Разглашение гос тайны это преступление

Разглашение государственной тайны: ответственность, статья

Разглашение гос тайны это преступление

1.

Состав преступления: 1) объект: основной — основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;

2) объективная сторона: действие или бездействие, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, попадают в распоряжение лиц, не имеющих на это правовых оснований.

Разглашение в форме действия может быть осуществлено в виде устного сообщения лицам, не имеющим доступа к конкретным сведениям, ознакомления с документам или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, публикации в СМИ и другим не санкционированным полномочным должностным лицом способом ознакомления конкретного лица (лиц) со сведениями, составляющими государственную тайну. Разглашение в форме бездействия может быть выражено в несоблюдении правил доступа в помещения, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, непринятии мер по сокрытию внешнего вида специальных изделий, перевозимых по территории предприятия или за его пределами, нарушении правил засекречивания сведений и присвоения грифа секретности документам и т.д.;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в отношении которого обеспечены правовые основания доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (оформлен установленным порядком допуск к государственной тайне и конкретные сведения доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления являются: — наличие оформленного установленным порядком допуска к особой важности, совершенно секретным или секретным работам, документам и сведениям (1, 2 или 3-я форма допуска); — наличие приказа о назначении на конкретную должность (зачисление в состав студентов) и иные; — проведение инструктажа в подразделении по защите государственной тайны, ознакомление с нормами законодательства РФ об ответственности за его нарушение и взятие на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;

— наличие письменного разрешения руководителя на ознакомление с конкретными материалами или сведениями.

Получение лицом, не имеющим вышеуказанных признаков, сведений, составляющих государственную тайну, может квалифицироваться по ст. 283.1 УК РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Прямой умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что в результате его действий (бездействия) сведения станут доступны третьим лицам, и желает наступления этих последствий (например, субъект преступления рассказывает о секретном изобретении своего предприятия постороннему лицу). Косвенный умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что произойдет разглашение сведений в отношении третьих лиц, не желает, но сознательно допускает их ознакомление или относится к ним безразлично (например, субъект преступления поручает отнести секретный документ на подпись руководителю сотруднику, не имеющему санкционированного доступа к этому документу).

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Распространение порнографии: статья, штраф, ответственность
  • Разжигание национальной розни: статья 282 УК РФ в редакции 2020 года
  • Разглашение врачебной тайны: ответственность, статья, образец жалобы на разглашение 2020 года
  • Развратные действия: уголовная ответственность, статья УК РФ, признаки, наказание
  • Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности: уголовная ответственность, статья УК РФ, срок давности
  • Превышение самообороны повлекшее смерть: статья УК РФ, срок
  • Посредничество во взяточничестве: статья 291 УК РФ в редакции 2020 года, ответственность

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление разглашения, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, субъект преступления использует прозрачный конверт для пересылки секретной корреспонденции).

Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими государственно тайну, хотя бы одного лица, в отношении которого не санкционирован доступ к этим сведениям. Причем, оконченный состав преступления имеет место в случае.

когда указанное лицо находится в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится то же деяние, но повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть как признак отнесена специалистами в области уголовного права к числу оценочных.

Организация разработки и представления в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, отнесена к полномочиям Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Тяжесть последствий совершенного преступления в каждом конкретном случае должна определяться с учетом всех обстоятельств дела: характера сведений, степени их секретности и значимости, круга лиц, которому сведения стали известны в результате разглашения и т.д.

Экспертное заключение составляется органами государственной власти и организациями, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, чьи сведения подверглись разглашению.

Если речь идет о сведениях, касающихся деятельности нескольких органов государственной власти и засекреченных ими в соответствии с ведомственными Перечнями сведений, подлежащих засекречиванию, то заключения будут представляться ими на рассмотрение в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Источник: https://rsgji.ru/stati/razglashenie-gosudarstvennoj-tajny-otvetstvennost-statya.html

Разглашение государственной тайны: понятие, состав и субъект преступления, уголовная ответственность по статье 283 УК РФ

Разглашение гос тайны это преступление

Разглашение гостайны является уголовно наказуемым деянием, входящим в группу преступлений против государства. Ответственность за него прописана в 283 ст. действующей редакции Уголовного кодекса.

Разглашение государственной тайны: общая характеристика преступления

Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  • в Законе РФ №5485-1 «О государственной тайне»;
  • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Общественная опасность преступления состоит в разглашении сведений, обеспечивающих информационную безопасность государства, и несанкционированный доступ к подобного рода данным третьим лицам.

Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.

Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.

Для того чтобы разглашение государственной тайны стало предметом уголовного преследования, необходимо, чтобы гостайна стала известна людям, которые не имеют к ней соответствующего доступа. Сведения могут быть разглашены устным или письменным способом, с использованием СМИ: данный аспект не имеет принципиального значения при квалификации преступления.

Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.

Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия. Примерами активных действий могут являться:

  • передача сведений в ходе доверительной беседы;
  • демонстрация документов, схем или устройств;
  • разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.

Бездействие может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.

Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.

Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.

Важной отличительной чертой законного разглашения государственной тайны является получение у адресата расписки о неразглашении поступивших сведений. При этом после прекращения действия допуска к гостайне лицо не вправе разглашать ставшие известными сведения.

Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:

  • из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
  • из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.

Адресат должен быть вменяемым и осознавать, что полученные им сведения относятся к государственной тайне. Если же эти данные преступник разгласил психически невменяемым, малолетним, то состав преступления нельзя считать оконченным и речь идет только о покушении на него.

Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности.

В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте).

Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации. Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных.

Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Лицо, которое не имело по роду своей деятельности доступа к государственной тайне, не может быть привлечено к ответственности по ст. 283 УК РФ. Если же гражданин собирал соответствующие сведения умышленно, то его действия могут быть квалифицированы как шпионаж или государственная измена (если эти данные впоследствии стали достоянием иностранного государства) либо по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

Ответственность за разглашение государственной тайны

Ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена в 283 ст. УК РФ. Она предусматривает арест или лишение свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью.

Не отягченный состав преступления, который заключался в разглашении государственной тайны лицом, которое получило доступ к таким сведениям по роду службы, работы или учебы, прописан в части 1 ст. 283.

Она предусматривает наказание в виде:

  • ареста до 4-6 месяцев;
  • лишения свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности на 3 года или без такового.

Ответственность по ч. 1ст. 283 УК РФ наступает только при отсутствии признаков государственной измены.

Часть 2 ст. 283 УК РФ содержит квалифицирующий признак преступления. Если разглашение государственной тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то такое деяние наказывается лишением свободы до 3-7 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Последствия могут быть признаны тяжкими только по решению суда при рассмотрении материалов дела. В частности, учитываются содержание сведений, характеристика адресата, значимость информации для государственной безопасности и пр. Тяжкие последствия являются оценочным понятием.

Они могут заключаться в необходимости крупных материальных затрат для устранения последствий преступления, аресте сотрудника российских спецслужб в результате разглашения, срыве заключения крупного договора или госконтракта, поступлении информации к иностранным спецслужбам, провале агентурной сети, необходимости изменения местоположения режимного объекта и пр.

Методики определения размера ущерба при разглашении государственной тайны должны определяться Правительством РФ. Но в настоящее время такой документ, в котором изложен порядок расчета, отсутствует.

При квалификации преступления как разглашения государственной тайны судья должен обратиться:

  • к действующим регламентам и нормативно-правовым актам, которые указывают на рекомендованный порядок обращения со сведениями, составляющими гостайну;
  • к предписаниям по ст. 275 УК, чтобы установить факт отсутствия признаков госизмены.

Ст. 26 ФЗ «О гостайне» предусматривает не только уголовную, но и административную или дисциплинарную ответственность за совершенное деяние. Выбор меры наказания зависит от тяжести последствий в результате совершенного преступления.

Таким образом, разглашение государственной тайны – это одно из преступлений против государственной власти. Ответственность за него предусмотрена в 283 ст. УК РФ, она наступает только при отсутствии в действиях лица признаков государственной измены. Максимальное наказание при наступлении тяжких последствий предусматривает 4-7 лет лишения свободы.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/gosudarstvennaya-bezopasnost/razglasenie-gostajny.html

Разглашение государственной тайны. Состав и виды этого преступления

Разглашение гос тайны это преступление

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены –

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –

(в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ)

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Общественная опасность преступления определяется тем, что в результате разглашения государственная тайна может стать достоянием иных государств и быть использована ими для подрыва или ослабления обороноспособности, внешней безопасности и других интересов России.

2. В качестве основного объекта рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок сохранности государственной тайны, нарушение которого может причинить ущерб безопасности страны.

Предметом анализируемого преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 275).

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утверждена постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050 (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987).

Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне утверждено постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 (СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407) (см.  ст. 275 УК).

Сведения, составляющие государственную тайну, необходимо отличать от иной, охраняемой в РФ информации, в частности от конфиденциальных сведений.

3. Объективная сторона преступления предполагает:

а) противоправное придание огласке сведений, составляющих государственную тайну, путем действия или бездействия;

б) наступление определенных последствий – они стали достоянием других лиц;

в) причинную связь между указанными действиями и последствиями.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих оформленный в установленном порядке допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Другие лица – это те, которые не допущены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, либо допущенные, но к иным сведениям.

Способы разглашения могут быть различными: устный (выступление, разговор), письменный (опубликование в печати, указание в письме), демонстративный (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), нарушение порядка хранения и пользования такими сведениями (оставление документов в местах, доступных для ознакомления другими лицами, утрата документов).

Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием другого лица, т.е. с наступлением последствий. Если разглашаемые сведения не были восприняты, не осознавались как сведения, составляющие государственную тайну, посторонним лицом, деяние должно квалифицироваться со ссылкой на ст. 30 как покушение на разглашение государственной тайны.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 при условии отсутствия в деянии признака государственной измены, обрисованного в ст. 275, в форме выдачи государственной тайны.

4. Субъект преступления – специальный:

а) лица, имеющие допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну;

б) лица, указанные сведения которым стали известны в силу должностных обязанностей по службе или работе.

Лица, случайно (не в связи со служебной деятельностью) ознакомившиеся со сведениями, составляющими государственную тайну, а затем разгласившие их, не несут ответственность за совершенное деяние, так как не являются субъектами данного преступления.

5. Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется умышленной виной.

При прямом умысле виновный предвидит возможность или неизбежность того, что оглашаемые сведения воспринимаются посторонними лицами, и желает этого.

При косвенном умысле виновный предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием других лиц, и не желает, но сознательно допускает возможность восприятия смысла сообщаемой информации, или безразлично относится к этому.

Мотивы могут быть различными (например, показать свою осведомленность, социальную значимость, поднять интерес к своей личности окружающих и т.д.).

6. Часть 2 предусматривает квалифицированный состав преступления – разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжкие последствия – оценочное понятие, устанавливаемое в зависимости от обстоятельств содеянного преступления, в частности от наличия использования этих сведений и его адресата, значимости причиненного фактического ущерба и т.д. Таковыми признаются, например, переход сведений к иностранным спецслужбам, срыв перспективных научных исследований, причинение значительного экономического ущерба и т.д.

Разглашение государственной тайны необходимо отграничивать от смежных составов преступлений, изложенных в ст. 275, 284, 183. Например, от государственной измены оно отличается по субъективной стороне, по направленности умысла.

При государственной измене в форме выдачи государственной тайны виновный осознает, что секретные сведения выдаются соответствующему адресату, и желает нанести вред внешней безопасности государства.

При разглашении же такого рода сведений у виновного отсутствует намерение нанести вред внешней безопасности России (см.  ст. 275).

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 958;

Источник: https://studopedia.net/4_50248_razglashenie-gosudarstvennoy-tayni-sostav-i-vidi-etogo-prestupleniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.