Рассмотрение уголовного дела в отношении

Сроки рассмотрения уголовных дел: основные принципы, понятие, виды

Рассмотрение уголовного дела в отношении

Каждое судебное дело решает судьбу как минимум одного человека. От справедливости судебной системы и объективного подхода зависит доверие граждан к судебной системе страны. Уголовные процессы требуют соблюдения жестких законов.

Сроки рассмотрения уголовных дел

Процессуальная сторона уголовных дел состоит из множества нюансов. Временной промежуток среди них имеет принципиальное значение. Соблюдение норм времени позволяет участникам своевременно предпринять меры.

Возбуждение уголовного дела начинается с подачи заявления пострадавшего. После того как дежурный сотрудник оперативного отдела зарегистрирует его в специальном журнале, документ передается для проверки следователем. Срок изучения следователем занимает максимум 3 дня. В особых случаях этот срок может быть продлен до 10 дней.

По итогам проверки формируется постановление, где должна быть указана дальнейшая судьба заявления. Возможны два варианта: возбуждение уголовного дела или отказ за отсутствием состава преступления.

Сроки для фигурантов

Если в течение 10 дней постановление не вынесено, то заинтересованная сторона имеет право подать жалобу на бездействие правоохранительных органов. Этот процесс следует начать с руководителя подразделения, если реакция не последовала, то нужно обратиться в прокуратуру.

Важный момент, который нельзя упускать, – при регистрации заявления следует обязательно получить талон-уведомление, которое служит доказательством подачи заявления.

Расследование любого преступления, независимо от степени сложности, должно уложиться в сроки рассмотрения уголовных дел, установленных законом.

Для ознакомления с результатами расследования отводится 5 дней. Материалы могут быть изучены адвокатами сторон или самими фигурантами.

Участники вправе нанимать стороннего адвоката, если нет такой возможности, то предоставляется государственный адвокат.

По итогам изучения составляется протокол, где в письменной форме должны быть зафиксированы “нестыковки” или противоречия. Протокол составляется следователем. Если подозреваемое лицо находится в следственном изоляторе и отказывается ознакомиться с материалами дела, то заключение обвинительного характера направляется в прокуратуру без уведомления подозреваемого.

Сроки

Сроки рассмотрения уголовных дел на этапе расследования имеют четкие временные рамки. Эти моменты регулируются статьей 233 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ. Согласно им, выделяются 3 периода:

  • Максимальное время, которое может длиться более 12 месяцев.
  • Частный период предполагает сроки рассмотрения уголовных дел до 3 месяцев с возможностью продлевать до 12 месяцев. Решение о продлении принимается руководитель подразделения.
  • Общий период – время, в течение которого расследование должно быть завершено в полной мере, а дело передано в прокуратуру. На эти процедуры установлено 2 месяца с момента возбуждения уголовного дела.

Факторы

Сроки рассмотрения уголовных дел зависят от нескольких сопутствующих факторов. В частности, это может быть степень тяжести преступления, количество подозреваемых в его совершении и другие обстоятельства следствия.

Также есть установленные сроки для процесса дознания:

  • первые 30 дней будут считаться как общий период;
  • частный период длится 6 месяцев с возможностью продления;
  • максимальный срок не должен превышать временные рамки в 12 месяцев.

Здесь важно отметить, что продление сроков должно быть строго под контролем, так как под видом незавершенности этапов могут быть реализованы попытки преднамеренно затягивать дело. Это явление противоречит конституционным правам граждан – принципу неотвратимости преступления.

Сколько рассматривает суд?

По тому или иному уголовному делу судебных заседаний может быть любое количество. В этом отношении законодательство не ставит ограничений. С практической точки зрения считается, что чем больше заседаний, тем больше шансов на справедливое решение. Однако это не должно служить поводом для намеренного затягивания окончательного вердикта.

Сроки рассмотрения уголовного дела в суде отличаются по инстанциям. На практике самый длительный период характерен для суда первой инстанции. В этом играет роль желание сторон, если одна из них заинтересована в затягивании процесса. Наиболее распространенная причина переносов заседаний неявка одной из сторон.

Другим фактором, влияющим на сроки рассмотрения уголовного дела в суде, является подача апелляционной жалобы. Апелляция подается, когда одна из сторон не согласна с вердиктом суда. В таком случае ранее вынесенное решение направляется на новый этап рассмотрения, и не будет вступать в силу до полного завершения процесса.

Можно ли продлить дольше 12 месяцев?

Следственный комитет или иные федеральные следственные органы правомочны продлить срок более 12 месяцев. Такое положение декларируется статьей 162 УПК РФ. Однако на законодательном уровне не указаны максимальные сроки рассмотрения жалобы по уголовному делу. Также не указано и то, какие основания могут быть для продления. Решение выносится в виде постановления.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в настоящем законодательстве не установлены максимальные сроки расследования уголовных дел. Исключительные случаи являются решением компетентных лиц.

Назначение даты заседаний

Исходя из каких факторов определяется дата заседаний? Этот вопрос регулируется статьей 277 УПК РФ. Она гласит, что назначение даты слушаний находится в компетенции судьи.

Крайний срок для назначения первого заседания с момента получения материалов судьей – 30 дней. Но этот срок применяется для тех случаев, когда ответчик не находится в следственном изоляторе.

Для тех, кто ожидает заседания в СИЗО, срок сокращается до 14 дней.

В изменении временных рамок есть практический смысл. Обычно всестороннее и объективное рассмотрение дела, уточнение сведений и проверка материалов требует длительного времени. Поэтому срок рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции может не ограничиваться во времени. Также в компетенцию судьи входит воздействие на позицию участников дела, что тоже требует времени.

Задача суда первой инстанции – вынесение обвинительного приговора. Правомерность решения проверяется судами второй инстанции, которые не выносят решения. Поэтому последующий ход процесса в той или иной мере будет развиваться вокруг первичного вынесенного решения.

Приостановление расследования

В некоторых случаях срок рассмотрения уголовного дела следователем может быть приостановлен. В этот период не проводятся никакие следственные или процессуальные мероприятия. Приостановленное дело подлежит возобновлению, так как до полного окончания расследования материалы не могут быть переданы в суд.

Этот период может быть достаточно длительным. Однако на то должны быть объективные причины. Основания регламентированы в первой части статьи 208 УПК РФ. Согласно данному закону, приостановление возможно в следующих случаях:

  • По состоянию здоровья одного из фигурантов. Например, если тяжело заболел подозреваемый или обвиняемое лицо. Но этот факт должен подтверждаться медицинским заключением.
  • Один из фигурантов, чаще это ответчик, скрылся от правоохранительных органов, и его местонахождение неизвестно.
  • Местонахождение подследственного известно, но нет возможности участия в процессах.
  • Личность ответчика не установлена или по итогам предварительного расследования невозможно установить виновника.

Эти факторы способствуют тому, что на практике сроки рассмотрения дела об уголовном правонарушении будут продлены на неопределенное время. Решение формируется в письменном виде, в двух экземплярах. Второй экземпляр предназначен для прокурора.

Другие фигуранты в лице истца, его представителей, потерпевшего и его представителей должны быть уведомлены в срок. Если кто-либо не согласен с таким решением, могут подавать жалобу в прокуратуру, в суд или руководителю подразделения.

Право на обжалование также разъясняется при ознакомлении с решением.

Сроки апелляции

Сроки апелляционного рассмотрения уголовного дела в районном суде составляют максимум 15 дней. 30 дней отводится для судей следующих инстанций:

  • в военном или флотском суде;
  • на уровне автономного округа РФ;
  • на уровне автономных областей;
  • на суде города федерального значения;
  • областной суд;
  • городской суд;
  • краевой суд;
  • республиканский Верховный суд.

Срок рассмотрения апелляционной жалобы по уголовному делу в Верховном Суде РФ составляет 45 дней.

Апелляция распространяется не только на обвинительный приговор. Точно также может быть обжаловано и оправдательное решение суда. Лицами, правомочными подавать апелляцию, являются законные представители или адвокаты сторон.

Особенности апелляции

Апелляция бывает в двух формах: полная и неполная. Первая предполагает пересмотр дела от начала до конца, в полном объеме. Во втором случае правовому анализу подвергается правомерность и объективность вынесенного решения.

Как следует из статьи 327.1 ГПК, на практике к рассмотрению принимаются только неполные формы апелляции. Также статья регулирует сроки подачи апелляции – 1 месяц со дня вынесения решения.

Исключением из этого срока являются административные дела, рассмотрение которых допускается в сжатые сроки – 10 дней. Документ направляется в тот же суд, который вынес решение.

В течение последующих 3 дней судебный орган должен приложить к жалобе материалы дела и направить на вышестоящий орган для разбирательства. В области прав судей на рассмотрение дел существуют свои порядки.

Например, районные суды правомочны рассматривать решения мировых судей.

Рассмотрение административных дел

Сроки рассмотрения административных дел аналогичны с уголовными. Максимальный срок предполагает 2 месяца. Если дело передано суду, то срок составляет 3 месяца. Не позднее этого срока судья должен вынести решение и определить виновность или невиновность обвиняемого.

Постановление о прекращении административного дела может выходить за пределы определенных сроков. На практике для затягивания дела фигуранты могут прикрываться больничными листами, командировками и другими методами. В отличие от уголовного дела, в административных слушаниях заседание может состояться и без участия потерпевшей стороны.

Заочное решение при уголовных делах

Даты назначаются судами. Они же обязаны уведомить участников о предстоящем заседании. По закону допускается любая форма уведомления, устная или письменная.

Пользуясь этим положением, судья может позвонить или даже отправить сообщение на телефон.

Если ответчику было направлено уведомление, а он его проигнорировал без уважительной причины, то судья вправе выносить заочное решение во избежание исхода срока рассмотрения апелляционной жалобы по уголовному делу.

Если ответчик не согласен с заочным решением, то может подавать прошение, а истец вправе его обжаловать. Если в прошении ответчику было отказано, то тогда он может подавать апелляцию. Если апелляционное решение тоже не устраивает, то жалоба направляется в кассационный суд.

Длительность гражданских дел

Закон также дает четкий регламент по гражданским делам. В этом аспекте на рассмотрение жалобы отводится 5 дней со дня поступления заявления. В течение этого срока орган должен решить, принять дело к судебному производству или нет. Заседание назначается с учетом времени для получения материалов суда участниками. На основе материалов они должны подготовиться к слушанию.

Прекращение уголовного дела

Этот процесс регулируется статьей 6 УПК РФ. На этом этапе с учетом всех собранных материалов и по итогам процесса расследования следователь или дознаватель выносит решение о прекращении. Основанием является отсутствие оснований для судебного рассмотрения дела. Этому способствуют следующие обстоятельства:

  • Завершение уголовно-процессуальных процедур в отношении данного дела.
  • Если есть постановление или отказ от возбуждения уголовного дела.
  • Материалы дела передаются в архив.

Процессы могут быть прекращены независимо оттого, какой срок рассмотрения уголовного дела положен в конкретном случае. По мнению специалистов, такой ход нельзя называть отрицательным явлением или правонарушением фигурантов.

В ходе расследования уголовных дел невозможно прогнозировать их исход. Каждый выявленный факт или обстоятельство могут изменить его русло. Прекращение может наступить на этапе предварительного расследования или даже в ходе судебного производства.

Тому есть основания в виде ряда статей из УПК. Например, 236, 239 или 254.

Заключение

Порядок и сроки рассмотрения уголовного дела имеют принципиальное значение. Если упустить установленное время, то решение первой инстанции вступит в силу и уже маловероятно что-либо изменить. Бывают случаи, когда подача жалобы пропускается по уважительным причинам.

В этих случаях есть возможность продлить срок обжалования или сроки рассмотрения кассационной жалобы по уголовному делу. Обстоятельства пропуска времени должны быть подтверждены документально. Также необходима доказательная база. На их основании направляется прошение в суд.

Если получится добиться положительного результата, то можно направить жалобу.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1431744639945148978/sroki-rassmotreniya-ugolovnyh-del-osnovnye-printsipy-ponyatie-vidy/

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

Рассмотрение уголовного дела в отношении

СТ 448 УПК РФ

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.

1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

2.

Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4.

При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при ании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

5.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

6. Утратила силу.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности.

В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Источник: http://UPkod.ru/chast-4/razdel-17/glava-52/st-448-upk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.