Рассмотрение жалобы прокурором

Содержание

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Рассмотрение жалобы прокурором

ФЗ “О прокуратуре” (ст. 10) обязывает прокуроров рас­сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 30.01.

2013 N 45 “Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации” требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре­шению обращений граждан подчинять решению задач за­щиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен­ции которой относится решение вопроса. Генеральный про­курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы­вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе­ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Порядок приема и регистрации обращений установлен “Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации”, утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450.

Органы прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    1. Управ­ление по рассмотрению писем и приему граждан – в составе Генеральной прокуратуры РФ (см. Положение об управлении);
    2. отделы, группы или старшие по­мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан – в проку­ратурах субъектов РФ.

Функции органов прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    • непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж­дан;
    • оказание помощи по рассмотрению и разрешению обращений начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо­дов, оперативным работникам;
    • осуществление кон­троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга­нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про­курорские работники и следователи.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ­тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу­дарственных интересов.

Виды обращений в органы прокуратуры:

    1. индивидуальные (поданы самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными);
    2. коллективные.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Порядок приема, учета, регистрации обращений в органах прокуратуры

Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры – организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.

Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений:

    • принять заявление или жало­бу к своему производству;
    • поручить ее рассмотрение конк­ретному оперативному работнику;
    • передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
    • приобщить к материалам ра­нее поступившей жалобы или заявления;
    • направить в суд для приобщения к материалам судебного дела;
    • направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга­ны и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи­мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокура­туру о результатах разрешения.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

    • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре­гионе;
    • о преступлениях и других общественно опасных пра­вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
    • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
    • об органах и должностных лицах, не выполняющих тре­бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокурату­ры поступает информация от граждан о недостатках и нару­шениях в работе самой прокуратуры и органах следственного комитета, в частности:

    1. о процессуальных нарушениях, допускаемых следова­телями в ходе ведения предварительного следствия по уго­ловным делам;
    2. о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
    3. о несогласии с ранее принятыми органами прокурату­ры решениями по жалобам и обращениям;
    4. о недостойном, по мнению граждан, поведении работ­ников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным обра­зом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь :

    • способствует организации их работы на научной основе с учетом состояния законнос­ти, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан;
    • помогает улучшению всей де­ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало­бы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающе­еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Организация работы по рассмотрению и разрешению обращений в органах прокуратуры

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу­ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры.

Прокурор-руко­водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива­лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше­ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, пол­ностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив­шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо­вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране­нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе­даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера­тивными работниками недобросовестного отношения к это­му участку работы.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест­но, когда, где и кто из прокурорских работников принима­ет.

В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы­вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите­лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях.

В соответствии с требованиями Генерально­го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини­мать лично граждан не реже раза в неделю.

О лицах, приня­тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре­шение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при­казами Генерального прокурора РФ.

В соответствии с дей­ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще­ний и заявлений».

Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре­гистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокурату­ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа­лобы.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по­рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель­ством.

Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша­ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предус­мотрен законом.

Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату­ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре­шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководите­ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопастности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело­века в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а так­же обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины про­дления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоя­тельств и доводов. При необходимости к проверкам, прово­димым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот­ветствующие специалисты.

Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению.

О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссыл­кой на закон.

Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв­ления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжало­вания принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для озна­комления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо­ваниям законодательства об охране государственной (воен­ной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, вра­чебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни­тель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе­нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж­дении производства по делу об административном правона­рушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра­щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше­ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве­домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ­ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз­решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки.

При этом особенно тщательно анализируются причины поступ­ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон­ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста­навливаемых законом сроков разрешения жалоб.

На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име­ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствова­нию правозащитной деятельности прокуратуры.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/rassmotrenie-i-razreshenie-v-organach-prokuraturi-zayavleniy-zhalob-i-inich-obrascheniy

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре

Рассмотрение жалобы прокурором

Прокуратура защищает права и свободу граждан. Основной принцип обращения – принцип своевременности. Необходимо вовремя составить и подать заявление.

Причины для подачи заявления

Любой человек имеет право обратиться в прокуратуру, в случае если он считает, что его права нарушены или могут пострадать в связи с определенной деятельностью других лиц.

Прокуратура России имеет обязательства по отслеживанию законности и устранения нарушений. Для составления заявления может потребоваться консультация юриста.

После регистрации заявления, отдел берет материал в разработку.

Какие действия выполняются?

  • Определяется суть проблемы;
  • Проводится правовая оценка;
  • Проводится запрос нужных документов;
  • Предоставляются выездные проверки;
  • Привлекаются квалифицированные эксперты;
  • Принимаются меры для максимального объективного принятия решения.

Сколько времени рассматривается заявление?

Тридцать дней со дня регистрации в органах прокуратуры отводится на ответ гражданам и военным.

Тридцать дней для обращений не требующих изучения и дополнительной проверки

Период изучения установлен федеральным законодательством. Если срок окончания выпадает на праздничный или выходной день, то он переносится на рабочий.

Пролонгация возможна только в качестве исключений. Максимальный период – тридцать дней. Такие случаи возможны, если есть необходимость для дополнительной проверки. Срок рассмотрения продлевается прокурором или заместителем с уведомлением заявителя.

На основании уголовно-процессуального кодекса прокурор рассматривает жалобу в течение трех дней со дня получения. В случае истребования дополнительных документов рассмотрение жалобы может продляться до десяти суток.

По результатам проверки жалоба может быть удовлетворена частично или полностью. Заявитель должен быть уведомлен, по каким причинам данное решение было принято.

Какие обращения не будут рассматриваться?

Что может произойти с жалобой?

  • Документ принят к разрешению;
  • Отправлен адресату;
  • Оставлен без разрешения или рассмотрения;
  • Приобщить к раннее или схожему делу;
  • Передать в подведомственный орган прокуратуры для дальнейшего рассмотрения.

На какие обращения можно не получить ответ?

  • Нет обратного адреса, ФИО заявителя.
  • Письмо без подписи, отправлено анонимом. Нет возможности для информирования.
  • Недостаточно данных для разрешения вопросов.
  • Неразборчивый текст. Ответ о разъяснении придет за неделю до решения.
  • Прямое вмешательство заявителя в область ответственности органов прокуратуры. Разъяснения должны быть получены заявителем в течение семи дней.
  • документа нелогично и бессмысленно.
  • Требование заявления гражданина не относится к компетенции органов надзора.
  • Заявление могут отправить в нижестоящий орган.
  • Рассмотрение обращения не в компетенции прокурора.
  • В тексте прямые угрозы и клевета. Заявление передается в полицию для определения адреса отправителя и привлечения его к ответственности.
  • Заявитель призван недееспособным.
  • Необходимо предоставить разъяснение заявителю принятое прокурором ранее. В этом случае заявитель указывает на возможность обжалования вышестоящей инстанции или в суде.
  • Заявление содержит повторное обращение гражданина в органы прокуратуры.
  • Содержится угроза сотрудникам и иным лицам. Есть нецензурная лексика. Заявитель получит письмо с предупреждением о недопустимости злоупотребления правом обращаться в органы надзора. В этом случае адресат будет привлечен к ответственности. Срок рассмотрения жалобы не учитывается.

Должен ли приходить ответ на обращение граждан?

Ответ от должностного лица может прийти только после рассмотрения дела. Заявителю отправляется письмо с подписью прокурора. Остаться без ответа могут только жалобы без ФИО и адреса. Проверка будет окончена только после того как все вопросы в обращении рассмотрены и удовлетворены. Результаты проверки должны быть отправлены заявителям.

В случае коллективной отправки заявления, каждый гражданин должен получить вердикт прокурора. Результаты исполнения оформляются на официальном бланке с подписью должностного лица.

Многих интересует, может ли жалоба остаться без уведомления и разрешения. Если новые доводы отсутствуют, то переписка будет прекращена. Автор может отправить обращение о прекращении проверки.

Документ отправляется до окончания срока рассмотрения.

В случае, когда переписка окончена и заявитель отправляет следующее обращения без новых доводов, то переписка повторно не возобновляется, так как нет основания для повторного разбирательства.

Могут ли возобновить переписку?

Если есть новые сведения или доводы, то переписка может быть восстановлена. При этом проверка проводится повторно. Гражданин имеет право подать заявление, если существуют новые доказательства или необходим пересмотр материалов дела.

Пример заявлений

Составить заявление может физическое или юридическое лицо. При составлении документа можно добавить информацию о нарушителе.

Обязательно должно быть указано: ФИО, адрес, контактные данные заявителем.

Обращение должно быть составлено в письменной форме на имя прокурора. В дополнение приложить подтверждение нарушения, доказательства, иные документы.

В случае если в документе нет требований, то заявление может быть отклонено. Лучше воспользоваться услугами специалиста.

В заявлении указать прошение о проведении прокурорской проверки. В конце документа указать дату и подпись. Срок рассмотрения от 15 до 30 дней. Ответ нужно дать в письменной форме на адрес заявителя.

Жалоба подается один раз. При повторном обращении вопрос не рассматривается.
Заявление является обращением гражданина в правоохранительные органы для принятия мер. Жалобы должны подвергаться следствиями и проверками.

Как рассматриваются претензии?

По рассмотрению заявления принимается только одно решение. Заявитель по окончанию рассмотрения дела должен быть оповещен. Жалобы могут:

  • Отклоняться в случае несоответствия требований;
  • Разъяснить по факту установленных положений;
  • Удовлетворить целиком или частично;
  • Перенаправить в нижестоящий орган.

Предварительно

Срок рассмотрения разделен на сокращенный или общий, в зависимости от необходимости отправки запроса. Заявитель должен получить материалы дела, дополнительные сведения для принятия решения.
Обращение граждан будет рассмотрено в течение месяца. Срок рассмотрения бывает у:

  • Руководящий должностных лиц;
  • Прошений Общественной палаты;
  • Обращений военных с их семьями;
  • Заявлений от населения в РФ;
  • Федеральных и депутатских заявок.

Заявления, требующие срочного принятия решений принимают безотлагательно.

Дальнейшие действия

Если дополнительные проверки не предусмотрены, то срок анализа – 15 дней.
Продление срока рассмотрения, разрешения обращений по ходатайству заместителя или прокурора возможно не позднее 3 дней до контрольного срока рассмотрения.

Что делать, если время проверки истекло?

Если гражданин пропустил какой-то срок, то это не является критическим. Срок может быть восстановлен для этого необходимо попросить о продлении.

Сроки подачи предусмотрен процессуальным кодексом.

Если гражданин посчитал, на какой день приходится конец срока подачи жалобы и понял, что срок истек или пропущен (при этом не важно, по какой причине так произошло), то он может подать ходатайство о продлении.

Даже если причина полностью обусловлена действиями суда, то есть гражданина не известили о судебном процессе или решение пришло по почте с опозданием, срок может быть восстановлен.

Наряду с апелляционной жалобой нужно заявить ходатайство о восстановлении срока на подачу. Ходатайство должно быть подано отдельными документами.
В случае если это не сделано, то один факт пропуска может стать основанием для возвращения жалобы заявителю. Если причины будут неуважительными, жалобу возвращают заявителю. Решение об отказе принимается в течении 15 дней.

По каким причинам период может быть восстановлен?

  • Непредвиденные обстоятельства гражданина, подающего жалобу, например командировка;
  • Тяжелая болезнь, лечение в больнице, беспомощное состояние;
  • Получение копии решения суда по истечению срока обжалования. При этом лицо не присутствовало в заседании суда;
  • Не разъяснение при оглашении решения;
  • Неисполнение определенного срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения;
  • Суд не отправил копию решения суда вовремя. При этом гражданин участвовал в разбирательстве, но очно не присутствовал на заседании суда.

Жалоба на бездействие прокурора

Множество граждан составляет жалобу в прокуратуру, так как считают, что это единственный в России орган, которые защищает права.

Что делать если прокуратура бездействует?

Если были нарушены права и интересы граждан и сотрудники прокуратуры совершили неправомерные действия, то жалоба отправляется в вышестоящие органы. Бездействие работников так же является основанием для обращения.

Компетенция прокурора – охрана интересов граждан и их прав. На каких основаниях можно обжаловать действие или бездействие организации?

  • Вымогательство;
  • Нет ответа на письмо;
  • Непринятие мер по обращению;
  • Невыполнение должностным лицом возложенных на него задач;
  • Злоупотребление положением.

Документ не будет рассмотрен в случае:

  • Неправильного указанного адреса;
  • Отсутствия данных о заявителе;
  • нецензурной лексики;
  • Неправильно составленного текста, например нет предложений;
  • Жалоба на иностранном языке.

Обжалование действия работников прокурора возможно в вышестоящем органе и в судебном порядке.
Районный прокурор рассматривает жалобы и на своих сотрудников. В жалобе нужно указать ФИО должностного лица, неправомерные и незаконные действия. Подача жалобы возможна лично руководителю. Можно направить ее почтой или на e-mail.

На сайте генеральной прокуратуры возможна подача через интернет-приемную. Есть обращение по общим вопросам, по борьбе с коррупцией или экстремизмом. При переходе по ссылке можно выбрать вариант получения ответа: в письменной или электронной форме.

Все прошения, полученные прокуратурой подлежат рассмотрению. Должностное лицо знакомится с заявлением и принимает решение, не выходя за рамки установленного срока. Заявление могут:

  • Не быть рассмотрены;
  • Отправлены адресату;
  • Перенаправлены в нижестоящий орган прокурорской проверки;
  • Перенаправлены для проверки в органы полиции.

Для того чтобы письма не были перенаправлены в другие инстанции нужно обратиться к руководству той организации, чья деятельность послужила поводом для возникновения жалобы. После отказа вопрос нужно решать на месте. Гражданские дела рассматриваются в более длительный срок, чем по уголовным.

Прокуратура является важным органом государства. В компетенции – осуществление контроля за соблюдением прав граждан. В случае если человек стал свидетелем правонарушения,то он обязан обратиться с заявлением в орган.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/srok-rassmotreniia-jaloby-v-prokurature-5cd9ab916a662500ae49d9fc

Право на обжалование процессуальных действий и решений, порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа, судебный порядок рассмотрения жалоб

Рассмотрение жалобы прокурором

ВЫПИСКА ИЗ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 19. Право на обжалование процессуальных действий и решений

1.

 Действия (бездействие) и решения суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном главами 45.1, 47.1, 48.1 и 49 настоящего Кодекса.

Статья 123. Право обжалования

1.

 Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

2. При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

1.

 Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

3.

 Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

1.

Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй – шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

3.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Источник: https://43.xn--b1aew.xn--p1ai/citizens/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81

Какой срок рассмотрения жалобы в прокуратуре?

Рассмотрение жалобы прокурором

Обращение в прокуратуру – один из самых надежных способов защитить свои права и интересы. Эта служба занимается защитой прав граждан, пресечением преступлений, рассмотрением различных заявлений и жалоб. При этом у прокуратуры имеются огромные полномочия, она может привлечь к ответственности практически кого угодно.

При этом даже такая важная служба обязана подчиняться определенным нормативам и правилам. Они касаются всех аспектов работы  – от приема обращений до сроков их рассмотрения. В этой статье мы ответим на вопрос «Какой срок рассмотрения жалобы в прокуратуре и что на него влияет?».

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Порядок рассмотрения

Для того, чтобы подробно рассматривать установленные сроки, необходимо описать весь процесс рассмотрения жалобы в прокуратуру от начала и до конца. И начинается все с подачи жалобы.

Для того, чтобы передать своё обращение в прокуратуру, пострадавший от противоправных действий гражданин может лично обратиться в отделение, направить вместо себя доверенного представителя или же передать жалобу по почте заказным письмом.

При этом в приёмной после получения жалобы выдаётся расписка. С этого момента и отсчитывается срок рассмотрения жалобы.

После того, как жалобу примет специалист, она будет передана уполномоченному сотруднику, который займется её рассмотрением. На этом этапе выносится решение о том, что с жалобой делать. Есть три варианта:

  • Дело оставляют без рассмотрения. Это возможно в ряде случаев, которые мы подробно опишем ниже. О том, что дело остается без рассмотрения, заявителю сообщают письменно. При этом обязательно указывается причина отказа в рассмотрении дела;
  • Дело переходит в работу к следователю. В этом случае признается, что имеет место наличие правонарушения, которое прокуратура может рассмотреть. Если заявление принято, то его передают сотруднику прокуратуры и тот открывает дело, а затем начинает его вести различными способами;
  • Дело перенаправляется в иную государственную службу. Это возможно в тех случаях, когда прокуратура получает заявления, на которые отвечать должна иная служба. Например, если поступила жалоба на нарушение прав потребителей, то прокуратура перенаправит дело в Роспотребнадзор. Исключение – если ранее заявитель уже обращался в уполномоченную службу, но это не дало результата. О таком действии заявителю так же сообщается письменно.

Если жалоба была принята в работу, то уполномоченный сотрудник прокуратуры начинает её рассмотрение. Сложно сказать, как именно будет проходить дело, так как каждая жалоба рассматривается индивидуально.

Например, если дело касается значительного нарушения трудового законодательства, то сотрудник прокуратуры направляется к пострадавшему на работу с проверкой документов, а если нарушений потребительских прав – то к экспертам-оценщикам.

Независимо от того, как проводилось расследование, прокуратурой может быть принято одно из четырех решений:

  • Удовлетворить требования заявителя. В том случае, если прокуратура выявит нарушения и сможет сама назначить наказание в соответствии с законом, она выносит решение, подтверждающее правоту заявителя и обязующее нарушителя выполнить все выдвинутые пострадавшим требования;
  • Частично удовлетворить требования заявителя. В этом случае сотрудник прокуратуры так же выявляет нарушение, но либо признает его не достаточно серьезным, либо требования заявителя – слишком завышенными. Таким образом, так же засчитывается факт правонарушения, но при этом прокуратура обязывает выполнить требования пострадавшего не в полном объеме;
  • Отказать заявителю в удовлетворении требований. Это возможно в том случае, если в результате проверки либо не было обнаружено нарушений вовсе, либо требования пострадавшего не имели отношения к нарушению;
  • Передать дело в суд для дальнейшей работы. Порой случается так, что в ходе проверки прокуратура обнаруживает настолько серьезные правонарушения, что самостоятельно установит степень вины и назначить наказания у неё нет полномочий. В этом случае все материалы дела передаются в суд, и проверка прокуратурой перерастает в полноценное судебное разбирательство.

Отметим очень важный факт – обо всех значительных шагах в ходе проведения расследования прокуратура сообщает заявителю. То есть у вас всегда будет иметься общее представление о том, на каком этапе рассмотрения находится ваша жалоба. Кроме того, закон разрешает гражданам обращаться в отделение и уточнять интересующие их данные по делу.

Установленные законом сроки

Теперь перейдем к главному вопросу, а именно к сроку рассмотрения жалобы в прокуратуру. Законодательство в этом плане имеет интересную особенность – существуют нормы, которые указывают на четкие временные границы.

Но другие законы в случае необходимости позволяют эти нормы нарушать. Таким образом имеются стандартные сроки, которые весьма гибки и могут при необходимости сдвигаться.

Законом установлены следующие нормы:

  • 14 дней на проведение ускоренной проверки прокуратурой. Проводится она в том случае, когда предоставленных материалов дела достаточно, не нужно привлекать экспертов или организовывать многочисленные выезды. Например, такие проверки проводятся в тех случаях, когда какая – либо госслужба уже выявила проблему, но нарушитель отказался её устранить;
  • 30 дней на проведение стандартной проверки. Такая проверка подразумевает множество выездных экспертиз, запрос множества бумаг, самостоятельный сбор материалов дела сотрудниками прокуратуры и т.д.. Проводится в большинстве случаев, при этом заявителя могут многократно привлекать к процессу ведения дела;
  • Бессрочно, если дело нужно передать в суд. Если прокуратура обнаруживает нарушение, которое требуется передать суду, то сроки установить нельзя – дело будет длиться столько, сколько нужно суду для того, чтобы определить степень вины нарушителя и необходимое наказание. Хоть это и самый долгий вариант, он наиболее эффективен при рассмотрении сложных дел.

Теперь поговорим о факторах, которые могут привести к тому, что срок проверки будет увеличен более чем на 30 дней. Во первых, это может быть связано с действиями самого заявителя, которые может сам случайно замедлить следствие. Перечень таких действии мы приведем ниже, так как он весьма велик.

Во вторых, задержки могут быть вызваны нарушителем. Например, он может не предоставить необходимые документы, препятствовать проведению экспертиз, не давать сотрудникам допуск к важным материалам.

В третьих, всегда существуют различные форс – мажорные обстоятельства, которые могут помешать сотрудникам прокуратуры уложиться в столь незначительный срок.

Так что сотрудники прокуратуры могут увеличить допустимые сроки рассмотрения жалобы.

Но сделать они могут это только в том случае, если направят пострадавшему письменное сообщение о том, что требуется продолжение проверки, а так же обоснуют задержку.

Возможные причины задержки

Итак, из – за чего же могут возникать задержки в ходе работы прокуратуры? На самом деле причин масса. Мы уже обозначили некоторые из них, теперь рассмотрим перечень подробнее. Срок проверки может быть увеличен в следующих ситуациях:

  • Требуется привлечение сторонних государственных служб. Порой прокуратуре требуется делать запросы в иные госслужбы, которые могут помочь с ведением дела. В этом случае задержка может быть вызвана уже сторонней службой;
  • Требуется привлечение к делу третьих лиц. Если прокуратуре требуется какая – либо экспертиза, мнение специалиста или иная информация, которую сотрудники прокуратуры не могут получить самостоятельно, то следователь может обращаться к третьим лицам: оценщикам, экспертам и т.д.;
  • Требуется сбор основных материалов дела. Если при подаче жалобы заявитель не предоставил достаточного количества материалов для начала полноценной проверки, то это так же может значительно задержать следствие;
  • Требуется изучение большого объема материалов. Порой материалов по делу собирается просто слишком много. Особенно если нарушителем выступает какая – либо крупная организация, допустившая серьезное комплексное нарушение;
  • Работе сотрудников прокуратуры препятствует сам обвиняемый. Нередки и противоправные действия, совершаемые обвиняемым в нарушении с целью препятствовать разбирательству. Как правило, для того, чтобы прокуратура могла принудить его к сотрудничеству, уходит много времени;
  • Заявитель не может предоставить запрашиваемые материалы. От заявителя в любой момент могут потребовать документы, показания и другие доказательства. И любая задержка в их передаче приведет к тому, что прокуратура может не уложиться в сроки;
  • Заявитель допустил ошибки в переданном заявлении. Правильное составление заявления – очень важный шаг, и если в нём были допущены ошибки, выявленные прокуратурой в ходе ведения дела, то уточнение данных может очень сильно растянуть весь процесс разбирательства;
  • Работе сотрудников прокуратуры мешают какие – либо внешние обстоятельства. Форс – мажорные обстоятельства, которые вынуждают прокуратуру приостановить ведение дела, так же могут стать уважительной причиной для задержки.

Как повлиять на время рассмотрения

Многие интересуются «Можно ли повлиять на прокуратуру и ускорить её работу?». На самом деле нет – для ускорения хода дела можно только помогать сотрудникам в расследовании, требовать от них ускорения разбирательства нельзя. Совсем другое дело – если прокуратура бездействует.

В этом случае нужно направить заявление с жалобой. На него вам должны ответить письменно, обосновав задержку. Если ответа вы не получили или обозначенная причина не кажется вам достаточно веской, то можно направить жалобу к руководителю отделения, в Генеральную прокуратуру или суд.

Когда жалобу могут не принять

В завершение стоит описать случаи, когда вашу жалобу могут совсем не принять. То есть те ситуации, когда после изучения документа сотрудники прокуратуры отказываются открывать дело. Перечень оснований для отказа весьма велик:

  • Жалоба составлена с ошибками, в ней имеются серьезные исправления и многочисленные помарки;
  • Жалоба составлена не в соответствии со стандартным шаблоном, предусмотренным законодательством;
  • В жалобе содержится неподтвержденная информация и домыслы, не имеющие отношения к делу;
  • Текст жалобы содержит оскорбления или ненормативную лекцию, или же вовсе нечитаем из – за грамматических ошибок;
  • В тексте жалобы имеются противоречия или неверная информация;
  • В жалобе отсутствует какое – либо правонарушение, либо совершенное преступление не рассматривается прокуратурой;
  • К жалобе не были приложены необходимые документы и доказательства.

В этом случае срок рассмотрения заявления в прокуратуре не отсчитывается вовсе, а жалоба возвращается заявителю с объяснением причины отказа.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/delo/kakoy-srok-rassmotreniya-zhaloby-v-prokurature

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.