Равноправие перед законом

� ��������� ���� ����� ������� � ����� (������������) / �����.��

Равноправие перед законом

������� � ���������. ������ 19   ����� 2 ����� � ������� �������� � ����������. ( ��� �� ������, �������, ����� ������ ������. ��� ��������������� � ������������� ������� ������ ������ ������ ������ ������. � ������ ����� �� ) 1. ��� ����� ����� ������� � �����. 2.

����������� ����������� ��������� ���� � ������ �������� � ���������� ���������� �� ����, ����, ��������������, �����, �������������, �������������� � ������������ ���������, ����� ����������, ��������� � �������, ���������, �������������� � ������������ ������������, � ����� ������ �������������.

����������� ����� ����� ����������� ���� ������� �� ��������� ����������, �������, ������������, �������� ��� ����������� ��������������. 3. ������� � ������� ����� ������ ����� � ������� � ������ ����������� ��� �� ����������. ��� ���. � � ������ �������, � ���  ���� ������ 91, ������� ��������� ������������, ����, ��� ������������� � ������ 19.

���������� ��������������: 19 � 91! ������ 91 ����������� �� ��������� ���������� ��������� �������� �������������������.

������ ��������� ������ ������������������ �� ����? �� ������ � �� ����? ����� ��� ������, ������? ����� � ���������� ��������� �����-�� ���������?  �� � ����� 2 ������ 19 ����������� ���� �������:����������� ����������� ��������� ���� � ������ �������� � �������������������� ��:������������� ��������� �, � ����� ������ �������������.

�����, ������ ��� �� � ������ ���������? ��� ��� ��, � ������ 19 ��������� ���� ���������������  �� �������� �� ����� ����������. ����� ��������� �� ������� ���� ������� ������? ������, � ��� �����������  �� ����� ������ ������ �� �����������? ��� ������ �����, ��������� � �����������? ������, ��������� ���� ����� ������� � ����� �� �������� ����������? ��� ���� ��� ������ ����.

� �������, �� ���� ��������� ����� ���������� ���� ����������� ���������������������? �� ����� �� ���������� � ���������� � ������ �������. ��, ��� ������ ��� ��������, ���� ��������� ����� ����������� � �����������. ��� ������ ����. ��������� ���� ������� II. ��������� ������ ����������� � ����������� ��� ����������, ���� �������� ���� ����� ��������.

������ �� ��������, � ����� �� � ���� � ����. ���� �� ��������� ����� ���������� ��������������������� �� ��������, �����������, ������� ���� ����������� ���������, ��� �� ���� ���� �� ����. �� ������� �������������������� �� ���������. � ���������� ����������, ���� ���� ���������� �������������������. ���� ���������� ����� �������� �����������, �� ���, ���, � ������� �� ���������.

������ �  ������ �� ������ � � ������. ������ ��� �����  ����� ����������� ��� �����! � ����� ��� �� ����� � ���������, �� �� �� ���������� ������,  ����� ����������� ���������������� �������� ������ ����� � ����. �������� ���� �������� � ��� ����, ��� ��� �� ����� �������� � ���� ���������. �� ������������ � �������. �� ������������ ����� �������.

� ��, ������ ��, ����� � ��� �� ����������  ������ ����������� �� ����������. �� ����������� ����, ������ �������� ��� ����� � ����������� ��. ��� ��� ���,   � �������, ������ ����� ��������? � ��� ���� �������� ��������, ��� �� ������� �������� �� �� ���� �� �������������. ���, �������� �����, ����������� � ���������, � ���������� �������� ���� ��������.

��������� � �������� �� ����� �����: ������� � ������ �������, � �����������, � ��, � ��������� �������, � ���� �������. ��� ��� ��������� �������� ������ ����������� � ��� ����, ��� ����� ���������� �����, ������ ���������� � ���� � �� ���� ������� �������� � ���� �������� �������. �� ������� �� �� ����������. � ��� � ����������� �� ���� ������ 22 1. ������ ����� ����� �� ������� � ������ ������������������. 2. �����, ���������� ��� ������ � ���������� ��� ������� ����������� ������ �� ��������� �������. �� ��������� ������� ���� �� ����� ���� ����������� ���������� �� ���� ����� 48 �����. ������� �� ���� ���������� �� ������ ������������  � ���� �������������. ��������,  ���������� “�������������������”.

���� ����� � ������ ���� ���.

������� ������� ����� �������� ����� � �. �������: “��� �����, �� ��������� ������”� ��� ������������, ��� � ��� ����� ����� ��������� ���������� �������� ���������� �� ������ ������������������ ��������. �� ��� ���!��������� Ը����� ��������� � ����� ������� �������: ����� ������� ���������� (� ��� ����� – �������������) ��� ������ �������� ��������� � ��������� ������ � ���������� � ��������. � ��������� (�. Ը������) �����������, �������, ��� ����� 5. � ��� ���� �������� ������������ �������� ���������� (6-8 ��� �� �������), �� ���-�� �� �����. ���� �� ���������))� ���������,

����� ����   10.05.2020 07:56   •  ������� � ���������

����������� ��� �����.��� �� Ը������ ���������. �, ����, Ը����� ��������� ��� �������, �������� �������� � ���������� ��. �������� �����.���, ��� ����� � �����. �������� ����������� ��� ���������� ������. � ������? ������� ��� ���� ��������� � ��������. ���� ����� ����������� ��������. ��� ������� ������������ ������ ����������� ��������. ����, ��� �� ����������.�� ��� ������.�, ����, ������� ����� �������� �� ����� ����, ����� ����� ������� ����������?

������������   10.05.2020 13:43  ������� � ���������

Источник: https://proza.ru/2020/02/02/309

Принцип равенства всех перед законом в уголовном праве Российской Федерации

Равноправие перед законом

В статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие при применении принципа равенства всех перед законом. Принцип равенства всех перед законом является один из пяти основных принципов уголовного права Российской Федерации.

Одним из основных принципов уголовного права России является принцип равенства всех перед законом.

Он закреплен в статье 4 Уголовного кодекса Российской Федерации и гласит, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Это фундаментальный конституционный (ст. 19 Конституции РФ) принцип жизнедеятельности российского общества, устройства и функционирования правового государства, он лежит в основе всех отраслей права и системы права России в целом.

Статья 19 Конституции провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом, закрепляет гарантии этого равенства со стороны государства, одним из проявлений которой является уголовно-правовая защита этого равенства.

Запрещается Конституцией также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, национальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности.

Равенство граждан перед законом проявляется в установлении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности, одинаковых оснований к освобождению от уголовной ответственности и наказания, одинаковых оснований и условий погашения правовых последствий судимости.

«Вместе с тем, – как справедливо указывает А.В. Наумов, – этот принцип не означает их равной ответственности и наказания, т.е. равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания.

И это различие может заключаться, например, и в поле или возрасте лица, и в его служебном положении.

Так, например, к женщинам в отличие от мужчин не может быть применена смертная казнь (это наказание не может также применяться к мужчинам в возрасте старше шестидесяти пяти и к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет – ст. 59 УК РФ).

Как отмечается в литературе, принцип равенства граждан перед уголовным законом несет по самой своей сути определенные противоречия: «закон, с одной стороны, предъявляет абсолютно одинаковые требования и устанавливает одинаковые меры уголовной ответственности (в рамках санкции статьи УК), а с другой, он же, учитывая личность правонарушителя и иные конкретные смягчающие обстоятельства, допускает возможность назначить наказание ниже низшего предела или вообще освободить от уголовной ответственности и наказания». Как и другие принципы уголовно-правового воздействия, принцип равенства граждан перед уголовным законом содержит как бы «две стороны одной медали», две группы требований, которые тесно взаимосвязаны, взаимно предполагают и дополняют друг друга, а также в определенной мере корректируют друг друга. В этих требованиях, с одной стороны, проявляется качественное своеобразие, самостоятельность данного принципа, с другой стороны, его диалектическая связь с принципами справедливости, гуманизма и целесообразности. Так, в ст. 57 УК РФ предусмотрено, что пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Однако это не означает исключение уголовной ответственности указанной категории лиц, а обеспечивает дифференциацию уголовной ответственности. Данные ограничения не влияют на назначение другим категориям лиц, совершивших преступления, наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного, не ущемляет их прав и поэтому не являются дискриминационными.

Из этого правила есть некоторые исключения, установленные в самом законе. Часть 4 ст. 11 Уголовного кодекса предусматривает особый международно-правовой порядок решения вопроса об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории РФ.

Также в Конституции перечислены категория лиц (Президент РФ, Депутаты Государственной Думы, Члены Совета Федерации, судьи), в отношении которых установлен особый порядок привлечения к ответственности.

Закон не предусматривает освобождение их от уголовной ответственности, а предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности с учетом определенной процедуры, установленный УПК РФ.

Н.Ф. Кузнецова считает противоречащим принципу равенства граждан перед законом не имеющее аналогов в мировом законодательстве установление необоснованно широких рамок депутатской неприкосновенности, предусмотренных в Законе о статусе депутата РФ.

Поскольку Конституция РФ и законодательство о выборах предоставляют право быть избранным в депутаты гражданам, в том числе и имеющим судимость за совершение преступления, мандат депутата Государственной Думы становится особенно притягательным для лиц, в отношении которых ведутся уголовные дела, в том числе и за тяжкие преступления (в городах Нижний Новгород, Тула, Ленинск – Кузнецк). В прессе опубликованы целые списки депутатов Государственной Думы, имеющих непогашенную и не снятую судимость. Автор обоснованно указывает, что, «депутатская неприкосновенность имеет своей целью оградить народных избранников от разного рода незаконных давлений, а отнюдь не для того, чтобы они приобретали иммунитет от уголовной ответственности», в связи с этим предлагается изменить Закон о статусе депутата.

Предпосылки для нарушения принципа равенства граждан перед законом создает, по мнению Н.Ф. Кузнецовой, также предусмотренное Законом «О статусе судей в Российской Федерации» пожизненное избрание судей.

Преследующее аналогичную указанной выше цель защиты от давления на судейский корпус, на практике такое положение во многих случаях приводит к фактической безнаказанности судей, виновных в совершении преступлений против правосудия, способствует коррумпированности судей.
И.

Марогулова также считает, что при существующем положении, «в частности существовании безграничного правового иммунитета, когда к уголовной ответственности невозможно привлечь виновного, прикрывающего свою противозаконную деятельность мандатом депутата, невозможно воплотить в реальность принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип автоматически переходит в разряд декларативных штампов».

Таким образом, принцип равенства граждан перед законом является одним из фундаментальных, важных принципов не только уголовного права, но и всей правовой системы Российской Федерации.

Принцип равенства граждан перед законом является также одним из важных условий становления правового государства и гражданского общества, способствующим реализации прав и свобод человека и гражданина.

«Только через признание, уважение и обеспечение в реализации самых что ни на есть широких прав и свобод человека можно двигаться по пути к прогрессу. Государство как раз и необходимо для гарантированной реализации этих прав и свобод».

Источник: https://novainfo.ru/article/11161

Равенство всех перед законом и судом

Равноправие перед законом

Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, как принцип гражданского процесса, предусмотрен ст. 19 Конституции РФ, где сказано:

ü Все равны перед законом и судом;

ü Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

ü Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Равенство граждан перед законом и равенство их перед судом – положения, органически связанные друг с другом, но это не лишает каждое из них самостоятельного содержания.

Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом есть прежде всего элемент правового статуса граждан и организаций в обществе[15].

Этот принцип одновременно может быть рассмотрен как неотъемлемая часть правового статуса гражданина. Применительно к гражданскому судопроизводству, помимо равенства граждан перед законом и судом, следует говорить и о равенстве организаций, которые также принимают участие в судебном разбирательстве.

В соответствии с Конституцией РФ «все равны перед законом и судом…

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»[16].

ГПК также закрепляет рассматриваемый принцип, провозглашая следующее: «Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств»[17].

Рассматриваемый принцип состоит из двух взаимосвязанных частей: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.

Равенство всех перед судом заключается в том, что правосудие осуществляется единой судебной системой по единой процессуальной форме.

Также лица, обладающие определенным процессуальным статусом, наделены равными правами и несут равные обязанности.

Равенство всех перед законом проявляется в единстве права, которое применяется одинаково ко всем субъектам гражданских процессуальных правоотношений.

Передавая основное содержание принципа равенства граждан перед законом и равенства их перед судом, следует отметить, что равенство перед законом – понятие более широкое, чем равенство их перед судом, ибо первое характеризует правовое положение граждан во всех областях жизни общества, а второе касается только сферы осуществления правосудия[18].

Равенство граждан перед судом определяется их равенством перед законом, т.к. суд обязан действовать на основе законодательства, которое не создает преимуществ или ограничений в зависимости от социального, имущественного или служебного положения, расы, национальности и вероисповедания.

Без равенства перед законом невозможно и равенство перед судом.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

Законодательство может устанавливать определенные льготы для некоторых субъектов. Например, введение альтернативной подсудности, освобождение от уплаты судебных расходов, освобождение от обязанности давать свидетельские показания и т.д.

В российском гражданском процессе введены институты, позволяющие защитить интересы малообеспеченных лиц в процессе (отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины и уменьшение ее размера – ст. 90 ГПК).

Источник: https://studopedia.ru/2_76779_ravenstvo-vseh-pered-zakonom-i-sudom.html

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | Студент-Сервис

Равноправие перед законом

Этот принцип правосудия закреплён во многих законодательных актах, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом».

В ч. 2 данной статьи приведённое положение раскрыто и конкретизировано.

Его сущность состоит в том, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

В ч. 3 этой же статьи указано: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

В соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» ч. 2 ст.

7: «Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям».

Данный принцип конкретизирован в п. 3 ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»: «Все равны перед судом.

Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям».

В указанной интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только в судебном разбирательстве, но и в других стадиях уголовного процесса.

Следовательно, равенство граждан распространяется на отношения гражданина не только с судом, но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором.

Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав, кем он является: гражданским истцом, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, защитником, свидетелем и т.п.

В границах установленных законом процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлечённый в сферу уголовного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отношения, реализуя принадлежащие ему субъективные права и выполняя субъективные обязанности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновременно с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определённым лицам либо основанных на дискриминации.

Установленная ч. 3 ст. 118 Конституции России и ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма.

Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Представляется вполне приемлемым понятие равенства перед законом, данное в учебной литературе, согласно которому равенство перед законом состоит в одинаковом применении положений, закреплённых в законодательстве, ко всем гражданам.

При этом имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и обязанностями с последующим возложением (при наличии оснований) ответственности.

Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Ст. 8 названной Декларации оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод.

Сопоставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции РФ, нетрудно заметить между ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая.

Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем законодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц.

Он преследует цель не установления привилегий для тех или иных лиц, а создания гарантий для успешного осуществления их деятельности (депутатской, судейской и т.п.), ограждения от искусственного создания препятствий к исполнению ими служебных обязанностей.

В случае привлечения указанных лиц к ответственности они наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта (обвиняемого, подсудимого и т.п.).

Установление особого порядка возбуждения дела и привлечения к ответственности некоторых категорий должностных лиц было объектом критики в общей печати и даже предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который, в частности, отметил, что судейская неприкосновенность является исключением из принципа равенства перед законом и судом. Предъявляя к судье и его деятельности высокие требования, государство обязано обеспечить его дополнительными гарантиями.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным, но и по гражданским делам, в общих и арбитражных судах. Поэтому естественно, что он нашёл отражение в ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ», в ст. 5 п. 3 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», в ст. 5 ГПК РФ и др.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/printsip-osushhestvleniya-pravosudiya-na-nachalah-ravenstva-vseh-pered-zakonom-i-sudom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.