Расследования уголовные дела передача

Содержание

Подследственность уголовных дел

Расследования уголовные дела передача

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 60 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

https://www.youtube.com/watch?v=BAVdi7Hy4Zk\u0026list=PLaiJkFySg_ISIyPU6lf0P6C7CatizGSBr

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

https://www.youtube.com/watch?v=3yB77_g4_os\u0026list=PLaiJkFySg_ISIyPU6lf0P6C7CatizGSBr

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Источники:

Подследственность

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Формы предварительного расследования

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/podsledstvennost-ugolovnyh-del/

Предварительное расследование — что нужно знать

Расследования уголовные дела передача

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы.

Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях.

Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

https://www.youtube.com/watch?v=X2U9QWnOHxM

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу.

Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий.

Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу.

За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу.

Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца.

В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования.

В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому).

При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.
 

Источник: https://sstumanov.ru/predvaritelnoe-rassledovanie-chto-nuzhno-znat/

Передача дела другому следователю (замена следователя)

Расследования уголовные дела передача

Перечень существенных нарушений

Есть специфическая ошибка, иногда допускаемая при расследовании дела: путаница при передаче дел между следователями. Особенно это реально найти по сложным, затянутым делам.

Принятие следователем уголовного дела к своему производству

Сразу после возбуждения уголовного дела, должна быть исполнена одна формальность: следователь должен “принять дело” к своему производству (ч.2 156 УПК). (Подробнее об этом механизме можно прочитать здесь: Принятие дела следователем к производству, обязательный этап уголовного дела).

Формальность, но важная – если этого не сделать, то все последующие действия следователя будут незаконными и все полученные им доказательства будут недопустимыми (75 УПК). Если он уже начал что-то расследовать, проводить какие-то следственные действия, но при этом не принял дело – то всё это напрасно, «лыко-да-мочало, начинай сначала».

Разумеется, такой грубый ляп – следователь не допустит. Но дело в том, что эта обязанность принимать дело к производству – сохраняется в последующем. То есть, каждый раз когда дело выбыло из рук следователя и попало к другому следователю – процедура принятия должна производится заново. И вот здесь и может быть допущена ошибка.

Нормативная база (о передаче дел между следователями)– п.1 ч.1 39 УПК  руководитель СО изымает дело у одного следователя и передает другому– п.12 ч.2 37 УПК  прокурор передает дела между органами расследования– 67 УПК  отвод следователя по причине заинтересованности (и соответственно – смена следователя)Оформление передачи дел– ч.2 156 УПК по уже возбужденному делу – требуется вынести отдельное постановление о принятииПередача дел между следователямиПоиск ошибки при передаче уголовного дела другому следователю, где ее можно “раскопать”

Перспективная ошибка: передача дела между следователями не оформлена

При изучении материалов уголовного дела стоит поискать такую ошибку – путаницу и ошибки при передаче дел между следователями. Особенно это реально найти по сложным, затянутым делам.Трудность: для ее поиска недостаточно текста приговора – тут не обойтись без материалов всего уголовного дала.Малозаметность: но зато, эта ошибка иногда обнаруживается как сюрприз, когда в приговоре ничего нарыть для жалобы не получилось. Она коварна тем, что малозаметна: если дело кружилось-вертелось между следователями, прокурором – то однажды она могла быть допущена и погребена под дальнейшими документами. Такая крошечка может остаться незамеченной на всей цепочке проверок дела: начальником СО-прокурором-судьей.ПОИСК ОШИБКИВсе возможные ситуации в которых требуется принимать дело к производству (и когда это оформлять не нужно) можно просмотреть здесь: Когда обязательно оформление принятия дела, и когда этого не требуется, перечень ситуаций.А здесь мы укажем как искать ошибку:- первое: проверьте все случаи появления новой фамилии следователя. Например: он может побывать в отпуске, а в этот период, другой следователь может допросить свидетеля, провести обыск и т.п. А правильно принятие дела сменный следователь оформить забыл. Первый возвращается из отпуска и спокойно продолжает заниматься работой по делу: доказательства, оформленные сменным следователем включаются в обвинительное заключение. То есть в деле появилось уязвимое место, которое довольно трудно заметить – если не искать специально.- второе: обратите внимание на все “зигзаги” уголовного дела: если оно возвращалось от прокурора, из суда (а то и из более далеких стадий процесса – из апелляции или кассации). Такие возвраты тоже могут привести к ошибке. Даже если дело попадает к тому же следователю (разумеется, дело возвращенное прокурором редко передают другому). Раздосадованный таким возвратом следователь может забыть вынести постановление о принятии дела к производству. Ведь психологически он считает дело “своим” (ранее он уже принимал его к производству), а не новым, и может упустить из внимания обязанность принимать дело к производству заново.- третье: если по делу работает следственная группа (163 УПК), нужно проверить, не провёл ли какое-то действие следователь, в группу не включенный.- четвертое: в случае, если часть следственных действий производились не следователем, а опертивниками по его поручению (п.4 ч.2 38 УПК), то обратите внимание – были ли легитимны такие поручения. См. Пример из практики – путаница между следователями привела к тому, что поручение дано не тем следователем, у которого дело было в тот момент в производстве.

Вернуться к списку нарушений

Обратиться за консультацией

Источник: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/2811-peredacha.html

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”

Расследования уголовные дела передача

Справка

Значительные изменения, внесенные в последнее время в положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел, требуют от органов прокуратуры формирования единого подхода к исполнению норм действующего уголовно-процессуального законодательства и усиления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В целях обеспечения надлежащего исполнения требований законодательства, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, иных территориальных прокуроров и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур:

1.1. При реализации полномочий, предусмотренных п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в строгом соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ.

1.2. Незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия.

https://www.youtube.com/watch?v=2zJrE_XaAVE

Иметь в виду, что прием сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может быть осуществлен органом дознания дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

В случае очевидности подследственности незамедлительно передавать сообщение для дальнейшей процессуальной проверки в соответствующий орган предварительного расследования или должностному лицу, уполномоченному на основании ст.

 151 УПК РФ производить дознание или предварительное следствие (за исключением случаев, требующих безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего).

Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ.

Учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения, зарегистрированного в установленном порядке правоохранительным органом в книге регистрации сообщений о преступлении, решение о его передаче должно иметь процессуальную форму постановления.

1.3. В ходе надзора за законностью возбуждения уголовных дел в каждом случае проверять соблюдение положений ст. 151 УПК РФ. Особое внимание уделять возбуждению уголовных дел о преступлениях, отнесенных ч. 5 ст. 151 УПК РФ к альтернативной подследственности.

1.4. Исключить из практики факты необоснованного изъятия и немотивированной передачи прокурорами в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ органам предварительного следствия уголовных дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов дознания.

Исходить из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.04.

2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ», из которого следует, что прокурор не вправе произвольно определять подследственность уголовного дела, а обязан руководствоваться ст.

 150 и 151 УПК РФ, относящими к формам предварительного расследования как следствие, так и дознание, а также предусматривающими конкретные составы преступлений, расследование уголовных дел о которых осуществляется в форме дознания.

1.5. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст.

 37 УПК РФ реализовывать полномочия по передаче материалов проверки сообщения о преступлении и уголовных дел из органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации при наличии данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи.

1.6. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением положений ч. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», касающихся изменения подследственности преступлений.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70045714/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.