моделью состава системы? Каковы (три) труд­ности ее построения?

Модель состава – иерархический список частей системы.

1) целое можно делить на части по-разному

2) количество частей зависит от того, на каком этапе остановить дробление

3) любая система является частью какой-то большей системы.

Подсистема.

Элемент системы.

Функция системы.

Стимулируемость систем.

Функционирование.

Рост (спад).

Развитие (деградация).

Жизненный цикл.

Модель.

Анализ.

Синтез.

Модель абстрактная.

Модель языковая.

Модель реальная.

Модели познавательные.

Модели прагматические.

Адекватность модели

Каково основное отличие субъекта от объекта?

Субъект функционирует в среде и имеет возможность ее изменить, а объект только существует в среде.

Источник: https://cyberpedia.su/12x2e47.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.