Расследование преступлений органами прокуратуры

11. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ. Прокурорский надзор, курс лекций – Автор неизвестен

Расследование преступлений органами прокуратуры

  • Тема 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯОТРАСЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 1. СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»
  • 2. СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОННОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
  • 3. УЧРЕЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРОКУРАТУРЫ
  • 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
  • 5. КОНЦЕПЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  • Тема 2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ.СИСТЕМА, СТРУКТУРА  И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
  • 1. ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
  • 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ИЗНАЧЕНИЕ
  • 3. СИСТЕМА, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
  • 4. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ
  • 5. КАДРЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ
  • 6. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
  • 7. ПОНЯТИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВПРОКУРАТУРЫ
  • Тема 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫМИЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ (ОБЩИЙ НАДЗОР)
  • 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕГО НАДЗОРА
  • 2. ПРЕДМЕТ И ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕГО НАДЗОРА
  • 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБЩЕГО НАДЗОРА
  • 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА
  • 5. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА НА ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ ЗАКОНУ НОРМАТИВНЫЙ АКТ
  • 6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ИЛИ ПРОИЗВОДСТВАОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
  • 7. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОКУРОРА О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА
  • 8. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • 9. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЩЕМУ НАДЗОРУ
  • Тема 4. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ИОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • 2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА И ФОРМЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯЗАКОНА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ИОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • 3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМЗАКОНОВ: ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ИОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • 4. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИЕМА, УЧЕТА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЙИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
  • 5. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
  • 6. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ ВДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
  • 8. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВА ОБВИНЯЕМОГО НА ЗАЩИТУ
  • 9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ
  • 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ДОЗНАНИЯ ИПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
  • 11. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
  • Тема 5. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ СПРЕСТУПНОСТЬЮ.
  • 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
  • 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ
  • 3. ФОРМЫ КООРДИНАЦИИ
  • Тема 6. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИСУДАМИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
  • 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИРАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В СУДАХ
  • 2. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНОГОДЕЛА
  • 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ПОДГОТОВКИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА К СУДЕБНОМУЗАСЕДАНИЮ
  • 4. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
  • 5. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • 6. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ВНОВЬОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
  • 8. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ПРОТОКОЛЬНОЙ ФОРМЕ ДОСУДЕБНОЙПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ
  • 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СУДЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
  • Тема 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯПРИГОВОРОВ
  • 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ
  • 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ И ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ОБРАЩЕНИЯ КИСПОЛНЕНИЮ ПРИГОВОРОВ
  • 3. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ, СВЯЗАННЫХ СЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ
  • 4. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИГОВОРОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ
  • 5. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯНАКАЗАНИЯ
  • Тема 8. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИСУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
  • 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИРАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ В СУДАХ
  • 2. НАДЗОР ПРОКУРОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
  • 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В СТАДИИ КАССАЦИОННОГОПРОИЗВОДСТВА
  • 4. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА РЕШЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮСИЛУ
  • Тема 9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО БОРЬБЕ С БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ ИПРАВОНАРУШЕНИЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • 2. ОХРАНА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЕДСТВАМИПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
  • 3. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМСУДОПРОИЗВОДСТВЕ
  • Тема 10. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ВПРОПАГАНДЕ ЗАКОНОВ
  • 1. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  • 2. ПРОПАГАНДА ЗАКОНОВ — ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРОКУРАТУРЫ
  • 3. ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ПРОПАГАНДЫ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
  • 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПРОПАГАНДЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
  • 5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
  • Тема 11. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
  • 1. ЗАДАЧИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
  • 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
  • 3. СТИЛЬ И МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
  • 4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
  • 5. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

На основании ст. 1 вышеназванного закона прокуратураосуществляет уголовное преследова­ние. Важно заметить, что одним из способ реализации ϶ᴛᴏгонаправления деятельности прокуратуры будет расследование преступлений, проводимоеследователями органов прокуратуры, а иногда и прокурорами.

Уголовно-процессуальный закон (ст. 126 УПК РСФСР)разграничил подследственность преступ­лений между ведомствами, наделеннымиправом производства предварительного следствия: прокурату­рой, МВД, ФСБ И ФСНП.

К исключительной подследственности следователей органовпрокуратуры закон отнес расследо­вание наиболее опасных и сложных преступлений,таких как:

— преступления против жизни и здоровья (ст. 105—110, ч. 4ст. 111, 120, 123, 124 УК РФ);

— преступления против ϲʙᴏбоды, чести и достоинства личности(ст. 126, ч. 2 и 3 ст. 127 У К РФ);

— преступления против половой неприкосновенности и половойϲʙᴏбоды личности (ст. 131, 134, 135УКРФ);

— преступления против конституционных прав и ϲʙᴏбод человекаи гражданина (ст. 136—149 УК РФ);

— умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167УК РФ);

— контрабанда (ст. 188УКРФ);

— преступления против общественной безопасности (ст.209—212, 215—217, 227 УК РФ);

— преступления против здоровья населения и общественнойнравственности (ст. 235—239, УК РФ);

— экологические преступления (ст. 246—255 УК РФ);

— преступления против безопасности движения и эксплуатациитранспорта (ст. 263,269,270 УК РФ);

— преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272—274 УКРФ);

— возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды(ст. 182 УК РФ);

— преступления против государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285—293УК РФ);

— преступления против правосудия (ст. 294—296, 298—305, 309,ч. 2 ст. 311 УК РФ);

— преступления против порядка управления (ст. 317, 318, 320,321, 328 УК РФ);

— преступления против военной службы (ст. 332—352 УК РФ);

— преступления против мира и безопасности человечества (ст.353—360 УК РФ);

— преступления, совершенные судьями, прокурорами,следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции,учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов;

— преступления, совершенные в отношении вышеназванных лиц всвязи с их служебной дея­тельностью.

По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, атакже призванными на сборы во­еннообязанными, военными строителями, солдатами,матросами, сержантами, старшинами, прапорщи­ками, мичманами и лицамиофицерского состава Федеральной службы безопасности Российской Феде­рации иСлужбы внешней разведки Российской Федерации, а также гражданским персоналомВооруженных сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебныхобязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военногообразовательного учреждения профессиональ­ного образования, предварительноследствие производится следователями военной прокуратуры.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств недействуют общие органы расследова­ния, следователям военной прокуратуры порешению Генерального прокурора Российской Федерации может быть порученопроизводство расследования по уголовным делам о всех преступлениях, по кото­рымв ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с уголовно-процессуальным законом предварительное следствиеобязательно.

Производство расследования другими следственными аппаратамипреступлений, отнесенных к исключительной компетенции органов прокуратуры, недопускается.

При всем этом следователь проку­ратуры вправе проводить предварительноеследствие по любому уголовному делу.

Следователи проку­ратуры, как и другихведомств, имеют обширный арсенал правовых средств, обозначенных вуголовно-процессуальном законе, для полного, объективного и всестороннегорасследования преступлений, изо­бличения преступников.

Следователи прокуратуры самостоятельны в принятии решений порасследуемым ими уголовным делам, в выборе методики, тактики расследования, ворганизации ϲʙᴏей работы.

Следователь прокурату­ры вправе давать порученияорганам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по на­ходящимсяу него в производстве делам, о выполнении отдельных следственных действий, осодействии в проведении следственных действий (например, обысков).

Надзор зазаконностью деятельности следо­вателей прокуратуры осуществляют ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующиепрокуроры.

Иногда прокуроры лично или по их поручению подчиненные импрокуроры проводят расследование преступлений в полном объеме.

Решениепрокурора лично провести расследование может быть вызвано рядом обстоятельств: повышеннойобщественной опасностью совершенного преступления, его особой ак­туальностьюдля данного региона, недостаточной укомплектованностью кадрами следователей,недоста­точным опытом и квалификацией подчиненных следователей длярасследования сложного уголовного де­ла и т.д. При производстве расследованияпрокурор обладает теми же полномочиями, что и следователь. Надзор зазаконностью расследования в такой ситуации должен осуществлять вышестоящийпрокурор.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4560/199359/11.%20%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%A3%D0%9F%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%99%20%D0%9E%D0%A0%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%9C%D0%98%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%9A%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%AB.html

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Расследование преступлений органами прокуратуры

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/chem-otlichaetsia-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta-5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Прокурорский надзор

Расследование преступлений органами прокуратуры

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия в форме дознания. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит в течение 10 суток неотложные следственные действия.

По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания возбуждает дело и проводит расследование в полном объеме. Предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключением преступлений, исчерпывающе перечисленных в уголовно-процессуальном законодательстве (в ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Организационное разделение следователей и разграничение их компетенции объясняется историческими условиями формирования следственного аппарата в стране.

В 1860 г. предварительное следствие было изъято из ведения полиции и передано органам юстиции, были учреждены судебные следователи, которые и стали осуществлять предварительное следствие.

После 1917 г. предварительным расследованием занимались следственные комиссии Военно-революционных комитетов. Характерной особенностью деятельности следственных комиссий было коллегиальное проведение расследования.

В 1920 г. учрежден институт единоличных следователей: при совете народных судей (города, уезда, губернии) состояли народные следователи; при отделах юстиции губернских исполкомов — особые следователи по важнейшим делам; при народном комиссариате юстиции — следователи по важнейшим делам.

В 1928 г. следственный аппарат был передан в полное подчинение прокуратуры. В 1929 г. военные следователи были переданы в состав военных прокуратур.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от июля г. право производства предварительного следствия предоставлено следователям органов государственной безопасности (ныне — органы Федеральной службы безопасности РФ), а Указом от 6 апреля 1963 г. — следователям органов охраны общественного порядка (ныне органов внутренних дел).

Несмотря на организационное разделение следователей, их деятельность едина и специфична по своей юридической природе, задачам, принципам и содержанию.

Следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции. Предварительное расследование могут проводить прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Законом о прокуратуре определена структура следственного аппарата прокуратуры.

В соответствии с приказами Генеральной прокуратуры РФ и других органов при расследовании сложных уголовных дел о преступной деятельности межрегиональных организационных групп; большого объема следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизодным уголовным делам; реализации в рамках конкретного уголовного дела оперативных материалов разных правоохранительных органов либо в случаях отнесения преступления к альтернативной подследственности создаются совместные следственно-оперативные группы (бригады) этих органов.

В целях раскрытия убийств созданы и действуют на постоянной основе следственно-оперативные группы, в которые входят следователи органов прокуратуры и работники оперативных подразделений органов внутренних дел.

В отдельных случаях, исходя из сложности дела и объема следственных действий по нему, следственные группы создаются лишь из числа следователей органов прокуратуры.

Следователи органов прокуратуры в административном отношении подчинены прокурорам. Однако это не означает ущемления их процессуальных функций, к которым относятся:

  • принятие, проверка сообщений о преступлениях, принятие решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях;
  • исследование обстоятельств дела;
  • обвинение в совершении преступления;
  • ограждение граждан от необоснованного обвинения в совершении преступления;
  • обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества;
  • пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления;
  • розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно;разрешение уголовных дел.

Деятельность следователя осуществляется в трех стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Следователь — самостоятельный субъект уголовно- процессуальной деятельности, несущий определенные обязанности и обладающий определенными правами, которые определены законом.

Следователю прокуратуры никто, кроме прокурора, вправе давать указания по уголовному делу.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и судебного решения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В процессе расследования взаимоотношения следователя с прокурором носят не административный, а процессуальный характер.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе и даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранения его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Прокурорский надзор за следствием не только не лишает следователя самостоятельности и не умаляет его авторитета, а напротив, обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

При производстве предварительного следствия следователь вступает в правоотношения с органами дознания, на которые возложено принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.

Следователь по расследуемым им делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством может давать органам дознания в письменном виде обязательные для них поручения: о проведении оперативно-розыскных мероприятий; о проведении розыскных действий; об исполнении постановлений о задержании, о приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Взаимодействие следователей с работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не означает слияние процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, присущими им способами, методами и средствами.

Источник: https://isfic.info/prokuror/shant68.htm

Интервью

Расследование преступлений органами прокуратуры

Гаджет для Жеглова

Александр Бастрыкин рассказал об уникальных экспертизах криминалистов Следственного комитета

Современная криминалистика за последние годы прошла такой фантастический путь, о котором великие сыщики прошлого не могли даже мечтать.

Поверил бы, к примеру, Шерлок Холмс, что на убийцу может указать запах дорогого парфюма, оставшийся спустя годы на пиджаке жертвы? О технических новинках, уникальных технологиях и о том, почему сегодня без криминалистов невозможно расследовать практически ни одно преступление, рассказал Александр Бастрыкин в интервью “Российской газете”.

Александр Иванович, одно из недавних самых резонансных ЧП – разлив нефтепродуктов в Норильске. В вашем ведомстве расследуется уголовное дело. Правда ли, что решающим в расследовании стало использование самых последних достижений криминалистики?

АЛЕКСАНДРБАСТРЫКИН: Криминалисты центрального аппарата принимали непосредственное участие в осмотре места происшествия. А с учетом масштабов произошедшего это следственное действие проводилось несколько дней и представляло сложный процесс осмотра и фиксации обстановки. Для этого применялись специальные технические средства.

Кроме того, при расследовании обстоятельств разлива нефтепродуктов проведен анализ содержимого одного из мессенджеров, используемых бывшим тогда главой Норильска Ахметчиным Р.В. Полученные сведения позволили выявить признаки преступной халатности, выразившейся в несвоевременном вводе режима ЧС и повлекшей существенное увеличение размера причиненного вреда.

Почему, на ваш взгляд, развитию криминалистической службы у вас придается столь большое значение?

АЛЕКСАНДР БАСТРЫКИН: Прежде всего расширение криминалистических возможностей следствия является одним из основных направлений повышения раскрываемости преступлений, в том числе совершенных в прошлые годы. И, несмотря на то что преступники берут на вооружение все новейшие технические достижения, криминалистические подразделения ведомства показывают стабильно высокие результаты в раскрытии особо опасных преступлений.

Люди ждут от нас быстрой и квалифицированной реакции по защите их прав, и нами предпринимаются последовательные шаги по внедрению новейшей криминалистической техники, совершенствованию профессионального уровня следственных кадров, улучшению межведомственного взаимодействия в рамках системы “Безопасный город”.

Одни из самых страшных преступлений – те, которые совершают маньяки. Правильно ли утверждение, что криминалисты первыми выявляют наиболее опасные – серийные преступления?

АЛЕКСАНДРБАСТРЫКИН: Важнейшим направлением работы следователей-криминалистов Следственного комитета является аналитическая и исследовательская деятельность. Именно она позволяет выявлять серийность преступлений, совершенных одним лицом или лицами в разных регионах страны.

Помимо этого успех во многом зависит и от эффективности взаимодействия с коллегами из уголовного розыска.

И для того чтобы установить “серию”, то есть фактическую взаимосвязь однородных умышленных преступлений, необходимо проведение скоординированных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Только тогда можно достичь положительного результата.

Например, в первом полугодии 2020 года раскрыто 135 серий о 1103 преступлениях, в том числе зарегистрированных в прошлые годы. Это 5 серий об убийствах, включающих 20 эпизодов, 81 серия о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы, включающая 828 эпизодов, 46 серий об иных преступлениях, включающих 250 эпизодов.

Так, в результате системной кропотливой работы криминалистов и сотрудников уголовного розыска была раскрыта серия изнасилований и насильственных действий сексуального характера, совершенных с 2014 по 2020 год на территории Гагаринского, Ленинского, Нахимовского, Балаклавского районов Севастополя и в Ялте в отношении 16 потерпевших, 12 из которых – несовершеннолетние.

В ходе следствия проводилась активная работа по проверке молекулярно-генетическим путем конкретных лиц на причастность к серии. В общей сложности получены и исследованы порядка 7 тысяч биологических образцов.

При очередном преступлении, совершенном в июне этого года, были обнаружены следы пальцев рук нападавшего. Проверка по дактилоскопическому учету установила их принадлежность конкретному лицу.

И впоследствии результаты молекулярно-генетической экспертизы подтвердили его причастность к совершению указанных преступлений.

Помимо этого с помощью молекулярно-генетической экспертизы раскрыта серия изнасилований и насильственных действий сексуального характера, совершенных с августа по октябрь 2016 года на территории Самары, Владимира и Санкт-Петербурга уроженцем города Салавата Республики Башкортостан.

Раскройте профессиональный секрет. Вот вы взяли нераскрытое годы назад преступление. Каким образом идет работа по таким старым делам? С чего начинаете?

АЛЕКСАНДР БАСТРЫКИН: Первостепенным направлением для следователей-криминалистов является аналитическая деятельность. И с первого же дня создания ведомства раскрытию преступлений прошлых лет были приданы эффективные организационные формы.

Прежде всего нами были образованы специализированные аналитические группы.

Они вновь изучали материалы уголовных дел о нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлениях, проверяя полноту выдвинутых версий всеми доступными на данный момент времени методиками, эффективность использования базы данных криминалистических учетов, а также результативность розыска лиц, скрывшихся от следственных органов. Тем самым мы ввели в обязанности следователей и криминалистов не только расследование, но и раскрытие преступлений. В состав таких групп помимо следователей Следственного комитета включены также сотрудники МВД, ФСИН, органов прокуратуры.

Кроме того, в прошлом году в территориальных следственных органах были созданы уже самостоятельные подразделения, специализирующиеся на раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет, а в структуре Главного следственного управления ведомства образовано управление по расследованию преступлений прошлых лет.

И что в итоге? Такая планомерная работа приносит свои плоды?

АЛЕКСАНДР БАСТРЫКИН: Так, Главным следственным управлением СК России по Москве раскрыты убийства сотрудников милиции, совершенные в 1995 году.

В текущем году на основе доказательств, собранных следователями Главного следственного управления СК, осуждены члены банды, убившие в 2005 году в Смоленской области бывшего прокурора города Рославля.

В Ямало-Ненецком автономном округе вынесен приговор в отношении жителя города Надыма по уголовному делу 2000 года об убийстве двух женщин и 6-летнего мальчика.

Помимо этого в Ульяновске удалось раскрыть убийство братьев-предпринимателей, совершенное в 2016 году.

Погибшие занимались бизнесом в сфере ритуальных услуг. Следствием проверялись различные версии убийства, в том числе о его совершении конкурентами или партнерами по бизнесу. И спустя несколько лет по инициативе следователя-криминалиста была назначена ольфакторная судебная экспертиза. Это экспертиза запаховых следов.

Ее результаты позволили установить, что в автомобиле убитых и на одежде обнаружены запаховые следы человека, происходящие от предпринимателя, который ранее задерживался по подозрению в совершении двойного убийства, но доказательств для предъявления ему обвинения было недостаточно.

В совокупности с другими доказательствами заключение ольфакторной судебной экспертизы послужило основанием для предъявления ему и его соучастнику обвинения, и расследование было завершено.

А как в целом применение таких высоких технологий влияет на результаты работы вашего ведомства?

АЛЕКСАНДР БАСТРЫКИН: В первую очередь это положительно сказывается на качестве следствия и сокращении сроков его проведения. Судите сами.

По итогам работы за 7 месяцев 2020 года на 51 процент сократилось число уголовных дел, возвращенных прокурором на доследование (с 1912 до 940), на треть сократилось число уголовных дел, возвращенных судом на доработку (с 697 до 489).

Существенно сократилось и число дел, расследованных в срок свыше двух месяцев (на 10 процентов). И это при том что к подследственности ведомства относятся преступления повышенной сложности.

При нашей прошлой встрече вы упоминали об исследованиях, проводимых институтом криминалистики, в том числе вместе с Российской академией наук. О каких из них можно рассказать?

АЛЕКСАНДРБАСТРЫКИН: Следственный комитет уделяет большое внимание поиску программных продуктов, приборов, оборудования и расходных материалов, которые можно использовать для усиления потенциала технико-криминалистического и экспертного обеспечения расследования преступлений, повышения эффективности и оперативности работы следователей. Скажу лишь о некоторых наработках.

Нами проведена апробация, и научно-техническим советом СК России рекомендовано к приобретению и использованию устройство восстановления информации из флэш-накопителей российского производителя.

Также проводится апробация портативного программно-аппаратного комплекса того же разработчика, предназначенного для извлечения цифровой информации как в лабораторных, так и в полевых условиях.

Хорошо зарекомендовал себя при производстве технико-криминалистических экспертиз документов универсальный детектор валют.

Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос использования отечественных источников экспертного света для поиска и изъятия контактных следов преступника с тел жертв, подвергшихся насильственным действиям, в целях последующего молекулярно-генетического исследования.

В ходе мониторинга исследований, проводимых Российской академией наук, научно-производственными объединениями, предприятиями и организациями, выявлены перспективные разработки, которые после определенных усовершенствований можно будет применять в расследовании преступлений.

Представляет интерес программное обеспечение для стенографирования речи нескольких дикторов, предназначенное в том числе для составления протоколов допросов как непосредственно в ходе следственных действий, так и по их аудиозаписям.

Конечно, это затратно. Но эпоха следственных портфелей и чемоданов уходит в прошлое.

А как вы относитесь к детектору лжи? Об эффективности полиграфа спорят давно. Это направление сейчас как-то развивается?

АЛЕКСАНДР БАСТРЫКИН: В Следственном комитете многие годы активно используется полиграф. Выводы психофизиологического исследования, проводимого с его помощью, учитываются следователем в ходе расследования преступлений, а оценка результатов такого исследования дается в комплексе с иными полученными по уголовному делу доказательствами.

Однако мы внимательно следим за новейшими техническими разработками, которые могут повысить эффективность криминалистической деятельности.

Так, из нескольких создаваемых в настоящее время комплексов бесконтактного определения психоэмоционального состояния человека нами был отобран программно-аппаратный комплекс, разрабатываемый в Санкт-Петербурге, который анализирует характеристики голоса, мимику, движения глаз, частоту моргания, движения тела. На основании собранной таким образом информации можно выявить изменения эмоциональных и когнитивных реакций человека на задаваемые вопросы.

В настоящее время достигнута предварительная договоренность о доработке данной системы для возможного дальнейшего использования в Следственном комитете.

В завершение нашего разговора разрешите поздравить вас и весь коллектив ведомства с годовщиной образования криминалистической службы. Пожелать здоровья, успехов в нелегкой и крайне необходимой работе.

АЛЕКСАНДР БАСТРЫКИН: Благодарю за теплые слова. Пользуясь случаем, сердечно поздравляю сотрудников и ветеранов криминалистической службы с праздником. Ваша высочайшая компетентность, принципиальность, огромная работоспособность и самоотдача снискали заслуженное уважение граждан страны.

Выражаю глубокую признательность ветеранам за активную помощь в воспитании молодых специалистов, передачу им накопленных знаний и богатого опыта. От всей души желаю всем крепкого здоровья, успехов, благополучия!

Вы неоднократно заявляли о важности расследования преступлений прошлых лет. Почему этому придается столь большое значение?

АЛЕКСАНДР БАСТРЫКИН  Напомню, что при образовании Следственного комитета в 2007 году из органов прокуратуры в новое ведомство было передано более 200 тысяч уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет.

За годы существования ведомства при содействии криминалистов удалось раскрыть около 80 тысяч таких преступлений, а виновные понесли наказание. Таким образом, в рамках расследования преступлений прошлых лет принцип неотвратимости наказания, закрепленный в уголовно-процессуальном законе, эффективно реализуется на практике.

Для наших сотрудников раскрытие таких преступлений не только одна из приоритетных задач, но и дело чести. Результаты нашей работы показывают, что мы на правильном пути.

Сколько же таких старых преступлений было раскрыто вашими следователями в этом году?

АЛЕКСАНДР БАСТРЫКИН: За 6 месяцев 2020 года совместно с органами дознания раскрыто 3757 преступлений, совершенных в прошлые годы.

В их числе 381 убийство, 198 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, 255 изнасилований и насильственных действий сексуального характера, 970 иных тяжких и особо тяжких преступлений.

Эти результаты внушают определенный оптимизм, ведь проведенный нами анализ свидетельствует о том, что возросло не только общее число расследованных преступлений прошлых лет (на 10 процентов), но и в их числе увеличилась доля раскрытых тяжких и особо тяжких деяний (на 17 процентов), а также преступлений, которые оставались нераскрытыми более года (на 20 процентов). Больше всего преступлений прошлых лет раскрыто в следственных подразделениях по Москве, Московской, Иркутской областям, по Санкт-Петербургу, республикам Коми, Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Крым и городу Севастополю, Красноярскому краю и Республике Хакасия и в ряде других субъектов.

Козлова Наталья

Источник: https://sledcom.ru/press/interview/item/1508648/

Расследование преступлений органами прокуратуры

Расследование преступлений органами прокуратуры

В соответствии со ст.

31 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: «осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуалъным законодательством Российской Федерации к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления».

В соответствии со ст. 1 вышеназванного закона прокуратура осуществляет уголовное преследование. Одним из способ реализации этого направления деятельности прокуратуры является расследование преступлений, проводимое следователями органов прокуратуры, а иногда и прокурорами.

Уголовно-процессуальный закон (ст. 126 УПК РСФСР) разграничил подследственность преступлений между ведомствами, наделенными правом производства предварительного следствия: прокуратурой, МВД, ФСБ И ФСНП.

К исключительной подследственности следователей органов прокуратуры закон отнес расследование наиболее опасных и сложных преступлений, таких как:

— преступления против жизни и здоровья (ст. 105—110, ч. 4 ст. 111, 120, 123, 124 УК РФ);

— преступления против свободы, чести и достоинства личности (ст. 126, ч. 2 и 3 ст. 127 У К РФ);

— преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 131, 134, 135УКРФ);

— преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136—149 УК РФ);

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

— умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ);

— контрабанда (ст. 188УКРФ);

— преступления против общественной безопасности (ст. 209—212, 215—217, 227 УК РФ);

— преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 235—239, УК РФ);

— экологические преступления (ст. 246—255 УК РФ);

— преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263,269,270 УК РФ);

— преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272—274 УК РФ);

— возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды (ст. 182 УК РФ);

— преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285—293 УК РФ);

— преступления против правосудия (ст. 294—296, 298—305, 309, ч. 2 ст. 311 УК РФ);

— преступления против порядка управления (ст. 317, 318, 320, 321, 328 УК РФ);

— преступления против военной службы (ст. 332—352 УК РФ);

— преступления против мира и безопасности человечества (ст. 353—360 УК РФ);

— преступления, совершенные судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов;

— преступления, совершенные в отношении вышеназванных лиц в связи с их служебной деятельностью.

По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, военными строителями, солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской Федерации, а также гражданским персоналом Вооруженных сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военного образовательного учреждения профессионального образования, предварительно следствие производится следователями военной прокуратуры.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования, следователям военной прокуратуры по решению Генерального прокурора Российской Федерации может быть поручено производство расследования по уголовным делам о всех преступлениях, по которым в соответствии с уголовно-процессуальным законом предварительное следствие обязательно.

Производство расследования другими следственными аппаратами преступлений, отнесенных к исключительной компетенции органов прокуратуры, не допускается.

В то же время следователь прокуратуры вправе проводить предварительное следствие по любому уголовному делу.

Следователи прокуратуры, как и других ведомств, имеют обширный арсенал правовых средств, обозначенных в уголовно-процессуальном законе, для полного, объективного и всестороннего расследования преступлений, изобличения преступников.

Следователи прокуратуры самостоятельны в принятии решений по расследуемым ими уголовным делам, в выборе методики, тактики расследования, в организации своей работы.

Следователь прокуратуры вправе давать поручения органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по находящимся у него в производстве делам, о выполнении отдельных следственных действий, о содействии в проведении следственных действий (например, обысков).

Надзор за законностью деятельности следователей прокуратуры осуществляют соответствующие прокуроры.

Иногда прокуроры лично или по их поручению подчиненные им прокуроры проводят расследование преступлений в полном объеме.

Решение прокурора лично провести расследование может быть вызвано рядом обстоятельств: повышенной общественной опасностью совершенного преступления, его особой актуальностью для данного региона, недостаточной укомплектованностью кадрами следователей, недостаточным опытом и квалификацией подчиненных следователей для расследования сложного уголовного дела и т.д. При производстве расследования прокурор обладает теми же полномочиями, что и следователь. Надзор за законностью расследования в такой ситуации должен осуществлять вышестоящий прокурор.

Источник: https://students-library.com/library/read/105236-rassledovanie-prestuplenij-organami-prokuratury

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.