Рассмотрение сообщения о преступлении

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Рассмотрение сообщения о преступлении

Процессуальная деятельность, направленная на решение непо­средственных задач стадии возбуждения уголовного дела в уголов­но-процессуальном законе, обозначена юридическим понятием «рассмотрение сообщения о преступлении».

Общий порядок «рассмотрения сообщения о преступлении» регламентирован ст. 144 УПК РФ. В соответствии с п. 1 ст.

144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обя­ заны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции при­ нять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения.

Этот срок может быть продлен до десяти суток проку­ рором, начальником следственного отдела, начальником органа до­ знания по ходатайству соответственно следователя или дознавате­

ля (п. 3 ст. 144 УПК РФ). >

Срокрассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении исчисляется со дня его регистрации в прокуратуре, органе дознания или предварительного следствия, а днем оконча­ния — день вынесения постановления о принятом решении о воз­буждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее сообщение о преступлении подлежит обязатель­ной регистрации и учету. Формы единой государственной системы регистрации и учета преступлений устанавливаются постановлени­ем Госкомстата России. Укрытие преступлений от регистрации и учета рассматривается как грубое нарушение законности.

Если сообщение о преступлении поступило в форме заявления, то заявителю обязательно должен быть выдан документ с указани­ем данных о должностном лице, принявшем заявление либо отка­завшем в его приеме, а также о дате и времени его принятия (отказа в приеме).

Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как без­действие следователя (дознавателя), прокурора и поэтому подоб­ный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124, 125 УПК РФ.

Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты ко­торой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совер­шенном или готовящемся преступлении, полученное из иных ис­точников) . Проверка сообщения о любом совершенном или готовя-

12'

Глава 22. Возбуждение уголовного дела

§ 3. Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении 357

щемся преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, анализ фактических данных, содер­жащихся в заявлении, установление личности заявителя, уточне­ние обстоятельств, от которых зависит принятие решения о на­правлении заявления по подследственности.

Подобная проверка может дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления.

Составление протокола о принятии устного заявления и опрос заявителя об об­стоятельствах преступления выступают одновременно и поводом к возбуждению уголовного дела, и формой проверки заявления о преступлении.

Объем проверочных действий, предшествующих возбуждению уголовного дела, может быть различен и зависит от конкретных обстоятельств дела.

К их числу относятся: истребование материа­лов, предметов, документов, получение объяснений от лица, обра­тившегося с заявлением или сделавшего сообщение, обращение в соответствующие органы о проведении ревизии или инвентариза­ции и представлении их результатов, проведение исследований, изъятие вещей и т.п. Эти проверочные действия проводятся в срок, установленный уголовно-процессуальным законом, но в порядке, установленном нормами различных законов (ст. 6 Федерального законна «О прокуратуре российской Федерации»; п. «м» ст. 13 Фе­дерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; ст. 14 Закона РФ «О федеральных орга­нах налоговой полиции»; п. 4 ст. 11 Закона РФ «О милиций»).

В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, могут быть произведены исчерпывающе ука­занные в УПК РФ следственные действия, а именно: осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение судебной экс­пертизы (ч. 4 ст. 146 УПК).

Вид сообщения о преступлении (заявление, явка с повинной, сообщение, полученное из иных источников) обусловливает неко­торые особенности его приема, проверки и разрешения.

Особенности рассмотрения заявления о преступлении. Поря­док принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 141 УПК РФ допускается подача заявления как в устной, так и в письменной форме.

Обязательным условием признания законности письменного заявления выступа­ет подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Кроме того, письменное заявление должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его места жительства.

Письменное заявление

должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учрежде­ния или организации, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать).

Порядок принятия устного заявления регламентирован ч. 3—6 ст. 141 УПК РФ. Устное заявление о преступлении заносится в про­токол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Протокол должен содержать данные о заявите­ле, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Порядок составления протокола регламентирован ст. 166, 167 УПК РФ.

Форма протокола о принятии устного заявления приведе­на в Приложении № 2.

Если устное сообщение сделано при производстве следственно­го действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодек­са Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявления о признаках преступлений, предусмотренных ст. 131 (ч. 1), 136 (ч. 1), 137 (ч. 1), 138 (ч. 1), 139 (ч. 1), 145, 146 (ч. 1) и 147 (ч. 1) УК РФ, принимаются только от потерпевшего (ч. 3 ст. 20).

Следует иметь в виду, что орган дознания, следователь (дознава­тель) и прокурор не вправе отказать в приеме заявления по моти­вам недостаточности сообщаемых сведений или неподследствен­ности.

В первом случае должностное лицо, к которому поступило таков' заявление, должно принять меры к уточнению (пополне­нию) сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления.

Во втором случае оно должно направить заявление по подследственности или подсудности, при­няв одновременно меры к предотвращению или пресечению пре­ступления, а также сохранению его следов.

В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако это не исключает проверки анонимного заявления в порядке администра­тивной деятельности.

При подтверждении в результате проверки анонимного заявления достоверности содержащихся в нем сведе­ний о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления, который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела.

Аналогичным образом должны приниматься и заявления, сделанные по телефону, даже

Глава 22. Возбуждение уголовного дела

§ 4. Порядок возбуждения уголовного дела

если гражданин назвал свою фамилию, имя, но при этом невозмож­но получить от него письменное заявление или подпись в протоколе о принятии устного заявления.

Особенности рассмотрения сообщения о преступлении при явке с повинной. В случае явки с повинной устанавливается лич­ность явившегося, что практически может заключаться в ознаком­лении с документами, удостоверяющими его личность, и выясне­нии возникающих в связи с этим вопросов.

Если при нем не оказа­лось документов, удостоверяющих его личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуж­дении уголовного дела данные о личности должны быть проверены. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письмен­ном, так и в устном виде.

Устное заявление принимается и заносит­ся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, при­нявшим это заявление (ч. 3 ст. 141, ч. 2 ст. 142 УПК РФ). Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удос­товеряющих личность заявителя.

(Форма протокола о явке с повин­ной приведена в Приложении № 3 УПК.)

Явка с повинной является обстоятельством, смягчающим нака­зание (п. «и» ст.

161 УК РФ), или даже, при определенных условиях (лицо впервые совершило преступление небольшой тяжести, спо­собствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненый в результате преступления), освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ).

В то же время явка с повинной может быть в дейст­вительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной, поэтому она подлежит в любом случае тщательной проверке и кри­тической оценке как обстоятельство, влияющее на смягчение от­ветственности лица.

Особенности рассмотрения сообщения о преступлении, полу­ченном из иных источников. Статья 143 УПК РФ предусматривает порядок подачи и принятия такого вида сообщения, каким является рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сведения о совершенном или готовящемся преступлении, полу­ченные следователем (дознавателем), прокурором из иных источ­ников, помимо заявления и явки с повинной, оформляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления (см. форму ра­порта в Приложении № 1).

Требования, предъявляемые к рапорту, свидетельствуют о том, что речь идет не о произвольном усмотрении должностного лица, а о наличии определенных фактов, дающих основание полагать, что

готовится или совершено преступление.

В рапорте об обнаруже­нии признаков преступления обязательно указываются не только обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступ­ления, но и источник получения информации об этом.

Должност­ное лицо, составившее рапорт, становится ответственным за досто­верность изложенных в нем сведений, так как положения ст. 306 УК на него распространяются в той же мере, как и на любого дру­гого заявителя.

Порядок проверки сообщений о преступлении, распространен­ных средствами массовой информации, регламентирован ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Инициатором проверки сообщения о преступле­нии в таких случаях является прокурор, который дает соответст­вующее поручение, адресованное органу дознания или следова­телю.

При проверке сообщения, распространенного в средствах мас­совой информации, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 41 Закона РФ от 27 декабря 1991 г.

«О средствах массовой ин­формации» с последующими изменениями и дополнениями редак­ция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглаше­ния его имени, за исключением случая, когда соответствующее тре­бование поступило от суда в связи с находящимся в его производ­стве делом.

Предыдущая59606162636465666768697071727374Следующая

Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1910; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-31758.html

Срок проверки по заявлению о преступлении. Статья 144 УПК РФ

Рассмотрение сообщения о преступлении

После того как тот или иной человек обратился со своим заявлением о преступлении в полицию (по телефону, в письменном виде), у него всегда встает резонный вопрос: а что теперь делать и главное, сколько ждать? Когда сотрудники полиции примут решение о возбуждении уголовного дела? Обычно именно возбуждения уголовного дела желают заявители, в противном случае не было бы и смысла обращаться в полицию и со стороны последних будет абсолютной несправедливостью, если в возбуждении уголовного дела будет все-таки отказано.

В данный раз я раскрою только сторону о сроках проведения проверки по заявлению и почему они порой значительно растягиваются.

Согласно действующего Закона, а именно ч. 1 ст. 144 УПК РФ (выдержка:

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения….

Вроде бы все понятно, не позднее чем через 3 дня заявитель должен быть проинформирован о том, какое именно решение было принято по заявление. Однако на практике, практически любой оперативный дежурный в дежурной части отдельно взятого отдела полиции скажет заявителю, что решение можно будет ожидать через 10 дней.

И вот почему: согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ (выдержка):

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

А в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов так вовсе срок проверки может быть продлен до 30 суток.

Хорошо, вроде бы все легко и просто, а также понятно для большинства. Но вот только остается непонятным, почему же во многих случаях срок проверки не то чтобы за 10 или 30 суток выходит, а длится месяцами, порой и годами. Как такое возможно?

Ответ на самом деле достаточно прост.

Делопроизводство во многих отделах теперь уже полиции организовано таким образом, что материалы проверок поступают к непосредственному исполнителю не то чтобы немедленно, а день так на шестой-седьмой.

К примеру: 1 числа (в пятницу вечером) гражданин обратился с заявлением в полицию о том, что его обманул другой гражданин и похитили таким образом 10000 рублей. К заявлению приложил пару документов расписку и обязательство о возврате долга).

К моменту обращения с заявлением начальник уже покинул отдел полиции, заявление же для своего рассмотрения сотрудником полиции не требует срочного выезда следственно-оперативной группы (которая и так уже отрабатывает 3 кражи и один угон, совершенных также 1 числа), соответственно само заявление и приложения к нему убираются в специальную папочку для руководителя, ведь без его резолюции никто и ничего теперь уже делать не будет. А в понедельник, то есть 04 числа, в день когда фактически решение по заявлению уже должно быть принято, у начальника с самого утра большое совещание, соответственно к заветной папочке он смог добраться только к вечеру и хорошо еще если сразу же просмотрит ее содержимое и примет решение отписать материал (а после того как заявление зарегистрировано надлежащим образом, оно автоматически переходит в категорию «материал проверки») в службу участковых уполномоченных полиции.

Так как документооборот происходит через канцелярию, а к моменту окончания просмотра папки время уже стало за 18 часов, то фактически заявление от 1 числа попадет в канцелярию только утром 05 числа.

И вот материал проверки с утра 05 числа расписан по номенклатуре начальнику участковых уполномоченных полиции.

Только вот начальник с 04 на 05 число являлся ответственным и теперь у него законный выходной, но с утра 06 числа материал уже у него в руках и в соответствии с территориальным принципом распределения, на материале проверки появляется резолюция о поручении его рассмотрения участковому Иванову, который как раз 07 числа уже выйдет с больничного (ну не нагружать же всего из-за одного дня работой не по участку участкового Сидорова).

И вот участковый Иванов торжественно получил для исполнения материал проверки от 1 числа (опущу, что в этот день он также мог еще и заступить на дежурство, а на следующий отдыхать, после чего на работу явиться только в понедельник 11 числа) всего-навсего 7 числа.

И что самое интересное, материал-то в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ не продлевался надлежащим образом до 10 суток.

Ну да это не беда, участковый обязательно вынесет постановление о продлении срока проверки, при чем прошлым числом и все будет в порядке, а в качестве необходимости продления срока проверки укажет, что необходимо опросить по существу лицо, которое со слов заявителя совершило хищение денежных средств.

Вот и получается, что в срок 3 суток фактически невозможно принять никакого решения по одной простой причине, что его никто принять не может (не говоря уже о проведении всех необходимых мероприятий), так как материал перемещается из одного места в другое.

Лично я далеко не раз сам лично выносил постановления о продлении срока проверки по заявлению “задними” числами и видел много бегающих оперативников с аналогичными материалами, которые поступали не только на 6-7 день, а и на 11-12.

Вот, теперь надеюсь всем  стало понятным, почему по заявлениям невозможно принимать не то чтобы незамедлительно, а даже в трехсуточный срок.

Идем дальше: после того как работу по материалу проверки  стали все-таки проводить выясняется, что в полном объеме провести проверку даже в 10 суточный срок (я опускаю 30 суточный срок, так как там все аналогично), поскольку (продолжая тему заявления по мошенничеству) опросить виновное лицо не представилось возможным (к примеру выехал на рыбалку, вернется только через 2 недели). А при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по мошенничеству в настоящее время практически ни один прокурор не соглашается с принятыми решениями о возбуждении уголовных дел при отсутствии объяснения виновного лица.

А что же делать участковому Иванову?

Как я уже писал в посте: «Решения, принимаемые по заявлениям о преступлениях. Статья 145 УПК РФ.», выбор у него не богат.

В итоге, участковый либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо несет свой материал в отдел дознания или следствия с просьбой вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

А теперь внимание, сейчас последует ответ на самый главный вопрос о том, почему по заявлениям о преступлении проверки могут длиться месяцами и годами:

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прокурор вправе отменять незаконные или необоснованные решения дознавателя.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, начальник следственного органа вправе отменять незаконные или необоснованные постановления следователя.

В соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ, прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела и направить материалы проверки должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

В соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, прокурор может признать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или руководителем следственного органа незаконным.

Таким образом, после принятия решения по заявлению в срок, установленный ст.

144 УПК РФ еще имеется вероятность того, что принятое решение не будет являться окончательным и материал проверки будет возвращен обратно исполнителю (и не факт, что он поступит к нему на исполнение в тот же день, ведь после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела/проверки прокурором/переездами между канцеляриями может пройти не одна неделя).

А кто сказал, что со второго/третьего/четвертого раза участковый Иванов в полном объеме наработает материал и в итоге примет единственно верное решение с точки зрения уголовного и уголовно-процессуального права?

Максимально допустимое количество принятия решений нигде не прописано. Вот и ответ, почему сроки порой очень затягиваются. Конечно заявитель должен информироваться о всех принимаемых решениях, но на практике это выполняется далеко не всегда.

Из практики:
я сам неоднократно по просьбе тех или иных работников принимал не доработанные материалы проверок (по которым невозможно было ни возбудить уголовное дело, ни отказать в его возбуждении из-за нехватки очень существенных документов или объяснений), выносил по ним постановления о возбуждении уголовных дел (либо об отказе), сам же от имени прокурора (в последнее время из-за изменившихся требований в статистике, в особенности если в последующем планируется возбуждать уголовное дело, вариант через прокурора был исключен) или руководителя следственного органа печатал постановления об отмене своего же решения, подписывал и возвращал исполнителю. Никуда не денешься, порой бывали и объективные причины, по которым невозможно в полном объеме было отработать материал.

Документы:
УПК РФ скачать. 
 

Источник: https://svbeloglazov.ru/ugolovnii-process/srok-proverki-po-zayavleyiuo-prestuplenii-statiya-144-upk-rf/

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Рассмотрение сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ)2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.(часть шестая в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ)

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.(часть 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

Источник: https://ppt.ru/kodeks/upk/st-144

Порядок рассмотрения и проверки сообщения о преступлении. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Рассмотрение сообщения о преступлении

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает (ч. 1 ст. 144 УПК РФ):

1) прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях.

По делам публичного и частно-публичного обвинения обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, органы дознания, следователя, руководителя следственного органа). Ведомственными нормативными актами детально регулируется прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях.

Сообщение о преступлении должно быть принято вне зависимости от вида преступления, степени тяжести, окончания, места и времени совершения, полноты информации и времени обращения заявителя.

Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то возможна передача сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст.

145 УПК РФ).

Лицу, сделавшему заявление о преступлении или явке с повинной, выдается документ (талон-уведомление) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

2) проверка сообщений о преступлениях. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка.

Если в самом поводе уже содержится основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передаче сообщения по подследственности, то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение.

Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения следов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имущества (ст. 157 УПК РФ).

Проверка заключается в проведении проверочных действий:

· Производство ревизий и документальных проверок.

· Истребование информации из СМИ.

· Получение объяснений.

· Истребование документов, предметов.

· Осмотр предметов и документов.

· Осмотр места происшествия.

· Осмотр и исследование трупа.

· Освидетельствование.

· Назначение судебной экспертизы и получение заключения эксперта.

Перечень исчерпывающий, иные действия на этой стадии невозможны.

3) сроки проверки сообщений о преступлениях. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст.

145 УПК РФ не позднее 3-х суток со дня поступления сообщения.

Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново – с момента получения сообщения другим органом расследования.

3-х суточный срок предварительной проверки может быть продлен до 10 суток(ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Продление срока проверки сообщений о преступлениях от 10 до 30 суток может иметь место при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий, РСО по ходатайству следователя, а прокурором – по ходатайству дознавателя с обязательным указанием на обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Положительное решение о возбуждении принимается, если:

  • Есть повод (кроме дел частного или частно-публичного обвинения, а также по ст. 172.1 УК РФ).
  • Есть основание.
  • Нет обстоятельств, исключающих возможность осуществления дальнейшего производства процессуальных действий по ст. 24 УПК РФ.

По результатам проверки в пределах подследственности орган дознания, начальник ОД, дознаватель, РСД, следователь выносят постановление о возбуждении уголовного дела.

Состоит из:

  • Вводной части (дата, место, должностное положение лица, вынесшего постановление).
  • Описательно-мотивировочной (повод и основание, уголовно-правовая квалификация деяния).
  • Резолютивной (решение о возбуждении уголовного дела, об определении его подследственности при необходимости).
  • Также содержится решение о вручении копии постановления заинтересованным лицам (тому, кто становится подозреваемым, то есть в отношении которого возбуждено, заявителю) и прокурору.

На практике можно возбудить дело с нарушением подследственности и тут же передать по подследственности, для экономии сроков.

Прокурор проверяет на предмет законности или обоснованности. Прокурор вправе в течение 24 часов отменить постановление, о чем выносит свое мотивированное постановление, копия которого незамедлительно направляется лицу, которое вынесло постановление о возбуждении. Также уведомляются заявитель и лицо, в отношении которого возбуждено.

Такое решение прокурора не обязательно приводит к прекращению дальнейших действий по заявлению. Может просто требовать дополнительных действий.

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 654;

Источник: https://studopedia.net/14_60819_poryadok-rassmotreniya-i-proverki-soobshcheniya-o-prestuplenii-resheniya-prinimaemie-po-rezultatam-rassmotreniya-soobshcheniya-o-prestuplenii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.