Расследование уголовных дел

Защита по уголовным делам на этапе предварительного расследования

Расследование уголовных дел

Этап предварительного расследования для подозреваемого начинается с момента возбуждения следственными органами уголовного дела либо. Различают предварительное расследование в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Этап предварительного расследования является наиболее важным в уголовном процессе, т.к.

обвинением в лице следствия, потерпевшего, с одной стороны, происходит сбор и закрепление доказательств, допрос свидетелей, производство экспертиз, определение виновности лица в конкретном преступлении, с другой же – стороной защиты в лице подозреваемого/обвиняемого, адвоката выбирается правовая позиция по делу, прогнозируется желаемый результат, промежуточная и окончательная тактика защиты от предъявленного обвинения. Для стороны защиты этот этап имеет свои особенности, т.к. в условиях тайны следствия, т.е. отсутствии полной информации о собранных доказательствах, дальнейшей работе следствия по уголовному делу, адвокату совместно с подозреваемым, обвиняемым необходимо выработать линию поведения, которая в состоянии привести к максимально благополучному результату в окончательном решении суда — приговоре.

Тактика адвокатской защиты

На стадии предварительного расследования действует принцип состязательности сторон. Основная функция защиты направлена на доказывание обстоятельств, подтверждающих невиновность обвиняемого, либо на смягчение наказания, на характеристики личности обвиняемого, на изучение обстоятельств, позволяющих избежать уголовной ответственности.

Первоначально адвокат вырабатывает вместе с подзащитным тактику защиты по уголовному делу.

Защитник после определения тактики собирает всю необходимую информацию относительно данного дела, исследует материалы дела, экспертизы, привлекает к делу специалистов, которые впоследствии участвуют в суде.

При анализе имеющихся в доступе материалов дела, протоколов следственных действий, протоколов допросов потерпевшего, свидетелей, совместно с подзащитным адвокат должен сформировать и предложить наиболее правильную позицию по делу, позволяющую достигнуть желаемого результата.

При этом важно понимать, что иногда при оценке всех рисков по отдельным категориям уголовных дел для минимизации последующего наказания, доверителем может быть принято решение о признании, полном либо частичном, своей вины. Данное решение и последующие действия безусловно требуют контроля со стороны адвоката.

Особенностью этапа предварительного расследования заключается в том, что он, по сути, является подготовкой стороны защиты к последующему судебному процессу. Зачастую правильной тактикой бывает не торопиться с представлением органам следствия своей позиции по делу, с тем чтобы не дать возможность органам предварительного следствия опровергнуть ее, использую при этом соответствующие рычаги.

Безусловно, защита на этапе предварительного расследования требует от адвоката огромного опыта, психологической подготовки, знания тактики и особенностей ведения следствия по конкретным категориям дел.

Действия адвоката на этапе предварительного расследования

Защитник допускается к участию в деле после подписания с доверителем (либо родственниками, иными лицами) соглашения и предъявления следователю ордера и удостоверения. С этого момента любые следственные действия с подозреваемым производятся только с участием конкретного адвоката.

Участие защитника возможно в период доследственной проверки, либо с момента фактического задержания.

Согласно действующим нормам УПК следователь обязан разъяснить обвиняемому его право самостоятельно выбрать себе защитника, при необходимости с согласия обвиняемого сообщить его родственникам или близким людям, что нужно позаботиться о выборе защитника.

Защитник имеет право участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого и в иных следственных действиях, проводимых с его участием, а также знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с участием обвиняемого или самого защитника, с документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться обвиняемому. Он имеет право задавать вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу неправильности или неполноты записей в протоколе следственных действий. Закон не предусматривает участие защитника лишь в тех следственных действиях, которые проводятся без участия обвиняемого. Защитник также имеет право согласно ст.ст. 124-125 УПК РФ обжаловать действия/бездействие органов следствия в прокуратуре либо в суде, если сочтет что права и интересы его подзащитного нарушаются.

С того момента, как защитник допущен к участию в деле он имеет право на свидания с обвиняемым в случае нахождения его под стражей без ограничения продолжительности и количества таких свиданий. При этом обязательным требованием является отсутствие препятствий в общении с адвокатом перед первым допросом.

Участие защитника носит добровольный характер. Обвиняемый в любой момент может потребовать отказа от защиты или замены защитника.

Избрание меры пресечения

На данном этапе по каждому уголовному делу встает вопрос об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого.

Безусловно, наиболее тяжелой является заключение под стражу, она избирается судом на основании ходатайства следствия, если имеются основания полгать, что обвиняемый скроется, либо продолжит свою преступную деятельность, либо будет угрожать иным участникам процесса.

Действия защиты на данном этапе направлены на избрание наиболее благоприятной меры пресечения в отношении обвиняемого, опровержение доводов следствия о необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

При решении вопроса об избрании меры пресечения учитываются тяжесть преступления, личность подозреваемого, возраст и состояние здоровья, семейное положение, род занятий и иные обстоятельства. Немаловажным на данном этапе является и уже определенная правовая позиция по делу стороной защиты, возможно возмещенный ущерб, признание, частичное либо полное, вины.

На данной стадии необходим оперативный сбор и приобщение к материалам дела любых документов, свидетельствующих об отсутствии необходимости в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

В результате действий профессиональных защитников возможно избрание меры пресечения в виде залога, личного поручительства, подписки о невыезде и надлежащем поведении и иные, не связанные с лишением свободы. При этом зачастую о избранной меры пресечения зависит исход по делу, размер и вид наказания.

Мера пресечения в виде заключения под стражу избирается на определенный срок (один либо два месяца).

Дальнейшее продление меры пресечения происходит также в суде по ходатайству органов следствия с обязательным участием сторон ы защиты – адвоката, обвиняемого – и материалов дела, свидетельствующих о возможности избрания более мягкой меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения, постановление о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу в течение 3-х дней обжалуется в кассационном порядке в вышестоящий суд.

Окончание предварительного расследования

По окончании предварительного расследования адвокат вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов дела, в том числе с помощью технических средств, заявлять ходатайства, представлять доказательства, приносить жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора. В соответствии со ст. 217 УПК РФ материалы уголовного дела для ознакомления обвиняемому и его адвокату следователь предъявляет подшитыми и пронумерованными. Вещественные доказательства также предъявляются для ознакомления обвиняемому и его защитнику. По просьбе адвоката следователь обязан ознакомить его с фотографиями, аудио- и видеозаписям, материалами видеосъемки.

Ознакомление с материалами оконченного предварительного следствия обвиняемый и его защитник могут производить либо совместно, либо раздельно.

Защитника не вправе ограничивать во времени, которое ему необходимо для ознакомления с материалами уголовного дела. В соответствии со ст.

218-219 УПК РФ, после ознакомления с материалами дела адвокат вправе заявлять следователю ходатайства, которые обязан рассмотреть и разрешить, составить протокол ознакомления адвоката и обвиняемого с материалами дела.

Заявленные ходатайства защитника могут быть нацелены на: сбор доказательств, имеющих значение для защиты; проверку версий, опровергающих доводы обвинения, на изменение квалификации преступления; на исключение определенных эпизодов из обвинения; на прекращение преследования либо самого уголовного дела.

После того, как ходатайства будут удовлетворены либо отклонены следователем, обвиняемый и адвокат подписывают протокол, о том, что они ознакомлены полностью с материалами уголовного дела, и следователь приступает к составлению обвинительного заключения, для передачи материалов дела в прокуратуру на утверждение, а затем в суд. С этого момента начинается следующий этап уголовного судопроизводства – судебное разбирательство по уголовному делу.

Источник: https://msk-legal.ru/predvaritelnoe_rassledovanie/

Глава 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ

Расследование уголовных дел

  • Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

  • Предварительное следствие производится: 1) следователями Следственного комитета Российской Федерации – по уголовным делам: а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 – 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 – 149, 170.1, 171.2, 185 – 185.6, 194, 198 – 199.2, 201, 204, 205 – 205.2, 208 – 212, 215, 215.1, 216, 217, 217.1, 227, 237 – 239, 242.2, 246 – 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 – 282.2, 285 – 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 – 305, 317, 318, 320, 321, 328, 330.1, 332 – 354 и 356 – 360 Уголовного кодекса Российской Федерации; б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью; в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью; г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних; 2) следователями органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 217.1, 226.1, 229.1, 275 – 281, 283, 283.1, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации; 3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой – третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй – четвертой, 159 частями второй – четвертой, 159.1 частями второй – четвертой, 159.2 частями второй – четвертой, 159.3 частями второй – четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй – четвертой, 159.6 частями второй – четвертой, 160 частями второй – четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй – четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191 – 193, 195 – 197, 201, 202, 205, 206, 208 – 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 – 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 – 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) утратил силу.

    5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.

    1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.

    1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

  • Дознание производится: 1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации – по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 – 6 настоящей части; 2) утратил силу. 3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации; 5) утратил силу. 6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации; 7) следователями Следственного комитета Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах “б” и “в” пункта 1 части второй настоящей статьи;

    8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой и 327 частями первой и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

  • По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте “в” пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

  • По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй – четвертой, 159.1 частями второй – четвертой, 159.2 частями второй – четвертой, 159.3 частями второй – четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.

    5 частями второй – четвертой, 159.6 частями второй – четвертой, 160 частями второй – четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.

    1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 195 – 197, 201, 202, 206, 208 – 210, 222 частями второй и третьей, 226 частями второй – четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 239, 272 – 274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 частью второй и 327.

    1 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

  • По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 306 – 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

  • При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

  • Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

  • Источник: https://www.advocatemoscow.ru/498-glava-21-ugolovno-processualnogo-kodeksa-rf.html

    История предварительного расследования преступлений в России

    Расследование уголовных дел

    До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного.

    Оно разделялось на предварительное и формальное.

    Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

    Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти.

    С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II  от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов.

    За полицией оставалось расследование  незначительных преступлений и проступков.

    https://www.youtube.com/watch?v=BAVdi7Hy4Zk\u0026list=PLaiJkFySg_ISIyPU6lf0P6C7CatizGSBr

    В дополнение к указу был издан «Наказ судебным  следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства  следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.

    Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».

    Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.

    Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.

    С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет.

    В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так  и оправдывающие его.

    При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать  полиции  производство дознания и собирание иной информации.

    После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей.

    Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и  принимали по ним решения.

    Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии.  В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно  революционным правосознанием.

     В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также  наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

    Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановления о предании суду.

    В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных военных трибуналах, созданных годом ранее.

    Но уже 21 августа 1920 года Положениями о местных органах юстиции и  о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.

    Народный следователь мог приступить к производству расследования по заявлениям граждан, сообщениям милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи, а также  по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или предании суду принадлежало народному суду. Постановления следователя могли быть обжалованы в суде.

    Следователи руководили  действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве  расследования были обязательны для исполнения всеми  гражданами, должностными лицами и учреждениями.

    Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на  прокуратуру.

      В сентябре 1928 года следователи были полностью  выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.

    https://www.youtube.com/watch?v=3yB77_g4_os\u0026list=PLaiJkFySg_ISIyPU6lf0P6C7CatizGSBr

    Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовном  розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.

    В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему, в более чем половине уголовных дел предварительное следствие осуществлялось органами милиции.

    В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.

    В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел.

    Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием преступлений и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели право вести  предварительное следствие в полном объеме.

    Поэтому 6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик передал право производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее – МВД СССР). По сути, введение этого Указа в действие означало начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

    Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью.

    Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным.

    За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

    Сегодня предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом, 82 территориальных следственных подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и  следственные части главных управлений МВД России по федеральным округам.

    Следственный аппарат МВД России является одним из крупнейших в системе правоохранительных органов (43,5 тысяч сотрудников – 65% следственного корпуса страны), силами которого ежегодно расследуется свыше  1,5 миллионов уголовных дел, а это почти 84% всех дел, возбужденных по стране. В среднем на одного следователя приходится 38 уголовных дел, а это самые высокие нагрузки в правоохранительных органах.

    Несмотря на то, что 2012 год был сложным – сказались и продолжающиеся масштабные преобразования системы органов внутренних дел и обсуждение целесообразности реформирования следственных органов страны, – тем не менее, органы предварительного следствия в системе МВД России со своими задачами справились достойно.

    Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Departamenti/Sledstvennij_departament/NovostiSD/item/902582

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.